Теория согласования воль государств разработана в трудах кого

Обновлено: 28.04.2024

Б)Юридическая обязательность норм МП.

Юридическая обязательность норм МП – черта, кот отличает их от др социальных норм межгосударственной системы.

В доктрине МП почти все направления признавали юридическую обязательность норм МП, но ИСКЛ - Немецкая доктрина внешнего гос ПР(кон.19-нач.20вв)

Ее суть: в м\н отношениях нет власти, стоящей над государствами àМП НЕ может быть ПР

à нормы МП это НЕ нормы ПР, а только моральные предписания

В)Диспозитивные и императивные нормы

Диспозитивные – нормы, от которых государства могут отступаться по взаимному согласию.

Императивные нормы (jus cogens) – нормы, от которых государства НЕ могут отступаться даже по взаимному согласию; ДОГ между государствами, который противоречит таким нормам, юридически ничтожен.

Г)Санкции международно-правовой нормы

Ответ на вопрос об их существовании связан напрямую с признанием норм МП правовыми(а НЕ моральными). С этим НЕ согласна немецкая доктрина (19-20вв), которая считала, что в м/н сообществе НЕТ центральной власти, которая могла бы санкции осуществлять.

èПризнаете нормы МП правовыми => признаете и существование санкций в МП.

Применение санкций проблематично: они применяются самими государствами индивидуально или коллективно, а также м/н организациямиàтенденция к снижению применения санкций со стороны государств и преобладанию их со стороны м/н организаций(ЕХ: ООН, которая исключает в качестве санкций ранее использовавшиесся вооруженные силы, боевые действия)

Некоторые виды санкций: дипломатич демарши, разрыв дип отношений, ограничения экономич., научно-технич. и др. связей с государством-нарушителем.

Д)М\н контроль

Вид воздействия на государства, посреством предстваления государстами докладов о выполнении м/н обязательств и инспекцию.

ЕХ:В м/н организации труда (МОТ) в отношении ее конвенций и рекомендаций ТОЖЕ применяетсся представление государствами докладов о соблюдении ими м/н ДОГов с обсуждением этих докладов в м/н органах.

1)имеет превентивноео значение

2)способствует устранению допущенных Гми нарушений м/н ДОГов.

Инспекция – вид м/н контроля, способ обеспечения выполнения м/н ДОГ, сейчас часто применяется.Существует 3 вида:

-инспекция м/н организации (ЕХ: осуществляемая инспекторами МАГАТЭ)

-инспекция государств – осуществляется участниками ДОГ, но под наблюдением м/н органов(ЕХ:в соотв с Конвенцией о рыболовстве в С-З части Атлантического океана 1978 и Конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве по рыболовству в С-В Атлантике 1980 инспекция осуществляется госуарствами-участниками конвенций,НО по правилам, установленным м/н комиссией)

2. Особенности международного права по сравнению с внутригосударственным правом. Современное международное право и старое классическое международное право (сравнительная характеристика).

!!Проводя сравнение между МП и внутригосударственным ПР важно помнить, что они функционируют в разных социальных системах.

1.Социальная система, в которой функционирует
межгосударственная внутригосударственная
2.По способу образования норм
Создаются Гми путем согласования воль или др. Sми МП Предусмотрен специальный законодательный орган
3.По обязательости, социальной сущности издаваемых норм
Общеобязательны для всех Гв, имеют общедемократических характер Обязательны внутри конкретного Гва, сущность зависит от социальной природы Гва
4.По субъектам
Суверенные Гва; нации, народы, борющиеся за создание самостоятельного Гва; межгосударственные организации; государствоподобные обрзования Физические лица, юридические лица, ограны Гва
5.По предмету регулирования
Отношения между всеми акторами межгосударственной системы Отношения между Sми внутригосударственного ПР
6.По способу регулирования
Международноп-правовое(МП) Международноп-правовое(МП).
7.По способу функционирования
Через Гва и м/н организации Посредством судебных, исполнительных органов

Современное международное право и старое классическое международное право

3. Процесс создания норм международного права. Теория согласования воль Тункина Г.И.

Суть теории:

Теория согласования воль государств основывается на том, что в межгосударственной системе общеобязательные нормы для суверенных государств могут создаваться только по согласованию между ними.

Процесс создания норм МП

-происходит в меджгосударственной системе;

-находится под воздейстивем явлений, происходящих в межгосударственной системе.

Состоит из 2 стадий:

1)согласование воль госудасртв относительно содержания правила поведения

2)согласование воль относительно признания правила поведения юридически обязательным.

Содержание воли государств – это его международно-правовая позиция, выраженная в заявлениях, поведении, действиях. Оно формируется и под некоторым влиянием тех глобальных проблем, которые стоят перед человечеством, и которые определяют внешнюю политику государств, а => влияют на их международно-правовую позицию

НО процесс создания м/н норм НЕ требует идентичности воль Гв, а лишь согласования их относительно правила поведения и признания его юридически обязательным.

Ранее существовали концепции:

НО все немного иначе: конечно, если Гва признают правило поведения в качестве правовой нормы, то их воли единыà т.е. согласованные воли Гв есть их общая воля (одинаковая у всех).

Однако при этом никакой новой НЕ возникает, так как НЕТ нового Sта воли, а воля всегда есть воля Sта.

Нормы МП – НЕ продукт новой, единой высшей воли, НО продукт соглсования воль – это их существенное отличие от норм внутригосударственных.

Согласованность и взаимообусловленность воль Гв – существенные черты процесса создания норм МП, которые также отличают их от норм внутригосударственных.

Согласованность – направленность воль на признание оперлделенного правила в качестве правовой нормы.

Взаимообусловленность – взаимосвязь воль государств. Она,по сути, выражает принцип взаимности, который закладывается при создании норм МП и проявляется в процессе их функционирования.

В процессе создания норм МП Гва выступают как суверенные равноправные Sты àих воли юридически равнозанчны.Т.е. такое юридическое равенство государств в процессе создания норм МП означает, что большинство Гв НЕ может создавать нормы обязательные для меньшинтсва, НЕ имеет ПР пытаться навязать эти нормы другим Гвам.

ИСКЛ:резолюции м/н организаций для членов организации.

Фактические обястоятельства – еще один важный аспект процесса согласования воль, которые и определяют международно-правовоую позицию Гв, т.е. решающими образом влияют на процесс согласования воль.

Процесс создания норм происходит в межгосударственной ситсеме => фактические обстоятельства многообразны: столкновение различных интересв Гв, их фактическая роль в решении тех или иных .

ЕХ: 1)в деле прекращения гонки вооружений решающая роль – за ядерными державами;

2)в деле о правовом режиме морского пространства, не принадлежащего государствам, - за развивающимися государствами (из-за их многочисленности) и т.д..

Особенности создания обыных норм МП

По этому ? существует множество теорий.

Суть одной из них: возникают БЕЗ участия воль Гв, как бы спонтанно (французский проф. Виралли).

Процесс создания обычных норм регулируется МП.

1)на этой стадии согласования воль Гв образуется обыконовение – правило поведения, которому обычно следуют Гва, НО которое еще НЕ является правовой нормой.

2)согласование воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Признание/принятие Гвом обычного правила в качестве нормы ПР означает выражение воли Гва, согласие рассматривать обыкновение как норму МП.

!!Чтобы обыкновение стало нормой МП НУЖНО признание его 2 и более Гвами:

-постепенный рост признания обыкновения в качестве обязательной правовой нормы

-расширение круга Гв, признающих данное обыкновение правовой нормой.

Обыкновение может быть как локальным, так и широко распостраненным. Чтобы стать нормой общего МП, обыкновениедолжно быть признано всеми или почти всеми Гми.

1)существование м/н практики(сложившегося в практике Гв правила поведения)

2)признание правила вкачестве международно-правовой нормы

4. Основные источники международного права.

Источники МП – конечный результат процесса согласования воль субъектов МП (т.е. процесса создания норм).

Виды источников МП:

Читайте также: