Суды общей юрисдикции их виды основные задачи и полномочия контрольная работа
Обновлено: 17.05.2024
В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией как органа судебной власти, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.
Из общей массы уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, на долю гражданских судов основного звена приходится значительное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.
Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях — они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).
В связи с этим и принято считать районные суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.
Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.
Организация районных судов определяется:
Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогичной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов.
Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов.
Состав районного суда
- председателя районного суда;
- его заместителя (заместителей);
- судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Полномочия районного суда
В соотвтетствии со ст. 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия , предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям , действующим на территории соответствующего судебного района.
В соответствии со ст. 34 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд рассматривает:
- все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
- дела об административных правонарушениях.
- апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
- дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции. Они уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:
- первой инстанции;
- второй (апелляционной) инстанции;
- инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Главным и давно осуществляемым полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции, по первой инстанции, т. е., как отмечено выше, принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к ответственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания (уголовного или административного), об обоснованности или необоснованности каких-то имущественных претензий и т. п.).
Полномочия районных судов как второй (апелляционной) инстанции включают осуществление контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших, а иногда — и вступивших в законную силу.
Рассмотрение апелляционных жалоб и (или) представлений прокуроров осуществляется судьями районных судов единолично с соблюдением процедуры, во многом напоминающей ту, которая установлена для разбирательства дел по первой инстанции, в частности, с участием сторон, с возможностью повторного непосредственного исследования всех или части доказательств, которые уже были рассмотрены мировым судьей, и т. п. В случае признания апелляционной жалобы или представления полностью или частично обоснованными районный судья выносит апелляционное решение или апелляционный приговор, которые заменяют решение или приговор мирового судьи. Апелляционное решение или апелляционный приговор до их вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке в вышестоящий суд.
Функцию инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления вновь открывшихся или новых обстоятельств, районные суды выполняют как по гражданским, так и по уголовным делам. По гражданским делам они, соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения, а по уголовным делам — приговоры мировых судей.
Для характеристики полномочий районного суда важно иметь представление прежде всего о содержании выполняемой им работы в качестве суда первой инстанции при разбирательстве уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.
Из общего числа уголовных дел ему подсудна преобладающая их часть. Однако по мере создания мировых судов из ведения районных судов постепенно выходят и многие другие уголовные дела — как правило, дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Соответственно, там, где реально уже действуют мировые судьи, районные суды загружены уголовными делами несколько меньше.
К компетенции районного суда отнесено также разбирательство большинства вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы “попутно”. В последние годы на суды этого уровня во все возрастающих масштабах возлагалось разбирательство жалоб: на незаконное и необоснованное, как правило, краткосрочное задержание по подозрению в совершении преступления, заключение под стражу на более длительный срок либо продление такого срока, прекращение органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также жалоб на некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. С введением 1 июля 2002 г. нового УПК сфера судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, еще больше расширилась, а вместе с этим расширились и соответствующие полномочия районных судов. На них возложено принятие решений по ходатайствам должностных лиц, расследующих уголовные дела, не только о продлении срока задержания или заключении под стражу обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, но и о производстве ряда следственных действий, которые могут ограничить конституционные права граждан (к примеру, осмотра и обыска в жилом помещении без разрешения лиц, проживающих в таких помещениях, контроля телефонных переговоров, ареста имущества).
Гражданские дела составляют намного большую часть дел, отнесенных к ведению районных судов как судов первой инстанции. Фактически общее их количество превышает в 2-3 раза количество уголовных дел.
Чтобы иметь представление о том, какие конкретно категории гражданских дел подсудны судам районного уровня, нужно попытаться сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам. Условно таких групп можно образовать три:
- дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;
- дела, возникающие из административно-правовых отношений;
- дела особого производства (об установлении фактов, имеющих юридическое значение).
Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного органа). Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т. д.
Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и организации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие. Вместе с тем сделками признаются и некоторые действия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон. Закон гарантирует защиту прав участников сделки в судебном порядке.
Ко второй группе гражданских дел относятся дела по спорам, возникающим между гражданами и административными органами. Например, человек не согласен с наложенным на него милицией штрафом или возражает против взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным. Такие дела принято называть делами, возникающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.
Районный суд вправе рассматривать дела, возникающие на основании упоминавшегося выше Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.
Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела третьей группы — дела т.н. особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение:
- о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим;
- о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;
- о признании имущества бесхозяйным;
- об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния;
- по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия;
- о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.
Характерным признаком указанных дел, существенно отличающим их от других гражданских дел, является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.
Дела об административных правонарушениях до недавнего времени тоже составляли значительный удельный вес в общем объеме работы, выполняемой районными судами. Однако в связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. нового КоАП и значительной активизацией мировых судов положение существенно изменилось. Круг дел об административных правонарушениях, решения по которым должны приниматься судьями районных, военных гарнизонных или арбитражных судов либо мировыми судьями, расширен более чем в три раза.
Из этой существенно возросшей массы дел на долю районных судов теперь приходятся дела, по которым возможно применение такой меры наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, либо по которым производилось административное расследование, а также возникающие там, где еще не удалось наладить деятельность мировых судей, дела об иных административных правонарушениях.
Кроме того, районные суды, став, как отмечено выше, второй инстанцией по отношению к мировым судам, приобрели еще и полномочие по проверке законности и обоснованности постановлений и определений мировых судей по делам об административных правонарушениях. За ними сохранено также полномочие по контролю за решениями всех других должностных лиц и органов, в том числе органов внутренних дел, по делам об административных правонарушениях.
При характеристике в целом полномочий районных судов необходимо иметь в виду и то, что значительную часть их работы составляет обеспечение надлежащего исполнения своих приговоров по уголовным делам и постановлений по делам об административных правонарушениях, всех решений по гражданским делам. Они рассматривают, к примеру, вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т. д.).
В связи с изучением полномочий районных судов важно также знать, что в соответствии с современным законодательством гражданские и уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться как судьями единолично, так и в коллегиальном составе — судом, состоящим из трех судей-профессионалов.
Установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок единоличного рассмотрения дел в районных судах ничем не отличается от порядка рассмотрения, осуществляемого тремя судьями- профессионалами. Действующее законодательство достаточно детально регламентирует разбирательство практически всех дел, рассматриваемых районными судами.
Прикрепленные файлы: 1 файл
правоохр органы.doc
- установления судебной системы РФ Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
- признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
К этому можно добавить, что взаимосвязь всех судов в судебной системе России обусловлена также единством задач, стоящих перед судебной властью.1
Судебная система РФ отличается простотой построения, ступенчатостью звеньев, единством основных принципов организации и деятельности. Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом полномочий, т.е. совокупностью прав и обязанностей (компетенции) суда соответствующего звена действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.
Суды, наделенные однородными полномочиями, — это звенья
Суд (или его структурное подразделение), выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел, именуется судебной инстанцией. Они могут принимать решения по существу дела, проверять законность, обоснованность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменять судебные решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Даже беглый взгляд на представленную схему позволяет установить, что все подсистемы судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, в основном определяемой государственно- административным делением РФ.2
Все суды, входящие в судебную систему РФ, подразделяются на две основные группы: федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Как уже было отмечено выше, судебная власть реализуется в форме правосудия посредством пяти видов судопроизводства – конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного и административного соответственно, и судебная система России состоит из нескольких подсистем судов, реализующих соответствующие виды судопроизводства. Таких подсистем или, иначе, ветвей судебной системы три – суды общей юрисдикции, арбитражные суды и конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Каждая из этих подсистем имеет свою внутреннею структуру и состоит из определенных звеньев.4
Помимо деления судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции, т.е. правам и обязанностям, предоставленным законом.
Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией — это судебная инстанция. Различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) и суды надзорной инстанций.
Выделяется и самостоятельная апелляционная инстанция. Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему, именем Российской Федерации, соответствующего судебного акта — решения или приговора. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. По уголовным делам это вопрос о виновности
или невиновности подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении наказания и иных мер уголовно- правового характера за совершение преступления.
В качестве суда первой инстанции в отношении гражданских и уголовных дел могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Так, суду основного звена — районному по первой инстанции подсудны гражданские дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых отношений, а также возникающих из административно-правовых отношений; рассмотрение уголовных дел по существу, а также
дел, связанных с исполнением приговора, освобождение от наказания по болезни или инвалидности, досрочное снятие судимости, другие вопросы, предусмотренные законом; рассмотрение дел об административных правонарушениях: о занятии проституцией, самоуправстве, мелком хищении, об иных нарушениях, предусмотренных законом. Суды этого звена рассматривают все дела, кроме дел, подсудных мировому судье, вышестоящим судам или военным судам (ст. 25 ГПК, ч. 2 ст. 31 УПК, ч. 3 ст. 23.1КоАП).
Суды среднего звена — верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа — в качестве суда первой инстанции рассматривают уголовные дела, отнесенные к их подсудности ч. 3 ст. 31 УПК, ст. 26 ГПК .
Верховному Суду РФ как суду первой инстанции подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности (ч. 4
ст. 31, ст. 452 УПК); подсудные ему гражданские дела указаны в ст. 27 ГПК .
дано право быть судами первой инстанции (ст. 34 АПК)
Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции — это суд, рассматривающий дело по кассационной жалобе или протесту прокурора на решения и частные жалобы (протесты) на определения суда первой инстанции и постановления судьи.
Он проверяет законность, обоснованность и справедливость актов (приговоров и других судебных решений) суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. В Российской Федерации, по общему правилу, кассационной инстанцией является суд (коллегия по уголовным или гражданским делам), вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется.
Система федеральных судов состоит из трех блоков (подсистем), различных по устройству и компетенции. Это: 1) Конституционный Суд; 2) Верховный Суд РФ, возглавляющий суды общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный суд РФ и поднадзорные ему арбитражные суды.
Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суд РФ и иных федеральных судов устанавливается федеральными законами (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ).
Читайте также: