Вид профилактики реализуемый в работе с осужденными в исправительном учреждении

Обновлено: 13.05.2024

Данилин Евгений Михайлович, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников УИС Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент.

Давыдова Надежда Васильевна, старший научный сотрудник Центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников УИС Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат медицинских наук.

Дикопольцев Дмитрий Евгеньевич, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников УИС Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат психологических наук.

В статье рассматривается проблема организации и содержания социальной работы с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: осужденные-инвалиды, социальная работа, технические средства реабилитации, архитектурные барьеры, общеобразовательное обучение, трудовая адаптация, социальное сопровождение.

Social Work with Disabled Prisoners Serving Sentences in Correctional Facilities

E.M. Danilin, N.V. Davydova, D.E. Dikopoltsev

Danilin Evgeniy M., Leading Research Scientist of the Centre for Study of Execution of Criminal Sentences and Psychological Support for Professional Activities of Penal Enforcement System Officers of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor.

Davydova Nadezhda V., Senior Research Scientist of the Centre for Study of Execution of Criminal Sentences and Psychological Support for Professional Activities of Penal Enforcement System Officers of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Medical Sciences.

Dikopoltsev Dmitry E., Leading Research Scientist of the Centre for Study of Execution of Criminal Sentences and Psychological Support for Professional Activities of Penal Enforcement System Officers of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Psychological Sciences.

The problem of organization and content of social work with prisoners with disabilities, serving sentences in correctional institutions of the penal system.

Key words: prisoners with disabilities, social work, rehabilitation equipment, architectural barriers, general education, occupational adaptation, social support.

Исправление осужденных и возвращение их в общество полноценными гражданами является одной из основных задач уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Осужденные-инвалиды, учитывая их физическое состояние и ограниченные возможности, приобретают особый статус, требуют к себе пристального внимания как со стороны государства, общества, так и администрации исправительного учреждения (далее - ИУ).

Регламентируя основные задачи социальной политики в отношении инвалидов, признавая важность и актуальность в разных странах мира проблемы соблюдения прав и законных интересов инвалидов, Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию "О правах инвалидов" (2006 г.) . Исходя из содержания ст. 4 Конвенции государства-участники "обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами, без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности". Специальное положение (ст. 14) относится к осужденным-инвалидам: "Государства-участники обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими полагались гарантии, согласующиеся с международным правом, правами человека, и чтобы обращение с ними соответствовало целям и принципам настоящей Конвенции, включая обеспечение разумного приспособления".

Конвенция о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в силу 3 мая 2008 г.

С 2008 г. Россия присоединилась к данной Конвенции, взяв на себя обязательство выполнять ее положения, отраженные в отечественном законодательстве. Так, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее - УИК РФ) для осужденных-инвалидов, содержащихся в местах лишения свободы, установил льготы и социальные гарантии, заключающиеся в порядке отбывания наказания, привлечения их к труду, обеспечения питанием, одеждой и обувью, приобретения предметов первой необходимости, организации общеобразовательного и профессионального обучения, а также направления этих лиц по их просьбе в дома инвалидов .

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ.

Понятие "инвалид" сформулировано в ст. 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. Здесь говорится: "Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" . Однако в настоящее время понятие "инвалид" все чаще заменяется на "человек с ограниченными возможностями".

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Ст. 1.

В ИУ отбывают наказание осужденные-инвалиды по зрению, слуху, с ампутированными конечностями, а также по общим и профессиональным заболеваниям . Они нуждаются в постоянном внимании и помощи - медицинской, социальной, психологической. По состоянию на 1 января 2016 г. в ИУ отбывают наказания 20 675 осужденных-инвалидов (3,2% от общего количества осужденных) . Из них - инвалиды I группы составили 2,93%, II группы - 43,30%, III группы - 53,77%.

Статья М.В. Зейгер, Ф.С. Сафуанова "Актуальные проблемы определения меры недееспособности субъекта с психическим расстройством" включена в информационный банк согласно публикации - "Юридическая психология", 2014, N 2.

Зейгер М.В., Сафуанов Ф.С. Актуальные проблемы определения меры недееспособности субъекта с психическим расстройством // Юридическое образование и наука. 2014. N 1. С. 7 - 11.
Ковальчишина Н.И. Одиночество как форма социальной депривации сотрудников органов внутренних дел // Юридическая психология. 2010. N 3.
Статистическая форма 1-МЕД. Итоговые данные за 2015 год.

Социальная работа с осужденными-инвалидами представляет собой комплексную (многоаспектную) деятельность, ориентированную на решение их жизненных проблем. Социальный работник ИУ является посредником между осужденным-инвалидом и различными социальными институтами (государственными учреждениями социальной защиты населения, социального обеспечения и т.д.), сотрудниками всех служб учреждения, привлекаемыми к решению социальных проблем осужденного-инвалида в период отбывания наказания, а также после освобождения.

Основными направлениями социальной работы с осужденными-инвалидами являются:

  • социальная диагностика;
  • выявление степени ограничения их жизнедеятельности;
  • документирование, оказание им помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов;
  • оформление и получение различных социальных пособий и льгот, положенных данному лицу;
  • восстановление и поддержание социально полезных связей;
  • оказание помощи в повышении образовательного уровня и профессиональной подготовке;
  • обеспечение техническими средствами реабилитации и вспомогательными устройствами (протезы, слуховые аппараты, костыли и т.д.);
  • бытовое и трудовое устройство освобождаемых инвалидов.

Социальная диагностика осужденных-инвалидов. Как правило, осуществляется в период нахождения осужденного в карантинном помещении. Для этой цели рекомендуются следующие методы: ознакомление с личными документами осужденного; проведение диагностических бесед; анкетирование; переписка с заинтересованными органами и учреждениями, а также родственниками осужденных. Для установления контакта большое значение имеет первое знакомство с осужденным. Социальный работник совместно с медицинским работником в беседе с осужденным-инвалидом выясняет: состояние здоровья, группу инвалидности и наличие документов, подтверждающих ее, семейное положение, место жительства, наличие жилья, уровень образования и др. Таким образом, перед социальным работником стоит задача не просто собрать анамнез, но восстановить историю жизни осужденного-инвалида.

Социальное сопровождение осужденных. Эта работа заключается в консультировании осужденных по различным вопросам на всех этапах отбывания наказания, решении текущих бытовых проблем, информировании о предоставляемой в учреждении помощи, изменениях в законодательных документах. Получив информацию, социальный работник совместно с медицинским работником формирует план индивидуальной работы по сопровождению и реабилитации осужденного-инвалида.

Документирование осужденных. Это направление работы заключается в выяснении вопросов, связанных с наличием (или отсутствием) у них необходимых документов: паспорта, документов о продлении, изменении, снятии группы инвалидности; медицинских заключений; о перерасчете пенсии по инвалидности; праве на оформление жилья (в том числе оформление приватизации); социальном страховании и т.д. Документы, которые должны быть у осужденных, но по каким-либо причинам отсутствуют, необходимо восстановить или оформить за время пребывания в ИУ. Если в течение этого времени сделать это не удается, рекомендуется по крайней мере инициировать данный процесс и объяснить осужденному-инвалиду, в каких инстанциях, территориальных органах и учреждениях можно решить проблему получения тех или иных документов после освобождения.

Это направление работы предполагает активную деятельность социального работника за пределами ИУ во взаимодействии с заинтересованными территориальными службами.

Оформление различных социальных пособий и льгот. По прибытии осужденного-инвалида в ИУ социальные работники должны собрать информацию о его принадлежности к категории лиц, имеющих право на получение социальных пособий, льгот, пенсии по инвалидности и т.д. Но нередко, со слов осужденного, документы, подтверждающие вышеуказанные льготы, потеряны, не оформлены надлежащим образом или вообще не оформлялись. Необходимо выяснить у осужденного, что было предпринято для их оформления или хотя бы на каком этапе оно остановилось. В соответствии с этим социальный работник готовит письма в территориальные службы социальной защиты, здравоохранения, отделения Пенсионного фонда РФ. В дальнейшем он собирает необходимый пакет документов в разные инстанции для оформления льгот, пенсий и пособий.

Оказание помощи в повышении образовательного уровня и профессиональной подготовке. Как показали результаты исследования, до направления в ИУ 31,95% осужденных-инвалидов имеют только либо начальное, либо основное общее (неполное среднее) образование, а 28,47% - среднее профессиональное образование. В связи с этим возрастает социальная значимость приобретения в ИУ осужденными-инвалидами общего и профессионального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 108 и ч. 2 ст. 112 УИК РФ осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, профессиональное и общее образование получают по желанию. Учитывая данную законодательную норму сотрудникам ИУ необходимо работать по формированию подобного желания инвалидов.

Трудовое и бытовое устройство освобождаемых инвалидов. На заключительном этапе отбывания наказания (примерно за полгода до освобождения) начинается целенаправленная работа с конкретным осужденным-инвалидом по оказанию помощи в бытовом и трудовом устройстве.

В соответствии со ст. 180 УИК РФ и Приказом Минюста России от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" администрация ИУ обязана оказывать освобождающимся лицам содействие в бытовом и трудовом устройстве .

Приказ Минюста России от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы".

Подготовка на заключительном этапе отбывания наказания включает в себя:

  • проведение индивидуальных бесед с каждым осужденным с целью выяснения проблем с жильем, работой, жизненных планов;
  • проведение целенаправленных занятий в школе подготовки к освобождению;
  • получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им конкретной помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства.

За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу - администрация ИУ в органы внутренних дел по избранному осужденным-инвалидом месту жительства отправляет запрос о возможности проживания по указанному адресу. Уведомляются также органы местного самоуправления и Федеральной службы занятости по избранному месту жительства о предстоящем освобождении осужденного-инвалида, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях, состоянии здоровья. Полученные ответы доводятся до осужденного. В необходимых случаях администрации ИУ целесообразно вести переписку с родственниками осужденных на предмет их предполагаемого совместного проживания после освобождения.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному осужденным-инвалидом месту жительства администрация ИУ ставит об этом в известность освобождаемого и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других населенных пунктах.

С согласия осужденного-инвалида, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположено ИУ. Адреса домов-инвалидов и престарелых необходимо иметь сотрудникам ИУ.

По просьбе осужденных-инвалидов I и II группы, а также мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет администрация ИУ направляет в территориальный орган социальной защиты предполагаемого места жительства представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых (ст. 16 и 17 Приказа Минюста России от 13 января 2006 г. N 2) .

Там же. Ст. 16 и 17.

Кроме того, если инвалиду, освобождаемому из ИУ, негде жить, ему следует знать о возможности получения места в центре социальной адаптации. В России специализированных центров для инвалидов, освободившихся из мест лишения свободы, немного, но они есть. Их адреса должны быть у сотрудников ИУ.

Помещение в такой центр производится на основании личного письменного заявления, которое подается в территориальный орган социальной защиты населения (ст. 22 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов") .

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Ст. 22.

Теперь о документах, которые необходимо иметь осужденному-инвалиду перед освобождением из ИУ. В личном деле должны храниться:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (у тех, кто был трудоустроен);
  • полис обязательного медицинского страхования (если имелся до осуждения);
  • пенсионное удостоверение (у лиц пенсионного возраста и инвалидов);
  • справка МСЭ об инвалидности.

Осужденным-инвалидам, освобождаемым из ИУ, которым трудно самостоятельно добраться до места жительства, следует попросить родственников или знакомых о сопровождении. Если такой возможности нет - обязанность администрации ИУ организовать сопровождение (ч. 5 ст. 181 УИК РФ).

Если у осужденного-инвалида нет одежды по сезону или средств на ее приобретение, администрация ИУ должна обеспечить ею перед освобождением (Приказ Минюста России от 13 января 2006 г. N 2). Этим же Приказом предусматривается обеспечение продуктами питания на время проезда к месту жительства. Сотрудникам ИУ перед освобождением осужденного-инвалида следует обязательно проверить рабочее состояние технических средств реабилитации и вспомогательных устройств, принадлежащих инвалиду. Обнаруженные неполадки следует устранить заранее, прибегая к помощи специалистов.

Проводимая социальная работа позволяет решить многие вопросы в отношении осужденных-инвалидов, самое главное - подготовить этих лиц к освобождению и сформировать у них осознание полноценности жизни и деятельности.

Литература

  1. Конвенция о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в силу 3 мая 2008 г.
  2. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Ст. 22.
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Ст. 2.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ.
  5. Приказ Минюста России от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы".

Статья М.В. Зейгер, Ф.С. Сафуанова "Актуальные проблемы определения меры недееспособности субъекта с психическим расстройством" включена в информационный банк согласно публикации - "Юридическая психология", 2014, N 2.

  1. Зейгер М.В., Сафуанов Ф.С. Актуальные проблемы определения меры недееспособности субъекта с психическим расстройством // Юридическое образование и наука. 2014. N 1. С. 7 - 11.
  2. Ковальчишина Н.И. Одиночество как форма социальной депривации сотрудников органов внутренних дел // Юридическая психология. 2010. N 3.
  3. Организация работы с осужденными: Сборник методических рекомендаций / Е.М. Данилин, Н.В. Давыдова и др. М.: Изд-во ФКУ НИИ ФСИН России, 2013. С. 74 - 75.
  4. Статистическая форма 1-МЕД. Итоговые данные за 2015 год.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Разъясняет помощник Магнитогорского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мамыкин С.А.

Основная роль в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы возлагается на исправительные учреждения, в которых они отбывают наказание.

Одной из основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Ресоциализация – это комплексные мероприятия воспитательного, психологического, нравственного, социально-экономического, правового характера, осуществляемые сотрудниками исправительного учреждения с осужденными перед их освобождением из мест лишения свободы, в целях их реитгеграции в обществе. Процесс ресоциализации осужденных направлен на их скорейшее возвращение в социум, приобретения ими новых специальностей, профессий, навыков, необходимых для жизни в обществе, соблюдение установленных законодательством норм и правил.

Подготовка осужденных к освобождению прежде всего включает в себя разностороннее изучение личности, в том числе содержание интересов, уровня развития, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого.

Освобождение от отбывания наказания затрагивает также интересы его родственников, исправительного учреждения и общества в целом, так как от подготовки осужденного к дальнейшей жизни на свободе зависит его поведение на свободе, что в конечном итоге, в том числе, сказывается и на состояние рецидивной преступности.

Организация и осуществление мероприятий по ресоциализации осужденных возлагается на сотрудников воспитательных и психологических отделов, группы социальной защиты, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления, федеральную службу занятости, правоохранительные органы по месту избранного жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.

В исправительных учреждениях планируются и проводятся круглые столы с приглашением представителей правоохранительных органов и центров занятости населения, на которых обсуждаются вопросы правопослушного поведения после освобождения, предоставляется перечень организаций с указанием востребованных в регионе специальностей, наличие свободных для трудоустройства мест.

С осужденными организуются занятия в школе подготовки осужденных к освобождению, где рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей, трудового и бытового обустройства, планирования личной жизни, иные жизненные проблемы с которыми они могут столкнуться после освобождения. Проводятся разнообразные социальные и социально-психологические тренинги, способствующие исправлению осужденных и их дальнейшей социальной адаптации, снижению чувства тревоги, неуверенности в себе, которые они испытывают в связи с предстоящим освобождением.

Во исполнение требований статьи 181 УИК РФ администрациями исправительных учреждений освобожденные обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета, им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правильно и грамотно организованная работа сотрудников исправительного учреждения и иных государственных органов, по ресоциализации осужденных способствует их дальнейшей социальной адаптации после освобождения в обществе, восстановлению или созданию социально-полезных связей, трудоустройству, отречению от криминальной субкультуры и вхождению в правопослушную социальную среду.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

26 мая 2021, 09:03

Ресоциализация осужденных освобождаемых из мест лишения свободы (Магнитогорская прокуратура за соблюдением законов в исправительных учреждениях)

Разъясняет помощник Магнитогорского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мамыкин С.А.

Основная роль в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы возлагается на исправительные учреждения, в которых они отбывают наказание.

Одной из основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Ресоциализация – это комплексные мероприятия воспитательного, психологического, нравственного, социально-экономического, правового характера, осуществляемые сотрудниками исправительного учреждения с осужденными перед их освобождением из мест лишения свободы, в целях их реитгеграции в обществе. Процесс ресоциализации осужденных направлен на их скорейшее возвращение в социум, приобретения ими новых специальностей, профессий, навыков, необходимых для жизни в обществе, соблюдение установленных законодательством норм и правил.

Подготовка осужденных к освобождению прежде всего включает в себя разностороннее изучение личности, в том числе содержание интересов, уровня развития, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого.

Освобождение от отбывания наказания затрагивает также интересы его родственников, исправительного учреждения и общества в целом, так как от подготовки осужденного к дальнейшей жизни на свободе зависит его поведение на свободе, что в конечном итоге, в том числе, сказывается и на состояние рецидивной преступности.

Организация и осуществление мероприятий по ресоциализации осужденных возлагается на сотрудников воспитательных и психологических отделов, группы социальной защиты, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления, федеральную службу занятости, правоохранительные органы по месту избранного жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.

В исправительных учреждениях планируются и проводятся круглые столы с приглашением представителей правоохранительных органов и центров занятости населения, на которых обсуждаются вопросы правопослушного поведения после освобождения, предоставляется перечень организаций с указанием востребованных в регионе специальностей, наличие свободных для трудоустройства мест.

С осужденными организуются занятия в школе подготовки осужденных к освобождению, где рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей, трудового и бытового обустройства, планирования личной жизни, иные жизненные проблемы с которыми они могут столкнуться после освобождения. Проводятся разнообразные социальные и социально-психологические тренинги, способствующие исправлению осужденных и их дальнейшей социальной адаптации, снижению чувства тревоги, неуверенности в себе, которые они испытывают в связи с предстоящим освобождением.

Во исполнение требований статьи 181 УИК РФ администрациями исправительных учреждений освобожденные обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета, им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правильно и грамотно организованная работа сотрудников исправительного учреждения и иных государственных органов, по ресоциализации осужденных способствует их дальнейшей социальной адаптации после освобождения в обществе, восстановлению или созданию социально-полезных связей, трудоустройству, отречению от криминальной субкультуры и вхождению в правопослушную социальную среду.

За время функционирования исправительно - трудовой (уголовно - исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально - экономических, политических, государственно - правовых, нравственно - этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно - исполнительной системы , внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально - ресурсного обеспечения УИС.

Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.

Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС , которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.

Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

2. Цель и задачи подготовки Концепции

Целью Концепции является дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.

Задачами Концепции являются:

- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы;

- воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально - педагогической запущенности осужденных;

- педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осужденными;

- создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения;

- сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов;

- усиление воспитательной направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта;

- развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИС посредством широкого участия осужденных в самодеятельных организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении культурных и спортивно - оздоровительных мероприятий, создании кружков и клубов по интересам;

- направление потенциала всех сотрудников учреждений УИС на осуществление непрерывного психолого - педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой, творческой.

3. Основные направления совершенствования

3.1. Совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными:

- разработка и внесение предложений о законодательном закреплении понятия "воспитательная работа", а также принципов ее организации и проведения в учреждениях УИС;

- совершенствование нормативно - методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации;

- изучение целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих "степень исправления" осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса.

3.2. Гуманизация условий отбывания наказания:

- обеспечение социально - правовой и социально - психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки;

- создание необходимых материальных и социально - бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проведения с ними воспитательной работы;

- расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных;

- обеспечение реальных условий для общения осужденных с представителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправительных учреждений в местной печати, программах радио и телевидения;

- создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;

- обеспечение педагогически целесообразных условий для стимулирования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмотренных законом.

3.3. Психолого - педагогическое обеспечение воспитательной работы:

- развитие психологической службы УИС, совершенствование ее организационно - штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров;

- создание региональных базовых психологических лабораторий с функциями методического и информационного обеспечения деятельности функциональных служб территориальных органов УИС, организация надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;

- разработка и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;

- оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;

- разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации.

3.4. Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы:

- обеспечение комплексного подхода к планированию воспитательной работы;

- организация в учреждениях УИС нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных;

- использование различных форм проведения воспитательных мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных) и соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения, стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.);

- реализация целенаправленного психолого - педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий;

- организация полезной деятельности осужденных в различных сферах (труд, учеба, досуг, работа в самодеятельных организациях);

- формирование нравственно - правовых отношений в среде осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг на друга;

- формирование уважительных взаимоотношений между осужденными и сотрудниками УИС в направлении отношений партнерства;

- организация самовоспитания осужденных, развитие самодеятельных начал управления;

- поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать на них позитивное воздействие;

- оказание содействия в восстановлении социально полезных связей осужденных;

- привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей и служб учреждений УИС, представителей общественности;

- использование в воспитательной работе с осужденными положительного влияния режимных требований;

- сбор, систематизация и распространение положительного опыта воспитательной работы.

3.5. Совершенствование управления отрядной системой в исправительных учреждениях:

- дальнейшее развитие организационно - управленческих структур отрядной системы, повышение роли отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их полезной занятости, подготовке к освобождению;

- педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с осужденными;

- развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни, внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нем);

- укрепление материальной базы отрядов и обеспечение необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием, техникой, спортинвентарем.

3.6. Укрепление взаимодействия учреждений УИС с общественностью:

- привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.);

- привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

- содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;

- развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;

- налаживание отношений центрального и территориальных органов УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе совершенствовании воспитательной работы с осужденными.

3.7. Дифференциация воспитательной работы с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений УИС, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на:

- осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- осужденных женского пола;

- осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима;

- осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;

- осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения, и т.д.);

- осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах;

- осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

4. Использование в воспитательной работе

возможностей общеобразовательного и профессионального

Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии, другие современные средства и формы обучения.

Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

Представляется также целесообразным:

- обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания;

- организация системы профинформации и профориентации в учреждениях УИС для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения.

5. Кадровое и материально - ресурсное обеспечение

воспитательной работы в учреждениях УИС

Для реализации изложенных в Концепции требований необходимо:

- создание системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе ведомственных и региональных образовательных учреждений;

- обеспечение специализированной пенитенциарной (послевузовской) подготовки сотрудников учреждений УИС, занимающих должности воспитателей, психологов, начальников отрядов, социальных работников, и их трудоустройства строго с учетом специальности;

- организация в учреждениях УИС обучения сотрудников по психолого - педагогической проблематике;

- стимулирование профессионального роста сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, путем введения категорий (квалификаций или классности), дифференциации оплаты труда.

Материально - ресурсное обеспечение воспитательной работы должно быть достаточным для реализации мер, предусмотренных настоящей Концепцией.

6. Основные этапы реализации Концепции

Период реализации Концепции (2000 - 2005 годы) состоит из трех основных этапов:

I этап (2000 - 2001 годы) - подготовительный;

II этап (2002 - 2003 годы) - основной;

III этап (2004 - 2005 годы) - заключительный.

На первом этапе разрабатывается и утверждается Концепция, готовятся методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными и учебное пособие для работников УИС (2000 год), а также типовые программы воспитательной работы с различными категориями осужденных (2001 год). В подготовке указанных документов участвуют сотрудники соответствующих управлений и отделов ГУИН, НИИ УИС, учебных заведений Минюста России.

На втором этапе осуществляется реализация в деятельности учреждений УИС типовых программ воспитательной работы, апробируются механизмы совершенствования управления отрядной системой в исправительных учреждениях, отрабатываются различные формы и методы исправительного воздействия на осужденных, вводятся в штаты учреждений УИС специалисты новой квалификации - социальные работники, подготавливаются основы для проведения воспитательной работы в условиях исполнения предусмотренных законом видов наказания (арест, ограничение свободы).

На третьем этапе закрепляются положительные результаты проверки основных положений Концепции, разрабатывается законодательная и ведомственная нормативная база, вносятся дополнения и изменения в действующее законодательство, готовятся выводы и заключения по итогам реализации Концепции, вырабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС.


Ресоциализация осужденных исправительных учреждений

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, предусматривается разработка механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в исправительное учреждение (далее - ИУ) уголовно-исполнительной системы в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации.

Социальная работа в период отбывания наказания направлена на выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи.

1. Начальный этап (пребывание осужденного в карантинном отделении ИУ, период адаптации к условиям отбывания наказания в ИУ, социальная диагностика).
2. Основной этап (решение индивидуальных социальных проблем, социальное консультирование, восстановление утраченных документов, восстановление и поддержание социально-полезных связей, оформление социальных пособий, оказание помощи в повышении образовательного уровня и профессиональной подготовки, содействие решению вопроса трудовой занятости).
3. Заключительный этап (подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, организация содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденного после освобождения).

Начальный этап отбывания наказания.

По прибытию осужденного в ИУ осуществляется его первичное обследование, формируется представление о нем: за что осужден, семейное положение, место жительства, наличие жилья, уровень образования, профессия, состояние здоровья и др. Для установления личного контакта большое значение имеет первоначальное знакомство с осужденным. Необходимо убедить осужденного в доброжелательном отношении к нему со стороны сотрудников ИУ и сформировать готовность правильно воспринимать социальные мероприятия, проводимые с ним в ИУ. Особое внимание должно обращаться на проблемы инвалидов, престарелых, пенсионеров, лиц, переведенных из воспитательных колоний, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних, лиц, больных неизлечимыми или хроническими болезнями, не имеющих определенного места жительства или утративших родственные связи, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

На момент обращения за социальной помощью многие осужденные фактически не понимают, в чем конкретно она будет заключаться, в какой последовательности и в течение какого периода она будет предоставлена. С этой целью необходимо им разъяснить полномочия и функции групп социальной защиты осужденных ИУ. Для оказания помощи, осуществления непрерывного социального сопровождения осужденного с момента его поступления и до освобождения из ИУ, а также для выявления лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработки индивидуальных программ по их сопровождению сотрудником группы социальной защиты осужденных проводятся следующие мероприятия:

диагностика социальных проблем осужденного (в т.ч. индивидуальные трудные жизненные ситуации, проблемы со здоровьем, отношение к льготным категориям граждан, утрата, разрушение социально-полезных связей, наличие образования и трудовой занятости и др.); установление наличия у осужденного необходимых документов (паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, полиса медицинского страхования, ветеранских удостоверений, др.); привлечение осужденного к деятельности по решению вопросов социальной направленности; помощь в адаптации осужденного к условиям изоляции, информирование об условиях, имеющихся в ИУ, предъявляемых требованиях, действующем законодательстве. Для осуществления социальной диагностики осужденных используются следующие методы: ознакомление с перепиской осужденного, с материалами личного дела (анализ документов); наблюдение; анкетирование; проведение бесед с осужденным, другими сотрудниками ИУ, родственниками и знакомыми осужденного, представителями общественных и религиозных организаций, с которыми контактировал осужденный.

Основной этап отбывания наказания.
На данном этапе сотрудником группы социальной защиты осужденных определяется оптимальный вариант дальнейшей работы с осужденным в условиях изоляции, создаются предпосылки для его успешной ресоциализации и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. По результатам диагностики на каждого осужденного заполняется социальная карта, разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать следующие разделы: краткое изложение социальных задач;формы и методы изучения личности, источники получения информации; перспективы развития личности (ожидаемый результат индивидуальной социальной работы) и пути их достижения;

промежуточный и конечный результаты.
Такая программа, как правило, должна составляться совместно с осужденным. При составлении программы должны учитываться рекомендации психолога, медицинского работника, учителя (преподавателя), иных сотрудников ИУ, а также представителей гражданского общества, членов семьи или близких родственников. Мероприятия, указанные в программе, должны быть конкретными и достижимыми. В ходе разработки индивидуальной программы сотрудник группы социальной защиты осужденных:
1) информирует о порядке законодательного регулирования тех или иных вопросов, связанных с оказанием индивидуальной помощи и решением имеющейся социальной проблемы;
2) разъясняет возможности сотрудников ИУ по оказанию индивидуальной социальной помощи осужденному; анализирует возможности внешних ресурсов, на которые может рассчитывать осужденный при получении социальной помощи, знакомит с этой информацией осужденного;
3) стимулирует осужденного на самостоятельное решение своих социальных проблем.

В соответствии с этим сотрудником группы социальной защиты осужденных готовятся запросы в территориальные службы социальной защиты, здравоохранения, отделы внутренних дел, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации для уточнения соответствующей информации. На основании поступивших сведений готовится необходимый пакет документов для направления в соответствующие инстанции для решения вопросов, связанных с обеспечением прав осужденного на получение социальных пособий и получения документов, удостоверяющих личность.

Данное направление работы предполагает активную деятельность сотрудника группы социальной защиты осужденных за пределами ИУ, осуществляемую во взаимодействии со сторонними заинтересованными социальными службами. Если в течение времени пребывания в ИУ вопрос по оформлению социальных пособий не был решен по независящим от администрации ИУ причинам, осужденному доводится информация в какие инстанции ему необходимо обратиться после освобождения из мест лишения свободы для оформления и получения указанных пособий.

Заключительный этап отбывания наказания.

В рамках занятий в школе большое внимание уделяется вопросам трудового и бытового устройства осужденных после освобождения. Сотрудником группы социальной защиты осужденных оказывается содействие осужденным, освобождающимся из ИУ, в вопросах организации трудового и бытового устройства.

В целях этого он: проводит беседы с каждым осужденным, в процессе которых выясняет, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, разъясняет ему целесообразность возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения; устанавливает при необходимости контакты с родственниками осужденных или иными лицами с целью подготовки семьи или иных лиц к его предстоящему освобождению из ИУ; разъясняет положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации; организует информирование осужденных о реальных потребностях в рабочей силе тех или иных предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности; рассматривает заявления и принимается соответствующие решения по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным; организует взаимодействие с органами местного самоуправления, федеральной службы занятости и органами внутренних дел по избранному осужденными месту жительства, попечительскими советами, иными общественными и религиозными организациями (объединениями), работодателями в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых.

Читайте также: