Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются

Обновлено: 08.07.2024

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Комментарии к ст. 359 ТК РФ

1. Комментируемая статья содержит принципиальные положения, обязательные для соблюдения всеми государственными органами и должностными лицами, и конкретизирует применительно к государственным инспекторам труда принцип независимости, закрепленный в отношении федеральной инспекции труда в ст. 355 ТК (см. комментарий к ней).

Закрепленное в комментируемой статье положение о независимости государственных инспекторов труда при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда является, по существу, правовым принципом, обязательным для всех должностных лиц федеральной инспекции труда.

Независимость государственных инспекторов труда заключается в том, что, реализуя свои надзорно-контрольные полномочия, они руководствуются только Конституцией РФ, трудовым законодательством и иными федеральными законами, действуя исключительно в рамках прав и обязанностей, установленных законодательством РФ.

2. Для надлежащей реализации государственными инспекторами труда предоставленных полномочий и эффективного исполнения своих обязанностей государство должно обеспечить их независимость от любого нежелательного внешнего влияния, и в первую очередь от влияния работодателей и местных властей.

Обеспечению независимости инспекторов труда уделяется особое внимание в Конвенции N 81 МОТ. В частности, ст. 6 Конвенции устанавливает, что персонал инспекции должен состоять из государственных служащих, поскольку именно этот статус и условия работы обеспечивают стабильность занятия ими должности и делают их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. Это означает, что государственные инспекторы труда, являясь представителями государства, в своей деятельности не зависят от изменений в политической обстановке, в составе правительства и как государственные гражданские служащие продолжают исполнять свои обязанности, несмотря на кадровые изменения, происходящие среди лиц, замещающих государственные должности.

В соответствии со ст. 11 Конвенции компетентный орган власти должен предоставить для нужд инспекции труда местные бюро (служебные помещения), оборудованные в соответствии с нуждами инспекционной службы и доступные для всех заинтересованных лиц, и транспортные средства, необходимые для осуществления их функций (при отсутствии общественного транспорта). Инспекторам труда должны возмещаться все расходы по передвижению и иные расходы, произведенные в служебных целях.

3. Независимость государственных инспекторов труда обеспечивается гарантиями, предоставляемыми им в связи с занятием должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В частности, согласно ст. 4 указанного Федерального закона основными принципами гражданской службы являются стабильность гражданской службы и защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В соответствии со ст. ст. 14 и 52 названного Федерального закона гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения, а также на защиту его самого и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

4. Формами правовой защиты государственных инспекторов труда являются также установленные в законодательстве РФ меры ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (см. комментарий к ст. 363 ТК).

5. Воздействие в какой-либо форме на государственных инспекторов труда со стороны государственных органов или должностных лиц влечет установленную законом ответственность (см. ст. 363 ТК и комментарий к ней).

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону .

Комментарий к статье 359 ТК РФ

В соответствии со ст. 6 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда" персонал инспекции должен состоять из государственных служащих именно потому, что статус и условия работы государственных служащих делают их независимыми от любого ненадлежащего внешнего влияния. Независимость государственных инспекторов труда заключается в том, что, реализуя свои контрольно-надзорные полномочия, они руководствуются только Конституцией РФ, трудовым законодательством и иными федеральными законами, действуя исключительно в рамках прав и обязанностей, установленных законодательством РФ, на основе материалов проверок, проведенных ими с соблюдением регламентированных законодательством требований полноты, всесторонности и объективности.

Принцип независимости государственных инспекторов труда закреплен в комментируемой статье, в соответствии с которой должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, при исполнении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией РФ и федеральными законами. Это означает, что при осуществлении своей деятельности эти должностные лица государства должны правильно применять различные нормативные акты, соблюдая правила их вертикальной и горизонтальной иерархии (см. ст. ст. 5 - 13, 423, 424 ТК и коммент. к ним).

Одним из средств защиты государственных инспекторов труда выступает предусмотренная ст. 363 ТК ответственность за воспрепятствование их деятельности. В соответствии с указанной нормой лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявляемые им предписания, применяющие угрозу насилием или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Другой комментарий к статье 359 ТК РФ

Положения комментируемой статьи призваны гарантировать государственному инспектору труда возможность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ТК РФ и иных нормативных актов без какого-либо вмешательства в нее и воздействия на инспектора. В своей деятельности он руководствуется исключительно собственным убеждением, построенным на основе правовых норм и практики их реализации. Любое воздействие на инспектора со стороны его коллег или руководителей, а также третьих лиц является нарушением общего принципа деятельности федеральной инспекции труда - принципа независимости.

В целях обеспечения независимости государственного инспектора труда закон гарантирует ему защиту государства, при этом положения комментируемой статьи не предусматривают порядка реализации такой защиты при осуществлении профессиональной деятельности. В частности, на государственного инспектора распространяют свое действие общие нормы о порядке защиты прав и законных интересов. В то же время он может отказаться от исполнения незаконного приказа вышестоящего руководителя, непосредственно направленного на принятие инспектором того или иного решения.

Реализация принципа независимости государственных инспекторов труда обусловлена реализацией принципа самостоятельности их деятельности, т.е. инспектор не должен и не может получать каких-либо руководящих указаний вышестоящего руководителя, а также согласовывать принятое им решение с иными должностными лицами Роструда и ее территориальных органов. Государственный инспектор самостоятельно принимает решение по вопросам, отнесенным к его компетенции, и несет персональную ответственность за законность и обоснованность такого решения.

Независимость государственных инспекторов труда проявляется в следующих аспектах:
- при осуществлении должностных обязанностей инспектор руководствуется только Конституцией РФ и федеральными законами, следует им и применяет их точно и неуклонно;
- устанавливая фактические обстоятельства нарушения норм трудового законодательства, оценивая доказательства и принимая решение по выявленным фактам и обстоятельствам, инспектор действует по своему внутреннему убеждению, по своей совести;
- никто не может допускать вмешательства в порядок деятельности государственного инспектора труда, понуждать его к принятию того или иного решения.

Права и обязанности госинспекторов труда

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА (окончание)

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее - НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:

- в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;

- запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;

- расследовать несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;

- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;

- составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

- выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

- предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - как физлиц, так и юрлиц. И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную). А после ухода с должности - считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей - полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):

а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда - об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;

в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника - не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ. За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК - дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда - это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”). За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 - 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП - ст. 19.6.1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ - ст. 15 “Возмещение убытков”, ст. 16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ - ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Автор - заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Ст. 359 ТК РФ в последней действующей редакции от 6 октября 2006 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Комментарии к ст. 359


Другие статьи раздела


Изменения ст. 359 ТК РФ


Быстрый переход к статье

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Ст. 359 ТК РФ всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию кодекса. А также наш консультант ответит на ваши вопросы.
Если вы ищите поправки к статье 359 - ищите их в клубе!

Обновления кодексов
Обновления кодексов

Ответы юристов
Ответы юристов

  • 24.12.2021 Баранов Александр Михайлович Анна Юрьевна, здравствуйте! Вопрос - если нет трудов.
  • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Алексей, здравствуйте! К сожалению, предусмотренных .
  • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Рустам, здравствуйте! Статья 354 УПК утратила силу с.
  • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Владимир, здравствуйте! Вам скорее всего необходимо .
  • 22.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Добрый день! В пункте седьмом договора указаны основ.
  • 16.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович В таком случае суд вправе признать юридическое лицо .
  • 12.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Здравствуйте, Дмитрий! В моей судебной практике по з.
  • 01.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Немного сумбурное описание ситуации. Дело было предм.
  • 19.11.2021 Пилипенко Игорь Александрович Здравствуйте, Юрий! Вы можете обжаловать сам протоко.
  • 12.11.2021 Пахомов Александр Валерьевич В рамках гражданского дела ребенок вправе выражать с.

Кодексы РФ
Кодексы РФ


Юристы Барнаула

Чтобы попасть в список юристов Барнаула, пройдите бесплатную регистрацию и укажите в анкете свой город.

Фото юриста

Фото юриста

Фото юриста

Фото юриста


Навигация по кодексу

Активные юристы
Активные юристы

Лучшие юристы
Лучшие юристы

Фото юриста

Фото юриста

Фото юриста

Фото юриста

Типовые договоры
Типовые договоры

Информация

Документы

Читайте также: