Выплаты творческому работнику выражаются в виде вознаграждения за труд как по трудовому так и по

Обновлено: 07.07.2024

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами .

Комментарий к статье 351 ТК РФ

Статья 351 ТК определяет особенности регулирования труда творческих работников. К ним комментируемой статьей отнесены работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

Комментируемая статья, предусматривающая особенности правового регулирования трудовых отношений указанных работников, впервые включена в ТК, в отличие от КЗоТ, в котором подобной нормы не было. Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью дополнительно были включены работники теле- и видеосъемочных коллективов, а также указан такой вид деятельности, как экспонирование произведений.

Следует иметь в виду, что Рекомендация ЮНЕСКО под "творческим работником" понимает любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя таким образом в их воссоздании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации . Данному понятию в основном соответствует закрепленное в российском законодательстве понятие "творческий работник". В ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 N 3612-1 (ред. от 08.05.2010) определено, что творческим работником является физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

--------------------------------
Рекомендация ЮНЕСКО "О положении творческих работников" (Белград, 27 октября 1980 г.).
ВСНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 45. Ст. 4627; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6411; 2010. N 19. Ст. 2291.

Названной Рекомендацией ЮНЕСКО также выявлены особые признаки, характеризующие труд творческих работников и значение их труда. В Рекомендации указано, что творческий работник играет важную роль в жизни и эволюции общества и должен иметь возможность содействовать его развитию и выполнять, как все другие граждане, свои обязанности, сохраняя свое творческое вдохновение и свободу выражения.

В России деятельность творческих работников, особенности правового регулирования их труда закреплены в ТК, определены и особые признаки, отличающие их труд от других видов деятельности. К ним отнесены работники, для которых:

- такая работа является основным видом деятельности;

- трудовая функция носит творческий характер, возможность проявить себя неординарно в результатах своего труда (заниматься креативом);

- условия труда отличаются от нормальных .

--------------------------------
Лагкуева И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009.

Труд творческих работников имеет свои особенности, и если они не урегулированы специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то должны регламентироваться общими нормами трудового законодательства.

Комментируемая статья определяет круг работников, виды работ в соответствующих организациях и иные вопросы, которые в отношении указанных в ней творческих работников регулируются с учетом особенностей, условий и характера их труда (в сравнении с общими нормами трудового законодательства).

К их числу прежде всего относятся особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также оплаты труда указанных работников. Хотя это далеко не исчерпывающий перечень вопросов.

Статья 351 ТК носит отсылочный характер, поэтому продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников рассматриваемой категории (ст. 94 ТК), порядок работы в ночное время (ст. 96 ТК) могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом и трудовым договором в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 утвержден Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации . В этот Перечень входят, например: артист балета, главный режиссер, дирижер, звукооператор, музыкальный руководитель, режиссер-постановщик, репетитор по вокалу и др.

Указанный Перечень также учитывается и при привлечении творческих работников к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК), для оплаты их работы в эти дни (ст. 153 ТК), при оплате времени простоя (ст. 157 ТК) и в некоторых других случаях.

Отметим, что все статьи, посвященные регулированию труда творческих работников, исключая ст. 351, как и принятые в их развитие соответствующие положения коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудовых договоров, распространяют свое действие только на тех творческих работников, чьи работы, профессии, должности закреплены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252. Это означает, что творческие работники, в нем не названные, лишаются права на учет специфики их труда, независимо от существа выполняемых ими обязанностей.

Трудовой договор является основанием возникновения трудовых правоотношений творческих работников с работодателями (организациями), приведенными в комментируемой статье.

В ряде случаев трудовые отношения на основании трудового договора возникают в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности творческого работника в академических театрах, академических ансамблях, организациях телевидения и др. Нормативно-правовой основой указанного акта служит Положение о порядке формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов, утвержденное Приказом Минкультуры СССР от 10.03.1986 N 95 "О введении нового порядка формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов" и действующее в Российской Федерации согласно ст. 423 ТК.

В трудовом договоре сторонами определяются его условия согласно ст. 57 ТК. Наряду с этим трудовой договор определяет условия осуществления трудовой деятельности работника и обязывает работодателя обеспечить работнику возможность выполнения обусловленной трудовой функции. В трудовом договоре с творческими работниками, как правило, с учетом специфики и психофизиологической насыщенности их труда, могут предусматриваться особые условия режима рабочего времени и отдыха, оплаты труда и некоторые другие.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 59 ТК с творческими работниками заключается преимущественно срочный трудовой договор.

Одной из особенностей правового регулирования труда творческих работников является то, что в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства допускается заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет (ст. 63 ТК). Такое снижение возраста трудовой праводееспособности связано с тем, что в перечисленных творческих организациях возникает необходимость участия лиц в возрасте до 14 лет в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Труд указанных лиц может использоваться при соблюдении условий, исключающих ущерб их здоровью и нравственному развитию. При этом обязательно соблюдение всех норм, особенностей регулирования и охраны труда несовершеннолетних (см. ст. ст. 265 - 271 ТК).

Имеется целый ряд специальных актов, определяющих особенности оплаты труда творческих работников, в том числе Постановление Минтруда России от 04.10.2000 N 67 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний" .

К специальным нормативным актам, регулирующим формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов, доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера работников театра, также относится Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329 (в ред. от 23.12.2002) (см. разд. IV этого Положения).

--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225.

В число стимулирующих выплат творческим работникам включаются различного рода премии, государственные стипендии и другие выплаты.

Указом Президента РФ от 21.06.2004 N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" (в ред. от 19.07.2010) в целях совершенствования системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. руб. каждая. В соответствии с Положением о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой культуры, выразившийся в создании особо значимых литературных произведений и творческих работ ежегодно присуждаются Государственные премии РФ в области литературы и искусства.

--------------------------------
СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2649; N 36. Ст. 3655; 2005. N 37. Ст. 3741; 2006. N 47. Ст. 4867; 2007. N 8. Ст. 977; 2010. N 30. Ст. 4069.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.1993 N 153 "О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников" предусмотрены особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников. Так, в п. 1 этого Постановления установлено, что при исчислении среднего заработка творческих работников редакций газет, журналов, издательств, радио, телевидения и других средств массовой информации, а также предприятий, учреждений и организаций, в оплату труда которых включается авторский гонорар или оплата труда которых осуществляется по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения, для оплаты отпуска, командировок и в других случаях авторское (постановочное) вознаграждение учитывается полностью вместе со всеми видами заработной платы, которые в установленном порядке включаются в сумму среднего заработка.

Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам творческим работникам исчисляются из фактического заработка с учетом авторского (постановочного) вознаграждения. При этом исчисление пособия по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, производится из фактического заработка с учетом авторского (постановочного) вознаграждения в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада работника. В сумму среднего заработка включается авторское (постановочное) вознаграждение, выплачиваемое на данном предприятии, в организации или учреждении, с начислением взносов на социальное страхование, подлежащее налогообложению в установленном порядке.

В целях повышения профессионального мастерства и уровня квалификации творческих работников театров и концертных организаций Российской Федерации организуются стажировки указанных лиц. Приказом Минкультуры России от 13.03.2000 N 163 "О возобновлении стажировки творческих работников театров и концертных организаций Российской Федерации" утверждено Положение о стажировке творческих работников театров и концертных организаций Российской Федерации. В данном Положении определены условия и порядок ее проведения (установлены требования к лицам, направляемым на стажировку, порядок приема на стажировку, выплаты стажерам стипендии, компенсационных выплат по оплате проезда стажера, оплаты жилья стажеров, принятия решения о результатах стажировки и др.). Во время прохождения стажировки стажерам выплачивается стипендия за счет средств Минкультуры России в размере окладов, установленных им на последнем месте работы, с учетом последующих индексаций, но не ниже минимального разряда режиссера-постановщика.

В случае простоя, если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с указанным выше Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (см. ст. 157 ТК).

Другой комментарий к статье 351 ТК РФ

1. Творческими работниками в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" признаются физические лица, которые создают или интерпретируют культурные ценности, считают собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признаны или требуют признания в качестве творческого работника, независимо от того, связаны они или нет трудовыми соглашениями и являются или нет членами какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Нормы комментируемой статьи конкретизируют общее понятие творческого работника, включая в данную категорию лиц, реализующих свою трудовую деятельность в следующих организациях:
- средствах массовой информации;
- кинематографии;
- теле- и видеосъемочных коллективах;
- театрах, театральных и концертных организациях;
- цирках.

К числу творческих работников могут быть отнесены и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

2. Констатируя возможность установления таким работникам ненормированного рабочего дня, в том числе и продолжения работы за пределами нормальной продолжительности, ТК РФ между тем формирует лишь отсылочную норму к иным предписаниям закона. Следует обратить внимание, что норма комментируемой статьи характеризуется двойной "отсылочностью": так, закон прямо отсылает при определении продолжительности рабочего времени к положениям ст.252 ТК РФ, а та, в свою очередь, указывает на отнесение данных вопросов к компетенции трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений, ЛНА. Дублируя общие предписания, наряду с отсылочным положением, предписания комментируемой статьи прямо указывают на определение особенностей трудовой деятельности творческих работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, ЛНА, а в отдельных случаях также трудовыми договорами.

В частности, в настоящее время указанные условия труда творческих работников на федеральном уровне регламентированы приказом Министерства культуры РФ от 28 августа 2008 года N 64 "Об утверждении Примерных положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации", постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 года N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" и иными нормативными актами, в том числе изданными самими учреждениями культуры, в которых данные работники осуществляют свою трудовую деятельность.

В настоящее время широко практикуемые стимулирующие выплаты – это премии. При этом некоторые руководители и бухгалтеры учреждений считают, что премиями стимулирующего характера можно признавать любые премии при условии закрепления их в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. К расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Система оплаты труда – это выплаты за труд.

Система оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей к профессиональным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п. устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.

В муниципальных учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного времени. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлен месячный оклад (ставка), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячного оклада (ставки).

Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.

Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

- гарантированная часть заработной платы включает должностные оклады, ставки, компенсационные выплаты по трудовому законодательству, дополнительные выплаты в образовании (за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинета и т.д.). Источники покрытия гарантированной части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, а для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением муниципального задания;

-стимулирующая часть заработной платы включает:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положение о стимулирующих выплатах, премировании работников). Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящий доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС).

Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.

Системы стимулирующих доплат и надбавок могут устанавливаться коллективными договорами или определяться положением о премировании, которое признается локальным нормативным актом.

В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности.

От премий по итогам работы, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию ит.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных (трудовых), даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном нормативном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.

Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы: показатели премирования, условия премирования, размеры премий, круг премируемых работников, периодичность премирования.

Показатели премирования должны быть конкретными, четно сформулированными, а выполнение показателей – легко учитываемым. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критериев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли.

Условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильная организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах.

Премирование работника учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В Положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров (оценочных критериев труда), характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.

В круг премируемых работников по установленным показателям следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей.

Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состав показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год. Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

При формировании Положения о премировании работников учреждений рекомендуется включать в основные разделы следующую информацию:

Единовременные (разовые) премии могут начисляться работникам учреждения: по итогам результативной работы за год, за выполнение работником учреждения конкретного дополнительного задания, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий, особо срочных работ и разовых заданий руководства учреждения и т.д.

В данном разделе должны быть закреплены условия, при которых премия не начисляется, а также в соответствии со ст. 189, 192 ТК РФ указываются случаи, при которых премия не выплачивается работникам учреждения:

  • при появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подтвержденном соответствующим освидетельствованием;
  • при совершении прогула без уважительных причин;
  • при несоблюдении трудовой дисциплины;
  • при наличии выговора за плохое исполнение своих трудовых обязанностей и т.д.

В данном разделе Положения необходимо также указать, что работникам вновь принятым на работу в учреждение или уволившимся из учреждения по уважительным причинам в течение периода, за который начисляется премия, расчет производится пропорционально отработанному времени. Текущие премии (месяц, квартал) выплачиваются работникам учреждения в установленный срок (в месяце, следующем за периодом премирования).

В целях своевременного расчета и выплаты премии работникам учреждения руководители структурных подразделений учреждения в установленный срок не позднее числа месяца, следующего за периодом премирования, обязаны направлять руководителю учреждения данные о выполнении работниками показателей премирования за соответствующий период и предлагаемый размер премии.

При формировании Положения о премировании работников учреждения следует учитывать, что если оценочных критериев труда работников много и для разных структурных подразделений они различные, то можно определить перечни показателей для каждого отдельного подразделения по балльной системе и оформит их как приложение к Положению о премировании.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ после утверждения руководителем Положения о премировании работников учреждения в обязательном порядке с ним необходимо ознакомить всех работников учреждения под подпись. Назначение премий необходимо оформлять приказами руководителя учреждения.

Надо знать. Бухгалтерский учет расчетов с работниками учреждения по заработной плате, в том числе по стимулирующим выплатам (премии), осуществляется в следующем порядке:

- начисление системной премии на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании Положения о премировании с учетом оценки профессиональных качеств работников учреждения.

При отпускных расчетах бухгалтеру необходимо помнить:

- разовые премии системного порядка (за труд) увеличивают сумму отпускных – согласно п. 15 Положения Постановления Правительства РФ № 922 при расчете отпускных учитываются только премии за труд, предусмотренные системой оплаты труда учреждения. Разовые премии за выполнение конкретной работы (например, за успешное окончание проекта и т.п.) принимаются в расчете, если они предусмотрены локальным нормативным актом учреждения (например, Положением).

Разовые премии поощрительного характера (к праздничным датам, профессиональным праздникам, юбилеям или другим событиям) не учитываются при расчете отпускных работникам учреждения.

В сумме отпускных учитывается годовая премия за прошлый год – при расчете суммы отпускных необходимо учитывать годовое вознаграждение за предшествующий отпуску календарный год (п. 15 Положения № 922). Например, если отпуск предоставляется в 2014 году, то при расчете отпускных необходимо учесть только годовое вознаграждение за 2013 год.

Если годовая премия начислена после отпуска, то отпускные необходимо доплатить – согласно п. 15 Положения № 922 в отличие от других премий годовое вознаграждение необходимо учитывать независимо от времени начисления. Это означает, что годовое вознаграждение необходимо учесть при расчете отпускных, даже если оно было начислено после предоставления отпуска, но за предшествующий отпуску год. В этом случае после начисления годового вознаграждения необходимо пересчитать сумму отпускных и произвести доплату работнику учреждения. Установленных сроков перерасчета нет, поэтому учреждение самостоятельно принимает решение перерасчета либо одновременно с начислением годового вознаграждения, либо вместе с ближайшей выплатой работнику после его начисления.

Квартальная премия, начисленная после отпуска, не является основанием для перерасчета суммы отпускных – согласно п. 15 Положения № 922 при расчете отпускных учитываются премии, которые были начислены только в расчетном периоде. При этом неважно, за какой период была начислена премия, важно, что она начислена в расчетном периоде;

При неполном расчетном периоде премии учитываются пропорционально, если премиальный период не входит в расчетный – в случае если расчетный период отработан не полностью, то премия за рабочий период, выходящий за пределы расчетного, учитывается при расчете отпускных пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, даже если была начислена с учетом времени, отработанного в рабочем периоде (п.15 Положения № 922).

Для новых работников премии учитываются по специальным правилам – согласно п. 15 Положения № 922 для работников, которые работают не с начала рабочего периода, за который начисляются премии, при расчете отпускных учитываются:

- полностью, если ионии начислены пропорционально отработанному времени;

- пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, если они начислены без учета времени, отработанного в рабочем периоде. Рабочий период – период, за который начисляется премия (квартальная - квартал, годовая – год). Например: работник принят на работу с 13 января 2018 года. С 20 июня по 3 июля 2018 года ему предоставлена часть ежегодного отпуска. В мае 2018 года ему была выплачена квартальная премия за 1 квартал в размере 2000 рублей без учета фактически отработанного времени. В расчетном периоде отсутствуют исключаемые периоды. В этом случае для премии за 1 квартал 2018 года рабочий период – 3 месяца (январь-март). Так как работник начал работать в учреждении не с начала 1 квартала и премия ему была начислена без учета данного факта, то при расчете отпускных необходимо учесть данную премию пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда работников организации в целях налогообложения прибыли включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми или коллективными договорами. При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ под оплатой труда работника понимается вознаграждения за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты. Из этого следует, что стимулирующая выплата, в том числе премия, должна выплачиваться за трудовую деятельность работника. Таким образом, в целях налогообложения премии различают:

премии производственного характера (трудовые) – включаемые в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от приносящей доход деятельности;

премии непроизводственного характера (поощрительные к праздничным датам и профессиональным праздникам, к юбилейным датам и т.п.) – не включаемые в расходы при исчислении налога на прибыль от приносящей доход деятельности.

В целях избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо при установлении премии подробно описать условия их выплат работникам и в обязательном порядке закрепить в трудовом или коллективном договоре, что премии выплачиваются на основании приказа руководителя учреждения.

Все виды премий включаются в базу для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и НДФЛ.

В Древнем Риме стимулом называлась палка, которой погоняли скот, а иногда били рабов, заставляя их трудиться. В наши дни работников уже никто не бьет, а применяют "метод пряника", исходя из того, что человек будет работать больше и лучше, если установить для него стимулирующие выплаты.

Какие бывают стимулирующие выплаты? Их огромное множество. Например, можно установить доплату работнику за руководство бригадой или за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Этим работодатель как бы говорит работнику: "Я понимаю, что на тебя ложится более высокая ответственность и работа усложняется, поэтому и платить тебе я буду больше". Хотя, конечно, самые известные и широко практикуемые стимулирующие выплаты - это премии.

К сожалению, некоторые работодатели и бухгалтеры до сих пор полагают, что стимулирующими можно считать какие угодно премии, лишь бы они были закреплены в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. Бывают премии ко дню рождения, ко Дню города, к юбилею организации. Встречаются премии за активную общественную работу и за добросовестный труд. И работодатель искренне считает, что все эти премии работником заработаны и их можно и даже нужно включать в налоговые расходы.

Ведь он прочитал в НК РФ, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми и коллективными договорами.
А на самом деле он упускает из виду, что к расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты именно и только за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Ведь система оплаты труда - это выплаты именно за труд.

Поэтому я всегда говорю своим слушателям: читая нормы законодательства, нельзя пропускать слова, даже если они показались вам непринципиальными. Иначе можно совершить ошибку.
Итак, премии делятся на стимулирующие и поощрительные. В чем между ними различие? До внесения в Трудовой кодекс поправок, вступивших в силу с 6 октября 2006 года, ответить на этот вопрос было проще. Потому что согласно статье 129 ТК РФ к заработной плате относились выплаты только стимулирующего характера. А поощрительные премии упоминались лишь в 191-й статье Трудового кодекса, в главе 30 ТК РФ "Дисциплина труда".

И тогда было понятно, что такими премиями работодатель поощряет самых дисциплинированных работников за соблюдение требований внутреннего трудового распорядка. То есть такими премиями непосредственно труд работника не оплачивался.

После внесения поправок эта грань стала размытой, потому что в ныне действующей редакции статьи 129 ТК РФ к стимулирующим отнесены, в числе прочих, и иные поощрительные выплаты.
Давайте попробуем разобраться, в каких случаях премии будут стимулирующими, а в каких - поощрительными.

Заработная плата - это вознаграждение за труд. Значит, любая выплата, представляющая собой часть заработной платы, в свою очередь, тоже должна быть вознаграждением за труд. Уже само слово "вознаграждение" (кстати, однокоренное со словом "награда") предполагает, что для его получения должен быть совершен некий поступок. Нельзя наградить того, кто ничего не сделал. Поэтому стимулирующая премия обязательно должна назначаться за какой-то трудовой показатель. А конкретные виды трудовых показателей, за которые награждаются работники, каждый работодатель выбирает в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Например, шахтера можно премировать за превышение норм добычи угля, продавца можно наградить за качество обслуживания покупателей и увеличение продаж.

Значит, чтобы признать стимулирующую выплату в расходах для целей налогообложения прибыли, надо, чтобы она:
- была указана в трудовом договоре с работником;
- производилась за труд.

А как же тогда выплачиваемые во многих организациях премии к 8 Марта, профессиональному празднику или по случаю дня рождения работника? Эти премии работнику выплачивают к праздничной дате независимо от качества его работы, то есть это премии не за трудовые свершения. Значит, такие премии не могут быть стимулирующими. Это выплаты социального характера, которые не признаются налоговыми расходами. И об этом неоднократно писали и Минфин, и налоговики.

Однако есть еще и такая проблема - как квалифицировать премии за выполнение срочной или особо важной работы вне должностных обязанностей работника?
В одном очень интересном, на мой взгляд, Письме Федеральной службы по труду и занятости сказано, что такие премии не входят в систему оплаты труда. Многих бухгалтеров это ставит в тупик. Ведь выплаты за работу уж точно должны быть заработной платой. А в Письме сказано, что эти премии производятся вне системы оплаты труда. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к определению трудового договора в ТК РФ. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. К числу обязательных условий трудового договора относятся, в частности:
- трудовая функция работника, то есть перечень тех обязанностей, которые он должен выполнять;
- размер платы за выполнение этих обязанностей.

Если предположить, что срочная работа выполнена в рамках обязанностей работника, установленных трудовым договором, то оснований для выплаты ему премии просто не будет - работник выполнил обычную работу (пусть даже быстрее, чем мог бы), за которую ему будет начислена обычная заработная плата.

Таким образом, единственным основанием для дополнительной премиальной выплаты будет являться то, что работник выполнил дополнительную, сверх производимой обычно, работу. Но если срочная работа была выполнена вне должностных обязанностей, значит, она не была предусмотрена в трудовом договоре. Поэтому она и вне системы оплаты труда. И в налоговых расходах учитываться не может. Ведь любые вознаграждения работнику, помимо указанных в трудовом договоре, не признаются в расходах.

Например, бухгалтера просят оформить регистрацию прав на недвижимость. Согласитесь, в обязанности бухгалтера это не входит.

Кстати, Трудовой кодекс запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме оговоренных в законодательстве случаев. Таких, например, как ситуации, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны, ликвидацией аварий, стихийных бедствий, катастроф и тому подобным.

Так что привлечение работника к такой дополнительной срочной работе - это еще и нарушение трудового законодательства.
Выход только один. Если работодатель хочет поручить работнику какую-нибудь срочную или особо важную работу, не входящую в его трудовые функции, то необходимо заключить отдельное соглашение к трудовому договору. В нем надо указать, что должен сделать работник сверх своих обычных обязанностей и что он за это получит помимо своей обычной заработной платы. Тогда это будет уже выплата, входящая в систему оплаты труда и уменьшающая базу по налогу на прибыль.

Очевидно, что в дополнительном соглашении к трудовому договору можно установить не только вид поручаемой работнику работы и порядок вознаграждения за ее выполнение, но и срок действия этого соглашения и любые другие условия.

Кстати, обратите внимание, до 2010 года существовала такая зависимость - выплаты, не признаваемые расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, не облагались ЕСН.
Поэтому многие работодатели специально старались сформулировать основание для выплаты премии таким образом, чтобы премия воспринималась как выплата, носящая непроизводственный характер. Тем самым они уходили от обложения этой выплаты ЕСН.
С 2010 года ситуация поменялась "с точностью до наоборот". Законодатель предусмотрел в Законе N 212-ФЗ, что под обложение взносами теперь подпадает любая премия, в том числе и не связанная с производством, например к 8 Марта. Ведь нормы, аналогичной пункту 3 статьи 236 НК РФ, в Законе N 212-ФЗ нет.

А признавать расходами в налоговом учете по-прежнему можно только премии, входящие в систему оплаты труда. То есть выплаты за труд, непосредственно связанные с выполнением конкретного объема работ.
Кстати, типичная ошибка при назначении премий - указывая в приказе причину для выплаты премии, пишут два взаимоисключающих основания. Например, премия "по случаю 50-летия за многолетний добросовестный труд". И сразу возникают вопросы. Если бы у работника не было дня рождения, то работодатель не стал бы выплачивать ему премию за труд? А если бы премию за многолетний добросовестный труд ему выплатили бы в любом случае, зачем писать в приказе, что у него день рождения?

Это же совсем разные основания для выплаты премии.
Поэтому, решив выплатить премию за производственные показатели, нужно указать такое основание для премирования, чтобы премия однозначно трактовалась как выплата за труд. Иначе могут возникнуть проблемы с признанием этой выплаты в расходах. Ведь указав, что премия выплачивается ко дню рождения, работодатель сам позволяет налоговикам исключить выплату из налоговых расходов.

Вопрос. В нашем положении о премировании предусмотрено, что работнику, отработавшему в организации 5 лет, выдается подарочный сертификат на 3000 рублей. Это будет стимулирующая премия или поощрение в виде подарка?

Опять же все зависит от формулировок, использованных в положении о премировании. Думаю, что вполне возможно рассматривать такой подарочный сертификат как стимулирующую выплату в натуральной форме. Работодатель как бы заранее говорит работнику: "Будешь работать у меня без перерыва 5 лет - получишь премию за стаж работы". Но для этого в положении о премировании должно быть прописано, что это стимулирующая выплата, цель которой - заинтересовать работника проработать как можно дольше в вашей организации. И указать, что работодатель вправе выдать эту премию как в денежной, так и в иной, в том числе в натуральной, форме. Напомню, что при этом должны быть соблюдены требования статьи 131 ТК РФ.

В таком случае подарочный сертификат можно признать в налоговом учете в составе расходов на оплату труда как стимулирующую премию.
А если условие о выдаче сертификата не прописывать в положении о премировании, а просто сделать подарок работнику, отработавшему в вашей организации 5 лет, тогда это уже будет социальная выплата. И такая выплата не уменьшает базу по налогу на прибыль.

Поэтому работодателю важно заранее решить, к какому виду выплат будет относиться премия. И при составлении локального нормативного акта и приказов о премировании использовать формулировки, позволяющие однозначно квалифицировать премиальные выплаты.
Рассматривая премии, хотелось бы затронуть еще один спорный вопрос - обязательно ли оформлять приказ о премировании по форме N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника"?

Я считаю, что не надо, поскольку форма приказа не изменяет ни сути выплаты, ни порядка ее отражения в налоговом учете.
Во-первых, если это премия за труд, предусмотренная трудовым договором, связанная с исполнением трудовых обязанностей, то, как бы ее ни оформили - приказом по форме N Т-11 или в произвольной форме, она все равно остается частью зарплаты.
Во-вторых, давайте внимательно рассмотрим форму N Т-11. Она называется "Приказ (распоряжение) о поощрении работника", а вовсе не о стимулировании. В этой форме есть строка, где надо указать вид поощрения, и перечислено на выбор несколько возможных видов поощрений: благодарность, ценный подарок, премия.

То есть это те самые поощрения, которые перечислены в 191-й статье Трудового кодекса. Значит, имеются в виду поощрения тем работникам, кто вовремя приходит на работу, не нарушает правила трудового распорядка и тому подобное. И к зарплате это, в общем-то, отношения не имеет.
Есть еще и косвенное подтверждение этой точки зрения - в Правилах ведения трудовых книжек. Согласно этим Правилам в трудовую книжку вносятся сведения о предусмотренных трудовым законодательством видах поощрений. А это, как мы уже рассмотрели, в том числе и поощрительные премии за добросовестное исполнение трудовых обязанностей. В то время как предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие премии в трудовых книжках не отражаются.

Так что, по моему мнению, для выплаты стимулирующей премии вполне достаточно оформить приказ о премировании в произвольной форме, где будет указано, кого, за что и в каком размере премируют.
Кстати, есть еще один вопрос, который очень волнует крупные организации: обязательно ли просить каждого работника расписываться на приказе о премировании? А что делать, если работников несколько тысяч и премии ежемесячные?

На мой взгляд, подписи каждого из работников на приказе о начислении премии, носящей регулярный характер (ежемесячной, ежеквартальной и пр.), не обязательны. Давайте подумаем, какую цель преследует работодатель, знакомя работников с приказом о премировании? Довести до сведения каждого работника как сам факт того, что будет начислена премия, так и ее размер. При этом, если работник не согласен с размером премирования, он может обратиться за соответствующими разъяснениями как к работодателю, так и в иной орган, в задачи которого входит разрешение трудовых споров. Но ведь эта цель будет полностью достигнута и другим способом - путем выдачи работнику расчетного листка, в котором указаны все начисления, удержания и прочие сведения.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению.
Да и изначально Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, по заключению Минюста России, в государственной регистрации не нуждалось (Письмо Минюста России от 15.03.2004 N 07/2732-ЮД).

Это означает, что в нем в принципе не содержится нормативных требований, обязательных для применения всеми организациями.
Конечно, многие работодатели могут возразить, что налоговые и другие контролирующие органы в процессе проводимых проверок требуют представить те или иные унифицированные формы. Но ведь это требование ничем не обусловлено и может быть оспорено, в частности, в судебном порядке. Закон "О бухгалтерском учете", на статью 9 которого обычно ссылаются в оправдание требований о наличии унифицированных форм первичных документов, регулирует исключительно вопросы бухучета, но никак не кадровый учет и даже не налоговый.

Исключение составляют лишь те документы, которые необходимы для отражения той или иной операции в бухгалтерском учете. О некоторых из них мы поговорим позже, когда затронем вопрос признания в целях налогообложения командировочных расходов.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2010, № 08

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1848 “Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы”


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1848 “Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы”

В соответствии с пунктом 5 статьи 1246 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1848

Правила
выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы

1. Настоящие Правила устанавливают ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (далее - вознаграждение).

Действие настоящих Правил не распространяется на случаи заключения работодателем и работником договора, устанавливающего размер, условия и порядок выплаты вознаграждения.

2. За создание служебного изобретения работодатель выплачивает работнику, являющемуся автором такого изобретения, вознаграждение в размере 30 процентов его средней заработной платы, а за создание служебной полезной модели, служебного промышленного образца работодатель выплачивает работнику, являющемуся автором таких промышленного образца, полезной модели, вознаграждение в размере 20 процентов его средней заработной платы.

Для расчета вознаграждения принимается средняя заработная плата работника, являющегося автором служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, за последние 12 календарных месяцев на дату подачи работодателем заявки на получение патента на такие изобретение, полезную модель, промышленный образец, либо на день принятия работодателем решения о сохранении информации о созданных служебном изобретении, служебной полезной модели, служебном промышленном образце в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента на них другому лицу.

В зависимости от оснований возникновения права работника на вознаграждение его выплата работнику осуществляется работодателем единовременно не позднее 2 месяцев со дня получения работодателем патента на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец, либо со дня принятия работодателем решения о сохранении информации о созданных служебном изобретении, служебной полезной модели, служебном промышленном образце в тайне, либо со дня передачи работодателем права на получение патента на них другому лицу, либо не позднее 18 месяцев с даты подачи работодателем заявки на получение патента на такие изобретение, полезную модель, промышленный образец в случае, если работодатель не получил патент на них по поданной им заявке по зависящим от него причинам.

3. За использование работодателем служебного изобретения работнику, являющемуся его автором, выплачивается вознаграждение в размере 3 средних заработных плат работника за последние 12 календарных месяцев, в которых такое изобретение было использовано.

За использование работодателем служебной полезной модели, служебного промышленного образца работнику, являющемуся автором таких полезной модели, промышленного образца, выплачивается вознаграждение в размере 2 средних заработных плат работника за последние 12 календарных месяцев, в которых такие полезная модель, промышленный образец были использованы.

Вознаграждение выплачивается работодателем работнику, являющемуся автором служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, в течение месяца после истечения каждых 12 календарных месяцев, в которых использовались такие изобретение, полезная модель, промышленный образец.

4. В случае предоставления работодателем иному лицу права использования служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца по лицензионному договору работнику, являющемуся автором таких изобретения, полезной модели, промышленного образца, выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов причитающегося работодателю вознаграждения, обусловленного соответствующим лицензионным договором.

Выплата вознаграждения работнику, являющемуся автором служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, осуществляется работодателем в течение месяца со дня получения им вознаграждения, обусловленного соответствующим лицензионным договором. В случае, когда лицензионным договором предусмотрена выплата работодателю вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей либо в иной форме, работодатель выплачивает вознаграждение работнику в течение месяца со дня получения соответствующей части вознаграждения в размере 10 процентов этой части вознаграждения.

5. В случае передачи работодателем иному лицу права на получение патента или исключительного права на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец по договору о передаче права на получение патента или договору об отчуждении исключительного права работодатель выплачивает работнику, являющемуся автором таких изобретения, полезной модели, промышленного образца, вознаграждение в размере 15 процентов вознаграждения работодателя, предусмотренного соответствующим договором. Такая выплата работнику, являющемуся автором служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, осуществляется работодателем в течение месяца со дня получения им вознаграждения, предусмотренного соответствующим договором.

В случае, когда договором о передаче права на получение патента или договором об отчуждении исключительного права предусмотрена выплата работодателю вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей либо в иной форме, работодатель выплачивает вознаграждение работнику в течение месяца со дня получения соответствующей части вознаграждения в размере 15 процентов этой части вознаграждения.

6. Если служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец созданы совместным творческим трудом нескольких работников, являющихся соавторами таких изобретения, полезной модели, промышленного образца, вознаграждение в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящих Правил, при его выплате работодателем распределяется между такими работниками поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

В случае если работники, совместным творческим трудом которых созданы служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец, заключили соглашение о распределении между ними вознаграждения, любой из них уведомляет работодателя о согласованном работниками распределении вознаграждения в письменной форме в течение 5 календарных дней со дня заключения указанного соглашения с представлением работодателю копии соответствующего соглашения.

7. В случае прекращения трудовых отношений между работодателем и работником, являющимся автором служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, работодатель обязан осуществлять выплату вознаграждения автору таких изобретения, промышленного образца, полезной модели в размере, порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами.

Обзор документа

В 2021-2026 гг. за использование работодателем служебных изобретения, полезной модели, промышленного образца работнику-автору по общему правилу будут выплачивать вознаграждение в размере 3 средних зарплат за последние 12 месяцев, когда разработка использовалась.

Договором между работодателем и сотрудником может быть предусмотрен иной размер.

Ранее вознаграждение было равно 1 зарплате.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: