Свобода это право работать разумное

Обновлено: 29.04.2024

В статье анализируются актуальные проблемы свободы. Подчеркивается, что свобода не есть готовое состояние, а представляет собой длительный, сложный и противоречивый процесс. Проводится демаркационная линия между свободой и волей.

Ключевые слова: свобода, запрет, воля, процесс, ответственность, детерминированность, противоречие, политика, духовная свобода, иллюзия.

The article analyzes the current issues of freedom. The author emphasizes that freedom is not a given state, but a rather long, complex and controversial process. There is a certain threshold between freedom and will.

Keywords: freedom, prohibition, will, process, responsibility, determinism, contra-diction, politics, spiritual freedom, illusion.

Человек ищет свободы. В нем есть огромный порыв к свободе, и он не только легко попадает в рабство, но он и любит рабство.

Как уже отмечалось, каждый человек вкладывает в понятие свободы свой собственный смысл, имеющий чисто субъективный характер, поскольку речь идет, как правило, о личной свободе, якобы не предполагающей никаких ограничений. Такое представление о свободе вписывается в рамки обыденного сознания, но ни в коем случае не может претендовать на какую-либо научность.

Как сохранить свободу? По глубокому убеждению П. А. Гольбаха, свободу можно сохранить лишь в том случае, если она базируется на началах разума и добродетели. Гольбах как идеолог Просвещения считает, что свободу можно сохранить, если люди поступают разумно, если в обществе руководствуются здоровыми нравами и если они знают о том, что происходит в обществе, а это предполагает наличие просвещения.

Свобода возникает в процессе совместной деятельности людей. Поэтому основа всякой свободы – свобода жизнедеятельности человека. С одной стороны, человек находит свою свободу только в обществе, а с другой – общество ему часто мешает делать то, что он хочет, и человеку кажется, что общество лишает его свободы. Но он либо не понимает, либо не хочет понять, что его личные интересы не всегда совпадают с интересами всего общества и приходится жертвовать личными интересами во имя сохранения общества. Такова диалектика жизни, и в данном случае мы встречаемся с одним из противоречий социума, которое решается путем компромисса: общество предоставляет индивиду определенную свободу, но и индивид в свою очередь сознательно ограничивает свои требования к обществу относительно свободы.

Наивно думать, что формирование человеческого общества начинается со свободы. Напротив, оно начинается с табу, с запрета, нарушение которого строго наказывается. Чтобы выжить в суровых условиях, первобытные люди соблюдали возникшие в ходе их практической жизни нормы и принципы поведения, регулировавшие их образ жизни. Каждый поступок члена рода строго регламентировался, и ни о какой свободе не могло быть и речи. Охотились, например, молодые люди, но мясо в первую очередь давали детям и старикам.

Нельзя свободу путать с волей. Воля связана с игнорированием общепринятых норм жизни. Воля – это субъективизм и волюнтаризм, отказ от учета объективных обстоятельств. Воля – это произвол и самодурство. В политике, например, волюнтаристские действия приводят к огромным отрицательным последствиям. Всем известны негативные последствия волюнтаристических решений Н. С. Хрущева.

Любящий волю человек не ограничивает себя никакими законами морального или юридического характера. Вольный человек в отличие от свободного человека уважает только самого себя, потому что он постоянно покушается на свободу других людей. Вольный человек – это эгоистичный человек, потому что он стремится лишь к удовлетворению личных интересов. Воля есть другое выражение произвола. Заметим, что анархизм как политическое течение, не признающее государственной власти, предпочитает волю свободе. Но не только анархисты не любят свободу. Даже некоторые сторонники демократии под свободой понимают не соблюдение законов, а волю, особенно когда это касается деятельности таких демократов.

Нельзя абсолютизировать личную свободу человека, так как это нередко оборачивается трагедией для окружающих. Так, например, абсолютизация свободы приводит к росту насилия (убивают просто прохожих на улице, в учебных заведениях, своих коллег, причем убивают как взрослые, так и дети). Таким образом, свобода предполагает деятельность социальных групп, слоев, классов, индивидов при обязательном соблюдении общепринятых моральных и юридических норм и принципов.

Выше я привел некоторые дефиниции свободы, предложенные классиками философии. Они правомерны, но их следует рассматривать в контексте эпохи. На мой взгляд, свобода – это возможность проявлять свои физические и духовные потенции. Чем свободнее человек, тем у него больше возможностей создавать материальные и духовные ценности, обогащать свой духовный мир. Иными словами, развивать в себе все человеческое. А все это главным образом зависит от общества, в котором живет человек.

Именно при рабовладельческом строе одна часть общества получила возможность заниматься философией, наукой, культурой, то есть духовным производством, которое в первобытном обществе было непосредственно вплетено в материальную жизнь. Выделение духовного производства в самостоятельную сферу представляет гигантский прогресс в развитии человеческого общества, в расширении свободы людей. Нелишне напомнить, что генезис цивилизации связан по времени с рабовладельческим строем, когда создается фундамент цивилизации – общественное богатство – и когда социальные связи начинают доминировать над природными. Таким образом, человек эпохи рабства, даже если он раб, обладал большей свободой, чем человек эпохи первобытного строя, хотя на первый взгляд первобытный человек более свободен, чем раб.

После возникновения буржуазного общества неизмеримо расширяется пространство свободы человека. Принцип лессеферизма позволяет ему получить экономическую свободу. Теперь он ни от кого не зависит. Он может заниматься бизнесом, и если ему повезет, то разбогатеть и занять высокое место в социально-экономи-ческой иерархии общества.

Но парадокс буржуазной свободы состоит в том, что все свободны, и вместе с тем никто не свободен: не свободен трудящийся, так как боится потерять работу и не уверен в завтрашнем дне. Не свободен и капиталист, ибо боится обанкротиться, не выдержать конкуренции и т. д. Одним словом, дамоклов меч висит над всеми. И все же повторим, что человек эпохи буржуазии пользуется бóльшими свободами, чем во все предыдущие времена. Но еще больше свободы он получит в посткапиталистическом обществе, в котором свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех.

Нельзя не обратить внимания еще на один аспект свободы. Речь идет о потребности в свободе. В какой мере она проявляется в тех или иных жизненных ситуациях? Вот что по этому поводу говорит И. В. Гете: «Свобода – странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать? Посмотрите эту комнату и соседнее с ней помещение, в котором вы через открытую дверь видите мою кровать. Комнаты эти невелики, кроме того, они загромождены разнообразными мелочами, книгами, рукописями и предметами искусства. Но для меня этого достаточно; я прожил в них всю зиму и почти никогда не заходил в передние комнаты. Какую пользу я имел от моего просторного дома и от свободы ходить из одной комнаты в другую, когда у меня не было потребности использовать эту свободу?

Люди очень дифференцированы, и они нуждаются в свободе разной степени. Человеку, работающему в науке, литературе, философии, живописи и т. д., нужна одна свобода, а ремесленнику, пастуху, земледельцу и т. д. – другая. Бывают ситуации, когда есть свобода, но нет интересных творческих произведений. Многие наши творческие работники в советскую эпоху жаловались на отсутствие свободы, на невозможность свободного творчества. Советской эпохи давно нет, но нет также не только великих, а даже просто талантливых произведений, хотя сейчас никто никому не запрещает творить свободно, писать о чем угодно и печататься где угодно. Пушкин не был свободен, но создавал великие произведения, без которых мировая культура немыслима. Следовательно, нужна не только свобода, нужен еще талант, способный творить и создавать эпохальные труды.

Конкретная реализация свободы проявляется в повседневной жизни людей, прежде всего в экономической, политический и духовной сферах.

В экономической сфере свобода проявляется в том, что человек как существо производящее должен иметь определенную свободу трудовой деятельности. Он, во-первых, должен иметь возможность проявить свои интеллектуальные и физические способности по созданию материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, он должен иметь право трудиться, ибо именно в труде человек становится действительным творцом истории. Во-вторых, только свободный труд, то есть труд на себя и на общество, труд без эксплуатации и без принуждения приносит настоящее удовольствие человеку. Если даже человек получает достаточно финансов для удовлетворения своих потребностей, но зависит экономически от частных или государственных структур, то его трудно назвать свободным. В-третьих, экономическая свобода позволяет человеку воспроизводить свои физические силы, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, использовать свободное время для физического и духовного совершенствования.

В сфере политики свобода предполагает свободу слова, свободу избирать и быть избранным, свободу создавать политические партии и т. д. Политические свободы проявляются в зависимости от экономических свобод, социального положения индивида и вообще от конкретно-исторических условий. Основная характеристика политической свободы, на мой взгляд, состоит не просто в свободе слова или свободе выбора того или иного кандидата на государственную должность, а в том, чтобы человек оказывал реальное воздействие на политическую жизнь общества, что практически нереально в современном мире.

Что касается духовной сферы, то здесь свобода связана, во-первых, с овладением духовными ценностями и, во-вторых, с возможностью самому их создавать. Знание литературы, искусства, науки и т. д. помогает человеку чувствовать себя раскованным и полноценным гражданином. Человеку необходима свобода для производства духовных ценностей. Это значит:

2. Писать по велению души и сердца, писать правдиво и отражать в своем творчестве объективные процессы.

3. Не быть контролируемым со стороны цензуры или других государственных учреждений. Главный цензор человека – его совесть, его нравственные принципы и нормы. Добродетельный человек никогда не станет писать сочинения, в которых проповедуются насилие, алчность, антигуманизм и другие пороки человечества. Он никогда не будет писать пасквили даже на своих врагов. Духовная свобода – это подлинное наслаждение для человека, стремящегося проявить себя не в накопительстве, а в интеллектуальном творчестве. Духовная свобода – это вместе с тем свобода самовыражения, свобода внутреннего ощущения. И здесь я не могу не процитировать нашего гениального поэта А. С. Пушкина:

По сравнению с советским временем, появились и позитивные возможности: можно ездить за границу, покупать любые вещи, читать любые книги, смотреть любые фильмы, беспрепятственно и безнаказанно ходить в храмы.

Каковы же плоды этой свободы? Сделала ли она нас счастливее?

Плоды свободы индивидуальны для каждого человека. Потому что каждый пользуется ей по-своему.

Свобода – она на то и свобода, что не заставляет. В том числе и не заставляет быть счастливым.

Кому-то свобода помогла. Он освободился от лишнего в своей жизни, нашел главное. Свобода помогла ему найти и реализовать свои таланты и смысл своей жизни.

Но очень многие воспользовались свободой себе во вред. Психиатры наблюдают катастрофический рост числа зависимых людей. Зависимости от алкоголя, от наркотиков, от табака, от компьютерных игр, от азартных игр, от Интернета. Наконец, любовная зависимость.

Зависимость – это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую человек загоняет себя сам. Корень у всех зависимостей один – несчастное детство. И несчастных детей сейчас во много раз больше, чем было во времена несвободы, поскольку свобода привела к развалу семьи. А есть еще и разные страсти, скажем, к сексу, к обогащению, к красивой одежде, к славе, к власти. Все эти страсти – это тоже зависимости, только менее выраженные, но и они ограничивают реальную свободу человека, диктуя ему различные ограничения.

Так свобода превращается в свою противоположность.

И это не удивительно. Ведь свобода – не конечная цель. Свобода – это возможность. Это возможность достигнуть той или иной цели. Если ставим правильную цель – свобода нам во благо, если ложную – во вред.

Образно это можно представить так. Поток людей двигался по глинистой, грязной дороге. Ноги людей вязли в глине, но все-таки можно было идти. Справа от этой дороги возвышались холмы и горы. Сухие дороги вели по ним вверх в разных направлениях. Слева находилось зловонное болото. И горы, и болото были отделены от глинистой дороги оградой с предупреждающими надписями.

Приход свободы означал падение ограды с обеих сторон дороги. Люди стали разбредаться в разные стороны. Кто-то шагнул направо, выбрал горные пути, нелегкие, но ведущие далеко вверх. Очень многие взяли левее, в болото, и завязли в нем. Для них свобода закончилась возможностью барахтаться в трясине своих страстей и зависимостей, практически никуда не двигаясь, только увязая все глубже и глубже.

Что интересно, о свободе больше любят говорить те, кто завязли в болоте. Для них свобода – оправдание того плачевного положения, в котором они оказались. Хотя на самом деле, что проку и радости от такого использования свободы?

Те, кто мужественной походкой идут в горы, меньше говорят о свободе. Потому что они понимают: чем больше свободы – тем больше ответственности. И еще неизвестно, куда ты придешь. Придешь в прекрасную страну, цветущую садами, - ты воспользовался свободой лучшим образом. Свалишься в пропасть – лучше бы не было такой свободы.

Потому что свобода – не самоцель, а лишь возможность достичь цели.

Одной из целей может быть внутренняя свобода. Внутренняя свобода – это такое состояние человека, в котором он при любых обстоятельствах свободен выбирать то, от чего ему хорошо.

По сути, именно внутренняя свобода – настоящая свобода. Обладая внутренней свободой, можно быть свободным в любом обществе (государстве) и даже в тюрьме. Свобода как юридическое право не делает нас свободными, пока мы не свободны внутри себя.

Нашу внутреннюю свободу стесняют не другие люди, не государство, не традиции. Нашу внутреннюю свободу стесняют наши зависимости, наши страсти и страхи.

Допустим, страсть к деньгам, к обогащению. Богатый человек может быть внутренне свободным. Но человек, пристрастный к деньгам, богат он или беден, свободным быть не может. Он страдает не только от недостатка денег. Он страдает от самой возможности потерять деньги, и ограничивает свою свободу, чтобы их сохранить.

Свободен ли завистливый человек? Нет! Зависть не позволит ему купить дешевую машину, если есть хоть какая-то возможность раздобыть престижную. И так во всем.

Свободен ли тот, кто болен страстью тщеславия? Нет. Тщеславному не позволено испытать радости от доброго дела. Он делает все только ради тщеславия, а тщеславие и добро не совместимы. Тщеславный не свободен от страхов. Он обязан делать все так, чтобы нравиться другим.

У каждого из нас – несколько страстей, ограничивающих нашу свободу. Свобода возрастает по мере освобождения от страстей. Противоположны страстям добродетели – щедрость, скромность, доверие, доброжелательность, целомудрие, терпение, милосердие. Вершина добродетелей – любовь. Чем больше у человека добродетелей, тем больше любви.

Получается, что подлинная свобода – в любви. Не в любовных страстишках, не в любовной зависимости, а в настоящей любви.

Кто по-настоящему любит, тот по-настоящему свободен. Любящий бесстрашен. Он не привязан к вещам и может подарить другу то, что нужно и ему самому. Ему безразлична слава, и он свободен от мнения других. Он никому не завидует, поэтому не огорчается успехами других и не соперничает с ними. Любящий свободен даже в том, чтобы с мирным сердцем отпустить любимого туда, где тому будет лучше.

Единственное, чего боится любящий, - потерять любовь и снова впустить в свое сердце зло. Но борьба за любовь – его свободный выбор.

Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь.

Либо же, свобода заключается в возможности выбирать. Человек может выбрать самостоятельно, как ему поступить в той или иной ситуации.

Всем нам хочется быть свободными от чего-нибудь. В нашем современном мире основными понятиями являются Свобода выбора, Свобода слова.

Можно ли быть абсолютно свободным? Сотни лет назад, человек хотел, чтобы у него была возможность распоряжаться своей жизнью самому, у многих из них не было такой свободы. Тогда она ценилась превыше всего. Народ всегда хотел быть свободным, и для того, чтобы этого достичь люди отдавали свои жизни. Практически каждая война начиналась из-за того, что одни хотели жить в свободно мире, а другие стремились к власти.

А нужна ли полная свобода в нашем мире? Ведь тогда это понятие может стоять на одной ступени с беспорядком. Ведь тогда человек будет выбирать пойти ему работать, чтобы прокормить себя и свою семью, либо можно ограбить кого-нибудь или что-нибудь своровать ради своих интересов. Ведь получается, что полная свобода не имеет никаких ограничений в действиях и поступках человека. Исходя из этого, выходит то, что, если человек захочет совершить преступление, в том числе убийство, он это сделает, ведь ему так захотелось.

Если говорить о свободе, то нужно упомянуть об одном немаловажном понятии, как Ответственность. Она огранивает свободу и позволяет отвечать за последовательность своего выбора. Каждый человек должен нести ответственность за свои действия. Иначе все мы жили б в мире хаоса и разных преступлений.

Исходя из всего этого следует, что полной свободы быть не может, на все есть свои ограничения. Если бы люди обладали абсолютной свободой, без всяких рамок, запретов и моральных норм, то безопасность всего общества находилась бы под угрозой.

Сочинение про Свободу

Свобода. О ней можно говорить много прекрасных слов. И о том, как невероятно почувствовать её на себе. Воздохнуть чистым воздухом, раскинуть плечи и, прикрыв глаза, ощутив, как тебя обдувает ветер.

С самых древних времён люди посвящали ей песни, ценили, как ничто другое. Считалось, что лучше умереть свободным человеком, чем попасть в плен захватчика. Ни один народ не желал преклонить колени, даже если обещали какое-то милостивое отношение к проигравшим. Снова и снова пытались люди сбросить оковы, в конце всё же добиваясь своего, неважно, какими усилиями. У наших предков всегда находились какие-нибудь препятствия к ней, мы боролись за неё веками, вгрызаясь в возможность поднять гордо свою голову и объявить себя свободными. Людьми, которые не преклоняться ни перед одним врагом.

Свобода духа, свобода воли, свобода мыслей – всё это так похоже, ведь объединяется в нечто огромное и значимое. То, чем живёт каждый из нас. А ведь мы все живём свободой.

Ни один человек не сможет всю жизнь прожить без толики простора – мы зачахнем как цветок, чей горшок умудрилась залить нерадивая хозяйка. Она нам жизненно необходима – в возможности думать самостоятельно и заключается наше сознание.

Существует множество легенд о прекрасных птицах и людях, что сажали их в клетку. Иногда они заканчивались хорошо – птиц отпускали на волю. Но в большинстве своём случалось так, что птицы просто погибали от каких-либо причин. Вернее, причина была всегда одна – отсутствие свободы. Сначала они замолкали, переставая радовать всех вокруг своим пением. Затем отказывались от еды, воды и, наконец, умирали.

Из всего этого следует, что свобода – это жизнь. Именно поэтому родителям стоит иногда задумываться о методах воспитания, дабы позволить своим детям проявить самостоятельность. Как-никак, они сами должны это понимать, прежде чем ограничивать ребёнка в чём-либо. Не спорю, иногда это даже необходимо, но нужно всегда объяснять – какова же причина такого ограничения?

Нет, я не говорю, что полная свобода – это хорошо. Иногда всё же стоит что-то запретить, дабы не начался хаос. Я говорю о разумной свободе. Той, что пленит наши сердца и дарует вкус жизни.

9 класс. 15.3 ОГЭ

Сочинение Свобода и ответственность

Свобода выбора всегда подразумевает ответственность за свои предпочтения. Даже если человек независим в своем выборе, он обязан предусмотреть последствия принятого решения.

Однако, не нужно бояться ответственности, ведь именно она является мотивацией, внутренним побуждением личности к действиям, отражая внутреннюю силу человека, его решимость и мужество.

Помимо того, мы всегда ответственны перед обществом, в котором мы находимся. Так, например, я как ученица гимназии ответственна за нарушения устава и правил гимназии, обязана соблюдать моральные нормы и все законы нашего государства.

Я полагаю, на выбор человека влияет его воспитание, нравственные идеалы и морально-этические принципы (кодекс чести, например), нормы права, а также уровень стресса и уровень развития общества.

К сожалению, в моей жизни был неприятный опыт последствий нравственного выбора. На первый взгляд, это была обыденная ситуация из жизни, но впоследствии оказалось, что я очень обидела человека. Но я переоценила ситуацию, и я крайне сожалею о случившемся, поэтому всегда нужно анализировать свой выбор и сложившиеся обстоятельства и сделать правильные выводы, чтобы впредь такого не совершать.

Полезный материал по теме:

  1. Что такое ответственность
  2. Свобода слова
  3. Существует ли свобода слова
  4. Что такое свобода?
  5. Эссе что такое свобода. Свободен ли я?

ДМИТРИЙ СУСЛИН – учитель и писатель

Я понимаю так: никто не может быть осужден вне уголовного дела, т. е. без уголовного производства (досудебного и судебного); при отсутствии обвиняемого на судебном производстве по уважительным причинам (т.е болезнь и др.) при предоставлении справки судебное дело не рассматривается а переноситься на другую дату. Также обвинять нельзя по доверенности (т.е. ты не можешь обвинять кого-то через друга, брата и т.д.) потерпевшая сторона (истец) также должна присутствовать на судебном заседании; не может быть обвинен тот, кто не найден (находиться в бегах или вне юрисдикции РФ) или умер (погиб), по-видимому, он может быть только подозреваемым.

Что бы завести уголовное дело должно быть совершено противоправное общественно вредное винновое деяние (правонарушение). Оно характеризуется действием. Мысли, чувства, политические взгляды и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях не считаются правонарушением. Без вины нет правонарушения – это правовая аксиома. Здесь подразумевается, что подозреваемый действовал осознанно и может отвечать за свои действия (незнание законов не освобождает от ответственности). Лицо признается виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться, т.е. лицо признается вминаемым. Из этого следует, чтобы завести дело, нужны неопровержимые доказательства (заявление, труп и тд.) или зафиксированное признание обвиняемого(явка с повинной). Без всех вышеперечисленных фактов производить суд над человеком противозаконно.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 223.1. УПК РФ при привлечении лица в качестве подозреваемого оно должно быть письменно уведомлено об этом, причём в уведомлении должно содержаться описание конкретного преступления, в котором подозревается данное лицо. Кроме того, при вручении уведомления дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права, указанные в ст. 46 УПК РФ, которые включают право на адвоката и право отказа от показаний.

Т.к ранее было упомянуто, что обвиняемый должен лично присутствовать на судебном процессе, то и потерпевший также должен лично присутствовать. По доверенности со стороны обвинения и со стороны защиты никто не имеет право представлять интересы обеих сторон. Это запрещено на законодательном уровне.

В доказательство выше сказанному приведу примеры.

1) Убийство гендиректора ОРТ Владислава Листьева.

Одного из основателей телекомпании ВИД и гендиректора ОРТ Владислава Листьева застрелили в марте 1995 года. Киллеры ждали журналиста в подъезде дома на Новокузнецкой улице, где он проживал. Листьев погиб от огнестрельных ранений, а стрелявшие скрылись незамеченными.

По делу об убийстве журналиста допрашивали олигарха Бориса Березовского, бизнесмена Сергея Лисовского, лидера Солнцевской ОПГ и задерживали криминальных авторитетов — однако обвинения так никому и не предъявили. В совершении преступления признались 10 человек, находившихся в СИЗО по другим делам и пытавшихся запутать следствие, — но доказать их причастность к преступлению в итоге так и не удалось: оно осталось нераскрытым.

Терентьева Ольга М-10-1

Сочинение Что такое свобода

Свобода — это абстрактное понятие, которое трудно определить; в принципе, свобода связана с возможностью совершать действия по своей воле. Начиная с XVIII века, свободу часто стали связывать с такими понятиями, как справедливость и равенство.

Свободное существо не подчиняется воле других в принудительном порядке. Свобода гарантирует уважение воли человека и подразумевает, что каждый несет ответственность за свои действия. Абсолютная свобода неизбежно приводит к социальной дезорганизации.

Например: человек может использовать свою свободу для занятия бизнесом и получения через эту деятельность ресурсов, которые позволяют ему выживать. Однако эта свобода ограничена законом, который запрещает продавать продукцию, не отвечающую ряду требований.

Нет такой вещи, как абсолютная свобода.

Можно взять в качестве примера два запрета, которые, по мнению большинства людей, принимаются как справедливые и разумные: нельзя брать то, что принадлежит другим; нельзя убить другого человека. Кражи и убийства — это преступления, наказуемые законами всех стран. Существуют законы и общественные нормы, которым люди подчиняются. Можно сказать, что свобода воли позволяет человеку совершать любые действия, даже самые порицаемые, просто за выражение своей воли он понесет наказание. Означает ли это, что даже закон и мораль не могут полностью ограничить свободу?

Люди не пользуются абсолютной свободой, потому что предпочитают комфорт, который приходит от того, что у них есть кто-то, кто организует их жизнь. Если волк пытается взять кусок мяса у своего вожака, тому придется разбираться самому, но люди доверяют такого рода ситуации системе правосудия. Можно называть себя свободным человеком, но при этом добровольно принимать ограничения, которые накладывает жизнь в обществе.

Сущность свободы, в определенном смысле, никогда не может быть затронута; нельзя помешать кому-то чувствовать определенные вещи или думать.

Важно помнить, что свобода — это не концепция, которую люди разделяют с остальными видами на планете, а изобретение человечества. Это не что-то объективное и незыблемое; понятие свободы меняется и развивается на протяжении всей истории человечества.

Другие темы: ← Воспитание человека (воспитанность)↑ 9 классПредательство →

Популярные сочинения

Свобода – одна из основных категорий философии. У данного термина множество трактовок и определений.

В широком смысле свобода – это возможность человека беспрепятственно действовать, реализовывать свои интересы и потребности.

Свобода и необходимость

Противоречие между волей и необходимостью

Если принять за истину все вышесказанное о необходимости, то возникает проблема свободы личности. Она заключается в том, что, если причина всех действий – необходимость, а случайности играют второстепенную роль, то новых возможностей не сущесвтует, и человек, постоянно действующий в соответствии с необходимостью, превращается в автомат, робота, который действует по заранее заданному алгоритму. Проблема свободы личности является центральной в работах знаменитых философов: Николая Бердяева, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра.

Н.А. Бердяев, пытаясь решить эту проблему, пришел к выводу, что свобода человека состоит в способности создавать что-то новое, в самовыражении через творчество.

То есть свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.

Противоречие между личностью и обществом в вопросе свободы порождает разные модели поведения:

  1. Открытый конфликт с обществом (такое поведение может быть характерным для последователей анархизма – системы идей, полностью отрицающей любую необходимость).
  2. Бегство от мира (не найдя себя в обществе, человек может встать на путь духовного самопознания, став монахом или аскетом).
  3. Приспособление к миру, добровольный отказ от стремления к свободе (этот путь выбирает большинство людей).

Свобода и ответственность

В реальности свобода чаще всего проявляется в возможности выбрать линию поведения. И за свой выбор человек несет ответственность.

Свобода действий всегда предполагает ответственность перед обществом. Таким образом свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.

Свобода – это возможность поставить цель. Чем выше цель действия, чем лучше человек понимает объективные условия, тем полнее реализуется свобода в человеческой деятельности. Ответственность, в свою очередь, предполагает необходимость осознавать объективные условия и умение выбрать наиболее оптимальные, обоснованные пути достижения цели.

Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Таким образом свобода – это очень противоречивый феномен человеческой жизни, который может быть как великим даром, так и тяжелым бременем.

Задание EO2401s Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения? Всегда ли эгоизм и эгоцентризм, по Вашему мнению, влекут противоправное поведение? Поясните свой ответ. Может ли, по Вашему мнению, альтруистическое поведение быть противоправным? Поясните свой ответ.

Если само право — это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос — соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно… Таким образом, юридический интерес к поведению — это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего — с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно — социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Во второй части вопроса нужно сказать, всегда ли эгоизм и эгоцентризм противоправны. Давайте вспомним разницу между этими двумя понятиями: эгоизм – это такая черта характера, при которой человек ставит свои интересы выше всего остального, а эгоцентризм – это способ мышления, для которого характерно то, что человек считает свое мнение по любому вопросу единственно верным. Во многих случаях поведение эгоиста оказывается далеко от принципов морали и бескорыстия, однако такой образ мышления не так часто оказывается причиной противоправного поведения. Человек может быть эгоистом и не совершать ничего противоправного; также он может проявлять свою черту характера только в общении с другими людьми, которое не регулируется нормами права.

Итак, ответ может выглядеть следующим образом:

Эгоизм и эгоцентризм не всегда влекут за собой противоправное поведение; часто они проявляются только в межличностном общении, не регулируемом правовыми нормами.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Природа
  2. Потребность
  3. Деятельность
  4. Естественный
  5. Индивид
  6. Индивидуальность
  7. Духовный
  8. Глобальный
  9. Социальный

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Как мы знаем, негативное девиантное поведение вызывает осуждение окружающих и может даже нанести ущерб другим людям; позитивное девиантное поведение просто не соответствует определенным стандартам, принятым нормам – многие воспринимают его как что-то необычное, но не осуждают. Собирание марок, о котором говорится в первом примере – довольно необычное хобби для школьника, однако люди вряд ли станут его осуждать. То же можно сказать и про медсестру, берущую уроки живописи – это необычно, но ни в коем случае не плохо. А вот драка на стадионе – яркий пример негативного девиантного поведения. Посещение лекций – тоже довольно нестандартное, но позитивное поведение. Ну и пример о шумном поведении, без сомнений, относится к негативному поведению.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Деятельность бывает материальной и духовной.
  2. Деятельность человека полностью определяется рефлексами.
  3. Примерами видов деятельности являются игра, труд, творчество.
  4. Деятельность животных, как и деятельность человека, обусловлена потребностью в изменении окружающей среды.
  5. Деятельность помогает человеку реализовать различные потребности, в том числе познавательные и духовные.

Деятельность – это определенная активность, которая порождается разнообразными потребностями и направлена на преобразование окружающего мира. Она бывает материальной (направленной на создание материальных вещей и ценностей) и духовной (направленной на создание научных, художественных ценностей); следовательно, первое высказывание верно. Деятельность людей не определяется рефлексами: она имеет определенные мотивы и цели, поэтому вторая характеристика не подходит. Игра, труд, творчество – яркие примеры видов деятельности; также к ним можно отнести, например, общение и обучение. Третье высказывание верно. Деятельность людей носит созидательный и преобразовательный характер, а вот деятельность животных – нет; они могут только подстраиваться под окружающую среду, поэтому четвертая характеристика неверна. Осталось пятое высказывание, которое является верным: потребности лежат в основе формирования мотива деятельности и они могут быть самыми разными: от физиологических до социальных, познавательных и эстетических.

Свобода — роскошь, которую не каждый может себе позволить. К организациям это относится в не меньшей мере, чем к людям. Почему это так? С какими трудностями сталкиваются компании, избавившие работников от (крепостного) корпоративного права? Как их преодолеть? Стоит ли оно того? Рассказывает Николя Арно.

Революция в отдельно взятой компании

Многие работники полагают, что свобода и корпоративный мир несовместимы. Все знают, что сотрудники обязаны следовать графику, выполнять поставленные задачи и подчиняться руководству.

Но есть и другая причина. На рынок труда вышло поколение Y, а многим молодым сотрудникам чуждо строгое подчинение. Это еще один довод в пользу более гибкого подхода. В итоге сохранение традиционных структур компании становится невыгодно, а руководству никуда не деться от признания, что персонал вообще и передовики бизнеса в частности — ключ к успешности дела.

Парадокс свободы

Освобождение не предполагает какого-либо отбора (иначе называется это по-другому). Поэтому право на инновации получают все работники, независимо от компетенций, личностных качеств, талантов и того, способны ли они найти успешные методы ведения бизнеса.

В компании свобода и анархия разделены столь тонкой гранью, что организация рискует впасть в пучину хаоса. При отсутствии внешних ограничений работники перестают понимать, в чем их ежедневные обязанности, представления о таковых размываются стремительно. Поскольку работники взаимодействуют друг с другом, это ухудшает рабочую атмосферу в целом. И вот уже круг замыкается: страдают сами работники. А когда плохо персоналу, не лучше и компании.

Как разорвать круг

Как это ни удивительно, но действовать приходится силами управленцев среднего звена, то есть тех, кто первым попадает под прицел при либерализации компании. Когда компания избавляется от иерархической структуры, их роль изменяется: они становятся посредниками, резонаторами для идей, приходящих от разных сотрудников. Таким образом, в новой структуре менеджеры уже не принимают решений, затрагивающих персонал, а играют скорее роль представителей своих коллег, ориентируясь на последних в том, что следует сделать или сказать от их имени. Такое преобразование, несомненно, является настоящей культурной революцией.

Административным, управленческим и вспомогательным подразделениям компании (например, HR-подразделению, финансовому отделу) отведена важная роль в этих преобразованиях. Если сотрудники этих служб объяснят коллегам, как теперь работают проектные группы и строится взаимодействие в компании, то это смягчит переход на новый формат работы.

Например, отдел финансов в силах помочь новым рабочим группам с экономическим планированием проектов, повышая их успешность, а отдел персонала — организовать обсуждения, чтобы сотрудники поняли и приняли преобразования, выяснили, как изменятся роль и обязанности каждого. Никуда не деться и от вопросов, связанных с зарплатой и карьерными ожиданиями. И тогда работники осознаю́т, что отныне многие из них имеют больше возможностей, но и зоны их ответственности много шире. А рост ответственности влечет за собой бо́льшую самостоятельность сотрудников.

Свобода как источник проблем

Но даже если вы все сделали, как рекомендовано выше, трудности на этом не заканчиваются. Либерализация вызывает к жизни ряд проблем, с которыми не приходилось сталкиваться в то время, когда структура компании была иерархической. Об этих вот издержках либерализации и стоит рассказать подробнее.

После преобразований требования к компетенциям работников, скорее всего, значительно вырастут. Это обусловлено ростом ответственности — уровнем решений, которые сотрудникам теперь придется принимать самостоятельно. И чтобы они справились, придется приобрести новые знания — приблизиться к компетентности своих нынешних менеджеров.

Но зачем это работникам? Что мотивирует их получать новые знания и применять их?

Даже если команды заработают производительнее и слаженнее, благодаря новоприобретенным навыкам (таким как умение принимать решения и вести переговоры), это еще не означает, что персонал полностью удовлетворен. Как только сотрудники получают свободу и ответственность, часто всплывает тема повышения зарплаты и признания. В самом факте нет ничего удивительного. Но лишь редкие работодатели учитывают это. Лелея планы об освобождении персонала, многие из них полагают, что и самой по себе свободы достаточно, однако это не так.

Как правило, компании предпочитают выжидательную позицию — повышают зарплаты по мере роста результатов. С одной стороны, руководство можно понять: если прибыль не растет, повышать зарплаты — экономическое безумие. Однако есть и противовес. Такой подход способен испортить настроения в коллективе. В первую очередь речь о сотрудниках, которые верили в преобразования и участвовали в их проведении. Какой бы ни была мотивация, но если старания работника не принесут ему личной выгоды, он, скорее всего, будет разочарован.

Повышенная гибкость и свобода работников чревата и другими, неочевидными издержками. Парадокс в том, что такие издержки — прямой результат либерализации фирмы. Таким образом, процесс, который должен повысить конкурентоспособность компании, может приводить к обратному. Почему это происходит? Раньше персонал выполнял распоряжения руководства, тратя на это бо́льшую часть времени. Теперь же изрядную его долю занимают мнения коллег, обсуждения и дискуссии. Эти обсуждения затрагивают обычно не только рабочие задачи, но касаются всего, что происходит в компании, в том числе — процесса либерализации. В результате снижается эффективность рабочего процесса.

Затронута и атмосфера в компании. Причина кроется в изменении служебных обязанностей и межличностных отношений сотрудников. Очевидно, что либерализация компании — шаг к конструктивному сотрудничеству коллег. Однако человеческий фактор (особенно если персонал получил волю) придает любому процессу долю непредсказуемости. И результат тогда нередко обратен желаемому. Принимая ответственные решения, служащий может предстать перед коллегами в новом свете. Стоит ли удивляться, если коллеги, с которыми у вас были более или менее приятельские отношения, теперь более сдержанны или даже настороженны в общении.

Так нужна ли свобода?

Нет, идея этой статьи вовсе не в том, чтобы убедить руководство отказаться от либерализации компании. Наша задача — предупредить о рисках, чтобы топ-менеджеры не питали иллюзий, а как следует подготовились к столь серьезным преобразованиям.

Особенно важную роль здесь играет планирование обучения персонала. Обучение должны пройти не только рядовые служащие, но и руководящий состав компании. Руководству не помешает улучшить навыки работы с людьми, а заодно — усвоить, с какими издержками либерализации предприятия придется столкнуться. Это позволит скорректировать радужную картинку и быть во всеоружии. Проще говоря, для либерализации компании требуется умелое руководство.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: