Вводный инструктаж при приеме на работу водителя образец

Обновлено: 02.05.2024

Профилактика внештатных ситуаций при управлении автотранспортом начинается для водителя с прохождения вводного инструктажа по вопросам безопасности дорожного движения (БДД).

Следует выяснить, как и при каких обстоятельствах проводится данное инструктирование на предприятии, и нужно ли фиксировать факт его прохождения в специальном регистрационном журнале.

Когда проводится вводный инструктаж для водителей по БДД?

Вводный инструктаж для лица, принимаемого в компанию на должность водителя, должен затрагивать не только условия работы, но и правила обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок.

Кроме того, особое внимание уделяется вопросам охраны труда, предотвращению чрезвычайных происшествий при управлении автотранспортом.

Для водителей также проводятся следующие виды инструктажей:

Вводный инструктаж по БДД проводится для водительского состава в следующих типичных ситуациях:

  1. Новый работник принимается на должность водителя в компанию. В данном случае ответственные лица компании – специалист по безопасности (охране) труда, руководитель отдела водителей – информируют нанимаемого сотрудника об условиях работы, правилах трудовой дисциплины, нормах внутреннего распорядка. При этом человеку разъясняются все основы БДД, касающиеся вождения автотранспорта и осуществления перевозок.
  2. Сотрудник был откомандирован из другой компании для работы в качестве водителя. Прибывшему работнику предоставляется вся необходимая информация о том, как следует вести себя на новом месте. Учитывая специфику профессии, внимание акцентируется на обеспечении БДД при управлении автотранспортом компании. Инструктаж проводят субъекты, ответственные в организации за охрану труда и безопасность вождения.
  3. Сотрудника перевели в водительское подразделение из другого отдела (цеха) этой же компании. Нового водителя посвящают в вопросы, касающиеся охраны труда при управлении транспортом и обеспечения безопасности перевозок. Инструктаж проводится ответственными лицами компании.
  4. Учащийся ВУЗа или специального учебного заведения прибыл в компанию с целью прохождения практики или трудоустройства по срочному контракту на должности водителя. С таким сотрудником нужно провести вводный инструктаж по вопросам БДД и охраны труда. При этом будут затрагиваться аспекты, касающиеся противопожарной безопасности и действий по оказанию первой медпомощи.

Вводный инструктаж может осуществляться и в других ситуациях, если работодатель принял решение о целесообразности проведения данной процедуры. Иногда такой инструктаж проводится для иных работников.

Порядок проведения и оформления

Вводный инструктаж по БДД реализуется как комплекс теоретических и практических занятий. Он проводится на предприятии в соответствии с программой (инструкцией), разработанной ответственными лицами – специалистом по безопасности труда и руководителем водительского подразделения.

При составлении такой программы учитываются положения нормативных актов, издаваемых профильными госорганами (Минтруда РФ, Минтранспорта РФ).

Юридическое подразделение компании может проверить программу (инструкцию) вводного инструктажа по безопасности дорожного движения на предмет её соответствия нормам и требованиям законодательства. Программа (инструкция) утверждается приказом руководителя компании.

Общий порядок вводного инструктирования водителей выглядит так:

  1. Ответственные лица – непосредственный руководитель, инженер по охране труда и руководитель организации – констатируют наличие оснований для проведения данной процедуры. Например, в организацию приняли нового сотрудника на должность водителя.
  2. Руководитель организации оформляет приказ, предписывающий провести вводное инструктирование с новым сотрудником. Такой приказ регламентирует все организационные моменты – сроки, список инструктируемых, ответственные исполнители процедуры, порядок и программа проведения.
  3. Ответственные исполнители – специалист по безопасности труда, руководитель водительского подразделения – проводят с инструктируемыми комплекс соответствующих занятий, руководствуясь программой и порядком инструктирования. Чаще всего затрагиваются условия работы, правила перевозок и БДД, оказание первой медпомощи, противопожарная безопасность, особенности вождения, правила обслуживания автотранспорта, ключевые маршруты движения, а также законодательное регулирование отрасли автоперевозок.
  4. Сведения о прохождении сотрудниками-водителями инструктажа отражаются в журнале учета. Соответствующая запись содержит дату прохождения и подписи сторон (инструктируемого водителя, ответственных лиц).

Факт прохождения сотрудником-водителем вводного инструктирования на предприятии фиксируется в журнале учета, содержащем следующие столбцы:

  1. Дата проведения вводного обучения.
  2. ФИО сотрудника.
  3. Дата рождения водителя.
  4. Название вида профессиональной деятельности – водитель.
  5. Наименование отдела/цеха компании, в котором будет работать данный сотрудник.
  6. Вид осуществляемого инструктажа – вводный.
  7. Краткое содержание, общая суть данного инструктирования.
  8. ФИО и занимаемая должность ответственного инструктора.
  9. Подпись ответственного инструктора.
  10. Подпись инструктируемого (она подтверждает факт проведения).

Все указанные графы должны заполняться инструктирующим по итогам проведения процедуры. Без прохождения вводного инструктажа нельзя допускать водителя к работе (учитывая, что он проводят только при наличии определенных оснований, перечисленных выше).

Выводы

Гражданин, который устраивается работать водителем в организацию, занимающуюся перевозками, должен получить от своего работодателя всю необходимую информацию. Прежде всего, речь идет об условиях работы, нормах охраны труда, правилах безопасного вождения.

Такие сведения работодатель должен предоставить наемному работнику при оформлении с ним трудовых отношений.

Соответствующие требования регламентированы положениями Трудового кодекса РФ и нормами безопасности (охраны) труда, предусмотренными законодательством России.

Ознакомление сотрудника-водителя с указанной информацией производится его работодателем посредством вводного инструктажа по вопросам БДД. Факт прохождения данного обучения отражается в журнале учета.

Профилактика внештатных ситуаций при управлении автотранспортом начинается для водителя с прохождения вводного инструктажа по вопросам безопасности дорожного движения (БДД).

Следует выяснить, как и при каких обстоятельствах проводится данное инструктирование на предприятии, и нужно ли фиксировать факт его прохождения в специальном регистрационном журнале.

Когда проводится вводный инструктаж для водителей по БДД?

Вводный инструктаж для лица, принимаемого в компанию на должность водителя, должен затрагивать не только условия работы, но и правила обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок.

Кроме того, особое внимание уделяется вопросам охраны труда, предотвращению чрезвычайных происшествий при управлении автотранспортом.

Для водителей также проводятся следующие виды инструктажей:

Вводный инструктаж по БДД проводится для водительского состава в следующих типичных ситуациях:

  1. Новый работник принимается на должность водителя в компанию. В данном случае ответственные лица компании – специалист по безопасности (охране) труда, руководитель отдела водителей – информируют нанимаемого сотрудника об условиях работы, правилах трудовой дисциплины, нормах внутреннего распорядка. При этом человеку разъясняются все основы БДД, касающиеся вождения автотранспорта и осуществления перевозок.
  2. Сотрудник был откомандирован из другой компании для работы в качестве водителя. Прибывшему работнику предоставляется вся необходимая информация о том, как следует вести себя на новом месте. Учитывая специфику профессии, внимание акцентируется на обеспечении БДД при управлении автотранспортом компании. Инструктаж проводят субъекты, ответственные в организации за охрану труда и безопасность вождения.
  3. Сотрудника перевели в водительское подразделение из другого отдела (цеха) этой же компании. Нового водителя посвящают в вопросы, касающиеся охраны труда при управлении транспортом и обеспечения безопасности перевозок. Инструктаж проводится ответственными лицами компании.
  4. Учащийся ВУЗа или специального учебного заведения прибыл в компанию с целью прохождения практики или трудоустройства по срочному контракту на должности водителя. С таким сотрудником нужно провести вводный инструктаж по вопросам БДД и охраны труда. При этом будут затрагиваться аспекты, касающиеся противопожарной безопасности и действий по оказанию первой медпомощи.

Вводный инструктаж может осуществляться и в других ситуациях, если работодатель принял решение о целесообразности проведения данной процедуры. Иногда такой инструктаж проводится для иных работников.

Порядок проведения и оформления

Вводный инструктаж по БДД реализуется как комплекс теоретических и практических занятий. Он проводится на предприятии в соответствии с программой (инструкцией), разработанной ответственными лицами – специалистом по безопасности труда и руководителем водительского подразделения.

При составлении такой программы учитываются положения нормативных актов, издаваемых профильными госорганами (Минтруда РФ, Минтранспорта РФ).

Юридическое подразделение компании может проверить программу (инструкцию) вводного инструктажа по безопасности дорожного движения на предмет её соответствия нормам и требованиям законодательства. Программа (инструкция) утверждается приказом руководителя компании.

Общий порядок вводного инструктирования водителей выглядит так:

  1. Ответственные лица – непосредственный руководитель, инженер по охране труда и руководитель организации – констатируют наличие оснований для проведения данной процедуры. Например, в организацию приняли нового сотрудника на должность водителя.
  2. Руководитель организации оформляет приказ, предписывающий провести вводное инструктирование с новым сотрудником. Такой приказ регламентирует все организационные моменты – сроки, список инструктируемых, ответственные исполнители процедуры, порядок и программа проведения.
  3. Ответственные исполнители – специалист по безопасности труда, руководитель водительского подразделения – проводят с инструктируемыми комплекс соответствующих занятий, руководствуясь программой и порядком инструктирования. Чаще всего затрагиваются условия работы, правила перевозок и БДД, оказание первой медпомощи, противопожарная безопасность, особенности вождения, правила обслуживания автотранспорта, ключевые маршруты движения, а также законодательное регулирование отрасли автоперевозок.
  4. Сведения о прохождении сотрудниками-водителями инструктажа отражаются в журнале учета. Соответствующая запись содержит дату прохождения и подписи сторон (инструктируемого водителя, ответственных лиц).

Факт прохождения сотрудником-водителем вводного инструктирования на предприятии фиксируется в журнале учета, содержащем следующие столбцы:

  1. Дата проведения вводного обучения.
  2. ФИО сотрудника.
  3. Дата рождения водителя.
  4. Название вида профессиональной деятельности – водитель.
  5. Наименование отдела/цеха компании, в котором будет работать данный сотрудник.
  6. Вид осуществляемого инструктажа – вводный.
  7. Краткое содержание, общая суть данного инструктирования.
  8. ФИО и занимаемая должность ответственного инструктора.
  9. Подпись ответственного инструктора.
  10. Подпись инструктируемого (она подтверждает факт проведения).

Все указанные графы должны заполняться инструктирующим по итогам проведения процедуры. Без прохождения вводного инструктажа нельзя допускать водителя к работе (учитывая, что он проводят только при наличии определенных оснований, перечисленных выше).

Выводы

Гражданин, который устраивается работать водителем в организацию, занимающуюся перевозками, должен получить от своего работодателя всю необходимую информацию. Прежде всего, речь идет об условиях работы, нормах охраны труда, правилах безопасного вождения.

Такие сведения работодатель должен предоставить наемному работнику при оформлении с ним трудовых отношений.

Соответствующие требования регламентированы положениями Трудового кодекса РФ и нормами безопасности (охраны) труда, предусмотренными законодательством России.

Ознакомление сотрудника-водителя с указанной информацией производится его работодателем посредством вводного инструктажа по вопросам БДД. Факт прохождения данного обучения отражается в журнале учета.


Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября

Важно! Если в организации или у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один водитель, в том числе персональный, потребуется проводить обязательные мероприятия, указанные в правилах № 145, и в том числе – инструктажи по безопасности дорожного движения.

Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.

Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.

Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.

Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.

Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.

Ситуация 2. У работника нет профильного образования

Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание! Назначить ответственным за проведение инструктажей водителя не получится. Водитель, при всей ответственности труда и высокой квалификации, является рабочей профессией. Поэтому водитель не является должностным лицом и не может проводить инструктажи. Цена ошибки – штраф в 100 000 рублей на организацию (статья 12.31.1 КоАП) и отдельные санкции для должностного лица.

Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.

В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.

Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:

  • НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.

Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Вводный инструктаж по БДД для водителей

Также на вводном инструктаже по БДД необходимо рассказать, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, что нужно сделать водителю для возмещения причиненного вреда. Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать каждому вновь принимаемому на работу то, как в этой организации проводят предрейсовый медосмотр, как и кто проводит предрейсовый контроль ТС.

Во время вводного инструктажа по БДД водитель узнает:

  • нормы загрузки грузовых транспортных средств, пассажировместимость для пассажирских перевозок;
  • характерные для предприятия грузы, сырье, материалы;
  • об опасных аварийных участках на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП для данной организации (отрасли);
  • порядок действий при наступлении ДТП, в том числе европротокол;
  • порядок оформления перевозочных документов;
  • порядок работы тахографа;
  • режим труда и отдыха водителей.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Ответственный за обеспечение БДД обязан на предрейсовом инструктаже сообщить водителю:

  1. Сведения о маршруте, опасные участки, в том числе с наиболее частыми ДТП, ремонтные участки, сведения о погоде, о местах пополнения запасов чистой питьевой водой, о местах заправки топливом.
  2. Если рейс в другой населенный пункт, нужно рассказать о местах отдыха, о конечном пункте маршрута, о пунктах приема пищи.
  3. Необходимо также рассказать, есть ли на маршруте посты техпомощи, медпункты, ГИБДД, эти сведения пригодятся при поломке в пути.
  4. Нужно рассказать водителю о безопасности движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД.

На предрейсовом инструктаже нужно рассказать водителю о безопасности дорожного движения в период проведения мероприятий, не типичных для водителя на данном маршруте, например, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД. На специальном инструктаже рассказывают об изменении состава грузов, страховочных средств для погрузки грузов в транспорт.

Сезонные инструктажи по БДД

Обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях – прямая обязанность работодателя. Поэтому ответственный за обеспечение БДД должен уделить сезонным инструктажам особое внимание.

Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи. Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Что зимний период с его снегопадами и гололедами, то и весенний период с его распутицей таят опасности для водителя и транспортного средства. Летняя жара причиняет не только климатические неудобства, но и грозит высокой взрывопожароопасностью.

В локальном нормативном акте работодателя необходимо указать, когда именно проводится осенне-зимний, а когда – весенне-летний сезонные инструктажи.

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения

Зачастую возникает ситуация, когда нужно срочно довести до водителя информацию, например, об угрозе теракта или об изменении условий движения (движение в колонне, например). Также специальный инструктаж проводится при вступлении в силу нормативных актов, положения которых влияют на труд водителя, на его безопасность.

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя. Таким образом, специальный инструктаж не заменяет, а дополняет предрейсовый инструктаж в том случае, если стандартной информации, которой владеет водитель, недостаточно для работы в условиях форс-мажорной ситуации.

Какими документами оформить инструктажи по БДД

Инструктажи по БДД необходимо оформить программами вводного, предрейсового, сезонных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе, в отличие от вводного, сезонного или предрейсового инструктажей в силу своей уникальности.

Учет инструктажей ведут в журнале, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи. Можно вести записи и в электронном виде, если у водителя и инструктирующего есть электронные цифровые подписи. Такие требования установлены в п.71.1-7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145, вступления в силу которых мы ожидаем с 1 сентября 2021 года.

Пример из практики

Допустим, что на работу 1 сентября устроился водитель Александр Цурин. С ним проводит вводный инструктаж по БДД ответственный за обеспечение БДД, начальник транспортного участка Равиль Гафуров. Но в эту же дату вступает в силу приказ № 145, имеющий значение для организации труда данного водителя. Поэтому требуется провести дополнительно к вводному инструктажу при приеме на работу, еще и специальный инструктаж.

Поскольку специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе (это может быть и вступление в силу нового закона о БДД, а может быть и оранжевый уровень опасности из-за пожара, бушующего возле трассы), стоит сделать отметку о причинах его проведения в журнале (по аналогии с внеплановыми инструктажами по охране труда). Это поможет вам самим не забыть, в каком случае вы проводили специальный инструктаж.

Журнал учета инструктажей с 1 сентября 2021 года: образец

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 05.02.2020

Номер документа: 34

Дата государственной регистрации: 20.02.2020

Регистрационный номер: 3660

Заголовок документа: Об утверждении Порядка проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств

Действие документа: Действующий

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 20

НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

Приказ

НПА ДНР

Об утверждении Порядка проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств (прилагается).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента автомобильного и пассажирского транспорта.

5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и стажировки водителей колесных транспортных средств

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Порядок устанавливает виды, периодичность, последовательность проведения инструктажей по безопасности дорожного движения и порядок стажировки водителей колесных транспортных средств (далее – КТС).

1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере автомобильного транспорта, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее – Перевозчик), которые имеют КТС и участвуют в дорожном движении.

1.5. Инструктаж и стажировка проводятся с целью повышения квалификации профессионального уровня водителей, получения необходимой информации для выполнения различных видов перевозок и обеспечения безопасности дорожного движения.

1.6. Служба (отдел) безопасности дорожного движения или работник, на которого Перевозчиком (субъектом хозяйствования согласно договору) возложены обязанности приказом (распоряжением) по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – служба БДД), на соответствующий год разрабатывает программу инструктажей по безопасности дорожного движения и определяет сроки их проведения. Разработанный вид и содержание (тематика) инструктажей утверждаются приказом руководителя Перевозчика.

1.7. Организация проведения инструктажей, контроль и учет за своевременностью и полнотой их выполнения возлагаются на Перевозчика.

1.8. Для водителей КТС устанавливаются следующие виды инструктажей по безопасности дорожного движения:

1.9. Запрещается допускать водителей КТС к работе без прохождения ими инструктажей в установленные Перевозчиком сроки.

1.10. Отметка о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения делается в соответствующих журналах без пропуска строк, которые ведутся службой БДД Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору) в двух экземплярах. Журналы учета инструктажей по безопасности дорожного движения обязаны быть в твердом (книжном) переплете, формата А4 (Приложение 1), и хранится в службе БДД Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору). Журналы должны быть прошнурованы, пронумерованы, заверены печатью и подписью Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору).

1.11. Субъект хозяйствования, заключивший договор с Перевозчиком на предоставление услуг по проведению инструктажей по безопасности дорожного движения, обязан вести учет инструктажей по безопасности дорожного движения в соответствующих журналах инструктажей отдельно по каждому Перевозчику, заключивших такие договоры.

1.12. Срок хранения журналов учета инструктажей по безопасности дорожного движения составляет 5 лет с момента внесения в него последней записи.

II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

2.1. Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу.

2.2. Вводный инструктаж включает в себя следующие положения:

особенности деятельности работы Перевозчика;

внутренний распорядок работы Перевозчика;

порядок допуска водителей к самостоятельной работе;

порядок получения и предъявления соответствующих документов осмотра и проверки технического состояния КТС;

режим труда и отдыха водителей;

особенности организации движения на маршрутах работы Перевозчика, оказание технической помощи, а также организация движения КТС на территории Перевозчика;

порядок прохождения водителями предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;

порядок прохождения технического осмотра КТС при выезде на маршрут (линию) и при возвращении с маршрута (линии);

права и обязанности водителей, установленные Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.03.2015 № 3-12 (далее – ПДД) (особое внимание обращается на недопустимость выхода на работу в состоянии алкогольного опьянения или с остаточными явлениями алкоголя, под воздействием наркотических средств, психотропных или токсических веществ);

нормы загрузки КТС и требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и грузов;

особенности обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями (для пассажирских перевозок);

уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственности водителя за совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) и нарушения ПДД;

основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;

порядок информирования работников о допущенных нарушениях ПДД, а также о других нарушениях, выявленных контролирующими лицами;

контактные телефоны, по которым необходимо немедленно сообщить должностным лицам Перевозчика о ДТП или других чрезвычайных происшествиях;

документы для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов, предусмотренные действующим законодательством Донецкой Народной Республики;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.

2.3. Запись о проведении вводного инструктажа фиксируется в журнале учета вводного инструктажа по безопасности дорожного движения (Приложение 1).

III. ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ

3.1. Предрейсовый инструктаж проводится перед выездом на маршрут (линию) с водителями, которые выполняют перевозки групп детей, направляются впервые на междугородные, международные перевозки пассажиров или грузов либо привлекаются к работе по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, а также при движении в организованной транспортной колонне.

3.2. Предрейсовый инструктаж включает в себя следующие положения:

протяженность и общая характеристика маршрута, условия движения, наличие опасных мест концентрации ДТП на маршруте, возможные изменения дорожно-климатических условий;

схему маршрута движения, начальные, конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;

расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;

действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);

обязанности водителя по обеспечению безопасной перевозки пассажиров, порядок проезда мест концентрации пешеходов (перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды), а также соблюдение правил остановки, стоянки, обгона, безопасной дистанции и интервала, скоростного режима;

характеристику грузов и требования по их безопасной перевозке;

порядок проверки укладки и крепления груза, перечень необходимого оборудования и приспособлений;

ответственность водителей за обеспечение технической исправности КТС на линии;

ответственность водителей за самовольное отклонение от маршрута, невыполнение задания или использование КТС перевозчика в личных целях;

меры по обеспечению безопасности движения при неблагоприятных погодных условиях;

информацию об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами;

порядок подачи и отправления автобуса;

техническое состояние и специальное оборудование автобуса;

порядок и нормы посадки и высадки пассажиров;

особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей);

отдельные требования Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

основные требования к техническому состоянию, оборудованию и дополнительному оснащению КТС, используемых для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

допустимую скорость движения крупногабаритных и тяжеловесных КТС;

порядок движения, обгона, остановки, стоянки и сопровождения крупногабаритных и тяжеловесных КТС;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.

3.3. Запись о проведении предрейсового инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).

IV. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

4.1. Периодический инструктаж проводится с целью систематическогои обязательного ознакомления всех водителей с информацией, необходимой для производительной, безопасной и качественной работы на маршруте (линии).

4.2. Периодический инструктаж проводится ежемесячно по графику, утвержденному Перевозчиком.

4.3. Периодический инструктаж включает в себя следующие положения:

порядок действий при возникновении аварийной ситуаций и при различных отказах системы КТС;

правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

особенности дорожного движения в соответствии с требованиями ПДД;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться анализом ДТП, если такие имели место, а также показом видеоуроков по пунктам ПДД и слайдов по безопасности дорожного движения.

4.5. Запись о проведении периодического инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).

V. СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год при подготовке водительского состава к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды эксплуатации и управления КТС, совмещая с плановыми занятиями по повышению профессионального мастерства водителей.

5.2. В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления КСТ в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

5.3. Сезонный инструктаж проводится согласно графику, утвержденному Перевозчиком, в период:

5.4. Сезонный инструктаж включает в себя следующие положения:

особенности эксплуатации КТС в весенне-летний или осенне-зимний периоды;

особенности эксплуатации КТС при увеличении пешеходных потоков и интенсивности движения транспорта;

обеспечение безопасности движения при осуществлении автомобильных перевозок в сложных дорожных или погодно-климатических условиях;

особенности движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости;

приемы управления КТС и особенности маневрирования при движении в гололедицу, при сильном снегопаде, метели или дожде;

характерные ДТП и нарушения ПДД, допущенные водителями в осенне-зимний период эксплуатации;

особенности проезда железнодорожных переездов и действия водителей при вынужденной остановке на переезде;

особо опасные места на маршруте движения, меры предосторожности при движении на опасных участках;

обеспечение безопасности движения в условиях повышенной активности пешеходов-школьников, велосипедистов в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.

5.5. Запись о проведении сезонного инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).

VI. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

6.1. Специальный инструктаж проводится с водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случае получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом, зафиксированного нарушения ПДД, появления опасных мест и участков на маршруте (линии), возможного наступления особо сложных метеорологических или дорожных условий, доведения до водителей изменений в действующем законодательстве в сфере автомобильного транспорта, совершения и (или) угрозы совершения террористических актов, а также с водителями автобусов, впервые направляемыми самостоятельно на маршрут или впервые назначаемыми для работы на новых моделях КТС.

6.2. В ходе проведения специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя, который включает в себя следующие положения:

особенности выполнения новых видов автомобильных перевозок в отрыве от постоянного места стоянки;

режим труда и отдыха водителей;

действия водителей в случае появления признаков заболевания;

анализ причин и обстоятельств ДТП и нарушений ПДД, повлекших за собой гибель или телесное повреждение людей;

вступление в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;

изменения маршрута и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения.

6.3. Запись о проведении специального инструктажа осуществляется в журнале учета инструктажей по безопасности дорожного движения (Приложение 1).

VII. СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ КТС

7.1. Стажировка проводится с целью адаптации водителей к условиям работы, а также повышения квалификации и профессионального уровня водителей КТС, принимаемых на работу, или при переводе водителей на новую марку (модель) КТС, а также совершенствования их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление КТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

7.2. Стажировка проводится с водителями КТС в следующих случаях:

при приеме на работу после окончания обучения;

при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т.п.);

при перерыве в работе в качестве водителя более 12 месяцев;

при переводе на новую марку (модель) КТС.

7.3. Стажировка осуществляется под руководством водителя-наставника, назначенного приказом руководителя Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору), из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, при наличии водительского стажа управления КТС той категории, на котором проводится стажировка, не менее трех лет и не допускавших за последние три года нарушений ПДД.

7.4. Водитель-стажер закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

7.5. Стажировка водителей КТС включает работу на внутренней территории предприятия, на маршруте (линии) и контрольную поездку.

7.6. Продолжительность стажировки:

водителя автобуса согласно Приложению 2;

водителя автомобиля-такси согласно Приложению 3;

водителя легкового автомобиля согласно Приложению 4;

водителя грузового автомобиля согласно Приложению 5.

По усмотрению Перевозчика (субъекта хозяйствования согласно договору) при получении водителем отрицательных результатов проведения стажировки, допускается назначить внутренним приказом (распоряжением) проведение дополнительной стажировки.

Продолжительность стажировки в случаях, не предусмотренных настоящим пунктом, определяется Перевозчиком (субъектом хозяйствования согласно договору) и должна составлять не менее двух рабочих дней.

7.7. Стажировка должна осуществляться на КТС того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

7.8. К выходу на маршрут (линию) для проведения стажировки допускаются водители КТС, прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.

7.9. Перевозчик утверждает программу стажировки, которая включает в себя проверку и отработку навыков водителя относительно безопасной работы на КТС той марки или модели, которое будет за ним закреплено.

7.10. В программу стажировки в обязательном порядке входит следующее:

изучение схемы движения пешеходов и транспорта по территории предприятия;

предрейсовая подготовка транспортного средства и рабочего места;

соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;

движение задним ходом и разворот;

торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку в соответствии с условиями дорожного движения;

использование зеркал заднего вида;

выбор скорости движения, интервала, дистанции и радиуса поворота в зависимости от загрузки и габаритов КТС;

предвидение появления опасных движущихся объектов, которые могут привести к ДТП;

движение в ночное время;

открытие и закрытие дверей салона на остановках, выполнение правил посадки и высадки пассажиров.

7.11. Заключительным этапом прохождения стажировки является контрольная поездка, которая выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки водитель-наставник наблюдает за соблюдением водителем-стажером ПДД, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, графиков работы.

7.12. При приеме на работу водителя с другого предприятия, в случае если он управлял аналогичным КТС, проводится стажировка в виде контрольной поездки под руководством водителя-наставника.

7.13. Водителю, направляемому на стажировку или контрольную поездку, выдается Лист прохождения стажировки (Приложение 6).

7.14. По окончании стажировки или контрольной поездки по представлению водителя-наставника принимается решение о допуске водителя к работе, о чем производится соответствующая запись в листе прохождения стажировки за подписями работника службы БДД, руководителя Перевозчика, а при наличии договора на оказание настоящих услуг – также руководителем субъекта хозяйствования, оказывающего услуги.

7.16. Листы стажировки передаются в отдел кадров Перевозчика или работнику, на которого Перевозчиком возложены обязанности по работе с кадрами, и после проверки правильности и полноты их заполнения хранятся в личном деле водителя Перевозчика.

7.17. В путевых листах на КТС, которые выдаются водителю-стажеру, делается отметка о прохождении стажировки или контрольной поездки.

Читайте также: