Теория согласования воль государств разработана в трудах кого
Обновлено: 28.04.2024
Б)Юридическая обязательность норм МП.
Юридическая обязательность норм МП – черта, кот отличает их от др социальных норм межгосударственной системы.
В доктрине МП почти все направления признавали юридическую обязательность норм МП, но ИСКЛ - Немецкая доктрина внешнего гос ПР(кон.19-нач.20вв)
Ее суть: в м\н отношениях нет власти, стоящей над государствами àМП НЕ может быть ПР
à нормы МП это НЕ нормы ПР, а только моральные предписания
В)Диспозитивные и императивные нормы
Диспозитивные – нормы, от которых государства могут отступаться по взаимному согласию.
Императивные нормы (jus cogens) – нормы, от которых государства НЕ могут отступаться даже по взаимному согласию; ДОГ между государствами, который противоречит таким нормам, юридически ничтожен.
Г)Санкции международно-правовой нормы
Ответ на вопрос об их существовании связан напрямую с признанием норм МП правовыми(а НЕ моральными). С этим НЕ согласна немецкая доктрина (19-20вв), которая считала, что в м/н сообществе НЕТ центральной власти, которая могла бы санкции осуществлять.
èПризнаете нормы МП правовыми => признаете и существование санкций в МП.
Применение санкций проблематично: они применяются самими государствами индивидуально или коллективно, а также м/н организациямиàтенденция к снижению применения санкций со стороны государств и преобладанию их со стороны м/н организаций(ЕХ: ООН, которая исключает в качестве санкций ранее использовавшиесся вооруженные силы, боевые действия)
Некоторые виды санкций: дипломатич демарши, разрыв дип отношений, ограничения экономич., научно-технич. и др. связей с государством-нарушителем.
Д)М\н контроль
Вид воздействия на государства, посреством предстваления государстами докладов о выполнении м/н обязательств и инспекцию.
ЕХ:В м/н организации труда (МОТ) в отношении ее конвенций и рекомендаций ТОЖЕ применяетсся представление государствами докладов о соблюдении ими м/н ДОГов с обсуждением этих докладов в м/н органах.
1)имеет превентивноео значение
2)способствует устранению допущенных Гми нарушений м/н ДОГов.
Инспекция – вид м/н контроля, способ обеспечения выполнения м/н ДОГ, сейчас часто применяется.Существует 3 вида:
-инспекция м/н организации (ЕХ: осуществляемая инспекторами МАГАТЭ)
-инспекция государств – осуществляется участниками ДОГ, но под наблюдением м/н органов(ЕХ:в соотв с Конвенцией о рыболовстве в С-З части Атлантического океана 1978 и Конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве по рыболовству в С-В Атлантике 1980 инспекция осуществляется госуарствами-участниками конвенций,НО по правилам, установленным м/н комиссией)
2. Особенности международного права по сравнению с внутригосударственным правом. Современное международное право и старое классическое международное право (сравнительная характеристика).
!!Проводя сравнение между МП и внутригосударственным ПР важно помнить, что они функционируют в разных социальных системах.
1.Социальная система, в которой функционирует | |
межгосударственная | внутригосударственная |
2.По способу образования норм | |
Создаются Гми путем согласования воль или др. Sми МП | Предусмотрен специальный законодательный орган |
3.По обязательости, социальной сущности издаваемых норм | |
Общеобязательны для всех Гв, имеют общедемократических характер | Обязательны внутри конкретного Гва, сущность зависит от социальной природы Гва |
4.По субъектам | |
Суверенные Гва; нации, народы, борющиеся за создание самостоятельного Гва; межгосударственные организации; государствоподобные обрзования | Физические лица, юридические лица, ограны Гва |
5.По предмету регулирования | |
Отношения между всеми акторами межгосударственной системы | Отношения между Sми внутригосударственного ПР |
6.По способу регулирования | |
Международноп-правовое(МП) | Международноп-правовое(МП). |
7.По способу функционирования | |
Через Гва и м/н организации | Посредством судебных, исполнительных органов |
Современное международное право и старое классическое международное право
3. Процесс создания норм международного права. Теория согласования воль Тункина Г.И.
Суть теории:
Теория согласования воль государств основывается на том, что в межгосударственной системе общеобязательные нормы для суверенных государств могут создаваться только по согласованию между ними.
Процесс создания норм МП
-происходит в меджгосударственной системе;
-находится под воздейстивем явлений, происходящих в межгосударственной системе.
Состоит из 2 стадий:
1)согласование воль госудасртв относительно содержания правила поведения
2)согласование воль относительно признания правила поведения юридически обязательным.
Содержание воли государств – это его международно-правовая позиция, выраженная в заявлениях, поведении, действиях. Оно формируется и под некоторым влиянием тех глобальных проблем, которые стоят перед человечеством, и которые определяют внешнюю политику государств, а => влияют на их международно-правовую позицию
НО процесс создания м/н норм НЕ требует идентичности воль Гв, а лишь согласования их относительно правила поведения и признания его юридически обязательным.
Ранее существовали концепции:
НО все немного иначе: конечно, если Гва признают правило поведения в качестве правовой нормы, то их воли единыà т.е. согласованные воли Гв есть их общая воля (одинаковая у всех).
Однако при этом никакой новой НЕ возникает, так как НЕТ нового Sта воли, а воля всегда есть воля Sта.
Нормы МП – НЕ продукт новой, единой высшей воли, НО продукт соглсования воль – это их существенное отличие от норм внутригосударственных.
Согласованность и взаимообусловленность воль Гв – существенные черты процесса создания норм МП, которые также отличают их от норм внутригосударственных.
Согласованность – направленность воль на признание оперлделенного правила в качестве правовой нормы.
Взаимообусловленность – взаимосвязь воль государств. Она,по сути, выражает принцип взаимности, который закладывается при создании норм МП и проявляется в процессе их функционирования.
В процессе создания норм МП Гва выступают как суверенные равноправные Sты àих воли юридически равнозанчны.Т.е. такое юридическое равенство государств в процессе создания норм МП означает, что большинство Гв НЕ может создавать нормы обязательные для меньшинтсва, НЕ имеет ПР пытаться навязать эти нормы другим Гвам.
ИСКЛ:резолюции м/н организаций для членов организации.
Фактические обястоятельства – еще один важный аспект процесса согласования воль, которые и определяют международно-правовоую позицию Гв, т.е. решающими образом влияют на процесс согласования воль.
Процесс создания норм происходит в межгосударственной ситсеме => фактические обстоятельства многообразны: столкновение различных интересв Гв, их фактическая роль в решении тех или иных .
ЕХ: 1)в деле прекращения гонки вооружений решающая роль – за ядерными державами;
2)в деле о правовом режиме морского пространства, не принадлежащего государствам, - за развивающимися государствами (из-за их многочисленности) и т.д..
Особенности создания обыных норм МП
По этому ? существует множество теорий.
Суть одной из них: возникают БЕЗ участия воль Гв, как бы спонтанно (французский проф. Виралли).
Процесс создания обычных норм регулируется МП.
1)на этой стадии согласования воль Гв образуется обыконовение – правило поведения, которому обычно следуют Гва, НО которое еще НЕ является правовой нормой.
2)согласование воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.
Признание/принятие Гвом обычного правила в качестве нормы ПР означает выражение воли Гва, согласие рассматривать обыкновение как норму МП.
!!Чтобы обыкновение стало нормой МП НУЖНО признание его 2 и более Гвами:
-постепенный рост признания обыкновения в качестве обязательной правовой нормы
-расширение круга Гв, признающих данное обыкновение правовой нормой.
Обыкновение может быть как локальным, так и широко распостраненным. Чтобы стать нормой общего МП, обыкновениедолжно быть признано всеми или почти всеми Гми.
1)существование м/н практики(сложившегося в практике Гв правила поведения)
2)признание правила вкачестве международно-правовой нормы
4. Основные источники международного права.
Источники МП – конечный результат процесса согласования воль субъектов МП (т.е. процесса создания норм).
Виды источников МП:
Читайте также:
- Является ли обязательным издание приказа о приостановлении службы сотрудником
- Список привлекаемых работников имеющих право работы с электроинструментом
- Можно ли оформить сотрудника на 0 1 ставки
- Трудовой договор с временным работником заключается на срок рб
- Предоставление отпуска составить предложение