Проблема права на труд как принципа правового регулирования

Обновлено: 16.05.2024

Цель освоения дисциплины

Планируемые результаты обучения

Анализирует общие подходы к сформулированной проблеме, делает выводы на основании монографических источников, законодательства и существующей практики применения трудового законодательства

Оценивает эффективность нормативного положения, формулирует новое нормативное положение или предлагает корректировку действующего

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Проблемы правового регулирования труда. Виды занятости. Проблемы регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)

1. Договоры, оформляющие применения труда работников (трудовой договор, гражданско-правовой договор). Договор предоставления персонала как фактически существующая форма применения труда. Типичные ошибки. 2. Сложные вопросы при заключении договоров в процессе работы. 3. Трудовые споры, связанные с заключением трудовых, гражданско-правовых договоров и договоров заемного труда 4. Проблемы правового регулирования труда. Виды занятости. Проблемы регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).

1. Организация контроля за соблюдением трудового законодательства в процессе работы с внутренними документами как элемент готовности к проверкам государственной инспекцией труда и иных органов. 2. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в организации или у работодателя – индивидуального предпринимателя. 3. Локальные нормативные акты и другие документы, которые должны быть у работодателя (могут быть востребованы при проверках): • Правила внутреннего трудового распорядка; • Штатное расписание; • Договоры о полной материальной ответственности; • Личные карточки; • Приказы по личному составу и др. 4. Положения о защите персональных данных работника. 5. Должностная инструкция и условия ее изменения. 6. Правильность оформления кадровых документов и типичные ошибки при их заполнении. Значение правильного оформления кадровых документов в случае увольнения работника.

Тема 3. Актуальные проблемы заключения трудового договора. Сложные вопросы заключения трудового договора с руководителем организации.

Требования законодательства и судебной практики к соблюдению формы трудового договора и установленного порядка приема на работу. Процедуры, предшествующие подписанию трудового договора с работником: виды и основания установления работодателем. Основания заключения срочного трудового договора: критерии правомерности. Признание срочного трудового договора трудовым договором, заключенным на неопределенный срок. Гарантии при заключении трудового договора. Отказ в заключении трудового договора: обоснованный и необоснованный. Анализ трудовых споров, возникающих при заключении трудового договора

Правовые формы изменения трудового договора: виды и основания применения. Переводы на другую работу: критерии законности, основания признания незаконным. Разграничение перевода и перемещения. Правовые последствия признания перевода на другую работу незаконным. Трудовые споры при изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Введение и отмена режима неполного рабочего времени

Установление специальных режимов рабочего времени (ненормированный рабочий день, сменная работа). Соблюдение закона при установлении суммированного учета рабочего времени. Обязательность предоставления работнику ежегодного основного отпуска: основания, срок, продолжительность, порядок. Выплата компенсации за неиспользованный отпуск. Отзыв работника из отпуска. Разделение отпуска на части.

Сроки и варианты предупреждения работодателя об увольнении по собственному желанию. Правовые последствия несоблюдения работником процедуры увольнения. Увольнения работника по инициативе работодателя. Увольнение работника за виновное поведение (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, за прогул, за появление на работе в состоянии опьянения и др.). Основания и порядок расторжения трудового договора с работником при отсутствии его вины (сокращение численности или штата работников, ликвидация организации и т.д.). Трудовые споры, возникающие при увольнении работника по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и иным основания.

Положения законодательства и требования судебной практики к основаниям и порядку привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Анализ трудовых споров, связанных с дисциплинарной ответственностью работника. Анализ трудовых споров, связанных с материальной ответственностью работника: виды, основания, порядок материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю. Полная и ограниченная материальная ответственность работника. Добровольное возмещение работником ущерба.

Обзор изменений подходов Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации к решению отдельных вопросов регулирования трудовых отношений. • По вопросам оплаты труда (минимальный размер оплаты труда). • По вопросам оплаты периода приостановления работником работы. • По вопросам увольнения работников.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Комментарий к ст. 2 ТК РФ

1. Комментируемая статья базируется на нормах международного права, Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основные направления политики государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.

Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Трудовой кодекс содержит специальные статьи о запрещении дискриминации и принудительного труда, где даются понятия этих явлений, а также предусматриваются условия, при которых привлечение к труду или отказ от него нельзя квалифицировать как дискриминацию в сфере труда или как принудительный труд (см. коммент. к ст. ст. 3 и 4).

2. В число основных принципов трудового права Кодекс включает право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Федеральным законом от 25.12.2008 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Этим же Законом установлено, что при введении неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

3. Статья 2 впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющих: безопасный труд; отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.

Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, - конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ), лежащее в основе как отдельных правовых норм (правовые нормы, относящиеся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и институтов трудового права (правовой институт охраны труда). Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность имеет всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (см. коммент. к статьям гл. 57 "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и гл. 58 "Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами").

Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В этой формулировке принципиальную роль играет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах разд. IV "Рабочее время" и разд. V "Время отдыха" (см. коммент. к этим разделам).

4. Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Слова "справедливая оплата труда" имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом РФ, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики (сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы), возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Помимо этого, Кодекс предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.

5. Комментируемая статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов. Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основные задачи которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществлять защиту трудовых прав работников. В свою очередь, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Эти объединения являются некоммерческими организациями, объединяющими на добровольной основе работодателей. Право работников и работодателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.

6. К основным принципам трудового права ст. 2 относит также право работников на участие в управлении организацией. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.

Принцип участия работников в управлении организацией реализуется в конкретных статьях ТК, посвященных социальному партнерству (ст. ст. 27 - 31), принятию решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371), порядку расторжения трудового договора по предусмотренным Кодексом основаниям, требующим учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373), и др.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" было принято решение о создании производственных советов. Они образуются по инициативе работодателей и представляют собой совещательный орган, призванный аккумулировать предложения работников по обеспечению роста производительности труда, повышению квалификации работников и иных вопросов, относящихся к производственной деятельности.

Было бы целесообразно уточнить функции производственных советов и порядок их организации, с тем чтобы они играли более значительную роль в решении производственных вопросов и улучшении условий труда работников.

7. Трудовой кодекс содержит значительное число диспозитивных норм, что отражает тенденцию к расширению договорного регулирования. Более того, для формируемых рыночных отношений преобладающим является договорное регулирование труда с целью согласовать интересы работников и работодателей.

Учитывая изменения в правовом регулировании трудовых отношений, перенесение основного его объема на организации, Кодекс рассматривает право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений как один из основных принципов трудового права.

8. Особое место занимает принцип соблюдения и защиты трудовых прав работников. Он включает в себя все формы защиты работников: установление ответственности работодателя за нарушения законов и иных нормативных правовых актов (ст. 419 ТК); создание специализированных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (ст. ст. 353 - 369 ТК); возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ст. ст. 184, 237 ТК); судебную защиту прав работников.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381 - 397 ТК); коллективные трудовые споры - с применением примирительных процедур и при недостижении соглашения объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398 - 418 ТК).

9. Комментируемая статья содержит изложение взаимных обязанностей сторон трудового отношения. Обязанности работников составляют содержание правового института "Дисциплина труда". Цель такого института - обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей, которые были ими добровольно приняты в результате заключения трудового договора. Обязанности работодателей не выделены в отдельный правовой институт, однако правовые нормы, возлагающие на работодателей соответствующие обязанности, имеются практически во всех статьях Кодекса, касаются ли они трудового договора или рабочего времени и времени отдыха, заработной платы или других отношений, составляющих предмет трудового права. Эти статьи содержат правомочия работников, реализация которых требует исполнения соответствующих обязанностей работодателями. Помимо обязанностей, вытекающих из договора (коллективный договор, трудовой договор), на работодателей возлагаются обязанности, вытекающие из их взаимоотношений в сфере труда с государственными органами и органами местного самоуправления: выполнять предписания государственных инспекторов труда об устранении нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде; привлекать виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранять их от должности в установленном порядке (ст. 357 ТК); освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время выполнения им государственных или общественных обязанностей и функций в случаях, если в соответствии с законом эти обязанности и функции должны выполняться в рабочее время (ст. 170 ТК).

В законодательстве, определяющем правовой статус организации, порядок ее деятельности, содержатся и иные обязанности работодателя в сфере труда.

10. К основным принципам трудового права комментируемая статья относит также обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Любые неправомерные действия или бездействие работодателя, причинившие работнику моральный вред, подлежат возмещению (см. коммент. к ст. 237).

Защита достоинства работника обеспечивается и путем возмещения материального ущерба. Такой ущерб возмещается, в частности, при неправильной формулировке в трудовой книжке причины увольнения, оскорбляющей достоинство работника.

11. Завершается комментируемая статья изложением принципа обеспечения права на обязательное социальное страхование. Этот принцип реализуется в различных нормативных правовых актах, гарантирующих работнику, а в соответствующих случаях и членам его семьи обеспечение за счет средств государственного социального страхования: пособиями по временной нетрудоспособности; пособиями по беременности и родам; пособиями при рождении ребенка; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников - также обеспечение пенсиями за выслугу лет.

Система обязательного социального страхования включает в себя и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время оно осуществляется в соответствии с Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, который, предусматривая обязанность работодателей производить страховые отчисления, возлагает ответственность за выплату компенсаций пострадавшим на производстве (их иждивенцам) на государство в лице Фонда социального страхования РФ.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Ст. 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Принципы трудового права - это закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений в сфере наемного труда. Принципы трудового права отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда, соответствующую социально-экономическим условиям жизни общества.

Таким образом, значение принципов права заключается в том, что они:

1) позволяют глубже уяснить смысл (сущность) законодательства и связи его с экономикой и политикой;

2) определяют общую направленность и основные тенденции развития правовых систем и их частей;

3) помогают в практическом решении вопросов, еще не урегулированных нормами права, а также в правильном применении правовых норм.

О проблеме принципов трудового права

В юридической науке принято различать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права. Внутри отрасли можно также выделить принципы ее отдельных институтов. Естественно, что общеправовые принципы (законность, демократизм, единство прав и обязанностей, равноправие граждан, гарантированность их прав и др.) реализуются в нормах трудового права, как и в других отраслях права. Межотраслевые принципы правового регулирования труда закреплены в Конституции РФ в форме основных (статутных) прав гражданина и их гарантий. К ним относятся:

свобода труда и запрещение принудительного труда (ст. 37);

право на защиту от безработицы (ст. 37);

право на охрану здоровья (ст. 41);

право на отдых (ст. 37);

право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ст. 37);

право на образование (ст. 43);

право на объединение и свобода деятельности общественных объединений (ст. 30);

право на защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

Эти основные принципы правового регулирования организации труда конкретизируются в виде отраслевых принципов трудового права.




В науке трудового права в определении системы отраслевых принципов до их легального закрепления в Трудовом кодексе выделялось в основном два способа. В рамках одного из них принципы формулировались на основе анализа правовых норм и не были непосредственно связаны с правами и обязанностями. Так, О.В.Смирнов сформулировал следующие принципы трудового права: свобода труда и свобода трудового договора; единство и дифференциация условий труда, а также активное участие трудящихся и профсоюзов в установлении условий труда; определённость трудовой функции; устойчивость трудовых отношений; обеспечение нормальной дисциплины труда; вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом федерального минимума; обеспечения труда и здоровья работников; гарантированность трудовых прав работников[5] Другой способ заключался в том, что под принципами понимались основные права и обязанности работников.[6] Иногда имело место сочетание этих способов,[7]что и было воспринято в Трудовом кодексе. Трактовка большинства принципов отрасли трудового права в ст.2 ТК в виде прав и обязанностей и их обеспечения размывает границы между принципами и правами и обязанностями. Эти права и обязанности относятся в основном только к работникам и работодателям, а принципы отрасли трудового права должны отражать сущность всех её норм, а не только относящихся к работникам и работодателям. И в качестве таковых основополагающих начал не могут быть многие из девятнадцати принципов, указанных в ст.2 ТК, как, например, обязанность возмещения вреда, причинённого работнику, или обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия и др. В целом, принципы в ст.2 ТК представляют собой несколько хаотичный набор прав и обязанностей работников и работодателей и иных положений, произвольно определённых в данной статье ТК, и во всём своём массиве ни по форме, ни по содержанию не отвечающих требованиям принципов отрасли права как единой системы основных положений, характеризующих сущность её норм. Поэтому проблема совершенствования системы принципов трудового права остаётся весьма актуальной. Значительный вклад в её решение внесли М.В. Лушникова и А.М. Лушников, которые обстоятельно проанализировали все значимые концепции принципов трудового права, в том числе и в историческом аспекте, вскрыли их недостатки и предложили свою систему этих принципов, в окончательном варианте состоящую всего из четырёх принципов.[8] Поэтому нет необходимости в рамках данной работы рассматривать различные иные концепции формирования системы принципов трудового права и можно сосредоточиться только на анализе данной концепции, поскольку в ней нет ряда недостатков, свойственных другим концепциям принципов трудового права. В частности, достигнуто единство системы принципов, выдержан её отраслевой уровень, в ней нет ни общеправовых принципов, ни принципов отдельных институтов трудового права. Нет также и трактовки принципов в виде прав и обязанностей. Эта система состоит из четырёх следующих принципов.

1. Принцип свободы договоров о труде и запрета принудительного труда.

2. Принцип равенства (единства) и дифференциации трудовых прав и обязанностей, а равно запрет дискриминации в трудовых отношениях. 3.Принцип единства государственно-властных, социально-партнёрских и индивидуально-договорных способов регулирования трудовых отношений, а равно запрет устанавливать условия труда, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями и злоупотреблять трудовыми правами.

4. Принцип гарантированности индивидуальных и коллективных трудовых прав и интересов и толкование неразрешимых противоречий и сомнений в нормативных актах о труде, договорах о труде в пользу работника.[9]

Прежде чем анализировать каждый из этих признаков, представляется необходимым остановиться на методологии формирования принципов отрасли права в законодательном акте. Сложившаяся в последние годы традиция определять отраслевые принципы права в кодексах требует большого внимания и особой тщательности к их формулировкам в контексте не только точного научного определения содержания каждого принципа, но и его изложения в тексте закона в форме максимально доступной пониманию любого правоприменителя, а что касается Трудового кодекса, то и любого грамотного человека, без дополнительных разъяснений и толкования. Здесь необходимо результаты научных исследований, которые, естественно, не обходятся без использования специальных научных понятий и формулировок, переложить на язык, сопрягающийся по стилю изложения, его доступности с текстом остальной части законодательного акта. В этом смысле удачно, речь идёт в данном случае не об оценке содержании по существу .а о краткости и доступности изложения, сформулированы принципы гражданского права в ст.1 Гражданского кодекса и принципы уголовной ответственности в ст.ст.3-7 Уголовного кодекса. В первом случае всего в трёх кратких частях ст.1 ГК общим объёмом в восемнадцать строк просто и понятно даже не для юриста изложены основные начала гражданского законодательства. Во втором случае в каждой из указанных статей УК раскрывается содержание каждого принципа. И в первом, и во втором случаях каких либо разъяснений по содержанию принципов не требуется. А некоторые из формулировок принципов или их частей, предложенные М.В. Лушниковой и А.М. Лушниковым, как бы изначально рассчитаны на специалистов в области трудового права и без определённой корректировки их формы, а иногда и содержания, не вписываются органично в содержательную и стилистическую ткань Трудового кодекса. Целесообразно с этих позиций проанализировать каждый из названных принципов.

Касаясь первого принципа- принципа свободы договоров о труде и запрета принудительного труда, следует учитывать, что лежащий в его основе принцип свободы труда, закреплённый в ст.37 Конституции РФ, означает способность каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию, а также запрет принудительного труда. В трудоправовом смысле это означает возможность самостоятельно заключать трудовой договор и иные договоры о труде. Но свобода, самостоятельность сторон в этих договорах ограничены пределами, установленными законодательством. Иначе и быть не может, поскольку социальная ценность трудового права проявляется в ограничении свободы договоров о труде, в ограничениях, без которых эти свободные договоры неминуемо приобретут во многих случаях кабальный характер. Эти ограничения в виде запрета принудительного труда, запрета ухудшать в договорах о труде условия по сравнению с предусмотренными законодательством, и других норм гарантийного характера устанавливают границы правового поля, в котором остаётся простор для проявления свободной воли сторон договоров о труде. Поэтому принцип свободы договоров о труде должен обязательно дополняться указанием на ограниченность этой свободы, чтобы не создавать у работодателей иллюзий свободно, то есть, по своему усмотрению определять условия договоров о труде. В этой связи вызывает сомнение категоричность толкования, по крайней мере применительно к трудовому праву, принципа свободы труда каждого человека как основной идеи правового регулирования труда в современных условиях.[10] Свобода труда- это действительно важный принцип, но наёмный труд всегда нуждается в государственном регулировании во всём спектре трудовых и связанных с ними отношений. И это регулирование никак не может основываться только на идее свободы труда, которая сама по себе буквально означает, в первую очередь, свободу от труда и запрет принудительного труда, а потом уже свободу выбора профессии, специальности. И эта свобода в реальной действительности ограничивается превышением предложения рабочей силы над её спросом и в таких условиях нередко приобретает значение юридической фикции. И применительно к сфере наёмного труда данный принцип, трансформированный в принцип свободы договоров о труде, только наряду с другими основными положениями естественным образом включается в систему принципов трудового права. С учётом изложенного, этот принцип целесообразно сформулировать так:

свобода договоров о труде с соблюдением требований, установленных законом, запрет принудительного труда и установления в договорном порядке условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

Ещё более сложна для понимания первая часть третьего из рассматриваемых принципов,- принципа единства государственно-властных, социально-партнёрских и индивидуально-договорных способов регулирования трудовых отношений, а равно запрет, устанавливать условия труда, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями и злоупотреблять трудовыми правами.

Речь идёт о единстве государственно-властных, социально-партнёрских и индивидуально-договорных способов регулирования трудовых отношений. Очевидно, что это сложная научная категория, относящаяся к методу правового регулирования и нуждающаяся в дополнительном обосновании сущности этого единства, а без этого недостаточно понятная для основной массы правоприменителей, что снижает её полезность в предложенной редакции в качестве принципа в тексте ст.2 ТК. Но в структуру данного принципа включены социально-партнёрские отношения. И здесь совершенно обоснованно отмечается, что социальное партнёрство не должно сводиться только к определённой системе мероприятий по согласованию интересов представителей работников, работодателей и государства, что наблюдается в ТК РФ и региональных законах о социальном партнёрстве. Проявление социального партнёрства не должно сводиться к коллективным договорам и соглашениям. Социальное партнёрство-это принцип взаимодействия названных участников, который должен соблюдаться во всей сфере трудовых и производных отношений. [11] Это универсальный принцип взаимоотношений работников и работодателей, и он должен отдельно закрепляться в системе принципов трудового права вместе с краткой характеристикой его сущности. В ст. 2 ТК он закреплён в качестве самостоятельного принципа, где его содержание ограничено правом работников, работодателей и их объединений участвовать в регулировании трудовых и связанных с ними отношений. Это только одна из форм проявления социального партнёрства, сущность которого состоит в постоянном учёте взаимных интересов указанных субъектов. Поэтому целесообразно сформулировать этот принцип следующим образом: социальное партнёрство, то есть учёт и согласование интересов работников и работодателей в регулировании трудовых и связанных с ними отношений.

Что касается четвёртого из рассматриваемых принципов- принципа гарантированности индивидуальных и коллективных трудовых прав и интересов и толкования неразрешимых противоречий и сомнений в нормативных актах о труде, договорах о труде в пользу работника, то здесь фактически можно выделить два принципа. Первый из них, принцип гарантированности трудовых прав, закреплён в ст.2 ТК и его обязательность сомнений не вызывает. Вторая часть указанного принципа не представляется бесспорной. Во-первых, толкование само по себе как правовое явление находится за пределами отрасли права, не базируется в такой степени как принципы на её нормах и представляет собой субъективную оценку смысла нормы и поэтому не может быть правовым принципом или его частью. Во-вторых, чтобы не нарушать принципа равенства сторон в трудовых отношениях, нельзя произвольно толковать содержание нормы в пользу одной из них.

В теории трудового права речь шла обычно о гарантиях трудовых прав работника. Социальное назначение трудового права состоит в основном в защите его интересов. Поэтому указание на работодателя в ст.2 ТК в данном принципе не является обязательным. Целесообразно этот принцип сформулировать так: гарантированность трудовых прав работников. Представляется совершенно необходимым наличие в системе принципов трудового права ещё одного, закреплённого в ст. 37 Конституции РФ, принципа: обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Все эти пять принципов целесообразно расположить в определённой последовательности, и их система будет выглядеть следующим образом:

свобода договоров о труде с соблюдением требований, установленных законом, запрет принудительного труда и установления в договорном порядке условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством;

обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников;

равенство трудовых прав и обязанностей работников с обычными условиями труда и предоставление льгот и преимуществ женщинам, несовершеннолетним, инвалидам и другим категориям работников с тяжёлыми, вредными и опасными условиями труда, а также запрет не основанных на законе ограничений в трудовых отношениях;

социальное партнёрство, то есть учёт и согласование интересов работников и работодателей в регулировании трудовых и связанных с ними отношений;

гарантированность трудовых прав работников.

На наш взгляд, предлагаемые принципы носят строго отраслевой характер, относятся ко всей отрасли трудового права, то есть являются действительно основными её положениями, и сформулированные в данной последовательности, представляют собой единую, достаточно доступную для восприятия без дополнительных пояснений, систему принципов трудового права, которую было бы целесообразно закрепить в ТК.

Читайте также: