В своих педагогических трудах выступал в защиту детей детства считал что ребенок имеет право

Обновлено: 17.05.2024

Социальная педагогика - область педагогики, которая проводит исследования воздействия социальной среды на становление личности, разрабатывая комплекс мер по развитию личности в условиях конкретной социальной среды и развитию социализации человека. Хотите стать ещё более образованными в этой области или получить новые знания? Узнать, с чего и как всё начиналось и насколько важна социальная педагогика? Пройдите познавательный тест с ответами по истории социальной педагогики.

100 вопросов с ответами

  • 80-е годы XIX в.
  • 90-е годы XX в.
  • 90-е годы XIX в.
  • начале XXI века
  • 80-е годы XX в.

2. Определенное воспитание всех возрастных групп называется:

  • социальной педагогикой
  • социальной работой
  • социальным воспитанием
  • семейным воспитанием
  • свободным воспитанием

3. Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт называется:

4. Воспитание, осуществляемое обществом называется:

5. Раннехристианская педагогическая концепция предусматривала доминирование:

  • семейного воспитания
  • религиозного воспитания
  • свободного воспитания
  • семейно-религиозного воспитания
  • социального воспитания

6. Передача исторического опыта от поколения к поколению называется

  • Платон
  • Аристотель
  • Сократ
  • Плутарх
  • Демокрит

8. Считал, что воспитание должно быть по сущности христианское, а по форме семейное:

  • Аристотель
  • Григорий Богослов
  • Василий Великий
  • Иоанн Злотоуст
  • Платон
  • Платон
  • Сократ
  • Плутарх
  • Аристотель
  • Демокрит

10. Следует воспитывать просто образцовых и гармонично развитых людей, с которыми предстояло жить в реальном обществе считал:

  • Демокрит
  • Плутарх
  • Платон
  • Сократ
  • Аристотель
  • Иоанн Злотоуст
  • Григорий Палама
  • Василий Великий
  • Григорий Богослов
  • Платон

12. Целенаправленный организованный процесс по руководству становлением человеческой личности в онтогенезе называется:

13. Социальное наследование осуществляется в процессе:

14. Характер воспитания в начале первобытнообщинного строя был:

  • имущественный
  • правильного ответа нет
  • всеобщий
  • гендерный
  • сословный

15. Зачатки социальных, в том числе воспитательных механизмов зародились у:

16. Обряд посвящения во взрослую жизнь назывался:

17. Первые центры воспитания возникли в:

  • средневековье
  • новое время
  • конце рабовладельческого строя
  • первобытнообщинный строй
  • начале рабовладельческого строя

18. Первые центры воспитания назывались:

  • школа кифаристов
  • дом молодежи
  • школа-палестра
  • военная школа
  • школа писцов

19. Система целостного социального формирования индивида называется:

20. Воспитание воина было целью государственного воспитания:

  • в Риме
  • в Спарте
  • в Афинах
  • в Египте
  • в Индии

21. Принцип природосообразности в античности сформулировал: :

  • Платон
  • Аристотель
  • Сократ
  • Плутарх
  • Демокрит

23. Гармоническое развитие личности, формирование человека с прекрасной душой и совершенным телом было целью воспитания в:

  • Демокрит
  • Плутарх
  • Платон
  • Сократ
  • Аристотель
  • Аристотель
  • Хаммурапи
  • Конфуций
  • Плутарх
  • Платон
  • Платон
  • Аристотель
  • Демокрит
  • Сократ
  • Плутарх

28. Соотнеси авторов законов и названия государств, где их законы составляли свод правил жизни и воспитания детей.

  • Ликург → Спарта
  • Хаммурапи → Вавилон
  • Солон → Афины

29. Соотнесите качества, которые нужно было воспитывать у представителей определенных каст в Индии с названиями каст:

  • трудолюбие и терпение → вайшьи
  • чистоту и праведность → брахманы
  • покорность → шудры
  • мужество и смелость → кшатрии

30. Цель воспитания в Древней Греции:

  • физическое развитие;
  • умственное и нравственное развитие;
  • трудовая подготовка;
  • правильного ответа нет;
  • совершенство в ораторском искусстве.

31. В системе рыцарского воспитания Средневековья нашла отражение традиция:

  • античная
  • христианская
  • дохритстианская
  • превосходства
  • иезуитская

32. Он на первое место ставил воспитание по сущности христианское, а по форме семейное:

  • Григорий Палама
  • Иоанн Злотоуст
  • Василий Великий
  • Фома Аквинский
  • Григорий Богослов

33. Соотнесите названия трудов с именами их авторов:

34. Идеалом этой эпохи был человек образованный, просвещенный, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий:

  • Средневековья
  • Античности
  • Возрождения
  • Нового времени
  • Реформации

35. Кто является целью воспитания в педагогической системе Джона Локка?

  • всесторонне развитая личность;
  • общественный деятель;
  • человек-гражданин;
  • джентельмен;
  • трудовой человек.

36. Соотнесите авторов и их труды:

37. Соотнесите имена педагогов, мыслителей с той эпохой, в которой они жили

  • Средние века → Ф. Аквинский
  • Античный мир → Аристотель
  • Средневековый Восток → Авиценна
  • Возрождение → Э Роттердамский
  • Реформация → М. Лютер
  • Контрреформация → И.Лойола

39. В теории Дж. Локка основой воспитания является:

  • формирование потребностей;
  • формирование убеждений;
  • развитие умения убеждать;
  • формирование мировоззрения;
  • формирование привычек.
  • Дж. Локку
  • И.Песталоцци
  • А. Дистервегу
  • И. Герберту
  • Я.А. Коменскому

41. Джон Локк предлагал воспитывать джентельмена:

  • в общих школах
  • вне общества, на лоне природы
  • в закрытых школах-пансионах
  • в школах для благородных детей
  • в семье

42. Назовите главный педагогический труд Я.А.Коменского:

43. Понимал воспитание как социальный процесс, утверждая, что обстоятельства формируют человека, как впрочем, и он сам формирует обстоятельства:

  • И.Г. Песталоцци
  • П. Наторп
  • Ж.Ж. Руссо
  • Дж. Локк
  • Ф.А. Дистервег

44. Соотнесите правую и левую части:

  • Ж.Ж. Руссо
  • И.Г. Песталоцци
  • Ф.А. Дистервег
  • Дж. Локк
  • П. Наторп

46. Общественно воспитать ребенка – значит помочь ему усвоить социальное значение его поступков считал:

  • Я.А. Коменский
  • И.Г. Песталоцци
  • Ф.А. Дистервег
  • Дж. Дьюи
  • П. Наторп
  • Г. Гегель
  • И. Кант
  • Ф. Шлейермахер
  • А. Сен-Симон
  • Ш. Фурье
  • Ф. Шлейермахер
  • А. Сен-Симон
  • Г. Гегель
  • И. Кант
  • Ш. Фурье

49. Исходя из трех стадий развития воли, предлагал три типа социального воспитания:

  • Ж.Ж. Руссо
  • Ф.А. Дистервег
  • Дж. Локк
  • П. Наторп
  • И.Г. Песталоцци

50. Важнейшими принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность

  • И.Г. Песталоцци
  • Ж.Ж. Руссо
  • Ф.А. Дистервег
  • П. Наторп
  • Дж. Локк

51. Скаутизм возник в

  • В. Лай
  • Р. Штейнер
  • Р. Баден-Пауэл
  • Э. Дюркгейм
  • Э. Кей

53. Не заменяет воспитание в семье, школе, церкви, а лишь дополняет образовательные и воспитательные институты:

54. Социально-педагогические идеи и опыт социального воспитания в основанных им вальдорфских школах реализовывал:

  • Э. Кей
  • Р. Баден-Пауэл
  • В. Лай
  • Р. Штейнер
  • Э. Дюркгейм

55. Соотнесите авторов и их труды:

56. В русской общине был посредником между крестьянином и царем, стоял на страже народной нравственности, был опорой государства в борьбе с пьянством, развратом и смутой:

57. В церковно-приходской школе, в с. Татево Смоленской губернии создал новый тип школы:

  • Л.Н. Толстой
  • С.А. Рачинский
  • К.Д. Ушинский
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • Т. Никонов
  • И. Петерсон
  • Н. Богданов-Бельский
  • Д. Фаермарк
  • С.А. Рачинский

59. Оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения называется

60. Католический духовный орден, принимавший под свое покровительство найденышей и больных назывался:

  • сепулькринки
  • тринитарии
  • бегарды
  • бегинки
  • бенедиктианцы

61. Католический духовный орден, собиравший пожертвования для выкупа христиан, попавших в плен к мусульманам, назывался:

  • сепулькринки
  • тринитарии
  • бегарды
  • бегинки
  • бенедиктианцы

62. Соотнесите правую и левую части:

  • дитя → ребенок, вскармливаемый грудью
  • молодой → дети от 3 до 6 лет
  • чадо → с 7 до 12 лет
  • отрок → подросток 12 - 15 лет

63. У славян обычай детей знати до 7-8 лет отдавать на воспитание в другую семью называется

64. Военная подготовка подростков осуществлялась в специальных домах

  • И. Федоров
  • Я. Мудрый
  • В. Мономах
  • Ф. Ртищев
  • Н.Сорский

66. Собрание текстов воспитательной направленности, морально-нравственного содержания

67. Собрание текстов познавательной направленности

68. В Древней Руси использовались такие средства народной педагогики:

  • Ответ: (сказки, загадки, былины, песни, притчи и т. д. )
  • Поучение детям
  • Изборник 1076 г.
  • Гражданство обычаев детских
  • Домострой
  • Изборник 1073 г.

70. Обычай, ритуал, который совершали молодые люди для перехода из детства во взрослую жизнь называется

72. Сторонниками грекофильского образования были:

  • Е. Славинецкий и К. Истомин
  • С. Полоцкий и С. Медведев
  • И. Посошков и Ф. Прокопович
  • Нил Сорский и Ф. Ртищев
  • С. Полоцкий и Ф. Ртищев

73. В 1721 г. Дом сирот и бедных детей был открыт по инициативе: (уровень сложности 1)

  • Ф. Прокоповича
  • Ф. Ртищева
  • И. Посошкова
  • Екатерины II
  • Е.Р. Дашковой
  • Ф. Прокоповичем
  • Ф. Ртищевым
  • И. Посошковым
  • Екатериной II
  • В.Н. Татищевым
  • Петр I
  • В.Н. Татищев
  • Екатерины II
  • Ф. Прокоповича
  • Ф. Ртищева
  • Ф. Ртищева
  • В.Н. Татищев
  • И. Посошков
  • Петр I
  • Ф. Прокоповича
  • Н.И. Новиков
  • Ф. Ртищев
  • Е.Р. Дашкова
  • И. Посошков
  • Екатерины II
  • Ф. Ртищев
  • Екатерины II
  • Е.Р. Дашкова
  • Н.И. Новиков
  • В.Я. Стоюнин
  • Ф. Ртищев
  • В.Я. Стоюнин
  • Е.Р. Дашкова
  • Н.И. Новиков
  • И. Посошков
  • В.Я. Стоюнин
  • Е.Р. Дашковой
  • Ф. Ртищева
  • И. Посошков
  • Н.И. Новиков

81. В первой половине XIX в. возникают Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге)

82. Принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому был обязан своим возникновением

83. Мостики переброшенные из психической жизни в физическую называются

84. Соотнесите правую и левую части:

  • Л.Н. Толстой
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • П.Ф. Лесгафт
  • С.Т. Шацкий

86. Яснополянскую школу создал:

  • Л.Н. Толстой
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • П.Ф. Лесгафт
  • С.Т. Шацкий
  • Л.Н. Толстой
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • П.Ф. Лесгафт
  • С.Т. Шацкий

88. Рассматривали воспитание как социальное явление, подчеркивая зависимость его целей от общественного строя; как планомерное, целенаправленное воздействие, формирующее человека с коммунистическими взглядами, указывали на классовый и исторический характер воспитания:

  • Ответ: (представители марксистской теории воспитания А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский)

89. Главный идеолог Народного комиссариата просвещения, проводник идеи коммунистического воспитания молодого поколения

  • А.В. Луначарский
  • Н.К. Крупская
  • М.Н. Покровский
  • С.Т. Шацкий
  • П.П. Блонский
  • М.Н. Покровский
  • Н.К. Крупская
  • С.Т. Шацкий
  • А.В. Луначарский
  • П.П. Блонский
  • П.П. Блонский
  • А.В. Луначарский
  • Н.К. Крупская
  • М.Н. Покровский
  • С.Т. Шацкий

92. Наука о воспитании взрослых людей

94. Соотнесите авторов и их труды:

95. Проблема взаимоотношения личности и среды, индивидуума и социума заняла центральное место во взглядах

  • М.М. Рубинштейна
  • П.П. Блонского
  • С.Т. Шацкого
  • В.Н. Шульгина
  • Н.И. Поповой

96. Воспитание трактовал как систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы общества, как процесс социализации личности

  • П.П. Блонский
  • В.Н. Шульгин
  • С.Т. Шацкий
  • М.М. Рубинштейн
  • Н.И. Попова

97. Существенное влияние на становление социальной педагогики оказала наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка:

99. Соотнесите авторов и их труды:

100. Особая социально-демографическая группа детей, имеющих семью и оставшихся без попечения родителей по социально-экономическим, психолого-педагогическим, и другим причинам:

Во школе не было никаких уединенных мест или отдельных комнат, тем более не было столовой и спальни. Повседневная жизнь в школе Колетавомногомотличаласьотреалийсредневековойшколы.Основатель пытался облегчить мальчикам их тяжкий труд и перенес занятия на 7 утра. Уроки продолжались до 11 часов, затем двухчасовой перерыв на обед, потом занятия продолжались до 5 часов. В школе были запрещены телесные наказания. Дети должны усваивать знания без принуждения, наказаний и зубрежки – таков был основной педагогический принцип Колета. Он стремился создать в школе атмосферу высоконравственных отношений, воспитать в мальчиках тягу к самосовершенствованию путем подражания Христу и овладения культурным наследием древних.

Английские школы во многом близки итальянским, в них педагоги пытались воспитать одни и те же личностные качества у учеников, использовали схожие методы воспитания 48 .

§ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

ДЕЯТЕЛЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Педагогические идеи Эразма Роттердамского

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС: ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ.

Крупнейшим гуманистом эпохи Возрождения можно справедливо считать

Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского)

литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет

48 Васильева З. И., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли… С. 75–78.

Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма :

1. Людьми не рождаются, но делаются путем воспитания;

2. Человеком делает разум;

3. Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;

4. Выступал против всякого насилия и войн;

5. Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше,

если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;

6. Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное вос-

7. Важно физическое развитие.

Выступил на защиту ребенка, что явилось новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью.

Воспитание, по Эразму, является целью, обучение средством. Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование, каковым является, по его мнению, классическое образование, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребенку надо дать ранее научное образование. Начинать нужно с 3 лет.

Эразм Роттердамский рекомендовал обучать сначала языкам, к кото-

рым малый ребенок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишни сложными. Особое внимание при обучении детей, по мнению Эразма, нужно уделять тренировке памяти, так как от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении.

Эразм открыл для мира такое явление, как мир ребенка, мир детства. Многие педагогические взгляды Эразма были новаторскими и сохраняют значение по сей день. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики 49 .

Педагогические взгляды Франсуа Рабле

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: СОКОЛОВ П.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЯ С РЕАЛИСТИЧЕСКИМ ОТТЕНКОМ Ф. РАБЛЕ

Франсуа Рабле (1483–1553) родился в ма-

леньком городке Шинон в Турени. После по-

лучения начального образования, он поступает

сначала во францисканский, а потом опять в

бенедиктинский монастырь, где усердно пре-

дается филологическим занятиям. Уже будучи

мирским священником, Рабле изучает меди-

цину, не бросая и филологических занятии. В

1532 году он переселяется в Лион, где занима-

ется преподаванием медицины и издает свои

знаменитые сатирические романы «Гаргантюа

вают несколько изданий. Последние годы жиз-

ни он проводит священником близ Парижа.

Рабле о схоластических занятиях, учебе и воспитании

В своих сатирах Рабле жестоко нападает на схоластику: он высмеивает абсурдность, бесплодность и полную отрешенность от жизни схоластических занятий с кухонной латынью схоластиков, а равно высмеивает бестолковую схоластическую учебу и воспитание с невежественным пренебрежением к интересам физического здоровья.

Новые принципы образования по Рабле: жизненность и наглядность, сознательность и приятность в занятиях

Постановка воспитания Рабле имеет живое сходство с типом самоно- вейшихшкол,–школналонеприродыивобщениисприродой.Впротиво- положностьотвлеченнойшкольнойсхоластике,сегокнижнойбестолковой зубрежкой, Рабле рисует образование жизненное, обучение конкретное, – обучение не из книг, а из живого наблюдения действительности.

Наглядно изучается и математика, на разных комбинациях карт, а в

В противоположность бессмысленной схоластики, Гаргантюа с новым воспитателем все изучает сознательно и с пониманием.

Рабле о предметах образования

В этом разнообразии предметов, которые рекомендуются для изучения, сказывается почти общая характерная черта гуманистической педагогики. После средневекового однообразия занятий (которые исчерпывались тривиумом и квадривиумом), знакомство с классиками открывает новый мир разносторонних умственных интересов и познаний. Естественно, ум с жадностью хотел бы впитывать все открывавшееся ему разнообразие познаний.

Рабле о воспитании

На чем же должно покоиться нравственное развитие человека? В плане воспитания Гаргантюа и потом Пантагрюэля указаны две основы:

религия и весь нормальный, гигиенически-трудовой образ жизни , кото-

рым живет воспитанник. Религиозный элемент входит и в старое воспитание Гаргантюа, когда он ведет скотский образ жизни, но там он не имеет никакого значения и только профанируется соседством с пьянством

и обжорством. Напротив, в новом воспитании, в рамке гигиенической, здоровой и трудовой жизни, он сообщает питомцу спокойно-идеальное, умиротворяющее.

В нормально-гигиеническомобразежизни,которыйведетГаргантюа у нового воспитателя, Рабле усиленно подчеркивает необходимость физических упражнений и игр для питомца. Игры ведутся до обеда, а целый ряд физических упражнений – спустя несколько часов после обеда. В связи с физическими упражнениями, у Рабле мы находим и мысль о простом физическом труде для питомца. В дождливую погоду Гаргантюа со своим воспитателем, вместо обычных телесных упражнений, занимались домашними работами.

Само собой понятно, что при жизненных, наглядных, сознательных

и приятных учебных занятиях, и при здравом, религиозно-трудовом и гигиеническом воспитании, не представляется никакой нужды в жестокостях наказаний, и даже вообще в наказании.

Мишель Монтень: педагогические воззрения Мишель де Монтень (1533–1592), французский юрист, политик

и философ, занимавшийся проблемами морали, блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик.

Скептицизм Монтеня – нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления 51 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ДЖУРИНСКИЙ А. Н.

ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

– Природы, так что следует прививать детям уважительное отношении ко всему живому. В познании отдавал преимущество чувственному опыту.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ: БОГУСЛАВСКИЙ В. М.

МОНТЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

«Монтень ратует за подлинную науку, которая изучает не книги, а вещи, не поглощена пустыми рассуждениями, а опирается на опыт и на явственное, разумное объяснение фактов.

52 См.: Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей… С. 93–94

Эпикурейской является и этика Монтеня, устранявшая связь нравственности с религией и проникнутая буржуазным индивидуализмом. Для социальных взглядов Монтеня характерны провозглашение естественного равенства людей, критика сословных и национальных предрассудков.

Гуманисты раннего Возрождения, нападая на схоластику и осуждая комментирование канонизированных текстов, сами были поглощены филологическими изысканиями. Авторитет античных авторов был для них непререкаем.Вшколах,испытавшихнасебевлияниегуманистов,занятия сводились к изучению латыни, греческого языка и античной литературы. Важнейший порок этой системы Монтень усматривал в том, что она приучает некритически воспринимать чужие мысли, слепо следовать авторитетам. Такое образование тренирует память, но не развивает ум, учит цитировать, комментировать, но не учит мыслить. Это – книжное образование, чуждое реальной действительности, не дающее знаний, которые потребуются учащимся в практической жизни, и не воспитывающее их в нравственном отношении. Монтень считает, что образование должно развивать ум учащихся, самостоятельность его мысли, критическое отношение к любым взглядам и авторитетам. Самое главное – привить вкус и любовь к науке. Наставник не должен ничего вдалбливать ученику, а воспитывать в нем критическое отношение к изучаемому материалу, а также к самому себе.

Программа теоретического образования, предлагаемая Монтенем, включает физику и геометрию, которых в коллежах и университетах Франции в XVI в. не изучали, и требует освободить от схоластики преподавание всех предметов. Высоко оценивая образовательное и воспитательное значение истории, Монтень осуждает сведение изучения истории к усвоению дат и имен: пусть учитель «преподает юноше не столько

Добиваясь радикального изменения содержания работы школы, Монтень выступает против жестокости режима средневековых школ: «.

Педагогические идеи Монтеня оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли 53 .

Педагогические взгляды Томаса Мора

Mop Томас (1478–1535) – английский гуманист и политический деятель, один из основоположников утопического социализма. Учился в Оксфорде,гдесблизилсяскружкоманглийскихгуманистов.Многолетняя дружба связывала Томаса Мора с Эразмом Роттердамским. В 1494 оставил университет, занялся изучением права. В 1504 был избран в парламент, с 1529 – лорд-канцлер королевства. В 1535 за отказ дать присягу королю как главе церкви и за выступление в защиту верховной власти папы Мор был казнен.

Социальная педагогика - область педагогики, которая проводит исследования воздействия социальной среды на становление личности, разрабатывая комплекс мер по развитию личности в условиях конкретной социальной среды и развитию социализации человека. Хотите стать ещё более образованными в этой области или получить новые знания? Узнать, с чего и как всё начиналось и насколько важна социальная педагогика? Пройдите познавательный тест с ответами по истории социальной педагогики.

100 вопросов с ответами

  • 80-е годы XIX в.
  • 90-е годы XX в.
  • 90-е годы XIX в.
  • начале XXI века
  • 80-е годы XX в.

2. Определенное воспитание всех возрастных групп называется:

  • социальной педагогикой
  • социальной работой
  • социальным воспитанием
  • семейным воспитанием
  • свободным воспитанием

3. Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт называется:

4. Воспитание, осуществляемое обществом называется:

5. Раннехристианская педагогическая концепция предусматривала доминирование:

  • семейного воспитания
  • религиозного воспитания
  • свободного воспитания
  • семейно-религиозного воспитания
  • социального воспитания

6. Передача исторического опыта от поколения к поколению называется

  • Платон
  • Аристотель
  • Сократ
  • Плутарх
  • Демокрит

8. Считал, что воспитание должно быть по сущности христианское, а по форме семейное:

  • Аристотель
  • Григорий Богослов
  • Василий Великий
  • Иоанн Злотоуст
  • Платон
  • Платон
  • Сократ
  • Плутарх
  • Аристотель
  • Демокрит

10. Следует воспитывать просто образцовых и гармонично развитых людей, с которыми предстояло жить в реальном обществе считал:

  • Демокрит
  • Плутарх
  • Платон
  • Сократ
  • Аристотель
  • Иоанн Злотоуст
  • Григорий Палама
  • Василий Великий
  • Григорий Богослов
  • Платон

12. Целенаправленный организованный процесс по руководству становлением человеческой личности в онтогенезе называется:

13. Социальное наследование осуществляется в процессе:

14. Характер воспитания в начале первобытнообщинного строя был:

  • имущественный
  • правильного ответа нет
  • всеобщий
  • гендерный
  • сословный

15. Зачатки социальных, в том числе воспитательных механизмов зародились у:

16. Обряд посвящения во взрослую жизнь назывался:

17. Первые центры воспитания возникли в:

  • средневековье
  • новое время
  • конце рабовладельческого строя
  • первобытнообщинный строй
  • начале рабовладельческого строя

18. Первые центры воспитания назывались:

  • школа кифаристов
  • дом молодежи
  • школа-палестра
  • военная школа
  • школа писцов

19. Система целостного социального формирования индивида называется:

20. Воспитание воина было целью государственного воспитания:

  • в Риме
  • в Спарте
  • в Афинах
  • в Египте
  • в Индии

21. Принцип природосообразности в античности сформулировал: :

  • Платон
  • Аристотель
  • Сократ
  • Плутарх
  • Демокрит

23. Гармоническое развитие личности, формирование человека с прекрасной душой и совершенным телом было целью воспитания в:

  • Демокрит
  • Плутарх
  • Платон
  • Сократ
  • Аристотель
  • Аристотель
  • Хаммурапи
  • Конфуций
  • Плутарх
  • Платон
  • Платон
  • Аристотель
  • Демокрит
  • Сократ
  • Плутарх

28. Соотнеси авторов законов и названия государств, где их законы составляли свод правил жизни и воспитания детей.

  • Ликург → Спарта
  • Хаммурапи → Вавилон
  • Солон → Афины

29. Соотнесите качества, которые нужно было воспитывать у представителей определенных каст в Индии с названиями каст:

  • трудолюбие и терпение → вайшьи
  • чистоту и праведность → брахманы
  • покорность → шудры
  • мужество и смелость → кшатрии

30. Цель воспитания в Древней Греции:

  • физическое развитие;
  • умственное и нравственное развитие;
  • трудовая подготовка;
  • правильного ответа нет;
  • совершенство в ораторском искусстве.

31. В системе рыцарского воспитания Средневековья нашла отражение традиция:

  • античная
  • христианская
  • дохритстианская
  • превосходства
  • иезуитская

32. Он на первое место ставил воспитание по сущности христианское, а по форме семейное:

  • Григорий Палама
  • Иоанн Злотоуст
  • Василий Великий
  • Фома Аквинский
  • Григорий Богослов

33. Соотнесите названия трудов с именами их авторов:

34. Идеалом этой эпохи был человек образованный, просвещенный, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий:

  • Средневековья
  • Античности
  • Возрождения
  • Нового времени
  • Реформации

35. Кто является целью воспитания в педагогической системе Джона Локка?

  • всесторонне развитая личность;
  • общественный деятель;
  • человек-гражданин;
  • джентельмен;
  • трудовой человек.

36. Соотнесите авторов и их труды:

37. Соотнесите имена педагогов, мыслителей с той эпохой, в которой они жили

  • Средние века → Ф. Аквинский
  • Античный мир → Аристотель
  • Средневековый Восток → Авиценна
  • Возрождение → Э Роттердамский
  • Реформация → М. Лютер
  • Контрреформация → И.Лойола

39. В теории Дж. Локка основой воспитания является:

  • формирование потребностей;
  • формирование убеждений;
  • развитие умения убеждать;
  • формирование мировоззрения;
  • формирование привычек.
  • Дж. Локку
  • И.Песталоцци
  • А. Дистервегу
  • И. Герберту
  • Я.А. Коменскому

41. Джон Локк предлагал воспитывать джентельмена:

  • в общих школах
  • вне общества, на лоне природы
  • в закрытых школах-пансионах
  • в школах для благородных детей
  • в семье

42. Назовите главный педагогический труд Я.А.Коменского:

43. Понимал воспитание как социальный процесс, утверждая, что обстоятельства формируют человека, как впрочем, и он сам формирует обстоятельства:

  • И.Г. Песталоцци
  • П. Наторп
  • Ж.Ж. Руссо
  • Дж. Локк
  • Ф.А. Дистервег

44. Соотнесите правую и левую части:

  • Ж.Ж. Руссо
  • И.Г. Песталоцци
  • Ф.А. Дистервег
  • Дж. Локк
  • П. Наторп

46. Общественно воспитать ребенка – значит помочь ему усвоить социальное значение его поступков считал:

  • Я.А. Коменский
  • И.Г. Песталоцци
  • Ф.А. Дистервег
  • Дж. Дьюи
  • П. Наторп
  • Г. Гегель
  • И. Кант
  • Ф. Шлейермахер
  • А. Сен-Симон
  • Ш. Фурье
  • Ф. Шлейермахер
  • А. Сен-Симон
  • Г. Гегель
  • И. Кант
  • Ш. Фурье

49. Исходя из трех стадий развития воли, предлагал три типа социального воспитания:

  • Ж.Ж. Руссо
  • Ф.А. Дистервег
  • Дж. Локк
  • П. Наторп
  • И.Г. Песталоцци

50. Важнейшими принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность

  • И.Г. Песталоцци
  • Ж.Ж. Руссо
  • Ф.А. Дистервег
  • П. Наторп
  • Дж. Локк

51. Скаутизм возник в

  • В. Лай
  • Р. Штейнер
  • Р. Баден-Пауэл
  • Э. Дюркгейм
  • Э. Кей

53. Не заменяет воспитание в семье, школе, церкви, а лишь дополняет образовательные и воспитательные институты:

54. Социально-педагогические идеи и опыт социального воспитания в основанных им вальдорфских школах реализовывал:

  • Э. Кей
  • Р. Баден-Пауэл
  • В. Лай
  • Р. Штейнер
  • Э. Дюркгейм

55. Соотнесите авторов и их труды:

56. В русской общине был посредником между крестьянином и царем, стоял на страже народной нравственности, был опорой государства в борьбе с пьянством, развратом и смутой:

57. В церковно-приходской школе, в с. Татево Смоленской губернии создал новый тип школы:

  • Л.Н. Толстой
  • С.А. Рачинский
  • К.Д. Ушинский
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • Т. Никонов
  • И. Петерсон
  • Н. Богданов-Бельский
  • Д. Фаермарк
  • С.А. Рачинский

59. Оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения называется

60. Католический духовный орден, принимавший под свое покровительство найденышей и больных назывался:

  • сепулькринки
  • тринитарии
  • бегарды
  • бегинки
  • бенедиктианцы

61. Католический духовный орден, собиравший пожертвования для выкупа христиан, попавших в плен к мусульманам, назывался:

  • сепулькринки
  • тринитарии
  • бегарды
  • бегинки
  • бенедиктианцы

62. Соотнесите правую и левую части:

  • дитя → ребенок, вскармливаемый грудью
  • молодой → дети от 3 до 6 лет
  • чадо → с 7 до 12 лет
  • отрок → подросток 12 - 15 лет

63. У славян обычай детей знати до 7-8 лет отдавать на воспитание в другую семью называется

64. Военная подготовка подростков осуществлялась в специальных домах

  • И. Федоров
  • Я. Мудрый
  • В. Мономах
  • Ф. Ртищев
  • Н.Сорский

66. Собрание текстов воспитательной направленности, морально-нравственного содержания

67. Собрание текстов познавательной направленности

68. В Древней Руси использовались такие средства народной педагогики:

  • Ответ: (сказки, загадки, былины, песни, притчи и т. д. )
  • Поучение детям
  • Изборник 1076 г.
  • Гражданство обычаев детских
  • Домострой
  • Изборник 1073 г.

70. Обычай, ритуал, который совершали молодые люди для перехода из детства во взрослую жизнь называется

72. Сторонниками грекофильского образования были:

  • Е. Славинецкий и К. Истомин
  • С. Полоцкий и С. Медведев
  • И. Посошков и Ф. Прокопович
  • Нил Сорский и Ф. Ртищев
  • С. Полоцкий и Ф. Ртищев

73. В 1721 г. Дом сирот и бедных детей был открыт по инициативе: (уровень сложности 1)

  • Ф. Прокоповича
  • Ф. Ртищева
  • И. Посошкова
  • Екатерины II
  • Е.Р. Дашковой
  • Ф. Прокоповичем
  • Ф. Ртищевым
  • И. Посошковым
  • Екатериной II
  • В.Н. Татищевым
  • Петр I
  • В.Н. Татищев
  • Екатерины II
  • Ф. Прокоповича
  • Ф. Ртищева
  • Ф. Ртищева
  • В.Н. Татищев
  • И. Посошков
  • Петр I
  • Ф. Прокоповича
  • Н.И. Новиков
  • Ф. Ртищев
  • Е.Р. Дашкова
  • И. Посошков
  • Екатерины II
  • Ф. Ртищев
  • Екатерины II
  • Е.Р. Дашкова
  • Н.И. Новиков
  • В.Я. Стоюнин
  • Ф. Ртищев
  • В.Я. Стоюнин
  • Е.Р. Дашкова
  • Н.И. Новиков
  • И. Посошков
  • В.Я. Стоюнин
  • Е.Р. Дашковой
  • Ф. Ртищева
  • И. Посошков
  • Н.И. Новиков

81. В первой половине XIX в. возникают Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге)

82. Принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому был обязан своим возникновением

83. Мостики переброшенные из психической жизни в физическую называются

84. Соотнесите правую и левую части:

  • Л.Н. Толстой
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • П.Ф. Лесгафт
  • С.Т. Шацкий

86. Яснополянскую школу создал:

  • Л.Н. Толстой
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • П.Ф. Лесгафт
  • С.Т. Шацкий
  • Л.Н. Толстой
  • К.Н. Вентцель
  • Н.К. Рерих
  • П.Ф. Лесгафт
  • С.Т. Шацкий

88. Рассматривали воспитание как социальное явление, подчеркивая зависимость его целей от общественного строя; как планомерное, целенаправленное воздействие, формирующее человека с коммунистическими взглядами, указывали на классовый и исторический характер воспитания:

  • Ответ: (представители марксистской теории воспитания А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский)

89. Главный идеолог Народного комиссариата просвещения, проводник идеи коммунистического воспитания молодого поколения

  • А.В. Луначарский
  • Н.К. Крупская
  • М.Н. Покровский
  • С.Т. Шацкий
  • П.П. Блонский
  • М.Н. Покровский
  • Н.К. Крупская
  • С.Т. Шацкий
  • А.В. Луначарский
  • П.П. Блонский
  • П.П. Блонский
  • А.В. Луначарский
  • Н.К. Крупская
  • М.Н. Покровский
  • С.Т. Шацкий

92. Наука о воспитании взрослых людей

94. Соотнесите авторов и их труды:

95. Проблема взаимоотношения личности и среды, индивидуума и социума заняла центральное место во взглядах

  • М.М. Рубинштейна
  • П.П. Блонского
  • С.Т. Шацкого
  • В.Н. Шульгина
  • Н.И. Поповой

96. Воспитание трактовал как систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы общества, как процесс социализации личности

  • П.П. Блонский
  • В.Н. Шульгин
  • С.Т. Шацкий
  • М.М. Рубинштейн
  • Н.И. Попова

97. Существенное влияние на становление социальной педагогики оказала наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка:

99. Соотнесите авторов и их труды:

100. Особая социально-демографическая группа детей, имеющих семью и оставшихся без попечения родителей по социально-экономическим, психолого-педагогическим, и другим причинам:

Гуманистическая педагогика является воплощением гуманистической психологической мысли и основывается на гуманистической позиции признания главной и непоколебимой ценностью личности, её свободы, взглядов и направлений развития [3].

Гуманистическая педагогика выступает против стандартизированности и регламентированности в традиционном процессе обучения, когда сообщаемые ученикам знания не становятся фактом их индивидуального осознанного выбора. Гуманистический процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог обнаружить для себя собственную ценность знаний, и уже на этом основании познавал сущность учебных дисциплин [4]. Педагогический процесс строится на содержании единства обучения и эмоционально-потребностной чертой личности, формирования такой психологической атмосферы в классе, возможности проведения психолого-педагогических консультаций в течение учебного процесса.

Стройная системообразующая доктрина воспитания индивидуальности, содержащая положение о народности, природосообразности, гуманизма и религиозной морали, является ядром педагогических убеждений Л. Н. Толстого, где мысль о народности тесно сплетена с убеждением в свободе [1].

Эти идеи привели к идее гуманистической школы. Данное понятие разработал и внедрил в научные исследования П. Ф. Лесгафт [3].

Основными идеями педагогической концепции А. С. Макаренко стали оптимизм и гуманизм, твёрдая вера в созидательные возможности личности, в его широкий потенциал. А. С. Макаренко утверждал, что педагогические научные разработки должны обобщать практические знания в сфере воспитания [1].

Одним из наиболее весомых вкладов в становление теоретических и практических знаний из области гуманистического воспитания принадлежит В. А. Сухомлинскому.Своей ежедневной практической деятельностью он ратовал за осуществление основой философской мысли своей концепции: сформировать гуманное общество возможно только при помощи включения в его состав гуманных членов. Формирование такого типа людей возможно лишь через гуманизацию воспитания, что и было воплощено в Павлышской средней школе [2].

Наш современник Ш. А. Амонашвили провозгласил педагогику сотрудничества,основанную на следующих принципах:

• очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;

• проживать в ребенке свое детство, т. е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие [4].

К настоящему времени по вопросам гуманистического воспитания накоплен достаточный практический опыт, существует большое количество различных концепций, принципов, взглядов, постулатов по этой теме, написано большое количество статей, книг, диссертаций, принадлежащим самым различным авторам.

А. А. Бодалев, З. А. Мальков, Л. И. Новикова считают, что главное в гуманистическом воспитании – это восприятие человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности и создание условий для формирования потребности и способности к саморазвитию [3].

Н. М. Таланчук полагает, что целью общественного воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей и что критерии воспитанности личности производим от социальных ролей [1, с. 84].

И. П. Подласый пытается определить конкретные качества личности, необходимые для выполнения социальных ролей гражданина, работника, семьянина. И поскольку многие качества повторится, что свидетельствуют об органической связи всех качеств и сторон личности, то верный путь достижений целостности личности – комплексный подход к воспитанию, а критерии воспитанности надо разработать специально [4, с. 70].

Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе [4, с. 67].

Таким образом, гуманистические идеи и мысли, высказанные выдающимися русскими педагогами, актуальны сегодня в России. В них содержится вера в нравственное начало в человеке. Необходимо вовремя заложить его в юные детские души и развить. Это является главной задачей педагога на сегодня.

2. Педагогика [Текст]: учеб. -метод. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый. – М. : Просвещение, 2006. – 412 с.

4. Столяренко, Н. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст]: учебник для вузов / Н. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – М. : Феникс, 2002. – 398 с.

Подборка пословиц и поговорок о воспитании. Тезисы о воспитании дошкольников отечественных педагогов и психологов В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять. Иммануил Кант Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный.

Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения Статья. Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения. Нарушение поведение ребёнка называют также аномальным, асоциальным, девиантным,.

Влияние отечественных мультфильмов на воспитание детей старшего дошкольного возраста ВЛИЯНИЕ ОТЧЕСТВЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Т. С. Мосиевская, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6.

Воспитание и обучение детей по системе Монтессори (окончание) Во время занятий мы познакомили детей с основными правилами использования Монтессори-материалов. Это: 1. Выбор материала. 2. Подготовка материала.

Воспитание и обучение детей по системе Монтессори (продолжение) Следуя принципам педагогики Монтессори, мы разделили группу на пять зон: 1. Зона упражнений в повседневной жизни. 2. Зона сенсорного воспитания.

Читайте также: