Виды административных правонарушений медицинских работников

Обновлено: 28.04.2024

Актуальность статьи обосновывается тем, что в настоящее время поддержанию необходимого уровня здоровья населения в России уделяется повышенное внимание. Особенно это связано с распространение новой вирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.

Ситуация с распространением данного заболевания в России выявила хоть и относительную готовность системы здравоохранения к критической эпидемиологической обстановке, благодаря грамотной направленности государственной социальной политики, но также и указала на не видимые ранее недостатки в общем, касательно охраны здоровья граждан в стране.

Однако именно в условиях пандемии и направленности российского здравоохранения на борьбу с коронавирусной инфекцией, актуальность административной ответственности в сфере охраны здоровья граждан наиболее возрастает. Это связано с тем, что, из-за большой нагрузки на медицинских работников, нехватки кадров и рабочего времени, а также невысокий уровень правосознания врачей и медицинского персонала, вероятность совершить административного правонарушения в таких условиях гораздо выше.

Наряду с этим, не преодолен и ряд важнейших административно-правовых проблем в рассматриваемой сфере общественных отношений, среди которых:

• пробельность административного законодательства об охране здоровья;

• несовершенство системы государственного управления охраной здоровья граждан;

• недостаточно эффективное осуществление органами государственной власти отдельных принадлежащих им полномочий.

Статистика административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность показывает следующее:

• за 2019 год из 337063 рассмотренных дел – административному наказанию было подвергнуто 255589 субъектов, большинство из которых (180872) – административному штрафу;

• за 2018 год: из 329650 совершенных административных правонарушений – административному наказанию подвергнуто 254213 субъектов;

• в 2017 году в России было совершено 309337 административных правонарушений. Административному наказанию подвергнуто 242462 субъекта.

Как видно из статистики, количество совершаемых административных правонарушений в сфере охраны здоровья граждан растет с каждым годом.

Это свидетельствует о необходимости повышения правовой культуры медицинского персона и врачей, а также иных должностных лиц лечебно-профилактических учреждений.

Также стоит рассмотреть возможность внесения в КоАП РФ норм права, которые бы содержали конкретный порядок рассмотрения административных правонарушений в сфере здравоохранения, так как данные общественные отношения обладают специфическим характером деятельности, поэтому должны рассматриваться квалифицированными юристами, а также – сотрудниками здравоохранения.

Об ответственности

Ответственность медицинских работников, лечебно-профилактических и иных организаций системы здравоохранения является достаточно острой медико-юридической проблемой, для решения которой необходимо не только проводить научные исследования, но и прилагать определенные усилия по внедрению их результатов на практике.

Исторически сложилось, что практически любая ошибка медицинского работника, приведшая к причинению вреда человеку, осуждается обществом. В настоящее время высокая степень ответственности, возлагаемая на медицинского работника, в основном связана с мнением о том, что он как бы получает в свои руки самую значимую общественную ценность – жизнь и здоровье человека, причем человека в большинстве случаев уже больного, то есть находящегося в опасности. Последнее часто связано с несоблюдением индивидуумом здорового образа жизни и безответственным поведением в отношении своего здоровья. В то же время, оказывая доверие медицинским работникам, общество стремится установить жесткий контроль над их деятельностью, в том числе путем использования механизмов юридической ответственности. Однако, учитывая сказанное, следует отметить, что в большинстве случаев не берутся во внимание элементы риска, свойственного медицинской деятельности во взаимоотношениях с пациентами, особенно имеющими расстройства физического и психического здоровья тяжелой и средней степени тяжести.

Моральная, или этическая, ответственность имеет важнейшее значение в профессии врача. Так как государственное регулирование не может охватить значительные сферы медицинской деятельности, роль профессиональной медицинской этики становится высокой.

Нарушение норм медицинской этики приводит, как правило, к возникновению моральной ответственности, которая выражается в личных переживаниях медицинского работника, связанных с совершением им неподобающего поступка, а также в осуждении его коллегами и обществом. В некоторых случаях моральный проступок служит основанием для возникновения юридической ответственности, например, дисциплинарного взыскания. Однако в реальной медицинской практике, у некоторых медицинских работников (особенно у тех, кто работает в системе практического здравоохранения много лет), личные переживания из-за какого-либо проступка не оставляют никакого следа в их профессиональной жизни. Это связано, прежде всего, со спецификой медицинской деятельности.

Состав административного правонарушения в сфере здравоохранения

закрепила виды административных правонарушений, посягающие на здоровье. Кроме того, следует учитывать, что медицинская организация, являясь юридическим лицом, может стать субъектом таких правонарушений, не относящихся напрямую к медицинской деятельности, как, например, разглашение информации с ограниченным доступом или нарушение требований пожарной безопасности.

Объектами рассматриваемых правонарушений выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также общественная нравственность.

Объективная сторона характеризуется действием и бездействием.

Субъектами правонарушений в области здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности выступают граждане, должностные лица, юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К этой категории относятся и медицинские организации, а также их работники.

Субъективная сторона указанных административных правонарушений характеризуется виной в форме как умысла, так и неосторожности.

В качестве санкций за указанные правонарушения предусмотрены предупреждение, административный штраф, административный арест, административное приостановление деятельности, дисквалификация.

Таким образом, видно, что, несмотря на общие юридические признаки и состав для всех административных правонарушений, и ввиду специфики медицинской деятельности, квалификация административных правонарушений в сфере охраны здоровья граждан, должна осуществляться более тщательно и компетентными специалистами в области права и медицины. Для этого нужны нормы права, которые бы описывали процесс квалификации составов правонарушений в данной области более подробно.

Виды административных правонарушений в сфере здравоохранения

Рассматривать вопрос о составах административных правонарушений, которые могут иметь место в сфере охраны здоровья граждан, можно условно сгруппировать их по двум основным направлениям:

II. Административные правонарушения, потенциально применимые в сфере здравоохранения.

К первой группе составов административных правонарушений следует отнести:

Вторая группа составов административных правонарушений, потенциально применимых в сфере охраны здоровья граждан, не имеет в качестве прямого и исключительного объекта посягательства здоровье человека. Такие правонарушения могут совершаться при осуществлении различных видов деятельности, в том числе и деятельности по оказанию медицинских услуг. В эту группу, в частности, включаются:

Государство предоставляет как медицинским работникам, так и потребителям медицинских услуг широкие права при осуществлении своих интересов и вместе с тем предусматривает ответственность административно-правовую ответственность.

Каждый врач, медицинский работник обязан соблюдать нормы законодательства, но для того, чтобы соблюдать, необходимо их знать и уметь применять в практической деятельности. Следует подчеркнуть, что незнание закона не освобождает лицо от ответственности в случае его несоблюдения – действует предположение (презумпция), что законы всем известны. Поэтому правонарушитель не в праве ссылаться на незнание закона как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности. Данное утверждение особенно актуально в сфере охраны здоровья граждан. Должностными лица и медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений настолько часто сталкиваются с нарушением своих прав, свобод и законных интересов, что, к сожалению, привыкли к несправедливости. Многие мотивируют данные действия тем, что работники сферы здравоохранения относятся к высокой и духовной профессии, и их единственная цель – выполнять свой долг по оказанию медицинской помощи, а все остальные проблемы должны сами собой со временем исчезнуть. Однако Конституция Российской Федерации закрепляет, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Отсутствие правосознания медицинских работников также связано с тем, что ввиду их сложной, специфической профессиональной деятельности, а также малого количества свободного времени, у большинства из них отсутствует концентрация на какие-либо другие научные сферы, кроме медицины и заниматься разбором нормативно-правовых актов после тяжелого рабочего дня вряд ли кто-либо согласится. Это также касается и студентов, обучающихся в медицинских университетах. Колоссальная загруженность учебной программой не позволяет уделять должного внимания непрофильным дисциплинам, например, таким как право. Из этого вытекает много проблем в практической деятельности медицинского работника.

Достаточно длительное время в нашей стране вопросы конфликтов между пациентами и врачами или медработниками в принципе не рассматривались.

В значительной степени это можно объяснить работающей тогда плановой системой на государственном уровне предоставления медицинской помощи. В её рамках отношения регулировались соответствующими нормами публичного права, а это не давало отстаивать большинство интересов пострадавших пациентов или медицинских работников в полной степени.

А вот в современном российском обществе вопросы правомерности применения каких-либо рискованных действий медицинским персоналом стали подниматься все более часто.

Стоит также отметить, что административной ответственности могут подвергаться граждане, которые совершили административно-наказуемое деяние в отношении медицинского работника, например, предусмотренное статьей 6.36. КоАП РФ. Касательно этого можно рассмотреть предложение о внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения санкции, а именно – увеличении размера административного штрафа. Это особенно актуально в период пандемии, так как у некоторых граждан возникает немотивированная озлобленность на медицинский персонал в следствие непонимания специфики практического здравоохранения в данный момент.

Относительно административной ответственности в сфере охраны здоровья граждан следует помнить, что она наступает за деяния менее опасные, чем преступления и не влечет за собой судимости. Давность привлечения к административной ответственности по общему правилу – не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Несмотря на это, в КоАП РФ можно было бы закрепить норму права, устанавливающую частное правило и дающую возможность привлекать к административной ответственности в сфере охраны здоровья граждан виновных субъектов в более поздний срок со дня совершения административного правонарушения.

Рассмотрение административной ответственности в ракурсе вопросов юридической ответственности медицинских работников оправдано в связи с тем, что административные нарушения негативные сами по себе и создают предпосылки для возникновения имущественных и уголовных правонарушений, поэтому раскрытие основных особенностей административного законодательства в отношении правонарушений в сфере охраны здоровья граждан необходимо и актуально.

Также следует подвести итог, что наложение административной ответственности в сфере здравоохранения связано не только с неотвратимостью ее наступления, но и с проблемой отсутствия базовых юридических знаний у сотрудников этой сферы. Поэтому актуальность повышения правовой культуры врачей, студентов медицинских образовательных учреждений, медицинского персонала, а также иных должностных лиц лечебно-профилактических учреждений, в настоящее время очень велика, как и актуальность наличия нормы административного права, подробно регламентирующей процедуру привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья граждан.

Юридическая и моральная ответственность в сфере охраны здоровья граждан, в современных реалиях, является актуальной правовой проблемой, требующей закрепления новых правовых норм, особенно в контексте административно-правового регулирования, а также разработку подзаконных и локальных нормативных актов, регулирующих данный вид общественных отношений.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, предусмотренный за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность имеет свои особенности:

- КоАП РФ предусматривает ответственность не только физических, но и юридических лиц;

- привлечение лица к административной ответственности, в том числе наложение на него административных санкций, может осуществляться не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

- Административное правонарушение (проступок)- противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, запрещенное федеральным или региональными кодексами об административных правонарушениях.

В числе административных правонарушений, которые связаны с профессиональными обязанностями медицинских работников или вытекают из особенностей медицинской деятельности, согласно КоАП РФ можно указать следующие:

1. Неправомерный отказ в предоставлении гражданину необходимой ему информации, в том числе о его здоровье (ст. 5.39), а также информации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации –

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных и профессиональных обязанностей –

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от четырех до пяти тысяч рублей.

3. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения, лицензии (ст. 14.1):

- Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

- Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

- Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4) – влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

5. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Статья 6.3.):

- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 19.13) –

влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

7. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта (ст. 14.19) – влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от семи тысяч до восьми тысяч рублей.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) административное приостановление деятельности;

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Наиболее распространенным видом административного наказания является административный штраф. Если же в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный вред пациенту, то при решении вопроса о наложении административного взыскания может быть одновременно принято решение о возмещении ущерба (ст. 4.7 КоАП РФ).

Изучив данный материал, ответьте на вопросы:

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Рассмотрение административной и дисциплинарной ответственности в аспекте изучения вопросов юридической ответственности медицинских работников оправдано, поскольку административные и дисциплинарные проступки создают условия для возникновения имущественных и уголовных правонарушений. В этой связи, раскрытие основных особенностей административного и трудового законодательства, применительно к правонарушениям медицинских работников, необходимо и актуально. Рассмотрение в едином блоке административных и дисциплинарных правонарушений объясняется тем, что они, нередко, сочетаются в одном правонарушении. Нарушение административного права может сочетаться с дисциплинарным нарушением. В таком случае, ответственность медицинских работников может наступать или по нормам только одного законодательства, или одновременно по административному и трудовому законодательству.

Административная ответственность медицинских работников. Особенностью отечественного здравоохранения на протяжении советского периода истории было управление, которое осуществлялось в рамках командно-административной системы. При этом наказание медицинских работников при совершении неправомерных действий ограничивались, нередко, привлечением их к административной ответственности. Современные условия развития здравоохранения в России, когда создана нормативно-правовая база медицинской деятельности, формируется медицинское право, - свидетельствуют о значимости административного права и административно-правовой ответственности в качестве действенного средства регламентации сферы охраны здоровья граждан.

Следует заметить, что регулируемые административным правом общественные отношения являются отношениями граждан и власти. Это означает, что в этих отношениях всегда присутствует субъект, который представляет интересы государства, т.е. публично-правовые интересы. Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления (в сфере исполнительной власти), что позволяет считать синонимом административного права термин "управленческое право". Между управляющими и управляемыми субъектами в системе административного права нет отношений равенства, свойственных гражданско-правовому регулированию, стороны управленческих отношений не находятся на одном правовом уровне, т.е. они в юридическом смысле не равны.

Административная ответственность медицинского работника - это частный вариант юридической ответственности, наступающий в случае совершения правонарушения, предусмотренного административным законодательством.

Для понимания роли и значения данного вида ответственности медицинских работников, приведем общие принципы административной ответственности.

1. Административная ответственность наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления. Перечень областей применения, так и самих правонарушений приведен в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП) (с изменениями и дополнениями)

Для медицинских работников наибольшее значение имеют административные правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемическое благополучие населения.

2. Административная ответственность распространяется как на физических, так и на юридических лиц, действующих в регулируемой правилами области, вне зависимости от формы собственности, ведомственной принадлежности.

3. Меры административной ответственности применяются специальными субъектами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. Меры административной ответственности применяются в соответствии с особым процессуальным порядком - производством по делам об административной ответственности.

5. Административная ответственность непосредственно выражается в применении к лицам, совершающим правонарушение, административных наказаний

Административными правонарушениями, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях, и являющимися наиболее значимыми для сферы медицинской деятельности, являются:




отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);

незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством) (ст. 6.2);

нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1);

заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9).

Действующий КоАП определяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2.):

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Характерно, что в отношении юридического лица (медицинского учреждения) могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4 и 9.

Как положительную динамику следует отметить изменение административного законодательства относительно регулирования актуальных проблем медицинской деятельности. Ранее действовавший Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в статьях 42-45 затрагивал вопросы нарушения санитарно-гигиенических правил и норм, незаконного оборота наркотических средств и сокрытия источника заражения венерической болезнью. Выделение отдельной главы, посвященной административным правонарушениям, посягающим на здоровье - безусловный шаг вперед. Следует надеяться, что это послужит основой для улучшения, как правового обеспечения медицинской деятельности, так и функционирования всей системы охраны здоровья граждан.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников наступает при нарушении требований трудового законодательства. Нормативно-правовую базу дисциплинарной ответственности медицинских работников составляют:

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (ТК РФ);

- Коллективный (трудовой) договор в конкретном учреждении здравоохранения.

Действовавший ранее Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" признан утратившим силу, в соответствии с ч. 2 статьи 2 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Дисциплинарная ответственность медицинского работника - это частный вариант юридической ответственности, наступающей в случае нарушения медицинским работником трудовых обязанностей. Следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о нарушении трудовых обязанностей медицинского работника. Как следует из статьи 419 ТК РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Важно определить, что именно относится к категории нарушений трудового законодательства РФ. Ответ на данный вопрос может быть получен при анализе прав и обязанностей медицинского работника перед работодателем.

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) (ст. 21 ТК РФ).

В этой связи за несоблюдение любой из перечисленных обязанностей медицинский работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Противоправным является такое поведение (т.е. действие или бездействие) работника, которое не соответствует установленным правилам поведения. Например, опоздание на работу, прогул, появление на работе в состоянии опьянения. В равной мере противоправными являются отказ от исполнения законного распоряжения руководителя учреждения здравоохранения (работодателя), несоблюдение правил работы на соответствующем оборудовании, правил хранения сильнодействующих, ядовитых, наркотических средств и т.д.

Не может быть рассмотрено в качестве основания для наложения дисциплинарного взыскания невыполнение трудовых обязанностей медицинским работником при отсутствии: необходимого медицинского оборудования, соответствующих условий для работы, достаточной квалификации.

При иных принципах трудовых взаимоотношений, ответственность за решение финансовых, организационных и других проблем отечественного здравоохранения может быть возложена не на органы управления здравоохранением, а на отдельных медицинских работников.

Накоплен значительный международный опыт дисциплинарно-правового регулирования медицинской деятельности. Так, например, в некоторых зарубежных странах дисциплинарные взыскания на медицинских работников налагаются профессиональными ассоциациями, в уставах и правилах которых предусмотрены соответствующие функции. В качестве мер, применяемых к нарушителям, выделяют выговор, штраф, временное запрещение занятия медицинской практикой, лишение права осуществления медицинской деятельности.

Особенностью правового положения медицинских работников в аспекте анализа специфической дисциплинарной ответственности является их двойной статус - как работников конкретного медицинского учреждения (типичные отношения работника и работодателя) и как представителя медицинской профессии, т.е. лица, обязанного, в соответствии с законом, оказывать медицинскую помощь в любом месте, в любое время и в любых условиях. Таким образом, профессиональные обязанности медицинских работников гораздо шире, чем их трудовые обязанности, выполняемые по месту трудовой деятельности.

Действующий Трудовой кодекс РФ в статье 350 предусматривает особенности регулирования труда медицинских работников. Для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников может быть еще короче. Данные положения сформулированы Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.), в котором установлены следующие варианты продолжительности рабочего времени отдельных категорий медицинских работников, в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности:

- 36 часов в неделю (например, врач и средний медицинский персонал инфекционной больницы);

- 33 часа в неделю (например, врач, проводящий исключительно амбулаторный прием);

- 30 часов в неделю (например, врач, работающий в противотуберкулезном учреждении здравоохранения);

- 24-часовая рабочая неделя установлена для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения может быть увеличена до 8 часов в день и 39 часов в неделю (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа").

Законодатель выделяет три основных варианта дисциплинарных взысканий:

3. Увольнение по соответствующим основаниям.

Следует привести основные законодательно определенные (статья 193 ТК РФ) принципы наложения дисциплинарного взыскания применительно к сфере медицинской деятельности:

1. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме.

2. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

3. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

4. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.

5. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

6. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания.

7. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то примененные к нему меры дисциплинарного характера считаются снятыми, а работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Помимо автоматического снятия взыскания, работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и охарактеризуйте юридическую ответственность медицинских работников за профессиональное правонарушение.

2. Какие существуют виды ответственности медицинских работников за совершенные правонарушения. Какие из них встречаются чаще?

3. Какими причинами обусловлена значимость изучения вопросов уголовно-правовой ответственности медицинских работников? Что понимается под профессиональным медицинским преступлением?

4. Дайте характеристику крайней необходимости, как обстоятельству, исключающему преступность деяния в сфере медицинской деятельности.

5. Дайте характеристику обоснованному риску как обстоятельству, исключающему преступность деяния в сфере медицинской деятельности.

6. Приведите классификацию и назовите виды преступлений, за которые медицинские работники могут быть привлечены к уголовной ответственности.

7. Дайте определение и раскройте суть гражданско-правовой ответственности в сфере медицинской деятельности.

8. Что входит в условия наступления гражданско-правовой ответственности в сфере медицинской деятельности? Дайте краткую характеристику.

9. Какие различают виды вреда, как результата противоправных действий медицинских работников? Дайте краткую характеристику.

10. Что такое моральный вред? Назовите принципы компенсации морального вреда в сфере медицинской деятельности.

11. Дайте определение и охарактеризуйте административную ответственность медицинских работников. Назовите административные правонарушения, которые наиболее значимы в сфере медицинской деятельности.

12. Дайте определение и охарактеризуйте дисциплинарную ответственность медицинских работников. Назовите принципы наложения дисциплинарного взыскания в сфере медицинской деятельности.

Список рекомендуемой литературы

1. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. М.: Книга-сервис, 2002. С. 136-200

2. Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16 мая 2003 г. / Под общ. ред. д.ю.н. С.Г. Стеценко. М.: Издательская группа "Юрист", 2003. С. 12-114

3. Бердичевский Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушения профессиональных обязанностей. М.: Юрид. литер., 1970. 128 с.

4. Голубев К.И., Нарижний С.В. Компенсация морального вреда как способ защиты неимущественных благ личности. 2-е изд., доп. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001. 302 с.

5. Козьминых Е. Обязательства вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Росс. юстиция. 2001. N 2. С. 32-34

6. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. Учебное и практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1995. С. 130-171

7. Новоселов В.П. Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. С. 41-91

8. Панов А.В. О компенсации морального вреда // Здравоохранение. 2003. N 9. С. 69-74

9. Пищита А.Н. Юридические риски лекарственной терапии. М., РМАПО, 2010, 166 с.

10. Попов В.Л., Попова Н.П. Правовые основы медицинской деятельности: Справочно-информационное пособие. СПб.: Изд-во "Деан", 1999. С. 27-55

11. Рабец А.М. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998. 296 с.

12. Радченко М.В. Проблемы гражданской и уголовно-правовой ответственности за оказание медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности // Росс. юрид. журнал. 2001. N 2. С. 93-99

13. Савицкая А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов: "Выща школа", 1982. 196 с.

15. Стеценко С.Г. Проблемы юридического обеспечения медицинской деятельности // Вестник Российского нового университета. Серия "Юриспруденция". 2003. Вып. 1. С. 82-86

16. Урумбаева Л.Н. Ответственность медицинских работников за преступления, совершаемые в сфере здравоохранения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ташкент, 1999. 24 с.

17. Филатов В.Б., Решетников А.В. и др. Ответственность медицинских работников, связанная с их профессиональной деятельностью в контексте нового уголовного законодательства // Здравоохранение. 1999. N 1. С. 7-14

18. Хохлов В.В., Хозяинов Ю.А. Ответственность: медицинские правонарушения. Смоленск, 2000. С. 11-41

Медицинские и фармацевтические организации в процессе осуществления своей деятельности могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности (гражданско-правовой, уголовной, иной).

Административные правонарушения в сфере здравоохранения

За ряд правонарушений в сфере здравоохранения медицинские и фармацевтические организации привлекаются к административной ответственности, наступление которой предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях).

В настоящей статье проанализированы отдельные составы административных правонарушений (далее — АП) в сфере здравоохранения, указан вид административного наказания за них, а также уточнен круг лиц, наделенных полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о таких АП.

Административное правонарушение

Прежде чем перейти к анализу отдельных правонарушений в сфере здравоохранения, приведем понятие административного правонарушения вообще.

Административное правонарушение

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из определения АП, приведенного в КоАП РФ, можно выделить ряд признаков, присущих АП:

  • Противоправность действия/бездействия,
  • Вина лица, привлекаемого к ответственности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков АП, административная ответственность наступить не может.

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Лица, которые могут быть привлечены к административной ответственности

К административной ответственности за правонарушения в сфере здравоохранения могут быть привлечены:

Особенности привлечения к административной ответственности в отношении юридического лица

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Особенности привлечения к административной ответственности в отношении юридического лица

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной или иной (например, дисциплинарной или материальной) ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Стадии привлечения к административной ответственности

Процесс привлечения медицинской (фармацевтической) организации к административной ответственности состоит из нескольких взаимосвязанных стадий. Первая из них — возбуждение дела об административном правонарушении — по итогам которой оформляется протокол об административном правонарушении. Вторая стадия — рассмотрение дела об АП, по окончании которого лицом, рассматривавшим дело, выносится постановление по делу об АП.

Стадии привлечения к административной ответственности

По сути стадия рассмотрения дела об АП заключительная, но нередко лицо, привлеченное к ответственности, использует свое право на обжалование постановления, вынесенного по делу, или действий/бездействия должностных лиц. В таком случае стадию обжалования можно рассматривать в качестве третьей стадии производства по делу об АП.

Административное наказание

Административные наказания за правонарушения в сфере здравоохранения могут быть различными: предупреждение, административный штраф, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности (далее — АПД) и иные. Часть из этих наказаний может быть применена только в отношении физического лица (дисквалификация) или только в отношении юридического лица (АПД).

Административное наказание

Конкретный вид административного наказания избирается лицом, рассматривающим дело (судьей или должностным лицом органа надзора), исходя из возможных вариантов наказаний в рамках конкретной статьи КоАП РФ * .

* С 4 июля 2016 года административное наказание в виде административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства подлежит замене на предупреждение:

  • в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях;
  • если административное правонарушение совершено впервые;
  • если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • замена административного наказания может быть осуществлена при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, . а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административные правонарушения в сфере здравоохранения

Далее приводится таблица с указанием отдельных видов АП в сфере здравоохранения, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ.

В таблице сделан акцент на АП, административная ответственность за которые введена не так давно — с 1 января 2014 года.

хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих НС или ПВ

Читайте также: