Техник судомеханик что за профессия

Обновлено: 18.05.2024

В помощь начинающим морякам. Судоводитель или судомеханик?

Штурвал или гаечный ключ?

Кем стать? Штурман vs Механик.

В современном мире существует немало видов судов: они различаются по типу, размеру и целевому назначению, а также по количеству персонала. Но, несмотря на это, у экипажа любого судна всегда одна и та же структура и делится он на две части – палубную и машинную.

К палубному экипажу относятся: капитан, старший помощник капитана, штурманы (второго, третьего, четвертого ранга), боцман и матросы; к машинному отделению – старший механик, механики (второй, третий, четвертый), моторист, сварщик, притирщик. В зависимости от типа судна в состав экипажа могут входить дополнительные специалисты, и его численность может достигать 1 500 человек.

Механик и штурман – основные участники всех процессов, происходящих на судне. У каждого своя вотчина.

Рабочее место судомеханика любого ранга – машинное отделение. Режим работы может быть как вахтенным, так и привычной пятидневной рабочей неделей. Но это условно: оставляя свое рабочее место, механик должен быть готов в любой момент спуститься в машинное отделение для устранения случившейся поломки или утечки. Рабочая деятельность судомеханика проходит в трудных условиях – это шум работающих механизмов в тесном помещении без солнечного света, духота и недостаток кислорода, контакт с техническими жидкостями и реагентами, немалые физические нагрузки. Способность к концентрации внимания, психологическая и стрессоустойчивость, выносливость, точность, ответственность и готовность к работе в команде – это самые важные и необходимые черты характера будущего механика.

Механик – человек, который работает руками, разбирается в физике и механике, электрике и электронике, в устройстве узлов и агрегатов. Все эти универсальные знания пригодятся не только на судне, как правило, бывшие морские механики без труда находят работу на суше.

Рабочий день штурмана проходит на свежем воздухе, это, безусловно, плюс, но его нельзя назвать легким. Штурманы несут ходовую вахту, они следят за правильностью проложенного курса. При входе в порт они отвечают за погрузочные и разгрузочные работы. При этом они находятся в тесном контакте с должностными лицами принимающей страны и прочими контрагентами, заполняют всевозможные бумаги и юридические документы. Штурман на современном судне – это делопроизводитель, уверенный пользователь ПК. Помимо этого он организует и контролирует деятельность всего экипажа, тренирует и инструктирует.

Если вы решили связать свою судьбу с морем, вам необходимо получить соответствующее образование. Морские учебные заведения бывают средне-специальными и высшими. Для того, чтобы стать штурманом или механиком, достаточно получить среднее образование, но нужно иметь в виду, если вы претендуете на должность старшего помощника капитана, капитана или старшего механика, вам необходимо высшее морское образование. Начать учиться вы можете после окончания девятого класса, поступив в морской колледж, или после 11 класса. Во втором случае срок учебы сократиться на один год.

После получения специального образования у вас есть выбор трудоустройства на российском судне или на судне под иностранным флагом. Знание английского языка является обязательным для трудоустройства на иностранном корабле. Вы должны владеть английским языком на уровне Intermediate и выше – это необходимо для успешной коммуникации с коллегами и руководящим составом, понимания специальной литературы, юридических документов, инструкций и обеспечит вам продвижение по карьерной лестнице.

На выбор специальности может повлиять наличие определенных заболеваний. Так, человеку с дальтонизмом или цветоаномалией не стать судоводителем, а аллергия на смазочные материалы не позволит стать судомехаником.

В работе судоводителя и судомеханика существуют принципиальные отличия, но она одинаково не легка и ответственна. Личные качества и свойства характера помогут принять верное решение при выборе специальности.

Между штурманами и механиками испокон веков идут споры, у кого сложнее работа, физически или морально, кто несет большую ответственность и вообще кто из них круче! Постараюсь охватить все нюансы нашего нелегкого дела.

Я думаю, стоит начать с того, почему же некоторые курсанты, мечтали стать штурманами, а в итоге стали механиками. Главный момент в этом вопросе, это здоровье. Если у вас "хромает" зрение, даже на один глаз - не единица, то пройти медкомиссию перед поступлением на судоводительский факультет будет практически невозможно. Не учитываем тех, кто поступал по связям и за деньги, таких тоже хватает. Есть конечно вариант выучить третью строчку снизу из таблицы Сивцева (применяется для проверки остроты зрения), она соответствует остроте зрения "1". Так и сделал мой будущий одногруппник, у него оба глаза 0.8. Парень успешно закончил Новороссийскую мореходку и сейчас работает старпомом. Но такие случаи единичны и не все так находчивы в 17 лет) Обычно те, кто не прошел по зрению, успешно поступают на механиков и вообще об этом не жалеют.

С главным критерием - острота зрения, мы разобрались, что дальше?

А дальше, на кого сложнее выучиться в той самой мореходке. От некоторых курсантов судомеханического факультета, я слышал о том, что они выбрали "путь механика" только из-за того, что меньше риск отчисления и его легче окончить. На механика выучиться проще, чем на штурмана . Не могу утверждать, но такое мнение бытует.

На мой взгляд, этот стереотип сложился в Новороссийской мореходке из-за того, что на судоводительском факультете в то время бушевали два преподавателя по Навигации (главный предмет штурмана) Мамаев К.П. и Иванов (к сожалению не помню инициалы). Около половины судоводов не оканчивали "Вышку" во время их правления на кафедре Навигации.

Я лично проходил этих двух преподавателей и ничего прям уж страшного не заметил. Да Иванова удалось сдать только со второго раза, в первый - ему не понравилась моя прокладка на карте. А если точнее, он просто приложил свою кальку с верной прокладкой вверх ногами на карту. ему сложно было что-либо объяснить и он импульсивно отправил меня за дверь;-) А о Константине Петровиче Мамаеве остались только положительные впечатления, преподаватель с Большой буквы! Он настолько четко доносит новую информации, что тебе, как курсанту, не приходится переспрашивать, очень ценная черта, я считаю!

В общем стереотип довольно спорный и мнение о преподавателях тоже. У механиков тоже хватает своих предметов и лютых преподов, ни одну из специальностей нельзя назвать "проходной"!

Идем дальше. Кем же все-таки сложнее работать?

Об этом можно спорить до бесконечности, критериев для оценки может быть великое множество.

  • Ответственность. Если сравнивать должности штурмана и механика, равнозначные по зарплате, то здесь картина примерно такая: 4 механик - 3 помощник, 3 механик - 2 помощник, думаю здесь ответственность равнозначная. Что касается Старпома и 2-го механика, здесь уже ответственность совсем другого уровня! Но пожалуй именно на Старпома "повесили" немного больше, чем на 2-го механика, а зарплата та же. Спорно? Пишите в комментариях почему.
    Капитан и Стармех. Здесь размеры ответственности сравнивать смысла нет, да, у Стармеха она огромная, но Капитан несет ответственность за всё и за всех!
  • Моральное напряжение и физическая усталость. Работы хватает и у тех и у других, но она кардинально разная. Представим себе такую картину: за бортом +40 С, на мостике +20 С (благодаря 2-му механику и отлаженной работе кондёра), а в машине: + 50 С и работу никто не отменял! Штурман на мостике работает в комфортной температуре, а механик - пашет в и без того жарком машинном отделении! Это одна сторона медали. Вторая - грузовые операции! 2-й и 3-й помощники стоят вахты 6х6, а старпом чуть ли не сутками может находиться в ПУГО. Механикам на стоянках попроще, вахта 4х8, если еще и погрузка, так вообще лафа.

Подытожим сказанное . Среди младших офицеров нагрузки примерно одинаковые и до Старпома не нужно и открывать этот спор. Начиная со Старпома, нагрузки и ответственность начинают возрастать в пользу все-таки штурманов! Но несмотря на это, сама специфика работы у штурмана более благоприятная. В подобных дискуссиях у меня есть железный аргумент , который никто еще не опроверг. А впервые услышал я его от опытного и грамотного Стармеха, с которым отработал 5 контрактов!

Грязного механика, который раздраженно бросает промасленную ветошь со словами: " Ну, почему я не штурман!" - можно увидеть в каждом рейсе. А вот штурмана, даже вымотанного выгрузкой, документами или СИГовкой Старпома, кидающего кружку с кофе со словами: "Ну, почему я не механик!", не видел еще ни разу!

А что по поводу электромеханика?

Работа электромеха бывает очень разной. На одном судне он ходит и лампочки меняет (грубо говоря), а на другом - пашет похлеще старпома и 2-го механика! Основной недостаток и одновременно преимущество его специальности в том, что на судне он один такой! По многим вопросам ждать помощи не от кого, надейся на себя и разбирайся сам, но и спрос начальства минимальный, в электрической части остальные мало, что понимают)) Ну и конечно - зарплата. Это единственная должность на судне, зарплаты в которой стартуют от 5 тысяч долларов. Да на максималках зарплата выходит меньше, чем у 2-го меха, но на старте больше, чем у начинающих штурманов и механиков.

А как думаете Вы? И куда бы вы отдали своего сына, на судоводительский или судомеханический факультет?!

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Морской технический колледж
имени адмирала Д.Н. Сенявина"

      • Основные сведения
      • Расписание занятий
      • Методические рекомендации
      • Инструкции пользователей
      • Социально-педагогическое сопровождение
      • Платформа для видеоконференцсвязи КО
      • Приветствие Директора
      • Наблюдательный совет
      • Социальное партнерство
      • Историческая справка
      • Традиции колледжа
      • Членство в ассоциациях и союзах
      • Спортивная база колледжа
      • Учебный отдел
      • Организационно-строевой отдел
      • Отдел культурно-массовой работы и молодежной политики
      • Самоуправление
      • Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
      • Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети "Интернет"
      • Противодействие коррупции
      • Противодействие распространению инфекциям
      • Действия в чрезвычайных ситуациях и при террористической угрозе
      • Безопасность труда и защита персональных данных
      • Противодействие детскому травматизму



      Судомеханическое отделение



      т. 750-34-83

      Сердцем любого судна является судовая энергетическая установка (СЭУ). Основное назначение СЭУ – обеспечение движения судна и снабжение его электрической и тепловой энергией.

      Отделение готовит рядовой и командный состав для судов морско-го и речного флота.

      Обучающиеся приобретают теоретические знания и практические навыки по устройству судна, устройству судовых технических средств, эксплуатации СЭУ, техническому обслуживанию и ремонту СЭУ.

      В процессе обучения курсанты проходят практику на судах россий-ских и иностранных судоходных компаний

      По окончании обучения все вы-пускники, успешно освоившие про-грамму подготовки, получают обще-российский диплом техника-судомеханика и рабочий диплом вахтенного механика международного образца.

      Специальности судомеханического отделения:

      • 26.02.05 – Эксплуатация судовых энергетических установок, квалификация – техник-судомеханик, (на базе основного общего образования (9 классов));
      • 26.02.06 – Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, квалификация - техник-электромеханик, (на базе основного общего образования (9 классов)) ;
      • 26.01.08 – Моторист (машинист), квалификация: моторист (машинист),(на базе основного общего образования (9 классов) с получением полного общего образования);

      Область профессиональной деятельности выпускников cудомеханического отделения: организация и эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетических установок, вспомогательных механизмов, корпусных устройств и систем судов.

      Специальность 26.01.12 Электрик судовой, квалификация электрик судовой, на базе основного общего образования (9 классов), с получением полного среднего образования.

      • Эксплуатировать судовое электрооборудование
      • Проводить техническое обслуживание электрооборудование судна
      • Проводить ремонты электрооборудования
      • Обслуживать аварийные и пусковые аккумуляторы
      • Соблюдать правила несения судовой вахты
      • Выполнять слесарные работы
      • Выполнять электромонтажные работы
      • Использовать контрольно-измерительные приборы
      • Применять средства по борьбе за живучесть
      • Действовать по тревогам
      • Оказывать первую медицинскую помощь
      • Использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства

      Специальность 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.

      Техник-судомеханик готовится к следующим видам деятельности:

      • эксплуатация судовых энергетических установок;
      • техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок.

      Основная профессиональная образовательная программа по специальности предусматривает изучение следующих учебных циклов:

      • общего гуманитарного и социально-экономического;
      • математического и общего естественно-научного;
      • профессионального;
      • учебная практика;
      • производственная практика (по профилю специальности);
      • производственная практика (преддипломная).

      Специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.

      1.Судовой электромеханик должен уметь работать с судовым электрооборудованием средствами автоматики судов морского, речного, рыбопромыслового, технического и специализированного флотов.

      2.Работать с электрооборудованием и средствами автоматики всех типов судов.

      3.Работать на судоремонтных предприятиях.

      4.Проводить техническую экспертизу судового электрооборудования и средств автоматики

      5.В процессе эксплуатации судов самостоятельно выбрать для замены электрооборудование и элементы системы автоматики.

      6.Заниматься организацией службы на судне и работы коллектива исполнителей

      7.Разрабатывать документацию для ремонта, модернизации и модификации судового электрооборудования и средств автоматики.


      moodle

      КАСПИЙСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
      имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина -
      филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
      "Волжский государственный университет водного транспорта"

      Судомеханическое отделение
      факультета среднего профессионального образования

      Это колоссальная возможность получить профессию, открывающую для юношей не только речные, но и морские просторы. Подготовка специалистов на отделении осуществляется для судов смешанного река-море плавания, то есть документы, получаемые выпускником, дают ему право работать как в море, так и на реке.

      Системный подход к подготовке кадров с учетом современных требований работодателей и контролем качества полученных знаний позволяет выпускникам института успешно трудоустроиться по специальности не только в России, но и за рубежом. Прочный фундамент знаний и профессионализм являются основой для формирования выпускниками траектории своего развития в бурно развивающемся мире.

      Заведующий судомеханическим отделением СПО

      Саркисов Валерий Эдуардович

      Тел. (8512) 21-10-47 (доб.119), каб. 124

      01

      Диспетчеры учебного процесса судомеханического отделения:

      Шугаипова Валерия Алексеевна

      Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

      Михайличенко Раиса Евгеньевна

      Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

      02

      Судомеханическое отделение факультета СПО осуществляет подготовку специалистов по специальностям:

      Срок обучения на базе 9 классов: 3 года 10 месяцев

      Срок обучения на базе 11 классов: 2 года 10 месяцев

      Форма обучения: очная и заочная

      Срок обучения на базе 9 классов: 3 года 10 месяцев

      Срок обучения на базе 11 классов: 2 года 10 месяцев

      Форма обучения: очная и заочная

      Срок обучения на базе 9 классов: 3 года 10 месяцев

      Срок обучения на базе 11 классов: 2 года 10 месяцев

      Форма обучения: очная и заочная

      Основная профессиональная образовательная программа по вышеуказанных специальностей предусматривает изучение следующих учебных циклов:

      • общего гуманитарного и социально-экономического;
      • математического и общего естественнонаучного;
      • специальная профессиональная подготовка;
      • учебная практика;
      • производственная практика (по профилю специальности);
      • производственная практика (преддипломная).

      Подготовку специалистов на судомеханическом факультете осуществляют высококвалифицированные преподаватели специальных дисциплин с многолетним опытом работы:

      Морозов Е.Е.
      - Судовые вспомогательные механизмы

      Суриков В.А.
      - Эксплуатация судовых энергетических установок
      - Техническая термодинамика и теплопередача

      Кочетков А.Ю.
      - Эксплуатация судовых энергетических установок
      - Техническая эксплуатация судовой автоматики
      - Гидравлика
      - Техническая термодинамика и теплопередача

      Шураков А.А.
      - Эксплуатация судовых энергетических установок

      Лифанов С.А.
      - Эксплуатация судовых энергетических установок на вспомогательном флоте
      - Микропроцессорные системы управления
      - Электрооборудование объектов водного транспорта

      Сабиров Н.Г.
      - Техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования

      Матвеев С.В.
      - Электрические аппараты

      Чечевицын С.А.
      - Судовые электроприводы
      - Моторист

      Чернышова А.А.
      - Материалы применяемые для постройки корпусов судов
      - Основные принципы конструирования деталей
      - Сварочное производство
      - Материаловедение
      - Проектирование узлов и секций

      Алсаид М.
      - Корпуса речных судов
      - Деление на отсеки корпусов морских судов
      - Уход за корпусом судна
      - Требования Речного Регистра

      Мурашов А.Л.
      - Корпуса морских судов
      - Конструкторское обеспечение судостроительного производства
      - Требования Морского Регистра
      - Теория устройства судна
      - Моторист

      Яхин Р. Р.
      - Эксплуатация судовых энергетических установок

      03
      04

      В процессе обучения на судомеханическом отделении с курсантами проводятся практические занятия в лабораториях судовых энергетических установок, вспомогательных механизмов и систем, в мастерских слесарно-механических и мастерских сварочного производства, где обучающиеся могут вживую познакомится с судовыми вспомогательными механизмами.

      05
      06

      Производственная практика курсантов является одной из важнейших составных частей учебного процесса и неотъемлемым элементом подготовки квалифицированных специалистов.

      08

      09

      Учитывая огромную нехватку кадров на отраслевом рынке труда, можно с уверенностью сказать, что выпускники судомеханического отделения всегда смогут найти достойное применение своим профессиональным знаниям, умениям и навыкам, полученным не только в учебных аудиториях, но и на практике в мастерских, судостроительных заводах и на судах речного и морского флота. Наши выпускники всегда найдут интересную и высокооплачиваемую работу, т.к. будущие специалисты получают высокую теоретическую подготовку, которая равномерно чередуется с практической подготовкой в дизельной лаборатории, в специализированных учебных кабинетах, оснащенных современными тренажерами, вычислительной техникой и профессиональными средствами обучения.

      В период обучения курсанты на 3-ем курсе имеют возможность продипломироваться и получить рабочие профессии на должности: вахтенный моторист, рулевой, матрос на ВВП, моторист на ВВП. Наличие этих рабочих дипломов позволяет курсантам проходить производственную и преддипломную практики на судах речного и морского флота в качестве членов экипажей судов с получением достойной заработной платы.

      10
      11
      12
      17
      18
      19
      20

      Практики, предусмотренные учебными планами, курсанты проходят на судах российских и зарубежных компаний, таких как:

      В период обучения курсанты судомеханического отделения с преподавателями специальных дисциплин в качестве показательных экскурсий посещают суда собственного речного флота.

      13

      В свободное от учебы время курсанты судомеханического отделения занимаются в спортивных и интеллектуальных секциях. Имеют колоссальные достижения и мы ими гордимся!

      14
      15
      16

      Коллектив судомеханического отделения постоянно совершенствует учебный и внеурочный процессы.

      Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Моя квалификация - судомеханик. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500
      500

      Содержание: Кто такой судомеханик? Рабочее место судомеханика. Как проходит рабочий день, на судне у механика. Самые большие трудности работы. Что такое штаб-квартира? Рабочее место на судне. Заключение Список литературы

      Кто такой судомеханик? Судомеханик - это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования. Основной работой судомеханика является периодический контроль основных и вспомогательных судовых машин, механизмов, оборудования и систем, их обслуживание, обеспечение их бесперебойной работы во время вахты, своевременное обнаружение и устранение поломок, плановые и аварийные ремонтные работы. Вахтенный механик точно следует установленным должностным инструкциям и заполняет предусмотренные технические документы. Если ситуация требует, то он немедленно принимает меры по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров.

      Рабочее место судомеханика Судомеханик - личность загадочная. Это человек, который весь день постоянно что то разбирает, крутит, сверлит ,матюкается, вечно испачкан маслом, но при этом считает свою профессию самой лучшей и убеждён что настоящий моряк должен хоть раз в своей жизни разобрать какую то исправно работающую большую штуку, по пачкаться ней, потом собрать её обратно так, чтобы не осталось лишних деталей. А если эта штука после этого будет работать, то механик возводится своими коллегами в ранг святых и пользуется большими почестями. Но пока что истории человечества ещё не известен не один святой механик…

      Как проходит рабочий день, на судне у механика? Утром получаем задание от стармеха и делаем то, что он говорит, если стармех не дает конкретное задание, то мы занимаемся своими делами. В наши обязанности входит обслуживание котла, вспомогательных двигателей, если нет на борту четвертого механика, то на мне сепараторы, фекальные танки, воды, перекачка и подогрев топлива. Работы на судне у механика хватает.

      Самые большие трудности судомеханика. Самая большая трудность для моряка – это то, что находишься далеко от родных и скучаешь за семьей. В море работа так же тяжела, как и на суше. Единственное, что радует, что после рейса пару месяцев отдыхаешь и ничего не делаешь.

      Что такое штаб-квартира? Имеется у механиков и своя штаб-квартира. Они её называют ЦПУ. Находится она где-то в центре машинного отделения и подходы к ней тщательно замаскированы под видом всяких мастерских, кладовок, коридоров. Это сделано для того чтобы… непонятно зачем это сделано, может для очередной механической игры, может “в прятки”. В этом помещении находится куча разных кнопочек, переключателей, мониторов, лампочек… в общем создаётся такое впечатление что механики придумали ЦПУ для игры в космонавтов.

      Читайте также: