В какой строке правильно указаны труды платона где рассматриваются вопросы государства и права

Обновлено: 04.05.2024

Вопросам упорядочения общества Платон посвящает следующие произведения: "Государство" ("Политея") и "Законы" ("Номой"),Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".

Социально-политические взгляды ПлатонаСоциально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве - неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей - онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы›› и ‹‹Политик››. В них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

В данной работе рассматриваются основные положения социально- политических воззрений Платона на примере анализа одного из наиболее значимых произведений философа - диалог ‹‹Государство››.

Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходном платоновском определении государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››.

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) - быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба эти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.

Также и воспитание в идеальном государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении различных аспектов воспитания в центре внимания Платона оказываются именно члены двух первых привилегированных сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов - земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей - подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.

Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина, может принять участие во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети - родителей››. Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится под присмотр правителей, задача которых - чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие - с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.

Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания - калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.

Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов.

Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. В ‹‹Государстве›› исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в то, что Платон не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости.

Восхваляя умеренность и средний достаток, Платон обстоятельно критикует крайности бедности и богатства. Помимо отрицательных результатов в хозяйственно-экономическом отношении, также и в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность - к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона очень важно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства.

Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Философов отличает от прочих людей то, что ‹‹… их страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине››. Коренная способность философской натуры - способность к созерцанию, охватывающему всё время и бытие. Проникновение людей третьего сословия в первое и второе и приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало гибели государства:‹‹…государство разрушится, если его будет охранять железный страж или медный››. Можно отметить, что концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему - изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход из одного сословия в другое - величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением››.

Платон характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид государства.Какова же будущность идеального государства, если всё же удастся его создать? Рассматривая эти вопросы, Платон пишет: ‹‹Трудно пошатнуть государство, устроенное подобным образом. Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению››. В связи с проблемой неизбежной деградации и гибели идеального государства, Платон излагает свою концепцию закономерной смены различных государственных форм как круговращения внутри определённого цикла. Платон подытожил собственный социальный опыт, выдвинув закон исторического развития. Согласно этому закону, ‹‹всякое социальное изменение есть гниение, распад или вырождение. С точки зрения Платона, это фундаментальный исторический закон составляет часть космического закона - закона существования всех созданных или порождённых вещей››. На смену идеальному аристократическому государству как правильному виду по схеме Платона поочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида. Следствием порчи идеального строя является возникновение частной собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа - это тимократия. Это власть, основанная на соперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство трансформируется в олигархию (в результате скопления значительного богатства у частных лиц). Это строй, основывающийся на имущественном цензе ‹‹у власти стоят там богатые, а бедняки не учувствуют в правлении››. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: ‹‹…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством››. Демократия, по Платону, опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность - тирания. Тиран добивается власти ‹‹…как ставленник народа››. Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей - потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства. Разоблачение злодеяний тирании относится к числу лучших мест в ‹‹Государстве››, где платоновская критика тиранического правления крайне остра и выразительна.Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен.Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство›› включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона - глубокое философское произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя, необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего, современного. Философ также предложил решения насущных проблем, говорил о том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

Вопрос №19. Философия Аристотеля, Систематическое единство аристотелевской философии (общая характеристика).

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философию Аристотель разделил на три вида:

-практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

-поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.


Оглавление

  • Предисловие
  • Задание 1. Философия Древней Греции. Первоначало
  • Задание 2. Внешний источник изменений
  • Задание 3. Внутренний источник изменений
  • Задание 4. Атомы и гомеомерии
  • Задание 5. Сократ. Определение вещей
  • Задание 6. Недостатки любого определения
  • Задание 7. Определение вещей по Платону
  • Задание 8. Платон. Идеи
  • Задание 9. Классы. Классификация
  • Задание 10. Платон. Красота, как критерий истины
  • Задание 11. Государство по Платону
  • Задание 12. Форма по Аристотелю
  • Задание 13. Аристотель. Содержание
  • Задание 14. Средневековье. Вера
  • Задание 15. Христианские заповеди
  • Задание 16. Христианство. Цель как средство
  • Задание 17. Номинализм и реализм
  • Задание 18. Возрождение. Механистический материализм
  • Задание 19. Гуманизм, либерализм и демократия
  • Задание 20. Новое время. Сенсуализм и рационализм
  • Задание 21. Монизм и дуализм
  • Задание 22. Просвещение. Общественный договор
  • Задание 23. Философия Канта. Феномены и ноумены
  • Задание 24. Философия Канта. Априорные формы
  • Задание 25. Философия Канта. Субъективность знаний
  • Задание 26. Философия Гегеля. Диалектическое противоречие

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Задание 11. Государство по Платону

Сравните устройство государства по Платону:

а) с СССР в 30-е — 50-е годы;

б) с современном российским государством. Укажите общие черты и различия.

СССР в 30-е — 50-е гг.

СССР в эти годы очень похож на проект Платона. Такое чувство, что Сталин просто воплотил его в жизнь.

В СССР, как и у Платона, чтобы военачальники и министры (и не только) думали только о благе государства, они не имели частной собственности. При перемене места службы они брали с собой только любимые книжки и фотографии. На новом месте их уже ждали квартира, мебель, даже посуда и бельё.

Платон считал, что частную собственность должна быть только у крестьян и ремесленников. В СССР такая собственность тоже была, но её назвали личной (чтобы не путать с частной капиталистической). Личная собственность носила ограниченный характер. У тех рабочих, которым государство ещё не предоставило бесплатно квартиры (с небольшой квартплатой), были собственные дома (в основном неблагоустроенные, без центрального отопления, с удобствами на улице, но с огородом). Кроме того они могли иметь автомобили, мотоциклы, велосипеды и инструменты для дома и огорода. Примерно так же было и у крестьян, но победнее. Они в основном и жили за счёт огородов (с них ещё и налоги платили), так как за работу в колхозе получали мало.

Право на государственные квартиры было пожизненным с переходом на прописанных в ней жильцов (обычно это были дети, но могли быть и любые другие по желанию главы семьи). Продавать квартиры нельзя, но можно обменять (даже в другие города) на меньшую или большую квартиру и даже на частный дом. В этом отношении приватизация 90-х гг. ничего не прибавила, но она позволила иметь несколько квартир и распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Личная собственность не допускала иметь наёмных работников. Но и при Сталине и позже были частники-ремесленники. В основном они шили одежду, обувь, столярничали, валяли валенки. Могли иметь и собственные средства производства (швейную машинку, столярный станок, чесальную машину). Вместо налога они платили за патент (право заниматься частным делом).

У Платона государством должны руководить люди с более развитой разумной частью души. В СССР руководителями обычно становились только профессионалы, имеющие соответствующее образование и способности. Не соответствующих этим требования увольняли, так как начальники были заинтересованы в хороших исполнителях, иначе спрос бы был с них самих. Отбор руководителей проводился партией — составлялся список кандидатов на замещение должностей (так называемая номенклатура), который утверждался на пленумах (собраниях, конференциях) партийных организаций.

Платон предлагал государственное воспитание детей. В СССР, хотя дети воспитывались в семьях, влияние государства было мощное, в идейном воспитании даже сильнее, чем семьи.

Россия современная

Частная собственность руководящих работников мешает им выполнять государственные обязанности. Отсюда коррупция, казнокрадство — воруют даже губернаторы и министры!

Подбор кадров осуществляется тремя способами:

— выборы на часть государственных должностей (хороший способ, но преимущество получают более богатые, видимо считают, что они более способные, раз сумели разбогатеть);

— в государственных организациях руководитель сам (или его вышестоящий начальник) назначает того, кого считает нужным;

— государственного воспитания практически нет, так как по конституции государственной идеологии не должно быть.

Уже более двух тысячелетий Республика считается выдающимся произведением политической философии. Основные идеи Платона в диалоге — такие как истинная природа справедливости, доктрина форм и идей и бессмертие души — сильно повлияли на таких более поздних авторов, как греческий философ Аристотель, римский политик Цицерон, христианский философ святой Августин и Английский философ эпохи Возрождения Сент-Томас Мор.

Ключевые идеи

Формы (образы) и идеи

Согласно Платону, все, что люди воспринимают своими чувствами в видимом мире, является копией идеальной формы или образца. Эта идеальная форма существует только в умопостигаемом мире, в мире, который может воспринять лишь ум, но не чувства. Таким образом, стол — независимо от его материала, конструкции или конфигурации, независимо от того, насколько прочным и плотным он может казаться — не является частью сущностной реальности. Это всего лишь копия идеальной формы стола.

Эта философская доктрина тесно связана с концепцией Платона, согласно которой истинный философ занимается умопостигаемым миром, поскольку только здесь существует истинная реальность, а знание — в отличие от мнения — может привести к просветлению. Учение о формах или идеях также переплетается с платоновской критикой подражания, которая играет важную роль в его отрицании поэзии в идеальном состоянии. Подражание, по мнению Сократа, находится на третьем месте от истины.

Справедливость и государство

Так, например, большое значение в идеальном государстве Платон придаёт стражам, которые должны охранять и защищать свою землю. Они не должны заниматься никакими другими делами – только защищать. Воспитание и отбор стражей – долгий и сложный процесс. С самого детства их должны, по мнению, Сократа регулярно проверять, устраивая испытания, и отбирать самых достойных. Воспитание должно быть, как мусическим (нравственным, духовным, умственным), так и гимнастическим (физическим). Оба должны положительно воздействовать на душу, укреплять нравственность стражей. Давать воспитание необходимо в совокупности, чтобы защитники получились и не изнеженные, и не слишком жёсткие. Поэзию и мифы в воспитании стражей Сократ предлагал тщательно отбирать, потому что считал, что многие произведения могут склонить юношей к пороку.

Очень важным составляющим в идеальном государстве Платона являются условия жизни людей в нём. Так, описывая быт стражей, Сократ говорит, что они не должны владеть никакой частной собственность, не иметь такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы и еду они должны получать от граждан, как плату за то, что они их охраняют. Однако количество припасов должно хватать стражам на год без излишка. Также никто в идеальном государстве не должен не то, что пользоваться, а даже прикасаться к золоту и серебру. На упрёк Адиманта, что таким образом в государстве не будет счастливых людей (оттого, что люди не будут иметь доступ к роскоши и различным благам), Сократ отвечает, что необходимо заботиться о том, чтобы всё государство в целом было счастливым, а не какое-то одно из его сословий. Каждое сословие должно вносить свой вклад в построение счастливого государства.

Вследствие отсутствия денег, богатых и бедных людей не будет раздоров в борьбе за имущество, не будет денежных проблем у граждан. Всё у всех будет общим, в том числе и жёны у стражей.

Одна из важнейших идей Сократа: устранить богатство и бедность. Богатый человек – не захочет совершенствоваться в своей специализации, а бедный – не будет иметь средств, чтобы приобрести инструменты для работы.

Сократ выявляет четыре ключевых свойства идеального государства:

И давай скажем ещё раз: в противоположность ей справедливостью будет и сделает государство справедливым – преданность своему делу у всех сословий – дельцов, помощников и стражей, причём каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно.

Сократ изо всех сил пытается опровергнуть утверждение Фрасимаха в Книге 1 о том, что справедливость всегда связана со слабостью. Напротив, утверждает Сократ, справедливость одновременно и добродетельна, и выгодна, а несправедливость всегда вредна и невыгодна. Кульминационный итог этого аргумента содержится в книге 9.

Пещера Платона.

  • Тимократия (спартанская форма) — государственные должности занимают люди, обладающие собственностью; власть честолюбивцев, большое внимание уделяющих воинским обязанностям.

Будет борьба за власть, соперничество между группами людей (честолюбцами), начнутся раздоры. Сословия перемешаются между собой и не смогут дать плодовитое потомство, тогда как по мысли Сократа лучшим потомством может быть лишь от лучших мужей и женщин стражей. Равновесие между сословиями будет нарушено. В результате будет введена частная собственность.

  • Олигархия – строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти будут богатые, а бедные не будут участвовать в управлении.

Строй, где никто не озабочен тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности. Поэтому он не имеет должного управления.

  • Тирания – правление единственного корыстолюбивого правителя с абсолютной властью.

Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство, когда у власти находится нечестный, корыстолюбивый, завистливый человек, который думает не о благе государства, а о себе.

Города-государства в Древней Греции, включая Афины, управлялись многими или всеми этими формами в период 700–300 гг. до н. э.

Поэзия

Сократ критикует поэзию и поэтов-подражателей, рассчитывая не впускать их в идеальное государство. В Книге 3 и Книге 10 он пытается оправдать запрет на распространение наиболее традиционной поэзии в Республике. В книге 3 Сократ утверждает, что изображения богов и героев в греческих эпосах и трагедиях фальсифицируют поведение этих фигур (богов и героев), изображая их виновными во всевозможных пороках и насильственных действиях. Таким образом, многие стихи представляют собой модели, неприемлемые с моральной точки зрения, особенно для молодежи. В 10-й книге Сократ дополняет этот аргумент другим возражением: поэзия, по его словам, находится в трех ступенях от реальности. Поэт может описать стол (или другой физический объект), но это описание является только имитацией реального стола, который, в свою очередь, является только имитацией идеальной формы стола. Таким образом, у поэзии есть большой потенциал ввести в заблуждение слушателей и читателей. Единственная поэзия, которая должна быть разрешена в идеальном состоянии, утверждает Сократ, — это гимны богам и восхваление известных людей.

Доктрина о душе

Поэтому давай прежде всего скажем, что есть три рода людей: одни – философы, другие – честолюбцы, третьи – сребролюбцы.

Платон изображает определенные аспекты бессмертия души в заключительном разделе диалога, Миф об Эра, в Книге 10. В этой истории после смерти люди должны выбрать свою следующую жизнь. Мораль мифа состоит в том, что выбор, который мы делаем в этой жизни, будет иметь важные последствия в загробном мире.

Платонические диалоги

Великие философские книги, изменившие цивилизац.

Как вы, наверное, уже поняли по первым четырем главам книги, греческий философ Платон считает, что государство должно строиться на основании некоего идеального представления о нем. То есть сначала мы должны построить модель того, каким должно быть государство, какова должна быть его структура, права и обязанности граждан и т. д. До последних мелочей. И потом именно эта идеальная модель и должна воплощаться на практике вне зависимости от того, какие общественные отношения ей предшествовали. Прав ли Платон? Стоит ли строить общественные отношении на основании некоторого идеала?

Ксения Кузённая

Казалось бы, что может быть эффективнее и лучше следования определённым правилам и идеям в жизни: мудрые люди за тебя как бы всё решили вплоть до мелочей. Нет! Сама система идей как таковая вызывает сомнения, хотя платоновский Сократ как раз-таки пытается их развеять. И такая система идей на практике окажется не идеальной, не действенной, потому что критических ситуаций не избежать. Здесь почти полностью отметается индивидуальность человека. В некоторых романах - антиутопиях и фильмах весь общественный строй был основан на идеях, которые продвигал некий Большой Брат и его приближённые по большому счёту) но ни к чему хорошему это не приводило: обязательно находился такой герой - революционер, который был против всей системы. А насчёт предшествующих общественных отношений, они могли бы быть самые разные. Тут всё зависит от традиций, от культурной жизни того или иного государства и его законов. Да и создавать новое идеальное государство в уже сформировавшемся было бы глупо и породило бы массу столкновений. Хотя, возможно, это выглядело бы как попытка улучшить положение в государстве, если дело худо.

Станислав Гуров

Выведение любого идеала является своеобразным конечным этапом на пути совершенствования. Платон предпринял попытку описать представления об идеальном государстве в соответствие со своими знаниями и опытом. Прекрасно понимая общество своего времени, он также понимал и его возможности стать лучше и крепче. Поскольку сложившиеся отношения были далеки от идеала, он и предлагает построить новую модель государства достаточно радикальными методами (в том числе теми, которые обсуждали на семинаре по вопросам культуры).

Установка конкретной цели всегда полезна, особенно для общества. Поскольку тогда появляется возможность определить различные запросы и возможность их достижения. Также проявятся и недостатки текущих сложившихся общественных отношений, мешающих двигаться дальше.

С моей точки зрения Платон безусловно прав, что общественные отношения должны выстраиваться на основании некоторого конечного результата, представления об идеальном государстве. Другой вопрос, какими методами такой результат должен достигаться и оставляет ли он пространство для критики и метаморфозы изначальной концепции :)

Юлия Сивак

Идеальным Платон считает государство, которое разделено на три сословия: философов ( кстати Булгаков предлагал переводить как "святые"; стражей или воинов; ремесленников и земледельцев. Дети ремесленников и земледельцев принадлежат той же группе и никогда не смогут стать стражами. Дети ремесленников никогда не смогут стать стражами, а детей стражей могут сделать ремесленниками из-за неправильного, из ряда вон выходящего поведения. Философами же могут стать самые лучшие из страж, однако только тогда,когда им исполнится 50 лет. На мой взгляд, выглядит такая модель государства утопией.
Что же касается вопроса о рациональности построения государства и общественных отношений.. На мой взгляд, ничего не получится. Это даже не рационально. В конце концов эти общественные отношения закончатся войной между бедными и богатыми, что приведет скорее к победе бедных, их больше. Как итог, воцарение демократии в таком государстве, а демократию Платон считал худшей формой правления.
Может быть, как раз идеал Платона здесь выглядит нереальным, однако я думаю, что ни одно общество не сможет пойти по проложенной заранее тропе, обязательно найдутся люди, которые захотят с нее сойти.

Алексей Павловский

Ксения, хорошо, допустим. То есть речь идет о том, что конкретно платоновское устройство идеального государства является неудачным проектом для преобразования общества, так как оно не учитывает индивидуальность человека и имеет массу других издержек. Но вопрос можно поставить шире, может быть возможно придумать такое идеальное государство, оно, конечно, будет совсем не платоновским, оно будет учитывать индивидуальность человека и не будет нести других недостатков платоновской модели. Вот такой гипотетический идеал мы можем положить в основу государственного строительства? Это первый момент. Второй момент, существует мнение, что во всяком реальном обществе существуют достоинства и недостатки сложившейся системы социально-политических отношений. Существовали они и в Греции времен Платона, причем строй идеального государства в некоторых чертах коррелирует с устройством Спарты, то есть не совсем разрывает с культурными традициями Греции. Мы с вами не греки, и не современники Платона, мы находимся в несколько иной культурной ситуации. Поэтому если мы с вами будем конструировать модель идеального государства, она будет не платоновская, она будет иная, она, с одной стороны, будет коррелировать с опытом нашего народа, но с другой, возможно, будет подразумевать коренную ломку сложившейся конкретной системы отношений. Стоит ли так делать?

Алексей Павловский

Станислав, фактически, как я вас понял, вы говорите об определенной поэтапности социально-политического реформирования общества, которое подразумевает возможность обсуждения и возможный пересмотра конечной цели трансформации на каждом этапе. Но можем ли мы в таких условиях обеспечить целенаправленность и последовательность действий. Не секрет, что любые реформаторские преобразования всегда приводят к расколу общества на их сторонников и противников, и не исключено, что при каждом следующем обсуждении будут побеждать разные точки зрения. Не исчезнет ли в этом случае у нас сам идеал создаваемого государства и не станет ли движение стихийными, определяемым не столько идеалом, сколько узкими корыстными интересами разных групп, которые в тот или иной момент взяли верх?

Алексей Павловский

Юлия, очень хотелось бы уточнить, где именно вы обнаружили фрагмент, где Платон говорит о невозможности ребенка представителя одного "сословия" стать членом другого "сословия" до того, как этот выбор для него уже завершен.
"На мой взгляд, выглядит такая модель государства утопией" - почему?
Ну, у Платона тоже все в конечном счете пойдет по нисходящей, но этому будет предшествовать относительно продолжительный период общественного и личного процветания. Существует, вообще, мнение, что все на свете когда-нибудь закончится. так что же, это означает, что ни во что не стоит вкладывать силы и ничего не пытаться изменить?

Ксения Кузённая

Алексей, гипотетически можно положить в основу всего, что угодно всё, что угодно, благо человеку дано воображение, умение мечтать и сочинять) Так и с идеальным государством. Другой вопрос, воплотится ли оно в жизнь. Не думаю. Здесь меня заставляет задуматься сам создатель государства. Кто будет устанавливать все идеалы и идеи? Какое устройство государства изберёт он? Могу сказать, что особенно тяжело было бы создавать государство при демократическом строе. С моим пониманием демократического государства, в нем народ, обладая большой свободой, возможно, принимал бы основное участие в выборе идеалов, правил и прочего вместе с правителем, ведь он и народ в таком государстве - единое целое. В пору вспомнить поговорку : сколько людей, столько и мнений. Это бесполезное дело, которое, к тому же, может привести к раздорам. И если я правильно поняла из вашего второго вопроса, то вводить новые идеалы, основываясь на предыдущем опыте, означает, возможно, надломить нынешнюю систему отношений? Если да, то с одной стороны, без перемен, даже в жизни целого государства, никуда: когда-нибудь да надо пережить перелом. И в разные эпохи в разных государствах они происходили и не единожды. Возможно, да, стоит совершить переворот. Но вопрос состоит в том, какой результат это даст? Может быть такое, что всё будет ещё хуже, чем было. Да и какая вообще идея движет человеком, который собирается создать идеальное государство? Очевидно, что он хочет блага для народа и для себя, но со своей точки зрения. Он слишком самоуверен.

Юлия Сивак

Алексей, нет, я не говорю, что игра не стоит свеч, однако как я писала выше, думаю, в конце концов такое государство закончит свое существование в результате войны между богатыми и бедными.
Именно поэтому я считаю данную модель утопией.

Алексей Павловский

Юлия, в данном случае это ваша оценка относительно конкретного проекта Платона, или она распространяется на любые подобные проекты?

Юлия Сивак

Алексей Павловский

Алексей Павловский

Юлия Сивак

Алексей, позволю себе назвать разделение Платона "кастами" , и в общем то население государства не должно быть разделено на касты.
Именно такое разделение я считаю логичным между осуществимыми проектами и неосуществимыми.

Алексей Павловский

Юлия, то есть, если мы придумаем идеальную модель, в которой нет деления на "касты", то она будет вполне осуществима?

Юлия Сивак

Алексей, + чтобы государством управляли люди, более компетентные.
А так думаю да. Она вполне осуществима.
Но мы же ничего не можем утверждать точно.
Самая лучшая форма правления для меня - это в любом случае демократия. Платон бы не разделил моих взглядов ахах

Ксения Кузённая

Лидия Фрицлер

Мне кажется, Платон не совсем прав. Во-первых, ну невозможно создать идеальный "макет" государства, а потом взять и наложить его на существующий строй. Государство - огромный механизм, и подчинить его стройной системе можно, но это должно быть в идеологии, менталитете людей, которые это государство населяют. Во-вторых, модель, предложенная Платоном, кажется мне бесчеловечной. Да, она удовлетворяет его требованиям идеала, она по-своему эффективна, но она теряет в себе человека, его ценность. А ведь государства создаются для человеческой жизни и ее процветания.

Идеал, безусловно, нужен. Но он, на мой взгляд, должен исходить от людей. От общей массы. И удовлетворять их требованиям. А не быть удобным для правителя или эффективным ценой человеческих жизней.

Дарья Словцова

В своей книге Платон сам говорил, что то государство, о котором они рассуждали, не могло полностью воплотиться в жизнь. Это лишь идея государства, когда они захотят, действительно, "устроить" такое государство, они смогут создать лишь его проекцию. Смысл такого "идеального государства" также теряется, по моему мнению, ведь мы увидели, что формы сменяются друг за другом циклично, а значит и это государство не сможет просуществовать достаточно долго, чтобы оправдать себя(это не точно). Кроме того, сама модель меня не устраивает, она слишком ограничена. Человек (особенно в наше время) не может жить в строжайших рамках, которые предлагает Платон. Я думаю, человек развивается, когда он изучает разные сферы деятельности. Он может сравнивать информацию, анализировать ее, рассматривать с разных точек зрения, а значит и стремиться к истине (перед которой так благоговеет Платон), только тогда, когда у него есть свобода выбора ( особенно выбора того, чем заниматься, что изучать, ем увлекаться). Мне кажется, что большинство современных общественных отношений строятся на основании некоторых идеалов. Разве не об идеологии сейчас идет речь? Только основная проблема, в данном случае, заключается в том, что наши представления об идеалах в корни отличаются от представлений Платона. К тому же, за день создать такое государство не получится, ведь люди уже привыкли к определенному стилю жизни, а когда придет такая резкая смена "жизненных правил", люди не смогут адаптироваться к ней. Либо это должно быть завоевание (чего не должно быть, ведь это будущий ваш народ, и это люди!), любо это медленное внедрение своих идеалов.

Алексей Павловский

Юлия, На счет стремления к тому, чтобы государством управляли люди более компетентные, то с ним Платон очень даже согласился бы. Он для этого свою модель и строит. чтоб мудрецы правили, они же самые компетентные, они же самые справедливые и добродетельные. Просто Платон не считал, что демократия может это обеспечить, поэтому с предпочтением демократии он бы и не согласился. А вы считаете, что демократия обеспечивает компетентность правящих? Для вас важнее компетентность правящих или демократия? Если не утверждать точно, тогда мы оказываемся в ситуации, когда для нас появление каждого нового руководителя оказывается лотереей с непредсказуемым исходом. Так?

Читайте также: