Все ли организации обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков

Обновлено: 04.05.2024

Главная задача формирования резервов заключается в том, чтобы сделать информацию бухучета более достоверной. Изучая реальную бухгалтерскую отчетность, внутренние и внешние пользователи могут полноценно представлять себе действительное положение финансовых дел в компании.

Что касается резервов на оплату отпусков, то у них есть и второстепенная цель – с их помощью предприятие образует источник для дальнейшего начисления страховых взносов, отпускных и компенсаций (в случае увольнения с неиспользованным отпуском).

Хозяйствующие субъекты обязаны, хотят они того или нет, формировать отпускные резервы (в соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010). Исключение предусматривается только для тех фирм, которые работают по упрощенным системам ведения бухучета. Отказ от создания резервов на отпуска – прямое и серьезное нарушение.

Отпускные резервы формируются на отчетную дату, закрепляемую в Учетной политике. Для различных компаний отчетной датой может быть 31 декабря, или последнее число каждого квартала или месяца. Немало предприятий передают отчетные документы раз в год. Для них формирование резервов на 31 декабря считается лучшим решением.

Формирование резервов на оплату отпусков в 1С:бухгалтерии 3.0




В российском законодательстве нет четкого указания того, каким должен быть % отчислений. Вы можете определить и должны зафиксировать в Учетной Политике рассчитанный на свое усмотрение процент:

  1. Начисленный ФОТ по прошедшему году.
  2. Оклады – в соответствии со штатным графиком.

Узнаем о том, как рассчитать процент по штатному расписанию:

  1. Выполним расчет, учитывая страховые взносы, предполагаемой суммы выплат по отпускам.

Возможная величина отпускных выплат = общий годовой ФОТ (число сотрудников в штате * оклад) : 12 мес. : 28 * 29,3.

Итоговую цифру нужно умножить на % страховых взносов (30 процентов) и на тариф взносов от ЧП (каждое предприятие имеет собственный тариф от несчастных случаев).

К предполагаемой сумме затрат на страховые выплаты нужно приплюсовать возможную сумму отпускных.

  1. Рассчитываем возможную величину затрат на зарплату сотрудников. Количество персонала умножаем на оклады и затем на 11 мес. (в действительности работники один месяц ежегодно отдыхают, и трудятся в течение оставшихся 11 месяцев);
  2. % отчислений в месяц в резерв на оплату отпускных = возможной сумме отпускных (пункт 1) / возможную сумму затрат на зарплату (пункт 2).

Рассмотрим пример того, как рассчитать для резерва процент отчислений.



В настройках 1С:бухгалтерия указываем максимальную сумму (пункт 4) и процент отчислений, полученный прежде.



По завершению месяца утилита определит отпускной резерв, учитывая процент, определенный в настройках. Но лишь при условии, что максимальная сумма по отчислению в резерв не превышена.



Утилита начнет формировать проводки:

Дт 20 (25, 26, 44) Кт 96.01 – на величину исчисленного резерва


На протяжении отчетного срока предприятия списывает затраты на компенсации за не использованные сотрудниками дни отпуска и на отпуска. Кроме того, списываются страховые выплаты, начисленные на их сумму за счет сформированного резерва.


Определяя отпускные, утилита создать проводку:

Дт 96.01 Кт 70 – рассчитаны отпускные по средствам резерва


Учтите! Указанным документом страховые выплаты не начисляются. Проводка по их начислению с отпускных по средства резерва формируется 1С:бухгалтерией при расчете зарплаты.

Дт 96.01 Кт 69 – рассчитаны за счет резерва страховые выплаты с отпускных:


На деле может оказаться, что величины резерва окажется недостаточно для выплаты отпускных. В такой ситуации расходы на отпуска нужно указать в общем порядке – на счетах учета расходов 20 (44, 26 и т.д.).

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 70 – списаны в расходы величины отпускных, оказавшихся более суммы сформированного резерва.

Если по завершению отчетного срока величина отпускного резерва вышла с избытком, сумму нужно включить в список иных доходов:

Дт 96.01 Кт 91.01 – величина избытка резерва указывается в списке иных доходов.

Предприятиям, обязанным формировать резерв, но отказывающимся делать это, рано или поздно придется столкнуться с ответственностью. Нарушая регламентированные нормы учета расходов и доходов, компания обеспечивает себе штраф по ст. №120 Налогового Кодекса России, суммой в 10 тыс. рублей. Ответственности подвергаются не только фирмы, но и должностные лица. Последним грозит штраф в 10-20 тыс. рублей или необходимость отстранения от работы на период 1-2 года (если при отказе от формирования резерва какая-либо из строчек баланса окажется искажена свыше, чем на 10%).

Читайте также: