Ставится ли печать на приказе о приеме на работу и увольнении

Обновлено: 24.04.2024


На практике достаточно часто у работников кадровых служб возникает вопрос, какие же документы нужно утверждать печатью нанимателя.


– наименование организации и (или) структурного подразделения;
– дата издания документа;
– регистрационный индекс;
– подпись.


Подпись является обязательным реквизитом, удостоверяющим документ, а печать – дополнительным. Таким образом, при удостоверении подлинности документа он должен быть сначала подписан, а затем (при необходимости) – заверен печатью. На утверждаемых документах печать (при необходимости) проставляется после утверждения документа.


Существует 3 вида печати: печать организации, печать структурного подразделения организации, печать, указывающая на ее целевое назначение (для документов и т.п.). Печати организаций подразделяются на гербовые (печати с изображением Государственного герба РБ) и простые.


Порядок использования и ответственность за хранение печатей должны быть закреплены в локальных нормативных правовых актах организации, разрабатываемых в соответствии с законодательством РБ. Информация об использовании и хранении печатей может быть закреплена в Инструкции по делопроизводству организации или Положении о кадровой службе.


Перечень документов, на которых проставляется печать, организация определяет самостоятельно, руководствуясь законодательством РБ.


Проставление печати необходимо на подлинниках документов и их копиях (для заверения подлинности копии), в т.ч. факсимильных, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей.


Оттиск печати должен захватывать часть наименования должности лица, подписавшего (утвердившего) документ.


Первая страница (титульный лист) трудовой книжки, содержащая перечисленные сведения о работнике, заверяется подписью нанимателя или уполномоченного должностного лица и печатью нанимателя, а в случае ее отсутствия у индивидуального предпринимателя – печатью местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию индивидуального предпринимателя (часть вторая п. 18 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее – Инструкция № 30)).


Кроме того, изменение записей в трудовой книжке о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, образовании, профессии, специальности производится нанимателем по последнему месту работы на основании документов, подтверждающих соответствующие сведения, со ссылкой на их номер и дату (п. 38 Инструкции № 30). Ссылку на соответствующий документ записывают на внутренней стороне обложки, заверяют подписью нанимателя или уполномоченного должностного лица и печатью нанимателя, а в случае ее отсутствия у индивидуального предпринимателя – печатью местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию предпринимателя.


Изменение записей о профессии, специальности на первой странице (титульном листе) трудовой книжки в случае получения работником новой профессии, специальности производят путем дополнения имеющихся записей без зачеркивания ранее внесенных.


Ссылки на документы, на основании которых были внесены корректирующие записи, записывают на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяют подписью руководителя организации или специально уполномоченного им лица и печатью организации или печатью отдела кадров.


При увольнении работника все записи о работе, наградах и поощрениях за успехи в работе, внесенные в трудовую книжку за время его работы, следует заверять подписью нанимателя или уполномоченного должностного лица и печатью нанимателя (п. 45 Инструкции № 30).


Печать на приказах организации не ставится, поскольку приказ является внутренним организационно-распорядительным документом (приказы о приеме на работу, приказы о предоставлении трудовых отпусков, приказы об увольнении). Копии приказов о приеме на работу и иные копии кадровых документов, исходящие документы требуют надлежащего заверения, поэтому на них необходимо проставлять печать.


Таким образом, можно сделать вывод, что удостоверению печатью подлежат копии только тех документов, которые созданы в самой организации.


В порядке исключения разрешается изготавливать и заверять копии документов, выданных другими организациями, при решении вопросов, находящихся в компетенции самой организации. Например, организация вправе изготовить и заверить копию диплома об образовании для включения в личное дело работника, копии свидетельства о рождении ребенка и свидетельства о праве на льготы для представления в бухгалтерию в целях учета при исчислении подоходного налога и т.п.

Приказ – документ распорядительного характера, издается руководителем организации для решения различного рода задач. Приказ (распоряжение) о приеме на работу является односторонним актом, удостоверяющим факт заключения трудового договора. Требование об обязательном издании приказа (распоряжения) о приеме на работу напрямую прописано в ст. 68 Трудового кодекса РФ. На его основании делается запись в трудовую книжку о приеме работника на работу и заполняются соответствующие сведения в личной карточке. Поэтому к его оформлению стоит отнестись очень внимательно.

Как свидетельствует практика, наиболее характерными ошибками, сопровождающими издание приказов о приеме на работу, являются:

1) несоблюдение требований к содержанию приказа;

2) несоблюдение требований к форме приказа;

3) несоблюдение установленных сроков издания приказа;

4) издание приказа на основании ненадлежащим образом оформленных документов;

5) издание приказа неуполномоченными лицами;

6) отсутствие на приказе отметки (подписи) об ознакомлении с ним работника.

Несоблюдение требований к содержанию приказа

Частая ошибка – несоответствие содержанию трудового договора условий, указанных в приказе о приеме на работу. Поскольку наличие ошибок, опечаток, зачеркиваний и всякого рода исправлений в приказе неприемлемо, важно на стадии подготовки документа (до подписания его уполномоченным лицом) тщательно проверить правильность написания и соответствие трудовому договору:

• фамилии, имени, отчества принимаемого на работу работника (работников), особенно если они нестандартные или сложные в написании;

• наименования структурного подразделения, куда принимается работник (работники) (если это предусмотрено условиями трудового договора и структурой предприятия) – оно должно соответствовать и трудовому договору, и штатному расписанию; не допускается использование сокращенного варианта наименования подразделения;

• наименования должности (специальности, профессии) принимаемого на работу работника (работников) – особенно важно в случаях, когда эти наименования должны в точности соответствовать указанным в соответствующих квалификационных справочниках или положениях профессиональных стандартов.

Не забудьте указать разряд, класс (категорию), квалификацию, если это предусмотрено для соответствующей должности (специальности, профессии) квалификационным справочником или профессиональным стандартом и (или) штатным расписанием организации.

Если в процессе оформления и согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию. Если ошибка в приказе обнаружена в момент подписания, его также необходимо перепечатать в исправленном виде. При выявлении существенных ошибок в приказе о приеме после подписания документа он должен быть отменен или заменен путем издания нового приказа.

Несоблюдение требований к форме приказа

Несоблюдение установленных сроков издания приказа

Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Трудовой кодекс РФ не содержит указаний о сроке подготовки и дате издания такого приказа. Однако ч. 2 ст. 68 ТК РФ содержит указание на то, что приказ о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Соответственно и приказ о приеме на работу должен быть издан в пределах вышеуказанного срока, иначе работодателем будет нарушена норма о порядке ознакомления работника с данным приказом.

На практике приказы о приеме на работу принято издавать до того, как работник приступил к работе (до начала события, о котором речь идет в приказе).

Издание приказа на основании ненадлежащим образом оформленных документов

Основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работу в общем случае является надлежащим образом оформленный трудовой договор (в исключительных случаях трудовой договор оформляется позднее фактического допущения к работе). Сведения о документе, послужившем основанием для издания приказа о приеме, должны быть отражены в соответствующей строке.

Не допускается издание приказа о приеме на основании ненадлежащих документов. Приказ о приеме на работу, изданный на основании таких документов, не имеет юридической силы и может быть оспорен.

Издание приказа неуполномоченными лицами

Приказ должен быть подписан руководителем организации (генеральным директором, директором), индивидуальным предпринимателем либо лицами, имеющими соответствующие полномочия. Как правило, руководитель наделяется полномочиями по изданию приказов по кадрам в отношении всех категорий работников Уставом организации. В крупных организациях при большом документообороте руководитель может делегировать право подписи всех приказов (либо приказов по определенным направлениям деятельности) своим заместителям или руководителям подразделений. Руководители обособленных подразделений предприятия (филиалов, представительств), как правило, тоже наделяются полномочиями на издание приказов в отношении работников подчиненных им подразделений. На время своего отсутствия руководитель может передать свои полномочия по доверенности другому лицу, приказом возложить исполнение обязанностей на другого работника.

В случае, когда приказ подписывается не руководителем, необходимо указать должность и расшифровку подписи представителя работодателя, а также основание, в силу которого данное лицо наделено соответствующими полномочиями.

Приказ, подписанный неуполномоченным лицом, не имеет юридической силы.

Отсутствие на приказе отметки (подписи) об ознакомлении с ним работника

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ТК РФ приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Такое ознакомление с приказом является дополнительной юридической гарантией наличия трудовых отношений, подтверждает наличие обязательных и дополнительных условий трудового договора, а в случае одностороннего изменения работодателем оговоренных ранее условий или введения условий, которые не были предметом соглашения сторон, работник может обжаловать неправомерные действия работодателя в суд.

Отсутствие приказа

Ну и, конечно, грубейшим нарушением является отсутствие приказов (распоряжений) о приеме на работу. За данное нарушение трудового законодательства статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ предусмотрена административная ответственность:

«1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

Работодатели, которые надеются использовать отсутствие документального подтверждения приема работника на работу в качестве аргумента в случае трудового спора, должны помнить, что обязанность по надлежащему письменному оформлению трудовых правоотношений, в том числе по изданию приказа о приеме, возложена на работодателя. Неисполнение работодателем этой обязанности не может служить доказательством отсутствия трудовых отношений (Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 05.08.2013 по делу № 33-6575, Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 17.05.2011 по делу № 33-1401/2011).

В качестве гарантии надлежащего оформления трудовых отношений работник вправе потребовать от работодателя надлежаще заверенную копию приказа (распоряжения) о приеме на работу (ст. 62 ТК РФ).

Примечание.


Разъяснение Роструда о ведении трудовых книжек

Ответы формируются согласно Вашим запросам:


В указанном вами примере: запись под номером 2 следует сделать:

– графа 1 – порядковый номер записи;
– графа 2 – дата внесения записи;
– графа 3 – сделана правильно (должность… переименована в…)
– графа 4 – приказ №… от… (в данном случае приказ работодателя, а не министерства).

Работодатель должен издать свой приказ во исполнение Указания или приказа Министерства.

Из пункта 27 Правил следует, что исправления в трудовую книжку должен вносить тот работодатель, который допустил ошибку. Но в то же время новый работодатель также может внести исправительную запись на основании официального документа прежнего работодателя. Такими документами могут быть заверенные прежним работодателем копии приказов о приеме и увольнении работника.

Если организация, которая сделала неправильную запись, реорганизована или ликвидирована, исправление должен сделать правопреемник, а в случае ликвидации организации — работодатель по новому месту работы на основании соответствующего документа (например, справки из архива) (п. 27 Правил).

При увольнении все записи, внесенные в трудовую книжку сотрудника за время его работы у работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника (п. 35 Правил). Работник ставит подпись рядом с подписью работодателя или на следующей строке.

3. Если в трудовой книжке перепутаны порядковые номера записей, нужно ли это исправлять и как правильно это сделать? (аналогично предыдущему вопросу)





В них предусмотрено, что если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадают с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке – в зависимости от того, какие данные и вследствие каких обстоятельств не совпадают.

5. Правомерно ли записи в трудовой книжке заверять не печатью самой организации, а печатью отдела кадров (канцелярии) учреждения?

Работодатель в данном случае – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. У юридического лица существуют различные печати (канцелярия, кадры, финансы и т.д.) Если лицо, уполномоченное заверять трудовую книжку – секретарь или кадровик, следовательно и печать они могут ставить соответствующую своей должности. Она все равно является печатью работодателя.

6. Считается ли ошибкой, если в трудовой книжке имеются расхождения в записях о приеме на работу (с 25 сентября 1968 г.) и об издании соответствующего приказа (17 ноября 1968 г.)?


На основании ст. 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения, и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).


В случае ликвидации организации соответствующую запись должен внести работодатель по новому месту работы на основании соответствующего документа (решения о ликвидации предприятия, приказа или справки из архива). Если после ликвидации предприятия работник больше нигде не работал и не работает, то ему необходимо обратиться в суд для принятия соответствующего решения.

8. Организация реорганизуется в форме присоединения к другой организации, становясь ее филиалом. Работники присоединяемой организации становятся работниками филиала присоединяющей организации. Как следует оформить трудовые отношения с данными работниками? Подлежат ли они увольнению из присоединяемой организации или можно оформить их перевод на работу в присоединяющей организации?

«Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Увольнение возможно только при отказе работника от продолжения работы в связи со сменой собственника либо изменением подведомственности. В случае изменения подведомственности в трудовой книжке делается соответствующая запись – (Предприятие… переименовано в. ).


Ошибкой это не считается, если при увольнении работника в его трудовой книжке после подписи работодателя проставлена печать указанного предприятия.


Роструд в своем письме от 28.08.2008 № 0807-1. ответил на такой вопрос следующее. «Вопросы, связанные с порядком ведения и хранения трудовых книжек, регулируются Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 (далее – Правила ведения и хранения трудовых книжек) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, после чего ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой впервые заполнялась трудовая книжка.

В то же время полагаем, что отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки при условии, что все записи о трудовой деятельности внесены правильно, не является автоматически основанием для признания трудовой книжки недействительной.

В случае, если печать организации отсутствует и местонахождение организации неизвестно, с нашей точки зрения, работнику для избежания в дальнейшем каких-либо конфликтных ситуаций следует обратиться в архив города, в котором находилась организация, и запросить копию приказа о приеме на работу или другие документы, подтверждающие факт существования данной организации, либо в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта работы в организации, где должна была быть поставлена печать (факта, имеющего юридическое значение). При этом работодатель, в случае обращения к нему, полагаем, должен оказать необходимую помощь.

Таким образом, для целей пенсионного обеспечения после указанного периода времени первичным является наличие сведений индивидуального персонифицированного учета.

В соответствии с п. 6 названных Правил в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации, если имеются документы, оформленные ответствующим образом, подтверждающие период работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то в общем трудовом и страховом стаже могут быть учтены периоды работы по этим документам.

Трудовая книжка – это очень важный документ, который необходим каждому для учета трудового стажа. Поэтому заполнять ее нужно в соответствии с требованиями законодательства. Кадровики, которые не имеют большого опыта работы, интересуются, надо ли ставить печать в трудовой книжке при приеме на работу.

Когда ставится печать

Надо ли ставить печать в трудовой книжке при приеме на работу

Перед любым работодателем наверняка однажды возникал этот вопрос при принятии на работу, увольнении, переводе из одного структурного подразделения в другое сотрудника. Печать имеет свою четкое месторасположение, менять которое нельзя – она ставится либо на титульном листе, обязательно в правом верхнем углу, либо внутри книжки.

Запись данных

При внесении данных работника работодатель должен поставить печать на титульном листе, но перед печатью обязательно указываются личные данные работника:

  • ФИО>
  • дата рождения>
  • указание образования>
  • название профессии или специальности работника.

После того, как данные внесены, сотрудник расписывается на титульном листе, подтверждая достоверность информации. Лишь после этого ставится печать. Стоит заметить, что все эти данные заполняются лишь на основании определенных документов – паспорта, диплома и т.д. Без какого-либо документа, подтверждающего сведения о работнике, кадровик не имеет права вносить их в трудовую книжку. Поэтому для тех, кто не знает, ставится ли печать в трудовой книжке при приемке на работу, нужно сказать – ставится, если трудовая оформляется впервые. Место ее расположения – титульный лист.

Изменение данных

Где ставится печать при изменении данных сотрудника? Необходимость поменять данные обычно возникает при смене сотрудником фамилии, имени, отечества или других данных. При этом прежнюю запись аккуратно зачеркивают одной сплошной чертой, после чего вписывают новые данные на основании предоставленных сотрудником документов. При этом с обратной стороны обложки уполномоченный сотрудник ставит свою печать и подпись.

Во время выдачи вкладыша

Встречаются ситуации, когда нужные страницы трудовой книжки уже заполнены. В этом случае сотруднику выдается вкладыш. При этом на титульной странице ставится штамп, сообщающий о выдаче вкладыша. Без трудовой книжки этот вкладыш недействителен.

Увольнение

Во время увольнения по собственному желанию либо по другим причинам, руководитель (или исполняющее его обязанности лицо) ставит подпись и печать в трудовой книжке.

Последовательность внесения данных в трудовую книжку при приеме на работу:

  • заголовок (название организации, пишется посередине третьего столбца),
  • номер,
  • дата,
  • сведения о работе,
  • приказ, на основе которого были сделаны записи.

Нужна ли печать в трудовой книжке при приеме на работу?

Согласно законодательству Российской Федерации, юридические лица должны иметь свои гербовые печати, которые ставятся практически на всех документах.

К таким документам относятся:

  • трудовые книжки,
  • распоряжения, инструкции,
  • приказы руководителя.

Если нужно определиться с тем, ставится ли печать в трудовую книжку при приеме на работу, следует обратиться к законодательству. Среди основных моментов, когда ставится печать – только первичное заполнение трудовой и увольнение. Поэтому печать при приеме не ставится.

Если на предыдущем месте работы печать не была поставлена

Если работник решил сменить место работы по каким-либо причинам, он должен обязательно забрать из отдела кадров (или непосредственно у начальника) свою трудовую книжку. После этого владелец трудовой передает ее в руки нового начальства. Если окажется, что печать отсутствует, на новом месте работы трудовую книжку могут посчитать недействительной. В этом случае у работника есть два выхода:

  • завести новую книжку (если нет опасений о потере стажа)>
  • восстановить печать на прежнем рабочем месте.

Нужна ли печать в трудовой книжке при приеме на работу

Первый вариант зачастую неприемлем для работника, так как в этом случае теряются данные о страховом и трудовом стаже, что в будущем негативно скажется на размере пенсии. Наиболее предпочтителен второй вариант – если можно без труда обратиться на прошлое место работы. Сотрудник при этом подает запрос о восстановлении необходимой печати на титульной странице. Если бывшее начальство отказывается удовлетворить запрос, то сотрудник имеет право подать в суд. Главное – не затягивать, так как организация может претерпеть определенные изменения, и тогда восстановить трудовую книжку будет уже невозможно.

Если с тем, должна ставиться ли печать в трудовой книжке при приеме на работу, все понятно, нужно обратить внимание на такую распространенную проблему, как ошибки в записях.

Ошибки в трудовой книжке: печать организации

Исправление личных данных

Когда данные, которые были исправлены, проверит владелец данного документа, кадровик обязан указать свою должность, ФИО, дату внесения исправлений и печать организации, в которой он работает. Теперь записи, внесенные в трудовую книжку, являются подлинными и имеют юридическую силу. Печать, которая располагается уже внутри трудовой книжки, обычно ставится таким образом, чтобы не закрывать часть написанного (к примеру, скрывать часть фамилии или точный год рождения).

Этот нюанс на самом деле очень важен, так как такую трудовую книжку могут посчитать сфальсифицированной. Поэтому разобраться, ставится ли печать в трудовой книжке по принятию на работу, очень важно для любого кадровика.

Читайте также: