Трудовая деятельность в природе как средство ознакомления с природой детей с овз в доу

Обновлено: 05.07.2024

Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость . Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд уходу за огородом, сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата.

Первая младшая группа. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.

Вторая младшая группа. У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам её выполнения. С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер.

Средняя группа. У детей воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания. Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения: ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения. Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.




Старшая группа. Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.

Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.

Подготовительная: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.

Труд - это одно из направлений экологической
работы с детьми. Он формирует у них устойчивую
потребность в практической деятельности в
природе, деятельности, ориентированной на
организацию ухода за живыми объектами,
создание для них условий, максимально
приближенных к удовлетворению всех
морфофункциональных потребностей каждого
конкретного живого организма.

3. Воспитательно-образовательное значение труда в природе

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Т В процессе труда у детей формируется бережное,
заботливое отношение к природе.
Труд в природе способствует воспитанию ответственного
отношения к своим обязанностям.
Труд в природе создает благоприятные условия для
сенсорного воспитания дошкольников.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния
растений от условий их произрастания, узнают о том, что
изменение среды закономерно влечет за собой изменение
в состоянии растений.
Труд в природе является одним из способов развития
наблюдательности.

В процессе труда в природе
решаются следующие
образовательные задачи:
• Дети получают представления об объектах труда,
свойствах и качествах растений, их строении,
потребностях, основных стадиях развития, способах
выращивания, сезонных изменениях в жизни
растений;
• о животных, их внешнем виде, Потребностях, способах
передвижения, повадках, образе жизни и о его
сезонных изменениях.
• Учатся устанавливать зависимость между средой
обитания, образом жизни животного в природе и
способами ухода за ним в уголке природы.

5. Задачи трудовой деятельности в природе

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРИРОДЕ
1 младшая группа.
1. Содействовать интересу детей к объектам природы:
уточнять представления детей о растениях, знакомить с
животными и птицами на участке.
2. Учить детей различать и называть животных.
3. Учить вместе со взрослым заботиться о живых
существах: поливать комнатные растения, кормить птиц,
рыб.

6. Задачи трудовой деятельности в природе

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРИРОДЕ
2 младшая группа.
1. Формировать элементарные представления о некоторых растениях
родного края.
2. Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко
выраженные характерные признаки.
3. Учить различать и называть стебель, листья, цветок.
4. Показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух.
5. Расширять представления детей о том, что в аквариуме рыбки живут в
воде, плавают, едят корм.
6. Учить помогать взрослым.
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
8. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем
мире.
9. Учить совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать
растения.
10. Учить заботиться о чистоте помещения и участка.

7. Задачи трудовой деятельности в природе

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРИРОДЕ
Средняя группа.
1. Дать детям представление о приспособленности растений и
животных к среде обитания.
2. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями.
3. Дать представление о том, что растения - живые существа:
для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет эти условия им обеспечивает человек.
4. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними
животными.
5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное
отношение к ней: беречь растения, подкармливать птиц,
сохранять чистоту на участке детского сада.

8. Задачи трудовой деятельности в природе

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ
Старшая группа.
1. Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни
растений и животных; о том, что человек - часть природы.
2. Расширять и уточнять представления о растениях.
3. Познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения
комнатных растений: черенками, листьями, усами.
4. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями
окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений
(высохли листья - недостаточно воды, листья бледнеют - не хватает
света, растение слабое и медленно растет - не хватает питательных
веществ).
5. Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.
6. Расширять представления об обитателях уголка природы,
особенностях их содержания.
7. Воспитывать ответственность за обитателей уголка природы.
8. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
9. Учить детей рассказывать о том, как ухаживать за обитателями живого
уголка.
10. Учить детей делать выводы о том, как человек может беречь природу.

9. Задачи трудовой деятельности в природе

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ
Подготовительная к школе группа.
1. Расширять представления детей о различных природных объектах.
2. Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растениях
сада; о домашних животных, птицах.
3. Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует
развитию современного экологического мышления.
4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
5. Учить правильному поведению в природной среде.
6. Закладывать основы экологической культуры личности.
7. Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека
с природой.
8. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений
и животных.
9. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой,
желание беречь природу.
10. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни
животных.
11. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов.
12. Продолжать учить ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

10. Формы организации труда в природе

11. Формы организации труда в природе

12. Формы организации труда в природе

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Коллективный труд. Используется со средней группы.
Дает возможность максимально охватить всех детей в
целях формирования у них трудовых умений и
навыков. Эти формы труда необходимы для
установления отношений в коллективе. Данная
форма организации труда в природе имеет большое
значение для формирования у детей личных качеств:
умение работать сообща, договариваться,
планировать деятельность, ответственность за
результат общей деятельности.

13. Формы организации труда в природе

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Дежурства. Используется со второго полугодия
средней группы. Дежурства позволяют
совершенствовать трудовые умения и навыки,
формировать общественные мотивы труда.
Вместе с тем, в процессе дежурств у детей
формируется ответственность за порученное дело.

14. Требования к организации труда

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1. Труд в природе должен быть разнообразным по своему
содержанию. Содержание труда в природе определяется
для каждой возрастной группы программой.
2. Практические умения и навыки необходимо
формировать в единстве со знаниями.
3. Конкретность и доступность ребенку цели и задач,
содержания труда и способов его реализации. Это
обеспечит осознанность дошкольниками выполнения
трудовых операций.
4. Систематическое и постепенное усложнение трудовых
умений и навыков.
5. Регулярность.

15. Требования к организации труда

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
6. Физическая доступность трудовой операции (посильность
труда).
7. Контроль за продолжительностью труда детей в природе.
Дети младшего дошкольного возраста способны результативно
осуществлять несложные трудовые операции в течение 5-7
минут, в средней группе - 10-15 минут, в старшем возрасте 15-20 минут с перерывом на отдых или сменой характера
труда.
8. Орудия труда должны соответствовать возрасту детей по
величине. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе
труда. Но инвентарь должен быть настоящим, а не
игрушечным.
9. Орудия труда и сам трудовой процесс должен быть
безопасен жизни и здоровью детей.

16. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
1 младшая группа.
На прогулке дети могут помочь взрослым убрать на
дорожках осенние листья. В зимнее время их учат
правильно обращаться с лопаткой, помогать в уборке
снега. Взрослые в присутствии детей лепят несложные
снежные фигурки, а затем вместе с детьми украшают их
цветными льдинками.
В уголке природы дети выполняют индивидуальные
поручения педагога. Ухаживая за растениями, воспитатель
называет свои действия, рассказывает, как надо поливать
цветы, привлекает к этому детей, поощряет их желание
помогать взрослым.

17. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
2 младшая группа. природа экологический труд
воспитание
На прогулке дети выполняют трудовые поручения под
руководством взрослого или вместе с ним, при этом
воспитатель должен поощрять те или иные трудовые
действия детей, тем самым развивая у них желание
трудиться. Можно организовать коллективный труд или
труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться
рядом, не мешая друг другу.
При наличии в детском саду огорода педагог
показывает детям, как делают грядки. Предлагает им
внимательно рассмотреть семена.

18. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
В осенний период педагог предлагает собрать листья в
кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть
морковь.
Работе на огороде должны предшествовать наблюдения
за трудом взрослых и старших детей.
В зимнее время дети вместе с воспитателем могут
расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.
Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают
за его работой и подвозят снег на санках. Затем все
вместе украшают постройки. Учить детей мастерить
снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков.

19. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
В уголке природы воспитатель работает в
присутствии детей и предлагает им индивидуальные
поручения, состоящие из несложных действий (под
присмотром взрослого покормить животное, полить
цветок). Педагог показывает детям, как нужно
выполнять различные действия, а дети сразу же
повторяют за ним. Необходимо учить их правильно
держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно,
протирать широкие плотные листья влажной
тряпочкой.
Следует развивать интерес к посадке растений: в
присутствии детей взрослый пересаживает
комнатные растения, комментируя свои действия.

20. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Средняя группа.
Зимой необходимо учить детей лепить снеговиков,
проявлять самостоятельность и творчество.
Следует привлекать детей к подкормке зимующих
птиц; учить помогать воспитателю приводить в
порядок используемое в трудовой деятельности
оборудование, бережно к нему относиться; приучать к
работе на огороде и в цветнике (посев семян,
поливка, сбор урожая).

21. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
В конце апреля можно предложить посеять семена
гороха, а в начале мая сажать лук (дети делают лунки и
кладут семена).
Летом можно предложить прополоть лук под
наблюдением воспитателя.
Собирать природный материал для поделок.

22. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
В уголке природы дети участвуют в посильном труде
по уходу за растениями, птицами, рыбами, учатся
поливать растения, протирать большие листья,
опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить
землю в горшках и кисточкой чистить растения,
вместе с педагогом подкармливать растения
удобрением. Необходимо закреплять умение детей
кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и
класть корм в кормушки (под наблюдением
взрослого).
Следует приобщать детей к работе по выращиванию
зелени для корма птицам в зимнее время.

23. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Старшая группа.
Закреплять привычку приводить в порядок инвентарь.
На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем
перекопать землю для грядок и цветочных клумб; летом
поливать, полоть, рыхлить растения; осенью собирать урожай.
Осенью дети могут убирать ветки и сухие листья, совместно со
взрослыми сажать кустарники.

24. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Зимой вместе со взрослыми дети могут развешивать
кормушки на участке детского сада, очищать от снега
дорожки, для утепления корней деревьев подгрести к
ним снег. Можно предложить детям помочь малышам
в уборке снега на участке, и вместе со взрослыми
соорудить постройки из снега, расчистить и залить
дорожки для катания. Дети этого возраста могут
сооружать постройки по представленным чертежам.

25. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Весной дети могут перекопать грядки (вторично) после
взрослого, посеять семена, высадить рассаду; летом
прополоть грядки и цветники, помочь детям младшей
группы.
В уголке природы дети вместе со взрослым чистят
клетки, моют поилки, меняют воду в аквариуме; могут
готовить корм для животных, кормить рыбок, птиц,
зверей.
В летний период следует привлекать детей к заготовке
корма для животных уголка природы.
Дети пересаживают семена из грунта в цветочные
горшки, ухаживают за срезанными цветами (смена
воды, обрезка стебля), стоящими в вазе, за
комнатными растениями.

26. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Подготовительная к школе группа.
В природе следует привлекать детей осенью к уборке
овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию
цветущих растений из грунта в уголок природы, сбору в
кучи осенних листьев: зимой дети могут помочь взрослым
сгребать снег к стволам деревьев и кустарников,
выращивать зеленый корм для птиц и животных, сажать
корнеплоды, делать снежные поделки; весной следует
привлекать детей к посеву семян, летом - к рыхлению
почвы, поливке грядок и клумб.

27. Содержание труда в природе

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
Дети в этом возрасте могут выполнять длительные
поручения: выращивать в горшке цветы в подарок,
следить за клумбой, поддерживать чистоту и порядок
на участке, готовить землю для посадки однолетних
растений, сеять на огороде семена моркови и
укропа.
В уголке природы дети продолжают выполнять
поручения, связанные с уходом за животными и
растениями, выполнять обязанности дежурных.

Выводы:
Труд - это практический метод в экологической
работе дошкольного образовательного учреждения.
Формы организации труда и методика
руководства им на протяжении дошкольного возраста
усложняется. Усложнение определяется возрастными
возможностями детей.
Таким образом, труд в природе с детьми
дошкольного возраста имеет большое воспитательное
и образовательное значение.

Список использованной литературы
1.Воспитание дошкольника в труде/под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983
2.Программа воспитания и обучения в детском саду./под ред.
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005
3.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1983
4.Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок
5.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном
возрасте. Нижний Новгород, 2005
6.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.,
2005
7.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
М., 2001
8.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Автор:Седых Нина Павловна, воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Назначение: данный опыт по организации практического взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ может быть интересен не только педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, но воспитателям дошкольных учреждений для организации проекта "Огород на окне".
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Иногда возникает ощущение, что и дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья.



Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей.


Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.



В нашем детском саду обучаются дети с особыми возможностями здоровья.
В процессе коррекционной деятельности они усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируется у них медленно. Их представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью.



Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения. В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.
Поэтому в нашей группе мы стараемся познакомить дошкольников с явлениями природы, различными видами растений, животных, используя различные формы и методы работы с детьми. Это интегрированные занятия, экологические экскурсии, уроки доброты, трудовой десант, экологические походы, праздники, дидактические игры, инсценировки.
В работе с детьми при проведении ежедневных прогулок, экскурсий, наблюдений, бесед особый акцент делается на воспитание бережного отношения к окружающей природе.



Воспитатель знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит использовать радость от осознанного взаимодействия с растительном миром который находится рядом, воспитывает потребность в творчестве.



В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, особенно в коррекционной работе. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять - уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности растительного мира. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней, поэтому с приходом весны возникла идея создания огорода на подоконнике, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.





Посадили семена помидора в контейнер. С помощью родителей сшили муляжи овощей, растущих в нашем крае. Изготовили мини-огородик для проращивания семян.
Изготовили формочки в виде геометрических фигур для проращивания кресс салата на подложках.




Посадили лук, для использования зелени в пищу.
Второй этап исследовательский.
Были проведены опыты.
Мы наблюдали за ростом зерен пшеницы, овса, кошачьей травки, находили различия между ними.




Наблюдали за ростом зелени у лука в земле, в воде, в темноте (изменение цвета). Вели наблюдения за ростом корневой системы лука в воде. Находили отличия, наблюдения за ростом лука и чеснока. Наблюдали за проращиванием семян кресс салата в жестяных геометрических формах.
Прорастив семена фасоли и бобов, мы посадили их в прозрачные емкости. После сравнили, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.




В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему. Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.
Третьим был эстетический этап.
Мы оформили сказочный дворик с домиком, дорожками, домашними животными.



Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей. Создали огородик из кашпо в виде различных видов овощей.



Сделали грядки из соленого теста с различными овощами и ягодами с огородов Пермского края. Из соленого теста слепили овощи и украсили ими огород.




А рассаду цветом предполагаем, высадить в разбитые в прошлом учебном году клумбы на нашем участке. И будем вести наблюдения за ростом цветов на открытом воздухе.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Родители всегда с радостью откликались на наши просьбы, участвовали в выставках о временах года, о животных, участвовали в создании поделок из природного материала. Ими были изготовлены дидактические игры, в которые наши дети с удовольствием играют. Это летняя полянка, которую надо украсить цветочками, прикрутить середину цветку и позаниматься с мягкой книгой. Все игры эстетически оформлены и очень нравятся нашим детям.
Родители оказывали посильную помощь в организации проекта. Собрали семена, приобрели необходимое оборудование для огорода. Провели дома свой эксперимент, прорастив луковку вместе с ребенком. Результаты опыта мы увидели на родительском собрании. Самое главное, что родители заметили, как их дети изменились. Теперь они с удовольствием ухаживают дома за комнатными цветами. Собираются летом обязательно помогать родителям в саду. Дети знают, что делать с растениями, чтобы они не завяли, чтобы получить хороший урожай. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.


Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. У детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Оценить 1057 0

Актуальность: Выбранная мною тема является актуальной, поскольку труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются познавательные и волевые усилия. Труд в природе доставляет детям много радости, и непосредственно соприкасаясь с предметами природы, дети приобретают конкретные знания о ней .

Проблемой трудового воспитания занимались многие ученые и педагоги:

С.Н. Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой.

В.Г.Нечаева рассматривала основные направления в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, раскрыла некоторые особенности труда, определила методы руководства трудом дошкольников.

В.И. Логинова разработала методику моделирования трудовых процессов для дошкольников.

В трудах Е.И. Тихеевой, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной и другие доказано, что труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы экологических знаний.

Цель исследования - изучить эффективность труда в природе как средства формирования экологических знаний старших дошкольников.

Мною была выдвинута следующая гипотеза: формирование экологических знаний старших дошкольников будет происходить более эффективно, если в воспитательно-образовательный процесс, включать разнообразные виды труда в природе.

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологических знаний старших дошкольников.

2. Выявить уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников.

3. Разработать систему трудовых мероприятий по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников.

4. Выявить эффективность разработанной системы в развитии экологических знаний старших дошкольников.

1- знания о мире животных;

2- знания о растительном мире;

3- знания о неживой природе;

4- знания о временах года

Диагностика представляла собой серию вопросов, проблемных и игровых заданий.

Для углубления, уточнения и систематизации знаний о природе был проведена работа, которая проходила в три этапа. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (10 человек) из МБ ДОУ №278. Целью первого этапа работы с детьми было обогащение познавательного и практического опыта, связанного с трудом и формирование устойчивого интереса к труду в природе.

Для организации труда в природе создали необходимые условия (фото уголка). В уголке природы были подготовлены необходимые материалы, оборудование, инструменты для проведения труда в природе.

С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников.

С. Н. Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.

П.Г. Саморукова. Методика ознакомления детей с природой в детском саду.

Проводились дидактические игры для расширения представлений детей о трудовых действиях.

Для формирования представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами, использовали различные модели, алгоритмы.

Целью второго этапа, обучающего, стало формирование экологических знаний в процессе труда в природе.

Дети принимали участие в пересадке комнатных растений (совместно с педагогом): подбирали горшки нужного размера, просеивали землю, песок, наливали воду в лейку. Сделали вывод о том, что растения нужно пересаживать.

Проведение НОД носила познавательный характер. Перед поливом и рыхлением приучали детей обследовать растения. Дети выращивали растения из семян (овес, фасоль, перец, томаты), производили посадку лука.

Дети ухаживали за кошкой, кроликом и птицами. Это способствовало формированию знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания, о внешнем строении в способе питания, передвижения, повадках и т. д.

На прогулках дети закрепляли представления о защитных свойствах снега – он закрывает землю, корни деревьев и кустарников, не давая им промерзать.

На третьем этапе работы детям предоставлялась самостоятельность по уходу за объектами уголка природы.

Дети самостоятельно, в соответствии с потребностями обитателей уголка природы, отбирали инструментарий, планировали свою деятельность и распределяли обязанности.

После третьего этапа работы была проведена повторная диагностика, используемая в начале работы. Мы видим сравнительные данные уровней экологических знаний детей в январе и марте. Таким образом, высокий уровень у 20 % (2 детей), средний уровень 50 % (5 детей), низкий уровень 30% (3 детей).

В ходе экспериментальной работы подтверждена гипотеза о том, что формирование экологических знаний старших дошкольников будет происходить более эффективно, если в воспитательно-образовательный процесс, включать разнообразные виды труда в природе.

Разработанный комплекс мероприятий по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста по труду в природе в НОД и в повседневной жизни эффективен.

Проводимая работа по труду в природе эффективна и дает положительные результаты.

Труд в природе доставляет детям много радости, расширяет кругозор, удовольствия и содействует их всестороннему гармоничному развитию.

В процессе труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней.

Развиваются интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.

Какова же цель педагога в этом направлении - создавать ситуации, стимулирующие активность детей, побуждающие их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей. Задачи - создание эмоционально-положительного настроения - развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности - формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности - развитие мелкой моторики рук, глазомера.

Продуктивная деятельность как основной фактор развития творческого потенциала у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Подготовили: Купцова Е.Н., Зверева О.П., воспитатели высшей квалификационной категории СП ГБОУ СОШ пос. Новоспасский.

Аннотация. Данная статья содержит материал из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель, которой показать, что задачей педагога является оказание каждому ребёнку с ОВЗ помощи в раскрытии его внутреннего мира. Ведь у таких детей снижен интерес к обучению, они быстро утомляются. Я считаю, что продуктивная деятельность мотивирует ребёнка с ОВЗ, решает ряд как педагогических, так и личностных проблем. Только на этих занятиях ребёнок может увидеть продукт своего труда, а самое главное - испытать радость и успех!

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, продуктивная детская деятельность, коррекционная работа, художественно-творческие способности.

Работая с детьми c ограниченными возможностями здоровья, нужно включать коррекционную работу во всевозможные виды деятельности. Самая благоприятная деятельность для этого - продуктивная.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, играет в этот период важную роль в развитии психики ребёнка. Материал необходимо подавать ребёнку в игровой форме, чтобы вызвать его интерес и побудить к действиям. Различная деятельность с бумагой, карандашами, ножницами, пластилином, красками - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Такие занятия также отражают и углубляют представления детей об окружающих их предметах, способствуют проявлению умственной и речевой активности. Этим и определяется связь продуктивной деятельности с коррекционным обучением.

К сожалению, большинство дошкольников с ОВЗ без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия почти не овладевают продуктивной деятельностью. Поэтому необходимо сoздать педагогические условия для формирования у детей с ОВЗ интереса к продуктивной деятельности с помощью применения различных нетрадиционных техник и игровых технологий, которые стимулировали бы творческий потенциал детей и развивали их художественно-творческие способности.

Моделируя предметы окружающего мира, продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.

Продуктивные виды деятельности – это тот или иной способ деятельности ребёнка, цель которого получить продукт.

Какова же цель педагога в этом направлении?

- создавать ситуации, стимулирующие активность детей, побуждающие их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

- создание эмоционально-положительного настроения;

- развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности;

- формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности;

- развитие мелкой моторики рук, глазомера.

Продуктивная деятельность состоит из двух блоков: изобразительная и конструктивная.

Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию.

Рисование – одно из обожаемых занятий детей, которое даёт большой простор для проявления их творческих способностей. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют всё, что их интересует, это могут быть отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, сказочные герои, пейзажи и т.д.

Существуют как традиционные, так и нетрадиционные методы рисования, такие как: метод мятой бумаги, пальчиковая живопись, кляксография, штампинг.

Своеобразие лепки заключается в объёмном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приёмами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, такими, как глиной, пластилином, солёным тестом.

Ещё один вид изобразительной деятельности – аппликация. В процессе занятий дети узнают о простых и сложных формах различных предметов, части которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют формированию и развитию математических представлений.

Конструирование – это практическая деятельность, которая заключается в соединении отдельных частей. Целью конструирования является получение определённого цельного предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов продуктивной деятельности связано с игрой. Игра довольно часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она даёт возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Следует отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки ребенка к школе. Развивая необходимые для обучения качества, она делает это ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей.

В детском саду применяются виды конструирования из строительного материала, бумаги, природного и бросового материалов.

Так что же развивается у ребёнка с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности?

- развивается речь: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь;

- формируются такие качества, как инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность, умение довести работу до конца;

- создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается своё отношение к нему;

- развивается мускулатура пальцев, рук;

- умение работать в коллективе.

Таким образом, продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Все вышеперечисленные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальномеё развитии, а также влияют на общее развитие и поведение детей с ОВЗ.

4.Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- Москва: Мозаика – Синтез, 2011

Читайте также: