В каких случаях может быть наложено на сотрудника взыскание за коррупционное правонарушение

Обновлено: 02.07.2024

Одна из важнейших задач развития правовой системы Российской Федерации на сегодняшний день — это актуализация и систематизация антикоррупционного законодательства.

В рамках данной задачи одним из перспективных направлений деятельности является совершенствование порядка применения мер дисциплинарной ответственности в отношении государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения, поскольку в ходе правоприменения в указанной сфере были выявлены пробелы в законодательстве.

Следует отметить, что дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений государственных гражданских служащих относится к специальной, предполагая наличие других мер взыскания, предусмотренных федеральными законами для отдельных категорий работников, помимо общих, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в том числе в случаях: непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Применение дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения в отношении государственного гражданского служащего среди прочего направлено на профилактику данного вида правонарушений, а потому должно отвечать принципу неотвратимости наказания, но при этом и принципу его соразмерности совершенному проступку, чтобы не повлечь за собой со стороны государственного гражданского служащего желания сокрыть коррупционное правонарушение небольшой тяжести, разочарования в государственной гражданской службе из-за возникшего чувства несправедливости, негативного отношения к исполнению служебных обязанностей.

В связи с этим в правоприменении часто встает вопрос относительно виновности деяния государственного гражданского служащего как одного из элементов любого вида правонарушения, поскольку нарушение антикоррупционных стандартов государственной службы не всегда имеет под собой виновность деяния, а зачастую связано лишь с наличием технических недочетов, недопониманием некоторых требований, а также не имеет цели извлечения преимуществ.

Так, нередко технические неточности, недостаточная юридическая грамотность при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах государственных гражданских служащих приводят к формальному несоблюдению требования к представлению достоверных и полных сведений о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах государственных гражданских служащих, при этом могут не иметь под собой вины в какой бы то ни было форме (даже в форме небрежности), не влекут общественно опасных последствий, в связи с чем не свидетельствуют об извлечении преимуществ.

При этом в данном случае формально требования антикоррупционного законодательства государственным гражданским служащим не соблюдаются и если оставить данное нарушение без внимания, в отдаленной перспективе это может привести к сознательному сокрытию фактов, небрежному отношению к представлению указанных сведений государственными гражданскими служащими; в то же время возможно увольнение государственного гражданского служащего по данному формальному основанию без учета всех обстоятельств.

Таким образом, чрезмерная жесткость в применении санкций дисциплинарной ответственности, как и отсутствие должной реакции на коррупционное правонарушение могут повлечь за собой нарушение баланса прав и обязанностей сторон правоотношений при прохождении государственной гражданской службы.

Для того, чтобы избежать перечисленных последствий, порядок применения дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения должен быть максимально детализирован, а также учитывать максимальное количество обстоятельств его совершения.

Более того, Закон № 273-ФЗ вообще не содержит указания на то, что коррупционное правонарушение может быть малозначительным.

В целях внесения хотя бы некоторой ясности в правоприменительную практику Минтрудом России был проведен обзор критериев привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений на основе предложений федеральных государственных органов и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Из итогов обзора следует, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии: а) характер и тяжесть совершенного нарушения; б) обстоятельства, при которых совершено нарушение; в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Проведенный анализ выявил, что к отягчающим обстоятельствам были отнесены только следующие: а) представление в ходе проверки служащим недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки; б) одновременное нарушение служащим двух и более требований законодательства о противодействии коррупции; в) наличие неснятого дисциплинарного взыскания; г) нарушение служащим требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

Следует отметить безусловную практическую значимость как указанных методических рекомендаций, так и обзора, однако они, во-первых, содержат примерный перечень ситуаций, во-вторых, носят рекомендательный характер и, в-третьих, вносят дополнительную неопределенность в толкование законодательства. Более того, в них не раскрываются ни алгоритм действий подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, ни рекомендуемая мера ответственности за такое правонарушение.

В сложившейся ситуации решением существующих проблем было внесение соответствующих изменений в законодательство.

В связи с изложенным данное направление предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции на 2018—2020 годы (далее — Национальный план), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378.

Так, в нем установлено, что до 1 февраля 2019 года необходимо представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением.

Кроме того, в Национальном плане до 1 марта 2019 г. предложено разработать критерии, согласно которым несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям, а также представить предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания.

Очевидно, данное предложение является рациональным, и закрепление данного вопроса на законодательном уровне сделает подход к применению мер дисциплинарной ответственности более дифференцированным и соответствующим правовым принципам ответственности только за виновные противоправные деяния, целесообразности, принципу справедливости при применении мер юридической ответственности, который заключается в соответствии мер юридической ответственности характеру и степени общественной опасности содеянного.

Вместе с тем следует отметить, что остается нерешенным вопрос в отношении ситуаций, в которых лицо будет нести ответственность за действия, совершенные не им самим (например, открытие супругом (супругой) счета в иностранном банке, представление им неполных сведений о полученном доходе государственному гражданскому служащему и др.), в части степени вины государственного гражданского служащего.

Кроме того, возникают вопросы при применении нормы ч. 3 ст. 37 Закона № 79-ФЗ, согласно которой государственный гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске и в период отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Таким образом, если в названные временные промежутки государственным гражданским служащим будет подано заявление об увольнении по собственному желанию либо срок принятия решения по такому заявлению будет истекать в названные периоды, то применение меры дисциплинарного воздействия за коррупционные проступки в виде увольнения в связи с утратой доверия вызывает сложности.

Из всего вышесказанного следует, что механизм применения дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения государственным гражданским служащим является далеко не однозначным, перечень проблем по данному вопросу значительно шире включенного в Национальный план противодействия коррупции на 2018—2020 годы, в связи с чем на практике применяться данный механизм должен разумно, с ориентиром на общеправовые принципы и соблюдение интересов и прав как государства в лице нанимателя, так и государственного гражданского служащего.

спроси.дом.рф.jpg

Безымянный.jpg

ДВП.jpg

культура.jpg

SC_EGISSO_220.jpg

bgub.jpg

Безымянный.jpg

riastrela.jpg

bug_180.jpg

tolstoy220x74.jpg

pdchilds.jpg

2.jpg

портал.jpg

opros-naseleniya-po-oczenke-effektivnosti-deyatelnosti-rukovoditelej-municzipalnix-rajonov-i-gorodskix-okrugov-17791.jpg

urban-environment220x74.jpg

prichina.JPG

центр-сайт.jpg

mrsk-otklychenie.jpg

kaznacheystvo.jpg

Приложение-3.jpg

anti-terror.jpg

cheater.jpg

О районе

Административный центр:
п.г.т. Красная Гора

Население: 11765

Площадь: 108112 Га

Первое лицо

Глава администрации Красногорского района Брянской области

Глава Красногорского района Брянской области


Важные ссылки

Постановление от 10.03.2020 года №22 "Об утверждении Порядка применения к муниципальным служащим взысканий за коррупционные правонарушения"

КОЛЮДОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 10.03.2020 г. № 22

Об утверждении Порядка применения к муниципальным служащим взысканий за коррупционные правонарушения

В соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьями 13 и 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", Уставом Колюдовского сельского поселения

1. Утвердить Порядок применения к муниципальным служащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (приложение).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального обнародования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Колюдовского сельского поселения А.М.Пенчуков

УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Колюдовского сельского поселения
от 10.03. 2020 г. №22

Порядок применения к муниципальным служащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок применения к муниципальным служащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (далее – Порядок) разработан в соответствии со статьями 192 – 194 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 27 и 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьями 13 и 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" .

1.2. Настоящий Порядок в целях повышения ответственности муниципальных служащих за коррупционное правонарушение (несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции) определяет виды дисциплинарных взысканий муниципальных служащих за коррупционные правонарушения и правила их применения.

2. Виды дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения

2.1. За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", налагаются следующие взыскания:

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям, в том числе в связи с утратой доверия.

2.2. Муниципальный служащий, допустивший коррупционное правонарушение, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен представителем нанимателя (работодателем) от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей производится соответственно распоряжением представителя нанимателя (работодателя).

2.3. Основаниями для расторжения трудового договора с муниципальным служащим являются следующие коррупционные правонарушения:

1) несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой (статья 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации");

2) несоблюдение запретов, связанных с муниципальной службой (статья 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации");

3) непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации");

4) непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 3.1 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации");

5) непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

2.4. В случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Сведения о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия включаются уполномоченным должностным лицом, ответственным за включение сведений о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия в реестр, а также для исключения из реестра в соответствующий реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции".

3. Порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение

3.1. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения определяется трудовым законодательством.

3.2. Взыскания, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Порядка, применяются представителем нанимателя (работодателем) на основании:

1) доклада о результатах проверки, проведенной кадровой службой муниципального органа (специалиста, ответственного за ведение кадровой работы);

2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

3) объяснений муниципального служащего;

4) доклада кадровой службы (специалиста, ответственного за ведение кадровой работы) о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия);

4) иных материалов в соответствии с действующим законодательством.

3.3. До применения к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение представитель нанимателя (работодатель) должен затребовать от муниципального служащего письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение муниципальным служащим не представлено, то составляется соответствующий акт.

Акт о непредставлении муниципальным служащим письменного объяснения составляется в течение рабочего дня, следующего за последним днем срока, установленного для представления письменного объяснения

Непредставление муниципальным служащим объяснений не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение.

3.4. При применении дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение учитывается характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.

3.5. Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение или взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", принятие решения о неприменении мер дисциплинарного воздействия принадлежит представителю нанимателя (работодателю), решение оформляется распоряжением (далее – распорядительный акт).

3.6. В случае, если представителем нанимателя (работодателем) принято решение о направлении доклада о результатах проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной (далее – Комиссия), Комиссия рассматривает материалы и принимает решение в порядке и сроки, предусмотренные Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

3.7. Дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Обнаружением проступка является поступление представителю работодателя (работодателю) рекомендации Комиссии в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в указанную Комиссию, либо доклада кадровой службы (специалиста, ответственного за ведение кадровой работы), в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения.

Дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

3.8. За каждое коррупционное правонарушение может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

3.9. В распорядительном акте представителя нанимателя (работодателя) о применении дисциплинарного взыскания к муниципальному служащему в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 статьи 271 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Распорядительный акт должен содержать указание на коррупционное правонарушение и нормативные правовые акты, которые им нарушены, с указанием мотивов, объявлен муниципальному служащему под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия муниципального служащего на работе. Если муниципальный служащий отказывается ознакомиться с указанным распоряжением под роспись, то составляется соответствующий акт. Копия распорядительного акта о наложении на муниципального служащего дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

3.10. Муниципальный служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, или в судебном порядке.

3.11. В период действия неснятого дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение, проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела не допускается применение поощрений муниципального служащего (награждение, премирование и прочее).

4. Порядок снятия дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение

4.1. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение муниципальный служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

4.2. Представитель нанимателя (работодатель) до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение имеет право снять его с муниципального служащего по собственной инициативе, просьбе самого муниципального служащего, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

4.3. О досрочном снятии с муниципального служащего дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение издается распорядительный акт представителя нанимателя (работодателя). Муниципальный служащий, с которого досрочно снято дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрены следующие взыскания (части 1-3 статьи 59):

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
(п. 6 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
3. Сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(часть 3 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ)


Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)
2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ)
3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)
4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.


Ответственность за нарушение дисциплины труда возникает, когда сотрудник не исполняет или ненадлежаще исполняет свои трудовые обязанности. В ст. 192 ТК РФ определяются три меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, а также увольнение по соответствующим основаниям.

В последнем случае предполагается расторжение трудового соглашения с сотрудником, а в первых двух продолжение работы в компании. Конкретно в ситуации получения сотрудником дисциплинарного взыскания в виде выговора или замечания, такая мера может быть снята. С увольнением так сделать нельзя, а сотрудника можно лишь восстановить в должности, когда произошло незаконное увольнение. Это осуществляется путем договоренности с работодателем или по решению суда.

Дисциплинарное взыскание налагается на сотрудника на определенный период, который установлен законодательством. По завершению такого срока оно снимается. Однако снятие возможно до окончания положенной даты.

Основания для прекращения действия взыскания

Их может быть несколько:

  • окончание срока;
  • инициатива со стороны компании;
  • просьба сотрудника;
  • ходатайство руководителя сотрудника;
  • ходатайство представительного органа работников.

Процедура снятия дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка

Для снятия взыскания по завершению полагающего на то срока, какое-либо документальное распоряжение, например, соответствующий приказ, не нужно. Снятие происходит в автоматическом режиме, и сотрудник после этого не будет считаться нарушителем. В остальных случаях оно будет являться досрочно снятым.

Законодательство не определяет конкретный срок, в течение которого работодателю можно снять взыскание. Он определяется индивидуально и зависит от самых различных обстоятельств.

Такое решение может быть основано на успешном выполнении работником его трудовых обязанностей или отсутствии повторного нарушения дисциплины, а также отображено в документации, например, докладной записке. Далее формируется соответствующий приказ.

Если инициатива исходит от сотрудника, то он должен выразить ее в письменной форме и адресовать руководству компании или иному уполномоченному на то лицу. Необходимо при этом указать основания, которые будут служить поводом для досрочного снятия взыскания. К заявлению можно приложить документальные или любые другие доказательства. Работодатель рассматривает заявление и принимает необходимое решение. При согласии работодателя с сотрудником, издается документальное распоряжение. В случае отрицательного решения, работник получает отказ в письменной форме с указанием причины.

Ходатайство руководителя об аннулировании с сотрудника дисциплинарного проступка может оформляться в качестве докладной записки. Адресовать данную записку следует руководству компании. В некоторых компаниях в таких целях применяется специальный вид докладных – представления.

В начале такого документа описываются обстоятельства, где указывается дата и ФИО сотрудника, в отношении которого было наложено взыскание, с указанием его вида, а также описываются причины, которые поспособствовали формированию ходатайства. В конце описывается предлагаемое решение.

Снятие дисциплинарного взыскания рассматривается и комиссией по трудовым спорам. Это осуществляется путем подачи сотрудником в нее заявления на рассмотрение такой просьбы. Орган должен в течение 10 дней изучить сложившуюся ситуацию и доводы работника, а затем на заседании в присутствии обоих сторон принять решение. Голосование осуществляется тайным путем и работодатель, при положительном решении КТР, должен исполнить указание.

При несогласии в наложении дисциплинарного взыскания, неправильно проведенной процедуре, а также невыполнении решения комиссии работодателем, сотрудник вправе обжаловать решение через суд. Для подачи ходатайства в суд установлены определенные сроки, по истечению которых орган будет вынужден отказать в удовлетворении требований. Поэтому важно тщательно изучить данное правовое направление перед отправкой заявления.

Для большинства компаний наиболее целесообразным способом будет указать в локальных нормативных актах основания и рекомендации к оформлению документации в отношении снятия дисциплинарного взыскания. Такое действие поможет избежать возможных разногласий и упростит процедуру.


Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к проблеме борьбы с коррупцией как социальным злом, представляющим собой "один из основных источников угроз национальной безопасности" нашего государства. Коррупция в органах государственной власти ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению государственных реформ и в конечном итоге подрывает доверие граждан к власти.

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности. Ответственность за коррупционные нарушения закона наступает в зависимости от степени общественной опасности противоправного деяния, а также от наступивших в результате последствий. Она может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной.

Коррупционные правонарушения представляют собой противоправные виновные деяния (действие или бездействие), связанные с неправомерным использованием в корыстных целях должностными лицами предоставленных им должностных полномочий.

По степени общественной опасности коррупционные правонарушения подразделяются следующим образом: коррупционные преступления; административные коррупционные правонарушения; коррупционные гражданско-правовые деликты; коррупционные дисциплинарные проступки.

За совершение коррупционных правонарушений действующим законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

К дисциплинарным мерам относится замечание, выговор, а также увольнение со службы в связи с утратой доверия. Последнее из указанных взысканий может применяться в отношении государственных и муниципальных служащих в связи с непредставлением либо указанием ими в справках недостоверных или неполных сведений о своём имущественном положении, имуществе установленных законом родственников.

Гражданская ответственность наступает за принятие служащими подарков в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей. Закон предусматривает передачу таких подарков в государственный орган (орган местного самоуправления).

Основанием для административной ответственности являются коррупционные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, которая влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от трехкратной суммы денежных средств, незаконно переданных, обещанных или предложенных от имени юридического лица до стократной суммы таких денежных средств. Кроме того, установлена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего, предусмотренная ст.19.29 КоАП РФ. За указанное административное правонарушении предусмотрено наказание в виде штрафа на физических лиц от 2000 до 4000 рублей, на должностных лиц – от 20000 до 50000 рублей, на юридических – от 100000 до 500000 рублей.

Уголовная ответственность в данной сфере отношений наступает за отдельные виды хищений с использованием служебного положения, в том числе мошенничество, а также за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, злоупотребление полномочиями в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгод для себя или для третьих лиц. Так, УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. Наказание за данное преступление колеблется от штрафа в размере 15-кратной суммы взятки до лишения свободы до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Юридическое лицо, несёт ответственность за коррупционные правонарушения в соответствии с законодательством в случаях, если от его имени или в его интересах осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения таковых. При этом, применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо.

Во всех перечисленных выше случаях ответственность применяется в целях недопущения коррупционных нарушений впредь, противодействия коррупционным проявлениям, минимизации их последствий, а также – обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также: