Связаны ли символы профессии с медицинской этикой

Обновлено: 13.05.2024

Медицинская этика — это совокупность проявлений нравственных качеств медработника, нормы его поведения, проявление совести, чести и достоинства, выполнение врачебного долга. Простыми словами, это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Деонтология — это часть этики, которая направлена на повышение эффективности оздоровительного процесса, устранение последствий некачественного лечения. Другими словами, это выполнение долга одного человека перед другим.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

👨‍🦳 Кто сформулировал принципы медицинской этики и деонтологии

Считается, что основные принципы врачебной этики были сформулированы еще Гиппократом.

Что включает в себя медицинская деонтология

Медицинская деонтология включает в себя:

  • соблюдение врачебной тайны;
  • ответственность за жизнь и состояние здоровья пациента;
  • установление благоприятных взаимоотношений в медицинской среде;
  • поддержание доброжелательного взаимоотношения с больными и их родственниками.

🤝 Основные аспекты

В разные эпохи понятие медицинской этики различалось. Со временем установились ее основные аспекты.

Отношения медработник-пациент.

Взаимоотношения медработника и пациента должны строиться на доверии и уважении. Например, относительно больного врач должен придерживаться следующих принципов:

  • доносить пациенту информацию о его правах;
  • предоставлять достоверные сведения о состоянии его здоровья;
  • проявлять гуманность по отношению к здоровью больного;
  • уважительно относиться к человеческому достоинству пациента;
  • исключить возможность нанесения физического и морального вреда больному;
  • уважать решение пациента как о проведении медицинского вмешательства, так и об отказе от него;
  • с пониманием относиться к автономии больного;
  • предпринимать меры по соблюдению прав человека на получение качественной и своевременной медицинской помощи;
  • проявлять бережное отношение к больному, находящемуся на грани смерти;
  • защищать пациента от вмешательства некомпетентного персонала в ход лечебного процесса.

Отношения медработник-родственники больного.

В отношениях с родственниками больного врач обязан выполнять следующие правила:

  • отвечать на все вопросы, проявляя сочувствие и сострадание;
  • объяснять родственникам пациента, что без их поддержки невозможно настроить больного на выздоровление;
  • разъяснить подробно все правила и нюансы комплексного ухода;
  • при необходимости оказать психологическую помощь и объяснить, что хроническое заболевание — это не приговор;
  • при отсутствии у больного родственников врач должен временно выполнять их роль.

Отношения медработник-медработник.

По отношению к сослуживцам работник сферы здравоохранения должен вести себя уважительно и поддерживать доброжелательные взаимоотношения в коллективе. При необходимости следует оказать помощь сотруднику.

Ни в коем случае нельзя подвергать сомнению квалификацию и профессионализм врача в присутствии больных.

Емельяненко Наталья Леонидовна

Медработник должен знать пределы своих полномочий по отношению к персоналу более низкого уровня и вспомогательному персоналу. Недопустимо оскорбительное поведение, а также высказывания, унижающие честь и достоинство сотрудников.

Отношения медработник-общество.

В обществе медработник обязан:

  • хранить профессиональную тайну;
  • поддерживать уважение к своей профессии;
  • принимать участие в медико-санитарном просвещении населения;
  • поддерживать на высоком уровне свой авторитет и проявлять профессиональную компетентность.

Важно понимать, что выполнение требований этики медработником обязательно не только на рабочем месте, но и в обществе, и даже в быту.

Речь Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира в Осло. Подробнее.

Основы практической медицины, упускаемые при подготовке и функционировании современного врача

Прежде всего, хотелось бы сразу отметить, что медики должны знать полный современный объём теоретических и практических знаний, в пределах своей специальности, а также в отдельных смежных вопросах. Дать такие надежные знания задача преподавателей высших и средних учебных заведений. Эту безусловно злободневную проблему, нередко затрагивают СМИ, мы её касаться не будем.

Начнем с таких основ врачебной профессии, как милосердие, медицинская этика, деонтология, медицинская психология, которые уже пару десятков лет стали предметом нашего внимания. Ведь задача образовательных медицинских учреждений, независимо от медицинской специальности, состоит в профессиональном воспитании, (что упускается далеко не всегда опытными преподавателями, владеющими практикой врачевания), а не только в профессиональных знаниях. Однако, наряду с качественными знаниями, настоящий врач должен обладать системой понятий и представлений, основанных на моральных принципах, что, может помочь ему в практическом использовании освоенных знаний. Следует отметить, что у истоков медицины всегда были взгляды, наставлявшие врача быть добрым и сострадательным, терпеливым и мужественным.

Определенную роль в утрате человеколюбия и милосердия имело изгнание веры из душ людей и осквернение церкви. Прославленный хирург и ученый Н.И. Пирогов, человек глубоко верующий, во времена зарождающегося на Руси безверия, считал, что любовь к Христу приводит к милосердию, направленного к больным.

Более того, помимо общеврачебной деонтологии существуют свои особенности норм поведения врача в зависимости от ряда обстоятельств и условий. Не может быть одинаковым поведение и тактика врача по отношению к взрослому человеку и больному ребенку, к женщине, страдающей гинекологическим заболеванием, или к юноше, получившему спортивную травму, к пациенту с легким, требующим амбулаторного наблюдения заболеванием, или к безнадежному, умирающему больному.

Более расширенная и обязательная часть медицинской этики возникла на её основе позже, в виде прикладной науки о должном профессиональном поведении медицинских работников – медицинская деонтология (от греческого слова deon – долг). Деонтология учит, как для каждого больного выбрать наиболее эффективный психологический подход с целью достижения конечного результата излечения. Таким образом, в отличие от медицинской этики, врачебная деонтология включает должностные обязанности, определяющие нравственное поведение медицинского работника, соблюдение регламентированных требований. Из всего изложенного ясно, что работа врача, как и других медицинских работников, особенная. Она требует от него такого комплекса личных качеств, такой специфики профессиональных действий, которые отличают его должностные поступки от поведения других специалистов, создавая предпосылки для выделения врачевателей в отдельную отрасль специальностей.

С самого начала, избегая фамиллярности, придерживаться дружеского тона;

– Проявлять уважение к мнению своего собеседника;

– Дать высказаться своему собеседнику;

– Не говорить ему прямо, что он неправ;

– Относиться сочувственно к его мыслям и желаниям;

– Подавать свои рекомендации уверенно и эффектно.

Наряду с медицинской этикой и врачебной деонтологией основой медицинской профессии является медицинская психология, своеобразная врачебная дипломатия, которая составляет основу отдельной специальности –психотерапии. Однако основами её применения должен владеть любой специалист. Сама психология в нашей стране раньше не признавалась, хотя ею давно и широко пользуются в западных странах, как в государственных учреждениях, так и в частном порядке. Только в 2004 г. в вузах появилась такая специальность, открылись факультеты, а приказом МЗиСР № 541 от 23.07. 2010 г., утвержденным Единым квалификационным справочником должностей работников здравоохранения введена такая специальность.. Готовят психологов в гуманитарных вузах, их деятельность направлена на взаимодействие с человеком - здоровым и больным, его проблемах, на повышение психических ресурсов и адаптационных процессов людей, восстановление и профилактику болезней. Клинические психологи связаны с медициной и проходят подготовку в медицинских вузах. Имеется несколько разделов медицинской психологии и отраслей психотерапии. В России как психология, так клиническая психология, не получила заслуженного авторитета и распространения. И это, несмотря на то, что ведутся научные исследования, издаются специальные журналы.

Казалось бы, при чем тут дипломатия? Ведь это наука о взаимоотношениях государств. Но мы вправе, перенести этот термин и на взаимоотношения людей, особенно клинических медиков, каждый из которых должен быть в какой-то степени дипломатом, чтобы сохранить их нормальный уровень. Недаром В.И. Даль, раскрывая значение этого слова, приводит эпитеты: тонкий, скрытный, изворотливый. При этом надо учесть, что своеобразие характеров пациентов, различных по возрасту, полу, образованию, воспитанию, социальному положению, помноженное на особенности болезни, её этапа и тяжести течения, а также последствия болезни –приводит к сложному многообразию отношений, которые должны регулироваться поведением и словом врача.

Искусство выбрать модель информации – показатель врачебного мастерства. У нас по-прежнему чаще используется распространенная в советское время патерналистская (отцовская) модель больного, когда врач, определив состояние больного, устанавливает приемлемое лечение, убеждает его и добивается согласия. Но она приемлема лишь в критических ситуациях, например, когда речь идет о жизни и смерти. Предпочтительнее пользоваться совещательной моделью, когда согласие достигается при совместном обсуждении: врач, вовлекает больного в диалог и, в зависимости от его компетенции, разъясняет альтернативные варианты лечения и выбор оптимального. По-видимому, в зависимости от ситуации, выбор модели информации может быть различным. Главное – не отказывать больному в информации, ибо это противоречит правам пациента.

Несмотря на сохранение основных принципов врачебной морали, время меняет облик врача, как и медицину в целом, хотя основные принципы остаются с древних веков. Впрочем, изменяется не только современный врач, но и сегодняшний пациент. Профессор Н.В. Эльштейн выделял следующие особенности современного больного.

1) Множественность болезней. У больных старше 60 лет при обследовании в поликлинике выявлено не менее трех заболеваний.

2) Высокая частота неврозов. По данным ВОЗ, в развитых странах ими страдает 10% населения.

3) Высокая частота аллергозов. В среднем десятая часть населения страдает различными проявлениями аллергии.

4) Ожирение. Оно вызывает беспокойство, так как увеличивает вероятность заболеваний сахарным диабетом в 4 раза и в 11 раз чаще приводит к инфарктам миокарда.

5) Частота хронических инфекций, нередко встречающихся при болезнях зубов, небных миндалин, после гинекологических или других заболеваний.

6) Атипичность и стертость клинических проявлений болезней, чему способствуют самолечение и применение множества разных лекарств.

В наше время приходится отмечать, что больной нередко находится в неблагоприятных условиях и не всегда его окружают профессиональные и добросовестные медицинские работники. Вероятно, нелегко оставаться спокойным в такой обстановке. Но надо помнить, что критические замечания врачу, как и жалобы на него, должны быть обоснованы и тактичны, ибо не все зависит от медиков.

Недоверие и обиду больного вызывает торопливость врача, который подчас нетактично прерывает важные, по мнению больного, высказывания, торопится с выводами и назначениями. При этом он, пациент, должен знать, что врач основывается на приказе МЗиСО о выделении ему до 15 минут на первичного больного и 70% от этого времени на последующих, как в поликлинике, так и на дому, с учетом оформления документации. Причем это касается как врача общего профиля, так и специалиста, врач учитывает это в зависимости от сложности случая примерно.

Правильно считают, что настоящим врачом может быть человек, имеющий призвание. Значит, надо бы суметь отобрать таких среди абитуриентов, при поступлении в медицинское образовательное учреждение. Однако, несмотря на многочисленные льготы при поступлении – призвание не значится. Неоднократно участвуя в приёмных комиссиях в медуниверситете, я понял, что такие попытки бесполезны, да и нет таких правовых основ. Призвание может быть учтено у бывших младших и средних медработников, с учетом их отношения к пациентам в процессе работы. Значит, вся надежда на воспитание в медицинском вузе или колледже.

Падение уровня милосердия, доброты, чуткости, я постоянно наблюдал у будущих врачей уже в течение 45 лет преподавания в медуниверситете. Вот один из примеров. Ежегодно читая лекции студентам выпускного курса о профессиональных правонарушениях медицинских работников и останавливаясь на вопросе об уголовной ответственности за неоказание медицинской помощи, я несколько лет привожу одну и ту же судебно-медицинскую экспертизу в производстве, в которой я участвовал.

Читать лекцию дальше уже не было желания. Долго после этого меня преследовали мысли о бесполезности знаний, если у будущих врачей отсутствует элементарное чувство милосердия, чуткости и доброты. Пугала реакция студенческой аудитории, оправдывающей преступное поведение врача и делавшей это без стеснения, открыто. Это значит, что тяжкий урок, преподанный правосудием, для других врачей прошел даром, и все может повториться.

Прошедшие после этого годы еще более ухудшили ситуацию, и я вижу во многом оправданное отрицательное отношение к врачам, многие из которых не заслуживают его, на фоне худшей подготовки медиков без акцентирования внимания на милосердие к больному и медицинской деонтологии. Ибо уровень врачевания зависит, во-первых, от личных качеств, которые надо суметь заметить у абитуриента при отборе в образовательное учреждение или суметь воспитать нужные качества, а не довольствоваться только знанием и умением. Кстати, при выпускном государственном экзамене врачи также оцениваются только по качеству знаний, без учеты итогов профессионального воспитания врачей.

Среди других требований к врачу следует указать на отмеченное академиком А.Ф.Билибиным творческое начало: воображение, вдохновение, интуицию, импровизацию. Хороший врач - всегда исследователь у постели больного.

Наконец, врач или медсестра обязаны учиться всю жизнь, это требование – единственное за века дополнение в клятве Гиппократа. Современный врач обязан повышать свой профессиональный уровень каждые 5 лет (Приказ Минздрава России №66н п.4 от 03.12.2012) с получением сертификата. На смену сертификации, согласно Приказу от 21.12.2018 г. придет аккредитация.

Символ медицины в зависимости от специализации

проктолог и гинеколог как выглядят? змея бублик и змея наизнанку?

В названии одной из специальностей ошибка. Кто угадает, в какой? ;)

Иллюстрация к комментарию

Педиатр - гремучая змея!

Вот радиологию вообще не понял. Если что, радиология - лучевая терапия, лечение онкологии гамма-излучением.
А тут скорее рентгенология, судя по костям.

питоны яйцекладущие, удавы живородящие. блин, почему я это знаю. и главное, зачем?

Вот змея хорошая для анестезиологов

Иллюстрация к комментарию

Это ржавый гвоздь, а не кадуцей.

Змея из паталогоанатомии живее змеи из гастроэнторологии.

патологи рискуют огрести от оскорбленных верующих, а в целом занятно)

Всем привет из палаты №9 инфекционного отделения центральной городской больницы города Ростова. у нас сплошная иглотерапия для задницы(((

гастроэнтерология на патологоанатомии похожа сильно )

Берегите здоровье, ребят, а то не ценим когда есть. :(

Забыли лабораторную диагностику! Анализы дак вам по cito подавай!, а как что, сразу мы не клиницисты -_-

Представил себе символ проктологии и захихикал.

Представляю,какая мешанина на кадуции терапевта изображена.

А что, акупунктура еще считается медициной?

Иллюстрация к комментарию

@Mincka, Символ медицины - чаша со змеей, а не посох.

Иллюстрация к комментарию

Поосторожней. За рисунок "паталогоанатомия" ещё оскорбится какой-нибудь чувствительный, но, право же, славный гражданин.

Закон о том что "нельзя"

На всякий случай напоминаю о том что закон о запрете указания нацианальности

пока НЕ ПРИНЯЛИ, еще раз, пока НЕ ПРИНЯЛИ, если преступник русский, то пишите, если чечен или таджик и т.д то пишите это, иначе создается впечатление что вы прогибаетесь или закон уже принят.

Имейте уважение к себе и неуважение к преступникам. Простите , но заебло и накипело.

Больше запятых богу запятых .

Самооборона


Когда вдруг понял в какой стране живёшь

Школьник из Пензы взял пробы из реки и обнаружил, что местная фабрика сбрасывает туда отходы. После этого мальчика исключили из экологической организации

Сам подросток ни о чём не жалеет и убеждён, что всё сделал правильно.

О голодающих детях из Африки.

Давайте представим, что все мы взяли и дружно урезали свой рацион и эту урезанную часть все вместе послали голодающим детям в Африке.

Вот уже по ТВ идут грузовые суда полные еды. Видим как детям в Африке раздают еду, они ее дружно кушают, довольные.

А что будет дальше?

Дальше будет, что эти "дети" размножатся и их станет ещё больше. И.

Они будут по прежнему голодать. Просто их станет ещё больше.


Бессовестные

Бессовестные


Когда франшиза правильно развивается

Когда франшиза правильно развивается


Логично же

Логично же


Предупреждать надо

Предупреждать надо

Польза конопли

Польза конопли Картинка с текстом, Комментарии, Конопля, Кислород, Экология, Лес, Дерево, Производство, Скриншот, Комментарии на Пикабу

Кому я завидую больше всех

Нашел человека, которому я очень сильно завидую, способностям, которые у него есть. У меня даже нет идей, как такое делается. История простая. Живу больше полгода с девушкой, слава Духу Тупака, что хата моя. Короче, 29 числа она пошла в свою контору на новогодний корпорат, там одни странные бабы и директор 120кг весом. Я сижу, всякой херней по бизнесу занимаюсь, конец же года. Тут она после 23:00 мне звонит, не сильно бухая, и говорит, что "встретила свою судьбу, свое счастье, партнера на всю жизнь, я поняла, что все было ошибкой. " Это цитаты, если что. За вещами, типа, после НГ заеду.

Не сказать, что я прямо сильно расстроился, стараюсь не втягиваться. Опыт есть. Праздники обошлись значительно дешевле и провел их как сам хотел. Вещи сложил. И вот настало 3 число и кто бы мог мне позвонить? Звонит девка в слезах и истерике просит понять и простить. Её обманули, предали, ввели в заблуждение, а она невинная повелась и меня незаслуженно обидела. Мужик оказался женатый с тремя детьми и утром 3 числа выставил её на улицу потому, что жена возвращается от матери, а ему еще все убрать надо. Мамаша сразу девку нахер послала и ей жить негде. Я, как человек великодушный и настоящий мужик, должен её простить и забыть эту мелочь и не портить "НАШЕ" счастье. Она все поняла и осознала. Бла-бла-бла.

Вот завидую мужику. Как мля это работает. Нет слов. Хоть звони и бери мастер-класс


Свободный танец маленьких утят

Свободный танец маленьких утят Twitter, Танец маленьких утят, Кипелов

Свободный танец маленьких утят Twitter, Танец маленьких утят, Кипелов

Просто герой. Просто привёз мандаринки

Просто герой. Просто привёз мандаринки Дед Мороз, Подвиг, Герои, Блокада Ленинграда, Великая Отечественная война, Картинка с текстом

Это был настоящий Дед мороз

Крепкие труселя

В моем тёмном декретном прошлом пришлось как-то с управляйкой столкнуться вплотную.

Ребёнку месяца три или четыре было. Нужно её мыть регулярно, а горячая вода еле идёт и прогревается долго (последний этаж хрущевки).

Позвонила в управляйку, оставила заявку жду. День, два - ничего не происходит. Звоню. Диспетчер мне:
- А у вас дом такой, без обратной рециркуляции (или как-то так). Ничего сделать не можем.

На 28й день загорелись лампочки в подъезде. Даже там, где их раньше не было в принципе. Вокруг дома был убран вообще весь мусор и появились урны у подьездов. Но с водой всё по-прежнему грустняво.

На 29й день, в 8 утра пришли ко мне с проверкой двое: тётушка из департамента и дяденька из УК.
- Что ж вы, - говорит тётушка, - про лампочки и двор пишете?
- Так только вчера все сделали.
- Угу. - что-то отметила в своём блокноте тётушка.
Дяденька молчит.
- А с водой что? Показывайте.

Идём в ванную. Вода еле сочится.
Дяденька:
- А что ж вы нам не сообщили, а сразу жалуетесь?
- Я сообщала, диспетчер мне сказал, что сделать ничего нельзя.
- Так надо было мне звонить, диспетчер ничего не знает!

Если бы не дочь на руках, я бы громче, дольше и грубее высказывала ему все, что думаю о нем, диспетчере, их иерархии и системе передачи заявок. Но пришлось ограничиться простым вопросом, откель мне ведать, как у них там все устроено?

Дяденька сказал, что проверит кое-что, вышел на 5 минут. По его возвращении, горячая вода из крана хлестала Ниагарой.

- Там один вентиль был закрыт, наверное кто-то из ваших соседей перекрыл - сказал дядя.
Ах ты скотина, подумала я.

Я отнесла дочь в кроватку.
Пока тётушка хмыкая заполняла акт проверки, я объясняла дяде как сильно он неправ, что так затянул со сроком, и что именно он должен передать своему диспетчеру.

Врач и нравственные начала профессии

Проблема взаимоотношения медицинской науки и общественной морали всегда привлекала к себе внима­ние общества. Остается актуальной она и сейчас, так как волнует и задевает интересы многих людей. Хотят того медики или нет, но медицинская наука всегда выступает как одна из сторон общественного развития. Врачи как члены общества, хорошо осведомленные о возможностях своей науки, не могут не отстаивать точку зрения, что до­стижения медицинской науки должны использоваться только на благо человека. Каждый из них обязан осозна­вать моральную ответственность перед людьми за свою деятельность и достижения медицинской науки в целом, поскольку приобретенные знания в области медицин­ских специальностей выделяют врача среди других лю­дей. Однако эти знания содержат в себе и другую возмож­ность — нравственного выхолащивания специалиста, циничного отношения к людям и к своим коллегам. И то­гда такой врач способен проявлять циничное отношение к общечеловеческим ценностям, изменить поведение в сторону нарушения моральных и нравственных принци­пов.

К сожалению, в период политических потрясений нравственные ценности в первую очередь подвергаются давлению и испытанию на прочность. В наше время про­изошло стремительное падение морали и нравственно­сти в обществе. Многое из того, что ранее подвергалось осуждению, в настоящее время приемлемо и приобрело уродливые формы. Трудность заключается в отсутствии знаний социальной нормы. Нарушена социальная спра­ведливость. Возникла враждебность, недоверие между по­колениями. Многим людям окружающий мир стал казать­ся враждебным, они считают себя уязвимыми и беззащит­ными. Будущее представляется им непредсказуемым и уг­рожающим. С другой стороны, усилились агрессивные тенденции в обществе. Врачи поликлиник и стационаров попали в трудную ситуацию между неустроенным социу­мом и психологическими проблемами граждан, оказав­шись в ситуации, когда труд медицинских работников продается за бесценок. Усилился процесс миграции насе­ления. Многие пациенты избирают врачей психологиче­ской мишенью, стремясь избавиться от жизненных проб­лем. В этой ситуации врач ежедневно подвергается нрав­ственному испытанию.

В условиях рыночной экономики заработок врача за­частую зависит от распространения дорогостоящих ле­карств и пищевых добавок, чаще зарубежного производ­ства, а также платных услуг. Однако большинство людей все еще имеют низкие доходы или пенсию, на которую трудно прожить. Нравственно ли в таких условиях пред­лагать больному лекарство или услуги, за которые он не в состоянии заплатить? И кем с точки зрения нравственно­сти оказывается врач: гуманистом или вымогателем? Если в первые годы перестройки поликлиники и больницы пу­стовали, то в последнее время поток соматических боль­ных и больных с психическими проблемами увеличился как следствие неблагоприятного разрешения фрустрационной напряженности в обществе. Не имея денег, некото­рые люди не обращаются за медицинской помощью. Не потому ли смертность россиян увеличилась в 1,7 раза, а эмоциональное напряжение они пытаются снять упот­реблением алкоголя и наркотических веществ?

Чтобы понять внутренний мир другого человека, вра­чу самому необходимо помимо профессиональных зна­ний обладать эмпатией и нравственной культурой неза­висимо от конкретной специальности и занимаемой должности. В настоящее время необходимость возрожде­ния общей культуры населения испытывает все общество. Высокая общая культура врача неразрывно связана с вра­чебной этикой, дефицит которой, к сожалению, имеет место. Если врач не стремится понять это и воспитать в себе восприимчивость к чужой боли, сострадание и ми­лосердие к людям, то вряд ли его поступки и деятельность будут нравственными.

Врачи находятся сейчас в трудном положении. Их собственное здоровье оставляет желать лучшего. Как по­казывают наблюдения и исследования, среди врачей вы­ше, чем в популяции населения, процент психосоматиче­ских заболеваний (гипертония, ЖКТ, туберкулез, суици­ды), которые они вынуждены лечить, сидя на рабочем ме­сте. Духовность есть норма здоровой человеческой лич­ности, где эмоциональная сторона приобретает стремле­ние к красоте, воля — к бескорыстным поступкам, альтру­истической деятельности, ум — стремление к идеалам. Зависть, непомерное честолюбие, корыстолюбие не должны быть совместимы с профессией врача в любом случае.

Новое время диктует и новые правила подготовки вра­чей. Формирование личности врача — процесс трудоем­кий и длительный. К сожалению, высшая школа потеряла модель подготовки специалиста. Труд многогранен, сло­жен и труден. Деятельность врача неразрывно связана с необходимостью анализировать и обобщать большой объем информации, связанный с нормой и патологией человека, и делать выводы по вопросам диагностики, ле­чения, реабилитации, социального устройства больных, выбирать программы профилактики. Значение профессиональных знаний и навыков необходимо в любом слу­чае, но в медицине не меньшую роль играют нравствен­ные качества личности. Не случайно эту профессию на­зывают самой гуманной в мире, и, что бы не происходи­ло в обществе, она должна оставаться такой.

Современные условия жизни требуют от выпускников медицинских вузов знаний не только медицины, но и в областях, обеспечивающих активную социальную адапта­цию (экономика, право, социология, менеджмент и др.). Молодые люди, получившие медицинское образование, должны обладать большой самостоятельностью и быть готовы нести личную ответственность за свои действия и за здоровье общества. Врач должен уметь, опираясь на знание законов и правовых норм, отстаивать свои права и защищать интересы пациентов, бороться за здоровый образ жизни.

Получая звание врача и приступая к врачебной дея­тельности, врачи клянутся все нравственные и физиче­ские силы, знания и опыт отдавать охране здоровья чело­века, беречь и развивать традиции отечественной медици­ны, руководствоваться в своей деятельности нравствен­ными принципами. И хотелось бы думать, что для моло­дых врачей это будут не только слова. История россий­ской медицины знает немало примеров беззаветного слу­жения своему делу, интересам общества. Меняется жизнь, в медицину приходят новые технологии и методы обсле­дования и лечения, но незыблемыми должны оставаться гуманизм и высокие морально-нравственные качества личности врача. Чтобы престиж врачебной профессии в обществе не падал, эту эстафету гуманизма и высоких нравственных качеств следует принять молодым.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

А.В. Алборова, преподаватель

Д.М. Тменова, преподаватель

ГБПОУ "Северо-Осетинский медицинский колледж"

МЗ РСО-Алания, г. Владикавказ

Этические аспекты профессиональной деятельности в понимании студентов медицинского колледжа

Мораль и этика часто используются как синонимы в различных сферах нашей жизни, но особенно они важны в медицинской профессии. Как следствие, в практике медицинской деятельности, сформировался целый научный раздел – деонтология, изучающий правила поведения медицинского работника по отношению к другим людям.

Главными вопросами медицинской деонтологии являются эвтаназия и неизбежное умирание пациента. Цель деонтологии – это сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Медицинская деонтология – это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, которая предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным [4].

Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем – взаимоотношение с больным, медицинскими работниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми [5].

Положение и роль медицинской сестры в ряду медицинских работников приобретает в наше время большее значение, так как дальнейшее развитие здравоохранения в Российской Федерации в значительной степени зависит от оптимальной численности, структуры и профессионального уровня медицинских кадров.

Развитие здравоохранения является одним из важнейших разделов концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В системе оказания медицинской помощи населению резко возрастает роль специалистов со средним медицинским образованием, повышаются требования к их профессиональной компетентности. Работа в медицине предполагает модель профессиональной деятельности в системе "человек-человек", где огромное значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, а также руководством.

Труд медицинских работников, который неразрывно связан с психическим, моральным и этическим напряжением, относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Работники здравоохранения – это одна из социальных групп населения, которая не только испытывает на себе все проблемы современной общественной жизни, но и сталкивается с самыми разнообразными проблемами своих пациентов, их родственников, что, в конечном итоге и обуславливает значительную социально-психологическую нагрузку.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение, где этический фактор имеет традиционно большое значение.

Более восьмидесяти лет назад создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл, в которой были отмечены аспекты деятельности медицинской сестры [6] .

В этических вопросах присутствуют два аспекта: личный – автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок; объективный, внеличностный аспект – сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений. Первый аспект можно отнести к характеристике морали, второй к характеристике нравственности.

Отличительная особенность морали выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках и взаимоотношениях. Говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом по существу речь идет о нравственности: о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и пр.

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности и способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности [5] .

Задача профессиональной этики: научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций и влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии.

Этический кодекс медицинской сестры России разработан по заказу Ассоциации медсестер России в 1997г. и составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух-трех десятилетий содержание медицинской и профессиональной этики медицинской сестры. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медицинской сестры. Кодекс отразил начавшуюся в России реформу сестринского дела требующую вовлечения медицинских сестер в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, без чего, на сегодняшний момент, невозможно превращение сестринского дела в самостоятельную науку. В Кодексе нашли отражение те особенности сегодняшней медицины, которые связаны с современным научно-техническим прогрессом, – например, проблемы риска, ятрогенных эффектов при многих применяемых в настоящее время медицинских вмешательствах [6].

Гуманность также является не маловажным аспектом сестринской профессии. В Этическом кодексе медицинской сестры России выделены следующие аспекты, относительно данного вопроса: медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента; она обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний; она не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми; также она не вправе способствовать самоубийству больного; она ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации; и прочее [6].

В рамках данной проблематики нами было проведено пилотное исследование, в котором респондентами выступили учащимся второго курса медицинского колледжа.

Цель исследования: изучить понимание этических аспектов профессиональной деятельности студентами медицинской профессии.

Для достижения цели исследования был использован авторский опросник (в приложении).

- все 100% опрошенных однозначно считают, что соблюдение этических норм является необходимым аспектом в деятельности медицинского работника;

- 78% респондентов знакомы с основными аспектами классической медицинской этики (рис. 2);

Рисунок 2. Результаты опроса относительно знания респондентами основных аспектов классической медицинской этики.

- имеют представление об Этическом кодексе медицинской сестры России 80% опрошенных;

Также было выявлено, что о причинах возникновения ятрогении имеют представление только 24% опрошенных (рис. 3).

Рисунок 3. Результаты ответа на вопрос относительно возникновения ятрогении.

Таким образом, проведенное нами исследование выявило, что, несмотря на то, что у большинства респондентов имеется соответствующие знания в области профессиональной этики и деонтологии, и наблюдается достаточно высокая значимость гуманности в профессиональной деятельности, при значительной неосведомленности в вопросе ятрогении, на наш взгляд, есть необходимость в проведении мероприятий направленных на дополнительное изучение обучающимися данного вопроса.

Также, на наш взгляд, проведенное исследование свидетельствует о необходимости более детальной проработки и обсуждения с обучающимися вопроса эвтаназии, в частности его этической стороны. Вне зависимости от состояния больного медицинский работник, в данном вопросе, должен иметь строго обозначенную позицию. Психологического сопровождения студенческой молодежи, а также соответствующая психокоррекционная и мотивационная работа, на наш взгляд, в данном вопросе играет одну из основополагающих ролей.

Резюмируя выше изложенное, следует отметить, что этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Здоровый образ жизни – важнейшая составляющая существования современного человека. Сохранение и ценностное отношение к здоровью людей и пациентов, в частности, не менее актуальная проблема, которая обеспечивает всестороннее развитие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов личности в интересах общества и всестороннее удовлетворение человеческих потребностей, основанных на высоконравственной морали, где основополагающая роль отведена медицинским работникам, в частности медицинским сестрам [3].

Библиографический список:

DISCOVERY SCIENCE-2016 Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов Россия (г. Москва, 25 апреля 2016 г.) .

Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 2015.

Этический Кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.)

Гоглова О.О. Ерофеев С.В., Гоглова Ю.О. Биомедицинская этика. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.

Возраст ________

2. Соблюдение этических норм имеет значение в профессии медицинской сестры?

3. Знакомы ли Вам основные аспекты классической медицинской этики? Не навреди…

4. В каких международных и отечественных этических документах зафиксированы принципы медицинской и биомедицинской этики в применении к профессии медицинской сестры?

5. Какие основные требования к медицинской сестре предъявляет Этический кодекс медицинской сестры России?

6. Принцип конфиденциальности – по отношению к кому должен соблюдаться?

7. Каковы этические правила беседы с пациентом?

9. В чем суть принципа информированного согласия? Ваше отношение к принципу информированного согласия?

10. В чем причины возникновения ятрогении? ( ухудшение физического или эмоционального состояния человека, невольно спровоцированное медицинским работником. Обычно имеется в виду влияние неосторожных высказываний врача )

11. В чем суть принципа социальной справедливости при оказании медицинской помощи?

Читайте также: