Является ли библиотекарь педагогическим работником

Обновлено: 13.05.2024

2. Документ, гарантирующий право человека на свободный доступ к информации - это:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª;

«Квалификационных характеристик должностей работников

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря

«Квалификационных характеристик должностей работников

ли педагог-библиотекарь обеспечивать дополнительное

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря

5. Документ, отражающий основные задачи и функции библиотеки образовательной

3. Положение о библиотеке образовательной организации;

7. Федеральный государственный образовательный стандарт - это «

1. совокупность обязательных требований к уровню обучения, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2. совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и

(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в

3. совокупность обязательных требований к структуре и реализации основной

образовательной программы, утвержденных федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. совокупность обязательных требований к профессии, специальности и направлению

утвержденных федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-

Какой документ устанавливает нормы обеспеченности образовательной

деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основным

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

«Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации

имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,

9. Какие требования включают в себя федеральные государственные образовательные

1. К уровню подготовки выпускников, структуре и условиям реализации основной

2. К структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

3. К условиям реализации и результатам освоения основной образовательной

4. К структуре, условиям реализации и результатам освоения основной

10. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают «

1. преемственность основных образовательных программ и соблюдение требований

2. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства

обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и

3. преемственность основных образовательных программ, государственные

гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных

требований к условиям реализации основных образовательных программ и

4. соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной

11. В каком документе отражены изменения нормативно-правовой базы

документов, регламентирующих учет библиотечного фонда:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª

2. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

3. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

учебников для использования в образовательной деятельности в соответствии с

утвержденным Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования относится к:

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Директор МБОУ ООШ №2

Должностная инструкция

педагога библиотекаря Информационно - библиотечного центра (ИБЦ)

Общие положения

1.2. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников.

1.3. На должность педагога-библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Педагог-библиотекарь назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности педагога-библиотекаря его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя или другого педагогического работника школы.

1.6. Педагог-библиотекарь непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе и далее — директору школы.

Основными направлениями деятельности педагога - библиотекаря ИБЦ являются:

2.1. информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе;

2.2. пропаганда чтения как формы культурного досуга;

3. Должностные обязанности

Педагог - библиотекарь ИБЦ выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу ИБЦ

3.1.1. Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.1.2. Разрабатывает текущие и перспективные планы работы ИБЦ

3.1.3. Предоставляет анализ работы за прошедший период.

3.1.4. Предоставляет проекты документального обеспечения ИБЦ.

3.1.5. Предоставляет анализ состояния фондов.

3.1.6. Проводит санитарный день раз в месяц.

3.1.7. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

3.1.8. Контролирует соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования ИБЦ.

3.2. Формирует фонды ИБЦ

3.2.1. Управляет единым фондом с целью оптимизации объема, состава и эффективности использования подфондов. Анализирует состав фонда, списывает морально-устаревшие и ветхие издания, принимает меры для пополнения фонда недостающими информационными ресурсами.

3.2.2. Формирует медиа - и библиотечно-библиографические ресурсы общеобразовательного учреждения как единый фонд, объединяющий специализированные подфонды книг, учебников,

аудио, видео- и электронных материалов.

3.2.3. Комплектует специализированные подфонды учебными, научно-популярными, научными, художественными, справочными документами для учащихся и педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях как с целью обеспечения учебно-воспитательного процесса, так и с целью освоения специфики создания и использования медиаинформации.

3.2.4. Формирует заказ на учебники в соответствии с Федеральным перечнем и образовательной программой школы и отслеживает поступление изданий. Ведет мониторинг рынка учебных изданий, следит за ежегодными изменениями в Федеральных перечне и каталоге, региональном комплекте учебников. Контролирует наполнение учебниками линий отдельных педагогических технологий, используемых педагогами школы.

3.2.5. Оформляет подписку на периодические издания, контролирует их доставку.

3.2.6. Пополняет фонды за счет автоматизированных информационных ресурсов сети Интернет, баз и банков данных других учреждений и организаций.
3.2.7. Формирует фонд документов, создаваемых в ОУ (журналов, газет, электронных медиаобъектов, баз и банков данных, а также папок-накопителей документов и их копий, публикаций и работ педагогов ОУ, лучших учебно-исследовательских работ и рефератов учащихся).

3.3. Организует создание справочно-библиографического аппарата с использованием современных технических средств
3.3.1. Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации.
3.3.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат (СБА), включающий каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, разнообразные базы и банки данных в АИБС (автоматизированная информационная библиотечная система) МАРК- SQL .
3.3.3. Разрабатывает библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п., печатные и электронные), библиографические обзоры, включающие медиаресурсы.
3.3.4. Организует выставки, оформляет стенды, плакаты и т. п. для обеспечения информирования пользователей о печатных и нетрадиционных ресурсах.

3.4. Обучает технологиям информационного самообслуживания, создания и использования медиаресурсов, в целях освоения учащимися основ информационной грамотности, овладения языком и возможностями медиасредств, формирования информационной культуры.
3.4.1. Обучает технологиям создания видеоинформации, аудиоинформации, электронной, мультимедийной информации.
3.4.2. Встраивает в процесс информационно-библиотечного обслуживания элементы обучающего характера (индивидуальные и групповые консультации, практические советы, показ технологических аспектов работы с информацией на различных носителях).
3.4.3. Организует традиционные массовые мероприятия с широким использованием медиаресурсов, и мероприятия, ориентированные на формирование информационной культуры школьников (работа со справочной литературой, коллективные просмотры аудиовизуальных документов, медиапрезентации и др.).
3.4.4. Поддерживает деятельность педагогов и учащихся в области создания медиапродуктов (фоно-, видеозаписей, электронных документов, баз данных, Web-страниц и т.п.).
3.4.5. Оказывает помощь (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую) пользователям БИЦ в проектной деятельности, решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности.
3.4.6. При наличии в учебных планах и программах предмета, факультатива, отдельных тем и занятий, связанных с медиаобразованием и формированием информационной культуры, оказывает информационную и методическую помощь педагогам, консультирует школьников, является базой для проведения практических занятий.

3.5. Осуществляет мероприятия по сохранности фондов ИБЦ.

3.5.1. Принимает библиотечные фонды(книги, учебники, диски) на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет: традиционный либо электронный в программах МАРК- SQL , Excel .
3.5.2.. Организует массовую выдачу учебников педагогам и школьникам в начале года и сбор их в конце года.
3.5.3..Раз в пять лет проводит инвентаризацию фонда.

3.5.4. Ежегодно проводит списание устаревших и ветхих библиотечных документов по установленным правилам и нормам.

3.5.5. Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам БИЦ по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей библиотечных документов.

3.5.6. Организует мелкий ремонт печатных изданий.

3.5.7. Проводит беседы с учащими и их родителями об ответственности за используемые библиотечные фонды.

3.6. Участвует в формировании политики общеобразовательного учреждения в области медиаобразования.

3.6.1. Осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями ОУ, другими учреждениями и организациями, имеющими информационные ресурсы.

3.6.2. На сайте школы ведет страницу о работе и ресурсах ИБЦ.

3.6.3. Предлагает, осуществляет и участвует в проектах, способствующих развитию ИБЦ, формированию информационной культуры современных педагогов и школьников.

3.7. Пропагандирует чтение как форму культурного досуга.

3.7.1. Организует мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности (викторины, конкурсы, литературные гостиные и другие массовые мероприятия).

3.7.2. Способствует популяризации литературы библиотечными формами работы, организует выставки, обзоры.

3.7.3. Консультирует родителей по вопросу организации внеклассного чтения.

Педагог - библиотекарь имеет право:

4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования фондами ИБЦ, компьютерной техникой.

4.3. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.

4.4. В целях самообразования посещать методические объединения школьных библиотекарей, курсы повышения квалификации, конференции по вопросам библиотечного обслуживания и пр.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, педагог - библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели .

6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С должностной инструкцией ознакомлен /а/_____________________ ________________________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-библиотекаря в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-библиотекарь должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

- Конвенцию о правах ребенка;

- содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательной организации;

- методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

- основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

- индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

- специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

- современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

- нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;

- профиль деятельности, специализацию и структуру образовательной организации;

- правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;

- условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

- современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;

- систему классификации информации и правила составления каталогов;

- единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

- порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

- порядок составления отчетности о работе библиотеки;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-библиотекарю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-библиотекаря;

1.6. Педагог-библиотекарь назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательной организации фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательной организации.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.22. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-библиотекарь несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].


Зачем нужен профстандарт?

Профстандарт библиотекаря необходим для того, чтобы определить основные должностные параметры, такие как обязанности сотрудника, требования к образованию и обучению, квалификация, которой нужно соответствовать, занимая определенную должность. Здесь сделаем ремарку: обязанности работника устанавливаются трудовым договором или должностной инструкцией на основе положений профстандарта.

  • изменения кадровой документации (штатного расписания, должностных инструкций и прочего);
  • закрепления квалификационных требований с целью проведения переаттестации ;
  • урегулирования конфликтов с контролерами, проверяющими корректность документации (ПФР, ФНС и другие).
  • формирование и сохранение библиотечного фонда;
  • организация справочно-поискового аппарата библиотеки;
  • справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей;
  • библиотечное обслуживание пользователей;
  • предоставление культурно-просветительских и досуговых услуг пользователям библиотеки;
  • научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности.


  • среднее библиотечное образование;
  • высшее библиотечно-информационное или педагогическое образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.
  • ориентироваться в информационных ресурсах книгоиздательского, книготоргового рынков, рынка электронных продуктов и услуг и анализировать их предложения;
  • проводить первичный отбор документов в библиотечный фонд.
  • высшее библиотечно-информационное образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.
  • поддерживать нормативные режимы хранения библиотечного фонда;
  • владеть технологиями превентивной и фазовой консервации документов, технологиями ремонта и реставрации документов, а также редких и ценных изданий;
  • владеть оперативными средствами пожаротушения;
  • владеть тактико-техническими средствами и способами обеспечения физической безопасности библиотечного фонда;
  • владеть методами профилактики, защиты, дезинсекции и другими средствами борьбы с биологическими вредителями библиотечного фонда;
  • обеспечивать инструктивно-методическое и технологическое сопровождение сохранности документов в процессе использования.


  • среднее библиотечное образование;
  • высшее библиотечно-информационное образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.

А вы знали, что появилась новая специализация “цифровой библиограф”? На эту тему мы готовили материал, где рассказывали, какими навыками должен обладать этот специалист и где можно освоить новую профессию.

  • Владеть методами аналитико-синтетической переработки информации;
  • использовать формат машиночитаемой каталогизационной записи на печатные и электронные документы;
  • ориентироваться в существующих классификационных системах;
  • владеть технологическими процессами машиночитаемой каталогизации;
  • применять методы и процедуры информационного анализа текстов;
  • использовать оптимальные формы и методы свертывания информации;
  • применять методы формализованного описания предметной области;
  • владеть методикой организации и ведения краеведческих каталогов и картотек, в т. ч. электронных;
  • владеть методикой и технологиями работы в форматах сводных электронных каталогов.
  • принимать запросы на поиск библиографической и фактографической информации в режиме локального и удаленного доступа;
  • выбирать ресурсные базы поиска;
  • выполнять библиографические и небиблиографические справки в режиме локального и удаленного справочно-библиографического обслуживания;
  • консультировать пользователей в процессах локального и удаленного справочно-библиографического обслуживания, вести электронный фонд выполненных справок;
  • вести учет выполнения запросов в режимах локального и удаленного справочно-библиографического обслуживания.
  • классификация библиографических и фактографических запросов пользователей и выполняемых справок;
  • алгоритмы выполнения различных типов запросов пользователей;
  • методы поиска по элементам библиографического описания, ключевым словам, предметным рубрикам, классификационным индексам, методы поиска в сетевых информационных ресурсах;
  • классификация и назначение информационных ресурсов СБ;
  • теория и методика библиографии, информатики и научно-информационной деятельности.


За библиотечное обслуживание пользователей отвечает библиотекарь/главный библиотекарь. Требования к образованию предъявляются такие же, как по обобщенной функции организации справочно-поискового аппарата библиотеки. Трудовые действия по библиотечному обслуживанию пользователей включают предоставление доступа к электронным ресурсам, создание книжных выставок для раскрытия состава библиотечного фонда, учет выданных документов, индивидуальную и групповую работу с пользователями по продвижению книги и чтения.

  • свободно ориентироваться в структуре библиотечного фонда, правилах его организации и расстановки;
  • использовать методы поиска по элементам библиографического описания, ключевым словам, предметным рубрикам, классификационным индексам, методы поиска в сетевых информационных ресурсах;
  • владеть методикой и технологиями выставочной работы, организации, оформления и презентаций книжных экспозиций различного целевого и читательского назначения;
  • владеть методиками и технологиями индивидуальной и групповой работы по продвижению книги и чтения, формированию читательской культуры;
  • свободно владеть информационными технологиями и уметь их использовать в процессах библиотечного обслуживания;
  • владеть методиками и технологиями социальных коммуникаций.


  • среднее библиотечное или культурно-досуговое образование;
  • высшее библиотечно-информационное, культурно-досуговое или педагогическое образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное или культурно-досуговое образование.

Умения в данном случае сводятся к тому, что библиотекарь может придумать, разработать и организовать интеллектуально-досуговые и культурно-просветительские мероприятия, умеет договариваться с культурными, образовательными организациями и СМИ, владеет современными цифровыми технологиями для сопровождения мероприятий.

  • социологические и маркетинговые методы изучения социокультурных потребностей различных групп населения;
  • теория и методика социально-досуговой и культурно-просветительской деятельности;
  • медиаресурсы информационного рынка и возможности их использования в культурно-просветительской деятельности;
  • основы библиотековедения, культурологии и массовых коммуникаций, социокультурной деятельности, сценарного мастерства, социального партнерства.


  • высшее библиотечно-информационное или педагогическое образование;
  • дополнительное библиотечно-информационное образование.

Какие для этого необходимы умения: составлять план исследования, владеть методикой проведения исследований и обработки их результатов, уметь научно обобщать материалы исследования и представлять его результаты, а также использовать в своей работе цифровые технологии для проведения исследований.

  • основы теории и методологии научно-исследовательской деятельности в гуманитарной сфере;
  • основы трудового и гражданского права;
  • организация, методики и технологии проведения социологических, маркетинговых исследований;
  • основы андрагогики, прикладной психологии, возрастной педагогики и социологии;
  • этика делового общения и ведения переговоров.


В рамках методического обеспечения библиотечно-информационной деятельности методист библиотеки занимается выявлением и оценкой библиотечных инноваций, проводит их апробацию и внедряет эти инновации в работу библиотеки. Помимо этого, консультирует по различным направлениям библиотечно-информационной деятельности, разрабатывает предложения по повышению эффективности деятельности библиотеки.

Что должен уметь методист в данном случае: анализировать деятельность библиотеки, собирать и обрабатывать информацию, оказывать конкретную методическую и практическую помощь библиотеке, использовать в своей работе цифровые технологии.

Данный вид деятельности требует знания нормативных актов по профилю работы, теории управления и методической работы, принципов организации и содержания работы методических служб.

Таким образом, мы напомнили сотрудникам библиотеки о важности профстандарта. Директор библиотеки с помощью этого документа определяет потребность в работниках с определенным уровнем квалификации, рационально разделяет и организует труд и ответственность между сотрудниками.

Читайте также: