Виды уголовного преследования контрольная работа

Обновлено: 05.05.2024

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Эту деятельность осуществляют участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения - прокурор, следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, его представитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

Однако характер их деятельности, объем предоставленных полномочий и средства реализации функции уголовного преследования различны в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, стадии производства по уголовному делу, внутреннего убеждения.

Уголовно-процессуальное законодательство называет три самостоятельных вида уголовного преследования: публичное, частнопубличное и частное (ст. 20 УПК). Критерием разделения уголовного преследования на виды выступает характер и тяжесть совершенного преступления.

Дела частного обвинения - дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 116 (побои без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 129 (клевета без отягчающих обстоятельств) и ст. 130 (оскорбление) УК, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым, которое допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Однако исключение составляет правило, предусмотренное ст. 25 УПК, согласно которой суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если преступление совершено впервые, и лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Производство по таким делам осуществляется в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

Вместе с тем защита прав и свобод человека в Российской Федерации не является лишь частным делом личности, а обеспечивается государством. Поэтому уголовные дела частного и частно-публичного обвинения в ряде случаев могут быть возбуждены должностными лицами (следователем, а также дознавателем с согласия прокурора) и при отсутствии заявления потерпевшего и его законного представителя. Это случаи совершения преступления в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также случаи совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

Уголовное преследование в этих случаях осуществляется независимо от волеизъявления потерпевшего. Возбужденные таким образом уголовные дела приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке.

В данном случае осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения в публичном порядке не противоречит задачам уголовного судопроизводства, его не следует рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. Речь идет о защите охраняемых законом интересов потерпевшего, который, находясь в беспомощном состоянии, или по иным причинам не может самостоятельно реализовать свои права. Следователь и дознаватель в данном случае отстаивают от имени государства интересы лица, нуждающегося в дополнительной защите со стороны государства.

Все остальные уголовные дела, не относящиеся к категориям дел частного и частно-публичного обвинения, считаются уголовными делами публичного обвинения.

В силу публичного характера российского уголовного судопроизводства уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

Контрольная работа - Уголовное преследование

Введение
Понятие уголовного преследования.
Виды уголовного преследования.
Заключение.

Землянухин А.В. Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов

  • формат doc
  • размер 716.5 КБ
  • добавлен 30 января 2011 г.

Саратов 2005г. 165 стр. Понятие, сущность и структура уголовно-процессуальных актов. Виды процессуальных актов, их роль в уголовном судопроизводстве. Отказ от обвинения как разновидность уголовно-процессуальных актов. Субъектный состав деятельности по отказу от обвинения. Структурообразующие элементы акта отказа от обвинения. Социально-правовая характеристика акта отказа от обвинения. Причины изменения внутреннего убеждения должностного лица, ос.

Кальницкий В., Куряхова т. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации о возвращении уголовного дела в досудебное производство

  • формат pdf
  • размер 602.75 КБ
  • добавлен 13 февраля 2011 г.

Уголовное право, 2009, № 4. С. 96- 100. В статье анализируются положения ряда норм УПК РФ, противоречащих Конституции РФ

Качалов В.А., Качалова О.В. Уголовно-процессуальное право

  • формат pdf
  • размер 1.57 МБ
  • добавлен 13 октября 2009 г.

Учебное пособие для студентов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, М.: МГИУ, 2007 г. , 388 стр. Главы: Сущность и назначение уголовного процесса Российской Федерации. Уголовно-процессуальный закон. Принципы уголовного процесса. Уголовное преследование. Участники уголовного процесса. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Меры уголовно-процессуального принуждения. Гражданский иск в уголовном процессе. Возбуждение уголовно.

Козубенко Ю.В. Уголовное преследование: опыт комплексного исследования

  • формат doc
  • размер 254.32 КБ
  • добавлен 26 мая 2011 г.

СПб.: Пресс, 2006. - 259 с. В предлагаемой работе предпринята попытка комплексного исследования уголовного преследования на основе аналитического соотнесения философской, научно-теоретической и юридико-догматической традиций познания права Наиболее подробному осмыслению подвергнуты следующие вопросы предназначение механизма уголовно-правового регулирования, его внутреннее строение, соотношение уголовного преследования и уголовной ответственности.

Колосович С.А. (ред.), Зайцева Е.А. (ред.) Уголовный процесс

  • формат pdf
  • размер 2.88 МБ
  • добавлен 30 июля 2011 г.

Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 492 с. Предисловие Понятие, назначение и сущность уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальное право и его источники Принципы уголовного судопроизводства Уголовное преследование Участники уголовного судопроизводства Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве Процессуальное принуждение Ходатайства и жалобы Гражданский иск в уголовном процес.

Контрольная работа - Задачи

  • формат doc
  • размер 37 КБ
  • добавлен 15 июня 2011 г.

Контрольная работа - решение задач по уголовно-процессуальному праву к зачету Московская государственная юридицеская академия ИЦП 2 курс 4 вариант задание: Задача 1 Руководитель следственного органа, в связи с расследованием уголовного дела по обвинению Алебастрова, Тишкова и Соломина в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч.2 УК РФ, направил следователю следующие письменные указания: 1. установить лиц, которым обвиняемые продавали п.

Контрольная работа - Уголовное дело поступило в суд с обвинительным заключением

  • формат doc
  • размер 85.5 КБ
  • добавлен 17 июня 2010 г.

Уголовное дело поступило в суд с обвинительным заключением. 1. Какие виды решений может принять судья по поступившему к нему уголовному делу 2. В какие сроки 3. Какие основания имеются для проведения предварительного слушания 4. Какие виды решений по итогам предварительного слушания подлежат кассационному обжалованию 5. Виды подсудностиrn

Курсовая работа - Уголовное преследование

  • формат doc
  • размер 162 КБ
  • добавлен 26 декабря 2010 г.

Введение. Понятие и сущность уголовного преследования. Виды уголовного преследования. Частный порядок уголовного преследования. Частно-публичный порядок уголовного преследования. Публичный порядок уголовного преследования. Основания для осуществления и прекращения уголовного преследования. Заключение. Список литературы.rn

Лекции по уголовному процессу

  • формат doc
  • размер 172.07 КБ
  • добавлен 29 ноября 2010 г.

Лекции читаемые по дисциплине "Уголовный процесс" слово в слово повторяют лектора Саратовской Государственной Академии Права (СГАП 2010)! Все темы! Сущность и назначение (задачи) российского уголовного процесса. Предварительное расследование. следственные действия. приостановление предварительного расследования. Прекращение уголовного дела. Окончание предварительного следствия. составление обвинительного заключения. Обвинительное заключение.

Семинар - Доказательство и доказывание в уголовном судопроизводстве

  • формат doc
  • размер 305 КБ
  • добавлен 28 января 2011 г.

МГЮА 3 курс з/о Тема: Доказательство и доказывание в уголовном судопроизводстве 1, 2. Назначение уголовного судопроизводства и доказательственное право. Понятие и содержание доказательственного права. Согласно ст.6 УПК, Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1. Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и не.

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

С условиями соглашения согласен (согласна)

Цена: 250 р. Купить эту работу

Содержание

1. Понятие уголовного преследования………………………………………5

2. Цели и задачи уголовного преследования………………………………..6

3. Субъекты осуществляющие уголовное преследование………………..11

4. Механизм уголовного преследования…………………………………. 12

5. Виды уголовного преследования и их характеристика………………. 14

6. Прекращение уголовного преследования……………………………….16

7. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации…………………………………. 20

Список использованной литературы………………………………………….

Фрагмент работы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.2009.№ 4.Ст.445.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // СЗ РФ.2001.№ 52 (ч.1).Ст.4921.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009)// СЗ РФ.1996.№5.Ст.2954.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П "По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска" // СЗ РФ.2005.№ 28.Ст.2904.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно - процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда Российской Федерации"// СЗ РФ.2000.№ 5.Ст.611.

Специальная литература

1. Баев О.Я. Прокурор как субъект уголовного преследования: Научно-практическое пособие / О.Я.Баев.- М.: Юрлитинформ, 2006. – 372 с.

2. Волынская О.В. Начало и окончание уголовного преследования / О.В.Волынская // Российский следователь. 2006. N 2. С. 11.

3. Волынская О.В. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования: теоретические и организационно-правовые проблемы: Монография / О.В.Волынская.- М.: Закон и право, 2007.- 89 с.

4. Жук О.Д. О понятии и содержании функции уголовного преследования в уголовном процессе России / О.Д.Жук // Законодательство. 2004. N 2. С. 78.

5. Малахова Л.И. Функция уголовного преследования как вид процессуальной деятельности / Л.И.Малахова // Российский следователь. 2003. N 7. С. 26.

6. Манаев Ю.В. Законность процессуальных решений следователя / Ю.В.Манаев // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 97 - 98.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов.- М., 1981.- С.763.

8. Шишкина Е.В., Бандурин С.Г., Громов Н.А. Уголовное преследование - функция или институт? / Е.В.Шишкина, С.Г.Бандурина, Н.А.Громов // Следователь. 2004. N 11. С. 24.

9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. и научн. ред. А.Я. Сухарева. Издание второе, переработанное. М.: Издательство "Норма", 2004.

10. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Лебедева В.М., Божьева В.П. М.: Спарк, 2002.

11. Уголовный процесс России / Под ред. З.Ф. Ковриги, Н.П. Кузнецова. Воронеж, 2003.

12. Шишкина Е.В. Институт уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве / Е.В.Шишкина // Право и политика. 2004. N 12. С. 84.

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.
Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела.
Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.

Содержание

1. Задачи предварительного расследования.
2. Должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и осуществляющие надзор за ее проведением.
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по актуальным проблемам уголовного преследования1.docx

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи предварительного расследования.

2. Должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и осуществляющие надзор за ее проведением.

Список используемых источников

1. Задачи предварительного расследования.

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.

Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела.

Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование осуществляется следователями, органами дознания и дознавателями, что служит важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ. Непременным условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.

Преступление считается раскрытым быстро, если оно завершается в установленные законом сроки.

Раскрытым преступление считается тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную силу.

Изобличение виновных предусматривает доказывание вины лиц, действительно совершивших преступление. Оно одновременно создает условия для того, чтобы к уголовной ответственности не были привлечены невиновные.

Предварительное расследование производится в двух формах предварительного следствия и дознания.

Предварительное следствие - это прежде всего уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования, осуществляемого.

Предварительное следствие - это в то же время расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел.

Оно может быть проведено также начальником следственного отдела (ст.39 ч.2 УПК РФ), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Производство предварительного следствия обязательно по всем преступлениям, за исключением указанных в части третьей ст. 150 УПК РФ. Поскольку предварительное следствие производится по подавляющему большинству преступлений, постольку оно является основной формой предварительного расследования.

Форма предварительного следствия - установленный законом порядок его производства.

Дознание - предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК РФ). Оно может производиться органом дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК РФ), а также следователем (п.7 ч.3 ст.151 УПК РФ). Правовому регламентированию дознания посвящена глава 32 УПК РФ.

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

УПК РФ к этим правилам относит:

- формы предварительного расследования;

- место производства предварительного расследования;

- соединение уголовных дел;

- выделение уголовного дела;

- выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;

- начало производства предварительного расследования;

- производство неотложных следственных действий;

- окончание предварительного расследования;

- обязательность рассмотрения ходатайства;

- меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

В сравнении с УПК РСФСР 1960 г. предварительное следствие в целом не претерпело кардинальных перемен, чего нельзя сказать о дознании. Привычное деление дознания на два вида (ст. ст. 119 и 120 УПК РСФСР) сменилось единообразием в понимании термина "дознание" как формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, следователем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Приведенная трактовка противоречит "классическому" пониманию дознания как неотложной процессуальной деятельности полиции (милиции) по раскрытию преступления, подследственного следователю, в экстренных случаях отсутствия последнего. Вместо дознания в порядке ст. 119 УПК РСФСР введено понятие "неотложные следственные действия" (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК РФ). Отказ от протокольной формы досудебной подготовки материалов (раздел 9 УПК РСФСР) повлек за собой перевод соответствующих составов уголовных преступлений в дознание.

Заслуживающие поддержки радикальные решения законодателя об укреплении самостоятельности дознавателя (ч. 3 ст. 41 УПК РФ), расширении подследственности органов дознания, распространении последнего на дела о преступлениях несовершеннолетних (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151, ст. 421 УПК РФ) парадоксально сочетаются в Кодексе с отсутствием должной регламентации дознания по неочевидным преступлениям и непродуманной схемой дознания по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, то есть по очевидным преступлениям (гл. 32 УПК РФ).

2. Должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и осуществляющие надзор за ее проведением.

В современных условиях модернизации Российского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства.

Малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят реформы. В частности, важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью (далее - ОРД), которая осуществляется на принципах конспирации, а её задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

В качестве гарантий законности ОРД выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД. Гарантом законности при ее осуществлении также является ведомственный контроль.

1. Вневедомственный (внешний) контроль за оперативно- розыскной деятельностью.

Субъектами, контролирующими ОРД (реализующими функцию внешнего контроля), согласно законодательства, являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; судья, санкционирующий ОРМ, влекущие ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ осуществляет непосредственное руководство деятельностью, включая контрольные функции, следующих федеральных министерств и служб, которым законом предоставлено право осуществлять ОРД:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации,

2. Министерство юстиции Российской Федерации (оперативное подразделение в Федеральной службе исполнения наказания),

3. Служба внешней разведки Российской Федерации,

4. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,

5. Федеральная служба безопасности Российской Федерации,

6. Министерство обороны Российской Федерации.

Следует отметить, что данный вид контроля не предоставляет права вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения конкретных ОРМ.

Таким образом, Президент РФ как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо государства, осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных силовых органов, в полномочия которых входит осуществление ОРД.

2. Ведомственный (внутренний) контроль за оперативно- розыскной деятельностью.

Контроль осуществляется следующими способами:

- личное участие руководителей в организации, планировании (проведении) ОРМ;

- санкционирование заведения дел оперативного учёта;

- контролирование сроков ведения и обоснованности их прекращения;

- изучение материалов, полученных в результате выполнения ОРМ, иных документов, имеющие отношение к ОРД, и принятие по ним решения;

Читайте также: