Заключается ли трудовой договор с президентом рф

Обновлено: 15.05.2024

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2014, № 14, ст. 1547; 2016, № 27, ст. 4280) следующие изменения:

а) в части второй слова "работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам" заменить словами "работникам федеральных государственных органов,";

б) в части третьей слова "работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений" заменить словами "работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений";

а) в части второй слова "работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам" заменить словами "работникам федеральных государственных органов,";

б) в части третьей слова "работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений" заменить словами "работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений";

3) дополнить статьей 3496 следующего содержания:

"Статья 3496. Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления

На работников государственных органов, органов местного самоуправления распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Работник государственного органа или органа местного самоуправления, замещающий должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, обязан сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Трудовой договор с работником государственного органа или органа местного самоуправления, который замещает должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, и не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, в случае, если этого работника невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 настоящего Кодекса. Если указанный работник не сообщил в установленном порядке о том, что не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, при прекращении с ним трудового договора часть вторая статьи 83 настоящего Кодекса не применяется.".

1. Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона не имеют гражданства Российской Федерации или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливаются ограничения, обязаны сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства Российской Федерации или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Работники государственных органов или органов местного самоуправления, в отношении которых Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливаются ограничения и которые в соответствии с частью 1 настоящей статьи сообщили работодателю о том, что не имеют гражданства Российской Федерации или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления в течение двадцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона работодателю документов, подтверждающих их намерение приобрести гражданство Российской Федерации, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Трудовые договоры с работниками, не представившими в указанный срок таких документов, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

3. Работники государственных органов или органов местного самоуправления, указанные в части 2 настоящей статьи, представившие работодателю документы, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, также обязаны представить работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

4. По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, указанными в части 2 настоящей статьи, не представившими работодателю документов, подтверждающих приобретение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.


Руководитель компании является, прежде всего, работником организации, трудовая функция которого состоит в руководстве компанией, в том числе в выполнении функций ее единоличного исполнительного органа.

Функции руководителя компании

  • организует выполнение решений общего собрания участников (акционеров) и совета директоров (наблюдательного совета);
  • представляет интересы компании, совершает сделки от ее имени;
  • утверждает штат компании;
  • издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками (осуществляет прием и увольнение работников, перевод, перемещение, наложение дисциплинарных взысканий, поощрения работников и т.п.).

Особенности регулирования трудовых отношений с руководителем

Особенности регулирования трудовых отношений руководителя регламентированы гл.43 ТК РФ.

Что нужно сделать до оформления трудоустройства руководителя?

До назначения руководителя на должность и заключения с ним трудового договора необходимо проверить потенциального директора по реестру дисквалифицированных лиц для того, чтобы узнать, не подвергался ли он дисквалификации за какие-либо нарушения (п.2 ст. 32.11 КоАП РФ). Ведь претенденты, ранее дисквалифицированные за какие-либо нарушения законодательства, не имеют права руководить компанией. Сам срок дисквалификации зависит от вида нарушения и может составлять от шести месяцев до трех лет (п.2 ст. 3.11 КоАП РФ). Так, если претендент на должность директора ранее был дисквалифицирован за нарушение трудового законодательства на один год, то его нельзя принимать на работу директором, пока данный срок не истек (п.2, п.5 ст.5.27 КоАП РФ).

Важно!

На должность руководителя компании нельзя назначать дисквалифицированное лицо.

Как проверить потенциального руководителя на предмет дисквалификации?

Для этого нужно подать запрос в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (налоговики ведут такой реестр дисквалифицированных руководителей). Сведения предоставляются всем заинтересованным лицам в течение пяти рабочих дней со дня получения (регистрации) запроса (п.2, п.10 Порядка, утв. Приказом ФНС РФ от 31.12.2014 г. №НД-7-14/700, п.14, 17,19, 20 Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2014 г. №177н).

А если работодатель до заключения трудового договора проигнорирует данную обязанность?

Если после приема на работу стало известно о том, что руководитель был ранее дисквалифицирован, то к компании может быть применен административный штраф в размере до 100 тыс. рублей, а сам руководитель должен быть уволен (п.2 ст.14.23 КоАП РФ, пп.11 п.1 ст.77 и абз.1 п.1 ст.84 ТК РФ).

Важно!

После положительного результата проверки на дисквалификацию, собственник компании либо ее уполномоченный орган принимает решение о назначении соискателя на должность генерального директора (директора).

Такое решение принимается либо общим собранием участников (акционеров) либо советом директоров (наблюдательным советом), если по уставу избрание директора относится к его компетенции либо единственным собственником компании.

Какие должны быть оформлены бумаги?

Трудоустройство руководителя компании

После проведения вышеперечисленных процедур, с директором компании заключается трудовой договор (на основании протокола либо решения единственного участника (акционера) компании).

На какой срок заключается трудовой договор? Можно ли с директором заключать бессрочный трудовой договор?

Важно!

Руководителя можно принять на работу, как по срочному, так и по бессрочному трудовому договору (пп.2 п.1 ст.58, ст.275 ТК РФ).

По соглашению сторон с руководителем может быть заключен срочный трудовой договор независимо от организационно-правовой формы и формы собственности компании (абз.8 п.2 ст.59 ТК РФ).

В случае заключения срочного трудового договора с руководителем срок трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (ст.275 ТК РФ). То есть ст.59 ТК РФ не содержит обязательного требования о заключении срочного трудового договора с руководителем, а определяет только возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон.

Кем подписывается трудовой договор с руководителем компании?

В ООО трудовой договор между компанией и руководителем подписывается от имени общества председатель общего собрания участников, совета директоров либо единственный участник ООО (ст. 40 Закона №14-ФЗ).

Генеральный директор (директор) издает приказ о вступлении в должность, который является приказом о приеме на работу (ст.68 ТК РФ, письма Роструда РФ от 22.09.2010 г. №2894-6-1 и от 19.12.2007 г. №5205-6-0).

Данный приказ необходим представления в сторонние организации (например, контрагентам, в банк для оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати).

О приеме на работу в трудовую книжку руководителя вносится соответствующая запись (ст.66 ТК РФ). Для руководителя при приеме на работу может быть установлен испытательный срок, который не должен превышать шести месяцев, если иное не установлено законодательством (ст.70 ТК РФ). Отсутствие в трудовом договоре с руководителем условия об испытании означает, что он принят на работу без испытательного срока (ст.70 ТК РФ).

Размер заработной платы руководителей и их заместителей определяется по соглашению сторон трудового договора. Это значит, что уровень оплаты труда руководителя не ограничен верхней планкой, однако он не должен быть ниже минимального размера оплаты труда (ст.133 ТК РФ). С 1 января 2019 г. минимальный размер оплаты труда составляет 11 280 рублей (ст.1 Федерального закона от 25.12.2018 г. №481-ФЗ).

Руководитель - совместитель

Нередко руководителем нескольких небольших компаний является одно и то же физическое лицо. В связи с этим возникает вопрос, а вправе ли данное физическое лицо занимать руководящую должность одновременно в нескольких компаниях?

Руководитель компании может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Руководитель организации не вправе входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации. Следовательно, совместительство руководителя возможно с разрешения уполномоченного органа юридического лица (ст.276 ТК РФ).

Руководитель – единственный участник компании

На практике распространены ситуации, когда физическое лицо является единственным учредителем организации и ее директором. При этом наемных работников в организации может не быть. Как документально оформить отношения с директором-единственным учредителем организации? Правомерно ли ему выплачивать заработную плату и учитывать в составе расходов в налоговом учете? Имеет ли право директор-единственный учредитель организации получать пособия по социальному страхованию?

Для ответа на поставленные вопросы разберемся в статусе директора и, соответственно, возможности заключения с ним трудового договора.

Следует отметить, что разъяснения по поводу возможности оформления трудовых отношений с директором - единственным учредителем организации давались в разные годы специалистами Минтруда РФ.

В письмах Минтруда РФ (от 19.02.2015 г. №03-11-06/2/7790, от 06.03.2013 г. №177-6-1, от 28.12.2006 г. №2262-6-1) сделан вывод о невозможности заключения директором-единственным учредителем организации договора с самим собой в силу ст.273 НК РФ, поскольку подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается.

В такой ситуации собственник (единственный учредитель, участник, акционер) должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа, непосредственно управляющего организацией, – генерального директора, директора, президента и т.п. Управленческая деятельность в этом случае ведется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового. Трудовые отношения с директором как с работником оформляются решением единственного участника (письмо Минфина РФ от 15.03.2016 г. №03-11-11/14234).

Если с генеральным директором (директором), который одновременно является собственником (единственным учредителем, участником, акционером) компании, все-таки заключен трудовой договор, компания не будет привлечена к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ (письмо Роструда РФ от 04.09.2015 г. №2065-6-1, разъяснение, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 г. № 428н).

Одной из основных проблем взаимоотношений организации и директора-единственного учредителя организации является невозможность признания в расходах начисленной заработной платы.

Для того чтобы на основании п.1 ст.255 НК РФ учесть выплаты в пользу руководителя - единственного учредителя, необходимо заключить с ним письменный трудовой договор, поскольку вознаграждения, не предусмотренные трудовым договором, не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 21 ст. 270 НК РФ).

То есть учесть в составе налоговых расходов вознаграждение руководителю - единственному участнику можно только в том случае, если с ним заключен трудовой договор (письма Минфина РФ от 13.10.2015 г. №03-03-06/1/58416, от 22.06.2015 г. №03-03-06/1/35978).

Увольнение руководителя компании

Трудовой договор с руководителем может быть расторгнут как по общим (ст.77 ТК РФ), так и по специальным основаниям (ст.278 ТК РФ).

Бусыгина Ю. О.

Разберем, какие документы работодатель должен запросить с иностранца, прежде чем принять его на работу. В чем особенности заключения трудового договора с такими работниками?

Иностранные работники: оформляем правильно – рекомендуем видеолекцию в Школе бухгалтера о том, как правильно принимать на работу иностранных граждан (документы, ответственность за нарушение миграционного законодательства и пр.).

Документы на прием иностранного гражданина на работу

Перечень документов, которые должен предъявить при приеме на работу иностранный гражданин поименован в ст. 327.3 ТК РФ. При этом надо помнить о главном перечне документов – приведен в ст. 65 ТК РФ — эти документы предъявляют работодателю все граждане, как иностранцы, так и граждане РФ.

Иностранцу при приеме на работу следует предъявить документы:

  1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Трудовую книжку (исключение — трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства). Обратите внимание, трудовые книжки, выданные в других государствах, не принимаются.
  3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Если иностранец поступает на работу впервые, то СНИЛС оформляет работодатель, который осуществляет прием на работу.
  4. Документы воинского учета. В общем случае иностранные граждане не являются военнообязанными, соответственно, не должны предъявлять документы воинского учета. Их предъявляют только в исключительных случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
  5. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Например, при приеме на работу работника сферы образования требуются профессиональные знания. Обратите внимание, образование, которое иностранец получил в другом государстве должно быть признанным в РФ. Это значит, что оно должно подпадать под действие международных договоров о взаимном признании (полный перечень договоров представлен в письме МИД России от 19.06.2012 № 9333/дп), а также должно быть поименовано в перечне, который устанавливается Правительством РФ. Здесь следует обращаться к Перечню иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2777-р), а также к Перечню иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.04.2016 № 582-р). Не следует забывать и про ч. 13 ст. 107 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Согласно указанной норме, документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  6. Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – требуется только в случае поступления на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, если на работу планируется принять иностранца на должность учителя школы, то ему следует иметь справку об отсутствии судимости.
  7. Договор (полис) добровольного медицинского страхования (исключение — случаи, когда работодатель самостоятельно заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг иностранцу).
  8. Разрешение на работу или патент – если заключается трудовой договор с временно пребывающими иностранцем или лицом без гражданства. Обратите внимание, согласно ст. 327.3 ТК РФ, разрешение на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства может предъявить работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для получения разрешения на работу.
  9. Разрешение на временное проживание - при заключении трудового договора с временно проживающими иностранцем или лицом без гражданства (исключение — случаи, установленные федеральными законами или международными договорами Российской Федерации).
  10. Вид на жительство - при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (исключение — случаи, установленные федеральными законами или международными договорами Российской Федерации).

Запрещено требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. То есть, в общем случае указанный выше перечень документов является исчерпывающим.

Но ст. 65 ТК РФ разрешает в отдельных случаях, с учетом специфики работы, потребовать от иностранного гражданина при заключении трудового договора дополнительные документы. Например, некоторые виды деятельности (машинисты, крановщики и т.д.) связаны с повышенной опасностью для здоровья человека. И здесь работодатель имеет право потребовать медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний к осуществлению данной деятельности.

Оформляем трудовой договор с иностранным гражданином

Трудовой договор с иностранцем может быть оформлен как бессрочно, так и на определенный срок.

Порядок заключения трудового договора с иностранным гражданином аналогичен порядку оформления договора с гражданином РФ.

При заключении трудового договора следует помнить, что он должен содержать сведения и обязательные условия, поименованные в ст. 57 ТК РФ. Например, к обязательным условиям трудового договора можно отнести указание в договоре места работы, трудовой функции, условий оплаты труда и т.д.

Согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ст. 57 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. НО! В указанном случае работодателю следует дополнить трудовой договор недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору или отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

В трудовом договоре разрешается предусматривать и дополнительные условия (например, условие об испытательном сроке). Самое главное, чтобы они не ухудшали положения иностранного гражданина.

При заключении трудового договора с иностранцем, есть ряд особенностей. А именно, заключая трудовой договор, следует включить в него условия, предусмотренные ч.1 и 2 ст. 327.2 ТК РФ. К таким условиям относят:

  • сведения о разрешении на работу или патенте — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • сведения о разрешении на временное проживание в Российской Федерации — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • сведения о виде на жительство — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • сведения о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медицинской организацией на предоставление работнику платных медицинских услуг — при заключении трудового договора с временно пребывающими на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

Иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ). То есть, заключить трудовой договор можно только с иностранцем, возраст которого достиг 18 лет, если иное не установлено федеральными законами.

И в заключении следует добавить, что независимо от статуса иностранного гражданина, работодатель при заключении с ним трудового договора обязан уведомить об этом миграционную службу в том субъекте, в котором фактически будет трудиться иностранец. Для этого работодателю предоставляется три рабочих дня. Какие штрафы предусмотрены за невыполнение этого правила, читайте в статье Ответственность за нарушение миграционного законодательства.

Заработная плата. Средний заработок – онлайн-курс в Школе бухгалтера про расчет зарплаты; все виды компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе сверхурочные, работа в выходной день, ночные. Разберем также премии, государственные гарантии: командировки, больничные, иные пособия — все случаи расчета среднего заработка.

Настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

30 декабря 2001 года

Судебная практика по статье 424 TК РФ

В силу ст. 424 ТК РФ к рассматриваемым правоотношениям применяется КЗоТ РСФСР.
В соответствии с действовавшим до 31.01.2002 КЗоТ РСФСР на всех предприятиях создаются здоровые и безопасные условия труда, обеспечение которых возлагается на администрацию предприятия (ст. 139); на администрацию предприятия возлагается проведение инструктажа работников по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда (ст. 144); работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, а также установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты (ст. 145); администрация предприятия с участием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, а в установленных законодательством случаях с участием представителей и других органов, обязана своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве. Администрация обязана по требованию пострадавшего выдать ему заверенную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования по нему. При отказе администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации (ст. 147).

Рассматривая дело о восстановлении утраченного судебного производства, суд обсудил изложенное в заявлении Щ. требование о восстановлении решения суда в измененной редакции ее резолютивной части с учетом норм ТК РФ, действующих в настоящее время, и правильно его отверг, указав, что оно не основано на законе, поскольку согласно ст. 424 ТК РФ кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

1. Граждане Л.М. Минченкова, Т.И. Попова, А.И. Синева и Л.С. Чумакова - медицинские работники, длительное время состоящие в трудовых отношениях с государственным учреждением "113 поликлиника", обратились в суд общей юрисдикции с исками к работодателю о взыскании процентной надбавки за продолжительность непрерывной работы, которая полагалась им в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 года N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения" и до 1 января 2006 года выплачивалась в заниженном размере. Решениями мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского административного округа города Мурманска от 10 августа 2006 года и от 20 сентября 2006 года их требования были удовлетворены частично: с учетом статьи 424 Трудового кодекса Российской Федерации задолженность по выплате процентной надбавки взыскана в их пользу с 1 февраля 2002 года, т.е. с даты вступления в силу данного Кодекса. В удовлетворении надзорных жалоб Т.И. Поповой, А.И. Синевой и Л.С. Чумаковой Мурманским областным судом отказано.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Жилин просит проверить и подтвердить конституционность статей 57 - 59, 79, 81, 424 Трудового кодекса Российской Федерации.
Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что названные нормы были, на его взгляд, неправильно применены работодателем при заключении с ним срочного трудового договора и последующем увольнении в связи с истечением срока действия этого договора, а также неправильно истолкованы и применены судами общей юрисдикции при рассмотрении его искового заявления к бывшему работодателю о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, в результате чего его конституционные права, нарушенные работодателем, не были восстановлены.

Часть вторая статьи 424 Трудового кодекса Российской Федерации воспроизводит общий (основной) принцип действия закона во времени - распространение его на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие. Указанная норма определяет правила действия Трудового кодекса Российской Федерации, направлена на обеспечение преемственности правового регулирования в сфере труда и сама по себе не затрагивает каких-либо прав граждан.

Отсутствие в трудовом договоре условия о выплате компенсации и о ее размере, в частности по той причине, что договор заключался до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, а необходимые изменения в него не были внесены, не освобождает собственника от обязанности выплатить компенсацию (в силу части второй статьи 424 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей правила применения норм данного Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в соответствии с пунктом 2 статьи 278 и в том случае, если он был заключен до 1 февраля 2002 года). Однако вопрос о размере компенсации, как следует из статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации, решается по соглашению сторон, а не собственником в одностороннем порядке, и, значит, суммы, подлежащие выплате, должны определяться по договоренности между руководителем организации и собственником, а в случае возникновения спора - по решению суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, цели и предназначения данной выплаты. Соблюдение требования о выплате руководителю организации справедливой компенсации при увольнении на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации должно обеспечиваться независимо от того, была ли трудовым договором, заключенным до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрена компенсация в связи с увольнением по другим основаниям.

Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Отсутствие в трудовом договоре условия о выплате компенсации и о ее размере, в частности по той причине, что договор заключался до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, а необходимые изменения в него не были внесены, не освобождает собственника от обязанности выплатить компенсацию (в силу части второй статьи 424 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей правила применения норм данного Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в соответствии с пунктом 2 статьи 278 и в том случае, если он был заключен до 1 февраля 2002 года). Однако вопрос о размере компенсации, как следует из статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации, решается по соглашению сторон, а не собственником в одностороннем порядке, и, значит, суммы, подлежащие выплате, должны определяться по договоренности между руководителем организации и собственником, а в случае возникновения спора - по решению суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, цели и предназначения данной выплаты. Соблюдение требования о выплате руководителю организации справедливой компенсации при увольнении на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации должно обеспечиваться независимо от того, была ли трудовым договором, заключенным до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрена компенсация в связи с увольнением по другим основаниям.

По существу, заявитель ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о том, имеются ли - исходя из предписаний статьи 424 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок применения данного Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие, а также исходя из того, что обучение в высшем учебном заведении является реализацией им льготы, предоставленной государством лицам, уволенным с военной службы, - правовые основания для распространения на него оспариваемого положения, т.е. фактически вопрос о проверке законности и обоснованности правоприменительных решений по его делу. Однако такая проверка, включая проверку правильности выбора и истолкования норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к компетенции вышестоящих инстанций судов общей юрисдикции. В полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены статьей 125 (часть 4) и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", разрешение этих вопросов не входит.

Читайте также: