Входит ли в стаж работа в избирательной комиссии

Обновлено: 25.06.2024

Понятие гражданской службы появилось в отечественном законодательстве в 2004 году с принятием соответствующего закона № 79-ФЗ. Сделано это было в целях того, чтобы разграничить этот вид службы от работы в силовых ведомствах и вооруженных силах РФ.

Отныне правильно именовать эту службу государственной гражданской (далее также ГГС). И стаж работы на таких должностях позволяет гражданам претендовать на определенные привилегии. О правилах расчета этого стажа и льготах, на которые могут претендовать лица, имея за плечами определенную продолжительность несения службы, поговорим ниже.

Бесплатно по России

Стаж государственной гражданской службы – что это

Законодатель не дает четкого определения данного термина, предполагая его очевидность. Так, под ним следует понимать тот период времени, в течение которого гражданин осуществлял работу в качестве государственного служащего (далее также ГС).

А вот сама государственная служба определяется ч. 1 ст. 3 упомянутого закона 79-ФЗ: это вид госслужбы, призванной обеспечить исполнение государственных полномочий различными органами федерального и регионального уровня.

Какие привилегии дает

Стаж ГГС влияет на возникновение права получения некоторых гарантий и льгот, предусмотренных законодательством в отношении данной категории работников.

В числе таких привилегий:

  • право на государственное пенсионное обеспечение (ежемесячные денежные выплаты за выслугу лет до наступления общего пенсионного возраста при наличии стажа ГГС в 20 лет с 2026 года или доплата к общей страховой пенсии);
  • получение надбавки в составе ежемесячного денежного содержания ГС за стаж работы;
  • предоставление дополнительного ежегодного отпуска, продолжительность которого напрямую зависит от периода ГГС.

Внимание! Также федеральным законом, подзаконным актом или нормативным документом субъекта РФ могут быть установлены другие гарантии, предоставление которых привязано к определенной продолжительности несения государевой службы. Например, на федеральном уровне таковой в настоящее время выступает поощрение за безупречную и эффективную службу.

Требования к стажу

В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):

  • замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
  • несение воинской службы по контракту;
  • работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
  • непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
  • замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).

Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.

В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.

В частности, в их числе, помимо перечисленных:

  • периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
  • военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
  • работа в таможне, налоговой полиции;
  • служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
  • профсоюзная работа и др.

Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.

Важно! В указанном случае ГС может обратиться с заявлением к своему руководителю или в специальную комиссию по стажу, созданной при соответствующем органе, для зачета в период ГГС работы на иных должностях. В том случае, если качества, которые были приобретены по этому месту работы, потребовались ГС на службе, с точки зрения комиссии или работодателя, то она будет учтена.

Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете.

Исчисление стажа государственной службы

Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.

Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.

Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.

Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.

Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.


Список документов, необходимых для подтверждения стажа

Законодательство не приводит исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать ГГС, но содержит некоторые примеры.

В частности, таковыми документами могут служить:

  • трудовая книжка (по сути, основной документ);
  • трудовые и служебные контракты (договоры);
  • военный билет;
  • справки из военного комиссариата;
  • справочные документы из архивных организаций или от бывших работодателей и т.д.

Справка! В том случае, если в стаж ГГС включались иные периоды (до 5 лет), то необходимо сохранить решение соответствующей комиссии или руководителя органа, уполномоченного на принятие решения.

Резюмируя, отметим, что продолжительность ГГС напрямую влияет на возникновение у служащих права на получение целого ряда гарантий и льгот. Для получения льготного пенсионного обеспечения, дополнительных трудовых гарантий, связанных с размером денежного содержания и продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска, необходимо иметь определенный стаж.

В зависимости от вида доп. гарантий подтверждение его продолжительности может осуществляться различными документами, включая трудовую книжку, трудовые контракты, решения соответствующих комиссий и органов и зачете периода работы в стаж ГГС и др.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи:


Страховой стаж (выработка) — это время, когда за гражданина производились пенсионные отчисления. Основное его значение в том, что он влияет на формирование пенсионных отчислений (сейчас минимум для назначения пенсии — 15 лет).

Пенсионное законодательство постоянно меняется, но новый закон не может ухудшать положение гражданина. По действующему ранее закону, время обучения учитывалось при назначении пенсионного обеспечения, по действующему сейчас — нет. Поэтому входит ли в стаж учеба в институте зависит от того, на какой период она пришлась.

Включают ли учебу в общий трудовой стаж

До 1992 года пенсии назначались на основании постановления Совета министров СССР № 590 от 03.08.1972, с 1992 до 2002 — по закону о пенсиях № 340-I от 20.11.1990. В соответствии с этими законодательными актами, годы учебы входят в общий трудовой стаж, если гражданин получал образование в высших и средних специальных учебных заведениях.

В 2015 законодательство опять поменялось. Вступил в действие ФЗ № 400, принятый еще 28.12.2013 и действующий по сей день. Он увеличил количество периодов, засчитываемых в трудовую выработку, но период получения образования в него не вошел.

В соответствии со ст. 11 нового 400-ФЗ, в страховую выработку входят периоды:

  • службы в армии;
  • получения пособия по безработице или нетрудоспособности;
  • ухода за малолетним ребенком, не достигшим полутора лет;
  • ухода за инвалидом, престарелым гражданином старше 80 лет, ребенком-инвалидом;
  • необоснованного содержания под стражей;
  • проживания вместе с супругом-военнослужащим (или супругой-военнослужащей) в местности, где не представилось возможности осуществлять рабочую деятельность;
  • проживания с супругом, супругой за границей.

По законодательству получается, и это указано в п. 8 ст. 13 400-ФЗ, что учеба входит в стаж для пенсии, если она осуществлялась до 2002 года. Под этим термином понимается получение знаний в средних и высших учебных заведениях.

В техникуме

Из системного толкования норм законодательства получается, что ответ на вопрос, входит ли учеба в техникуме в стаж работы, зависит от времени прохождения обучения в этом среднем образовательном заведении. Период до 2002 включается, после — уже нет. Смена наименования с техникума на колледж не имеет значения.

В вузе

По советскому законодательству, учеба в вузе входит в трудовой стаж, по новому российскому — в страховой нет. Если студент обучается на заочном отделении, работает в свободное от получения знаний время (по трудовому договору или в качестве ИП) и за него производятся отчисления или он сам их производит, эти периоды включаются в выработку.

В аспирантуре и интернатуре

Послевузовское образование в виде аспирантуры по новому законодательству не учитывается, а в советское время учитывалось. Интернатура — это специализация в медицинской организации после получения высшего образования. Интернам выплачивается заработная плата, этот период включается в страховую выработку.

Когда засчитают время обучения

Вуз, техникум, аспирантура принимаются во внимание при назначении пенсии, училище входит в трудовой стаж для пенсии, но не школьные годы, обучение в общеобразовательной школе никогда в выработку не включалось. И они засчитываются только при прохождении обучения до 2002 года.

Исключение составляют случаи, когда студент осуществлял трудовую деятельность в свободное от занятий время.

По советскому законодательству, профессиональное образование приравнивалось к этим видам образования, поэтому ответ на вопрос, входят ли курсы в пенсионный стаж, положительный, если они пройдены до 2002 и касались профессионального обучения (повышение квалификации и т. д.).

Студент работает или платит взносы самостоятельно

На основании ст. 11 400-ФЗ, период трудовой деятельности или иной деятельности, когда производилось отчисление пенсионных взносов, учитывается при назначении пенсионного обеспечения. Поэтому если студент работал или осуществлял предпринимательскую деятельность и платил взносы самостоятельно в период получения образования, учеба в университете входит в трудовой стаж и засчитывается Пенсионным фондом.

Обучение проходило в ведомственном вузе

На основании 342-ФЗ от 30.11. 2011, 53-ФЗ от 28.03.1998, приказа Минобороны РФ № 185 от 07.04.2015, зачисление в вузы МВД или МО фактически является поступлением на службу с подписанием контрактов.

Военнослужащий обучался в гражданском вузе

Вид учебного заведения не имеет значения, но учет производится по следующему принципу: два месяца обучения приравниваются к одному месяцу службы.

Ответ на вопрос, какая учеба входит в общий трудовой стаж, следующий: до 2002 года, если обучение проходило в университете, академии, вузе, училище, техникуме, аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

За стаж работы в бюджетных организациях с 01.01.2020 положена соответствующая надбавка. Как исчислить бюджетный стаж, какие периоды работы (службы) в него зачесть, а какие исключить, как произвести расчет надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и некоторые другие вопросы – рассмотрены в статье.

Размер надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и периоды работы (службы), в него засчитываемые

От стажа работы в бюджете зависит и размер надбавки за бюджетный стаж сотрудника (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27):

— от 5 до 10 лет — 15%;

— от 10 до 15 лет — 20%;

— от 15 лет и выше — 30%.

Для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, которым надбавка за стаж работы в бюджетных организациях исчисляется согласно постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 N 13.

Стаж работы в бюджетных организациях исчисляется в годах, месяцах и днях (п. 6 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

При этом в такой стаж засчитываются следующие периоды работы (службы) начиная с 19 сентября 1991 г. (п. 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13):

N п/п

Период работы

Важно!
Порядок исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) для работников бюджетных научных организаций определен Инструкцией о порядке исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) от 06.02.2018 N 6.
В стаж работы руководителей структурных подразделений, их заместителей и специалистов Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, для целей исчисления надбавки за стаж работы засчитываются периоды, определенные п. 8 Положения об условиях оплаты труда работников Департамента от 02.07.2019 N 445.

Как подтвердить стаж работы в бюджетной организации

Подтвердить стаж работы в бюджетных организациях можно трудовой книжкой, а если она отсутствует, то стаж подтверждается в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии (п. 7 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Обратите внимание!
Если на основании данных трудовой книжки невозможно установить, что организация является бюджетной, то зачет стажа работы в стаж работы в бюджетных организациях производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или исполкомов по месту расположения организации (п. 8 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

При этом до получения подтверждающих сведений о статусе бюджетной организации принимается период, исчисленный в бесспорном порядке (п. 9 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Кроме того, рекомендуется начать устанавливать периоды работы в бюджетной организации с уточнения стажа каждого работника в бюджетной организации. Законодательно определено, что максимальная надбавка установлена при стаже работы от 15 лет. Например, если человек на 1 января 2005 г. уже работал в бюджетной организации и статус организации не поменялся, значит ему положена максимальная надбавка 30% (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27).

То есть если сотрудник работает в бюджетной организации более 15 лет, то подтверждать иные периоды работы в бюджетных организациях нет необходимости, поскольку и так будет установлен максимальный размер надбавки.

Обратите внимание!
В случаях же, когда период работы, подлежащий зачету в стаж работы в бюджетных организациях, будет подтвержден документально соответствующим государственным органом после 1 января 2020 г., то впоследствии надбавка за стаж работы в бюджетных организациях подлежит пересчету за период начиная с 1 января 2020 г., независимо от даты представления подтверждающих документов (п. 10 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Об особенностях исчисления стажа при совместительстве, об отдельных надбавках, которые учитывают стаж работы в отрасли либо по специальности, а также о конкретных периодах работы (службы), засчитываемых в бюджетный стаж

В соответствии с частью 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации время привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.

Учет проработанного осужденными в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию исправительных учреждений и производится по итогам календарного года.

В общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду. При систематическом уклонении и отказе (два и более раз в течение месяца) ' • осужденного от выполнения трудовых заданий либо его отсутствии на рабочем месте в течение 3 часов подряд в смену соответствующий период времени (месяц или день) не включается в общий трудовой стаж.

Общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией исправительного учреждения, а при ликвидации последнего - вышестоящей организацией системы исполнения наказаний.

Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения по установленной форме.

Граждане, утратившие документы, подтверждающие время их работы в местах лишения свободы, имеют право на получение в исправительном учреждении справки о времени, включаемом в общий трудовой стаж для начисления пенсий.

В случаях, когда документы, подтверждающие время работы лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, не сохранились частично или полностью в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, произошедших в исправительных учреждениях, после освобождения таких лиц, администрация этих учреждений выдает по их запросу документы, подтверждающие время работы в исправительном учреждении, подготовленные на основании данных территориального информационно - вычислительного центра.

Время работы осужденных в местах лишения свободы свидетельскими показаниями не подтверждаются.

Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий только с 1 сентября 1992 года.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

20 августа 2015, 00:00

Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж

В соответствии с частью 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации время привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.

Учет проработанного осужденными в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию исправительных учреждений и производится по итогам календарного года.

В общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду. При систематическом уклонении и отказе (два и более раз в течение месяца) ' • осужденного от выполнения трудовых заданий либо его отсутствии на рабочем месте в течение 3 часов подряд в смену соответствующий период времени (месяц или день) не включается в общий трудовой стаж.

Общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией исправительного учреждения, а при ликвидации последнего - вышестоящей организацией системы исполнения наказаний.

Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения по установленной форме.

Граждане, утратившие документы, подтверждающие время их работы в местах лишения свободы, имеют право на получение в исправительном учреждении справки о времени, включаемом в общий трудовой стаж для начисления пенсий.

В случаях, когда документы, подтверждающие время работы лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, не сохранились частично или полностью в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, произошедших в исправительных учреждениях, после освобождения таких лиц, администрация этих учреждений выдает по их запросу документы, подтверждающие время работы в исправительном учреждении, подготовленные на основании данных территориального информационно - вычислительного центра.

Время работы осужденных в местах лишения свободы свидетельскими показаниями не подтверждаются.

Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий только с 1 сентября 1992 года.

Читайте также: