Виды психологической работы в исправительных учреждениях общего режима

Обновлено: 19.05.2024

Психолог Владимир Рубашный, проработавший в системе ФСИН почти 20 лет, рассказывает о том, как в российских колониях и СИЗО появилась психологическая служба, какие проблемы заключенных и сотрудников она научилась решать, а какие — не может решить до сих пор, и что ей мешает.

Это было в далеком 1991-м году. Мне сейчас трудно вспомнить, по какой причине я решил работать в уголовно-исполнительной системе. Пришел из армии и чем-то нужно было заниматься. Я работал в конструкторском бюро, учился на третьем курсе казанского филиала энергоуниверситета, тогда института. В бюро пришли набирать работать в эту систему. Сначала я сопротивлялся, не хотел опять форму надевать. Но убеждали люди там хорошо. Был такой замечательный зам по воспитательной работе, который сказал, что и там кому-то надо работать и работа в принципе эта нормальная.

Мне понравился человек, у меня тогда переломный момент был личностный. Я как-то искал смысл своей жизни. Я еще молодой человек был. Нужно что-то полезное делать. В тюрьме тоже можно пользу приносить.

Служил на протяжении всего этого времени. К 2008 году во всех учреждениях профильных — следственных изоляторах, исправительных колониях общего режима, строгого режима; возглавлял службу психологическую [ФСИН] республики Татарстан с 2002 по 2005 год. Ушел с должности начальника психологической лаборатории ИК-2, нашей самой большой зоны строгого режима.

Как в системе появились психологи

Шаги в этом направлении были [сделаны] в 1991-1993 годах, наверное, уже когда приказ вышел по поводу введения [психологической службы]. Мне кажется, это была дань времени и всему перестроечному моменту, связанному с тем, что мы входили в Совет Европы. Были условия выдвинуты, что не должно быть смертной казни и специалисты именно такого профиля там (в тюрьмах — МЗ) должны находиться.

Энтузиазма было очень много. У нас была замечательная начальник [психологической] службы в Татарстане — Ожимова Ольга Александровна, которая фактически здесь ее поставила. Мне в Татарстане более понятно, как все происходило. С большим трудом методическая база формировалась, какие-то тесты. Все это было почти самопальным. Кабинетов не было. А как работать психологу без кабинета? Учреждения все старые, всегда все занято под всякие нужды. И тут вдруг откуда ни возьмись психологи какие-то. Им еще нужен кабинет, да не просто кабинет, а там должна быть какая-нибудь комната, где групповая, например, психокоррекционная диагностика проходит. Кресла какие-то нужны, аппаратура звукозаписывающая. Вот ее титаническими усилиями все это делалось.

Когда уже и денежки, видимо, в системе появились, и как-то устаканилась роль специалистов, к ним начали серьезнее относиться. Я думаю, слишком серьезно, потому что начали затыкать все, что возможно, считая, что психолог — это альтернатива всему на свете. Розыски, составление психологических портретов на разыскиваемых преступников, мероприятия по изучению и предотвращению побегов.

Но потом они заняли свою нишу. Сейчас это просто такие клерки. Бухгалтеры от психологии, которые сидят, считают и фактически не занимаются тем, чем они должны заниматься. Естественно, есть самоотверженные, очень честные и порядочные психологи в системе, которые альтруистически нацелены на свою работу и помогают людям, которые там находятся.

Никаких этических стандартов

Кризис пенитенциарной психологии в том, что она не нацелена на человека, на осужденного, на решение его индивидуальных личностных проблем. Только показывать, что оно существует, насколько оно замечательное, красивое, но бесполезное. Об этом они умалчивают.

Никаких этических стандартов поведения психологов в уголовно-исполнительной системе России не существует. Она была до 1995 года приказом оговорена, а сейчас приказ упразднен. Если у этих специалистов нет этических стандартов профессионального поведения, то уже сложно о чем-либо говорить. Любой приказ руководителя учреждения, начальника какого-либо отдела, который по статусу выше, — дать характеристику на того или иного человека, черты личности, на которые можно воздействовать, — психолог расскажет, потому что у него такой статус. Если он откажется, у него будут проблемы по службе. В таком виде психология нацелена на обеспечение этого режима, а не оказание профессиональной помощи людям, которые в ней нуждаются.

Почему нет этических стандартов. Потому что психолог станет свободным человеком, полноценным, самодостаточным. Он будет и сам определять количество информации, которое передает заинтересованным службам, и появится у него смысл — не навреди. Где-то нужно человека спасать, не раскрывая что-то. Сейчас у психологов это на уровне их порядочности, личной этики. Законом он не защищен, а это очень выгодно системе.

Отчеты, рейтинги, программы

Вообще деятельность четко регламентирована уголовно-исполнительным кодексом РФ. Пункт 6.1 [статьи 12-й]. Заключенные имеют право на психологическую помощь. Помощь оказывается добровольно: если осужденный хочет получить эту помощь, он может обратиться и может ее получить. Функций у психологов огромное количество. И диагностические задачи, и консультативные задачи, и психокоррекционные.

Как на самом деле сейчас все реализуется. Все начинается со следственного изолятора. С ними встречается психолог в карантинной камере. Они обязаны провести полноценное его изучение, если он не откажется. Они должны взять с него добровольное согласие, что он предупрежден, что информация может быть использована теми-то лицами. Но заключенные, которые придерживаются криминальных понятий, расписываться не особо любят. Обыкновенные, условно назовем их мужики, которые не имеют никаких понятий криминального мира, иногда дают эти подписки.

Чтобы человека изучить, не одного дня даже проблема. Но должна после этого изучения составляться программа его ресоциализации на год. Это никем и никогда не делается. Я сколько читал материалов, которые учреждения на ребят с Болотной площади подготавливали, нигде этой программы не видел. А они сидели в разных местах по всей стране. Это говорит о том, что это фактически не исполняется.

Зачем становятся тюремными психологами

12 лет нужно всего, год за полтора идет, ты уже как будто 20 лет отработал. По выслуге лет он имеет право уйти. Но это первая, самая ближайшая пенсия. Она не огромная, но 10 тысяч будет получать. Если дальше будет работать, она у него побольше будет.

Из сел близлежащих к Казани ездят работать, из Марий Эл, из Чувашии. Он деревенский парень и через 12 лет уже свои 10 тысяч в месяц имеет и ему для уровня деревеньки, где он живет, очень даже нормально. И дальше он продолжает своей жизнью жить. Это мы говорим о среднем сотруднике, который нацелен на отсутствие какой-либо деятельности.

Можно тысячи примеров приводить, когда человек действительно хорошо хочет работать, у него получается, он профессионал своего дела. Но всегда неравнодушный не будет ни к чему равнодушный. И системе такие неудобные люди не нужны. Будь он трижды профессионал. Системе нужна абсолютная серость: средний, не очень умный, строго выполняющий, что ему приказано. Это требование и условие существования в системе.

Раньше были, не знаю, остались эти нормы или нет — на следственный изолятор на 300 человек должен быть один психолог. А для исправительных учреждений — то ли 150, то ли 200. Но всегда психологов меньше, чем необходимо на практике. Для меня и цифра в 100 человек огромная. Человек 20-30 [на психолога] это куда ни шло. А в том объеме, [который сейчас], это только одно название, заполнение этих всех документаций.

Криминальная психология

Негодяи везде присутствуют. Есть ужасные нераскаявшиеся личности. Они существуют, но я их никогда не видел. Если только ты с этим человеком заговоришь, какой бы он Чикатило не был, все равно можно найти причину, по которой человек в такое себя вверг. Помогали ему в этом, поверьте мне, огромное количество людей. Отсутствие теплых отношений в семье, отсутствие нормальных родителей, отсутствие нормального образования, отсутствие порядочных людей в окружении, страна безумная наша. Но докопаться, конечно, проблема. А это никого не интересует. Сотрудник ждет пенсии.

За весь период [моей] службы нападения на сотрудника ни разу не было. Ну какого-то бандитского, связанного с его деятельностью. Я помню, в заложники брали, но это без всякого битья и фактически было попыткой давления на администрацию. Конечно, такие ситуации случаются. Человек, который идет работать в любую систему специфическую — милицию, тюрьму — за то, что там страшно, получает и дополнительные деньги, и возможность раньше уйти со службы, у него есть социальные гарантии, льготы, страховка.

Помощь заключенному

Мужчине [сложно] прийти и пожаловаться на свою жизнь и проблемы личностного характера, очень иногда специфического (он столько времени сексуально воздерживается, еще какие-то проблемы). У нас в стране вообще нет такой практики на воле: чтобы мужчина пришел к женщине-психологу и начал рассказывать что-то про свою жизнь. Нет этой культуры психологической. Это не поток этих мужчин, не поток этих осужденных.

В женской [колонии] к психологам женщины идут, если у них такая возможность есть; у женщин этот процесс происходит более динамично и естественней.

На первом месте должно стоять желание самого осужденного. Это происходит в редких ситуациях, когда у человека что-то случается, например, на воле: любимая женщина бросила, умер кто-то из родственников. Его переписку же читают, не секрет. Если по телефону он узнал, то сокамерники, другие осужденные могут сказать, что у него такая трагедия. Никому неинтересно, чтобы человек с собой что-то сделал. Человек и так находится в очень негативной ситуации. И они решаются на это (обращение к психологу — МЗ) намного активнее, быстрее, чем на воле. Тюрьма, когда ты в четырех стенах или в своем бараке, отряде изо дня в день, из года в год, не прибавляет никому выносливости психологической. Только все вредит и портит.

Другой момент, что от самих психологов многое зависит. Психолог должен себя показать, дать возможность осужденным понять, что ты за человек. Каким бы хорошим психологом человек ни был, осужденный сам будет определять — будет он с ним общаться или нет; доверяет он ему или нет. Психолог должен как можно чаще быть на виду, чтобы осужденные видели, чтобы оценивали поступки, в отношении других осужденных, персонала.

Основная проблема в том, что должно быть доверие к конкретному психологу от конкретного заключенного. Но о каком доверии может идти речь в местах лишения свободы или следственных изоляторах, когда у человека достаточно специфическая ситуация, стресс. Это очень сложная в эмоциональном, и психологическом, и во всех аспектах ситуация. Необходимо время. Человек должен другого человека узнать, в том числе психолога. Я знал профессионалов разного уровня. И тех, которым осужденные мужики, которые по 20-25 лет сидели, плакали. Представляете, чего это стоит. Здесь есть это доверие. Он понимает, что дальше этого кабинета никуда не уйдет ничего.

Профучет

Психолог может увидеть склонность к суициду. Что в этой связи ему делать? Рассказывать администрации, сохраняя жизнь этому человеку? А если расскажет, ведь понятно будет, по какой причине его поставили на профучет: после беседы с психологом. И он будет вынужден каждые два часа бегать отмечаться, что усугубит его и без того не сладкую жизнь. Это может отразиться, как по тому же Стаховцеву. Когда он якобы пытался два раза самоубийством жизнь закончить, это оценили как нарушение режима содержания. Он даже в ШИЗО отсидел 10 суток. Это разве нормально? Это не нарушение режима, это не может считаться нарушением, это выбор человека. Как поступить психологу — очень сложный выбор.

Некоторые на профучет ставят, чтобы себя подстраховать. Да, может у него были попытки в детстве, может от несчастной любви, может в переходный период что-то не сложилось. Определенным образом это говорит, что деструктивное поведение возможно. Но нужно же отследить, понаблюдать за этим человеком. Человек может очень хорошо адаптироваться, и единожды когда-то в жизни совершив такой поступок, потом больше никогда не будет.

В огромном количестве их ставят на профучет, но я ни разу не видел, чтобы с профучета снимали. Особенно по инициативе психологов. Просто администрация считает — лучше подстраховаться, лучше пусть он стоит на профучете до конца отсидки.

Ресоциализация

Ни о какой ресоциализации вообще речи не идет у нас в стране. Ни о какой помощи людям, освобождающимся из мест лишения свободы. Существуют какие-то разрозненные НКО, может быть, аффилированные с государственными структурами, гранты отрабатывают. У нас несколько есть в Казани, я общаюсь с ними. Но мне кажется, это все самодеятельность. Все должно быть продумано и профессионально поставлено. Этим должно заниматься государство.

Тюремщикам тоже нужна помощь

Если лаборатория существует, начальник лаборатории оба направления ведет — и осужденных, и сотрудников. Если больше трех человек или три человека, выделяется один психолог, который в большей степени нацелен на работу с сотрудниками учреждения, а другие занимаются осужденными.

Есть плановое, что необходимо сделать. Тогда психолог собирает и усилием воли своей, без желания самого сотрудника, проводит диагностику, коррекцию какую-то. Но цена этой диагностической работе, если человека заставляют проходить какие-то тесты и личностные опросники? Это одна фикция.

Психолог в том объеме, в котором он сейчас осуществляет свою деятельность в отношении сотрудников учреждения, не должен столько делать. Сотрудники свободные люди, за свои деньги могут оказывать себе профессиональную помощь в кабинетах психологических при клиниках. Для чего делать это психологу, когда столько осужденных и ими надо заниматься?

Понятно, что профессия сложная, требует особого состояния и контроля над этим состоянием. Вот здесь можно психологу контролировать психическое состояние персонала, смотреть, как он выполняет свои обязанности, не устал ли он от своей работы, нужен ли ему отпуск дополнительный. И то, что он как-то неадекватно себя ведет в отношении спецконтингента. Может, грубит им, применяет физическую силу неадекватную. В этом психолог мог бы содействовать администрации, говорить, что человека нужно перевести на другую работу, не связанную с отношениями с осужденными. Контроль за психическим состоянием, в том числе за аутодеструктивным поведением: не секрет, что у нас сотрудники точно так же вешаются, как осужденные.

Сотрудники очень специфически относятся к осужденным. Это я мягко говорю. Они сами себе не дают вести себя как люди по отношению к ним (осужденным — МЗ), они системная функция. Сколько я с сотрудниками ни говорил, это основная проблема. Форма, в которую они одеты, — та функция, которую они выполняют очень четко и ограниченно, не проявляя никаких человеческих форм своего поведения. Вот этой коррекции не хватает — именно переключения с функциональности в человеческую личность. Представлять человеческую личность в системе было бы самым быстрым и эффективным методом коррекционного воздействия на осужденного.

Как показывает практика, для них (сотрудников — МЗ) одна из форм, которую они достаточно часто применяют, это насилие в отношении осужденного. Ну как взрослого мужика в чем-то убедить? Тем более если кроме мордобоя ты ему не можешь ничего предложить. Либо не хотят просто тратить время свое драгоценное и искать способы. Это не востребовано системой.

УИК РФ Статья 82. Режим в исправительных учреждениях и его основные требования

1. Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

2. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

3. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 08.11.2008 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

6. Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

7. Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 08.11.2008 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Об учете личных денег и других ценностей осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, см. Приказ Минюста РФ от 08.12.2006 N 356.

9. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

11. В случаях выявления фактов использования осужденными на территории исправительного учреждения абонентских номеров подвижной радиотелефонной связи оказание услуг связи по этим абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя прекращается оператором связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится данное исправительное учреждение.

Аксенчук Татьяна Анатольевна
Оренбургский государственный университет
студентка первого курса факультета гуманитарных и социальных наук


Аннотация
Данная статья рассматривает историю становления практической психологии в пенитенциарной системе, важнейшие функции, задачи, проблемы и способы их решения, с которыми сталкивается практический психолог в системе УИС.

Пенитенциарная система выполняет важнейшие социальные функции: это и исполнение назначенного судом наказаний людям, преступившим закон, и исправление осужденных, выполнение задачи возвращение в общество граждан. Однако именно в силу того, что уголовно-исполнительная система предполагает, что сотрудники находятся в тесном непосредственном контакте с крайне сложной и разнородной категорией людей, множество психологических проблем провоцируют самые негативные явления. К их числу можно отнести и суициды как среди осужденных, так и сотрудников, и коррупционные явления в среде сотрудников, и акты неповиновения, нарушения режима отбывания наказания осужденными. Вся совокупность проблем, возникающих в пенитенциарной системе с одной стороны, требует довольно большого числа специалистов, компетентных в оказании психологической помощи как сотрудникам, так и осужденным, с другой стороны – предъявляет особые требования к личности, моральному облику и профессиональных качествам самого психолога. Означенная тенденция находит отражение в организационных решениях. Так, А. Рудый в 2016 году заявил о необходимости увеличения численности штатных психологов. [2].

Смена социально-экономической формации после 1917 года, потребовала новых моделей рассмотрения преступности в целом и, соответственно, взглядов на природу преступности. После слома царской тюремной системы, краеугольным камнем стали положения К. Макса и Ф. Энгельса, которые утверждали, что преступники являются порождениями социальной жизни. И учёные 20-30гг. двадцатого века на основе этой теории начали активное изучение лиц, осужденных к лишению свободы. Предметом исследования стало:

- Выяснение причин и условий, вызывающих развитию преступности вообще и отдельных преступлений в частности.

- Изучение эффективности методов борьбы с преступностью и отдельных мер социальной защиты.

- Разработка вопросов правовой политики, в частности, пенитенциарной.

- Разработка систем и методов изучения заключённых и пенитенциарного воздействия на них.

- Изучение влияния отдельных мер исполнительно-трудового воздействия на заключенных.[4]

Развитие науки позволило расширить и практику применения психологии в пенитенциарной системе. Так, первые должности пенитенциарного психолога в СССР стали вводить в 70-е годы прошлого века в воспитательных колониях для несовершеннолетних. В конце 80гг. в порядке эксперимента были созданы две психологические лаборатории во взрослых исправительных учреждениях. Начиная с 1992 года, такие лаборатории стали создаваться на регулярной основе в исправительных учреждениях всех субъектов РФ.[6]

Среди причин, обусловивших появление психологической службы в пенитенциарной системе, отметим две главные.

Первая – изменение уголовно-исполнительной политики, постепенный переход от идеи возмездия, кары к идее исправления, возвращения в общество законопослушных граждан. Второе обстоятельство, способствовавшее становлению психологической службы, – значительный прогресс практической психологии. [5]

На сегодняшний день практическая деятельность пенитенциарной психологии выражается в решении следующих задач:

- определение психологически обоснованных путей позитивной активизации личности и групп осужденных, направленных на их исправление и социализацию;

- реализация идей гуманизации и развития деятельности психологических служб;

- выявление условий эффективного применения средств исправления осужденных (режима отбывания наказания, общественно полезного труда, воспитательной работы, образования и профессиональной подготовки осужденных);

- разработка психологических предпосылок закрепления результатов ре-социализации осужденных и определение психологически обоснованных мер коррекции их поведения и деятельности;

- обоснование психологической подготовки сотрудников исправительных учреждений;

- исследование психологических предпосылок оптимальной системы управления деятельностью пенитенциарных учреждений. [4]

  1. Консультативная функция направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем.
  2. Психокоррекционная функция заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида.
  3. Прогностическая и психопрофилактическая функция состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации.
  4. Просветительская функция включает в себя повышение уровня психологической культуры и компетентности персонала.
  5. Исследовательская функция направлена на оказание содействия научно-исследовательским учреждениям в проведении исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии. [6]

Реализация практической деятельности пенитенциарного психолога, как правило, связано с рядом проблем. В число наиболее актуальных входят:

- недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой служебной ситуации и найти правильное решение;

- отсутствие необходимого опыта и квалификации у сотрудников, поскольку часто поступающие на службу сотрудники часто не имеют специальной подготовки для работы со спецконтингентом;

- необходимость решать одновременно несколько важнейших задач: изучить ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые служебные обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить своё поведение;

- недостаточное представление о нормах профессионально-служебного поведения и неумение презентовать себя как специалиста и сотрудника;

- необходимость формировать определённое позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость неблагоприятное мнение других о себе. [7]

Решение перечисленных проблем предполагает, что психолог обладает способностью не только оперативно реагировать на поступки и действия со стороны сотрудников, но и прогнозировать развитие личности, поведение человека в той или иной ситуации. Немаловажным умением психолога становится и его способность влиять на психологический климат в коллективе таким образом, чтобы исключить возможность развития профессиональных деструкций личности сотрудников, поддерживать у них профессиональную компетентность. [Тхоржевская, Щербинина, Зубова]

Выделенные проблемы свидетельствуют о важности для психологов служебной деятельности в УИС данных свойств личности: практичность мышления, мотивация достижения и чувство юмора в модусе вежливости.

Под практическим мышление подразумевается вид мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов и часто раскрывается в условиях дефицита времени, что делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое. Практическое мышление основано на операциях с непосредственно воспринимаемыми данных объектов и процессов, а также на использовании жизненного опыта, накопленного в виде достоверных знаний, и здравом смысле.

Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче.

Чувство юмора в модусе вежливости может помочь смягчить проявление агрессии и способствовать разрешению конфликта, явившегося причиной агрессивного поведения при взаимодействии людей друг с другом. Юмор может служить средством психологической защиты и средством косвенного, тактичного воздействия на собеседника.

Следует отметить, что данные профессионально личностные качества следует развивать ещё на этапе обучения сотрудников, в том числе и психологов, УИС. По мнению ряда специалистов, например, как Беспалова Т. М., Ковальчук И. А. и других, развитие патриотизма представляет собой целостную структуру мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых направлений, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к реализации патриотических отношений к социуму и самому себе. [12]

Для подтверждения данных был проведён анализ структуры патриотизма у курсантов, обучающихся в академии ФСИН России, показывает, что отсутствие или низкий уровень патриотизма лежат в основе таких негативных явлений, как деструктивность общения, неэффективность профессионального и межличностного взаимодействия, снижение ответственности в профессиональной сфере, отсутствие социально значимых жизненных целей и ценностей. [12]

Систематическая и целенаправленная социально-психолого-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и развитию патриотического поведения, способствующие, в свою очередь, формированию продуктивно-коммуникативных свойств. В том числе, практическое мышление, мотивация достижения и чувство юмора в модусе. [12]


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Аннотация: на основе изучения мнения некоторых ученых о сути психотерапевтической и психологической консультационной работы, различии квалификационных требований к психологу и психотерапевту, автор стремится показать, что существующая в современных исправительных учреждениях психологическая работа осуществляется в основном в форе психологического консультирования. Это зачастую не способно обеспечить выполнение задач психологической службы исправительного учреждения по оказанию коррегирующего воздействия на личность осужденного, его поведение и его дальнейшую ресоциализацию. Автор приходит к выводу, что помимо собственно психологического консультирования в штате исправительных учреждений необходимо предусмотреть должность врача-психотерапевта.

Ключевые слова: личность осужденного, психологическая работа, психотерапия, исправление, ресоциализация.

Анализ специальной литературы позволяет выделить существование двух основных форм психологической работы – психологического консультирования и психотерапии, зачастую ошибочно воспринимаемых в качестве синонимов. Вместе с тем это принципиально разные формы, используемые в зависимости личности осужденного И от задач, стоящих перед психологом. Последняя, как известно, отличается от законопослушного лица как характерными антиобщественными взглядами, негативным содержанием ценностно-нормативной системы, так и предопределяющими криминогенную направленность личности устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминологическое значение. [1]

Психотерапия (равно как и психологическое консультирование) является важной частью практической психологии, в широком смысле она понимается как комплексное вербальное и невербальное воздействие на психику человека психологическими методами для лечения заболеваний и коррекции поведения. В узком смысле психотерапию чаще всего определяют как применение специальных методов с лечебной или коррегирующей целью, в первую очередь, при невротических и неврозоподобных расстройствах, различных девиациях поведения. В этом смысле психотерапия сочетает в себе методы психологического лечения, оказания влияния и инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля. [2]

Личностная же психотерапия ставит своей задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности; достижении позитивных личностных изменений (коррекции нарушений системы отношений, неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов). [4]

Личностно ориентированная психотерапия включает в себя как механизмы лечебного воздействия (эмоциональная поддержка и принятие), так и психологические механизмы (идентификация, интернализация, интериоризация); создает предпосылки для преодоления негативных проявлений защитных тревоги и страха. [5]

Психотерапевтическое воздействие на пациента основано на изучении психических проявлений болезней, роли психики в их возникновении и течении, а также в их лечении и предупреждении. Психотерапия, будучи медицинской дисциплиной, исходит из положения о единстве психического и соматического. Психотерапевты подчеркивают принципиальную возможность воздействия с лечебными целями психическими средствами на все без исключения внутренние органы, все соматические процессы в организме, и обратного процесса – воздействия соматических процессов на психические процессы. [7]

Основным сущностным отличием психологического консультирования от психотерапии является то, что в консультировании проблема индивида всегда остается в фокусе консультативного процесса. При этом проблема, как правило, обусловлена ситуацией, столкнувшись с которой индивид оказывается дезаптаптированным. Работа консультанта ограничивается в основном анализом проблемы-симптома, обусловленного ситуацией, а не структурой личности. Решение проблемы всегда лежит в плоскости поиска адекватного решения, направленного на возвращение консультируемого на прежний уровень адаптации. [10]

В фокусе психотерапевтической работы всегда находится более глубинная сфера личности пациента. Психотерапию симптом интересует постольку, поскольку он является следствием не ситуации, а структуры личности обследуемого, его характера. Терапия же проводится не на симптоматическом, а на характерологическом уровне (уровне структурных (хронических) проявлений проблем индивида), учитывает уровень ранних детско-родительских взаимодействий пациента, [11] различные особенности формирования личности, отличающие ее от так называемых нормальных людей и мешающие ей безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. Несомненна также громадная роль сифилиса, алкоголизма, туберкулеза родителей в этиологии психопатий. [12] Это показывает значение такой важной проблемы, представляющей для психотерапии повышенный интерес, – проблемы бессознательного или неосознаваемых психических процессов. Работа с этой сферой личности основана на сочетании строго клинического и экспериментально-психофизического методов. [13]

Значение сферы бессознательного в формировании мотивационной сферы имеет большое криминологическое значение. Важной психотерапевтической задачей является поиск ранневозрастных психических травм, повлекших определенные психические реакции, патопсихологические развития (параноического, невротического и т.п. характера).

Г.И. Малейчук со ссылкой на Blosher (1966), Gelso, Fretz (1992) выделяет следующие отличия психотерапии от психологического консльтирования: последнее ориентировано на клинически здоровую личность, на решение проблем, возникающих в ее взаимодействии со средой, причем только в настоящем и будущем, а также предполагает в основном краткосрочную помощь (1 – 5, редко больше сеансов). Большинство же психотерапевтических направлений ориентированы на невротиков.

Существуют также серьезные различия в требованиях к уровню подготовки психологов и психотерапевтов. Психолог-консультант должен иметь психологическое образование, требования к его квалификации не распространяются дальше знания научной психологии. Требования к образованию специалистов по психотерапии значительно серьезнее. Клиническую психотерапию может практиковать только лицо с высшим медицинским образованием, в то время как личностно ориентированную – также и специалист, имеющий психологическое образование. В обоих случаях наряду с теоретической подготовкой и знаниями в области клинической психологии специалист должен иметь подготовку в рамках одного или нескольких терапевтических направлений, уметь использовать отдельно или в совокупности различные методы, общее число которых превышает 450 (психоанализ, гештальт-терапию, трансперсональную, аутогенную, поведенческую (бихевиоральную), когнитивную терапию, нейролингвистическое программирование, психосинтез и т.д.). Ввиду многочисленности данных методов их систематизация практически не представляется возможной, и зависит от точки зрения конкретного специалиста. [17]

В течение первой встречи с осужденным психолог должен определить характер и степень дезадаптации осужденного, принять решение о назначении терапии с учетом глубины проблемы, т.е. определить, в каком режиме будет в дальнейшем проходить взаимодействие – в консультативном или терапевтическом. Возможно, осужденному не обязательно потребуется терапевтическое лечение, а достаточно будет ограничиться консультированием. И наоборот, первоначально выбранный консультативный режим может перейти в терапевтический, если специалист поймет, что проблема осужденного лежит глубже изначально предполагаемой обусловленности ситуацией, а связана со структурой его личности, а глубокие корни проблемы неразрешимы без терапии. Тогда у психолога возникает еще одна задача – убедить осужденного в необходимости пройти курс психотерапии. С учетом изложенного в предыдущих параграфах, в исправительном учреждении это должно осуществляться по направлению психолога ИУ, посещение которого должно быть обязательным для осужденного.

В случае назначения терапии основной задачей психотерапевта становится процесс адаптации осужденного, включающий возвращение навыков общения, умения, знаний, утраченных в результате психологического расстройства, устранение источника проблемы. Методика психотерапии включает в себя выбор формы работы (краткосрочная, долгосрочная, групповая или индивидуальная), направление работы, подбор методов, осуществление психотехнических действий и обязательный контроль эффектов. [18]

Психотерапия не является заменой или целью наказания, не может и не должна подменять собой иные пенитенциарные инструменты, вместе с тем она должна способствовать полному или максимально возможному для конкретного осужденного восстановлению социализации.

Таким образом, психотерапия – лечение психических расстройств психологическими средствами, направленное на системное восстановление душевного или даже физического здоровья человека, коррекцию личности. Она имеет не только медицинское, но и социальное значение, прежде всего в смысле поиска более совершенных мер индивидуальной профилактики преступлений, коррекции образа жизни осужденных. Психологическое консультирование не способно дать таких результатов, однако оно незаменимо при оказании срочной психологической помощи, морально-психологической поддержке осужденных. Психотерапия отличается от здоровой психологии прежде всего тем, что выявляет структурный недостаток личности осужденного, его глубинную проблему, обусловившую его дезадаптацию и выбор преступного поведения.

Психотерапевтическая работа с осужденными не может быть восполнена психологическим консультированием, поскольку последнее не способно ответить на вопрос о причинах конкретного преступления и роли личностных факторов в преступном поведении (психических травм, особенностей ранневозрастного развития и т.д.).

На современном этапе развития УИС штатным расписанием исправительных учреждений не предусмотрена должность психиатра или врача-психотерапевта. Вместе с тем достижение психотерапевтических целей силами и средствами, доступными психологам-консультантам, вряд ли возможно в силу различных квалификационных требований к этим специалистам.

Вместе с тем далеко не все осужденные нуждаются в психотерапевтической работе. Необходимость назначения терапии должна определяться на первоначальных сеансах психологического консультирования вновь прибывших для отбывания наказания осужденных, начиная с первых дней их пребывания в карантинном отделении ИУ. При отсутствии структурных проблем личности осужденного допустимо ограничиться проведением с ним психолого-консультационной работы, направленной на расширение вариативности поведения и реакций осужденного.

Список литературы

1. Личность преступника и профилактика преступлений / Под ред. Ю.М. Антоняна. – М., 2020. С. 188.

2. Лилиенталь И.Е. Соотношение психологической поддержки и психотерапии // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2006. – №1. – С. 188 – 190.

4. Лилиенталь И.Е. Соотношение психологической поддержки и психотерапии // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2006. – №1. – С. 188 – 189.

5. Лилиенталь И.Е. Соотношение психологической поддержки и психотерапии // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2006. – №1. – С. 188 – 189.

8. Ганнушкин П.Б. В душе психопата. Путешествие в мир без жалости, совести и чувств. – М., 2019. С. 9.

12. Ганнушкин П.Б. В душе психопата. Путешествие в мир без жалости, совести и чувств. – М., 2019. С. 20.

Читайте также: