Задача психогигиены социальной работы обеспечить комфортные условия труда

Обновлено: 16.05.2024

Организация, управление и администрирование в социальной работе

руководитель дает подчиненным инструкции в отношении того, что и как они должны делать, но в то же время он стремится поддерживать и развивать желание подчиненных брать ответственность на себя

основной задачей руководителя становятся четкая формулировка стоящих перед подчиненными задач, наделение их соответствующими полномочиями и невмешательство в деятельность

основной целью руководителя становится привлечение высококвалифицированных специалистов к групповому процессу выработки и принятия решений.

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Методика комплексной мотивации людей включает три группы приемов: мотивация _________, мотивация работы и мотивирование организационной деятельности

Организация, управление и администрирование в социальной работе

непосредственная деятельность руководителя, функции, которые он должен исполнять на своем рабочем месте

взаимозависимость эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управления и тех обстоятельств, в которых он работает и принимает решения

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

организационная единица, имеющая определенные задачи, выполняющая функции (обязанности) и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью

совокупность ряда подразделений и звеньев (должностей), находящихся на определенном уровне системы (первичном, среднем, высшем)

1) подразделение; 2) организационная единица управления отраслевого, межотраслевого или территориального уровней

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Верны ли следующие утверждения? А) Профессиональные деформации неизбежны В) Профессиональные деформации требуют развития системы профилактики и реабилитации

Организация, управление и администрирование в социальной работе

определение перспективных и текущих целей при работе с кадрами, разработка необходимых мероприятий и их практическая реализация

правила, нормы, положения, которыми руководствуются при подборе и расстановке людей в данной структуре

перевод на другую, но одноуровневую должность, перемещение на нижестоящую, переход в другую сферу деятельности

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил, – это

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Верны ли следующие утверждения? А) Управленческая наука в России начала развиваться в середине XVIII в. В) Управленческая наука в России начала развиваться в конце XVIII в.

Организация, управление и администрирование в социальной работе

В 60-е годы теории управления разрабатывались в основном представителями _________ школы, часто называемой управленческой

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы окружающей среды, благотворно влияющих на психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению психического здоровья, – это

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Организационно-исполнительская система (ОИС) создается с помощью таких регламентирующих средств, как положения о подразделениях и __________ __________

Организация, управление и администрирование в социальной работе

администраторы, инженеры, бухгалтеры, математики, механики, ревизоры, нормировщики, техники, экономисты

директор и его заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений и их заместители, старшие мастера и мастера

лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также, занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг, уборщики, сторожа

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем

установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки

Организация, управление и администрирование в социальной работе

поступление к субъекту данных о состоянии объекта и достижении (или не достижении) поставленной перед ним цели

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Верны ли следующие утверждения? А) Миссия управления социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей населения В) Миссия управления социальной защиты – оказание комплексной помощи и поддержки семьи и детей

Организация, управление и администрирование в социальной работе

возникновение образцов сугубо светского аристократического стиля управления; связана с именем Хаммурапи

доказательство того, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

приход новой социальной силы – класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством

Организация, управление и администрирование в социальной работе

Верны ли следующие утверждения? А) Анализ внешней среды – процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации В) Анализ внешней среды – процесс, посредством которого разработчики стратегического плана изучают сильные и слабые стороны организации

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Важными проблемами и направлениями исследований являются:

  • экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,
  • забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,
  • забота о правильном воспитании детей и подростков,
  • рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
  • психологический климат в больших и малых социальных группах;
  • разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;
  • система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.
  • эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Она призвана помогать человеку -

  • избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,
  • обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

  • создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;
  • передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
  • санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:

  • личную (индивидуальную) и
  • общественную (социальную) психогигиену.
  • психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,
  • психогигиена детей и подростков
  • школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.
  • психогигиена пожилого старческого возраста,
  • психогигиена умственного труда,
  • психогигиена семьи,
  • психогигиена быта и др.

Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.

  • Информационно - рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания
  • репродуктивный метод - объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;
  • проблемный метод - обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания .

  • Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
  • Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.

Психопрофилактика

Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

  • медицинского обследования психического состояния различных групп населения — учащихся, военнослужащих и т. д.;
  • анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;
  • ранняя диагностика психических заболеваний;
  • санитарно-просветительная работа:
  • организация специальных видов медпомощи — в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются:

  • предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
  • предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
  • предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на - первичную, вторичную и третичную .

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

  • неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
  • факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания.

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

  • о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии);
  • о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
  • о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Психогигиена

Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой . Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены разработка системы мероприятий, направленных на формuрованuе, поддержание и укрепление психического здоровья . Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека. Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.

Условия для поддержанию психи¬ческого здоровья:

  • наличия чувства защищенности;
  • наличия смысла жизни;
  • уважения и самоуважения;
  • соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;
  • необходимости и возможности устранения эмоциональной на¬пряженности.

Факторов социальной среды, оказывающих влияние на психику человека:

  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • высокий темп жизни и урбанизацию;
  • усложнение профессиональной деятельности;
  • сильную загруженность (перегруженность) работой; потерю или риск потери работы;
  • большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);
  • недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.

Здоровый образ жизни - это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

  • сознательную организацию условий труда, позволяющую, по возможности, избегать психических и физических перегрузок;
  • чередование труда и отдыха с обязательным использование выходных дней и отпуска по назначению;
  • рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;
  • достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;
  • регулярную сексуальную жизнь;
  • наличие увлечений;
  • отказ от вредных привычек;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • бережное отношение к окружающей среде;
  • создание гармоничных условий в семье;
  • нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением;
  • активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;
  • избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий;
  • создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.

Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:

Психогигиена – одно из направлений гигиены, науки о здоровье. Это самостоятельная дисциплина и наука на стыке психологии и медицины. Она имеет свою цель, задачи и методы, а также несколько подразделов.

психогигиена

Что такое психогигиена

Цель и задачи

Цель науки – выявление негативных факторов и разработка мероприятий по их устранению.

В задачи психогигиены входит следующее:

  • изучение природы человеческого здоровья и саногенного потенциала личности;
  • определение направлений и правил практической работы;
  • разработка профилактических основ.

Особое внимание уделяется пропаганде здорового и оздоравливающего образа жизни, распространению информации о том, как нужно заботиться о психике. Эту и другие виды психогенной работы проводят не только психологи и психотерапевты, но также социальные работники, педагоги, медики. В широком смысле в этом должна быть заинтересована вся власть на национальном, государственном, областном, городском уровне.

Разделы психогигиены

В структуру психогигиены входят следующие разделы:

  • возрастная психогигиена (забота о здоровье в соответствии с возрастом человека, например, разработка режима дня для школьника);
  • психогигиена быта (профилактика аддикций, планирование быта для людей с уязвимой нервной системой);
  • психогигиена труда и обучения (забота о психическом здоровье в процессе профопределения, обучения, работы, профилактика конфликтов, выгорания, монотонии, переутомления и других негативных психологических явлений на производстве и в образовательном учреждении);
  • психогигиена семьи и секса (забота о благоприятном психологическом климате в семье и гармонии в отношениях партнеров);
  • психогигиена коллективной жизни (забота о психологической совместимости, профилактика конфликтов и других трудностей в межличностных отношениях).

В отдельную категорию выделяют медицинскую психогигиену (психогигиену больного). Это еще один раздел, который пришел из психиатрии (1948 год). Этот раздел изучает психическое здоровье медработников и пациентов. Сюда входит и забота об отношениях между больными и персоналом, и забота о создании благоприятной атмосферы в больницах, и о профилактике конфликтов в коллективе, истощения и т.д. Успех лечения во многом зависит от психического состояния больного и врача, характера их взаимоотношений, отношения каждого из них к болезни.

Направления

Как и в большинстве наук, в психогигиене можно выделить три направления: теоретическое, практическое и прикладное. Им соответствуют следующие описания:

  1. Теоретическое направление изучает общие вопросы формирования и охраны психического здоровья. Рассматривает цели и задачи, принципы работы по формированию, развитию и охране психического здоровья.
  2. Прикладное направление разрабатывает и изучает конкретные методы, способы, техники по формированию, развитию и охране психического здоровья. Это направление ищет практическое применение теории в различных условиях.
  3. Практическое направление подразумевает непосредственное применение найденных методов. Однако практика может существовать и вне теории, в этом она похожа на житейскую психологию. То есть люди (профессионалы и непрофессионалы) интуитивно находят способы охраны здоровья или пользуются альтернативными практиками, например, медитацией.

Уровни практического направления

Психогигиеническая работа (практическое направление) реализуется на нескольких уровнях:

  1. Национальный. Укрепление здоровья нации через государственную политику и работу социальных институтов. Основной инструмент – информирование о методах психологической помощи или самопомощи. Сюда же относится контроль над СМИ.
  2. На уровне организации. В детских садах, школах, техникумах, университетах, на предприятии руководство, директора должны заботиться о здоровье своих подопечных и коллектива как единого организма.
  3. На уровне семьи. Речь идет об отношениях между мамой и папой, другими членами семьи, а также о детско-родительских отношениях и стиле семейного воспитания. Семья – основной социальный институт, который влияет на становление личности, поэтому важно уделить этому отдельное внимание.
  4. На уровне личности (психогигиена личности). Подразумевает самопомощь человека или помощь одного субъекта другому в условиях взаимодействия. Учитывает особенности конкретной личности и специфику окружающей среды. Притом особое внимание уделяется принципам и методам самопомощи, так как ни один другой человек или институт не может помочь индивиду настолько, насколько он сам может помочь себе.

Результат психогигиены

Как мы уже говорили, информирование и просвещение – основные средства психогигиены. Поэтому ее результатом считают психогигиеническую компетентность людей. Она состоит из следующих элементов:

  1. Убеждения на оздоровление и сохранение здоровья, отношение к здоровью как к высшей ценности, мотивация вести здоровый образ жизни.
  2. Знания, умения и навыки, помогающие справляться со стрессогенными факторами и минимизировать влияние психотравм.
  3. Ориентация на саморазвитие, изучение и раскрытие личного потенциала, обучение самоконтролю и саморегуляции.
  4. Практические действия, нацеленные на оздоровление, развитие саногенного мышления, коррекцию образа жизни.

Психогигиена и психопрофилактика

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В задачи последней входит профилактика развития психических расстройств и предупреждение перехода психических заболеваний в хроническую форму.

Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Каждая из них имеет свои особенности:

  1. Первичная профилактика предполагает предупреждение развития болезней у здорового населения. Это работа с группами риска: те, кто трудятся на опасном или тяжелом производстве, люди с соматическими заболеваниями, родственники больных, люди низкого социального уровня и другие.
  2. Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и устранение заболеваний, предотвращение их перехода в хроническую форму, предупреждение рецидивов.
  3. Третичная психопрофилактика подразумевает работу с тяжело больными людьми для предотвращения их инвалидизации, предупреждение развития осложнений.

Отдельно выделяют психопрофилактику детского и подросткового возраста, позднего возраста, семьи и сексуальной жизни.

Психогигиена и управление эмоциями

Под управлением эмоциями подразумевается способность понимать, проговаривать, рационально выпускать свои эмоции, прорабатывать их и отпускать. Речь ни в коем случае не идет о подавлении эмоций, речь идет об их принятии и адекватном восприятии. Умение управлять эмоциями помогает бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми и жить в гармонии с собой, способствует сохранению психического здоровья.

Мы приготовили общий план по развитию осознанности и навыка управления эмоциями:

Медицинская психология

    Вы здесь:
  1. Основы психогигиены и психопрофилактики


Основы психогигиены и психопрофилактики

Человеческая психика, формы человеческих взаимоотношений, тем более в современном обществе, настолько многообразны, что для их изучения сформирован специальный раздел гигиены, который получил название психогигиены.

Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.

Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней.

Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то основной задачей психогигиены является формирование и поддержание психического здоровья.

Психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья.

Психогигиена связана также с психотерапией, поскольку последняя содержит многие приемы и методы, способствующие лечению возникших заболеваний и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности, которые однако в той или иной степени выходят за пределы гармонии и могут привести к ее нарушению.

Психогигиена

Психогигиена разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.

Разделы психогигиены

Психогигиена воспитания и обучения;

Психогигиена семьи и половой жизни;

Психогигиена отдыха и быта;

Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;

Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.

Психогигиена труда

Обеспечение профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям.

Возрастная психогигиена

В раннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д.

В школьном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон и т.д.

В юношеском возрасте психогигиеническими мероприятиями являются - дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении.

В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек.

В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, возможное сохранение профессиональной активности и т.д.

Психогигиена семьи и половой жизни

наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;

умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей,

отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;

удовлетворенность сексуальными отношениями;

умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;

уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.

Психогигиена пациента

Пациенту должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников.

Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.

При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания.

Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с медработниками, согласию на необходимые процедуры и методы исследования.

В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).

Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков

  • доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;
  • распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;
  • воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;
  • уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;
  • строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;
  • организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;
  • создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.

Психопрофилактика

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Психопрофилактика (греч. psyche душа + профилактика) – отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных.

Виды психопрофилактики

Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания.

Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания.

Психопрофилактика позднего возраста

К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:

а) социальная активность;

б) возможность применять и передавать накопленный опыт;

в) сохранять работу или производственные контакты;

г) вести активный образ жизни;

д) постепенно готовить человека к пенсии;

е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.

Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:

а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;

б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.

Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:

а) своевременную диагностику и лечение заболеваний;

б) рациональную длительность пребывания в стационаре;

в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;

г) полноценную социальную адаптацию.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и организм пациента, путем вербального и невербального воздействия.

Задачи психотерапии – купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.

Методы психотерапии могут быть использованы в индивидуальной или групповой форме:

Читайте также: