Воспитательная работа как средство исправления осужденных курсовая

Обновлено: 04.07.2024

Главной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.

Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

Следует признать, что УИС России имеет самый низкий в мире показатель рецидивной преступности. Причиной этого, на наш взгляд, является система А.С.Макаренко, положенная в основу пенитенциарной теории и практики, а также разработанность методов исправления осужденных, что закреплено на законодательном уровне.

Так, уголовно-исполнительный кодекс указывает, что основными методами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.[1]

Пенитенциарная теория и практика признают обучение одним из главнейших средств исправления преступников. В УИС функционирует 338 профессиональных училищ и 664 школы и учебно-консультационных пунктов (число последних увеличилось за последний год на 148). Осужденные могут получать высшее и дополнительное образование. В исправительных учреждениях (ИУ) организуется заочное и дистанционное обучение (ДО). Одним из перспективных направлений является дистанционное обучение. Новые технические методы решают проблему отсутствия компетентных специалистов, которые не идут работать со столь сложной категорией учащихся. [2]

В этом и заключается актуальность данной работы.

Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении этих средств в конкретной норме закона, а затем в установлении правового механизма их реализации. Особенная часть УИК применительно к особенностям исполнения отдельных видов наказания регулирует механизм реализации данных средств. Наглядно это проявляется в разд. IV УИК, определяющем порядок исполнения лишения свободы: гл. 12 и 13 регламентируют режим в исправительных учреждениях; гл. 14 - труд, профессиональное образование и профессиональную подготовку осужденных; гл. 15 - воспитательное воздействие на осужденных и их общее образование. По аналогичной схеме, но в более сжатом виде в соответствии с указанной задачей регулируется механизм реализации основных средств исправления осужденных применительно к исполнению иных видов наказания.

Цель данной работы - основные средства исправления осужденных, их характеристики, возможности применения, последствия после их применения.

Задачи работы можно выделить следующие:

- определить понятие основных средств исправления осужденных;

- дать характеристику каждому;

- выявить способы применения и цели определенного средства исправления;

- раскрыть их значение.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ, под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются:

- установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),

- общественно полезный труд,

- получение общего образования,

- профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.


В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Ключевые слова: воспитательная работа, индивидуальная работа, осужденный, индивидуальный подход, уголовно-исполнительный кодекс, девиантное поведение.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы главным средством исправления осужденных является воспитательная работа. Важность этого направления обусловлена сущностью воспитания в целом.

Конечно, уголовно-исполнительный кодекс не раскрывает понятие воспитательная работа, но в свою очередь регламентирует главные направления этой работы [1]. В соответствии со статьей 109 Уголовно-исполнительного кодекса воспитательная работа направлена на исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня [1]. Таким образом, воспитательная работа направлена на достижение положительных результатов исправительного процесса.

На мой взгляд, из всего многообразия форм воспитательной работы, именно индивидуальная работа с осужденным является наиболее значимой и результативной в процессе исправления.

Во- первых, данный подход позволяет изучить личность осужденного со всех сторон, например, темперамент, интересы, уровень образования осужденного человека.

Во- вторых, индивидуальная работа поможет установить особенности личности, которые нельзя узнать при коллективной воспитательной работе.

Все это обязательно выявит индивидуальный подход к исправлению осужденного, который облегчит его социальную адаптацию в дальнейшем и поможет избавиться от девиантного поведения.

Примером индивидуального подхода в исправлении можно считать создание педагогических ситуаций, которые в соответствии с возможностями и способностями осужденного помогут целенаправленно сформировать или развить его индивидуальные свойства [2]. Самым распространенным стали индивидуальные беседы сотрудника с осужденным в целях формирования и развития социальных навыков или коррекции конкретных индивидуальных проявлений [2].

Стоит заметить, что осужденные это особая категория людей к которым в принципе необходим свой личный подход, но если сотрудник исправительного учреждения будет применять к каждому индивидуальную работу, то исправление в этом случае будет еще более эффективным, что сможет способствовать, к примеру, уменьшению рецидивной преступности. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов исправительного процесса применительно к каждому осужденному и требует принятия комплексных мер правовой, социальной, психологической и других видов помощи и поддержки в отношении конкретного лица, лишенного свободы [3].

Для того чтобы создать условия для индивидуальной работы с осужденным необходимо применять различные методы и техники регенерации характера. К примеру, это могут быть ролевые игры, разнообразные тренинги на общесоциальные темы, консультации специалистов на наиболее важные для осужденных проблемы и вопросы.

Существует специальная система индивидуальной воспитательной работы, которая включает в себя [3]:

1) субъект деятельности и объект индивидуальной воспитательной работы;

2) цель и задачи;

4) изучение и учет индивидуальных особенностей воспитуемых;

5) выбор оптимальных форм, методов и приемов воздействия;

6) контроль и коррекция воспитательных воздействий [4].

Таким образом, сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения необходимо придерживаться данной системы работы с осужденными, для более быстрого и эффективного результата.

Индивидуальной методике принадлежит главная роль в воспитательной работе с осужденными. Самым важным является то, что находясь тет-а-тет с педагогом, специалистом, психологом, осужденные лица откровеннее рассказывают о себе, о своих переживаниях и проблемах. Все это играет важнейшую роль в воспитательном процессе.

Проведенный анализ позволяет разработать следующие рекомендации и нововведения:

  1. Необходимо расширить статью 109 Уголовно-исполнительного кодекса и указать на важность индивидуальной работы с осужденным в процессе воспитательной работы;
  2. Сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения необходимо иметь в штате психолога, который будет корректировать действия воспитателей, давать рекомендации и советы для того, чтобы улучшить индивидуальный процесс работы с осужденным;
  3. Стоит разнообразить механизм работы с осужденными. Например, использовать техники, направленные на выявление творческих способностей у осужденных.

В заключении хотелось бы обозначить, что именно индивидуальный подход в воспитательной работе эффективно влияет на исправление осужденных, так как именно через выявление индивидуальных особенностей конкретного человека можно достичь поставленной цели и скорректировать личность человека так, чтобы девиантное поведение никогда не превалировало над социально-приемлемым поведением.

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ 1997, № 2.
  2. Э. В. Зауторова, Л. В. Ковтуненко Индивидуальная воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы — Вологда: Учебное пособие, ВИПЭ ФСИН России, 2016.
  3. Э. В. Зауторова, Л. В. Ковтуненко Эффективные формы и методы реализации индивидуального подхода в воспитательной работе с осужденными в местах лишения свободы — Научная статья, 2019.
  4. А. В. Зайцева, Л. Л. Санташова Организация индивидуальных форм воспитательной работы с осужденными в деятельности начальника отряда — Научная статья, 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, индивидуальная работа, осужденный, индивидуальный подход, Уголовно-исполнительный кодекс, девиантное поведение, индивидуальная воспитательная работа, исправительный процесс, уголовно-исполнительное учреждение.

Ключевые слова

воспитательная работа, индивидуальная работа, осужденный, индивидуальный подход, уголовно-исполнительный кодекс, девиантное поведение


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детская и подростковая преступность в России всегда была и на сегодняшний день является распространенным явлением. Борьба с преступностью среди несовершеннолетних имеет многоуровневый характер. Здесь имеет место не только контроль и надзор со стороны правоохранительных органов, а в первую очередь родители, на которых государством возложена обязанность по воспитанию детей, лица, их заменяющие, учителя.

Упомянутые лица несут бремя воспитания детей и подростков, их задачей является привить ребенку моральные и нравственные ценности, вырастить социально здорового, общественно-полезного индивида. К сожалению, реальность такова, что подростки к мнению родителей и учителей прислушиваются в последнюю очередь, и, руководствуясь своими, не всегда правильными взглядами совершают преступления. Нередко это тяжкие преступления.

Уголовное законодательство России предусматривает наказания для несовершеннолетних преступников. Конечно, это особая категория преступников и меры наказания, применяемые к ним, тоже имеют свои отличительные черты и особенности. Целый раздел Уголовного Кодекса посвящен именно особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Уголовный Кодекс содержит наказания для несовершеннолетних осужденных с лишением свободы и без такового. В своей статье я хочу рассмотреть наказания, предусматривающие лишение свободы более подробно. А именно рассмотреть воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях как средство их исправления.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством России, осужденные несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, где они содержатся раздельно от взрослых. Это логично и является предупреждением отрицательного влияния более опытных, взрослых и, несомненно, более авторитетных преступников на несовершеннолетних осужденных.

Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях, отбывают наказание в обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Четырехступенчатая система режимных требований стимулирует процесс исправления осужденных, способствует повышению эффективности воспитательного воздействия на них. Здесь необходимо учитывать тот факт, что осужденные могут быть переведены из одних условий пребывания в другие на основаниях и условиях, установленных законом. Я считаю эту систему очень удачной, поскольку психика и психология подростков, в частности преступников, устроены так, что в них присутствуют элементы соревновательности, стремление быть первым, лучшим и т.д. Такая система отбывания наказания уже является частью воспитательной работы, поскольку направляет осужденного к достижению более высоких успехов в учёбе и труде.

В России исполнение наказания регулируется уголовно – исполнительным кодексом. Глава 17 указанного акта содержит положения об исполнении наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. В данной главе не содержится прямых указаний относительно воспитательной работы с осужденными, и поэтому я вижу необходимым провести анализ имеющихся в законодательстве положений о работе с данной категорией преступников и на основании этого сделать соответствующие выводы.

Говоря о воспитательной работе, необходимо определить её цели, задачи и методы.

Воспитательная работа с осужденными направлена в первую очередь на их исправление, на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, моральным и нравственным ценностям общества, к традициям, обычаям, культуре, труду. Важным направлением воспитательной работы является повышение уровня образования и культуры осужденных.

Это наиболее общие направления и цели воспитательной работы, которые характерны для осужденных всех категорий. Но мы говорим о несовершеннолетних преступниках, и тут необходимо учитывать множество факторов, которые определенно влияют на достижение целей воспитательной работы. Среди таких факторов можно выделить:

наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков;

ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;

личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее;

В воспитательных колониях для осужденных организован учебный - воспитательный процесс. Это является неотъемлемой частью воспитательной работы, если не основной. Этот процесс направлен на формирование у осужденного подростка основ законопослушного поведения, добросовестного отношения к учёбе и труду, повышение образовательного и культурного уровня. Осужденные имеют возможность получать общее и среднее профессиональное образование.

На мой взгляд, в целях исправления, образовательный процесс для данной категории осужденных играет главнейшую роль.

Ст. 142 УИК указывает на возможность создания родительских комитетов при отрядах колоний. По мнению законодателя это повышает эффективность воспитательного воздействия на осужденных. Деятельность таких комитетов регулируется начальником воспитательной колонии.

Мы говорим о несовершеннолетних осужденных, о воспитательной работе, направленной на их исправление. Безусловно, родители должны непосредственно участвовать в данном процессе. Во-первых, воспитание это их обязанность. Во-вторых, взаимодействие с родителями, семьей в совокупности с другими методами воспитательной работы, несомненно, будет эффективно способствовать исправлению.

предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии, но, разумеется, в сопровождении сотрудников данной колонии;

предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей или других близких родственников.

Помимо мер поощрения, существуют меры взыскания, которые применяются к осужденным за нарушение установленного порядка. К таким мерам в воспитательной колонии относятся:

лишение просмотра кинофильмов;

водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учёбу.

Рассматриваемая категория осужденных – подростки. Во-первых, я уже говорила о том, что этот период психического развития личности характерен стремлением к первенству, некоему лидерству и самоутверждению. Это моё личное мнение. И этот факт позволяет предположить, что осужденные так или иначе будут добиваться более выгодных условий отбывания наказания, а значит стараться вести себя соответствующим образом для получения поощрения. Во-вторых, на подсознательном уровне, в той или иной степени, всё равно каждый человек боится быть наказанным, тем более предусмотренные меры взыскания довольно суровы. А осужденный и так находится в некомфортных для него условиях заключения. Поэтому применение такой системы мер воспитательного воздействия, бесспорно, является стимулом к соблюдению установленного порядка и норм поведения, вырабатывает у осужденного стремление к добросовестной учёбе, труду, что в свою очередь и является исправлением – целью воспитательной работы и наказания вообще.

Таким образом, чтобы подвести итог, следует обобщить всё вышеизложенное.

Воспитательная колония – исправительное учреждение, где отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы.

Основная цель наказания – исправление осужденного.

Одним из основных средств исправления осужденного в воспитательной колонии является воспитательная работа. Эта деятельность направлена на формирование уважительного отношения к человеку и обществу, нравственным ценностям, традициям и обычаям, а также на повышение уровня образования и культуры осужденных.

В воспитательных колониях воспитательная работа включает в себя следующие меры: образовательную деятельность, меры поощрения и взыскания, возможность осужденных взаимодействовать с родителями. Также, на мой взгляд, одной из мер воспитательной работы следует считать саму систему отбывания наказания, которая устанавливает четыре вида условий:

В своей работе я рассматривала каждую из указанных мер отдельно и описывала их влияние на процесс исправления осужденных. Следовательно, совокупность этих мер, непременно положительно отразится на достижении основной цели наказания. А это значит, что воспитательная работа является одним из наиболее эффективных средств исправления несовершеннолетних осужденных.

Однако, всегда следует учитывать индивидуальные особенности, личностные характеристики и многие другие психологические и социальные факторы, влияющие как на поведение подростка в целом, так и на его стремление к исправлению.

Библиография

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавров/ отв. ред. А.С. Михлин. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении этих средств конкретной норме закона, а затем в установлении правового механизма их реализации. Особенная часть УИК РФ применительно к особенностям исполнения отдельных видов наказания регулирует механизм реализации данных средств.
Цель данной работы - основные средства исправления осужденных, их характеристики, возможности их применения и последствия применения.

Содержание

Введение – стр. 3
Основная часть – стр. 4
1. Основные средства исправления осужденных – стр. 4
2. Нравственное и религиозное воспитание осужденных – стр. 7
Заключение – стр. 8
Список литературы – стр. 9

Работа содержит 1 файл

Final Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы.docx

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Государственный университет по землеустройству

Кафедра государственного права и правоохранительной деятельности

Реферат по дисциплине

Студент 4 курса

к. ю. н., доц. Бланков А.С.

Введение – стр. 3

Основная часть – стр. 4

1. Основные средства исправления осужденных – стр. 4

2. Нравственное и религиозное воспитание осужденных – стр. 7

Заключение – стр. 8

Список литературы – стр. 9

Главной задачей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, согласно статье 1 УИК РФ, является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

Уголовно-исполнительный кодекс указывает, что основными методами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Теория и практика уголовно-исполнительного права признают обучение одним из главнейших средств исправления преступников. В уголовно-исполнительной системе функционирует 315 школ, 421 консультационный центр, 340 профессионально-технических училищ, 74 учебных пункта и пунктов повышения квалификации, 8 учреждений высшего профессионального образования, 38 учебных мастерских. Осужденные могут получать высшее и дополнительное образование. В исправительных учреждениях организуется заочное и дистанционное обучение. Одним из перспективных направлений является дистанционное обучение. Новые технические методы решают проблему отсутствия компетентных специалистов, которые не идут работать со столь сложной категорией учащихся.

Наряду с обучением, ещё одним важным средством исправления преступников является общественно полезный труд. Для реализации данного средства исправления организовано 530 центров трудовой адаптации, 43 трудовых мастерских.

В этом и заключается актуальность данной работы.

Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении этих средств конкретной норме закона, а затем в установлении правового механизма их реализации. Особенная часть УИК РФ применительно к особенностям исполнения отдельных видов наказания регулирует механизм реализации данных средств.

Цель данной работы - основные средства исправления осужденных, их характеристики, возможности их применения и последствия применения.

Основные средства исправления осужденных

В соответствии со ст. 9 УИК РФ, под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются:

- установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),

- общественно полезный труд,

- получение общего образования,

- профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Режим выполняет три взаимосвязанные функции:

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга.

Кара, заключенная в режиме, по-разному переживается осужденными. Одни сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологических потребностей, другие - социальных, третьи - с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других.

Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).

Обеспечивающая функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения.

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и ограничения прав.

При проживании осужденных за пределами исправительного учреждения на них также распространяется ряд режимных требований. Такие требования выполняют функции карательную, воспитательную, обеспечивающую, предупредительную.

Воспитательная работа с осужденными - одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели - перевоспитать осужденных, то есть прежде всего изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.

Одно из основных средств психологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию. Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо, прежде всего, породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осознать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать ошибочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осознание ошибочности взглядов - это только начало отказа от них. Нередко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания. Переубеждение не завершается разрушением ошибочных взглядов. Решительно преодолеть их можно только заменив, вытеснив другими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его общения, микросреду.

Общественно полезный труд - каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочих мест). Наряду с режимом труд является одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль.

Воспитательная роль труда состоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения.

Производительный труд в условиях исправительного учреждения при его правильной организации способствует физическому развитию и поддержанию здоровья осужденных, развивает различные свойства личности за счет повторения (тренировки), упражнения, обучения, формирует чувство взаимной трудовой ответственности. Труд имеет также сублимирующую (замещающую) функцию, отвлекая осужденных как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий.

Важным средством исправления осужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение, которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенном учителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного и общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Получение образования поощряется и учитывается при определении степени исправления.

Профессиональная подготовка - осужденным, не имеющим необходимой специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

Также средством исправления осуждённых является общественное воздействие, которое реализуется путем участия общественных объединений в работе воспитательных колоний.

Для оказания помощи администрации в организации учебно- воспитательного процесса создается попечительный совет при воспитательной колонии из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность этого совета регламентируются примерным положением, утверждаемым Правительства РФ.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных.

Общественные объединения могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимать участие в исправлении осужденных.

Нравственное и религиозное воспитание осужденных

В недалеком прошлом воспитательная работа была идеализирована, носила ярко выраженную политическую окраску.

В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма.

Понятие и задачи воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными является одним из ведущих средств исправления осужденных.

Правовой основой воспитательной работы с осужденными является Уголовно-исполнительный Кодекс РФ, Конвенция о защите прав человека, Конституция РФ.

Воспитательная работа – это комплекс педагогически обоснованных методов, средств и приемов, направленных на преодоление и исправление личностных деформаций осужденных, развитие интеллектуальной, духовной и физической сферы, формирование правопослушного поведения и успешной социальной адаптации после освобождения.

Основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  • исправление осужденных;
  • формирование у каждого осужденного уважительного отношения к человеку и его личности;
  • формирование уважительного отношения к окружающему обществу и принятым в нем нормам поведения и существования;
  • формирования традиций человеческого общежитие и их соблюдение;
  • повышение культурного и образовательного уровня.

Направления воспитательной работы с осужденными

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными являются:

  1. Нравственное воспитание – направлено на ознакомление осужденных с нравственными человеческими ценностями, их принятие и формирование на основе собственной личности, установление твердой жизненной позиции.
  2. Правовое воспитание – направлено на формирование элементарной правовой культуры, правосознания и уважительного отношения к закону, воспитание позиции беспрекословного и точного соблюдения установленных законов и норм. Правовое воспитание имеет большое значение, так как в основном от него зависит исправление и становление осужденного на путь исправления в дальнейшем, предупреждение и профилактика совершения правонарушений.
  3. Трудовое воспитание – направлено на формирование у осужденных трудовых навыков и умений, воспитание психологической готовности к труду, уважительного отношения не только к собственному труду, но и к труду других людей. Трудовое воспитание предусматривает привлечение осужденных к трудовой деятельности, в процессе которой они должны понять, что единственной верный и честный образ жизни – это трудовой. Только трудом можно и нужно добиваться желаемых целей.
  4. Физическое воспитание – направлено на сохранение и укрепление здоровья осужденных, формирование у них устойчивых навыков ЗОЖ. Физическое воспитание организуется чаще всего в рамках досуговой деятельности, в форме спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
  5. Иные направление относятся – экономическая, социально-политическая, экологическая и эстетическая воспитательная работа.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках исправительных учреждений вопросами организации воспитательной работы с осужденными занимаются сотрудники учреждений (психологическая служба, сотрудники воспитательного аппарата). С этой целью создается необходимая материально-техническая база (комнаты по воспитательной работе, клубы, библиотеки и т.д.), имеющая необходимое оснащение, в том числе и методическое.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Воспитательная работа с осужденными осуществляется в трех основных формах:

  1. Массовые формы – направлены на охват всего контингента, отбывающего наказания в исправительном учреждении (лекции, концерты, тематические вечера и т.д.). Чаще всего данная форма используется для того чтобы быстро донести до осужденных необходимую информацию, охватить воспитательным воздействием как можно большее количество осужденных, подвести итоги, решить вопросы, которые требуют массового внимания и усилий.
  2. Групповые формы – являются наиболее распространенными и часто используемыми. Групповая форма воспитательной работы охватывает группу осужденных, чаще всего – это один конкретный отряд. Так же групповые формы могут применяться с группой осужденных, в которую входят лица имеющие проблемы с дисциплиной, либо проходящие подготовку к освобождению и т.п.

Индивидуальная форма – одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы. Содержание индивидуальной формы:

  • изучение взаимоотношений между осужденными, выявление проблем;
  • установление неформального лидера в коллективе (группе, отряде);
  • изучение личности каждого осужденного;
  • составление индивидуальных планов работы с осужденными;
  • организация работа по формированию навыков самовоспитания и самосовершенствования;
  • воспитательная работа по подготовке осужденных к освобождению и т.д.

Ведущее место в организации воспитательной работы с осужденными принадлежит психологической службе исправительного учреждения. Основная часть мероприятий воспитательного характера возлагается на начальника отряда. Именно поэтому очень важно ставить на данные должности лиц, имеющих педагогическое, психологическое или юридическое образование, а также имеющих опыт работы с осужденными.

При организации и реализации воспитательной работы используются разнообразные психолого-педагогические методы:

  • убеждение: наставления, поучения, пример и т.д.;
  • организация поведения: показы, требования, объяснения, упражнения, поручения;
  • торможение и коррекция отрицательного поведения: внушения, осуждения, порицания, наказания;
  • стимулирование: одобрения, поощрения, похвалы, одобрения и т.д.

В настоящее время ведущее место в воспитательной работе с осужденными имеет самодеятельность. Основными задачами самодеятельности является:

  • оказание посильной помощи осужденным в развитии духовной, нравственной и физической культуры;
  • поддержка полезной и значимой инициативы осужденных;
  • позитивное влияние на становление осужденных на путь исправления;
  • организация интересного и продуктивного досуга;
  • оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержании порядка и дисциплины среди осужденных;
  • оказание помощи в формировании здорового взаимодействия между осужденными;
  • оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Читайте также: