Врач биохимик кем может работать приказ

Обновлено: 17.05.2024

Что может быть интереснее изучения структуры и свойств химических элементов, основ клеточной регуляции живых организмов, исследования жизнедеятельности микробов и многоклеточных организмов? Если душа выпускника школы лежит к этому, то можно остановить свой выбор на такой профессии, как медицинская биохимия (код специальности 30.05.01).

Условия поступления и экзамены

  • русский язык,
  • биологию или химию (профильный предмет),
  • математику
  • иностранный язык (по выбору образовательного учреждения).

Будущая профессия

После окончания медицинского факультета по биохимии сфера занятости человека будет охватывать изучение деятельности вирусов и бактерий. Квалификация будущего специалиста позволяет участвовать в постановке клинического диагноза и отслеживать адекватность и результаты лечения. Также специалист может выбрать исследовательскую сферу деятельности, изучать молекулярно-генетические аспекты существования бактерий, разрабатывать новые методы диагностики и лечения и внедрять их в широкую клиническую практику.

Куда поступить

Ученики, желающие продолжить обучение по этой специальности могут поступать в такие вузы Москвы и других городов:

  • Государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский университет имени Пирогова.

Среди других вузов России обучение проводится в:

  • Новосибирском государственном медицинском университете;
  • Казанском государственном медицинском университете;
  • Северном государственном медицинском университете и ряде других медицинских учреждений для высшего образования.

Сроки и формы обучения

Специальность 30.05.01 Медицинская биохимия подразумевает очное обучение в течение 6 лет.

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

Девушки смотрят в микроскоп

Среди всех предметов, которые студент должен освоить за срок своего обучения в медицинском вузе, важными для рассматриваемой специальности наиболее ценно изучение:

  • молекулярной химии;
  • медицинской химии
  • биохимии атипичного роста;
  • внутренней медицины;
  • клинической и лабораторной диагностики;
  • клинической и общей иммунологии;
  • патологической химии и диагностики;
  • генетики;
  • неврологии;
  • психологии.

Во время обучения является обязательным прохождение учебно-производственной практики. Данный этап осуществляется в клинико-диагностических учреждениях. Также возможно прохождение практики на базе научно-исследовательских предприятиях, судебно-медицинских и бактериологических лабораториях.

Приобретаемые навыки и умения

После окончания обучения по специальности биохимия выпускник приобретает такие навыки:

  • проведение бактериологических, клинических, биохимических, цитологических, иммунологических, медико-генетических исследований;
  • исследование вирусов и бактерий, разработка методов по предотвращению их передачи;
  • поиск новых способов применения лекарств, изучение взаимодействия лекарственных препаратов;
  • осуществление приема больных, назначение диагностических манипуляций, постановка диагноза и подбор адекватной терапии;
  • проведение консультаций по прогнозированию передачи наследственных заболеваний;
  • изучение механизмов развития различных патологических состояний, разработка методов их лечения;
  • исследование вещественных доказательств.

Перспективы трудоустройства

Девушка и парень изучают содержимое пробирок

Конечно, главный вопрос человека, выбирающего дальнейший путь своего обучения, где и кем работать после окончания вуза. Так вот, окончив факультет по специальности медицинская биохимия, можно устроиться на работу в научно-исследовательском институте, лаборатории, поликлинике и стационаре.

По окончании специалитета можно выбрать для себя профессию биохимика или, врача-лаборанта, исследователя или инженера-исследователя. Также можно посвятить себя деятельности научного сотрудника. А при условии освоения программы психолого-педагогического профиля специалист может занимать должность учителя средней школы и преподавателя заведений профессионального образования.

Основное место дальнейшего трудоустройства после обучения – клинические и биохимические лаборатории. Благодаря их большому наличию, специалисту, освоившему весь объем навыков и умений, поиск работы облегчен. Непосредственно сразу после выпуска можно трудиться лабораторным диагностом, младшим исследователем, а также контролировать деятельность среднего медперсонала. Оплата деятельности врача-лаборанта составляет 50-70 тысяч рублей.

Преимущества обучения в магистратуре

Обучение в магистратуре позволяет специалисту дополнить свои знания и развить больше медицинских навыков. Врачи-магистры по специальности медицинская биохимия могут не только заниматься диагностической и профилактической работой, но и попробовать себя в медико-социальной, административно-управленческой и организационно-методической работе.

По сути, магистратура открывает большие возможности перед лицами, которые в будущем хотят выбрать направление научно-исследовательской деятельности. Также следует отметить, что обучение на магистра не мешает специалисту выбрать профессию и продолжить свой путь еще и в лечебно-диагностической сфере.

Перспективы дальнейшего обучения

По окончании магистратуры можно продолжить обучение в аспирантуре. По сути, магистратура является ступенью к достижению такого звания, как кандидат медицинских наук, а после – доктор медицинских наук.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ШКОЛЕ ГЛАВНОГО ВНЕШТАТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ О НАСТОЯЩЕМ И ПРЕДЛАГАЕМОМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

Одной из острых проблем современного кадрового состояния лабораторной службы является определение статуса биолога в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) - разъяснительное письмо МЗ РФ 16-5-12/11 от 17 апреля 2013 года. Проблема обусловлена вольной интерпретацией на местах существующих приказов МЗ РФ, определяющих место и роль биолога в КДЛ.

Формирование штатного расписания медицинской организации, в том числе целесообразность введения должности биолога, сохранения должности врача-лаборанта, находятся в компетенции руководителя учреждения. Также в компетенцию руководителя учреждения входит формирование заработной платы сотрудников.

Руководитель медицинской организации не может обосновать увольнение специалиста-биолога отсутствием сертификата. Сертификата у данного специалиста быть не должно. Также не может быть обоснован отсутствием сертификата отказ в приёме на работу на должность биолога при наличии этой должности в штатном расписании. Однако является обоснованным увольнение по сокращению при соблюдении законных механизмов сокращения штатного расписания и отказ в приёме на работу при отсутствии должности биолога в штатном расписании КДЛ.

В указанном приказе нет таких специальностей в ВУЗе и основных специальностей, которые позволили бы биологам пройти и получить дополнительную подготовку в виде профессиональной переподготовки. Они специалисты с немедицинским образованием и не могут получить медицинскую специальность, каковой является клиническая лабораторная диагностика.

Востребованность биологов в настоящее время обусловлена особенностями формирования штатного расписания и организации работы в государственных КДЛ. На взгляд многих ведущих специалистов в области лабораторной диагностики штатное расписание должно формироваться исходя из особенностей оснащения КДЛ современным оборудованием и востребованностью в медицинской организации специалистов лабораторной медицины различной квалификации и уровня. Потоковые автоматизированные системы требуют намного меньшего количества технических специалистов, чем ручные методы исследования. К тому же, большая часть выполняемой биологами работы должна выполняться специалистами среднего звена.

Таким образом, по мере совершенствования парка оборудования и привлечения к работе медицинских технологов и техников востребованность биологов в КДЛ сильно уменьшится, но вместе с тем возрастёт в разы потребность в профильной подготовке лабораторных кадров с медицинским образованием для лечебных учреждений.

Кочетов А.Г. О биологах в клинико-диагностических лабораториях. // Справочник заведующего КДЛ. 2013. №6. С.3-6.

О доплате по родовым сертификатам:

Расходование средств на оплату услуг, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющими диспансерное наблюдение детей в течение первого года жизни.

Распределение средств осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании приказа по учреждению здравоохранения, и направляются данные средства только на оплату труда медицинских работников, непосредственно оказавших медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, и соответственно не могут быть направлены на оплату труда иных работников учреждения здравоохранения (медицинские регистраторы, сестры-хозяйки, работники планово-экономической и эксплуатационно-технической служб).

Биологи, как представлено выше, являются медицинскими работниками. И если оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляют диспансерное наблюдение детей в течение первого года жизни, им тоже распределяются финансовые средства, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации по родовым сертификатам.

Установив общий процент на оплату труда от поступивших средств, необходимо распределить эти средства между структурными подразделениями и далее – между сотрудниками, которые непосредственно оказывали помощь беременным женщинам. Кроме того, рассчитанную сумму выплат необходимо скорректировать на процент резерва выплаты отпускных.

Следовательно, отдельными первичными документами начисление зарплаты по поступившим средствам по родовым сертификатам, не оформляется.

Выплаты по специальности "лабораторная диагностика" по родовым сертификатам осуществляются согласно приложению пункту 2в Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 1 февраля 2011 г. N 73н за услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учёт. В данном приказе указано, что оплата проводится по специальности без уточнения должности.

Однако остаётся проблема оплаты специалистам с немедицинским образованием после замены в категории специалистов на оплату за родовые сертификаты и по модернизации медицинского персонала на врачей-специалистов, о чём представлены соответствующие письма в Министерство здравоохранения Российской Федерации: о замене на врача-специалиста, о доплатах в родовой и послеродовой период, о модернизации.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Что может быть интереснее изучения структуры и свойств химических элементов, основ клеточной регуляции живых организмов, исследования жизнедеятельности микробов и многоклеточных организмов? Если душа выпускника школы лежит к этому, то можно остановить свой выбор на такой профессии, как медицинская биохимия (код специальности 30.05.01).

Условия поступления и экзамены

  • русский язык,
  • биологию или химию (профильный предмет),
  • математику
  • иностранный язык (по выбору образовательного учреждения).

Будущая профессия

После окончания медицинского факультета по биохимии сфера занятости человека будет охватывать изучение деятельности вирусов и бактерий. Квалификация будущего специалиста позволяет участвовать в постановке клинического диагноза и отслеживать адекватность и результаты лечения. Также специалист может выбрать исследовательскую сферу деятельности, изучать молекулярно-генетические аспекты существования бактерий, разрабатывать новые методы диагностики и лечения и внедрять их в широкую клиническую практику.

Куда поступить

Ученики, желающие продолжить обучение по этой специальности могут поступать в такие вузы Москвы и других городов:

  • Государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский университет имени Пирогова.

Среди других вузов России обучение проводится в:

  • Новосибирском государственном медицинском университете;
  • Казанском государственном медицинском университете;
  • Северном государственном медицинском университете и ряде других медицинских учреждений для высшего образования.

Сроки и формы обучения

Специальность 30.05.01 Медицинская биохимия подразумевает очное обучение в течение 6 лет.

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

Девушки смотрят в микроскоп

Среди всех предметов, которые студент должен освоить за срок своего обучения в медицинском вузе, важными для рассматриваемой специальности наиболее ценно изучение:

  • молекулярной химии;
  • медицинской химии
  • биохимии атипичного роста;
  • внутренней медицины;
  • клинической и лабораторной диагностики;
  • клинической и общей иммунологии;
  • патологической химии и диагностики;
  • генетики;
  • неврологии;
  • психологии.

Во время обучения является обязательным прохождение учебно-производственной практики. Данный этап осуществляется в клинико-диагностических учреждениях. Также возможно прохождение практики на базе научно-исследовательских предприятиях, судебно-медицинских и бактериологических лабораториях.

Приобретаемые навыки и умения

После окончания обучения по специальности биохимия выпускник приобретает такие навыки:

  • проведение бактериологических, клинических, биохимических, цитологических, иммунологических, медико-генетических исследований;
  • исследование вирусов и бактерий, разработка методов по предотвращению их передачи;
  • поиск новых способов применения лекарств, изучение взаимодействия лекарственных препаратов;
  • осуществление приема больных, назначение диагностических манипуляций, постановка диагноза и подбор адекватной терапии;
  • проведение консультаций по прогнозированию передачи наследственных заболеваний;
  • изучение механизмов развития различных патологических состояний, разработка методов их лечения;
  • исследование вещественных доказательств.

Перспективы трудоустройства

Девушка и парень изучают содержимое пробирок

Конечно, главный вопрос человека, выбирающего дальнейший путь своего обучения, где и кем работать после окончания вуза. Так вот, окончив факультет по специальности медицинская биохимия, можно устроиться на работу в научно-исследовательском институте, лаборатории, поликлинике и стационаре.

По окончании специалитета можно выбрать для себя профессию биохимика или, врача-лаборанта, исследователя или инженера-исследователя. Также можно посвятить себя деятельности научного сотрудника. А при условии освоения программы психолого-педагогического профиля специалист может занимать должность учителя средней школы и преподавателя заведений профессионального образования.

Основное место дальнейшего трудоустройства после обучения – клинические и биохимические лаборатории. Благодаря их большому наличию, специалисту, освоившему весь объем навыков и умений, поиск работы облегчен. Непосредственно сразу после выпуска можно трудиться лабораторным диагностом, младшим исследователем, а также контролировать деятельность среднего медперсонала. Оплата деятельности врача-лаборанта составляет 50-70 тысяч рублей.

Преимущества обучения в магистратуре

Обучение в магистратуре позволяет специалисту дополнить свои знания и развить больше медицинских навыков. Врачи-магистры по специальности медицинская биохимия могут не только заниматься диагностической и профилактической работой, но и попробовать себя в медико-социальной, административно-управленческой и организационно-методической работе.

По сути, магистратура открывает большие возможности перед лицами, которые в будущем хотят выбрать направление научно-исследовательской деятельности. Также следует отметить, что обучение на магистра не мешает специалисту выбрать профессию и продолжить свой путь еще и в лечебно-диагностической сфере.

Перспективы дальнейшего обучения

По окончании магистратуры можно продолжить обучение в аспирантуре. По сути, магистратура является ступенью к достижению такого звания, как кандидат медицинских наук, а после – доктор медицинских наук.

Профессиональный стандарт врача-биохимика






Специалисты по медицинской биохимии изначально готовились для работы в научно-исследовательских учреждениях медико-биологического профиля с целью изучения механизмов развития заболеваний, возможности экспериментального моделирования патологических процессов, поиска методов эффективного лечения и прогноза исходов заболеваний человека. Врачи-биохимики, закончив обучение в вузе, имеют опыт научно-исследовательской работы, защищают выпускные квалификационные работы, имеют научные публикации, в том числе и в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. С внедрением в клинико-диагностические лаборатории медицинских организаций высокотехнологичных приборов для биохимических, иммунологических и др. методов возросла необходимость использовать в качестве врачей клинической лабораторной диагностики врачей-биохимиков, которые владеют необходимыми для этого компетенциями. Обладая междисциплинарными знаниями, врачи-биохимики востребованы в качестве преподавателей в учреждениях высшего образования.

В качестве разработчиков выступили:

— Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.


Профессиональный стандарт


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (продолжение)


Профессиональный стандарт (окончание)

Читайте также: