Трудовой договор между трудящимся иммигрантам и нанимателем республики беларусь заключается

Обновлено: 01.05.2024

На практике нередки случаи, когда иностранные инвесторы, выходящие на отечественный рынок, желают видеть на управленческих должностях создаваемых в Беларуси дочерних компаний своих сотрудников (т.е. иностранных граждан).

Также и белорусские бизнесмены нередко привлекают на руководящие должности в свои организации зарубежные кадры. Поскольку общество с ограниченной ответственностью на данный момент является наиболее популярной формой ведения бизнеса в Беларуси, на примере ООО рассмотрим порядок привлечения иностранного гражданина для работы в должности директора.

В процедуре трудоустройства в белорусскую компанию на должность директора иностранца условно можно выделить 3 взаимосвязанных блока вопросов:

  1. Корпоративный;
  2. Трудовой;
  3. Миграционный.

Корпоративный блок

Вместе с тем применительно к ООО избрание руководителя – исключительная компетенция общего собрания участников, и к компетенции совета директоров этот вопрос не может быть отнесен (абз. 2 ст. 107 Закона о хозобществах).

Поскольку до момента выдачи спецразрешения общее собрание участников ООО не может разрешить все вопросы, связанные с избранием на должность директора иностранца (более того, в выдаче спецразрешения может быть вовсе отказано), а наряду с этим действующему директору как исполнительному органу ООО необходимо юридическое основание для запуска процедуры получения спецразрешения в отношении нового директора-иностранца, то на практике корпоративный блок состоит, по сути, из двух решений собрания:

2)непосредственное назначение на должность директора иностранца после получения спецразрешения и прекращение полномочий действующего директора (если применимо), определение условий трудового договора и т.д.

Трудовой блок

Данный этап включает в себя получение спецразрешения, непосредственное заключение трудового договора и его регистрацию в подразделении по гражданству и миграции, выдавшем спецразрешение.

Уведомляем органы занятости о наличии вакансии

Одним из основных принципов внешней трудовой миграции является защита рынка труда Беларуси. Осуществление иностранцами трудовой деятельности в Беларуси допускается, если занятие свободных рабочих мест не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими здесь. Поэтому до обращения за выдачей спецразрешения наниматель должен предпринять меры по замещению должности гражданами этих категорий.

Одной из таких мер является подача в органы занятости сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий). Форма уведомления и сама процедура подачи сведений детально регулируются постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.11.2006 № 149, которым утверждены форма для подачи сведений и Инструкция по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий).

Спецразрешение выдается иностранцу при наличии заключения органа занятости о возможности осуществления им трудовой деятельности в Беларуси.

Для получения такого заключения подразделение по гражданству и миграции направляет запрос в орган занятости (детально эта процедура регламентирована Инструкцией о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.06.2016 № 30).

Основной причиной выдачи отрицательных заключений органом занятости является непредставление сведений о вакансии в орган занятости или нахождение сведений в общереспубликанском банке вакансий менее 15 рабочих дней.

Отметим, что такая процедура не является формальной – по вакансии могут обращаться кандидаты, также их могут направлять на собеседование сами органы занятости.

Важно!
Если наниматель 3 и более раза отказал в приеме на работу белорусам или постоянно проживающим в Беларуси иностранцам, имеющим необходимую квалификацию, которые направлялись для трудоустройства управлением, комитетом по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, в выдаче заключения также будет отказано.

Обращаемся в подразделение по гражданству и миграции за спецразрешением

После описанного выше этапа, если сотрудник необходимой квалификации не был найден, можно обращаться за выдачей спецразрешения в отношении иностранца.

Для получения спецразрешения необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • заявление – подается по форме согласно Приложению 6 к Инструкции о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением МВД от 24.06.2016 № 173.

Ключевые моменты заявления – описание необходимости привлечения для работы конкретного иностранного работника, а также описание предпринятых мер по замещению вакансии белорусами и постоянно проживающими в Беларуси иностранцами;

  • копия паспорта или иного документа для выезда за границу, выданного государством гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины– 5 базовых величин, или 122,5 бел. руб. (заверенная в банке копия платежного поручения или квитанция об оплате).

По общему правилу заявление рассматривается в течение 15 дней с момента подачи, и в случае принятия по нему положительного решения спецразрешение будет выдано на 1 год.

Заключаем трудовой договор и регистрируем его

Трудовой договор с иностранцем заключается в письменной форме на белорусском/русском языках, а если для иностранца эти языки не являются родными или понятными, то также на родном или ином понятном для иностранца языке (т.е. будет иметь место двуязычный документ). Срок трудового договора с иностранцем не может превышать срока действия выданного спецразрешения.

В трудовом договоре, заключаемом в Беларуси между иностранным работником и белорусским нанимателем, помимо обязательных сведений и условий, которые должен содержать трудовой договор (ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь), также должны быть указаны:

  • порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;
  • условия переезда в Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.

В месячный срок со дня заключения трудового договора он подлежит регистрации в подразделении по гражданству и миграции, выдавшем спецразрешение. Аналогичным образом в месячный срок со дня внесения регистрируются изменения/дополнения, вносимые в трудовой договор.

При подготовке проекта трудового контракта стоит обращать внимание на наличие международных (в том числе двусторонних) соглашений Республики Беларусь в области трудовой миграции с государством гражданской принадлежности иностранного работника. В таких соглашениях могут содержаться специальные нормы и правила регулирования тех или иных условий, подлежащих отражению в трудовом договоре.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь и Украины, работающих за пределами своих государств (заключено в г. Минске 17.07.1995), расходы по проезду работников и членов их семей от местожительства до пункта назначения, их путевые издержки, вызванные заболеванием или стационарным лечением, расходы по перевозке их личного имущества с территории государства выезда на территорию государства трудоустройства и те же расходы после окончания трудового договора (контракта) на обратный путь несет работодатель. Если в трудовом договоре переложить эти расходы на работника (даже если он согласен с этим), подразделение по гражданству и миграции такой трудовой договор не зарегистрирует.

Миграционный блок

Максимально возможное количество миграционных административных процедур, которые иностранному работнику придется пройти при трудоустройстве у белорусского нанимателя:

  • получение визы для въезда в Беларусь;
  • регистрация по месту временного пребывания;
  • получение разрешения на временное проживание;
  • оформление многократной выездной-въездной визы.

В зависимости от статуса иностранца, а также от наличия у Беларуси международных соглашений в области миграции с государством гражданской принадлежности иностранного работника из этого перечня возможны изъятия.

Справочно!

В Беларуси предусмотрены:

  • виза для въезда в Беларусь (въездная виза);
  • виза для выезда из Беларуси (выездная виза);
  • виза для выезда из Беларуси и въезда в Беларусь (выездная-въездная виза).

3 типа въездных виз:

  • B – транзитная (действительна в течение 2 дней);
  • C – краткосрочная (срок действия – до 90 суток);
  • D – долгосрочная (срок действия – до 1 года с правом пребывания до 90 суток, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь).

Въездные визы подразделяются:

Получение визы для въезда в Беларусь

Помимо этого, иностранцу необходимо будет предоставить в загранучреждение визовую анкету, фотографию, документ для выезда за границу, медицинскую страховку, а также уплатить консульский сбор.

После прибытия на основании полученной въездной визы в Беларусь по общему правилу все иностранцы, если они не освобождены от указанной процедуры, обязаны в течение 5 суток (за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими), зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания или гостинице на основании личного обращения или письменного ходатайства принимающей организации (ч. 1 и 5 ст. 41 Закона о правовом положении иностранцев).

На основании регистрации по месту временного пребывания в Беларуси можно находиться не более 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Беларусь.

Для регистрации необходимо представить в ОГиМ:

  • заявление по форме согласно Приложению 1 к Правилам пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совмина от 20.01.2006 № 73).

Если регистрация осуществляется принимающей организацией, то подается ходатайство по форме согласно Приложению 2 к названным выше Правилам;

  • документ для выезда за границу (паспорт), а также заполненную миграционную карту(если лицо не относится к категории иностранцев, которые не заполняют миграционную карту в соответствии с законодательством или международными договорами). Паспорт на иностранном языке должен быть переведен на один из государственных языков Республики Беларусь, а сам перевод должен быть нотариально удостоверен;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию – 1 базовая величина, или 24,5 бел. руб. (реквизиты для уплаты пошлины можно получить у специалистов ОГиМ, найти на информационных стендах или официальных сайтах органов по гражданству и миграции).

Получение разрешения на временное проживание (РВП)

РВП – оформленный в установленном порядке документ, предоставляющий иностранцу право на проживание в Беларуси в течение срока его действия (абз. 15 ст. 1 Закона о правовом положении иностранцев).

Прибытие в Беларусь для занятия трудовой деятельностью по трудовым договорам является наиболее частым основанием для выдачи РВП. Срок, на который иностранцу предоставлено право временного проживания, зависит от оснований его предоставления, но по общему правилу не может превышать 1 года (далее возможно продление).

В зависимости от конкретной ситуации для получения РВП иностранец должен представить в ОГиМ по месту предполагаемого временного проживания следующие документы:

  • заявление о выдаче РВП по форме согласно Приложению 7 к Правилам пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;
  • документ, подтверждающий законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Республике Беларусь (миграционная карта, виза);
  • документ для выезда за границу (паспорт);
  • документ, подтверждающий наличие оснований для получения разрешения на временное проживание (спецразрешение);
  • страховой полис медицинского страхования;
  • документ, подтверждающий законный источник получения доходов, обеспечивающих иностранному гражданину или лицу без гражданства прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь (трудовой договор (контракт), выписка с банковского счета, открытого в белорусском банке);
  • документ, подтверждающий возможность проживания по месту предполагаемого временного проживания (договор найма или договор аренды жилого помещения);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (3 базовые величины, или 73,5 бел. руб.).

Предельный срок рассмотрения документов о получении разрешения на временное проживание – 15 дней со дня подачи. Иностранец должен проживать в Беларуси по месту регистрации или по месту оформления РВП. Если у иностранца возникает желание сменить место проживания, ему необходимо будет уведомить об этом ОГиМ и стать на учет по новому месту проживания.

Оформление многократной выездной-въездной визы

Чтобы обеспечить себе беспрепятственный выезд-въезд в (из) Беларусь (и), работающий здесь иностранец после оформления РВП должен получить многократную выездную-въездную визу. Для этого нужно обратиться в ОГиМ, выдавший РВП, и предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • документ для выезда за границу (паспорт);
  • мотивированное ходатайство принимающей организации, т.е. белорусского нанимателя;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (6 базовых величин, или 147 бел. руб.).

Общий срок рассмотрения заявления – 10 дней (может быть ускорен за дополнительную плату).

Таким образом, разрешение всех блоков вопросов (с учетом сроков административных процедур) на практике может занимать 2-3 месяца. При этом отдельные этапы могут осуществляться параллельно (например, пока трудовой договор находится на регистрации в УГиМ, иностранец с его копией уже может обращаться за выдачей РВП и т.д.).

Если международными соглашениями для иностранцев установлен льготный режим (безвизовый режим перемещения, более длительные сроки для регистрации по месту временного пребывания и пр.), то процедура трудоустройства может проходить быстрее.

Важно!
Ключевое на всех этапах – четко спланировать очередность действий и сроки их реализации, поскольку нарушение миграционного законодательства может влечь административную ответственность как в отношении иностранца, так и в отношении нанимателя.

Контракт может заключаться по соглашению сторон:
1) при приеме на работу;
2) с работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, срочный трудовой договор;
3) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

В случаях, предусмотренных законодательством, заключение контрактов является обязательным.

Контракт должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:
1) дни и периодичность (не реже одного раза в месяц) выплаты заработной платы;
2) проведение аттестации не реже одного раза в три года, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь;
3) дополнительные меры стимулирования труда, в том числе:
предоставление дополнительного поощрительного отпуска до пяти календарных дней с сохранением среднего заработка;
повышение тарифной ставки (тарифного оклада), не более, чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством, а для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — надбавку в размере не более 50 процентов оклада.

Для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, размер указанной надбавки устанавливается (изменяется) в пределах средств, предусмотренных в соответствии с законодательством на оплату труда на соответствующий финансовый (календарный) год. При этом уменьшение ее размера осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 32 настоящего Кодекса;
4) уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности за:
отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, несвоевременное исполнение или неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин;
использование государственного имущества не в служебных целях;
5) уменьшение работнику трудового отпуска за соответствующий рабочий год на число дней прогула или умышленного неисполнения им трудовых обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом трудовой отпуск должен быть не менее 24 календарных дней;
6) обязанность работника не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия контракта письменно предупредить нанимателя о решении продолжить или прекратить трудовые отношения;
7) обязанность нанимателя не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия контракта письменно предупредить работника о решении продолжить или прекратить трудовые отношения на условиях контракта либо заключить трудовой договор на неопределенный срок (при соблюдении работником условий, установленных частью первой статьи 261-4 настоящего Кодекса).

Примерная форма контракта утверждается Правительством Республики Беларусь.

На данный момент для работающих по контракту установлена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением. Возможности ее ограничения в настоящее время не предусмотрено (подп. 2.8 п. 2 Декрета N 29).

В новой редакции Трудового кодекса Республики Беларусь положения о полной материальной ответственности работников-контрактников нет (ст. 261-2 ТК в новой редакции). Соответственно, с вступлением Трудового кодекса Республики Беларусь в новой редакции в силу материальная ответственность работающих по контракту станет аналогична материальной ответственности работающих по трудовому договору. То есть в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, работник, с которым заключен контракт, будет нести ограниченную материальную ответственность.

Контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет (максимальный срок действия контракта). Конкретный срок действия контракта определяется по соглашению сторон.

Каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее, чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

Продление контракта в пределах пятилетнего срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года, а с работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, — на срок до истечения максимального срока действия контракта.

Например, с работником был заключен контракт на 1 год. Нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины работник не имеет. Соответственно, нанимателю необходимо предложить работнику продление контракта на 4 года, то есть до максимального его срока действия.

На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

По истечении пятилетнего срока действия контракта, а также в случае перевода работника с его согласия на другую работу по соглашению сторон заключается новый контракт на срок не менее одного года, а с работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, — на срок не менее трех лет либо с письменного согласия работника на меньший срок, но не менее одного года.

Контракт прекращается в связи с истечением срока его действия, если стороны не приняли решение о продлении срока действия контракта, заключении нового контракта, если настоящим Кодексом (статья 261-5) или иными законодательными актами не установлена обязанность нанимателя продлить срок действия контракта, заключить новый контракт, а также если возникли основания для продолжения трудовых отношений на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок (статья 261-4).

Наниматель с письменного согласия работника, не допускающего нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, проработавшего у данного нанимателя не менее пяти лет, по истечении срока действия контракта вправе заключить с работником трудовой договор на неопределенный срок.

Если по истечении срока действия контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то трудовые отношения считаются продолженными на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Началом действия трудового договора считается день, следующий за днем истечения срока действия контракта. При этом трудовые отношения оформляются не позднее дня, следующего за днем предъявления одной из сторон требования о заключении трудового договора.

Статьей 261-5 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрены гарантии при заключении, продлении срока действия и прекращении контракта для отдельных категорий работников.

Контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет (детей-инвалидов — до восемнадцати лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются без их согласия на заключение контрактов.

Срок действия контракта с беременной женщиной с ее согласия продлевается на период беременности либо иной срок по соглашению сторон.

Наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт:

1) с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — на срок не менее чем до окончания указанных отпусков;
2) с работающей матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет;
3) с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет, — не менее чем до достижения указанного возраста.

При досрочном расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, контракта работнику выплачивается минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработков.

Таким образом, новой редакцией Трудового кодекса Республики Беларусь установлен одинаковый размер материальной ответственности для работающих по контракту и по трудовому договору, расширен перечень лиц, имеющих право на компенсацию при досрочном расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, контракта, пересмотрен порядок продления контрактов, скорректирован порядок заключения нового контракта. Это основные нововведения в регулировании труда работников, с которыми заключаются контракты, которые вступают в силу с 28 января 2020 года.

Воробей Е.А., адвокат юридической консультации
Кобринского района

3. Настоящий трудовой договор является трудовым договором по основной работе.

4. Трудовой договор заключается на 1 год на срок действия специального разрешения на право занятия Мацкевичем Яном трудовой деятельностью в Республике Беларусь с 20.07.2011 по 19.07.2012 без предварительного испытания.

5. Работник имеет право на:

5.1. труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а также на здоровые и безопасные условия труда;

5.2. защиту экономических социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений;

5.3. участие в управлении организацией, в т.ч. собраниях (конференциях);

5.4. равное с гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, вознаграждение за труд равной ценности;

5.5. ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней, и отпуск продолжительностью не ниже установленной Трудовым кодексом Республики Беларусь;

5.6. выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь для граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5.7. доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств нанимателя и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

5.8. пенсионное обеспечение в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

5.9. невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;

5.10. судебную и иную защиту трудовых прав.

6. Работник обязан:

6.1. иметь специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;

6.2. добросовестно выполнять работу согласно должностной инструкции логистику;

6.3. подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, в том числе режим труда и отдыха, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) Нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам;

6.4. не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

6.5. обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству выполняемых работ, оказываемых услуг;

6.6. соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты;

6.7. бережно относиться к имуществу нанимателя и не использовать указанное имущество в личных целях, а также принимать меры к предотвращению ущерба;

6.8. соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей;

6.9. хранить служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя;

6.10. принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т.д.), и немедленно сообщать о случившемся Нанимателю;

6.11. поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте;

6.12. соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей;

6.13. по прибытии в Республику Беларусь в установленном порядке зарегистрироваться в подразделении по гражданству и миграции;

6.14. выехать за свой счет из Республики Беларусь после прекращения трудового договора, если не имеется иных оснований для его пребывания в Республике Беларусь, за исключением случаев досрочного расторжения трудового договора по требованию работника в связи с нарушением нанимателем законо­дательства Республики Беларусь о труде, коллективного договора или трудового договора, а также аннулирования специального разрешения по вине нанимателя;

6.15. исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов, трудового договора и должностной инструкции.

Сегодня в Беларуси продолжает расти число иностранцев. По данным Белстата, количество иностранных граждан, временно пребывающих на 1 год и более, в 2018 году составило 24 601. В том числе из стран СНГ 17 008, из стран вне СНГ 7593. В то время как, в 2017 году количество иностранцев из стран СНГ составляло 13 305, из стран вне СНГ 7593. А всего за 2017 год насчитывалось 18 961 иностранцев в Республике Беларусь.
Иностранные граждане, так или иначе, осваиваются в нашей стране. По этим причинам им необходимо найти заработок, чтобы обеспечить себя и свою семью. У работодателей, принимающих иностранных граждан на работу, встает вопрос: как устроить на работу иностранного гражданина.
Читайте, как это сделать.

Категории трудоспособных иностранцев

  1. Постоянно проживающие. Иностранцы, которые получили разрешение на постоянное проживание и вид на жительство Республики Беларусь. Иностранцы из этой группы вправе работать наравне с гражданами Беларуси с учетом установленных законодательством ограничений. К примеру, они не могут быть госслужащими.
  2. Трудящиеся-мигранты. Иностранцы, не имеющие разрешение на постоянное проживание в Беларуси, въехавшие по трудовому договору у нанимателя. Либо уже работающие на территории нашей страны. К ним относятся временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь иностранцы.
  3. Иностранцы с высокой квалификацией.

Каких потенциальных сотрудников можно считать высококвалифицированными?

Исходя из определения, высококвалифицированный иностранец должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании.

Не понадобится легализовать документ об образовании, если между Республикой Беларусь и государством, в котором такой документ был выдан, заключено международное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Например, если будущий сотрудник приехал из Украины, Грузии, Казахстана, Молдовы, России.

  • предоставить перевод документа об образовании на один из государственных языков Беларуси. Такой перевод заверяется в порядке, установленном на территории государства выезда иностранца.
  • иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет. Подтвердить трудовой стаж эта категория работников может любыми разрешенными документами. Их также будет полезно перевести на один из государственных языков Республики Беларусь, а перевод заверить:
  1. Трудовая книжка.
  2. Заверенные в установленном порядке трудовые или гражданско-правовые договоры и др.
  • в трудовом договоре должна быть указана месячная заработная плата в размере не менее 15-кратной величины месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

Кто может принять на работу иностранца?

  • ИП;
  • юрлица;
  • физические лица, не являющиеся ИП;
  • иностранные организации, осуществляющие наем трудящихся-мигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь. Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории нашей страны, по общему правилу не относятся к нанимателям Республики Беларусь. Чтобы иметь возможность принимать на работу иностранцев, такой организации необходимо создать юридическое лицо;

Какие разрешения необходимы иностранцу?

Иностранцу для пребывания на территории Беларуси и осуществления трудовой деятельности нужно иметь несколько видов разрешений. К примеру, он должен получить разрешение на временное пребывание.

Уполномоченные должностные лица юридического лица, ходатайствующего о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь, обязаны принять меры, в том числе по его своевременной регистрации, получению им разрешения на временное проживание.

Для того чтобы наниматель мог принять иностранца на работу, а последний — трудиться, необходимо оформить еще ряд документов.

Какие разрешения необходимы работодателю?

  • высококвалифицированные работники;
  • иностранцы, привлекаемые в качестве руководителей коммерческой организации, в создании которой они участвовали.
  • заявление о выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
  • освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу разрешений и спецразрешений;
  • вправе принимать их на работу без прохождения установленной процедуры признания документов об образовании, выданных учреждениями образования, иными организациями Украины.
  • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию субъекта хозяйствования, легализованную выписку из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее происхождения;
  • проект трудового договора с иностранцем, заверенный подписью руководителя и печатью. В проекте трудового договора не нужно прописывать данные и условия для конкретного иностранца. При этом он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию трудового договора законодательством о труде и внешней трудовой миграции.
  • гарантийное письмо, подтверждающее возможность размещения иностранцев;
  • документ, подтверждающий внесение платы. В данном случае уплачивается госпошлина в размере 5 базовых величин. Если нанимателем является инвестор или организация, созданная этим инвестором или с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации проекта, то ему плату вносить не нужно. Освобождаются от уплаты также подрядчик и разработчик проектной документации в рамках инвестиционного проекта.

Как получить специальное разрешение?

Необходимо будет также получить специальное разрешение. Это документ, подтверждающий право трудящегося-мигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя из Республики Беларусь.

Нанимателю в отношении каждого принимаемого на работу иностранца необходимо получить спецразрешение, даже если этот иностранец — высококвалифицированный работник или директор.

  • являются руководителями представительств иностранных организаций;
  • получают высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраиваются по получаемой специальности в период обучения;
  • получили высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраиваются по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации.

Граждане Российской Федерации и других стран — членов ЕАЭС принимаются на работу без спецразрешения.

  • письменно уведомить органы по труду о наличии вакансий. Нанимателю необходимо указать в уведомлении условия труда и размер оплаты по каждой вакансии;
  • подать в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту своей регистрации (далее — подразделение по миграции) следующие документы:

2. копию паспорта или документа, его заменяющего и предназначенного для выезда иностранца за границу, выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца;
3. документ, подтверждающий внесение платы;
4. документы об образовании и стаже работы по специальности не менее 5 лет, подтверждающие наличие высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, — для высококвалифицированных специалистов.

Спецразрешение можно получить только при наличии положительного заключения органа по труду. Наличие отрицательного заключения служит основанием для отказа в выдаче спецразрешения.

  • наниматель предоставил документы, содержащие ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
  • наниматель обратился за спецразрешением для иностранца, включенного в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Как оформить иностранца на работу?

  • порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;
  • условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.
  • в письменной форме;
  • на русском и (или) белорусском языках. Если эти языки не являются родными или понятными для трудящегося-мигранта, трудовой договор нужно заключить также на родном или ином понятном для него языке.

После подписания сторонами трудового договора наниматель издает приказ о приеме на работу. Работник должен ознакомиться с приказом под подпись. Затем наниматель вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника, а также совершает все иные действия, предусмотренные при приеме на работу законодательством о труде.

В случае если трудовой договор с трудящимся-иммигрантом не будет заключен, нанимателю необходимо будет вернуть спецразрешение в подразделение по миграции.

Читайте также: