Традиционная и нетрадиционная системы компенсации труда

Обновлено: 19.05.2024

Организация заработной платы в условиях многообразия форм собственности предполагает два основных уровня отношений между работниками и работодателями.

Второй уровень отношений работников и работодателей – это взаимодействие внутри предприятия. Чтобы способности первых были реализованы, а труд их был эффективным, то есть чтобы работодатель и работник получали то, на что каждый из них рассчитывал, работа на предприятии должна быть определенным образом организована, а между ценой рабочей силы (трудовой услуги) и показателями, характеризующими эффективность деятельности работника должна быть установлена определенная взаимосвязь, которая и является предметом организации заработной платы на предприятии.

Ключевой принцип компенсационного менеджмента и компенсационного моделирования можно сформулировать так: оплата труда сотрудников по результатам их работы должна быть оптимальной т.к. компания, неэффективно действующая в условиях свободного предпринимательства, утрачивает конкурентоспособность и умирает.

Как правило, наивысших результатов достигают те компании, которые в своей внутрифирменной политике успешно используют взаимосвязь между результатами работы каждого и его вознаграждением, а также умело увязывают общий результат с конкретным вкладом отдельного сотрудника.

Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы, соответствующей фактически достигнутым результатам труда (относительно нормы) и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы.

Для того чтобы грамотно разработать систему оплаты труда, в первую очередь необходимо провести оценку:

  • внешней среды и понять, какова Ваша фирма по отношению к конкурентам, то есть сравнить уровни оплаты труда, компенсационные пакеты, корпоративные культуры и т.д.;
  • внутренней среды и попытаться определить, каким образом будет изменяться потребительская корзина, какие могут возникнуть инфляционные процессы и т.п.

Далее полезно будет проделать следующее:

  • разделить фонд оплаты труда на две составляющие (первая, которая выплачивается за счет себестоимость, и вторая, которая выплачивается за счет прибыли), и определить, какая доля постоянных и переменных расходов на оплату труда относится себестоимость;
  • абсолютно точно разделить весь персонал по категориям (руководители, ИТР, служащие и т.д.) и определить удельный вес каждой группы;
  • определить было ли произведено нормирование труда, есть ли нормативы, и если да, то когда производилось последнее. Следует отметить, что наибольшая проблема в нормировании труда – это определение нормы для управленца.
  • определить, производилась ли в компании аттестация персонала и является ли эта процедура составляющей корпоративной культуры;
  • оценить, насколько развита сама корпоративная культура в плане различного рода мотиваций;
  • и главное, что необходимо сделать перед разработкой системы оплаты труда, - оценить персонал компании. Критерии оценки, конечно же, разные: это и возраст, и образование, и соотношение мужчин и женщин в организации и др.

После того, как определены место и возможности всех сотрудников, необходимо переходить к формированию системы оплаты труда. Можно говорить о двух формах таких, как традиционная и нетрадиционная. Большинству импонирует вторая. Однако, рассмотрев их в сравнении важно понять, что в большей степени подходит для данной компании (таблица № 1).

При традиционной системе оплаты труда оценивается работа, должность, профессия, против вклада в конечный результат - при нетрадиционной. Приоритеты компаний распределяются следующим образом: выгода, польза, прибыль в первом случае против участия, заинтересованности и отношении к делу во втором. В традиционном варианте - от работника ожидается исполнительность точно в срок, в нетрадиционном – критическая предварительная оценка, обсуждение и поиск оптимального решения. В первом случае оплачиваются заслуги, стаж и лояльность, во втором –компетенция. И, в отношении целей и задач индивида, поддержание порядка, соблюдение правил и процедур против достижения целей и задач компании.

Результатом проделанной работы будет то, что, сочетая сдельную, повременную и поощрительную оплаты, предприятие сможет привести свою систему к совершенству.

Два подхода к формированию системы оплаты труда:

СОУЧАСТИЕ. СОВЛАДЕНИЕ. ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА. ОБСУЖДЕНИЕ. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Поощрительные системы

Практика хозяйственной деятельности, как в прежней экономической модели, так и в нынешней, переходной к рыночным условиям, выработали большое разнообразие поощрительных систем, которые можно применять в конкретных производственных условиях: либо каждую в отдельности, либо в сочетании друг с другом.

Чтобы активнее использовать накопленный в практической деятельности опыт, необходимо классифицировать все многообразие имеющихся систем, то есть сгруппировать их по определенным признакам.

    Системы, увязывающие основную оплату с уровнем выполнения и перевыполнения показателей, выходящих за пределы основной нормы труда работника.

Их исключительная особенность состоит в том, что они, как правило, имеют четкие количественные параметры, позволяющие контролировать уровень начисляемой заработной платы, как самому работнику, так и его непосредственному руководителю.

Отличительная особенность таких видов поощрения состоит в их гибкости, взаимосвязь системы представлена в таблице № 2.

Взаимосвязь систем оплаты

руководства к поведению

Премии за основные результаты работы

В соответствии с действующим законодательством, положение о премировании той или иной категории работников предприятия и коллективов внутрипроизводственных подразделений разрабатывается работодателем и после согласования с профсоюзным комитетом (если таковой имеется) доводится до сведения работников и включается в коллективный договор.

При разработке премиальной системы, необходимо предусмотреть показатели и условия премирования; размеры премий; круг премируемых работников; периодичность премирования.

Определение экономической эффективности систем премирования.

Поскольку премирование за текущие результаты деятельности является основной формой поощрения работников, а в современных условиях зачастую и основной расходной статьей по оплате труда, важно уметь оценить ее экономическую эффективность для предприятия.

При оценке эффективности системы премирования прежде всего, необходимо дать ей качественную оценку с точки зрения выполнения ею своего функционального назначения. Для этого необходимо выявить:

  • соответствие установленных показателей премирования задачам предприятия или его подразделений и возможность изменения уровней выполнения этих показателей в результате трудовых условий работников;
  • правильность выбора исходной базы поощрения, определяющей норму выполнения показателей премирования. Оценка правильности этой базы должна вестись с учетом срока действия системы премирования;
  • заданность воздействия на материальную заинтересованность работников в нужном направлении. При решении этого вопроса необходимо учитывать целевое назначение системы премирования;
  • особенность установления размеров поощрения. Эффективная система премирования предполагает соответствие размера поощрения величине трудового вклада работника;
  • правильность выбора круга премируемых работников. В значительной степени этот круг определяется показателями премирования, но его оценка имеет и самостоятельное значение.

Во-первых, необходимо выявить и исключить из круга премируемых профессии и виды работ со слабым уровнем влияния на показатели премирования.

Во-вторых, изучение круга премируемых даст возможность дифференцирование подходить к установлению исходных баз, условий премирования и размеров премий по отдельным профессиям и видам работ с учетом влияния на изменение показателя премирования.

Оценка с позиций выгодности ее премирования для работодателя предполагает определение достигнутого уровня выполнения показателя премирования в период оценки эффективности.

Обучение менеджмента системе оплаты труда

Важным шагом является обучение менеджмента (т.е. менеджеров компании) конкретной компенсационной системе, которую предприятие собирается внедрить. Речь идет о том, чтобы обучить менеджеров методам измерения результатов. И очень важно, чтобы менеджеры сумели объяснить сотрудникам принципы новой системы оплаты.

Трудно предсказать со стопроцентной уверенностью, что произойдет, когда будет модернизирована компенсационная система, главное оценить возможности компании платить те деньги, которые полагаются по новой системе. Иногда количество комиссионных при отсутствии условий ограничения может достигать такой суммы, что руководству отдела или компании становится неловко платить такие деньги менеджерам, и оно пытается задним числом аннулировать какие-то пункты соглашения.

Как правило, при введении новых систем и особенно при введении оплаты по результатам, нужно обязательно принять во внимание те принципы и уровень выплат, которые использовались в предыдущей системе оплаты труда. В любой компенсационной системе надо учитывать стоимость жизни, стаж работы сотрудника в компании и так далее.

Информационное обеспечение

Необходимо помнить об информационном обеспечении сотрудников, о политике в области оплаты труда. Можно изобрести замечательную компенсационную политику, которая будет отлично работать на бумаге, но надо помнить о том, что в процессе передачи часть информации теряется или искажается. Поэтому разработка механизма информирования может отнять больше времени и сил, чем разработка самой системы оплаты труда.

Проведение информирования сотрудников важно еще и потому, что ряд выплат может быть рассчитан на достаточно отдаленную перспективу. Какие-то бонусы, выплаты, премии могут быть помесячными, а какие-то осуществляться по итогам года. А система вознаграждений должна сработать неоднократно, прежде чем человек начнет осознавать механизм ее действия и направлять свою деятельность в то русло, которое необходимо компании.

Если запланированы какие-то годовые бонусы, сотрудник должен проработать в компании как минимум два года, и лишь тогда он придет к пониманию того, что бонус – это полезная вещь. При недостаточно ясном информировании сотрудников о том, как и когда, платится бонус, они не будут уверены в его получении. Другими словами, чем более агрессивными, доступными и последовательными будут акции по информированию и обучению, тем больше вероятность, что удастся сократить время отдачи от новой компенсационной системы.

И еще один важный момент. При изменении компенсационной системы, которая в известном смысле ломает многие сложившиеся стереотипы, необходимо постараться сохранить и реализовать определенные цели и принципы, которые компании необходимы. Например, при смене систем оплаты труда нельзя терять обороты компании, не должны уйти ключевые сотрудники. Если составить ряд таких ограничений – а они всегда найдутся, если внимательно отнестись к процессу нововведений, - то возникнет необходимость корректировки проекта новой компенсационной политики, чтобы переход прошел в более мягкой конструктивной форме. Возможно, следует ввести временные переходные правила.

Решение вопроса о том, сразу ли во всей компании или постепенно и последовательно вводить новую систему компенсаций, зависит от многих факторов. Плюсы и минусы есть как в том, так и в другом подходе.

Если есть возможность локальной реорганизации, лучше это делать локально. Но тут важно понимать, какие именно изменения требуются спецификой данной структуры. Возможно придется производить изменения в области премий, комиссионных. Это очень важно, потому что, если в одном отделе изменить базовый оклад – остальные сотрудники будут обижены. А если будут введены, например, премии от продаж – к этому отнесутся с пониманием.

Иногда удается создать систему, удовлетворяющую сотрудников на достаточно продолжительный срок. Но даже если найдена более-менее оптимальная система оплаты, все равно через какое-то время ее необходимо будет менять. Наиболее предпочтительный срок от одного до пяти лет, это связано с темпами развития компании и успешностью нововведений.

Чаще обновлять пакет компенсаций в наших условиях вряд ли имеет смысл, так как надо учитывать фактор определенной инерции. Введение новой системы оплаты может занимать не менее трех месяцев. При этом изменения затрагивают не только структуру организации, но и сознание человека. И в это время компания, как правило, не только не учитывает оборот и продажи, а даже несет потери. Ей надо отработать не менее трех кварталов, чтобы заработать деньги на новой системе.

Ожидаемая оплата труда

Системы оплаты труда разрабатываются и вводятся именно потому, чтобы повысить результативность труда, отдачу. Происходит инвестирование, вкладывание денег в людей в виде затрат, бонусов, премий с целью конкретной отдачи – повысить объем продаж, объем прибыли.

Можно выделить три составляющие, которые необходимо увязать. Это результат, который интересует, вознаграждение, которое дается сотруднику, и, наконец, его удовлетворенность.

Исследования показали, что вознаграждение оказывает положительное влияние на удовлетворенность, но интерес представляет связь между удовлетворенностью и результатом труда. Дело в том, что удовлетворенность не повышает результативность прямо, она может повышать ее конкретно. Каким образом? Известно, например, что неудовлетворенные сотрудники создают неблагоприятную атмосферу в коллективе. Если же человек удовлетворен, это не означает, что он не нуждается в подкреплении достигнутых результатов. Сама по себе удовлетворенность не увеличивает отдачу. Но если существует система вознаграждения, оплата труда, которая напрямую связана с теми результатами, которых сотрудник достиг, - он и в дальнейшем будет стремиться к достижению этих результатов.

Ожидаемая оплата – это восприятие сотрудником личного вклада и вклада остальных, это характеристика работы, в которые это вклад был сделан, и результаты, которые нельзя измерить деньгами. Это так называемая история выплат. История выплат – это важный пункт, который важно использовать. Не менее важный пункт – компенсационные биографии сотрудников. Причем компенсационная биография сотрудника должна быть рассмотрена не только внутри компании, но и вне ее, то есть в тот период, когда сотрудник работал в другой организации. Это важно знать, так как, если прежде его зарплата каждый год увеличивалась, то он будет ожидать того же. История выплат – это достаточно важная переменная в определении и прогнозировании ожиданий сотрудника.

Реальные выплаты связаны с текущими выплатами. Это не просто деньги, которые получает человек, - это деньги, которые он получает в соотношении с теми деньгами, которые получают другие люди и в соотношении с тем, что он получал раньше. При введении новой системы оплаты труда необходимо доказать сотруднику, что, если он будет работать лучше других, то и получать будет больше других.

Имеет смысл учитывать мнения как исполнительного персонала, так и среднего управленческого звена относительно того, как они видят структуру своих компенсаций. Потом эти мнения надо соотнести с целями и задачами, а также и возможностями компании. Ведь размер оплаты персонал для себя не устанавливает. Ни один руководитель не согласится с тем, чтобы ему указывали, как он должен платить людям, которые у него работают. Он сочтет это посягательством на его власть.

Об участии персонала в разработке системы оплаты труда

После того, как разработана система, следует вовлечь максимум сотрудников в его обсуждение, потому что их предложения позволят максимально удовлетворить их интересы. Но надо иметь в виду определенные ограничения. Первое ограничение связано с компетентностью сотрудников.

Естественно, не весь персонал обладает достаточной компетентностью в таких вопросах, сколько компания тратит на зарплату и на остальные выплаты, далеко не все сотрудники компетентны в области налогообложения. К тому же сотрудники не всегда понимают, что вносимые ими предложения могут негативно повлиять на управляемость отдела или управляемость продажами. Рядовой сотрудник, как правило, не обладает всей информацией, используемой для принятия решения об оплате труда.

Информация об объеме выплат, которые могут идти на вознаграждение от оборота компании, находится за пределами компетенции рядового сотрудника – это компетентность совета директоров или учредителей. На своем уровне он может высказаться о том, какой размер выплаты считает для себя оптимальным.

Второе ограничение связано с разочарованием сотрудника относительно не оправдавшихся ожиданий. Естественно, когда человек проявляет какую-либо инициативу, выступает с предложением, он внутренне рассчитывает на то, что оно будет удовлетворено. И если его предложение отклоняется или не принимается во внимание (что не исключено хотя бы потому, что предложений очень много и увязать их в одной системе сложно), возникает разочарование и неприятие всей новой системы.

Поэтому привлечение сотрудников к обсуждению компенсационной политики – это достаточно тонкий, можно даже сказать, дипломатичный акт. И прежде всего это обсуждение должно касаться общих принципов компенсационной политики.

О позиции администрации

3. Медицинское страхование,

4. Пенсионное обеспечение

Недостатки традиционных систем компенсации:

- трудно определить производительность труда каждого работника в денежном выражении, соответственно, при низкой производительности система компенсации превращается в систему субсидий.

- динамика рынка труда - оплата секретаря со знанием иностранного языка может равняться оплате труда руководителя.

- жесткость, централизованность традиционной системы оплаты труда.

6.2.2. Нетрадиционные методы компенсации.

Величина вознаграждения, получаемого работником, не является зафиксированной на длительный период, а изменяется в зависимости от различных факторов, в первую очередь, результатов его работы.

Формы такой оплаты:

- комиссионные (или система стимулирования продаж),

- премия, но по своему смыслу премия - это не ординарное вознаграждение , а поощрение особых достижений; чаще всего в современных организациях используют премии, чтобы скомпенсировать недостатки традиционной оплаты труда ( слабую зависимость величины вознаграждения от результатов работы сотрудника и отсутствие прямой связи размеров вознаграждения отдельного сотрудника с результатами деятельности подразделения и всей организации).

Технологические нововведения последних десятилетий и последовавшие за ними изменения в принципах организации труда, делающие ключевыми для успеха компании согласованные усилия коллектива, а не отдельного работника, обусловили развитие групповых систем вознаграждения:

- вознаграждение по итогам работы подразделения. В России - бригадный подряд, аккордная система, работы на единый наряд с определением единого фонда заработной платы для членов подразделения при условии выполнения коллективом определенных производственных заданий. Это тоже сдельщина , с присущими этой системе минусами; кроме того, наличие только систем переменной заработной платы может существенно осложнить взаимоотношения в коллективах.

- вознаграждение по итогам работы структурного подразделения. - участие в сокращении издержек либо участие в прибыли

- вознаграждение по итогам работы организации - то есть переменное вознаграждение работников увязывается со степенью реализации целей организации.

- приобретение акций компании (опционы)

Системы платы за знания и компетенции.

Основополагающий принцип систем платы за знания является вознаграждение работника за овладение дополнительными навыками или знаниями, а не за вклад занимаемой им должности в достижение целей организации. Поэтому высококвалифицированный специалист, стоящий внизу иерархической лестницы, может получать более высокий оклад , чем узкоспециализированный, но стоящий выше, специалист.

Эта система компенсации приобретает все большее значение, так как в современных условиях, когда технические нововведения быстро копируются или устаревают, именно специфику персонала невозможно скопировать.

- легко возникают конфликты при оценке компетенций ( то есть личностных характеристик),

- данная система нейтральна по отношению к результатам деятельности конкретного работника.



. 545556575859606162636465666768.
60 |Опосредованное мотивирование персонала. . Традиционная система компенсации. Персоналом: технологии и методы. управление экономической теории домашнего хозяйства. Малого и. 62 | 6.3. Мотивирование персонала через организацию работ. Технологии и методы. персоналом: управление методическое обеспечение. КИС:Бюджетирование - инструмент ресурсного планирования для.
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)

Управление производительностью труда. Нормативный подход

Управление производительностью труда. Нормативный подход Рассматриваются в историческом аспекте вопросы нормирования, сдельной оплаты и производительности труда работников промышленности и торговли. Приведены выводы и предложения с учетом опыта работы предприятий в рыночных условиях. В приложениях даны документы, содержащие рекомендации по повышению эффективности труда. Для руководителей предприятий, менеджеров по персоналу, специалистов по труду, а также всех лиц, интересующихся вопросами эффективного управления.

Повышайте производительность труда (на спирали)

Повышайте производительность труда (на спирали) В условиях жесткой конкуренции достижение высокой производительности труда - одна из приоритетных целей менеджмента. Как этого добиться? Необходимо правильно организовать командную работу, четко формулировать задачи, делегировать полномочия, повышать квалификацию сотрудников и объективно оценивать результаты. В этой брошюре собраны ценные советы о том, как сделать работу персонала плодотворной.

Заработная плата в современных условиях (+ CD-ROM)

Заработная плата в современных условиях (+ CD-ROM) Вы держите в руках книгу "Заработная плата в современных условиях", которая вышла тринадцатым изданием, что показывает неизменный интерес к вопросам оплаты труда. В этой книге вы найдете всеобъемлющую информацию по организации оплаты труда, исчислению заработка при различных формах оплаты, правилам установления доплат и надбавок и др. Подробно рассмотрены вопросы налогообложения физических лиц и начислений на заработную плату работников. Все примеры, связанные с начислением заработной платы, удержаниями из нее, надбавками, доплатами, компенсациями и т.д., представлены со ссылками на документ, содержащий приведенные нормы. Для выполнения задач по учету труда и заработной платы бухгалтеру предприятия необходимо знать положения трудового законодательства, касающиеся приема на работу, оформления трудовых либо гражданско-правовых договоров с работниками, порядок составления и использования документов по учету личного состава - этому в книге посвящен раздел "Оформление трудовых.

Заработная плата. Справочник 2005

Заработная плата. Справочник 2005 Расчет и начисление заработной платы - это один из важнейших участков учета в любой организации. В справочнике большое внимание уделено вопросам нормативно-правового регулирования условий и порядка оплаты труда работников и финансово-экономическим механизмам начисления заработной платы и другим социально-трудовым выплатам. Раскрыт порядок оформления трудовых отношений и регулирования систем и форм оплаты труда. Рассмотрены основания и порядок удержаний из заработной платы и налогообложения, а также расчеты с работниками при переводе, увольнении и т.п. Справочник отвечает на практические вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений, расчетом и выплатой заработной платы, предоставлением трудовых льгот.

Заработная плата в 2004 году

Заработная плата в 2004 году Практическое пособие представляет собой работу, эффективно сочетающую в себе вопросы нормативно-правового регулирования условий и порядка оплаты труда работников и финансово-экономические механизмы начисления заработной платы и других социально-трудовых выплат. Пособие раскрывает порядок оформления трудовых отношений и регулирования вопросов оплаты труда, систему и формы оплаты труда, основания и порядок удержаний из заработной платы, порядок налогообложения заработной платы и составления бухгалтерской отчетности, порядок расчетов с работниками при переводе и увольнении и т.п. Кроме того, в пособии раскрыты наиболее актуальные виды нарушений работодателем трудовых прав работников, в том числе и на оплату труда, и приведены механизмы защиты работником нарушенных прав с применением к работодателю мер ответственности, предусмотренных законом. Для повышения эффективности усвоения изложенного материала в книге приведены ссылки на используемые нормативно-правовые.

Заработная плата в 2008 году (+ CD-ROM)

Заработная плата в 2008 году (+ CD-ROM) Вопросы организации оплаты труда актуальны для любого работодателя и для каждого работника. Действующее законодательство предусматривает необходимость начисления заработной платы за выполненную работу и отработанное время, сохранения за работником среднего заработка, назначения ему пособий в отдельных случаях, когда работник фактически не работал. Причем от вида, размера и других условий выплаты зависит порядок ее налогообложения. Ошибки в расчетах, в начислении налогов, в оформлении и выплате заработной платы ведут как к спорам с самими работниками, так и к претензиям и санкциям со стороны инспекций труда, налоговых органов, Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ. В книге рассмотрены основные подходы к формированию системы оплаты труда в организации и практические примеры расчетов различных выплат в пользу работников. Автор не ограничивается описанием одного традиционно сложившегося или предлагаемого официальными органами подхода к решению спорных вопросов, а приводит.

Заработная плата в 2012 году

Заработная плата в 2012 году Как сформирована в организации система оплаты труда? Этот вопрос актуален как для работодателя, так и для работника. Зработная плата, различные гарантии и компенсации работникам, предусмотренные законодательством о труде, - для каждой группы выплат существует свой порядок налогообложения. Ошибки в расчетах, в оформлении и выплате заработной платы, в исчислении налогов и страховых взносов ведут как к претензиям со стороны работников, так и к санкциям со стороны инспекций труда, налоговых органов, Пенсионного фонда и ФСС РФ. В книге рассмотрены как теоретические вопросы формирования системы оплаты труда в организации, так и практические примеры расчетов различных выплат в пользу работников. Автор не ограничивается описанием традиционного или предлагаемого официального подхода к решению спорных вопросов, а приводит различные мнения, давая им аргументированную оценку с точки зрения их соответствия действующему законодательству. Это дает возможность читателям, с одной стороны.

Заработная плата. Бухгалтерские, налоговые и правовые аспекты

Заработная плата. Бухгалтерские, налоговые и правовые аспекты Книга поможет бухгалтерам разобраться во всех сложностях ныне действующего порядка бухгалтерского и налогового учета заработной платы, а также в нюансах ее правового регулирования. В издании рассмотрены вопросы оформления трудовых отношений, организации оплаты труда, начисления заработной платы и оформления ее выплаты. Особое внимание уделено удержаниям из заработной платы (налоги, по исполнительным листам, за брак и т.д.). Отдельная глава книги посвящена государственным пособиям по социальному страхованию и новому порядку их расчета и выплаты.

Заработная плата в 2004 году. Расчет, учет и налогообложение

Заработная плата в 2004 году. Расчет, учет и налогообложение Один из важнейших участков учета в каждой организации - заработная плата, так как она во многом определяет себестоимость продукции. Предлагаемая читателю книга рассказывает о системах и способах оплаты труда, о порядке заполнения документов, а также о выплатах, составляющих заработную плату. Адресована бухгалтерам, аудиторам, руководителям организаций, студентам экономических вузов и колледжей.

Экономико-статистический анализ заработной платы в России. 1991-2001 гг.

Экономико-статистический анализ заработной платы в России. 1991-2001 гг. Впервые в экономической литературе проводится анализ динамики различных форм заработной платы за 1991-2001 гг. Этот анализ осуществляется во взаимосвязи с исследованием динамики других показателей. Комплексный анализ хронологии, динамики и проблем заработной платы проводится в погодовом и помесячном измерении, а также в отраслевом аспекте. Большое внимание уделено анализу динамики соотносительных показателей, вопросам проблемы дифференциации заработной платы. Рассматриваются проблемы оплаты труда в бюджетной сфере. Для экономистов-теоретиков, преподавателей, студентов и аспирантов; может использоваться на курсах макроэкономики, экономики труда, теории трансформационных процессов, национальной экономики, экономики общественного сектора и др.

• возрастание масштабов применения групповых форм заработной платы и увеличение их доли в общем доходе сотрудника;

• широкое распространение систем платы за знания и компетенции;

• развитие системы гибких льгот.

По результатам обзора в 1993 г. более 90 % компаний использовали те или иные методы переменной заработной платы и около 80 % — системы вознаграждения по результатам работы группы. Наиболее популярными методами компенсации являются опционы (используются в 85 % компаний), участие в прибыли (66 %), участие в экономии издержек (42 %). Гибкая система льгот используется в 68 % и системы платы за знания или компетенции в 60 % опрошенных компаний.

В то же время следует отметить две особенности распространения нетрадиционных систем компенсации, выявленных в ходе обзора. Во-первых, новые методы заработной платы в большинстве компаний не вытесняют полностью традиционную систему, а дополняют ее — 73 % компаний используют систему должностных окладов для определения базовой заработной платы. Во-вторых, нетрадиционные системы охватывают не всех работников компании, а только отдельные категории или подразделения, что косвенно свидетельствует о том, что большинство компаний продолжают рассматривать новые методы оплаты в качестве экспериментальных. Планы участия в прибыли распространяются в среднем на 21 — 40 % сотрудников, гибкие льготы — на 50 % сотрудников, система платы за знания — на 1 — 20 % сотрудников организации.

создание системы компенсации. Как мы видим, от того, как организация вознаграждает своих сотрудников, во многом зависит ее успех, поэтому управление компенсацией является стратегически важной областью руководства любой организации. В то же время компенсация, непосредственно затрагивающая материальные интересы сотрудников, является крайне чувствительной областью, в которой цена ошибки чрезвычайно велика. Неправильные решения могут привести к болезненным последствиям в виде демотивации работников, стагнации или снижении производительности, высокой текучести персонала, напряженности в отношениях между сотрудниками. Поэтому все изменения в этой сфере должны быть хорошо продуманы и соответствующим образом подготовлены.

Основная цель системы компенсации — обеспечение реализации стратегических целей организации за счет привлечения, сохранения и стимулирования персонала. Следовательно, необходимым условием создания эффективной системы компенсации является определение стратегических целей компании и требуемых для их достижения характеристик персонала: навыков, поведения и т. д. Затем из существующего сегодня набора систем и методов компенсации требуется выбрать те, которые:

1) ориентируют сотрудников на реализацию стратегических целей компании и 2) соответствуют ее организационной культуре.

Создание системы компенсации для любой компании — очень специфический и сложный процесс, требующий глубокого понимания особенностей организации. Поэтому трудно дать универсальные рекомендации, как сконструировать эту систему. Только руководство организации (иногда с использованием профессиональной помощи) может определить, какие методы вознаграждения наиболее подходят его компании. Тем не менее исследования показали, что существуют некоторые общие закономерности. В организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды, более эффективными являются традиционные методы вознаграждения, в то время как в компаниях, работающих в условиях высокой нестабильности и непредсказуемости, успешнее функционируют нетрадиционные системы компенсации. Это утверждение справедливо и в отношении внутренних организационных структур — в жестких иерархических организациях эффективнее использовать традиционные методы, а в организациях с быстро меняющейся или размытой структурой лучше работают нетрадиционные методы.

Компенсация является одной из наиболее чувствительных областей управления компанией, поэтому организация, меняющая систему вознаграждения своих сотрудников, часто сталкивается с сопротивлением с их стороны. Наиболее успешно подобные изменения осуществляются тогда, когда компания распространяет их не на всех сотрудников сразу, а проводит эксперимент в одном из своих подразделений. Эксперимент приносит двойную пользу — позволяет руководству протестировать новую систему на практике и служит средством убеждения сотрудников, на которых новая система распространится в будущем. При внедрении новой системы оплаты руководству организации следует помнить, что основным источником сопротивления чаще являются руководители среднего звена, а не простые работники. Эти руководители могут расценить изменение системы вознаграждения как попытку ограничить их власть, лишить их важных инструментов управления. Руководство московского филиала транснациональной компании решило внедрить новый метод оплаты для рабочих, занятых обслуживанием оборудования — перейти к системе окладов от системы, при которой работник в дополнение к ставке ежемесячно получал 20 %-ную премию. Премию получали 98 % сотрудников, поэтому руководство решило назвать вещи своими именами и, увеличив оклады, на 20 %, ликвидировать премию. Это решение вызвало волну открытого и скрытого протеста со стороны линейных руководителей, рассматривавших возможность невыплаты премии (фактически штрафа) в качестве важнейшего инструмента управления персоналом своих подразделений.

Поддержка руководителей среднего звена часто является основным условием успеха при внедрении новых систем компенсации. Добиться ее можно за счет привлечения этих руководителей к разработке самой системы, разъяснения преимуществ, которые получит организация и сам руководитель в результате ее внедрения. Проведение эксперимента также может помочь привлечь на свою сторону руководителей среднего звена.

При разработке новой системы вознаграждения руководство должно заранее оценить возможные последствия ее внедрения с точки зрения влияния на другие системы — отбор, профессиональное обучение, оценка, продвижение — и внести в них необходимые коррективы для поддержания их взаимосвязи и взаимодополняемости всех компонентов управления персоналом.

Создавая систему компенсации, организация должна помнить, что идеальных систем не существует и не стоит затрачивать ресурсы на их изобретение. Напротив, нужно хорошо представлять себе недостатки реальной системы и возможное влияние этих недостатков на функционирование организации, чтобы подготовиться к нейтрализации отрицательных последствий с помощью других методов управления.

И, наконец, не следует забывать, что ничто не вечно и что создаваемая сегодня система компенсации рано или поздно устареет. Руководство должно быть готово к этому и не цепляться за систему, которая может быть мила сердцу ее создателей, но не отвечает стратегическим целям компании и противоречит ситуации на рынке.

Нетрадиционными называют методы компенсации, построенные на принципах, отличных от тех, которые положены в основу традиционной системы, поэтому использование этих методов позволяет преодолеть определенные недостатки традиционной системы компенсации. Нетрадиционные методы могут быть условно разделены на две большие группы — плата за результаты и плата за знания.

В самом общем виде под системой вознаграждения персонала можно понимать совокупность элементов – видов и методов стимулирования, которые взаимосвязаны и объединены общей целью деятельности организации.

В условиях рыночной экономики каждая организация для мотивации труда персонала самостоятельно разрабатывает систему вознаграждения работников в соответствии с поставленными целями и учетом имеющихся финансовых возможностей. При этом успех той или иной системы вознаграждения персонала во многом определяется тем, в какой степени она отражает реальные социально-экономические процессы в обществе, которые имеют прямое воздействие на формирование трудовых ценностей и потребностей.

Основой возникновения и толчком к развитию современных систем вознаграждения персонала, выделяемых с позиции их адекватности меняющимся условиям функционирования организаций и общества, послужили традиционные системы вознаграждения, которые продолжают широко использоваться на данный момент во многих российских организациях. Они включают следующие компоненты: тарифную систему оплаты труда, повременную и сдельную формы оплаты труда и разновидности их систем, традиционный набор социальных льгот и дополнительных выплат.

Традиционно при организации системы оплаты труда на предприятии способ формирования основной заработной платы был основан на тарифной системе. Она представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование заработной платы различных категорий персонала и включает следующие основные элементы: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки, систему должностных окладов и районные коэффициенты. Тарифно-квалификационные справочники и районные коэффициенты содержат нормативно-справочные данные, рекомендованные к соблюдению. Тарифная сетка устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и их квалификации. Она состоит из тарифных ставок и тарифных разрядов.

Традиционные формы заработной платы характеризуются соотношением между затратами рабочего времени, производительностью труда и величиной заработка и соответствуют двум основным способам учета затрат труда:

- первый способ – это учет проработанного времени, при котором применяется повременная оплата труда, когда уровень оплаты связывается с продолжительностью затраченного на работу времени (в отечественной практике называется повременной формой оплаты труда);

- второй способ – это учет количества произведенной работником продукции надлежащего качества либо выполненных им операций. В этом случае учитывается произведенная продукция, работы, что предполагает применение сдельной формой оплаты труда.

Каждая форма оплаты труда целесообразна в определенных ситуациях. Эффективное применение повременной формы оплаты труда определяется следующими условиями:

- затраты по планированию и учету производства продукции очень высоки;

- качество работы важнее количества выпуска продукции;

- трудовая деятельность неоднородна по характеру и интенсивности.

Использование сдельной формы оплаты необходимо в следующих условиях:

- существование количественных характеристик трудовой деятельности, правильно отражающих затраты труда работников;

- наличие у работников реальной возможности увеличивать выработку или объем работы против установленной нормы без нарушения технологии и системы организации труда;

- обоснованное нормирование труда и правильная тарификация работ;

- строгий контроль качества продукции, работ, услуг;

- организация труда, исключающая простои, несвоевременность в обеспечении необходимых для работы заданий и средств труда.

На основе этих форм конструируются различные варианты и комбинации оплаты труда. Обе формы имеют свои разновидности систем.

Повременная форма может быть представлена в виде простой повременной системы, когда заработок работника формируется согласно его тарифной ставке и фактически отработанному времени. Но в чистом виде чаще используют повременно-премиальную систему, когда в заработную плату работника сверх тарифа включается премия за конкретные достижения в труде по заранее установленным показателям.

Сдельная форма оплаты труда имеет следующие разновидности (системы):

- сдельно-премиальная система, предусматривающая наряду с получением основной заработной платы по сдельному наряду премию за обусловленный конечный результат;

- сдельно-прогрессивная система, характеризующаяся тем, что, начиная с заранее установленного уровня выполнения норм, происходит определенное увеличение сдельной расценки за выполнение операции, детали или изделия;

- сдельно-регрессивная система оплаты труда характеризуется тем, что, начиная с определенного уровня перевыполнения норм, происходит снижение сдельной расценки;

- косвенная сдельная система оплаты труда, предусматривающая, что заработок работника ставится в зависимость не от его личной выработки, а от результатов труда других работников;

- аккордная система оплаты труда, предполагающая выполнение определенного комплекса работ, входящих в аккордное задание, а не отдельных операций или видов работ. Сумма заработка по аккордному наряду исчисляется на основе калькуляции, учитывающей нормы времени (выработки) и расценки на виды работ, включенные в данный комплекс.

Таким образом, традиционная система вознаграждения персонала охватывает все те компоненты, используемые при организации оплаты труда работников и для обеспечения дополнительного вознаграждения, которые были разработаны без учета современных тенденций в социально-экономической жизни общества. Они не учитывают ситуацию на рынке труда, что является одним из главных их недостатков.

Гибкие системы вознаграждения позволяют решить проблему объективности и справедливости вознаграждения за труд, который в современных условиях существенно изменился по содержанию, стал носить более творческий и сложный характер.

В соответствии с многочисленными исследованиями, свыше 65% сотрудников хотят видеть более четкую взаимосвязь качества своей работы и оплаты труда и более 70% обуславливают снижение эффективности труда отсутствием должной взаимосвязи качества работы и ее оплаты.

Современные подходы к формированию заработной платы определили появление бестарифной системы оплаты труда, которая выступает своеобразным антиподом традиционной – тарифной.

Бестарифная система характеризуется следующими особенностями:

1) тесной связью уровня оплаты труда работника с фондом заработной платы, начисляемым по коллективным результатам работы;

2) присвоением каждому работнику постоянных (относительно по-стоянных) коэффициентов, комплексно отражающих его квалификационный уровень и определяющих его трудовой вклад в общие результаты деятельности;

3) присвоение каждому работнику КТУ или другого коэффициента (КТВ и т.д.), отражающего текущие результаты деятельности и корректирующего оценку его квалификационного уровня.

Бестарифная система, применяемая в подразделениях организаций и на малых предприятиях, может выступать в нескольких видах:

1. Система оплаты труда с использованием коэффициента стоимости труда. При такой системе коллективный заработок распределяется по коэффициенту стоимости труда, который устанавливается всем работникам, включая руководителя коллектива (организации), и отработанному времени.

2. Экспертная система оценки результатов труда. Суть системы в том, что на уровне предприятия и на уровне подразделений создаются экспертные советы для оценки трудового вклада подразделений и отдельных работников в коллективные результаты труда. На ежемесячном заседании экспертного совета на уровне предприятия каждый эксперт выставляет каждому подразделению соответствующую оценку, затем эти оценки обобщаются и каждому подразделению утверждается итоговая оценка .

3. Паевая система оплаты труда, в основу которой положена шкала социальной справедливости, предусматривающая для каждой должности соответствующие коэффициенты увеличения заработной платы по отношению к минимально принятой ставке.

5. Ставка трудового вознаграждения.Эта система основана на тех же принципах, что и предшествующая, и применяется в малых организациях, предметом деятельности которых является оказание сервисных услуг, консалтинг, инжиниринг. Суть её заключается в том, что для работников, непосредственно оказывающих услуги, размер ставки устанавливается как фиксированный процент от суммы платежей, поступивших предприятию от его контрагентов в результате работы, выполненной конкретным исполнителем.

8. Универсальная рыночная система оценки и оплаты труда. Данная система относится к числу бестарифных, но принципиальной новизной в ней является не то, как формируется фонд оплаты труда и как измеряется (оценивается) трудовой вклад – как индивидуальный, так и коллективный. Формирование фонда оплаты труда всего предприятия, его структурных подразделений и зарплаты работников ставится в прямую зависимость от объёма реализованной продукции и от трудового вклада подразделений и работников в конечные результаты работы всего коллектива. Поэтому для достижения первого условия определяется зарплатоёмкость реализованной продукции. Для достижения второго условия каждому структурному подразделению устанавливается три-четыре показателя, характеризующих выполнение его функций в соответствии с разделением труда на предприятии. Кроме того, учитывается выполнение трудовых функций каждым работником. Труд отдельного работника, коллектива подразделения, всего предприятия находит выражение в виде некоторой суммы коэффициентов, которые за-тем используются в распределении фондов оплаты труда. Существенной частью данной системы является система внутренних претензий на предприятии.

Большой интерес среди современных систем вознаграждения и распространение получили используемые в зарубежной практике коллективные стимулирующие системы распределения доходов: системы участия в прибылях, системы коллективного премирования. Они предоставляют работникам возможность участвовать в распределении доходов, полученных в результате улучшения конкретных показателей деятельности. Эти системы применяются, когда работа группой или коо-перация важны для достижения эффективности, или достаточно трудно выделить результаты труда индивида. Однако нередко системы участия в прибылях отождествляют с системами коллективного премирования, что объясняется внешней схожестью форм и методов предоставления персоналу соответствующих выплат, а также зависимостью последних от конечных результатов организации. При этом имеется существенное отличие, которое заключается в том, что в системах коллективного премирования начисление премий персоналу осуществляется за по-казатели, непосредственно связанные с результатами производственной деятельности организации, а в системах участия в прибылях вознаграждение персоналу начисляется как за результаты производственной деятельности, так и коммерческой .

Специфической формой участия в прибылях организации являются бонусные и опционные планы. Суть первых заключается в том, что выплачиваемые в виде премий или акций вознаграждения определяются исходя из участия персонала в прибыли прошлого года. Каждая компания пользуется собственной методикой расчета бонуса. Решающим для определения размера бонуса являются экономические итоги финансового года. Достоинством бонусных планов является то, что их выплата дает сильную трудовую мотивацию и побуждает к высокопроизводительному труду даже отстающих работников, так как при расчете учитываются реально достигнутые результаты конкретного работника

Практическую значимость, на наш взгляд, представляют индивидуальные тарифные системы оплаты труда, построенные с учётом трудовых навыков (SBP-системы). При использовании этих систем труд работников оплачивается скорее в зависимости от предела, глубины и видов трудовых навыков, которые они в состоянии использовать, чем в соответствии с выполненной ими работой. То есть в зависимости от степени использования и развития своего трудового потенциала. Этот вид систем известен также под такими названиями как оплата труда за мастерство, за знания, за многопрофильность и т.п. SBP-система отличается от системы, основанной на оплате труда в зависимости от выполняемой работы, по следующим моментам :

- вознаграждаются скорее трудовые навыки, нежели выполняемая работа;

- обладатель трудовых навыков оценивается и проходит аттестацию;

- колебания оплаты труда необязательно связаны с переменой работы;

- при определении заработка особое внимание уделяется трудовому стажу;

- существует много возможностей для продвижения по службе и повы-шения заработной платы.

Исследования ученых показывают, что в условиях постоянно ускоряющегося технического прогресса и глобализации рынков решающими факторами достижения успеха в долгосрочной перспективе являются:

• скорость, т. е. способность организации в максимально короткие сроки удовлетворять потребности клиентов;

• гибкость, т. е. способность адекватно реагировать на изменения потребностей клиентов и состояния внешней среды в целом;

• открытость для нововведений, т. е. способность постоянно осваивать новые технологии, выпуск новых видов продукции, применять новые методы управления и т. д.;

• акцент на коллективную работу, т. е. способность координировать действия и создать атмосферу сотрудничества в больших группах.

Для того, чтобы сохранить конкурентоспособность, организации были вынуждены сократить количество иерархических уровней и бюрократических процедур, упростить системы управления и производственные процессы, уменьшить степень регламентации производственных обязанностей сотрудников и делегировать функции принятия решений на нижние уровни организации, сделать акцент на универсальность, а не на узкую специализацию в профессиональной подготовке своих сотрудников. Изменения в структуре организаций и методах управления ими привели, в свою очередь, к изменениям в системе компенсации.

Как показывают результаты трех обследований 1000 крупнейших корпораций мира, проведенных в 1987-м, 1990-м и 1993 годах, существует несколько ярко выраженных новых тенденций в области вознаграждения наемных сотрудников:

• возрастание масштабов применения систем переменной заработной платы и возрастание доли переменной части в общем доходе сотрудников;

• возрастание масштабов применения групповых форм заработной платы и увеличение их доли в общем доходе сотрудника;

• широкое распространение систем платы за знания и компетенции;

• развитие системы гибких льгот.

По результатам обзора в 1993 г. более 90 % компаний использовали те или иные методы переменной заработной платы и около 80 % — системы вознаграждения по результатам работы группы. Наиболее популярными методами компенсации являются опционы (используются в 85 % компаний), участие в прибыли (66 %), участие в экономии издержек (42 %). Гибкая система льгот используется в 68 % и системы платы за знания или компетенции в 60 % опрошенных компаний.

В то же время следует отметить две особенности распространения нетрадиционных систем компенсации, выявленных в ходе обзора. Во-первых, новые методы заработной платы в большинстве компаний не вытесняют полностью традиционную систему, а дополняют ее — 73 % компаний используют систему должностных окладов для определения базовой заработной платы. Во-вторых, нетрадиционные системы охватывают не всех работников компании, а только отдельные категории или подразделения, что косвенно свидетельствует о том, что большинство компаний продолжают рассматривать новые методы оплаты в качестве экспериментальных. Планы участия в прибыли распространяются в среднем на 21 — 40 % сотрудников, гибкие льготы — на 50 % сотрудников, система платы за знания — на 1 — 20 % сотрудников организации.

создание системы компенсации. Как мы видим, от того, как организация вознаграждает своих сотрудников, во многом зависит ее успех, поэтому управление компенсацией является стратегически важной областью руководства любой организации. В то же время компенсация, непосредственно затрагивающая материальные интересы сотрудников, является крайне чувствительной областью, в которой цена ошибки чрезвычайно велика. Неправильные решения могут привести к болезненным последствиям в виде демотивации работников, стагнации или снижении производительности, высокой текучести персонала, напряженности в отношениях между сотрудниками. Поэтому все изменения в этой сфере должны быть хорошо продуманы и соответствующим образом подготовлены.

Основная цель системы компенсации — обеспечение реализации стратегических целей организации за счет привлечения, сохранения и стимулирования персонала. Следовательно, необходимым условием создания эффективной системы компенсации является определение стратегических целей компании и требуемых для их достижения характеристик персонала: навыков, поведения и т. д. Затем из существующего сегодня набора систем и методов компенсации требуется выбрать те, которые:




1) ориентируют сотрудников на реализацию стратегических целей компании и 2) соответствуют ее организационной культуре.

Создание системы компенсации для любой компании — очень специфический и сложный процесс, требующий глубокого понимания особенностей организации. Поэтому трудно дать универсальные рекомендации, как сконструировать эту систему. Только руководство организации (иногда с использованием профессиональной помощи) может определить, какие методы вознаграждения наиболее подходят его компании. Тем не менее исследования показали, что существуют некоторые общие закономерности. В организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды, более эффективными являются традиционные методы вознаграждения, в то время как в компаниях, работающих в условиях высокой нестабильности и непредсказуемости, успешнее функционируют нетрадиционные системы компенсации. Это утверждение справедливо и в отношении внутренних организационных структур — в жестких иерархических организациях эффективнее использовать традиционные методы, а в организациях с быстро меняющейся или размытой структурой лучше работают нетрадиционные методы.

Компенсация является одной из наиболее чувствительных областей управления компанией, поэтому организация, меняющая систему вознаграждения своих сотрудников, часто сталкивается с сопротивлением с их стороны. Наиболее успешно подобные изменения осуществляются тогда, когда компания распространяет их не на всех сотрудников сразу, а проводит эксперимент в одном из своих подразделений. Эксперимент приносит двойную пользу — позволяет руководству протестировать новую систему на практике и служит средством убеждения сотрудников, на которых новая система распространится в будущем. При внедрении новой системы оплаты руководству организации следует помнить, что основным источником сопротивления чаще являются руководители среднего звена, а не простые работники. Эти руководители могут расценить изменение системы вознаграждения как попытку ограничить их власть, лишить их важных инструментов управления. Руководство московского филиала транснациональной компании решило внедрить новый метод оплаты для рабочих, занятых обслуживанием оборудования — перейти к системе окладов от системы, при которой работник в дополнение к ставке ежемесячно получал 20 %-ную премию. Премию получали 98 % сотрудников, поэтому руководство решило назвать вещи своими именами и, увеличив оклады, на 20 %, ликвидировать премию. Это решение вызвало волну открытого и скрытого протеста со стороны линейных руководителей, рассматривавших возможность невыплаты премии (фактически штрафа) в качестве важнейшего инструмента управления персоналом своих подразделений.

Поддержка руководителей среднего звена часто является основным условием успеха при внедрении новых систем компенсации. Добиться ее можно за счет привлечения этих руководителей к разработке самой системы, разъяснения преимуществ, которые получит организация и сам руководитель в результате ее внедрения. Проведение эксперимента также может помочь привлечь на свою сторону руководителей среднего звена.

При разработке новой системы вознаграждения руководство должно заранее оценить возможные последствия ее внедрения с точки зрения влияния на другие системы — отбор, профессиональное обучение, оценка, продвижение — и внести в них необходимые коррективы для поддержания их взаимосвязи и взаимодополняемости всех компонентов управления персоналом.

Создавая систему компенсации, организация должна помнить, что идеальных систем не существует и не стоит затрачивать ресурсы на их изобретение. Напротив, нужно хорошо представлять себе недостатки реальной системы и возможное влияние этих недостатков на функционирование организации, чтобы подготовиться к нейтрализации отрицательных последствий с помощью других методов управления.

И, наконец, не следует забывать, что ничто не вечно и что создаваемая сегодня система компенсации рано или поздно устареет. Руководство должно быть готово к этому и не цепляться за систему, которая может быть мила сердцу ее создателей, но не отвечает стратегическим целям компании и противоречит ситуации на рынке.

Краткое содержание

Нетрадиционными называют методы компенсации, построенные на принципах, отличных от тех, которые положены в основу традиционной системы, поэтому использование этих методов позволяет преодолеть определенные недостатки традиционной системы компенсации. Нетрадиционные методы могут быть условно разделены на две большие группы — плата за результаты и плата за знания.

Различные методы платы за результаты устанавливают непосредственную зависимость между величиной вознаграждения и результатами работы самого сотрудника, его подразделения, организации в целом. Использование таких методов позволяет добиться повышения производительности труда за счет материальной заинтересованности сотрудника в его результатах, увязать материальные интересы сотрудника и организации.

Плата за знания ставит величину вознаграждения в зависимость от приобретенных сотрудником профессиональных знаний и навыков и, соответственно, стимулирует процесс постоянного профессионального развития, повышая потенциальную производительность сотрудников и конкурентоспособность организации.

Выбор методов компенсации для конкретной организации определяется рядом факторов — стратегией развития, состоянием внешней среды, организационной культурой и традициями.

Ключевые слова

переменная заработная плата — система вознаграждения, при которой размер компенсации работнику не является постоянным, а изменяется в зависимости от результатов его работы, результатов работы подразделения или организации в целом. Другое название — плата за результаты, плата за производительность.

сдельная заработная плата — система компенсации, при которой размер вознаграждения пропорционален объему выполненной сотрудником работы (количеству выпущенных деталей, обслуженных клиентов). Другое название — сдельщина, поштучная оплата.

комиссионные — система компенсации сотрудникам отдела продаж, при которой их вознаграждение определяется результативностью продаж. Наиболее распространенные формы комиссионных — фиксированный процент от объема реализации, фиксированная сумма за единицу реализованной продукции. Другое название — премиальные сотрудникам отдела продаж, система стимулирования сотрудников отдела продаж.

групповое вознаграждение — система компенсации, при которой размеры вознаграждения отдельного сотрудника определяются результатами работы группы — бригады, подразделения, организации. Наиболее распространенные формы — премии, участие в прибыли, участие в экономии издержек. Другое название — групповое стимулирование.

плата за знания —система компенсации, при которой величина заработной платы сотрудника определяется уровнем его квалификации, продемонстрированными знаниями и профессиональными навыками.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Каковы недостатки традиционной системы компенсации? Что такое нетрадиционные методы компенсации? Какие виды нетрадиционных методов Вам известны? В чем состоят их различия?

2. В чем преимущества и недостатки сдельной системы оплаты? Приведите примеры видов деятельности, где сдельная форма оправдана, недопустима?

3. Почему организации создают специальные системы стимулирования сотрудников отдела продаж? Какие факторы влияют на выбор метода определения величины вознаграждения сотрудника отдела продаж? Какую бы систему Вы предложили для туристической компании, продающей стандартные туры, строительной корпорации, автомобильного салона?

4. Зачем организации используют групповые формы компенсации? Предвидите ли Вы снижение или увеличение их роли в управлении современными компаниями? Насколько применимы методы группового вознаграждения в нашей стране?

5. Что такое участие в прибыли? Каковы цели данного метода компенсации? Каковы условия его успешного применения? Как, по Вашему мнению, 'воспринимают систему участия в прибыли заводские рабочие, технический персонал, инженеры, руководители среднего звена, высшее руководство компании?

6. В чем состоит смысл участия в экономии издержек? На каком организационном уровне эффективно использование этого метода вознаграждения?

7. Почему корпорации предоставляют своим сотрудникам право приобретения собственных акций по фиксированной цене? Насколько данный метод стимулирования может быть привлекательным для отечественных руководителей?

8. Что такое плата за знания? Почему этот метод вознаграждения приобретает широкое распространение в последнее время? В чем недостатки платы за знания? За какие знания или навыки Вы бы платили: а) руководителю коммерческого банка; б) специалисту по потребительскому кредиту; в) брокеру по валютным операциям?

9. Какова роль линейных руководителей и отдела человеческих ресурсов в разработке системы компенсации? От чего зависит эффективность этой системы? В чем, по Вашему мнению, должно состоять различие в системах вознаграждения частной компании по разработке программного обеспечения, авиастроительного завода и университета?

Практические ситуации

Вопросы

3. Как бы Вы посоветовали Денису внедрять эту систему?

Литература

Cespedes, Frank A Preface to Payment: Designing a Sales Compensation Plan. Slaon Management Review, Fall 1990, p.p. 59 — 69.

Gomez-Meia, Luis, (ed.) Compensation and Benefits. Bureau of National Affairs, Washington, D.C., 1989.

Graham-Moore, Brian, and Ross, Timothy Productivity Gainsharing. Prentice-Hall, Englwood-Cliffs, N.J., 1983.

Kannin-Lovers, Jill, Graham, D Variable Merit Pay Program Links Pay to Performance. Journal of Compensation and Benefits, 1988, July-August, p.p. 1 — 5.

Krajci, Thomas Pay That Rewards Knowledge. HR Magazine, June 1990, p.p. 58 — 60.

Lawler, Edward, III Strategic Pay. Jossey-Bass, San-Francisco, 1990.

Lawler, E.E. III., Mohrman, S.A., and Led ford, G. E. Creating High Performance Organizations: Practices and Results in the Fortune 1000. San Francisco: Jossey-Bass, 1995.

Ost, Edward Team-Based Pay: New Wave Strategic Incentives, Sloan Management Review, Spring 1990, p.p. 19 — 27.

Walker, James Human Resource Strategy, Mc-Graw Hill, Inc. 1992.

Zingheim, P. K., and J. R. Schuster How to Create and Reward High Performance in Your Organization, Compensation and Benefits Review, July-August 1995.

Читайте также: