Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей

Обновлено: 04.07.2024

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

1) трудовая пенсия по старости (в Законе 1990 г. о государственных пенсиях говорилось о пенсии по старости (по возрасту));

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Различия между перечисленными видами трудовых пенсий следуют непосредственно из их названий, а также из общего определения понятия трудовой пенсии, данного в ст. 2 комментируемого Закона О трудовых пенсиях: ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению названы в п. 1 ст. 5 Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, согласно которому (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в соответствии с названным Законом назначаются:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

В Законе 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, в рамках регламентации видов пенсий в ст. 5 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) указано следующее:

лица, указанные в ст. 1 названного Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную названным Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных названным Законом;

в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных названным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца;

семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

2. В пункте 2 комментируемой статьи в рамках определения структуры трудовой пенсии по старости предусмотрено, что указанная пенсия может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

Такое регулирование, к тому же не указывающее на структуру трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, содержится в комментируемой ст.5 Закона О трудовых пенсиях РФ после того, как она с 1 января 2010 г. полностью изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, изданным в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" .
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.

В первоначальной же редакции комментируемой статьи предусматривалось (п. 2), что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. В отношении трудовой пенсии по случаю потери кормильца было определено (п. 3), что она состоит из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части.

Соответственно, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) установлен в твердом размере и дифференцирован в зависимости от возраста застрахованного лица, группы инвалидности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи, категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца (см. комментарий к ст. ст. 14, 15 и 16 Закона).

Кроме того, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ исключена возможность существования накопительной части трудовой пенсии по инвалидности. В рамках таких изменений данным Законом в п. 3 ст. 6 комментируемого Закона включено положение, согласно которому при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, указанные средства учитываются при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) (см. комментарий к указанной статье).

Названные в п. 1 комментируемой статьи 5 виды трудовых пенсий также перечислены в п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании как виды обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. При этом также указаны следующие виды указанного обязательного страхового обеспечения:

выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;

единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Пункт 1 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании полностью изложен в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции предусматривалось, что обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

условия назначения трудовой пенсии по старости определены в ст. 7 комментируемого Закона, условия назначения трудовой пенсии по инвалидности - в ст. 8 данного Закона, условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца - в ст. 9 данного Закона (речь идет о т.н. специальных условиях назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида по отношении к общим условиям назначения трудовых пенсий, определенным в ст. 3 комментируемого Закона;

выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, регламентирована нормами п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 комментируемого Закона, а единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - нормой п. 4 ст. 6 данного Закона.

Уместно отметить, что Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ подп. 2 п. 3 комментируемой статьи 5 был дополнен положением, предусматривавшим, что детям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, потерявшим обоих родителей, устанавливаются две страховые части трудовой пенсии по случаю потери кормильца за каждого из умерших родителей. Этим же Законом были внесены и другие соответствующие изменения в нормы комментируемого Закона, причем действие изменений было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г., т.е. с даты вступления в силу комментируемого Закона. Изменения внесены в целях обеспечения правопреемства с ранее действовавшим пенсионным законодательством в правоприменительной практике, поскольку по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях предусматривалось, что в случае, когда оба умерших родителя работали и дети имели право на пенсию по случаю потери кормильца за каждого из них, размер пенсии исчислялся из общей суммы заработка обоих родителей.

Наряду с прочим Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ из комментируемой статьи исключен п. 4, в котором указывалось, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении. Разумеется, данное изменение не означает того, что эта норма утратила силу. Соответствующие детализирующие нормы содержатся в п. 4 ст. 8 и п. 11 ст. 9 комментируемого Закона применительно к трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно (см. комментарий к указанным статьям).

Здесь же представляется целесообразным упомянуть о следующем сохраняющем свою практическую значимость разъяснении Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения п. 4 ст. 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 34 ;
--------------------------------
РГ. 2002. 26 июня. N 113.

пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления социальной пенсии в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении только в отношении тех граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Данное положение корреспондирует с условиями назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, указанным в п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении;

в связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются: 1) граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 комментируемого Закона; 2) граждане, которые соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 комментируемого Закона, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, установленном п. 1 ст. 18, п. п. 1 и 2 ст. 19 комментируемого Закона; 3) граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

1) трудовая пенсия по старости (в Законе 1990 г. о государственных пенсиях говорилось о пенсии по старости (по возрасту));

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Различия между перечисленными видами трудовых пенсий следуют непосредственно из их названий, а также из общего определения понятия трудовой пенсии, данного в ст. 2 комментируемого Закона О трудовых пенсиях: ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению названы в п. 1 ст. 5 Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, согласно которому (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в соответствии с названным Законом назначаются:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

В Законе 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, в рамках регламентации видов пенсий в ст. 5 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) указано следующее:

лица, указанные в ст. 1 названного Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную названным Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных названным Законом;

в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных названным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца;

семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

2. В пункте 2 комментируемой статьи в рамках определения структуры трудовой пенсии по старости предусмотрено, что указанная пенсия может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

Такое регулирование, к тому же не указывающее на структуру трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, содержится в комментируемой ст.5 Закона О трудовых пенсиях РФ после того, как она с 1 января 2010 г. полностью изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, изданным в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" .
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.

В первоначальной же редакции комментируемой статьи предусматривалось (п. 2), что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. В отношении трудовой пенсии по случаю потери кормильца было определено (п. 3), что она состоит из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части.

Соответственно, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) установлен в твердом размере и дифференцирован в зависимости от возраста застрахованного лица, группы инвалидности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи, категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца (см. комментарий к ст. ст. 14, 15 и 16 Закона).

Кроме того, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ исключена возможность существования накопительной части трудовой пенсии по инвалидности. В рамках таких изменений данным Законом в п. 3 ст. 6 комментируемого Закона включено положение, согласно которому при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, указанные средства учитываются при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) (см. комментарий к указанной статье).

Названные в п. 1 комментируемой статьи 5 виды трудовых пенсий также перечислены в п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании как виды обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. При этом также указаны следующие виды указанного обязательного страхового обеспечения:

выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;

единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Пункт 1 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании полностью изложен в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции предусматривалось, что обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

условия назначения трудовой пенсии по старости определены в ст. 7 комментируемого Закона, условия назначения трудовой пенсии по инвалидности - в ст. 8 данного Закона, условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца - в ст. 9 данного Закона (речь идет о т.н. специальных условиях назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида по отношении к общим условиям назначения трудовых пенсий, определенным в ст. 3 комментируемого Закона;

выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, регламентирована нормами п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 комментируемого Закона, а единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - нормой п. 4 ст. 6 данного Закона.

Уместно отметить, что Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ подп. 2 п. 3 комментируемой статьи 5 был дополнен положением, предусматривавшим, что детям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, потерявшим обоих родителей, устанавливаются две страховые части трудовой пенсии по случаю потери кормильца за каждого из умерших родителей. Этим же Законом были внесены и другие соответствующие изменения в нормы комментируемого Закона, причем действие изменений было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г., т.е. с даты вступления в силу комментируемого Закона. Изменения внесены в целях обеспечения правопреемства с ранее действовавшим пенсионным законодательством в правоприменительной практике, поскольку по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях предусматривалось, что в случае, когда оба умерших родителя работали и дети имели право на пенсию по случаю потери кормильца за каждого из них, размер пенсии исчислялся из общей суммы заработка обоих родителей.

Наряду с прочим Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ из комментируемой статьи исключен п. 4, в котором указывалось, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении. Разумеется, данное изменение не означает того, что эта норма утратила силу. Соответствующие детализирующие нормы содержатся в п. 4 ст. 8 и п. 11 ст. 9 комментируемого Закона применительно к трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно (см. комментарий к указанным статьям).

Здесь же представляется целесообразным упомянуть о следующем сохраняющем свою практическую значимость разъяснении Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения п. 4 ст. 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 34 ;
--------------------------------
РГ. 2002. 26 июня. N 113.

пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления социальной пенсии в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении только в отношении тех граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Данное положение корреспондирует с условиями назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, указанным в п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении;

в связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются: 1) граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 комментируемого Закона; 2) граждане, которые соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 комментируемого Закона, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, установленном п. 1 ст. 18, п. п. 1 и 2 ст. 19 комментируемого Закона; 3) граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

Работа Домов престарелых

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Совет Федерации одобрил в среду законопроект, предусматривающий увеличение базовой части трудовой пенсии с 1 декабря 2009 года на 31,4%, до 2 тысяч 562 рублей.

В соответствии с Федеральным Законом от 17 декабря 2002 года (с последними изменениями) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже (суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) не менее 5 лет; женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года (с последними изменениями) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия.

Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной:

Базовая часть (6% от размера зарплаты) – идет в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера.

Базовая часть пенсии предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть (8% от размера зарплаты) – отражается на лицевом счете застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идет на выплату нынешних пенсий.

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Накопительная часть (6% от размера зарплаты) – отражается на лицевом счете застрахованного лица и сохраняется (инвестируется) в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счет дохода от инвестирования накопленных средств.

Накопительная часть предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их пенсии включена в страховую часть, которая в результате составляет 14%. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии.

Дополнительные пенсионные отчисления

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", гражданину предоставляется право уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии самостоятельно (через кредитные учреждения) или через своего работодателя (удержания из заработной платы указанной работником суммы). На каждый перечисленный рубль дополнительных страховых взносов (при условии уплаты не менее 2 тысяч рублей в год) государство прибавит столько же, но не более 12 тысяч рублей в год. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, обратившиеся с заявлением о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Возрастные ограничения по перечислению дополнительных страховых взносов отсутствуют – лица старше 1967 года, в том числе и граждане, уже получающие трудовую пенсию, также могут участвовать в данной программе.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована на 8,7%, а с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии была проиндексирована на 17,5%. Кроме того, 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубль.

Пенсионное законодательство в России реформировали несколько раз. Из-за этого кажется, что оно запутанное и разобраться в нем невозможно.

В этой статье я расскажу, как посчитать размер пенсии по специальной формуле.

Законодательное регулирование

Пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:

По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.

Как узнать размер будущей пенсии

Государственная трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Общая пенсия считается так:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия.

Чтобы рассчитать размер будущей страховой пенсии, нужно знать:

  1. Продолжительность страхового — трудового — стажа, в который входят не только отработанные годы, но и социально значимые периоды: служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми родственниками, проживание с супругом в месте, где не было работы.
  2. Размер заработной платы до вычета НДФЛ в каждом отработанном календарном году.
  3. Год выхода на пенсию. Это особенно важно, если человек собирается выйти на пенсию не сразу в 65 или 60 лет, а позже.
  4. Индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый отработанный год и в сумме — за всю трудовую жизнь.
  5. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на год выхода на пенсию.
  6. Размер фиксированной части страховой пенсии, который установлен на год выхода на пенсию.

Все эти данные нужно подставить в формулу расчета пенсии:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

где СП — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента — балла — по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПК на 2021 год равна 98,86 Р ;

ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии, на 2021 год — 6044,48 Р ;

КвФВ — коэффициент повышения ФВ, который применяется при отсрочке обращения за страховой пенсией.

Накопительная пенсия — это уже не коэффициенты, которые государство считает по своим правилам, а настоящие деньги. Их называют пенсионными накоплениями. Часть пенсионных взносов от работодателя с 2002 по 2013 годы оставалась на вашем счете в Пенсионном фонде РФ — из них сформировались пенсионные накопления.

С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии. Все страховые взносы стали уходить на формирование страховой пенсии. Мораторий действует до конца 2022 года. Накопительная пенсия со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.

Чтобы узнать размер ежемесячной накопительной пенсии, необходимо разделить пенсионные накопления на количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Ожидаемый период — это норматив, в 2021 году он составляет 264 месяца.

Допустим, Олег выходит на пенсию в 2021 году. Он заработал 100 баллов ИПК, и у него есть 264 тысячи рублей пенсионных накоплений. Отсрочку решил не брать, а выйти сразу, поэтому КвФВ = 1 . Тогда ежемесячная пенсия Олега составит:

6044,48 Р + 98,86 Р × 100 + 264 000 Р / 264 = 6044,48 Р + 9886 Р + 1000 Р = 16 930,48 Р .

Индивидуальный пенсионный коэффициент

Индивидуальный пенсионный коэффициент, ИПК — это число баллов, которое дается за отработанный календарный год.

Расчет индивидуального коэффициента происходит по формуле:

ИПКобщий = (ИПКс + ИПКн) × К,

где ИПКс — старый индивидуальный пенсионный коэффициент, то есть сумма баллов, которую набрал человек до 01.01.2015;

ИПКн — новый индивидуальный пенсионный коэффициент, то есть сумма баллов, набранная после 01.01.2015;

К — коэффициент повышения ИПК, который применяется при отсрочке обращения за пенсией.

Величина ИПК за один календарный год зависит от суммы взносов, которые перечислил работодатель в ПФР за своего работника. Ее считают по формуле:

ИПК = (СВ / НСВ) × 10,

где СВ — это сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за работника,

НСВ — нормативный размер страховых взносов.

Нормативный размер страховых взносов тоже нужно рассчитать: предельную величину базы для исчисления страховых взносов умножить на 16%. Предельную базу по взносам ежегодно устанавливает правительство РФ. В 2021 году она составляет 1 465 000 Р .

Получается, что НСВ в 2021 году:

1 465 000 Р × 16% = 234 400 Р

Дополнительные пенсионные баллы дают не за отработанный год, а за социально значимые периоды жизни.

Примеры периодов, за которые дают пенсионные баллы

Страховой период (полный календарный год) Количество пенсионных баллов
Служба в армии по призыву 1,8
Уход за инвалидом первой группы 1,8
Уход за пожилым человеком старше 80 лет 1,8
Уход за ребенком-инвалидом 1,8
Проживание с супругом-военнослужащим в месте, где не было работы 1,8
Проживание за границей с супругом-дипломатом или консульским работником 1,8
Отпуск по уходу за первым ребенком до полутора лет 1,8
Отпуск по уходу за вторым ребенком до полутора лет 3,6
Отпуск по уходу за третьим и последующими детьми до полутора лет 5,4

Эти баллы тоже включают в ИПКс и ИПКн в зависимости от того, когда произошло событие.

Стоимость балла каждый год утверждает законодатель. На период с 2019 по 2024 годы стоимость баллов утверждена Федеральным законом № 350-ФЗ :

  • с 01.01.2020 — 93 Р ;
  • с 01.01.2021 — 98,86 Р ;
  • с 01.01.2022 — 104,69 Р ;
  • с 01.01.2023 — 110,55 Р ;
  • с 01.01.2024 — 116,63 Р .

Конвертации подверглись два периода трудовой деятельности отдельно:

Начисленные за эти периоды ИПК можно запросить через личный кабинет на сайте ПФР.

Фиксированная часть страховой пенсии

Пенсия включает в себя фиксированную выплату, поэтому для ее расчета нужно знать размер этой выплаты.

Для всех, кроме инвалидов, лиц без иждивенцев или без права на досрочную пенсию, в 2021 фиксированная выплата установлена в размере 6044,48 Р . Далее она будет расти:

  • с 01.01.2022 — 6401,10 Р ;
  • с 01.01.2023 — 6759,56 Р ;
  • с 01.01.2024 — 7131,34 Р .

Премиальные коэффициенты

Если за пенсией по старости обратиться позже, а не по достижении пенсионного возраста, то при расчете применяются коэффициенты повышения ИПК и ФВ.

Какие коэффициенты применяют, если обратились за пенсией не сразу

Количество месяцев со дня наступления пенсионного возраста Коэффициент повышения ИПК Коэффициент повышения ФВ
меньше 12 1
12 1,07 1,056
24 1,15 1,12
36 1,24 1,19
48 1,34 1,27
60 1,45 1,36
72 1,59 1,46
84 1,74 1,58
96 1,9 1,73
108 2,09 1,9
120 2,32 2,11

Как начисляется пенсия

Страховая пенсия по старости начисляется исходя из трех условий.

Возраст. С 2028 года на пенсию будут выходить мужчины в возрасте 65 лет, женщины — 60 лет. В 2021 году пенсионный возраст для женщин — 58 лет, для мужчин — 63 года. Но во второй половине 2021 года право на пенсию возникает у женщин в 56 лет и 6 месяцев и у мужчин в 61 год и 6 месяцев, потому что для них пока установлен переходный период.

Стаж. Начиная с 2024 года страховой стаж у будущего пенсионера должен быть не меньше 15 лет. Сейчас, в 2021 году, достаточно 12 лет.

Количество ИПК. В 2021 году будущему пенсионеру достаточно иметь 21 балл, но в 2024 году у пенсионеров должно быть не менее 28,2 балла, а в 2026 году и далее — от 30 баллов.

Только при соблюдении этих условий пенсионер сможет получить страховую пенсию по старости. В противном случае ему придется подождать еще 5 лет и обращаться уже за социальной пенсией по старости, которая намного меньше страховой. Сумму социальной пенсии устанавливает государство.

Как рассчитать пенсию

После определения продолжительности страхового стажа, количества ИПК, стоимости одного пенсионного балла, размера фиксированной выплаты на год выхода на пенсию можно перейти к расчету будущей пенсии.

Формула расчета страховой пенсии такая:

СПст = ИПК × СТпк + ФВ,

где СПст — страховая пенсия по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СТпк — стоимость пенсионного коэффициента;

ФВ — фиксированная выплата.

В эту формулу нужно подставить свои данные. В итоге получится сумма страховой пенсии, которую будет получать на руки пенсионер.

Пример расчета. Возьмем условия за 2024 год и перенесемся на 33 года вперед — в 2057 год, когда женщины, которые начали работать в 18 лет — в 2015 году, достигнут пенсионного возраста — 60 лет.

Предположим, Анна проработала 30 лет на заводе, родила одного ребенка, находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получала зарплату 40 тысяч рублей. Анна начала работать после 2013 года, поэтому попала под мораторий на накопительную пенсию. Предположим, что он продолжал действовать до 2057 года. Следовательно, пенсионных накоплений у Анны нет — только страховая пенсия.

Сначала посчитаем количество баллов, которые Анна заработала за всю трудовую жизнь.

Страховые выплаты каждый год работодатель перечислял в размере:

40 000 Р × 12 × 16% = 76 800 Р .

За каждый отработанный год Анна получила:

76 800 Р / 184 000 Р × 10 = 4,17 балла.

За 30 отработанных лет Анна накопила:

4,17 × 30 = 125,22 балла.

125,22 + 1,8 (1 календарный год) + 0,9 (полгода) = 127,02 балла всего.

Стоимость 1 балла — 116,63 Р . Считаем:

127,02 × 116,63 Р = 14 814,34 Р .

К ним прибавим фиксированную выплату — 7131,34 Р . Итого пенсия выходит 21 945,68 Р .

Расчет пенсии у людей, которые работают неофициально. Если работать неофициально, не платить страховые взносы в ПФР и не набрать нужное количество баллов, можно оформить только социальную пенсию по старости. Выйти на нее можно только на 5 лет позже пенсионного возраста. С 2028 года мужчинам — в 70 лет, женщинам — в 65.

В 2021 году социальная пенсия по старости составляет 5606,15 Р . К этой сумме из бюджета добавляют столько, сколько не хватает, чтобы пенсионер получал региональный прожиточный минимум для пенсионера.

Как узнать сумму пенсионных накоплений

К страховой пенсии добавляют накопительную, если у человека сформировались пенсионные накопления. Вся информация о пенсионных правах и накоплениях есть в лицевом счете ПФР. Получить ее можно, заказав выписку.

Чтобы заказать справку о состоянии индивидуального лицевого счета на сайте ПФР, нужно войти в учетную запись ЕСИА

Как увеличить размер будущей пенсии

Есть три способа увеличить будущую пенсию.

Покупка пенсионных баллов. Если из выписки из лицевого счета стало понятно, что пенсионных баллов не хватает, их можно докупить. Для этого нужно внести в ПФР добровольные страховые взносы. Купить можно до половины требуемого страхового стажа — не больше 15 лет.

Получение максимальной взносооблагаемой зарплаты. С 2021 года за отработанный год можно будет получить максимум 10 баллов.

В 2021 году предельная величина базы для исчисления страховых взносов — 1 465 000 Р . Эту сумму или больше нужно получить за год, чтобы набрать 10 пенсионных баллов: в среднем по 122 084 Р в месяц. Страховые взносы с этих зарплат позволят набрать максимальный ИПК.

Поиск дополнительного будущего дохода. Деньги можно положить на депозит в банк, открыть ИИС, вложить в недвижимость. Каждый из этих инструментов в будущем принесет дополнительный доход. Т⁠—⁠Ж уже писал, как накопить на старость, если не веришь в пенсию.

Увеличение пенсии для предпринимателей — особенно актуальный вопрос. За уплату фиксированных страховых взносов им начисляют чуть более 1 балла, из-за этого ИП получают пенсию в минимальных размерах. Поэтому предпринимателям советуем особенно внимательно почитать подборку Т⁠—⁠Ж про пенсию.

Читайте также: