Врач имеет право на конфиденциальность оплата труда и компенсации создание

Обновлено: 17.05.2024

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ[1] медицинские организации, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, должны расходовать эти средства только согласно тем направлениям, которые поименованы в ч. 7 ст. 35 данного закона. Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования внебюджетных средств. Предлагаем рассмотреть некоторые факты нарушений, которые касаются расходов на оплату труда.

Затраты на оплату труда имеют наибольший удельный вес в общей сумме всех расходов медицинского учреждения. По этой причине проверка затрат, произведенных организацией на выплаты работникам, может быть самостоятельным объектом проверки либо являться частью вопросов общей программы проверки деятельности учреждения. Отметим, что наибольшее внимание уделяется данному объекту проверки, когда расходы на выплату заработной платы произведены за счет средств ОМС.

Кратко о контрольном мероприятии.

Приказом ФФОМС от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее – Положение № 73). В соответствии с п. 17.2 Положения № 73 проверка расходов, входящих в структуру тарифа, включает в себя, в частности, проверку расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда. В ходе контрольного мероприятия изучаются все документы, свидетельствующие об обоснованности производимых выплат:

штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов;

графики работы структурных подразделений и сотрудников;

приказы по личному составу;

коллективный договор, положение об оплате труда и т. д.;

первичные бухгалтерские документы по начислению заработной платы, уплате налогов и страховых взносов, установленных законодательством РФ.

Заметим, что территориальный фонд ОМС не просто проверяет наличие внутренних документов, касающихся оплаты труда: он анализирует законность содержащихся в них положений, сопоставляет документы друг с другом и делает выводы. В случае обнаружения несоответствий, выявления каких-либо нарушений встает вопрос об обоснованности всех расходов, произведенных на выплату зарплаты и иных сумм, обусловленных трудовым договором.

Далее предлагаем рассмотреть нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий.

Выплата премии без учета критериев, оценивающих результативность работы врача.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата работника включает в себя три основных составляющих: оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты устанавливаются к должностному окладу и выплачиваются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

руководителям, заместителям руководителей;

врачам – руководителям структурных подразделений.

Данный показатель не находится в зависимости от причинно-следственной связи между действиями названных работников и возникновением случаев внутрибольничного инфицирования. Иными словами, поскольку в течение проверяемого периода в организации имели место случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, выплата заместителям главного врача премии в размере 100% неправомерна.

Также в акте проверки ТФОМС было указано на нецелевое использование бюджетных средств в связи с начислением работникам учреждения выплат стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания. Приняв во внимание нормы положения об оплате труда, приказа по учреждению, ст. 8, 192, 194 ТК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие у работника дисциплинарного взыскания в течение всего срока его действия исключает выплату ежемесячной премии этому работнику. Сумма, выплаченная в нарушение положения об оплате труда, является расходованием средств сверх норм и нецелевым использованием денежных средств и подлежит возврату в бюджет территориального фонда ОМС.

Таким образом, если премия за счет средств ОМС в учреждении выплачивается работникам без учета оценки качества выполненной работы, то данное расходование средств является их нецелевым использованием.

Начисление доплаты за вредные условия труда и предоставление дополнительного отпуска без учета спецоценки.

В статьях 22 и 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 426-ФЗ[2] специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий:

по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

по оценке уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). При этом, как следует из положений названного закона, допустимыми (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровень воздействия которых не превышают уровни, определенные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Как отметили арбитры в Постановлении АС УО от 14.08.2018 № Ф09-4695/18 по делу № А50-38212/2017, согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Таким образом, направление организацией средств ОМС на оплату дополнительных отпусков за вредные условия в данном случае является нецелевым использованием средств ОМС.

Выплата заработной платы врачу, у которого отсутствует сертификат специалиста.

Продолжая разговор о нецелевом использовании средств ОМС, нельзя не обратить внимание на нарушения, рассмотренные в Постановлении АС ДВО от 26.07.2018 № Ф03-3002/2018 по делу № А51-13625/2017. В нем судьи отметили, что использование средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, признается целевым при соблюдении следующих условий:

медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;

должность медицинского работника включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н;

оказываемые медицинским работником работы (услуги) предусмотрены лицензией медицинской организации.

Также суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медицинских сестер при отсутствии у них соответствующих сертификатов. Довод учреждения, что все указанные лица обладают достаточным уровнем медицинского образования, в том числе высшего, для замещения спорных должностей среднего медицинского персонала – медицинской сестры и рентгенлаборанта, отклонены. Арбитры отметили: данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медицинского персонала. Выплата им заработной платы тоже квалифицирована как нецелевое использование средств ОМС.

В продолжение начатого разговора хотим обратить внимание на Определение ВС РФ от 06.04.2018 № 35-ПЭК18 по делу № А51-28676/2016. В нем был рассмотрен вопрос о правомерности выплаты заработной платы за счет средств ОМС медицинским сестрам, трудовая деятельность которых осуществлялась на основании свидетельства об окончании двухгодичных курсов Общества Красного Креста. Отметим, что ранее в судебной практике имелись решения, когда суд признавал данные выплаты неправомерным расходованием средств ОМС (см. Постановление АС ДВО от 03.10.2016 № Ф03-4581/2016 по делу № А51-2438/2016). Верховный суд вынес противоположный вердикт. В частности, суд указал следующее.

Исходя из Приказа Минздрава СССР от 19.10.1954 № 206-м лицам, окончившим двухгодичные курсы медицинских сестер обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР без отрыва от производства, присваивалась квалификация медицинской сестры с законченным средним медицинским образованием, на них распространялись все права и льготы, установленные для медицинских сестер с законченным средним медицинским образованием.

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 № 418 лица, окончившие годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей, получившие свидетельство об окончании обучения, были допущены к замещению должностей постовых медицинских сестер дома ребенка, диетсестер молочной кухни, медицинских сестер поликлиники (поликлинического отделения) по обслуживанию детей дошкольных учреждений.

Данные приказы не отменены и не признаны утратившими силу.

Принимая во внимание положения вышеперечисленных приказов, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в Письме Минздрава РФ от 08.11.2016 № 16-5/2096392, судебная коллегия считает, что данные специалисты (медицинские сестры) имеют право участвовать в реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края и получать стимулирующие выплаты.

Таким образом, данные выплаты являются целевым использованием средств ОМС. Однако выводы судов в отношении врачей клинической лабораторной диагностики и заведующей клинико-диагностической лаборатории признаны правильными: врач должен иметь сертификат специалиста при оказании им медицинской помощи.

Выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС.

Отметим, что на практике встречаются случаи нецелевого использования средств ОМС для оплаты отпусков.

Порядок расчета среднего дневного заработка регламентирован ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. В соответствии с п. 2 данного положения при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников обозначенных выплат. При этом в учреждении должен быть сформирован единый расчет среднего заработка, сохраняемого во время ежегодного оплачиваемого отпуска.

Хотим обратить внимание: обязательства, возникающие в связи с выплатой среднего заработка, могут относиться сразу к нескольким видам деятельности, финансовое обеспечение которых осуществляется из разных источников: средств ОМС, средств федерального и (или) областного бюджетов, доходов от платной деятельности, средств ФСС. Однако выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС противоречит требованиям законодательства РФ (см. Постановление АС ПО от 01.12.2017 № Ф06-26200/2017 по делу № А55-32050/2016).

Части среднего заработка, относящиеся к различным видам деятельности, должны рассчитываться пропорционально сумме средств по различным источникам, учитываемым при расчете данных выплат. Если это требование не соблюдается и выплата произведена за счет ОМС, поименованные действия квалифицируются контрольным органом как нецелевое использование средств ОМС.

Выплата заработной платы работникам методических отделов за счет средств ОМС

Следующее нарушение, рассмотренное в Постановлении АС УО от 26.01.2018 № Ф09-8052/17 по делу № А50-9311/2017, схоже с предыдущим. Оплата труда сотрудников больницы, осуществляющих функции в сфере решения задач в области гражданской обороны, и работников организационно-методических отделов, доплаты работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами производились за счет средств ОМС. Как отмечается в постановлении, данные сотрудники организационно-методических отделов исходя из осуществляемых функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не участвовали. В соответствии с территориальной программой услуги таких специалистов, как и услуги в сфере гражданской обороны и работа с ВИЧ-инфицированными пациентами, подлежали финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, а не за счет средств ОМС. Поскольку источник возмещения расходов непосредственно указан в территориальной программе ОМС, у больницы отсутствует возможность самостоятельно выбирать средства, за счет которых будет производиться возмещение расходов на оплату труда. Неправомерное расходование средств ОМС образует состав нарушения в виде нецелевого их использования, за которое предусмотрена ответственность по ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ. Напомним, что положения данной статьи содержат нормы-санкции (пени, штраф) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, определенные для медицинской организации (учреждения).

Возврат средств ОМС по результатам проверки

В результате использования не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда (ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ):

штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;

пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым Правительством РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение десяти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (п. 20 Правил № 158н[4].

Разъяснения в части применения корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете операции по возврату средств ОМС были ранее приведены в письмах Минфина РФ от 26.10.2012 № 02-06-10/4496, ФФОМС от 21.03.2014 № 1621/21-1/и. В соответствии с указаниями чиновников перечисление сумм возврата средств бюджетными (автономными) медицинскими учреждениями следует отражать в учете как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления. С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 174н[5], данные операции отражаются таким образом:

Сторнированы подлежащие восстановлению в ТФОМС суммы по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату

Перечислены с лицевого счета бюджетного учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

(уменьшение* по коду вида доходов 132)

Рассмотрим пример отражения в учете возврата средств ОМС.

Пример

В ходе проверки ТФОМС было выявлено нецелевое расходование средств, которое выразилось в выплате заработной платы врачам, не участвующим в оказании медицинской помощи по ОМС, в сумме 100 000 руб. На основании вынесенного ТФОМС решения был произведен возврат средств ОМС, потраченных не по целевому назначению. Возмещение произведено за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Сторнированы ранее начисленные обязательства по заработной плате

Сторнированы записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Сторнированы ранее начисленные обязательства по страховым взносам

Сторнирована уплата страховых взносов

Сторнированы подлежащие восстановлению в ТФОМС суммы по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату

Произведено перечисление средств с лицевого счета по учету средств, полученных от платных услуг, на счет по учету средств ОМС

Перечислены с лицевого счета учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

17 (уменьшение* по коду вида доходов 132)

Отражено принятие обязательств по заработной плате за счет средств, полученных от платных услуг

Отражены записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Отражено принятие обязательств по уплате страховых взносов за счет платных услуг

Отражена уплата страховых взносов

Перечислен штраф и пени по проверке ТФОМС

(130 200 руб. x 10%)

[4] Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (ред. от 31.03.2018).

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Рассмотрим особенности регулирования труда медицинских работников с точки зрения действующего законодательства:

  • время отдыха сотрудников скорой помощи между вызовами,
  • возможность привлечения врачей к дополнительным дежурствам без их согласия,
  • предоставление дополнительных отпусков сотрудникам медучреждений.
  • выходные дни сотрудника еженедельно;
  • отдыха между сменами;
  • дни отдыха во время государственных праздников;
  • ежегодные отпуска;
  • перерывы в течение смены или рабочего дня.

В данном случае нас интересует именно отдых работника в течение дня – это обеденный перерыв или время отдыха во время смены. Очевидно, что работник имеет право отдыхать в течение рабочего дня, что особенно актуально для сотрудников скорой помощи, график работы которых является достаточно напряжённым и насыщенным.
ТК РФ устанавливает длительность такого отдыха. Она составляет ежедневно не менее получаса не более двух часов. При этом перерыв не включается в рабочее время.
Какая именно продолжительность перерыва закреплена в отделении скорой помощи, отражено в правилах внутреннего трудового распорядка. Также она может устанавливаться по соглашению с сотрудниками.
Если в силу особенностей работы невозможно предоставить работникам необходимые условия для приема пищи, то работник должен иметь возможность питаться и отдыхать в рабочее время.
В ПВТР отделения скорой помощи стоит указать перечни таких должностей, а также конкретные места, в которых допускается прием пищи и отдых в течение смены.
| Дополнительное дежурство без согласия врача
Особенности регулирования труда медицинских работников также следует учитывать и при формировании графика дежурств специалистов. В каких ситуациях допустимо поставить врачу дополнительное дежурство без его согласия и на каких условиях?
Стационарные подразделения медучреждений отнесены к организациям с круглосуточным и непрерывным режимом работы. Это следует из Минздрава СССР № 01-14/5-24 от 04.05.1990 года.
Согласно документу, врачу в обязанности вменяются дежурства, которые он выполняет в пределах установленной месячной нормы рабочего времени. В зависимости от загруженности отделения и обеспеченностью отделения необходимыми кадрами, врачу могут быть установлены дежурства сверх месячной нормы, но он должен дать на это согласие.
Оплата ночных и вечерних дежурств, назначенных сверх нормы рабочего времени, производится в обычном размере. Если дополнительные дежурства совпали с официальными праздниками или выходным днем врача – они оплачиваются в двойном размере от обычной оплаты.
Кроме того, в соответствии с положениями программы госгарантий бесплатного оказания пациентам медицинской помощи в неотложной и экстренной форме, а также на основании ст. 350 ТК РФ, врача медицинских стационаров может устанавливаться дежурство на дому, также с согласия специалиста.
Таким образом, закон позволяет устанавливать врачу дополнительные дежурства, однако, без его согласия это можно сделать только в том случае, если это дежурство не выходит за рамки месячной отработки.
Если же дежурство назначается сверх установленного на месяц времени работы, то без согласия врача это сделать нельзя. Сотрудник имеет право отказаться от дополнительных дежурств. Если же он выражает согласие, то препятствий для подработки нет.

Может ли медучреждение предоставить медработникам
дополнительные дни отпуска?

Дополнительные отпуска, которые предоставляются сотрудникам на основании проведения специальной оценки условий труда минимально должны составлять 7 дней, о чем сказано в ст. 117 ТК РФ.
Минимальные 7 дней дополнительного отпуска может быть увеличены работодателями, что отражается в коллективном договоре и межотраслевом соглашении и закрепляется в трудовом договоре медработника.
При установлении сотрудникам дополнительных компенсаций и гарантий за работу во вредных условиях труда работодатель должен учитывать свое собственное экономическое положение и отражает их в локальных актах медучреждения и в коллективном договоре.
Таким образом, никто не запрещает медучреждению или его учредителю, если речь идет о бюджетным организациях, устанавливать своим сотрудникам дополнительные отпуска свыше 7 дней. Этому предшествует анализ финансово-экономических возможностей медучреждения.
Если соответствующие возможности имеются, происходит разработка локального акта - приказа главного врача, подготавливается дополнение в текст коллективного договора с сотрудниками.
Нарушением действующего законодательства является предоставление дополнительного отпуска сотрудникам, находящихся во вредных условиях труда, менее 7 дней, что ущемляет их права. Однако, увеличение продолжительности отпуска напротив, создает более благоприятные условия труда чем те, которые предоставлены медработникам законодателем.
Учитывая, что особенности регулирования труда медицинских работников касаются и работы в опасных, вредных условиях, в которых трудится большая часть сотрудников медучреждений, дополнительные гарантии работодателя представляют им возможность более длительного отдыха в ежегодном отпуске.

Особенности трудового договора
медицинского работника
11 февраля
Трудовой договор медицинского работника должен быть составлен по общим правилам, которые предлагает нам трудовое законодательство.
Такие обязательные условия и информация представлена в ст. 57 ТК РФ.
Кроме того, для оформления трудового договора с медучреждением, медработник должен предоставить ему пакет необходимых документов.
Трудовой договор медицинского работника: заключение
Оформление трудовых отношений в медучреждении начинается с того, что соискатель должен предоставить в отдел кадров следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • военный билет для военнообязанных;
  • документы о медицинском или ином образовании.

На этом этапе требования к медработникам практически ничем не отличаются от общих требований ТК РФ.
Трудовой медицинского работника отличается своим содержанием. В состав любого такого документы входят определённые обязательные и дополнительные условия.
Договор, заключаемый между медучреждением и медработником должен содержать такое важное условие, как место работы. Здесь необходимо указать не только наименование и адрес самого медучреждения, но и конкретное отделение, в котором сотрудник будет работать.
Также нужно указать профиль этого отделения и конкретное рабочее место. Это связано с тем, что для разных групп медработников место работы даже в конкретном отделении отличается.
Например, при приеме на работу врача-специалиста в поликлинику, нужно указать наименование кабинета, в котором он будет работать (кабинет врача-невропатолога), в стационаре – неврологическое отделение.
Для сотрудников скорой помощи в качестве места работы указывается отделение скорой помощи.
Такие нюансы важны в тех случаях, когда медработника необходимо перевести с одного места работы на другое.
Кроме того, указать конкретное отделение или подразделение нужно потому, что занятие определенной должности в конкретном месте у медиков часто с предоставлением дополнительного отпуска или сокращенного рабочего дня.
Еще один важный аспект, которым характеризуется трудовой договор медицинского работника – правильное указание названия его должности. Так, существуют номенклатурные классификаторы и справочниками, соответствующие квалификационные требования.
Все это не позволяет с юридической точки зрения работодателю называть должности своих сотрудников произвольно.
Так, при приеме на работу заведующего отделением хирургического отделения нужно указать и его медицинскую специальность, например, врач-хирург.
Указав в трудовом договоре должность сотрудника вы тем самым определяется основной круг его обязанностей.
Также одним из обязательных условий трудового договора является требование о прохождении периодических медосмотров.
Как изменить трудовой договор медицинского работника и оформить перевод
Трудовое законодательство содержит правила оформления переводов сотрудников на другое место работы. В отношении медработников стоит придерживаться этих правил и то, что все перемещения не могут быть мотивированы односторонним желанием медучреждения – необходимо письменное согласие медработника.
Сложности могут возникнуть с определением вида перемещений. Рассмотрим их.

    с работы по одной специальности на другую специальность.

Если мы обратимся к ст. 72 ТК РФ, то мы увидим, что смена отделения фактически оформляется как перевод на другую работу, если изначально отделение фигурировало в трудовом договоре с сотрудником.
Смена профиля отделения также требует согласия медработника и оформляется переводом, если о нем изначально говорилось в трудовом договоре, если нет – оформляется дополнительное соглашение к действующему договору.

  • Перевод оформляется в том случае, если специалист работал, например, на 0,5 ставки, но в связи с наличием вакантной должности переводится на полный рабочий день.
  • Переводом оформляется и перемещение медработника в другое медучреждение. Такие переводы часто оформляются, когда происходят ЧС и массовые аварии, когда в одном медучреждении не хватает собственного штата для оказания пациентам медицинской помощи.

Поэтому в данном случае сотрудники переводятся из других медучреждений, в пределах имеющихся у них специальностей. Исключение составляет необходимость борьбы с инфекционными болезнями, когда, например, врач-физиотерапевт работает как врач участковый.
Тогда медучреждение может временно внести изменения в свое штатное расписание и временно оформлять переводы на другие должности

Вместе с тем, за нецелевое расходование бюджетных средств существует вполне реальная административная ответственность. Более того, если речь идет о крупных размерах (более 1,5 миллионов рублей), главного врача может ждать уголовное преследование по статье 285.1 УК РФ. Хотя даже без крупного размера за незаконное начисление стимулирующих надбавок работодателя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Такие прецеденты уже случались, поэтому осторожность главных врачей понять можно, и мы настоятельно призываем не искать виноватых среди администрации медицинской организации.

Стоит признать, что текст Постановлений Правительства можно трактовать очень неоднозначно. Даже сейчас, после того как в ПП РФ № 484 и 415 дважды вносились изменения, а Минздрав трижды направлял разъяснительные письма, у многих остаются вопросы.

Выплаты в рамках ПП РФ № 484

Подобные разъяснения вводят всех в некоторое заблуждение и здесь хотелось бы пояснить следующее:

В соответствии с Трудовым кодексом, стимулирующие надбавки (поощрительные выплаты) и компенсационные (например, за риск работы в условиях, отклоняющихся от нормальных) – это совершенно разные категории выплат. В свою очередь, в ПП РФ № 484 речь идет именно о стимулирующих выплатах, которые начисляются за выполнение особо важных работ. При этом о риске заражения в тексте Постановления не сказано ни слова.

В п. 1 ПП РФ № 484 указано, что бюджетные субсидии выделяются для осуществления выплат медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам , у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Этот пункт соотносится с п. 11 ПП РФ № 484, согласно которому выплаты осуществляются медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19

ПП РФ № 484 принято во исполнение Поручения Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.). В соответствии с данным документом, Правительству было дано поручение установить стимулирующие выплаты:

Работникам стационаров медицинских организаций, осуществляющих лечение больных новой коронавирусной инфекцией.

Работникам организаций и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

В п. 7 ПП РФ приведена методика расчета размера бюджетных ассигнований на осуществление выплат, которая учитывает показатель количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В письме от 25 мая Минздрав также отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) в ПП РФ № 484 определены размеры выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией.

Напомним, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители органов власти субъектов РФ и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 198н).

Для лечения COVID-19 в стационарных условиях в медицинской организации также создается отдельное структурное подразделение (Приложение № 10 к Приказу № 198н).

Однако, как мы уже разобрались выше, ПП РФ № 484, действительно, не предусмотрены выплаты для работников Бюро СМЭ, так как они не относятся к работникам специализированного стационара или специализированной бригады скорой медицинской помощи. Более того, они не занимаются оказанием медицинской помощи и уж тем более лечением пациентов с COVID-19. При этом, риск заражения COVID-19 в данном случае не учитывается вовсе. Это проблема самого Постановления, но никак не руководства Бюро СМЭ.

Казнить нельзя помиловать: выплаты в рамках ПП РФ № 415

Во-первых, эту норму можно трактовать по-разному:

Стимулирующие выплаты полагаются: а) медицинским работникам, работающим с COVID-19 непосредственно; б) лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть, медицинским работникам, которые не занимаются лечением коронавирусной инфекции или ОРЗ, но контактируют с зараженными пациентами при оказании медицинской помощи по другим профилям).

Стимулирующие выплаты полагаются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь: а) гражданам с COVID-19: б) лицам из групп риска заражения COVID-19 (например, гражданам с ОРЗ).

Снова мы упираемся в двусмысленную формулировку, с которой приходится разбираться, вникая в различные разъяснения.

В разъяснениях от 6 мая и 21 мая Минздрав уточнил, что выплаты по ПП РФ № 415 также полагаются медицинским работникам контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , и работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19, в том числе: врачам-рентгенологам; врачам-патологоанатомам; врачам-эпидемиологам; помощникам врачей-эпидемиологов; медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий, в том числе специалистам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием; среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами-специалистами.

В разъяснениях от 21 мая Минздрав сообщил, что стимулирующие выплаты по ПП РФ № 415 осуществляются:

  • Медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , внесенным в специальный информационный ресурс в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373;
  • Медицинским работникам, работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19 ;
  • Медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи , сформированных в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID19.

То есть, как минимум, для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз COVID-19 у пациента должен быть подтвержден, и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс.

В ПП РФ № 415 данный вопрос также не конкретизирован. Однако в п. 10 и 12 Постановления указано, что надбавки также устанавливаются в локальном акте медицинской организации и согласовываются с региональным органом власти в сфере здравоохранения.

Таким образом, на практике в регионах скорее всего выплаты по ПП РФ № 415 также будут привязывать к лечению COVID-19, а не к контакту с зараженным пациентом. Причина этому, опять же, двусмысленные формулировки Постановления № 415, туманные разъяснения Минздрава и позиция региональных властей.

Читайте также: