Сведения о ведении трудовых книжек сроки штраф

Обновлено: 23.05.2024

Новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек (Приложение 2 к Приказу Минтруда РФ от 19.05.2021 № 320н) (далее – Порядок) вступает в силу с 01.09.2021. Также скорректирована форма трудовой книжки (Приложение 1 к Приказу № 320н). Представляем вашему вниманию обзор наиболее значимых изменений.

Представляем вашему вниманию обзор наиболее значимых изменений.

Приказ № 320н, утвердивший Порядок, отменяет с 01.09.2021 следующие документы:

Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 № 50;

Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утвержденную Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69;

Приказ Минтруда РФ от 31.10.2016 № 588н, внесший изменения в Инструкцию по заполнению трудовых книжек.

Форма трудовой книжки

В новой форме трудовой книжки меньше разворотов, где отражаются сведения о награждении, но больше разворотов, куда вносятся сведения о работе. Как изменилась структура трудовой книжки (вкладыша) – покажем в таблице.

Содержание

Было (развороты)

Стало (развороты)

Сведения о награждении (трудовая книжка)

Сведения о работе (вкладыш)

Сведения о награждении (вкладыш)

Порядок ведения трудовой книжки

Кадровикам следует учесть следующие изменения в данном разделе.

Согласно п. 3 Порядка записи в трудовой книжке с сентября 2021 года могут быть полностью или частично произведены с использованием технического средства – то есть штампа (печати).

А вот запись о незаконченном образовании соответствующего уровня вноситься не будет – информации об этом в Порядке нет.

Все записи о поступлении на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, награждениях работодатель должен вносить в трудовую книжку не позднее 5 рабочих дней с момента события, а об увольнении – в день увольнения. Записи производятся на основании изданного до того приказа (о приеме, переводе, награждении и пр.) или документа о получении квалификации и должны точно соответствовать тексту этого приказа, документа (п. 9 Порядка).

К сведению: информацию о взысканиях в трудовую книжку вносить нельзя, это противоречит ч. 4 ст. 66 ТК РФ.

Если нужно внести запись о работе по совместительству и работник при этом не осуществляет трудовую деятельность, для внесения такой записи он может обратиться к работодателю, у которого он трудился по совместительству.

Записи о приеме на работу по совместительству, о переводе и об увольнении работодатель может вносить в трудовую книжку как в хронологическом порядке, так и блоками (одновременно о приеме и увольнении) после увольнения из каждой организации на основании документа, содержащего сведения о приеме на работу и о расторжении данного трудового договора.

Если работник трудился по совместительству на другом месте до того, как устроился на постоянную работу, то последний работодатель может внести запись об этом в трудовую книжку данного работника.

Обращаем ваше внимание на п. 14 Порядка, регламентирующий ведение так называемых служебных трудовых книжек. Так, записи о профессиональной служебной деятельности в виде государственной гражданской и муниципальной службы вносятся в трудовую книжку по месту прохождения службы с учетом положений соответствующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок прохождения службы.

Сведения о трудовой деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, вносятся при увольнении со службы, если ведение (выдача) трудовых книжек предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Порядок также разъясняет ситуацию, когда организация была переименована, а запись об этом в трудовой книжке оказалась с ошибкой.

Итак, если запись об увольнении или переводе на другую работу признана недействительной, работнику по его письменному заявлению выдается дубликат трудовой книжки по месту работы, где была совершена ошибка. В этот дубликат переносятся все записи, за исключением неверной, а неточность заменяется правильной формулировкой.

Если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление делает ее правопреемник, а если организация ликвидирована – то ситуацию исправляет работодатель по новому месту работы или по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку, на основании соответствующего документа (п. 30 Порядка).

Порядок выдачи трудовой книжки

При увольнении работника записи, внесенные в его трудовую книжку, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (отдела кадров) при ее наличии (п. 36 Порядка). А вот условие об обязательном заверении внесенных сведений подписью работника отсутствует. Но помните, что согласно п. 41 Правил при получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Порядок хранения трудовых книжек

Порядок не содержит правила, согласно которому для учета трудовых книжек используются приходно-расходная книга по учету трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. То есть учет трудовых книжек, бланков трудовой книжки и вкладыша в нее работодатель вести должен (п. 39 Порядка). Но он не обязан использовать приходно-расходную книгу и книгу учета движения книжек, вкладышей. Согласно п. 40 Порядка работодатель самостоятельно разрабатывает книги (журналы) по указанному учету.

Требования к таким разрабатываемым книгам (журналам) указаны в п. 40 Порядка. При учете движения фиксируются сведения о трудовых книжках, принятых от поступивших на работу, а также о трудовых книжках и вкладышах в них, выдаваемых работникам вновь, с указанием их серии и номера. В книгу (журнал) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее вносятся сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков и вкладышей, с указанием серии и номера каждого бланка. Указанные документы учета должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, печатью организации (при наличии). Отметим, что сургучная печать или пломбиратор уже не требуются.

При этом использование учетных книг (журналов) допустимо – работодатели, не жалеющие тратить время на разработку новых бланков, могут вносить записи в имеющиеся привычные учетные документы.

В 2021 году в РФ в полном объеме заработала система электронных трудовых книжек. Рассмотрим, что это такое и как переход на новый формат повлияет на права и обязанности работников и работодателей.

Раньше были только бумажные трудовые книжки. Работники при трудоустройстве отдавали их работодателю, а те хранили их у себя и вносили в них записи о приеме, увольнении, переводе и т. п. Если нужны были сведения из книжки, работник запрашивал у работодателя копию. А при увольнении работодатель отдавал трудовую в течение определенного срока. Никакой специальной отчетности в ПФР по кадровым операциям не было.

Как стало теперь: с 1 января 2020 года вступила в силу статья 66.1 ТК РФ, и начался переход на электронные трудовые книжки. Все сведения о трудоустройстве хранятся в Пенсионном фонде (ПФР). Работодатель отправляет туда отчет в виде электронного отчета по кадровым операциям по каждому работнику. Сотрудник тоже получает электронные выписки: при увольнении и по запросу.

То есть все сведения о приеме, увольнении и других операциях, которые раньше были в бумажном виде, теперь будут храниться в электронном.

Но бумажные трудовые книжки никуда не исчезли. Работники по своему желанию могут использовать их как в 2021 году, так и позднее.

С начала 2020 года работодатели обязаны сдавать в ПФР отчеты по форме СЗВ-ТД (постановление ПФР от 25.12.2019 № 730п). На их основе Пенсионный фонд ведет свою базу сведений о трудовой деятельности.

Если у работодателя до 25 сотрудников, он может сдать СЗВ-ТД в бумажном виде. Если больше, то отчет обязательно надо сдавать в электронном формате.

Форма СЗВ-ТД содержит:

  • сведения об организации: наименование, ИНН, КПП, регистрационный номер в ПФР;
  • персональные данные работника: ФИО, СНИЛС;
  • информацию о кадровом мероприятии: дату, вид мероприятия, должность, номер приказа, статью ТК РФ.

Кадровое мероприятие — это прием на работу, перевод, увольнение или подача работником одного из видов заявлений, которые указаны ниже в п. 2.

Срок сдачи СЗВ-ТД зависит от вида кадрового мероприятия (п. 2.5 ст. 11 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Форму нужно сдать не позднее следующего рабочего дня:

  • когда принимаете сотрудника на работу;
  • когда увольняете сотрудника.

Форму нужно сдать до 15-го числа следующего месяца:

  • когда переводите сотрудника на другую постоянную работу;
  • когда работник подает заявление о том, чтобы работодатель продолжал вести бумажную трудовую книжку;
  • когда работник запрашивает сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р (подробнее об этом расскажем ниже).

Кроме того, до 15 февраля 2021 года работодатели должны были сдать особый отчет СЗВ-ТД. Он касается сотрудников, принятых на работу в 2019 году или ранее, у которых в течение 2020 года и января 2021 года не было никаких кадровых мероприятий.

Получается, что по таким сотрудникам не было оснований для сдачи СЗВ-ТД в 2020 и январе 2021 года и сведения о них вообще не попали в электронную базу ПФР. Чтобы закрыть пробелы в базе Пенсионного фонда, работодатели должны были до 15 февраля 2021 года сдать отчет СЗВ-ТД со сведениями об этих сотрудниках по состоянию на 1 января 2020.

За нарушение сроков предоставления формы СЗВ-ТД или сдачу недостоверных сведений для ответственных должностных лиц предусмотрено предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Если вы уже пропустили срок, все равно сдайте отчет как можно скорее.

Если работник выберет для себя электронную трудовую книжку, то с этого момента все сведения о его трудовой деятельности будут формироваться в базе ПФР. Но сотрудник также может получить подтверждение своего стажа и профессионального опыта в бумажном виде.

Согласно ст. 66.1 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять сотрудникам сведения об их трудовой деятельности по форме СТД-Р, утвержденной приказом Минтруда от 20.01.2020 № 23н, в следующем порядке:

  • при увольнении — в день увольнения;
  • по запросу сотрудника — в течение трех рабочих дней после запроса.

Форма СТД-Р содержит практически те же данные, что и СЗВ-ТД: сведения о предприятии, работнике и кадровом мероприятии. Отличается только период, за который собраны данные.

СЗВ-ТД нужно сдавать или сразу после кадрового мероприятия, если это прием или увольнение, или по итогам месяца в иных случаях. Поэтому в СЗВ-ТД будет или одно последнее кадровое мероприятие, или информация за истекший месяц. А в форму СТД-Р нужно включить информацию обо всех кадровых мероприятиях, связанных с работой у данного работодателя.

Работодатели обязаны выдавать форму СТД-Р только тем сотрудникам, которые перешли на электронные трудовые книжки. Те, кто пока не перешел на новый формат, будут, как и раньше, подтверждать свой стаж и опыт записями в бумажной трудовой книжке.

Какие права имеют сотрудники, которые перешли на электронную трудовую книжку или сохранили бумажный формат

В 2020 году работники могли сделать выбор: перейти на электронные трудовые книжки или оставить себе бумажные. Если работник не подал работодателю никаких заявлений до конца 2020 года, то по умолчанию считается, что он решил оставить себе бумажную книжку (п. 2 ст. 2 закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Если работник сохранил бумажную трудовую книжку, он может в любой момент перейти на электронную как в 2021 году, так и позднее. Для этого нужно подать заявление своему нынешнему работодателю (п. 5 ст. 2 закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Сотрудники, у которых есть стаж в 2020 году и ранее, но которые по состоянию на 31 декабря 2020 были без работы, могут выбрать любой формат трудовой книжки. Это право сохраняется за ними бессрочно. То есть, когда они выйдут на работу в 2021 году или позднее, они смогут продолжать пользоваться бумажной трудовой без ограничения срока и в любой момент перейти на электронную. Но после этого вернуться к бумажной будет нельзя.

Если работник решит перейти на электронную трудовую книжку, то работодатель должен выдать ему бумажную в течение трех рабочих дней после заявления (письмо Минтруда РФ от 13.03.2020 № 14-2/В-260).

Сотрудники, которые впервые выйдут на рынок труда в 2021 году или позднее, выбирать уже не смогут. С 1 января 2021 новые бумажные трудовые книжки не заводят, поэтому для таких сотрудников останется только электронный формат (п. 8 ст. 2 закона 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Работник, который перешел на электронную трудовую книжку, может в любой момент запросить у работодателя сведения о своей трудовой деятельности по форме СТД-Р. Также работодатель по умолчанию обязан выдать СТД-Р в день увольнения.

Еще работник может получить сведения о своей трудовой деятельности в Пенсионном фонде. Там ему выдадут выписку по форме СТД-ПФР. Она утверждена приказом Минтруда № 23н и содержит ту же информацию о трудовой деятельности, что и форма СТД-Р.

В отчете СТД-Р будут только сведения о трудовой деятельности у одного работодателя, а в форму СТД-ПФР войдет вся информация, которая есть по этому работнику в базе Пенсионного фонда.

Форму СТД-ПФР работник может получить в отделении ПФР, в личном кабинете на сайте фонда или через портал Госуслуги.

Если сотрудник перешел на электронную трудовую книжку и устраивается на работу в 2021 году или позднее, он должен предъявить работодателю (ст. 65 ТК РФ):

  • бумажную трудовую книжку, чтобы подтвердить профессиональный опыт и стаж до перехода на электронный формат;
  • выписку СТД-Р или СТД-ПФР, которые содержат информацию о его трудовой деятельности после перехода на электронную трудовую книжку.

Сотрудник, который сохранил бумажную трудовую книжку, как и прежде предъявляет для подтверждения трудового опыта только ее. Никаких дополнительных справок в этом случае не требуется.

Как работник должен подтверждать сведения о трудовой деятельности в зависимости от формата его трудовой книжки

С 2020 года начался переход к электронным трудовым книжкам. При переходе к ЭТК могут возникать сложности как у работников, так и у работодателей. В этой статье мы собрали ответы ведомств на самые распространённые вопросы.


С какой даты вводятся электронные трудовые книжки на территории Российской Федерации?

Какие сведения вносятся в электронную трудовую книжку?

При этом информация, содержащаяся в сведениях, в основном повторяет информацию, содержащуюся в трудовой книжке.

В трудовую книжку в бумажной форме сведения о награждении вносятся, а в ЭТК — нет. Почему?

Что должен сделать работодатель в связи с введением электронной трудовой книжки?

  • принять или изменить локальные нормативные акты с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
  • подготовить и обсудить с уполномоченными представителями работников изменения в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ;
  • обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР;
  • до 31 октября 2020 года включительно уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.

Нужно ли рассылать уведомление о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде внешним совместителям, если трудовые книжки на них ведут на основной работе? Необходимо ли от них получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек, если книжки ведутся в основной организации?

Уведомления о переходе на электронные трудовые книжки с подписью работника об ознакомлении нужно хранить в личных делах? Подшивать ли их к делу при увольнении сотрудника? Хранить ли их в отдельных папках?

Разъясните порядок действий работодателя с заявлениями о выборе способа ведения трудовой книжки. После выдачи трудовой книжки на руки работнику заявление о выборе ЭТК вкладывается в трудовую книжку или хранится у работодателя, которому подано заявление? Какой срок и порядок хранения такого заявления? Где хранится заявление о выборе бумажной трудовой книжки? Если оно остается у прежнего работодателя, то как новый работодатель узнает о том, что работник уже сделал выбор о продолжении ведения бумажной трудовой книжки и дату этого заявления, ведь в данном случае СТД-Р работник не предоставляет?

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения утверждён Приказом Росархива от 20.12.2019 № 23. В настоящее время заявления о выборе способа ведения трудовой книжки в этот перечень не внесены. Вероятно, работодателю следует определить срок хранения указанных заявлений самостоятельно — не менее 5 лет.

Что делать, если работник в отпуске или на больничном и поэтому не успевает обратиться к работодателю с заявлением о сохранении бумажной трудовой книжки?

Если работник не подаст до 31 декабря 2020 года заявление о выборе формата трудовой книжки и не подпадёт под категорию лиц, имеющих право написать заявление в любое время (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ), означает ли это, что он в дальнейшем не сможет отказаться от ведения бумажной трудовой книжки?

В случае если работник до 31.12.2020 не подал работодателю заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о предоставлении сведений о трудовой деятельности, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьёй 66 ТК РФ.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ прямо предусмотрено, что для работника, воспользовавшегося своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 11.02.2020 № 14-2/В-141

Если работник решил перейти на электронную трудовую книжку и подал соответствующее заявление, может ли он впоследствии вернуться к бумажной версии?

Вправе ли работник отозвать такое заявление в срок до 31 декабря 2020 года? Или выбор в пользу ЭТК уже нельзя изменить, даже несмотря на установленный в законе срок?

В какие сроки нужно выдать работнику бумажную трудовую книжку, если он выбрал ЭТК?

В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности для выдачи трудовой книжки допустимо применение части 1 статьи 62 ТК РФ, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.

Какую запись нужно сделать в бумажной трудовой книжке при её выдаче работнику при переходе работника на ЭТК?

Кроме того, для целей инвентаризации рекомендуем издать приказ о прекращении ведения и хранения трудовой книжки и о выдаче её работнику. Реквизиты этого приказа в трудовой книжке указывать не нужно.

Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что подано заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде?

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Документом, подтверждающим выдачу трудовой книжки на руки, является заявление работника.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса.

В трудовой книжке записи осуществляются в следующем порядке:

Заявление о выбранном способе подается работником только после выдачи работодателем уведомления.

Источник: Письма Минтруда России от 12.02.2020 № 14-2/В-150, от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-267

Как отразить в журнале учёта трудовых книжек и вкладышей в них выдачу бумажной трудовой книжки работнику на руки, если он пожелал перейти на электронную трудовую книжку?

Нужно ли заводить новый журнал учёта выдачи трудовых книжек для выдачи СТД-Р? Каким документом работодатель должен подтверждать выдачу СТД-Р работнику?

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по внутреннему совместительству?

Как работнику получить сведения из своей электронной трудовой книжки?

В какой срок работник имеет право получить у работодателя сведения ЭТК за период работы у данного работодателя?

Что делать, если работодатель указал неправильную информацию в электронной трудовой книжке?

До какого года работник имеет право на сохранение бумажной трудовой книжки?

Если работник не подал заявление, сохраняется ли за ним право пользоваться трудовой книжкой при смене работы? Вправе ли новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки?

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 10.02.2020 г. № 14-2/В-136

Как оформлять трудовые книжки работникам, которые устраиваются впервые?

В том случае если работник, проработавший у работодателя свыше пяти дней, не сделает такой выбор, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку в порядке ст. 66 ТК РФ.

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по совместительству?

При приёме на работу работодателю нужно предъявлять трудовую книжку в бумажном виде или только в электронном виде? Ведь работодатель освобождается от ответственности за её ведение и хранение.

Если на работника велась ЭТК, то что он должен предъявить новому работодателю при устройстве на новую работу?

Я бы хотела, чтобы на новом рабочем месте у меня уже велась электронная трудовая. Должна ли я предоставлять на новую работу старую трудовую в бумажном виде?

В соответствии со ст. 66 ТК РФ работодатель ведёт трудовые книжки на сотрудников, проработавших свыше 5 дней. Нужно ли вносить информацию в ЭТК на сотрудника, который проработал 2 дня и уволился? Ведь получается, что в бумажную трудовую мы не вносим информацию об этом?

Если работник решил сохранить бумажную трудовую, а потом поменял работу, нужно ли ему писать новому работодателю ещё одно заявление о сохранении трудовой книжки?

Что делать с книгой учёта движения бумажных трудовых книжек и вкладышей в них после перехода всех сотрудников на ЭТК?

Порядок оформления прекращения ведения книги учёта законом не регламентирован. По мнению ведомства, для корректного оформления прекращения ведения книги учёта лицу, ответственному за учёт и хранение трудовых книжек, необходимо выполнить следующее:

  • сделать отметку о прекращении её ведения (проставив на обложке дату первой записи (начало) и дату последней записи (окончание) с указанием срока и места хранения книги);
  • сделать итоговую заверительную надпись на последнем заполненном листе книги (всего записей на … листах), которую сопроводить штампом отдела кадров (при наличии). В архиве организации книга учёта должна храниться в течение 50/75 лет.

Работник выбрал бумажную версию трудовой книжки. Он увольняется. Обязан ли работодатель выдать СТД-Р такому работнику? Или СТД-Р выдаётся только при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой и перешёл на электронную?

После сокращения для выплаты пособия за второй и последующий месяцы бывший работник предоставлял трудовую книжку без записи о трудоустройстве. Как бывший работник, в связи с переходом на ЭТК, будет подтверждать свой статус безработного, если он может устроиться на работу без записи в трудовой книжке, оформив её электронно?

Увольняемому в связи с сокращением работнику работодатель должен выплатить:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия);
  • средний заработок за третий месяц при представлении работником справки из службы занятости, подтверждающей, что он в течение двух недель после увольнения обратился туда и не был трудоустроен.

Для получения сохранённого среднего заработка (выходного пособия за второй месяц) требуется подтверждение, что вы не трудоустроены. В этом случае вы должны представить работодателю соответствующее письменно оформленное заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве.

В случае представления решения службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц у работодателя возникает обязанность выплатить вам этот заработок. Выплата среднего заработка за третий месяц производится только при условии, что вы встали на учёт в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения.

В случае отказа работника от ведения трудовой книжки в бумажном формате в данном случае работник должен представить сведения о трудовой деятельности.

Приближается срок перехода работников на электронные трудовые книжки. В связи с этим и у работодателей, и у работников возникает множество вопросов, связанных с таким переходом. В этой статье мы постарались ответить на наиболее частые вопросы, касающиеся электронных трудовых книжек.

При этом работодатель должен письменно уведомить всех работников о переходе на электронные трудовые книжки, хотя законодательство прямо не устанавливает такого требования. Минтруд в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933 пояснил, что заявление о выбранном способе ведения трудовой книжки подается работником после выдачи работодателем соответствующего уведомления. Это позволит избежать возможных претензий к работодателю, как со стороны самих работников, так и со стороны проверяющих ГИТ.

Что грозит работодателю, если его сотрудники не подадут заявления о выборе варианта ведения трудовой книжки?

Подача сотрудниками письменного заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о переходе на ее электронный вариант носит добровольный характер. Работодатель не вправе заставить своих работников написать и представить такое заявление.

Законодательством не предусмотрено никакой ответственности для тех работодателей, чьи работники в течение 2020 года не подадут заявления о выборе варианта трудовой книжки.

Если работники не представят такого заявления, работодатель обязан дальше вести и хранить их бумажные трудовые книжки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Когда нужно уведомить работников о переходе на электронную трудовую книжку?

shutterstock_1412609024 (2).jpg

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ работодатели должны были проинформировать всех своих работников об изменениях в трудовом законодательстве и переходе на электронные трудовые книжки до 30 июня 2020 года.

Но из-за коронавируса и перехода отечественных компаний на удаленный режим работы, уведомление сотрудников о переходе на электронные трудовые книжки было перенесено на более поздний срок (постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887).

По новым правилам работодатели должны уведомить сотрудников о праве выбрать форму ведения трудовой книжки до 31 октября 2020 года включительно.

Что будет работодателю, который не уведомит работников о переходе на электронные трудовые книжки?

Отдельного штрафа для работодателей, не уведомивших работников о переходе на электронные трудовые книжки, законодательство не предусматривает. Однако отсутствие письменного уведомления может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и трудовых прав сотрудников.

Штрафы за данное нарушение назначаются в размере от 1 000 до 5 000 рублей для должностных лиц организаций и ИП и от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций. Повторное нарушение грозит должностным лицам организаций и ИП штрафами в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям - от 50 000 до 70 000 рублей. Кроме того, должностные лица организации, ответственные за уведомление работников, могут быть дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет.

Должен ли работодатель в 2020 году оформлять своим сотрудникам бумажные трудовые книжки?

Да, должен. Работодатель ведет бумажные трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Работодатели заводят бумажные трудовые книжки на всех сотрудников, которые трудоустраиваются впервые.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель также обязан по письменному заявлению этого лица оформить новую бумажную трудовую книжку (ст. 65 ТК РФ).

Исключение из этого правила составляют работодатели-физлица, не являющиеся ИП. Такие работодатели не имеют права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст. 309 ТК РФ).

Какие неблагоприятные последствия ожидают сотрудников, которые не заявят о выборе варианта ведения трудовой книжки?

Работникам, которые до конца 2020 года не заявят о выборе формы трудовой книжки, работодатели продолжат вести бумажные трудовые книжки наряду с подачей в ПФР сведений по форме СЗВ-ТД. Но это касается только тех работодателей, с которыми сотрудники состояли в трудовых отношениях в период 2020 года.

При трудоустройстве к новому работодателю после 31 декабря 2020 года сотрудники, не подавшие соответствующего заявления, не смогут рассчитывать на сохранение бумажной трудовой книжки. Сведения об их трудовой деятельности будут вестись новыми работодателями уже в электронной форме (письмо Минтруда от 10.02.2020 № 14-2/В-136).

Когда прекращается обязанность работодателей по оформлению и ведению бумажных трудовых книжек?

Соответствующая обязанность прекращается после подачи работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку. В этих случаях работодатель выдает бумажную трудовую книжку на руки сотруднику и в дальнейшем освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

Кроме того, в отношении сотрудников, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будут вестись исключительно электронные трудовые книжки. Бумажные трудовые книжки на них оформлять уже не будут, причем независимо от желания самих работников (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Может ли работодатель самостоятельно перевести на электронную книжку сотрудника, который не определился с вариантом ее ведения?

Нет, не может. Заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки должно быть подано сотрудником до 31 декабря 2020 года. Если сотрудник до указанного срока так и не подаст работодателю соответствующего заявления, работодатель обязан будет продолжить ведение его бумажной трудовой книжки (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Самостоятельно решить за работника, как именно вести его трудовую книжку, работодатель не может.

В каком порядке осуществляется перевод работников на электронные трудовые книжки?

Порядок перевода работников на электронные трудовые книжки Минтруд разъяснил в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933. Для начала работодатель обязан письменно уведомить всех своих сотрудников об изменениях в ТК РФ и о возможном переходе на электронную трудовую книжку. Сделать это нужно до 31 октября 2020 года.

Если работник заявит о переходе на электронную книжку, работодатель обязан в тот же день выдать ему на руки бумажную трудовую книжку. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. То есть о переходе сотрудника на электронный формат трудовой книжки.

Далее информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, которые работодатель направляет в ПФР по форме СЗВ-ТД. Срок подачи в ПФР данной отчетности – не позднее 15 числа месяца, который идет за месяцем подачи работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку.

Как работники в случае перехода на электронные трудовые книжки смогут получить информацию о своей трудовой деятельности?

Сведения о трудовой деятельности в этом случае предоставляет работодатель. Для этого работодателями используется специальная форма СТД-Р, утвержденная приказом Минтруда от 20.01.2020 № 23н. В ней отражаются, в том числе, сведения о месте работы, переводах и об увольнении с указанием основания и причины прекращения трудового договора.

Данные сведения предоставляются работодателем по письменному заявлению работника, в котором указывается необходимая форма предоставления сведений (на бумаге или в электронном виде).

Срок предоставления сведений - не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления, а при увольнении сотрудника - в день прекращения трудового договора. Но если работник не подавал заявления о переходе на электронную трудовую книжку, то эти сведения работодатель предоставлять ему не обязан.

Может ли работник, не заявивший о переходе на электронную трудовую книжку, получить сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р?

shutterstock_650106565.jpg

Работодатель формирует информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже в электронном виде на каждого работника. В том числе и на тех, кто не подавал никакого заявления о выборе варианта ведения трудовой книжки или же и вовсе отказался от перехода на электронную книжку (ст. 66.1 ТК РФ).

При этом ТК РФ не обязывает работодателя предоставлять сотруднику СТД-Р в случаях, если он не подавал заявления о переходе на электронную трудовую книжку. То есть работодатель может отказать сотруднику, на которого ведется бумажная трудовая книжка, в выдаче этой справки. Нарушением трудовых прав сотрудника это считаться не будет.

В то же самое время работник может получить сведения о трудовой деятельности в МФЦ, ПФР или через сайт Госуслуг (письмо Минтруда от 16.06.2020 № 14-2/ООГ-8465).

Вправе ли работник, выбравший электронный вариант ведения трудовой книжки, вернуться к бумажной книжке?

Нет, не вправе. Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на электронную книжку, работодатель выдает бумажную трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Бумажную трудовую книжку работодатель перестает вести. Причем это касается как действующих, так и будущих работодателей сотрудника. Законодательство не предусматривает возможности возврата к бумажному варианту ведения трудовой книжки (письмо Минтруда от 03.07.2020 № 14-2/ООГ-10180).

Вправе ли работник в 2021 году изменить форму ведения трудовой книжки и перейти на ее электронный вариант?

Да, законодательство предусматривает такую возможность. Если работник в 2020 году заявил о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, то он имеет право затем передумать и подать работодателю письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Сделать это можно в любое время.

Отказаться от бумажной книжки работник будет вправе как в 2021 году, так и в последующие периоды.

Может ли новый работодатель отказать в ведении бумажной трудовой книжки?

Если работник изъявил желание продолжить ведение трудовой книжки на бумажном носителе, то данное право работника должно соблюдаться всеми без исключения работодателями. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Соответственно, новый работодатель не вправе отказать сотруднику в реализации этого права.

Когда работникам, перешедшим на электронные трудовые книжки, необходимо выдать на руки бумажные книжки?

Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку, работодатель обязан выдать бумажную трудовую книжку на руки (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

В то же самое время законодательство не оговаривает точный момент, когда работодатель обязан передать сотруднику бумажную трудовую книжку.

Минтруд в письме от 13.03.2020 № 14-2/В-260 сообщил, что трудовую книжку работнику, перешедшему на электронную книжку, необходимо выдать на руки в срок не позднее 3 рабочих дней после получения от работника соответствующего заявления. Однако позднее Минтруд пересмотрел свою позицию, заявив, что бумажную трудовую книжку нужно выдать сотруднику в день подачи им заявления о переходе на электронную книжку (письмо от 12.08.2020№ 14-2/ООГ-12933).

1. Изменение в статью 65 Трудового кодекса РФ

Новая редакция статьи 65 предусматривает обновленный перечень документов, который работник должен предоставить работодателю для заключения трудового договора. Теперь наряду с трудовой книжкой работник имеет право предоставить работодателю при приеме на работу сведения о трудовой деятельности.

Обратите внимание! Формулировка новой редакции статьи 65 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность предоставления работником при приеме на работу и трудовой книжки, и сведений о трудовой деятельности. Иными словами, с 2020 года работник может предоставить при трудоустройстве:
— только бумажную трудовую книжку;
— только сведения о трудовой деятельности;
— трудовую книжку и сведения о трудовой деятельности.

2. Введение в Трудовой кодекс новой статьи 66.1

Новая статья 66.1 устанавливает понятие, содержание и требования к сведениям о трудовой деятельности работника (или проще говоря — к электронным трудовым книжкам).

В соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ, сведениями о трудовой деятельности является основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника, формируемая в электронном виде, которую работодатель должен предоставлять для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ (форма СЗВ-ТД). В сведения о трудовой деятельности включается информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.

Статья 66.1 определяет и варианты того, как работник может получить сведения о своей трудовой деятельности. Он может получить их:
— у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя);
— в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом;
— в Пенсионном фонде Российской Федерации на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
— с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Работодатель обязан предоставить работнику сведения о его трудовой деятельности за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя):
— в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
— при увольнении в день прекращения трудового договора.

Форма предоставления таких сведений также определена (форма СТД-Р, установленная Приказом Минтруда России от 20.01.2020 N 23н).

3. Порядок взаимодействия с Пенсионным фондом РФ

Начиная с 2020 года работодатель должен ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведены кадровые мероприятия или подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности, предоставлять в Пенсионный фонд РФ отчетность по форме СЗВ-ТД (утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 N 730п).

В случае, если в течение 2020 года работника не примут на работу, не уволят или не переведут на другую должность, т.е. если в течение 2020 года у работодателя не будет оснований для предоставления отчетности в Пенсионный фонд РФ в отношении данного работника, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного работодателя на такого работника должны быть представлены не позднее 15 февраля 2021 года.

Начиная с 2021 года в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи работником заявления о продолжении ведения страхователем (работодателем) трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ либо о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ работодатель должен будет предоставить эти сведения не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имел место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления. В случаях приема на работу и увольнения — не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

4. Изменение в статью 84.1 Трудового кодекса РФ

Помимо изменения статьи 65 и дополнения Трудового кодекса РФ новой статьей 66.1, изменения внесены в ряд других статей, в том числе статью 84.1, предусматривающую общий порядок оформления прекращения трудового договора.

Так, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (у этого работодателя) и произвести с ним расчет.

Запись в трудовую книжку и внесение информации в сведения о трудовой деятельности об основании и о причине прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи Трудового кодекса РФ или иного федерального закона.

5. Порядок перехода на электронные трудовые книжки

Еще одна обязанность работодателя — уведомить работников о произошедших изменениях в законодательстве.

Изначально в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 N 439-ФЗ работодатель до 30 июня 2020 года обязан был уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки в привычном виде (на бумаге) или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности (или проще говоря, перейти на электронную трудовую книжку).

Однако непредвиденные обстоятельства (пандемия коронавируса) могли бы помешать выполнить такую обязанность в срок. В связи с этим на основании Постановления Правительства РФ от 19.06.2020 N 887, срок уведомления был перенесен с 30 июня на 31 октября 2020 года включительно.

Важно! Вы должны предусмотреть способы уведомления работников в своих локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

В уведомлении необходимо указать, что заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ или о предоставлении работнику работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ должно быть направлено работником в срок до 31 декабря 2020 года включительно. Также в уведомление рекомендуется включить информацию о том, куда необходимо будет предоставить заявление и при необходимости указать контактное лицо, которому может быть передано заявление.

Важно! В случае, если работник до 31 декабря 2020 года не направит вам ни одного из указанных заявлений, вы продолжаете вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ — то есть в обычном виде.

В случае, если работник подает заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ (то есть о переходе книжки в электронный вид), вы (работодатель), начиная с 1 января 2021 года должны будете выдать ему трудовую книжку на руки.

В саму трудовую книжку нужно будет внести запись о подаче работником соответствующего заявления. Конкретная формулировка, вносимая в трудовую книжку, не утверждена. Последней записью, которую вы внесете в трудовую книжку таких работников, будет запись о том, что работник направил работодателю заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Если в дальнейшем трудовой договор с работником будет прекращен, запись об этом в трудовую книжку уже не будет вноситься. Факт выдачи работнику трудовой книжки необходимо зафиксировать в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. После выдачи трудовой книжки работнику на руки работодатель освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ (в обычном виде), имеет право в дальнейшем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса РФ (в электронном виде).

Обратите внимание! Если после 1 января 2021 года к вам придет трудоустраиваться работник с бумажной трудовой книжкой, вы принимаете эту трудовую книжку, регистрируете ее и вносите в нее записи в обычном порядке. Если же 1 января 2021 года к вам придет трудоустраиваться работник, для которого это будет первое трудоустройство, оформлять и вести трудовую книжку такому работнику не нужно.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Читайте также: