В чем заключается профессия дирижера

Обновлено: 05.05.2024

Любители классической и хоровой музыки хорошо знакомы с тем, чем занимается дирижёр. Это именно тот единственный человек, которому разрешено стоять спиной к аудитории в ходе концерта. И именно он руководит оркестром.

Ещё до середины ХХ века это была довольно престижная профессия. Сегодня же её можно отнести к интересным и редким. Где учиться на эту профессию, где можно работать после окончания обучения и сколько можно зарабатывать, вы узнаете из нашей статьи.

Знаете ли вы? Некоторые используемые для управления оркестром предметы до начала XIX века представляли угрозу для здоровья и даже жизни дирижёра. В мировой истории известен факт, когда французский дирижёр, создатель французской национальной оперы Жан-Батист Люлли умер от гангрены, которая развилась после его ранения в ходе отбивания такта на концерте тростью-батуттой.

Обязанности

Тем, кто планирует выбрать себе данную профессию, интересно будет узнать, что входит в обязанности дирижёра.

Их немного:

  • руководить музыкальным коллективом;
  • разучивать с ним музыкальные композиции;
  • указывать в ходе концерта с помощью движений рук, головы, тела, мимики на темп, ритм, метр, контуры мелодии;
  • подбирать репертуар;
  • художественно трактовать музыкальную композицию;
  • составлять план репетиций и проводить их;
  • осуществлять подбор музыкантов.

Профессия требует специальных знаний, навыков и обязательно одарённости.

Руководителю музыкального коллектива необходимо знать:

  • нотную грамоту;
  • историю музыку;
  • теорию записи и чтения хоровых произведений;
  • основы хороведения.

Знаете ли вы? Привычную для нас деревянную дирижёрскую палочку впервые для управления оркестром начал использовать Игнац фон Мозель в 1812 году в Вене. До этого применялись трубки из кожи, рулон нот, трость, золотая палочка.

Дирижёру нужно владеть:

  • технической ловкостью рук;
  • специально натренированным слухом;
  • музыкальной одарённостью;
  • драматургическим чутьём.

Места работы

Сегодня дирижёр может устроиться на работу в такие организации:

  • филармонию;
  • театр;
  • музыкальную школу, училище, ВУЗ;
  • консерваторию;
  • оркестр;
  • хор;
  • НИИ образования и культуры;
  • студию звукозаписи;
  • телевидение;
  • радиостанцию;
  • кинематограф.

Важно! Для понимания специфики работы людей, с которыми ему придётся работать, т. е. музыкантов, руководителю коллектива необходимо владеть игрой хотя бы на одном музыкальном инструменте.

Специализация, карьера и перспективы

В зависимости от того, какими коллективами руководит дирижёр, существует несколько специализаций:

  • хормейстер;
  • дирижирование оперно-симфоническим оркестром;
  • дирижирование военно-духовым оркестром;
  • дирижирование ансамблем народных инструментов.

Что касается карьерного роста, то специалист по дирижированию после овладения соответствующим опытом и профессионализмом, а также внесения существенного вклада в развитие искусства может стать заслуженным работником культуры, заслуженным артистом РФ и народным артистом РФ.

Зарплата

Зарплата дирижёра будет зависеть от его именитости и степени профессионализма. Больше всего получают те, кому удалось пробиться в сферу шоу-бизнеса, кто руководит известными оркестрами, хорами, работает в популярных театрах.

Меньше всех получают специалисты, которые работают в сфере образования, в детских студиях. Речь идёт о средних доходах в 20–50 тысяч рублей. Больше можно зарабатывать, если проводить частные уроки.

Знаете ли вы? Профессия дирижёр считается мужской. Знаменитых женщин, работавших в ней, можно перечислить по пальцам: шведка Эльфрида Андрее, француженки Надя Буланже и Жанна Эврар, россиянка Вероника Дударова.

Кому подходит профессия

Эта профессия подойдёт творческим личностям, с хорошо развитым воображением, чувством ритма, музыкальным слухом, артистизмом. Поскольку дирижёр управляет группой людей и обязан сделать их работу слаженной, он должен быть лидером по натуре, к тому же чудесным коммуникатором, способным объединять и убеждать.

Ему необходимо любить музыку, людей. Ему должно нравиться быть в центре внимания, находиться среди людей. Человек, желающий овладеть данной профессией, должен быть ответственным, поскольку ему предстоит отвечать за весь коллектив, за исполнение музыкального произведения.

Важно! Так как дирижёру приходится управлять группой людей и поддерживать позитивную атмосферу в коллективе, ему необходимо знать основы педагогики и психологии.

Востребованность — легко ли устроиться на работу

Чтобы узнать, востребована ли сегодня эта профессия в России, достаточно заглянуть на сайты вакансий. На момент написания статьи в Москве было заявлено 2 вакансии дирижёра оркестра с зарплатой 70–120 тысяч рублей и 23 вакансии в целом по России с зарплатой 13–30 тысяч рублей.

Как стать дирижёром

Самыми востребованными из них являются:

  • Московский государственный университет культуры и искусств;
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Московский государственный институт музыки им. А. Шнитке;
  • Северо-Кавказский федеральный университет;
  • Ульяновский государственный университет;
  • Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского;
  • Челябинская государственная академия культуры и искусств.

Требования

К претенденту на должность дирижёра выдвигается ряд требований.

Он должен обладать:

  • музыкальным слухом, чувством ритма, отличной памятью;
  • хорошей координацией движений, подвижностью пальцев, мануальной техникой;
  • усидчивостью;
  • развитым воображением;
  • творческим мышлением и фантазией;
  • педагогическими и организаторскими способностями;
  • лидерскими качествами;
  • способностью легко находить контакт с людьми.

Таким образом, профессия дирижёр сегодня является редкой. Она требует не только определённых знаний и умений, но и одарённости, а также гибкости рук и пальцев.

дирижёр это кто

Для детей, которые увлекаются музыкой и мечтают посвятить свою жизнь служению этому искусству расскажем, дирижёр это кто такой, какова его роль в социальном мире, что за профессия это и как стать её представителем.

Для того, что бы внести немного ясности и дать максимально понятное определение специальности, обратимся к проверенному источнику википедия.

Дирижёр – это высококвалифицированный специалист, имеющий музыкальное образование, в чьи обязанности входит компетентное руководство слаженной работы оркестра или хорового коллектива.

История профессии

Принято считать, что дирижирование, как отдельная профессия зародилось в начале 19 века. Но если внедриться в исторические источники, то можно заметить, что ещё на древнеегипетских рисунках присутствует некий образ человека с предметом в руке, напоминающем жезл, который стоит напротив музыкантов и певцов, руководя их действиями.

Из этого можно сделать вывод, что профессия уходит своими корнями далеко в древние времена, о которых нам на вряд ли удастся узнать всю правду. Так же дирижёров можно увидеть на церковных картинках, где они руководили хором с помощью пальцев рук.

Со временем, когда оркестровая игра усложнялась и становилась более виртуозной, без дирижирования и вовсе было не обойтись.

Чем занимается

А теперь подробно расскажем, чем занимается дирижёр и насколько сложна данная профессия.

  1. Руководит музыкантами во избежание хаоса в коллективе;
  2. Является ответственным лицом, которое отвечает за исполнение музыкальных произведений коллективом;
  3. С помощью профессиональных навыков правильно расставляет звук каждого инструмента в коллективе;
  4. Расставляет музыкантов в зависимости от их способностей и музыкальных возможностей игры или пения.

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Как стать дирижёром

Если вас все же заинтересовала профессия дирижер, то в данном разделе статьи расскажем, как стать таким специалистом, и что для это нужно.

  1. Для начала вы должны быть профессионально пригодны для этой специальности;
  2. Закончить музыкальную школу;
  3. Закончить музыкальный ВУЗ;
  4. Нарабатывать практический опыт под контролем наставника.

Только огромная любовь к музыке и страсть к покорению вершин могут сделать из обычного музыканта великого дирижёра.

Плюсы и минусы профессии

Перед тем, как отдать предпочтение той или иной профессии, стоит внимательно ознакомиться с какими плюсами и минусами деятельности придётся столкнуться, отдавая себя ремеслу.

  • Быть лидером и знать, что виртуозная и слаженная игра коллектива это твоих рук дело, всегда приятно;
  • Возможность путешествий, как в собственной стране, так и за её пределами;
  • Знакомство с большим количеством интересных талантливых людей;
  • Достойный уровень финансовой мотивации;
  • При усердии и желании развиваться;
  • Имеется огромная вероятность стать известной медийной личностью.

Минусы:

  • Для людей, которые не имеют врождённого музыкального и лидерского таланта путь в данной профессии будет труднее и тернистее;
  • Высокий уровень ответственности, как перед коллективом, так и перед зрителями;
  • Часто ненормируемый рабочий день и высокая эмоциональная и физическая нагрузка;
  • Случаются конфликты внутри коллектива, которые необходимо решать;
  • Необходима постоянная и порой изнурительная работа над прокачкой собственного таланта и мастерства;
  • Мало времени для личной жизни;
  • Случается творческое выгорание, что часто сопровождается длительными депрессиями.

Подведём итоги

В данной статье собрана краткая информация, которая будет полезна для детей и взрослых. В ней мы рассказали, дирижёр это кто такой, какую роль играет в музыкальной сфере.

Если все что выше описано подходит для вашего ребенка, то это в будущем может быть его специальностью.


Летом 1971 года я провел десять недель в общежитии для женатых студентов в Тэнглвуде в роли одного из четырех дирижеров-стажеров. Для двадцатипятилетнего дирижера, который три сезона был музыкальным руководителем Йельского симфонического оркестра, такой опыт оказался новым: раньше я учился, старался создать прекрасный студенческий оркестр и дирижировал им, а в Тэнглвуде, альма-матер величайших музыкантов столетия, присутствовал на летнем семинаре в профессиональной атмосфере под эгидой Бостонского симфонического оркестра.

У это вызывало неприятие, кому-то казалось бахвальством, однако на деле так проявлялась артистическая юность Майкла, проходившая у всех на виду. Вскоре он станет одним из двух американцев моего поколения, которые получат безусловное международное признание — не только в американской музыке, но и как великие дирижеры основного европейского канона. Вторым станет Джеймс Ливайн. Когда я впервые встретился с Майклом в Байройте летом 1966 года, он был просто Майком Томасом из . И вот пять лет спустя он стал Майклом Тилсоном-Томасом и учился быть собой: раздвигал границы и решал, что ему подходит, а что нет. Он искал себя на наших глазах так, как должен делать любой дирижер, потому что дирижирование — в конечном счете весьма публичное искусство.

Одзава был более невозмутим и уверен в своем положении. Стройный человек с необычной внешностью, он держался как законный наследник престола, абсолютно спокойно и немного отстраненно, подвергая всех своему суду и неизменно присутствуя на концертах. Он никогда не вел семинары, что кажется мне странным в ретроспективе, но ходил на все наши выступления. Что-то в нем говорило об осторожности на публике и о внутреннем ощущении уверенности. Если между студентами возникало разногласие, разрешить его просили Одзаву. Его стиль был тщательно продуман: стрижка напоминала зрителям о Beatles, а вместо белого смокинга и черного галстука, которые считались стандартом в Тэнглвуде с момента его основания в 1937 году, он носил пиджак Неру с и белую водолазку. Он часто дирижировал без нот. Его ждала международная карьера, которая поставит его на одну доску с двумя современниками, Зубином Метой и Клаудио Аббадо.

Ленни мог ходить в сапогах или в кедах, носить фиолетовую футболку или выступать в белом костюме Кусевицкого. Бесконечно очаровательный, интересующийся всеми и всем, он казался не человеком, а явлением природы. Он был Леонардом Бернстайном, умноженным на тысячу, так же как Сэйдзи был Одзавой, умноженным на сто, а Майкл Тилсон-Томас — Майком, но в десять раз больше. Они использовали систему обратной связи, личной и художественной, которая делала их великими и умножала все индивидуальные черты, что позволяло их интерпретациям классической музыки быть тонкими и уникальными. Эти три человека, конечно, знали друг друга: Одзава и явно учились у Бернстайна, — но их выступления нельзя было перепутать, потому что они отражали именно их индивидуальность и ничью другую.

Бернстайн пробился сквозь пять недель мелких дрязг и интриг — и показал нам, для чего мы приехали туда в то лето и почему вообще стали музыкантами.

После репетиции я пошел прогуляться под звездами и заплакал. Я плакал, потому что забыл, кто я такой, и понадобился этот человек, которого я раньше не считал особенно великим, чтобы напомнить мне,

— не словами, книгами или телепрограммами, но самой своей сущностью чистого и неотразимого человеческого существа, глубоко преданного власти и силе музыки. Именно таким я и стремился стать.

Те из нас, кто входит в эту сферу, ощущают влечение к самому сердцу музыки сродни наркотическому. Может, то, что я скажу, прозвучит слишком просто, но для нас музыка — величайший из видов искусства, а в рамках этого вида величайшая музыка — та, для которой требуется дирижер и которая неудержимо тянет нас вдаль и вглубь. Вот почему мы ею занимаемся.

Тот, кто любит изобразительное искусство, может сравнить уникальную сущность дирижирования с шансом подняться на леса Сикстинской капеллы и воссоздавать ее фрески, имея право менять насыщенность цветов.

Дирижер реагирует на музыку, которая тихо спит на странице, и, производя сложные действия, добивается, чтобы она проникла в нас. Музыку можно одеть в костюмы, образы, слова, которые поются или говорятся, тела, танцующие под нее или вопреки ей, и действительно, у нее есть загадочная способность соответствовать этим зрительным образам и даже порождать их, — но в основе своей она остается невидимой. Несмотря на ограничения, мы исследуем тайны жизни и смерти, радости и печали, надежды и отчаяния, отчуждения и единения и все оттенки серого, которые можно найти в проявлениях этих вещей в старых и новых шедеврах, данных нам великими композиторами. Не все они были героями и даже хорошими людьми, но они обладали способностью облекать звук в некую форму и передавать с помощью последовательностей нот фундаментальный смысл человеческой природы.

Мы контролируем время — появление и завершение нот в каждой фразе, продолжительность пьесы, которая может отличаться на целых пятнадцать процентов в зависимости от дирижера, — поскольку контролируем внутренний баланс каждого звука, исходящего от группы инструменталистов и солистов. Мы должны представлять себе конец — цель — прямо перед тем, как начинаем пьесу, однако сохранять гибкость и понимание того, что на пути в любой момент возможны изменения. Мы одновременно ведем коллективную волю группы и следуем за ней. В конечном счете в сотрудничестве со многими людьми мы дирижируем музыкальное произведение, которое может занять всего три минуты или, как в случае с операми Вагнера, четыре с половиной часа.

Поскольку каждое выступление, каким бы прекрасным оно ни было, выделяет лишь несколько аспектов музыкального произведения, естественно, что величайшие дирижеры привносят нечто уникальное, мощное и убедительное в процесс, в сущности представляющий собой перевод в звуки нот, напечатанных на странице. Никто в жизни не ходил на выступления Бернстайна, чтобы послушать, как чисто играет оркестр, однако именно это стало главным критерием для критиков, которые хвалили кристальную ясность у Пьера Булеза. Никто не говорил о том, как точно Леопольд Стоковский придерживается текста, однако верность тексту — знак качества для фанатов Тосканини и Риккардо Мути. Никто никогда не ходил на выступление Караяна, чтобы услышать, как со страницы прыгают танцевальные ритмы, но именно по этой причине мы восхищались выступлениями Бернстайна. Для Бернстайна пульсация музыки была ее жизненной силой. Караян казался гораздо более загадочным и властным.

Булеза, Бернстайна и Караяна можно рассматривать как представителей трех разных взглядов на реставрацию. Караян сохранял да Винчи таким, каким открыл его и полюбил; он никогда не пытался снять слои лака, предпочитая мягкие контуры и поверхности, с его точки зрения намеренно сделанные темными и размытыми. У Ленни эта техника сфумато не вызывала доверия, потому он пытался восстановить изначальные цвета заднего и среднего плана. Булез пользовался рентгеновским аппаратом, чтобы бесстрастно представить структуру и процесс, задуманные создателем. […]

Вне зависимости от репутации, которая привлекает наше внимание к определенным аспектам искусства маэстро, по-настоящему великие дирижеры несут свое особое общее звучание с собой. Если вы сравните записи дирижеров, которые работали с разными оркестрами, то услышите эти личные особенности как нечто общее, что позволяет игнорировать традиции конкретных оркестров: Булез с , Кливлендским и Байройтским оркестрами звучит как Булез; Бернстайн с Израильским филармоническим, Лондонским симфоническим и остается Бернстайном; Стоковский с Филадельфийским, Хьюстонским и Лондонским симфоническим неизменно открывает нам роскошный мир звуков.

Еще один способ увидеть этот феномен — послушать великие оркестры, записанные с разными дирижерами: Чикагский с Райнером, Шолти и Баренбоймом, Филадельфийский с Орманди, Мути и Незе-­Сегеном, Берлинский с Караяном, Аббадо и Рэттлом. В каждом случае внутреннее соотношение элементов, атаки, подъемы и спады в музыке — в целом общий эффект от выступления — меняются в зависимости от человека, который дирижирует, но индивидуальное звучание различных оркестров тем не менее сохраняется.

Независимо от того, насколько мы известны и как сильно стараемся, порой мы сами не понимаем, что выступление удалось. Это очень важная составляющая нашей тайны.

Но, возможно, еще важнее, кто решает, удалось ли выступление. Исполнитель обычно полагается на собственные ощущения после концерта — и иногда на слова критика, которые прочитает в рецензии на следующий день. Мы ошибаемся, поскольку верим в собственную ответственность за происходящее.

В ту субботу, после обеда, я вошел в оркестровую яму, поклонился зрителям и повернулся к оркестру. Я посмотрел налево, направо и прямо перед собой, как обычно приветствуют музыкантов, но не узнал лица примерно двадцати процентов присутствующих. Я невольно разинул рот от изумления, подсчитывая их число в уме и выискивая тех, кому особенно понадобится мое внимание. В темноте сидели две с половиной тысячи человек и ждали, пока я сделаю. Я вдохнул и приступил.

Первый гобоист, читавший с листа, в момент решил играть на два счета, в то время как я показывал один. В результате он играл в два раза медленнее, чем все остальные. Второй гобоист пихнул коллегу, и тот исправился. Один из контрабасистов решил играть пиццикато там, где в нотах была общая пауза. Так оно и продолжалось, а в момент особенно нервный тенор проигнорировал поднятую руку, которой я пытался удержать его от преждевременного вступления, решил запеть и оказался на два такта впереди оркестра в своей арии из первого акта.


Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

Содержание

История

Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. xeir — рука и др.-греч. nomos — закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д. [1] .

Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.

С появлением в XVII веке системы генерал-баса, обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач — концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер; в отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти [1] .

По мере отмирания системы генерал-баса (во второй половине XVIII века) возрастало значение скрипача-концертмейстера; и в XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах; он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки.



XIX век в истории дирижирования

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижёрскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году; в 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. М. Вебер в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте-на-Майне [1] .

На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Так, в Вене с 1771 года в публичных благотворительных концертах Музыкального общества, которыми сначала руководил Флориан Леопольд Гассман, а затем на протяжении многих лет Антонио Сальери, часто исполнялись сочинения ушедших композиторов или современников, которые по тем или иным причинам лично участвовать в концертах не могли. Практика исполнения чужих сочинений в конце XVIII века распространилась в оперных театрах; чужими операми нередко дирижировали Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка, и Джованни Паизиелло.

Если в XVIII веке композиторы-дирижёры выступали в основном со своими оркестрами (капеллами), исключение составляли лишь оперные композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке и на концертной эстраде появились гастролёры, выступавшие как с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, позже Р. Вагнер [1] .



Дирижирование в XX веке

Чувствуя себя сотворцом исполняемого сочинения, дирижёр-романтик порою не останавливался перед внесением тех или иных изменений в партитуру, прежде всего касающихся инструментовки (некоторые исправления, внесённые романтиками в поздние сочинения Л. ван Бетховена, и сейчас принимаются дирижёрами), тем более не видел большого греха в отступлении, на своё усмотрение, от обозначенных в партитуре темпов и т. д. Это казалось оправданным, поскольку далеко не все великие композиторы прошлого в совершенстве владели оркестровкой, а Бетховену, как предполагалось, глухота мешала ясно представить себе звуковое сочетание, — в то же время возросшая значимость дирижёров-профессионалов нередко побуждала здравствующих композиторов советоваться с ними или вносить в партитутру исправления после неправильного, но впечатляющего исполнения.

Современность



В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений (без палочки ещё в первой половине XX века дирижировал Леопольд Стоковский). Те же, кто не отказывается, держат её, как правило, в правой руке. Самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.

Профессия дирижёра и в настоящее время остается преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее, Надя Буланже дебютировала как дирижёр в 1912 году, Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 г., известностью пользовались Сара Колдуэлл (первая женщина, дирижировавшая в Метрополитен Опера) и более 50 лет работавшая с крупнейшими оркестрами СССР Вероника Дударова.


Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

Описание профессии

Дирижер Валерий Гергиев

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Зачем оркестру дирижер?

То есть дирижер нужен прежде всего, чтобы задавать правильный ритм?

Как минимум, задавать ритм и сигнализировать, кто в какой момент вступает — это действительно важно. Музыканты, конечно, и сами могут следить за происходящим по нотам, отсчитывать такты и прислушиваться к коллегам, но это не всегда просто, а в большом симфоническом оркестре музыканты просто не могут услышать все партии. Однако этим задачи дирижера, разумеется, не ограничиваются: он отвечает за все параметры исполнения, за то, чтобы все было объединено единым темпом и настроением. И за трактовку — ведь одно и то же сочинение можно сыграть совершенно по-разному. С разной скоростью, расставляя разные акценты, по-разному трактуя настроения частей, уделяя разное внимание партиям. Этим дирижер и занимается на репетициях, разбирая, иногда очень въедливо, партитуры с музыкантами, пока не будет удовлетворен звучанием и общим смыслом сочинения.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:

  • дирижирование академическим хором;
  • дирижирование оркестром народных инструментов;
  • дирижирование оркестром духовых инструментов;
  • художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и др.

Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.

Требования к профессиональным навыкам

Для того, что бы считаться профессионалом, дирижер должен обладать следующими знаниями и практическими навыками:

  • Обладать идеальным музыкальным слухом и чувством такта;
  • Иметь отличную интуицию;
  • Обладать музыкальной грамотностью;
  • Иметь гибкость рук и пальцев;
  • Обладать хорошей координацией движений;
  • Иметь высшее академическое образование по дирижерству;
  • Быть лидером по жизни и в коллективе;
  • Обладать организаторскими способностями;
  • Быть творческим человеком;
  • Возможно создание своего личного сценария по управлению коллективом музыкантов;
  • Быть коммуникабельным и общительным человеком.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Обучение на дирижера

Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:

При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.

Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Дирижирование (Академия имени Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Дирижирование (Факультет церковного пения)

Московский государственный институт культуры

Дирижирование (Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств)

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Палочка дирижера – волшебная палочка

При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.

волшебная палочка дирижера


С ее помощью задается ритмический рисунок, показываются вступления и требуемая громкость для всех инструментов оркестра. Дирижерская палочка стала использоваться не сразу – ей предшествовали другие предметы и способы управления музыкантами. До XIX века ее роль играли баттута или смычок скрипки. Первая представляла собой большую палку, которой дирижер ударял о землю, указывая ритм и темп звучания. Баттута была несовершенна, ее звук часто заглушал звучание музыки.

В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка — главный музыкант оркестра. С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки.

Кому подходит

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 10:35 + в цитатник Парашутов

Читайте также: