Задача психогигиены социальной работы обеспечить комфортные условия труда
Обновлено: 16.05.2024
Организация, управление и администрирование в социальной работе
руководитель дает подчиненным инструкции в отношении того, что и как они должны делать, но в то же время он стремится поддерживать и развивать желание подчиненных брать ответственность на себя
основной задачей руководителя становятся четкая формулировка стоящих перед подчиненными задач, наделение их соответствующими полномочиями и невмешательство в деятельность
основной целью руководителя становится привлечение высококвалифицированных специалистов к групповому процессу выработки и принятия решений.
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Методика комплексной мотивации людей включает три группы приемов: мотивация _________, мотивация работы и мотивирование организационной деятельности
Организация, управление и администрирование в социальной работе
непосредственная деятельность руководителя, функции, которые он должен исполнять на своем рабочем месте
взаимозависимость эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управления и тех обстоятельств, в которых он работает и принимает решения
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
организационная единица, имеющая определенные задачи, выполняющая функции (обязанности) и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью
совокупность ряда подразделений и звеньев (должностей), находящихся на определенном уровне системы (первичном, среднем, высшем)
1) подразделение; 2) организационная единица управления отраслевого, межотраслевого или территориального уровней
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Верны ли следующие утверждения? А) Профессиональные деформации неизбежны В) Профессиональные деформации требуют развития системы профилактики и реабилитации
Организация, управление и администрирование в социальной работе
определение перспективных и текущих целей при работе с кадрами, разработка необходимых мероприятий и их практическая реализация
правила, нормы, положения, которыми руководствуются при подборе и расстановке людей в данной структуре
перевод на другую, но одноуровневую должность, перемещение на нижестоящую, переход в другую сферу деятельности
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил, – это
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Верны ли следующие утверждения? А) Управленческая наука в России начала развиваться в середине XVIII в. В) Управленческая наука в России начала развиваться в конце XVIII в.
Организация, управление и администрирование в социальной работе
В 60-е годы теории управления разрабатывались в основном представителями _________ школы, часто называемой управленческой
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы окружающей среды, благотворно влияющих на психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению психического здоровья, – это
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Организационно-исполнительская система (ОИС) создается с помощью таких регламентирующих средств, как положения о подразделениях и __________ __________
Организация, управление и администрирование в социальной работе
администраторы, инженеры, бухгалтеры, математики, механики, ревизоры, нормировщики, техники, экономисты
директор и его заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений и их заместители, старшие мастера и мастера
лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также, занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг, уборщики, сторожа
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем
установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки
Организация, управление и администрирование в социальной работе
поступление к субъекту данных о состоянии объекта и достижении (или не достижении) поставленной перед ним цели
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Верны ли следующие утверждения? А) Миссия управления социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей населения В) Миссия управления социальной защиты – оказание комплексной помощи и поддержки семьи и детей
Организация, управление и администрирование в социальной работе
возникновение образцов сугубо светского аристократического стиля управления; связана с именем Хаммурапи
доказательство того, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.
приход новой социальной силы – класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Верны ли следующие утверждения? А) Анализ внешней среды – процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации В) Анализ внешней среды – процесс, посредством которого разработчики стратегического плана изучают сильные и слабые стороны организации
Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.
Важными проблемами и направлениями исследований являются:
- экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,
- забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,
- забота о правильном воспитании детей и подростков,
- рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
- психологический климат в больших и малых социальных группах;
- разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;
- система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.
- эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,
Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Она призвана помогать человеку -
- избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,
- обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:
- создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;
- передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
- санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.
Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:
- личную (индивидуальную) и
- общественную (социальную) психогигиену.
- психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,
- психогигиена детей и подростков
- школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.
- психогигиена пожилого старческого возраста,
- психогигиена умственного труда,
- психогигиена семьи,
- психогигиена быта и др.
Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.
Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.
- Информационно - рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания
- репродуктивный метод - объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;
- проблемный метод - обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания .
- Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
- Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.
Психопрофилактика
Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.
Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:
- медицинского обследования психического состояния различных групп населения — учащихся, военнослужащих и т. д.;
- анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;
- ранняя диагностика психических заболеваний;
- санитарно-просветительная работа:
- организация специальных видов медпомощи — в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.
Задачами психопрофилактики являются:
- предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
- предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
- предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на - первичную, вторичную и третичную .
Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.
Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.
Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.
По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –
- неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
- факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.
Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .
Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.
Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.
Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания.
Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.
Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно
- о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии);
- о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
- о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).
Психогигиена
Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой . Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены разработка системы мероприятий, направленных на формuрованuе, поддержание и укрепление психического здоровья . Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.
возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека. Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.
Условия для поддержанию психи¬ческого здоровья:
- наличия чувства защищенности;
- наличия смысла жизни;
- уважения и самоуважения;
- соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;
- необходимости и возможности устранения эмоциональной на¬пряженности.
Факторов социальной среды, оказывающих влияние на психику человека:
- неблагоприятную экологическую обстановку;
- высокий темп жизни и урбанизацию;
- усложнение профессиональной деятельности;
- сильную загруженность (перегруженность) работой; потерю или риск потери работы;
- большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);
- недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.
Здоровый образ жизни - это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.
Здоровый образ жизни предполагает:
- сознательную организацию условий труда, позволяющую, по возможности, избегать психических и физических перегрузок;
- чередование труда и отдыха с обязательным использование выходных дней и отпуска по назначению;
- рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;
- достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;
- регулярную сексуальную жизнь;
- наличие увлечений;
- отказ от вредных привычек;
- соблюдение правил личной гигиены;
- бережное отношение к окружающей среде;
- создание гармоничных условий в семье;
- нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением;
- активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;
- избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий;
- создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.
Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:
Психогигиена – одно из направлений гигиены, науки о здоровье. Это самостоятельная дисциплина и наука на стыке психологии и медицины. Она имеет свою цель, задачи и методы, а также несколько подразделов.
Что такое психогигиена
Цель и задачи
Цель науки – выявление негативных факторов и разработка мероприятий по их устранению.
В задачи психогигиены входит следующее:
- изучение природы человеческого здоровья и саногенного потенциала личности;
- определение направлений и правил практической работы;
- разработка профилактических основ.
Особое внимание уделяется пропаганде здорового и оздоравливающего образа жизни, распространению информации о том, как нужно заботиться о психике. Эту и другие виды психогенной работы проводят не только психологи и психотерапевты, но также социальные работники, педагоги, медики. В широком смысле в этом должна быть заинтересована вся власть на национальном, государственном, областном, городском уровне.
Разделы психогигиены
В структуру психогигиены входят следующие разделы:
- возрастная психогигиена (забота о здоровье в соответствии с возрастом человека, например, разработка режима дня для школьника);
- психогигиена быта (профилактика аддикций, планирование быта для людей с уязвимой нервной системой);
- психогигиена труда и обучения (забота о психическом здоровье в процессе профопределения, обучения, работы, профилактика конфликтов, выгорания, монотонии, переутомления и других негативных психологических явлений на производстве и в образовательном учреждении);
- психогигиена семьи и секса (забота о благоприятном психологическом климате в семье и гармонии в отношениях партнеров);
- психогигиена коллективной жизни (забота о психологической совместимости, профилактика конфликтов и других трудностей в межличностных отношениях).
В отдельную категорию выделяют медицинскую психогигиену (психогигиену больного). Это еще один раздел, который пришел из психиатрии (1948 год). Этот раздел изучает психическое здоровье медработников и пациентов. Сюда входит и забота об отношениях между больными и персоналом, и забота о создании благоприятной атмосферы в больницах, и о профилактике конфликтов в коллективе, истощения и т.д. Успех лечения во многом зависит от психического состояния больного и врача, характера их взаимоотношений, отношения каждого из них к болезни.
Направления
Как и в большинстве наук, в психогигиене можно выделить три направления: теоретическое, практическое и прикладное. Им соответствуют следующие описания:
- Теоретическое направление изучает общие вопросы формирования и охраны психического здоровья. Рассматривает цели и задачи, принципы работы по формированию, развитию и охране психического здоровья.
- Прикладное направление разрабатывает и изучает конкретные методы, способы, техники по формированию, развитию и охране психического здоровья. Это направление ищет практическое применение теории в различных условиях.
- Практическое направление подразумевает непосредственное применение найденных методов. Однако практика может существовать и вне теории, в этом она похожа на житейскую психологию. То есть люди (профессионалы и непрофессионалы) интуитивно находят способы охраны здоровья или пользуются альтернативными практиками, например, медитацией.
Уровни практического направления
Психогигиеническая работа (практическое направление) реализуется на нескольких уровнях:
- Национальный. Укрепление здоровья нации через государственную политику и работу социальных институтов. Основной инструмент – информирование о методах психологической помощи или самопомощи. Сюда же относится контроль над СМИ.
- На уровне организации. В детских садах, школах, техникумах, университетах, на предприятии руководство, директора должны заботиться о здоровье своих подопечных и коллектива как единого организма.
- На уровне семьи. Речь идет об отношениях между мамой и папой, другими членами семьи, а также о детско-родительских отношениях и стиле семейного воспитания. Семья – основной социальный институт, который влияет на становление личности, поэтому важно уделить этому отдельное внимание.
- На уровне личности (психогигиена личности). Подразумевает самопомощь человека или помощь одного субъекта другому в условиях взаимодействия. Учитывает особенности конкретной личности и специфику окружающей среды. Притом особое внимание уделяется принципам и методам самопомощи, так как ни один другой человек или институт не может помочь индивиду настолько, насколько он сам может помочь себе.
Результат психогигиены
Как мы уже говорили, информирование и просвещение – основные средства психогигиены. Поэтому ее результатом считают психогигиеническую компетентность людей. Она состоит из следующих элементов:
- Убеждения на оздоровление и сохранение здоровья, отношение к здоровью как к высшей ценности, мотивация вести здоровый образ жизни.
- Знания, умения и навыки, помогающие справляться со стрессогенными факторами и минимизировать влияние психотравм.
- Ориентация на саморазвитие, изучение и раскрытие личного потенциала, обучение самоконтролю и саморегуляции.
- Практические действия, нацеленные на оздоровление, развитие саногенного мышления, коррекцию образа жизни.
Психогигиена и психопрофилактика
Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В задачи последней входит профилактика развития психических расстройств и предупреждение перехода психических заболеваний в хроническую форму.
Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Каждая из них имеет свои особенности:
- Первичная профилактика предполагает предупреждение развития болезней у здорового населения. Это работа с группами риска: те, кто трудятся на опасном или тяжелом производстве, люди с соматическими заболеваниями, родственники больных, люди низкого социального уровня и другие.
- Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и устранение заболеваний, предотвращение их перехода в хроническую форму, предупреждение рецидивов.
- Третичная психопрофилактика подразумевает работу с тяжело больными людьми для предотвращения их инвалидизации, предупреждение развития осложнений.
Отдельно выделяют психопрофилактику детского и подросткового возраста, позднего возраста, семьи и сексуальной жизни.
Психогигиена и управление эмоциями
Под управлением эмоциями подразумевается способность понимать, проговаривать, рационально выпускать свои эмоции, прорабатывать их и отпускать. Речь ни в коем случае не идет о подавлении эмоций, речь идет об их принятии и адекватном восприятии. Умение управлять эмоциями помогает бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми и жить в гармонии с собой, способствует сохранению психического здоровья.
Мы приготовили общий план по развитию осознанности и навыка управления эмоциями:
Медицинская психология
-
Вы здесь:
- Основы психогигиены и психопрофилактики
Основы психогигиены и психопрофилактики
Человеческая психика, формы человеческих взаимоотношений, тем более в современном обществе, настолько многообразны, что для их изучения сформирован специальный раздел гигиены, который получил название психогигиены.
Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней.
Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то основной задачей психогигиены является формирование и поддержание психического здоровья.
Психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья.
Психогигиена связана также с психотерапией, поскольку последняя содержит многие приемы и методы, способствующие лечению возникших заболеваний и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности, которые однако в той или иной степени выходят за пределы гармонии и могут привести к ее нарушению.
Психогигиена
Психогигиена разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.
Разделы психогигиены
Психогигиена воспитания и обучения;
Психогигиена семьи и половой жизни;
Психогигиена отдыха и быта;
Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;
Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.
Психогигиена труда
Обеспечение профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.
Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям.
Возрастная психогигиена
В раннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д.
В школьном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон и т.д.
В юношеском возрасте психогигиеническими мероприятиями являются - дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении.
В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек.
В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, возможное сохранение профессиональной активности и т.д.
Психогигиена семьи и половой жизни
наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;
умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей,
отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;
удовлетворенность сексуальными отношениями;
умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;
уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.
Психогигиена пациента
Пациенту должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников.
Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.
При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания.
Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с медработниками, согласию на необходимые процедуры и методы исследования.
В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).
Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков
- доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;
- распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;
- воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;
- уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;
- строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;
- организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;
- создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.
Психопрофилактика
Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.
Психопрофилактика (греч. psyche душа + профилактика) – отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных.
Виды психопрофилактики
Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания.
Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания.
Психопрофилактика позднего возраста
К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:
а) социальная активность;
б) возможность применять и передавать накопленный опыт;
в) сохранять работу или производственные контакты;
г) вести активный образ жизни;
д) постепенно готовить человека к пенсии;
е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.
Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:
а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;
б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.
Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:
а) своевременную диагностику и лечение заболеваний;
б) рациональную длительность пребывания в стационаре;
в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;
г) полноценную социальную адаптацию.
Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и организм пациента, путем вербального и невербального воздействия.
Задачи психотерапии – купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.
Методы психотерапии могут быть использованы в индивидуальной или групповой форме:
Читайте также: