Конкретные мероприятия или формы воспитательной работы виды деятельности учащихся наглядные пособия

Обновлено: 15.05.2024

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися.

Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.

Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

• по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

• по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

• по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

• по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

• по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

• по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

• по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

форма политического и нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Главное в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества.

Аукцион

интеллектуальный

Беседа

за «круглым

разговор, обмен мнениями:

  • обращение к конкретной проблеме;
  • коллективность обсуждения, свободный обмен мнениями;
  • ограниченность числа участников такой беседы, как правило, одним коллективом группы.

Беседа

Сократовская

Брейн-ринг

это интеллектуальная игра, способствующая развитию познавательных способностей учащихся, логики мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила проведения заимствованы из одноименной теле-игры, которая основана на принципе состязательности, сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.

Вахта памяти

серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соотечественников: ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильма, читательская конференция, тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования, игры. Завершается день музыкально-тематической композицией или праздничным концертом.

Вечер

одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. Тематика вечеров разнообразна: одни из них могут быть приурочены к памятным датам и праздникам, другие - интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе, искусству, природе. Инициативная творческая группа разрабатывает программу предстоящего вечера, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление-анонс и пригласительные билеты. Успех проведения вечера зависит от тематики, содержательной насыщенности и эмоциональной выразительности

Викторина

это занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности (логической, хронологической и др.) перед учащимися ставятся вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Различают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-этические и смешанные викторины

Гостиная

(поэтическая,

музыкальная,

педагогическая…)

Дебаты

«Дебаты

тип дебатов для развития умения работать в командах. Члены команд заранее знакомятся с проблемой, проводят исследовательскую работу с литературой (факты, статистика, примеры), рассматривают проблему с разных сторон, готовят аргументы и контраргументы, подготавливают вопросы для своих оппонентов. Команды отстаивают не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей при жеребьёвке или по договоренности. Представляются лишь два из многочисленных подходов к проблеме. Личные убеждения могут и должны вырабатываться лишь после изучения вопроса и происходить это должно в ходе реальной жизни.

«Жизнь на Западе: заманчивая и пугающая";

«Дебаты

соревнование навыков аргументации, риторики и находчивости, которое напоминает дебаты в палате парламента. По 2 игрока из команд Правительства и Оппозиции рассматривают тему, предложенную в палате. На каждый раунд предлагают разные темы. Дебатами руководит спикер палаты, который выполняет функцию судьи во время раунда. Премьер-министр объявляет тему, представляет ключевые слова, задает тон игре и определяет направление, в котором будет проходить игра. Основа парламентских дебатов – это умение быстро и логично мыслить и высказывать свои мысли.

День гения

данная форма воспитательной работы содействует расширению представления молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека, их максимальном уровне развития у отдельных людей. Цель проведения Дня гения – познакомить учащихся с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времен и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремленность, неустанный труд. День гения сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных кому-нибудь из великих людей (подготовка соответствующих стендов, стенгазет, выставок; проведение устного журнала, тематического вечера, викторины, заседания, литературной (музыкальной) гостиной)

Заочное путешествие

Защита проекта

§ определение темы проекта;

§ формирование нескольких групп по разработке проектов;

§ оформление проектов каждой группы;

§ подготовка соответствующих докладов;

§ выбор ведущего игры.

Исторический

экскурс

это ролевое игровое воспроизведение эпизода из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни. Эпизодом для анализа избирается то, что сообщает история, повествуя о наиважнейших для человечества событиях, факты о выдающейся личности, также то, что произошло вчера (это уже прошлое) с кем-то из знакомых. Спектр исторического выбора здесь максимальный. Фабула игры задается содержанием свершившегося. Смысл состоит не только в воспроизведении исторического эпизода, но и в реакциях свидетелей, наблюдателей, современников, оказавшихся рядом с событием. Поэтому участникам раздаются роли, чтобы можно было представить, как по-разному вели себя персонажи исторического события.

Конференция

одна из сложных форм воспитательной работы, включающая рассмотрение общественно-политических проблем. Главное требование к организации конференции – это отражение в ее содержании наиболее актуальных проблем современности. Работа по подготовке конференции предусматривает несколько этапов:

1. Определение темы конференции. Составление программы конференции, определение тематики докладов.

2. Подготовка рефератов, выбор докладчиков.

3. Заслушивание 3-4 докладов.

Лекция-рассуждение

форма ценностно-поисковой деятельности учащихся, направленная на развитие библиографических навыков работы с различными источниками, интеллектуальных и аналитических способностей (анализировать материал, составлять план выступлений, грамотно, четко выражать свои мысли с использованием фактов, примеров), навыков самоорганизации (контролировать себя во время выступления, умело распределять время выступления, быть внимательным к аудитории). Содержание выступления должно отражать не только сугубо теоретический материал, но и включать элементы рассуждения по заданной теме (т.е. несколько взглядов на проблему).

Открытая

кафедра

форма воспитательной работы с учащимися по развитию их социальной и гражданской позиции. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом воспитанник может выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени.

Открытый

микрофон

Презентация мира

форма духовно-нравственной деятельности, в которой раскрывается предметное восприятие реальности. В результате организуемой деятельности учащимся предъявляется какой-либо предмет для описания его роли в жизни человека. Презентация объекта – это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира. Избирается любой предмет из окружающей учащихся действительности (например, на драпированном столике – очки, на демонстрационном кубе – кусочек мела и др.), задается вопрос о его роли в жизни человека, о личном отношении к данному предмету. Предметом презентации может стать явление, событие, факт, процесс.

Публичная

лекция

лекция научного или философского плана с морально-этической или психологической тематикой перед свободной аудиторией учебного заведения: учащимися разных курсов, преподавателей, родителей. Жестко ограниченное время проведения лекции – 15-20 минут, не более, - позволяет проводить ее во время большого перерыва. Особенностями данного мероприятия являются увлекательность логического развертывания положений, доказательность суждений, лаконичность формулировок, наличие 2-3 ярких необычных примеров к тезисам лекции, а также эстетическое оформление, влияющее на состояние и настроение слушателей.

Разброс мнений

Ролевая игра

Ток-шоу

Турниры

Турнир

ораторов

Уроки замечательной

личности

воспитательное мероприятие по материалам художественного наследия, биографии и жизнеописания великих людей – писателей, композиторов, художников, ученых, путешественников, философов, героев войны и труда. При проведении используются различные методические приемы: рассказ педагога и учащихся, комментированное чтение, размышления по изречениям, эстафета мнений и др.

Устный журнал

Эстафета мнений

Ценностно-ориентационная форма деятельности, заключающаяся в поочередном высказывании мнений учащихся по определенной тематике. Суть состоит в том, что один или группа учащихся начинает эстафету, остальные ее продолжают, все более углубляясь и детализируя предложенную тему.

Как Вы думаете, чем занимаются педагоги в школах, Сузах и Вузах? Основная обязанность преподавателей – передача знаний и опыта молодому и подрастающему поколению, привитие детям ключевых умений: чтение, письмо, счет, а также воспитание индивидов в самых разных проявлениях: психологическое культурное, духовное, эстетическое, этическое и пр.

Как Вы думаете, чем занимаются педагоги в школах, Сузах и Вузах? Основная обязанность преподавателей – передача знаний и опыта молодому и подрастающему поколению, привитие детям ключевых умений: чтение, письмо, счет, а также воспитание индивидов в самых разных проявлениях: психологическое культурное, духовное, эстетическое, этическое и пр.

Воспитательная работа педагога – один из серьезнейших аспектов его деятельности. Она носит вспомогательный характер, но в то же время позволяет найти к каждому ученику или студенту индивидуальный подход и помочь ему в получении новых знаний и навыков.

В этой статье мы рассмотрим основные формы воспитательной работы в педагогической практике.

Какие виды воспитательной работы бывают?

Каждое слово и действие педагога нацелено на выполнение конкретной миссии. В одном случае, это может быть расширение научных границ и знаний учащихся, в других – частичная организация досуга и привитие любви к культуре, искусству, музыке, театру и пр., в третьих – развитие способностей и талантов учащегося.

Воспитательная работа педагога

В чем особенность воспитательной работы педагога?

На практике выделяют следующие формы воспитательной работы преподавателя:

  • Развивающие и дисциплинирующие: оно проявляется непосредственно в ходе обучения, на занятиях, где студентам необходимо записывать конспекты, выполнять задания, вникать в тему, соблюдать тишину и отвечать на поставленный вопрос и пр.;
  • Познавательные: экскурсии, тематические вечера, секции при учебном центре и пр.;
  • Досуговые или увеселительные: предполагает вовлечение студентов в жизнь Вуза путем привлечения учащихся к различным мероприятиям (посвящение в студенты, КВН, волонтерство и пр.).

Важно отметить, что независимо от формы воспитательной работы студенты получают не только новые знания. Умения, но и удовольствие от тог что они делаю, видят. То есть познавательный процесс присутствует в любом случае, но воспринимается легче и интереснее.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие категории воспитательной работы можно выделить?

Категории воспитательной работы

Способы воздействия педагога

Самым ярким и полезным считается практический аспект, когда преподаватель привлекает учащихся к конкретным действиям, поручая им определенное задание, где требуется проявление личностных и профессиональных качеств. Например, дежурства или субботники, проведение благотворительных акций, организация мероприятий, выполнение группового задания на паре и пр.

Классная и внеклассная воспитательная работа

Педагог может воздействовать на студентов лишь во время занятий. В свободное от учебы время их воспитанием должны заниматься родители и окружение. Но нередко воспитательная деятельность преподавателя распространяется и на внеклассную жизнь учащегося.

Разновидности воспитательной работы педагога

Виды воспитательной работы

Ярким примером внеклассной воспитательной работы является совместная работа студента и наставника (в частности, к научной конференции, совместное выполнение творческого проекта и пр.). Также внеклассная работа может появляться в дополнительных заданиях для самостоятельного изучения и выполнения.

Важно чтобы внеклассные задания (например, вопросы ля самостоятельного изучения или выполнения) не перегружали учащегося, не сказывались на его здоровье и не отнимали основную массу свободного времени (вне расписания занятий). Всего должно быть в меру.

Независимо от формы и вида воспитательная работа тщательно планируется педагогом и закладывается в план-конспект каждого занятия. Проследить, чего добивается преподаватель, можно в цели занятия и тех навыках, которые он старается привить своим подопечным.

Роль воспитательной работы в образовательном процессе и становлении личности

Роль воспитательной работы в жизни студента

Как воспитательная работа влияет на становление личности учащегося?

Воспитательная функция педагога сводится к тому, чтобы показать мир учащимся со всех сторон во всех его проявлениях, помочь им адаптироваться в выбранной профессии понять, как пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, на работе. Более того, благодаря этому виду деятельности учащиеся становятся эмоционально-сдержанными людьми, способными принимать серьезные решения в любой ситуации.

Воспитательная работа педагога учитывает культурные, этические, психологические, духовные, личностные и иные стороны каждого учащегося и группы в целом, что позволяет ему спланировать занятие так, чтобы завлечь каждого присутствующего, облегчить учебный процесс.

Читайте также: