Заносится ли практика в трудовую книжку

Обновлено: 25.06.2024

Вопрос трудоустройства — один из важнейших для человека. Особенно остро он встает в условиях экономического кризиса, который сейчас охватил экономику. По данным различных интернет-ресурсов, в зависимости от открытой работодателем вакансии опыт работы требуется не менее чем в 50% из поданных объявлений, а приветствуется практически всегда.

В силу этого, как показывает практика, соискатель, чтобы получить вакантное место, может пойти на сознательное искажение информации об имеющемся трудовом стаже.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПО СТАТЬЕ 327 УК РФ

Согласно требованиям действующего законодательства сам по себе факт представления лицом трудовой книжки с внесенными записями о наличии трудового стажа не является основанием для возникновения у лица права на получение пенсионного обеспечения. При определении права на пенсию имеет значение лишь страховой стаж, определяемый на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, трудовая книжка, согласно данным которой ранее рассчитывался трудовой стаж, служивший основанием для получения права на пенсию, из-за изменений, внесенных законодателем, приобрела статус иного личного документа, носящего информационный характер.

Следовательно, получить соответствующую должность в этих организациях можно лишь при предъявлении документа, свидетельствующего о наличии необходимого опыта работы, который подтверждается записью в трудовой книжке. Таким образом, ссылка на данные о персонифицированном учете в таком случае неверна. Во-первых, потому что речь идет не о праве на пенсию, а незаконном занятии должности. Во-вторых, персонифицированный учет ведется органами ПФР сравнительно недавно. Закон № 27- ФЗ вступил в силу на территории России только в 1997 году. При этом базы данных учета еще только создавались и не могли содержать сведения о стаже работы граждан за более ранний период. Главным документом, который мог (и может до сих пор) подтвердить этот стаж, остается трудовая книжка.

О необходимости квалифицировать действия лица, совершающего подделку трудовой книжки, по ст. 327 УК РФ свидетельствует и судебная практика ряда регионов.

К. представила эти документы для того, чтобы получить субсидию на приобретение жилья, которая выделялась работникам сельхозпредприятий. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, от 05.03.2008 № 144 обязательным условием для участия в программе являлось наличие постоянного места работы на сельхозпредприятии у лица, с которым заключен трудовой договор сроком не менее чем на 5 лет (дело № 1-161/2010).

Впрочем, случаи подделки схожих по сути документов — медицинских книжек работников и записей в них — по-прежнему квалифицируются по ст. 327 УК РФ. Так, приговором Первомайского районного суда г. Новосибирска от 01.02.2016 по делу № 1-39/2016 признаны виновными помощник санитарного врача и медсестра больницы. Они признали свою вину в том, что подделали санитарные книжки нескольких работников торговли и вносили в них ложные записи от имени врачей о прохождении обязательных медосмотров. Суд согласился с квалификацией действий подсудимых по ч. 1 ст. 327 УК РФ — подделка и сбыт иного официального документа, предоставляющего права.

ПОДДЕЛКА ЗАПИСИ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА

Кроме официальной составляющей, присущей трудовой книжке, в нашей стране данный документ при трудоустройстве выполняет еще одну важную функцию. Он играет роль рекомендательного письма, которое способно повлиять на решение будущего работодателя о принятии человека на работу. В нем отражаются причины увольнения с прежних мест работы, а также сведения о награждениях и благодарностях.

В статье 204 УК РФ описаны два самостоятельных состава преступления:
а) незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (части 1 и 2);
б) незаконное получение такого вознаграждения (части 3 и 4).

Однако преступления по ст. 204 УК РФ, как и коррупционные, являются латентными.

Передача подкупа. Как правило, выявление преступлений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 204 УК РФ, происходит на основании заявления представителя компании, к которому лицо обращается с просьбой внести в трудовую книжку сведения, не соответствующие действительности. Это преступление выявляется гораздо реже, нежели задержание лиц, которые получают подкуп (части 3 и 4 ст. 204 УК РФ).

При рассмотрении указанного заявления орган дознания должен принять меры к установлению и оценке наличия признаков состава преступления, позволяющих квалифицировать действия по частям 1 и 2 ст. 204 УК РФ. В частности, чтобы доказать объективную сторону преступления, нужно выяснить и зафиксировать:
— намерения по передаче денег либо оказание услуг за незаконное внесение в трудовую книжку ложных сведений о трудовой деятельности в интересах дающего;
— условия передачи имущества или оказания услуг (место, время, способ передачи денег), включая меры по ее маскировке;
— добровольность обращения с заявлением о коммерческом подкупе;
— ущерб, причиненный коммерческим подкупом.

Действия человека, который обращается с предложением внести в трудовую книжку ложную информацию о трудовой деятельности, совершаются только с прямым умыслом. То есть он понимает незаконность передачи денег или иного имущества тому, кто выполняет управленческие функции в организации, за совершение действия (бездействия) в его интересах и желает совершения этих действий. Несмотря на то, что мотив совершения преступления не влияет на квалификацию, его необходимо установить. То есть нужно выяснить, для чего впоследствии подкупающий хотел использовать трудовую книжку с ложной записью.

Для расследования дела также важно выяснить:
— взаимоотношения между субъектами преступления;
— обстоятельства их знакомства и установления контактов, способы формирования и поддержания взаимоотношений;
— обстановку, сопутствующую коммерческому подкупу;
— обстоятельства сговора относительно передачи, получения в качестве подарка денег, ценностей и т. п., роль организатора и иных участников.

Наконец, в процессе необходимо установить:
— точное наименование организации, предмет и цель деятельности, условия и порядок работы, нормативные материалы, регулирующие их (устав, правила, инструкции, приказы, распоряжения и т. п.);
— должность лица, которому предлагается подкуп, период работы в ней, круг обязанностей (особо уделив внимание наличию полномочий этого лица по приему и увольнению), нормативные материалы, регулирующие его деятельность.

Получение подкупа. Получение подкупа, как и получение взятки, — преступление, которое, как правило, выявляется немногим проще, чем обратный процесс. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, информация о том, что должностное лицо коммерческой организации за деньги вносит в трудовую книжку ложные записи, может быть проверена в ходе ОРМ (оперативный эксперимент, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров). Действия по внесению подложной записи, как правило, однократные и постфактум доказать факт передачи денежных средств за оказанную услугу крайне затруднительно.

Во-вторых, информация о лице, которое предлагает коммерческий подкуп, поступает только от того, кому предлагают вознаграждение за неправомерные действия. Появление такой информации у правоохранительных органов зависит от добропорядочности человека, к которому обратились с предложением совершить подделку трудовой книжки. При этом информация о лице, берущем денежные средства за внесение ложных сведений в трудовую книжку, может поступить не только от лица, первоначально решившего совершить преступление, а потом отказавшегося от этого. Она может быть получена в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также может быть предоставлена службами безопасности компаний, которые проводят проверку соискателей на вакантные должности.

ПРОВОКАЦИЯ ПОДКУПА

Как и в других случаях выявления фактов коммерческого подкупа, в случае с поддельными записями в трудовых книжках следствию необходимо исследовать все обстоятельства, предшествующие передаче денег для внесения ложных сведений о профессиональной деятельности. Иными словами, недопустимо, чтобы оперативники пытались выявить преступление путем провокации.

В заключение отметим, что с учетом роста числа уголовных дел, квалифицируемых по ст. 204 УК РФ, связанных с получением (передачей) вознаграждения за внесение недостоверных записей в трудовую книжку, назрела необходимость разъяснить особенности квалификации таких действий на уровне Пленума ВС РФ.

В любом государственном вузе образовательная программа предусматривает включение в процесс обучения производственной практики (п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 02.02.2011)). Обязательное прохождение практики установлено п. 5 ст. 5 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 02.02.2011).

Организация проведения практики

Производственную практику проходят в организациях, заключивших договор с учебным заведением. После заключения договора организация предоставляет рабочие места для студентов учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию (п. 9 ст. 11 Федерального закона N 125-ФЗ). Порядок прохождения практики регулируется Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154. Для средних учебных заведений порядок прохождения практики регулируется Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 21.07.1999 N 1991. Несмотря на существующие нормативно-правовые акты, учебные заведения вправе самостоятельно разрабатывать соответствующие документы с учетом особенностей той или иной специализации. Безусловно, общие требования необходимо учитывать, при этом они мало чем отличаются у высших и средних учебных заведений.

Практика может быть непрерывной или чередоваться с теоретическими занятиями.

Для прохождения практики образовательные учреждения обязаны:

заключить договор на организацию проведения практики;

определить объекты практики согласно программе и спланировать предполагаемые результаты работы;

осуществлять руководство практикой;

контролировать реализацию программы и условия проведения практики в организации;

оценивать полученные знания студентов в ходе прохождения практики.

Студенты во время прохождения практики должны:

выполнять задания, предусмотренные программой практики;

соблюдать правила трудового распорядка, существующие в организации;

соблюдать требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.

Организацию и руководство практикой осуществляет руководитель практики от образовательного учреждения и организации.

Студенческая практика может осуществляться в следующих формах:

в организации, где студенту предоставляется место для прохождения производственной практики (п. 7 Положения), а если в организации есть вакантная должность, она предоставляется студенту при условии, что работа соответствует программе практики;

в специализированных студенческих отрядах;

в индивидуальном порядке у специалистов и рабочих, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям программы практики.

Производственная практика может быть ознакомительной и трудовой. Ознакомительная практика предполагает нахождение студента в организации, где он изучает производственные процессы, выполняет несложную работу. При этом виде практики трудовой договор не заключается, заработная плата не начисляется, трудовые отношения между практикантом и работодателем не возникают. Трудовая практика предусматривает оформление студента на свободную должность, между работодателем и практикантом заключается трудовой договор (п. 8 Положения), с этого момента практикант наделяется всеми правами и обязанностями сотрудника организации, т.е. он получает право на получение заработной платы и подлежит государственному социальному страхованию (п. 24 Положения). Как и всем сотрудникам организации, практиканту выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Студент обязан следовать правилам внутреннего распорядка организации, соблюдать технику безопасности, подчиняться внутренним нормативным актам организации.

Оформление документов

Трудовой договор

Согласно ч. 2 ст. 58 ТК РФ на период практики с учащимся заключается срочный трудовой договор, в котором обязательно должны быть указаны:

период действия договора;

размер и условия выплаты заработной платы, реквизиты сторон.

Обратите внимание! Заключается срочный трудовой договор, в тексте которого это можно, например, обозначить количеством месяцев. Если письменно трудовой договор не оформлен, то он считается заключенным с того момента, когда студент приступил к работе по поручению или с ведома работодателя или его представителя (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Приказ о приеме на работу

После заключения договора составляется приказ о приеме на работу по формам N Т-1 или N Т-1а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Практикант знакомится с договором и расписывается.

Трудовая книжка

Если у практиканта нет трудовой книжки, то согласно ч. 4 ст. 65 ТК РФ ее оформляют, для чего студент пишет соответствующее заявление. В п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", оформление книжки осуществляется работодателем не позднее недели со дня приема на работу и в присутствии сотрудника.

Если у сотрудника нет бланка трудовой книжки, то работодатель сам приобретает ее, а при выдаче удерживает с работника стоимость бланка (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек). Затраты по приобретению трудовых книжек относят к прочим расходам работодателя, а плату, полученную с работника, - к прочим доходам. Если в процессе заполнения бланк трудовой книжки испорчен работодателем, то бланк восстанавливается за счет работодателя.

В трудовую книжку заносятся следующие сведения:

  1. фамилия, имя, отчество, дата рождения (на основе документа, удостоверяющего личность) - персональные данные пишутся на титульном листе без сокращений;
  2. образование, профессия, специальность (на основе документа об образовании, квалификации, наличии специальных знаний). При первом заполнении книжки может возникнуть вопрос о том, как заполнять графу "Профессия, специальность", и в ней следует указать квалификацию, которая присвоена выпускнику по окончании учебного заведения. Если образование еще не закончено, то эта графа остается пустой. При наличии дипломов, полученных до вуза, информация указывается в соответствующей графе. В трудовую книжку вносят одну из следующих записей: основное общее, среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование.

Далее практикант проверяет свои данные на титульном листе трудовой книжки и заверяет подписью, после этого первый лист подписывает должностное лицо, ответственное за ведение книжек, и ставит печать организации.

Если практикант перед устройством на работу служил в армии, то в трудовую книжку нужно внести запись о времени несения службы (это также относится к практикантам, ранее служившим в органах государственной безопасности, и др.).

Во время прохождения практики соблюдаются правила внутреннего трудового распорядка организации, но с учетом возраста согласно законодательству устанавливается особый режим работы для следующих категорий работников:

до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

от 16 до 18 лет работают не более 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).

Условия труда

Если практиканту меньше 18 лет, помимо сокращенного рабочего дня существует еще ряд условий, которые должен соблюдать работодатель, а именно:

обязательный медицинский осмотр (ст. 69 ТК РФ);

работника нельзя привлекать к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), в выходные, праздничные дни (ст. 268 ТК РФ), сверхурочной работе (ч. 5 ст. 99 ТК РФ), работе с вредными, опасными условиями труда и работе, которая может принести вред здоровью и развитию студента (сюда относится работа в ночных клубах, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями и пр.) (ч. 1 ст. 265 ТК РФ).

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 163, а также Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09".

Отчет о практике

За время прохождения практики студент ведет дневник, а после ее окончания составляет отчет, где отражены результаты проделанной работы.

В отчете ставят свои отметки специалисты организации, которые курировали практику. Они же отмечают посещаемость и успеваемость студентов. В конце практики студенту выставляется оценка или зачет.

Форма отчетности определяется высшим учебным заведением.

Оплата труда практикантов

Во время прохождения практики студент получает заработную плату, при этом у него сохраняется право на получение стипендии. Оплата труда студентов в период прохождения производственной практики регулируется законодательством для организаций соответствующей отрасли и договором, заключенным между вузом и организацией, где проводится практика.

Для некоторых специальностей на время практики студенты могут быть приняты в штат геологических экспедиций, в состав экипажей судов - в этом случае практиканту полагается заработная плата, полевой паек или же бесплатное питание. Выплата суточных в таких случаях не предусмотрена (п. 25 Положения).

Налогообложение заработной платы осуществляется в общем порядке.

Практика проходит в другом городе

Иногда возникают ситуации, когда для прохождения практики студенту следует уехать в другой населенный пункт. В этом случае ему полагается 50% от нормы суточных, установленных законом, для возмещения дополнительных расходов. Суточные рассчитываются за каждый день, включая время нахождения в пути. Нормы суточных утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета". Размер суточных составляет 100 руб. на каждый день нахождения в командировке.

Суточные студенту выплачивает вуз, а не работодатель. Стоимость проезда к месту практики и обратно оплачивается вузом в полном объеме (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.1992 N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи").

аудиторской фирмы "БНК"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Общие правила внесения записей

Правила внесения в трудовую книжку сведений о работе

Сведения о работе в той или иной организации начинаются с данных о приеме на работу. Рассмотрим основные правила внесения этой информации.

Какие сведения вносятся при приеме на работу?

При поступлении работника на основное место работы на срок более чем 5 дней работодатель обязан внести в его трудовую книжку (представленную работником или оформленную тем же работодателем при приеме на работу сотрудника, для которого это основное место работы является первым) запись о приеме на работу.

При внесении записи о приеме на работу нужно придерживаться такой последовательности:

В больших компаниях зачастую в целях облегчения работы по многократному внесению записей о приеме на работу используется следующий подход. Заказывается специальный штамп с наборным текстом, содержащим наименование - полное и сокращенное - организации. Оттиск такого штампа в трудовой книжке заменяет внесенную от руки запись. Это целесообразно делать и в тех случаях, когда указание в трудовой книжке двух вариантов наименования организации (полного и сокращенного) от руки занимает много строк.

4. Потом в 3-й графе делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования 2 , наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации.

Как правило, наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производится в соответствии со штатным расписанием - документом, который должен быть в каждой организации в обязательном порядке. Однако если в соответствии с федеральным законом с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действуют:

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, и
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, отдельные выпуски которого ранее в разное время утверждались постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, а общие положения были утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30.

Обратите внимание! При игнорировании этих правил у работника могут возникнуть трудности при назначении пенсии, в том числе в отношении зачета периода работы на должностях (по профессиям или специальностям), связанных с вредностью: сотрудники территориального отделения пенсионного фонда могут отказать работнику в зачете соответствующего периода в качестве льготного со ссылкой на то, что в списках должностей, специальностей и профессий, согласно которым предоставляют право на льготное начисление, данной должности (специальности или профессии) нет.

При внесении записей в трудовую книжку о приеме на работу часто неправильно толкуют требование о точном соответствии записей о приеме на работу приказу (распоряжению) работодателя, воспроизводя текст приказа (распоряжения) в трудовой книжке с указанием, например:

Несмотря на то, что все эти подробности действительно установлены приказом (распоряжением) о приеме на работу, их указание в трудовой книжке недопустимо, поскольку противоречит Инструкции и означает нарушение правил внесения записей в трудовую книжку. Анализ текста Инструкции позволяет сделать вывод, что запись в трудовой книжке о приеме на работу должна включать в себя лишь указание, куда и кем принят человек, исключая особенности характера работы и другие условия трудоустройства у данного работодателя.

5. Наконец, в 4-й графе указывается наименование организационно-распорядительного документа, на основании которого в трудовую книжку внесена запись о приеме на работу - приказа (распоряжения) или иного решения работодателя - с указанием его даты (сначала) и номера (после даты).

Ситуация к статье

Работникам, подавшим заявление о переходе на сведения о трудовой деятельности (далее — СТД) в электронной форме, должна быть выдана трудовая книжка с записью о подаче такого заявления, но без записи об увольнении. При увольнении им выдается форма СТД-Р, в которой указывается, в частности, дата и основание увольнения.

При дальнейшем трудоустройстве эти работники должны предъявить новому работодателю как трудовую книжку, так и форму СТД-Р.

Если в трудовой книжке последняя запись об увольнении, это подразумевает, что работник:

• либо подал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки,

• либо не подавал никакого заявления, и трудовая книжка ведется по умолчанию.

Следовательно, и новый работодатель должен продолжить вносить записи в трудовую книжку, и при этом уже не обязан в 2021 году предлагать работнику написать заявление о выборе между бумажной и электронной трудовой книжкой.

? Как работодатель, принимая работника на работу, может проверить, было ли уже подано заявление о выборе между бумажной и электронной трудовой книжкой и какое именно? Имеет ли право работодатель запросить эту информацию в ПФР?

К сожалению, не у всех работодателей есть грамотные и ответственные кадровики, поэтому ошибки в трудовых книжках нередки. Возможно, работник не ошибается и на предыдущей работе у него действительно взяли заявление о переходе на СТД, но запись об этом в трудовую книжку не внесли, сделав вместо этого только запись об увольнении.

Однако если работник утверждает, что так это и было, ему необходимо документально подтвердить свои слова, поскольку действующие нормативные акты не дают возможности работодателю получать эти сведения от Пенсионного фонда РФ.

Следовательно, работнику в подтверждение своих слов необходимо представить работодателю:

• форму СТД-Р, получив ее у предыдущего работодателя в бумажной (с подписью и печатью) или электронной (с УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью)) форме, в т. ч. на электронную почту,

Примечание. СТД-Р работнику обязаны выдать, если он действительно подавал заявление о переходе на СТД в электронной форме, и, кстати, одновременно он может потребовать внести соответствующую запись в трудовую книжку, если новый работодатель еще не принял ее на хранение и она находится у работника на руках.

• форму СТД-ПФР, которую согласно ч. 4 ст. 66.1 ТК РФ можно получить:

– в МФЦ на бумажном носителе, заверенную подписью должностного лица и печатью;

– в ПФР на бумажном носителе, заверенную надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного УКЭП;

– с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

В любой из этих форм будет указано, подавал ли он заявление о переходе на СТД в электронной форме.

Если же работник не представит документы, подтверждающие его утверждение о подаче предыдущему работодателю заявления о переходе на СТД, а последняя запись в его трудовой книжке — это запись об увольнении, то трудовую книжку необходимо принять для хранения и ведения.

? Каким образом работник может подтвердить страховой стаж при трудоустройстве на новое место работы, если он ранее выбрал электронную трудовую книжку? Как часто застрахованные лица могут запрашивать сведения из ПФР?

1. Согласно ч. 5 ст. 66.1 ТК РФ работники, на которых не ведется трудовая книжка, могут получить форму СТД-Р у работодателя по заявлению, поданному в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, на адрес его электронной почты:

• в период работы — не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;

• при увольнении — в день прекращения трудового договора.

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ по обращению бывшего работника (в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя), не получившего СТД у данного работодателя после увольнения, работодатель обязан выдать их не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного УКЭП (при наличии у работодателя)).

2. Форму СТД-ПФР работающие и не работающие застрахованные лица получают указанными выше способами по каждому обращению без ограничений.

И. В. Журавлева,
консультант по трудовому праву и кадровому учету

Читайте также: