Труды каких философов и государственных деятелей положены в основу политики просвещенного абсолютизма

Обновлено: 01.05.2024

Многие историки и философы пытались дать ответ на вопрос, что такое Просвещение, но ни одно из определений нельзя назвать точным, поскольку слишком многообразны были проявления этого удивительного феномена Нового времени. Просвещение рассматривают и как мировоззрение, т. е. систему взглядов на мир и человеческое общество, и как широкое, социально окрашенное культурное движение, ведь просветители не только выстраивали теории, часто утопичные, но и пытались действовать, способствуя их применению на практике. Осознавая, насколько несовершенен установившийся порядок вещей, они верили в прогресс и хотели выстроить справедливые общественные отношения.

В каждой из европейских стран Просвещение имело свои особенности, однако существовали общие идеи и понятия, характерные для всех просветителей. Во-первых, их учение основывалось на рационализме, или культе разума как главной движущей силы общественного прогресса и критерии истины. Они утверждали, что, развивая свой разум посредством просвещения, приобретая новые знания и навыки, люди станут не только лучше, но и счастливее, так как со временем будут жить среди столь же разумных и образованных членов общества, а значит, оно обязательно изменится в лучшую сторону. Пороки, свойственные человеку, есть следствие заблуждений и предрассудков, от которых можно освободиться только с помощью разума, обладающего безграничными возможностями.

В своих теоретических построениях философы века Просвещения исходили из естественного права, которым каждый человек обладает с рождения. Основополагающими правами считались свобода и равенство. Просветители полагали, что в далёкие времена, когда люди находились в естественном (по сути, первобытном) состоянии, эти права не нарушались, потому что ещё не было государства. По мере развития общества возникла необходимость поддерживать в нём порядок, и людям пришлось заключить друг с другом общественный договор. С этого момента появилось государство, призванное охранять свободу, безопасность и собственность граждан, и все они добровольно подчинились его власти. Таким образом, говорили просветители, верховная власть правителя исходит от народа, а не от Бога, как утверждали сторонники абсолютизма. Отношения в обществе также установили люди, а значит, они имеют законное право изменить то, что их не устраивает.

Приветствуя установление конституционной монархии, Локк стал основоположником учения о разделении властей. Власть, по мысли Локка, следовало разделить на законодательную и исполнительную, но так, чтобы последняя включала в себя и судебную, и федеративную ветви власти (федеративная отвечала за внешнюю политику). Законодательная власть должна принадлежать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительная — монарху и назначенному им правительству. Разделение властей и их независимость друг от друга гарантировали гражданам защиту от произвола со стороны государства.

Локк проповедовал веротерпимость (правда, это не касалось католиков и атеистов) и предлагал отделить церковь от государства. Младшие современники и последователи Локка также занимались проблемами религии и нравственности. Его воспитанник Э. Купер, более известный как граф Шефтсбери (1671—1713), утверждал, что человек от природы добр и обладает естественной моралью, поэтому нравственность никак не связана с религией и следует разделить эти понятия. Г. Сент-Джон, лорд Болингброк (1678—1751), просвещённый аристократ и сторонник партии тори, подверг суду разума текст Священного Писания и поставил под сомнение содержащиеся в нём сведения. В основе всех религий, различия между которыми заключаются лишь в обрядах, утверждал Болингброк, лежит универсальная естественная религия.

К просветительскому лагерю примыкали известные английские писатели Д. Дефо, Г. Филдинг, Д. Свифт, которые одновременно были видными публицистами, авторами памфлетов и статей на политические темы. В сатирических произведениях Свифта, в том числе в повестях о приключениях Гулливера, звучала критика общественных отношений, в основе которых лежало разделение людей на бедных и богатых, угнетателей и угнетённых. Английские мыслители, особенно Локк, оказали существенное влияние на развитие Просвещения в других странах Европы и Америки.

Французское Просвещение. Франция ещё в период Средневековья считалась законодательницей мод в одежде и придворном этикете, а в Новое время превратилась в страну с высокоразвитой художественной культурой. Французская литература и изящные искусства вызывали восхищение образованных людей и в Старом, и в Новом Свете, а французский язык стал языком их общения. Просветители, жившие в разных странах и даже на разных континентах, могли вести обширную переписку и обсуждать интересующие их вопросы.

Самым знаменитым представителем французского Просвещения можно назвать Ф. М. Аруэ, известного под псевдонимом Вольтер (1694—1778). Бойкому перу Вольтера принадлежит множество разных произведений — романов, повестей, стихов, исторических и философских сочинений. Три года он жил в Англии, изучая её политический строй, философию и литературу, затем начались его скитания по свету, и лишь с приближением старости Вольтер поселился в поместье Ферне близ франко-швейцарской границы. Он стал подлинным властителем дум, знакомства с ним искали даже коронованные особы, хотя Вольтер имел несносную привычку язвительно высмеивать окружающих людей.

Труды Вольтера отражают его оптимизм, надежды на лучшее будущее, которые он связывал с деятельностью просвещённого монарха. Вольтер утверждал, что мудрый правитель, обладая верховной властью, преобразует общество на началах разума и создаст справедливые законы. Однако уравнительные идеи были ему чужды, и он считал собственность таким же естественным правом, как свободу. Едва ли не центральное место в его сочинениях занимает резкая критика католической церкви. Вольтер проповедовал веротерпимость, осуждал религиозный фанатизм, суеверия, высмеивал священнослужителей и полагал, что люди просвещённые, принадлежащие к верхам общества, вполне могут обойтись без религии, но она является необходимой уздой для народа.


Вольтер


Шарль Монтескьё


Дени Дидро


Жан-Жак Руссо

Совершенно иными были взгляды Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Он, как и другие просветители, порицал суеверия и церковные обряды, но верил в Бога и находил в этом утешение.

Руссо отрицательно относился к частной собственности, полагая, что с её появлением люди испортились, начали совершать преступления и воевать друг с другом. В его теоретических постулатах присутствуют уравнительные тенденции, но он осознавал, что полностью искоренить имущественное неравенство невозможно, поэтому предлагал ограничить его разумными пределами, чтобы все члены общества жили в достатке, без крайней бедности или богатства. В отличие от других просветителей, он не верил в прогресс и доказывал, что человек был счастлив лишь в то далёкое время, когда жил по законам природы, т. е. в первобытном обществе. Руссо рассматривал государство как результат общественного договора и отстаивал принцип народного суверенитета — только народ является источником власти и обладает правом смещать и назначать высших должностных лиц.

Мечтой Руссо всегда оставалось всеобщее избирательное право и введение прямой демократии наподобие античных полисов, где все граждане участвовали в законотворчестве и управлении государством. Его идеи оказались одновременно революционными и утопичными, так как их невозможно было осуществить. Учение Руссо оказало сильное влияние на деятелей Французской революции конца XVIII в. Социальная утопия, т. е. разработка проектов идеального общества, стала одним из популярных направлений просветительской мысли во Франции.

Просвещённый абсолютизм. В 1750—1780-х гг. многие европейские правители (или их министры) расширили политику реформ, направленных на модернизацию государственного управления и общественных отношений. Эти преобразования стали ответом на требования времени и проводились под влиянием передовых философских теорий, прежде всего учения Вольтера о просвещённом монархе. Реформаторская политика европейских государей века Просвещения получила название просвещённый абсолютизм. Реформы в духе просвещённого абсолютизма имели место в Швеции и Дании, странах Пиренейского полуострова, итальянских и германских государствах — повсюду реформаторы пытались изжить устаревшие порядки. Идея равенства подданных перед монархом и законом нанесла удар по сословному строю, поставила под сомнение вековые привилегии дворянства и церкви, побудила правителей задуматься об улучшении положения народа, а культ разума способствовал развитию образования и светской культуры.

В Испании политика просвещённого абсолютизма проводилась при короле Карле III (1759—1788), опиравшемся на толковых и энергичных министров. Правительство ограничило права Месты, устранило многие препятствия для развития торговли, например ввело свободную торговлю зерном. Специальный указ снял запрет на участие дворян в хозяйственной деятельности, которая на протяжении веков была несовместима с понятиями о дворянской чести. Корона решилась на отмену монополии Севильи и Кадиса на ведение колониальной торговли, провела реформу управления заморскими территориями, из Испании и её колоний был изгнан орден иезуитов, а его имущество конфисковано в пользу государства.

Широкая программа преобразований проводилась в жизнь в империи Габсбургов. При Марии-Терезии (1740—1780) и особенно её сыне Иосифе II (1780—1790) реформы затронули практически все сферы жизни общества — аграрные отношения, ремесло, промышленность, торговлю, церковь и образование.

Иосиф II ввёл единообразное деление страны на округа, игнорируя исторически сложившиеся границы между землями, и объявил немецкий язык государственным, намереваясь таким образом сплотить разобщённые народы. Представители всех сословий, включая дворян, были уравнены перед судом и получили право занимать любые государственные должности. В 1780-е гг. в некоторых землях была ликвидирована крепостная зависимость крестьян, помещики лишились судебной и полицейской власти над ними. В соответствии с постулатами Просвещения император-католик проявлял подлинную веротерпимость, разрешив всем жителям империи свободно исповедовать свою веру, но в то же время из прагматических соображений начал притеснять католическую церковь. Закрыв более половины монастырей, Иосиф II использовал доходы от их имущества на просветительские и благотворительные нужды и ввёл бесплатное начальное образование. Однако далеко не все подданные желали, чтобы их осчастливили насильно, многие были недовольны повсеместным насаждением немецкого языка и церковной политикой монарха, а дворяне негодовали по поводу освобождения крестьян и уравнения прав сословий.

Заслуженной репутацией короля-философа и одновременно великого полководца пользовался Фридрих II Прусский, которого называли Фридрихом Великим (1740—1786). Он завершил многие начинания своего отца, и Пруссия заняла достойное место в ряду великих европейских держав, ещё больше увеличив территорию, население и армию, ставшую лучшей в Европе. Фридрих II был образованным человеком, много лет поддерживал связи с Вольтером, увлекался музыкой, живописью, литературой, играл на музыкальных инструментах и писал картины. Он заботился о воспитании и образовании подданных, ввёл обязательное начальное обучение, и к концу его правления большая часть населения Пруссии владела грамотой. Реформы коснулись и судопроизводства — были отменены пытки, запрещены суды над ведьмами, всех подданных уравняли перед законом. В то же время этот широко одарённый правитель отличался склонностью к деспотизму. Не доверяя своим приближённым, монарх не назначал министров и сам вникал во все проблемы государственной и общественной жизни.

Реформы просвещённого абсолютизма не были полным воплощением смелых идей философов-просветителей, хотя в основе своей соответствовали их взглядам. В большинстве случаев проводимые сверху преобразования задевали интересы и высших, и низших сословий и потому встречали упорное сопротивление со стороны общества. В результате многие прекрасные начинания того времени не удались, однако реформаторская деятельность монархов века Просвещения способствовала позитивным изменениям в жизни государств и народов.

Вопросы и задания

Период правления императрицы Екатерины ІІ (1762–1796) вошёл в историю России как эпоха просвещённого абсолютизма. Просвещённый абсолютизм — политика, сочетавшая принципы абсолютной монархии и некоторые идеи деятелей французского Просвещения (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), в частности: соблюдение монархической властью законности и недопущение произвола, необходимость заботы монарха о своих подданных в соответствии с законом.

Екатерина ІІ Великая (София Августа Фредерика Ангальт Цербстская) пришла к власти в результате дворцового переворота, лишив престола своего мужа — Петра ІІІ. Гвардейцы Измайловского и Семёновского полков с воодушевлением поддержали переворот. Екатерину ІІ провозгласили самодержавной императрицей в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В Зимнем дворце огласили Манифест о её восшествии на престол. На верность новой императрице присягнули члены Сената и Синода. Спустя день, Пётр ІІІ отрёкся от престола. Он был арестован, а вскоре умер (вероятно, его убил один из фаворитов Екатерины ІІ А. Орлов).

Перед императрицей стояла ответственная задача проведения такого политического курса, который бы отвечал условиям Нового времени. Будучи сторонницей идей просвещённого абсолютизма, Екатерина ІІ считала, что огромные российские территории и суровый климат объясняют необходимость самодержавия в России, но при этом оно должно быть обновлено с учётом новых исторических реалий. Она читала книги французских просветителей, даже вела переписку с одним из них — Франсуа Вольтером.

В русле просвещённого абсолютизма был проведён ряд реформ екатерининского времени:

Духовенство утратило возможность автономного существования из-за решения императрицы о проведении отторжения (секуляризации) церковных земель. Это поставило духовенство в зависимость от оказывавшего ему финансовую поддержку государства.

В отношении крестьянства, вопреки идеям просвещённого абсолютизма, проводился курс на усиление эксплуатации и крепостнических порядков. Связь крестьянина с землёй становилась всё более призрачной. Следствием этого был упадок крестьянских хозяйств.

Некоторые помещики пытались осуществить рационализацию своих хозяйств. При этом, желая увеличить его доходную часть, они хотели избежать изменений самой сути крепостнической системы. В таких имениях применялись технические устройства, вводился более прогрессивный многопольный севооборот, получали распространение новые сельскохозяйственные культуры (подсолнечник, табак, картофель).

Проникновение в крепостное хозяйство нехарактерных для него форм и методов организации труда стало одним из наиболее убедительных свидетельств глубокого кризиса, поразившего крепостнические производственные отношения, что приводило к крупным социальным волнениям, среди которых особо стоит выделить Крестьянскую войну во главе с донским казаком Емельяном Пугачёвым в 1773–1775 г. Выдав себя за императора Петра ІІІ, он сумел объединить вокруг себя казачество, крепостных и приписных крестьян, мастеровых, представителей разных народов Урала и Поволжья. Основной целью восставших была ликвидация крепостничества и освобождение крестьян. Они стремились к воссозданию свободных крестьянских общин.

Сторонникам Е. Пугачёва удалось взять Оренбург, Самару, были осаждены Уфа, Екатеринбург, Челябинск. Весной 1774 г. восставшие отошли за Урал. Накопив силы, крестьянская армия Е. Пугачёва захватила Казань, но спустя несколько месяцев, под напором правительственных войск, вынуждена была её оставить. После поражения у Царицына группа предателей выдала Е. Пугачёва. Он был отправлен в деревянной клетке в Москву, где и был казнён. Жестокая расправа ждала и других участников восстания. Плоты с висельниками были спущены на Волгу в качестве предостережения потенциальным бунтовщикам.

Причины поражения Крестьянской войны немногим отличались от причин неудач и других масштабных народных выступлений. Среди них: стихийность, локальность, неоднородность социального состава восставших, слабая вооружённость, присутствие наивного монархизма, размытость конечных целей борьбы. События Крестьянской войны убедили Екатерину в необходимости проведения реформ, направленных на централизацию и унификацию государственных органов управления и создание законодательной базы для закрепления сословных прав населения. Таким образом, в годы правления Екатерины ІІ основные категории населения приобрели сословную замкнутость, определённую соответственными правами и привилегиями, закреплёнными законами и указами. Главным образом это было направлено на укрепление позиций дворянства в качестве основной опоры самодержавной власти.

Превращение России в мировую державу в XVIII в

К концу XVIII в., благодаря проведению ряда успешных войн и тонким дипломатическим ходам, Российская империя превратилась в государство мирового масштаба. Начало восхождению России было положено ещё в петровские времена, когда в результате Северной войны молодая империя получила выход к Балтийскому морю.

В эпоху дворцовых переворотов внешняя политика строилась на петровских принципах. Главная роль отводилась южному направлению, где конкурентом России за контроль над Причерноморьем и Балканами выступала Османская империя. В 1735–1739 гг. разгорелась очередная война с Турцией. В этом конфликте на стороне России выступила Австрия. В 1736 г. русская армия отбила у противника Бахчисарай и Азов, а спустя год — Очаков. Но тактика Б.-К. Миниха, целенаправленно избегавшего генерального сражения, позволила противнику долгое время сохранять армию. Только в 1739 г. османов разбили под Ставучанами (в окрестностях Хотина, на р. Днестр). Русские войска были готовы к форсированию Дуная. Однако подвели австрийцы, которые, проиграв ряд сражений, в одностороннем порядке вышли из войны, подписав с Османской империей сепаратный мир. В результате Белградского мира 1739 г. Россия окончательно установила контроль над Азовом, но добиться выхода к Чёрному морю всё же не смогла.

В западном направлении продолжалось соперничество с Польшей и Германией. В 1733–1735 гг. произошла Русско-польская война, в ходе которой войска главнокомандующего русской армии Б. Миниха смогли взять Гданськ, а королём Польши был утверждён лояльно относившийся к Российской империи Август ІІІ. В Прибалтике и Финляндии в 1741–1743 гг. были пресечены попытки Швеции взять реванш за поражение в Северной войне. Россия так- же получила незначительные финские территории до реки Кюмень.

Во второй половине 1750‑х Россия вступила в Семилетнюю войну (1756–1763), которая велась между коалициями государств, но главным противником нашего государства считалась Пруссия. Задачей Российской империи было не допустить усиления немецкого влияния в Польше и Прибалтике. Успешные действия русских войск позволили взять Кёнигсберг (1758) и Берлин (1760). В сражениях этой войны получили своё боевое крещение будущие полководцы России — П. Румянцев и А. Суворов. Однако после ряда неудачных шагов на внешней арене Петра ІІІ, преклонявшегося перед Пруссией, первоначальные успехи были нивелированы, и Россия отказалась от всех приобретённых в ходе войны завоеваний.

Успешную экспансионистскую политику развернула Екатерина ІІ. В результате серии русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791 гг. были подписаны Кючук-Кайнарджийский (1774) и Ясский (1791) мирные договоры, признававшие доминирование России на черноморском побережье от Днепра до Днестра и её право иметь свой флот на Чёрном море. В состав Российского государства был включён Крым (1783), который ещё по условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора становился независимым от Турции. Опорной базой русского черноморского флота стал Севастополь. Устранение угрозы со стороны Крымского ханства и Османской империи позволило активнее осваивать земли на юге империи. Были основаны новые города Николаев (1789), Одесса (1795), Екатеринодар (1793).

Российская империя приняла участие в трёх разделах Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг., получив значительные территории Белоруссии, Украины, Литвы. Поводом для вмешательства России стала защита православного населения восточных воеводств Польши. Георгиевский трактат (1783) закрепил протекторат России над Восточной Грузией. В войне 1788–1790 гг. была отражена очередная попытка шведов вернуть себе утраченные ранее территории в Прибалтике.

За годы правления Екатерины ІІ было проведено шесть успешных войн, значительно расширивших её границы и увеличивших население с 20 до 34 млн человек. В конце века российская монархия, напуганная заревом революции во Франции, приняла участие в антифранцузских коалициях (1798–1799) с целью изгнания французов из Италии и Средиземноморья.

Русские полководцы. Успех России на полях сражений обеспечивали полководческие таланты П. Румянцева, А. Суворова, Ф. Ушакова.

Суворов Александр Васильевич (1730–1800) — русский полководец, один из видных теоретиков и основоположников русского военного искусства. Генералиссимус. Славу талантливого полководца он снискал ещё в годы Семилетней войны. Его авторитет укрепили победы, достигнутые в ходе русско-турецких войн (сражение у Фокшан на р. Рымник, взятие Измаила). Классикой военного искусства признаны итальянский и швейцарский походы (1799) А. Суворова. В ходе последнего русская армия совершила знаменитый переход через Альпы.

Ушаков Фёдор Фёдорович (1745–1817) — русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790–1792). Его блестящие победы в Керченском проливе, у форта Гаджибей и мыса Калиакрия подорвали господство турецкого флота на Чёрном море. Под руководством Ф. Ушакова русский флот взял главную морскую базу Франции в Средиземноморье — остров Корфу (1798), вытеснил французов с Ионических островов, Рима и Неаполя (1799).

Абсолютизм — это государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время, при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах).

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Эра свободы или эпоха свободы (швед. Frihetstiden) — полувековой эксперимент в Швеции с парламентской системой и увеличением гражданских прав в период от смерти Карла XII в 1718 до переворота Густава III в 1772. Переход власти от монархии к парламенту был прямым результатом катастрофической Северной войны.

Упоминания в литературе

Но большевистская революция путем страшных насилий освободила народные силы, призвала их к исторической активности, в этом ее значение. Переворот же Петра, усилив русское государство, толкнув Россию на путь западного и мирового просвещения, усилил раскол между народом и верхним культурным и правящим слоем. Петр секуляризировал православное царство, направил Россию на путь просветительства. Этот процесс происходил в верхних слоях русского общества, в дворянстве и чиновничестве, в то время как народ продолжал жить старыми религиозными верованиями и чувствами. Самодержавная власть царя, фактически принявшая форму западного просвещенного абсолютизма , в народе имела старую религиозную санкцию, как власть теократическая. Ослабление духовного влияния официальной церкви было неизбежным результатом реформы Петра и вторжения западного просвещения. Рационализм проник в самую церковную иерархию. Знаменитый митрополит эпохи Петра Феофан Прокопович был в сущности протестантом рационалистического типа. Но в Петровскую эпоху это имело свою компенсацию в ряде святых, которых не знала московская эпоха, в старчестве, в подземной духовной жизни.

Связанные понятия (продолжение)

В социальном аспекте славянофильство было представлено богатыми дворянами, выступавшими за просвещенный абсолютизм , отмену крепостного права сверху, активно участвовавшими в подготовке манифеста от 19 февраля 1861 года. Наряду с защитой явно консервативных сторон общественной жизни они внесли и немало положительного в развитие политической мысли России, смело подвергая критике многие негативные стороны российской действительности, выдвигая требование свободы мнений, выступая против безоглядного увлечения модными западными теориями. Этой стороной своей деятельности славянофилы внесли определенный вклад в общий процесс либерализации общественных отношений современной им России, оказывая положительное воздействие на представителей иных политических течений. Так, со слов Белинского, славянофилы и М. Бакунин помогли ему избавиться от мистической веры в народ, что привело его в конце жизни к более реалистической оценке социализма и будущности России (Белинский В. Г. Письма. СПб., типография М. М. Стасюлевича. Василеостровская 5-я линия, 28, 1914. Т. III. С. 338, 339).

Сторонником жесткой централизации Павел I был и в области местного управления, а потому с неодобрением относился к выборным должностям: фактически единственному реальному достижению времен политики просвещенного абсолютизма Екатерины П. В результате реформы, проведенной императором Павлом по указу от 12 декабря 1796 г., было введено новое административное деление России: уменьшилось количество губерний (с 50 до 41), некоторым были заменены названия. Конечно, здесь заметно стремление Павла I преуменьшить роль Екатерины II, исключая ее имя из названий губерний. Например, губерния Екатеринославская вошла в состав Новороссийской, а губернский город получил название Новороссийск. Но нелюбовь к императрице Екатерине не была решающей в губернской реформе Павла I. Его преобразования, вероятно, преследовали две цели: создать более дешевый аппарат управления страной путем его максимальной централизации и искоренить взяточничество и казнокрадство чиновников.

Становление современного государства в виде абсолютной монархии делало актуальным поиск рациональной теоретической конструкции политической власти. В трудах Вольфа, Пуффендорфа, Томмазия эта задача решалась в рамках теории общественного договора. Государство переставало восприниматься как божественное установление и начинало интерпретироваться как рациональная конструкция – результат общественного договора. Власть выступала как результат двусторонних договорных отношений, а фигура правителя соответственно утрачивала прежний характер (из священного носителя власти он становился договорным партнером). Рационализация, централизация, новая экономическая политика, кодификация права и бюрократизация власти – выступали как способ достижения этой цели в эпоху Просвещенного абсолютизма , который обоснованно рассматривается как важная стадия на пути создания правового государства.

Сторонники просвещенного абсолютизма И. Т. Посошков (1652–1726 гг.), В. Н. Татищев (1686–1750 гг.) и др. рассматривали правителя как просвещенного монарха, правителя-мудреца. Государство считали средством обеспечения общего блага, главным условием сохранения жизни и продолжения рода человеческого.

3) самодержавие рассматривал как надклассовую структуру, обеспечивающую единство общественного развития, как просвещенный абсолютизм .

Основа абсолютизма

Хронологическая таблица правителей после Петра I

Имя и отчество Правителя

Года правления

Екатерина I Алексеевна

Петр II Алексеевич

Правление всех Императоров России в XVIII веке

Правление Екатерины I Алексеевны

Правление Екатерины I Алексеевны

После смерти Петра Великого, по закону о престолонаследии, право на управление страной имело два человека. Это вторая жена Екатерина Александровна и сын Петр Алексеевич, от первой жены.

На тот момент Петру было мало лет, поэтому дворянство поддержало Екатерину, а простой народ — Петра. Быть Регентом Екатерину не устраивало.

После переворота Мешникова, Екатерины I взошла на престол. Она правила с 1725 по 1727 год. С того момента в Российской Империи началось столетие правления женщин. Императрица родила Петру 10 детей, но большинство из них умерло, не достигши подросткового возраста. Выжили только две дочери: Анна и Елизавета, которые в дальнейшем продолжили род Романовых.

Что касается, внешней политики, молодая Императрица пошла по стопам мужа. Российская Империя поддерживала Карла Фридриха и заявляла о его правах на Шлезвиг (историческая область Германии). И это логично. Карл был супругом Анны, дочери Екатерины и Петра, а значит, их родственником. Но за такие родственные связи России пришлось расплатиться отношениями с Англией и Данией.

В результате, образовалось два политических, враждующих между собой, союза. Ганноверский союз, участниками которого были: Голландия, Дания, Англия, Швеция, Франция. И Венский союз, участниками которого стали: Пруссия, Австрия, Россия, Испания.

При Екатерине I увеличилась территория страны. Турция поступилась России городами на Кавказе, Ширванской областью. 1727 года, в мае, Екатерина Алексеевна умерла. Она оставила наследником внука Петра II, но он слишком мал, поэтому регентом стал А. Д. Меншиков.

Правление Петра II Алексеевича

Правление Петра II Алексеевича

Следующим приказом стало возобновление гетманства в Малороссии, и обязанности за нее были отданы в Коллегию Иностранных дел. Это последние указы Мешникова. Дворяне начали плести про него слухи и скинули с престола, ведь законным наследником был Петр II.

Сам Петр II не полюбил ни регента, ни будущую невесту. 8 сентября 1727 года, молодой Император приказал арестовать Меншикова, а Тайны Совет в ту же ночь снял с него титулы и призвания, и отправили в ссылку. Город собрался, чтобы посмотреть на бывшего генералиссимуса, который попал в царскую немилость.

Следующими фаворитами молодого императора стали князья Долгорукие. Они вместе решали дела страны. Под их влиянием, Петр II отказался от реформ, проведеных дедом, Петром Великим. Столицу перенесли из Петербурга в Москву, а здания уничтожались. Сам правитель не заботился о проблемах армии и флота.

Он был обручен с Екатериной Алексеевной, дочкой князя Долгорукого. Но в день свадьбы, 19 января 1730 года, умер от осложнений оспы.

Правление Анны Иоанновны

Правление Анны Иоанновны

У Петра II не было наследников, поэтому решить, кто сядет на престол, должен был Верховный Тайный Совет. Они призвали герцогиню Курляндскую — Анну Иоанновну. Она была дочерью Ивана V, брата Петра Великого. Но Совет не хотел отдавать всю власть в руки герцогини, в его замыслах как можно сильнее ограничить ее права.

План Совета продлился недолго. 25 февраля 1730 года, во дворец ворвались войска армии под началом А.М. Черкасского. Он попросил Императрицу отказаться от подписанных документов, во благо народа и восстановить все реформы, которые были при Петре Великом. Герцогиня согласилась, и, пока арестовывали верховников, порвала все документы.

При Анне Иоанновне Россия участвовала в войне за польский престол, с 1733 по 1735 год. Но получить престол так и не удалось. После окончания войны начались междусобица между сыновьями Августа II, в которую Анна не захотела ввязываться.

Императрица умерла в 1740 году. Своим престолонаследником она объявила Ивана VI, который был ее племянником. Регентом, до его совершеннолетия – Бирона. Но их правление было недолгим. Многим не понравилось, что Империей управляют иноземцы. Поэтому после государственного переворота, на престол вступила дочь Петра Великого – Елизавета.

Правление Елизаветы Петровны

Правление Елизаветы Петровны

24 ноября 1741 года, дочь Петра Великого, Елизавета Петровна, торжественно въехала в Зимний Дворец, находящийся в Санкт-Петербурге, как новая Императрица России. После этого, она вышла к гвардии, которая поддержала ее в государственном перевороте. Она каждого наградила дворянским титулом и переименовала гвардию в Лейб-кампанию.

Елизавета пыталась вернуть реформы и порядки, которые установил ее отец. Она отменила власть Кабинета Министров, и передала все права Сенату. Царевна восстановила все коллегии и Главный Магистрат, который был разрушен Петром I. Высшие государственные посты она передавала дворянам из знатных и великих семей.

В 1754 году Елизавета созвала новый Уложенный совет. Его работа заключалась в составлении новых законов, которые укрепляли положение и статус всех дворян. Чтобы поддержать дворянство был создан Великий Дворянский банк и Купеческий банк.

Елизавета не занималась жизнью простого народа. Она считала, что государство держится только на знати и дворянстве. При этом простой народ жил неплохо, и особых нареканий на Императрицу не было. Было устремлённое развитие ремесла, торговли, экономики, промышленности, науки и сельского хозяйства. Все силы были направлены на могущество России и занятие лидирующих позиций на мировой политической арене.

Правление Петра III

Правление Петра III

Петр III — внук Петра Великого, сын Анны Петровны и шведского короля Карла XII. Он был молод, и управлял страной полгода. Вступил на престол по завещанию тети Елизаветы в 1761 году. Детство провел в герцогстве Гольштейн, на родине отца.

Мать умерла при родах, а в 11 лет мальчик потерял и отца. Был на опеке у Адольфа Фредерика, который в будущем стал отцом Швеции. Елизавета Петровна, не имеющая детей, хотела продолжить линию Петровых на престоле, поэтому забрала племянника к себе, в Российскую Империю.

Он стал сильнейшем разочарованием Елизаветы при жизни. Часто болел, был слаб на ум, не любил учиться, не мог усидеть на одном месте. Увлекался только игрой с деревянными солдатиками, а в подростковом возрасте – военным делом. В 1745 году его обручили с сестрой в третьем поколении, Августой Фредерикой, которая в будущем стала Екатериной II. Семья жила хорошо. Родился сын Павел, чьим воспитанием занималась тетя Елизавета. Затем родилась дочь, Анна, но из-за частых болезней, она умерла, не достигши подросткового возраста.

Петра воспитывали, как будущего наследника шведского престола. Он был добр и справедлив, но ненавидел Россию за победу в Северной войне и последующих сражениях. Он правил без энтузиазма, не вникал в проблемы страны, не думал о потребностях флота и армии.

Как только Петр взошел на престол, он подписал перемирие с Пруссией и договорился с ней о нападении на Данию. Он приказал Российским войскам готовиться к войне, которая была совершенна ненужная для страны.

  • ограничил в правах Тайную канцелярию;
  • контролировал центральные органы управления лично – усилил самодержавие в стране;
  • лишил права прикреплять к заводам и фабрикам крестьян;
  • издал новый указ о бережном и тщательном отношению к лесу и лесным посадкам в государстве;
  • объявил свободу вероисповедания;
  • поощрил торговлю, дал разрешение на торговлю для всех классов народа.

Петр III воспитывался в Европейской стране. За свое недолгое правление, он провел реформы, которые сделали Россию похожей на великую европейскую страну. Но из-за того, что он пытался искоренить уникальность Российской Империи, снова начался гражданский переворот, в следствие, он был снят с престола, а на его место поставили Екатерину II.

Правление Екатерины II

Правление Екатерины II

После свержения мужа Екатерина и взошла на престол. В стране это приняли и ее поддержали, как Сенат, так и Синод. Императрица была дружелюбна, дипломатична, добра, трудолюбива и умна. Ранее она проводила свободное время за книгами, изучая историю европейских стран и другие тематики. Знала, как правильно управлять страной, не становясь копией других европейских государств.

Екатерина негативно относилась к крепостным устоям в России, но опасалась, что отказ от крепостного права, огорчит дворянство. Дворяне - представители абсолютизма. Поэтому, чтобы их задобрить, усилила права власти хозяев над крепостными людьми. Их отправляли на каторгу или насильно мучили без наказания за содеянное.

Читайте также: