Стаж работы на отдельных видах работ который дает право на пенсии по старости регулируется

Обновлено: 16.05.2024

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 - 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 - 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

/img/plugs/kr/2.jpg

За какой период учитывается заработок при назначении пенсии по старости? Как правильно выбрать период заработка, учитываемого для назначения пенсии? Каким документом работодатель должен подтвердить заработок для назначения пенсии?

ОТВЕТ:

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ).


Основное нововведение Закона № 400-ФЗ - формирование, а также учет пенсионных прав в баллах. Однако подсчет в баллах возможен только с 2015 года. Определение количества баллов для части пенсии, которая была заработана до 2015 года, возможно путем расчета пенсии по старой формуле (в рублях) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон № 173-ФЗ), после чего необходимо перевести полученную сумму в баллы путем деления на стоимость одного пенсионного балла (64,1 руб.).


Следовательно, в настоящее время при подсчете части пенсии, заработанной до 2015 года, применяются нормы Закона № 173-ФЗ.
В соответствии с Законом № 173-ФЗ размер трудовой пенсии зависит от: среднего заработка; общего трудового стажа; сумм страховых взносов.
В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.


Таким образом, сведения о среднемесячном заработке застрахованного лица для назначения пенсии могут быть представлены либо за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых работодателями или государственными (муниципальными) органами.


Более подробно порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица действующим пенсионным законодательством не урегулирован. Тем не менее должностные лица территориальных органов Пенсионного фонда РФ разъясняют, что из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. Однако неполные месяцы подлежат замене только при выборе варианта определения заработка за 60 месяцев. Кроме того, при определении среднемесячного заработка за 60 месяцев учитываются только те месяцы, когда выполнялась работа. Месяцы, в которые гражданин по тем или иным причинам не работал (независимо от продолжительности такого перерыва в работе), просто пропускаются. К примеру, можно взять заработок за 48 месяцев до перерыва в работе и заработок за 12 месяцев после перерыва (при их суммировании получится заработок за 60 месяцев).
Форма документа, содержащего сведения о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, действующим законодательством не установлена. Поэтому полагаем, что такой документ составляется работодателем в виде справки произвольной формы с соблюдением требований п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
Необходимо отметить, что при подготовке справок о заработной плате, выдаваемых работникам для представления в территориальные органы ПФР, на наш взгляд, следует использовать информацию, содержащуюся в документах бухгалтерского учета (первичных и сводных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета), позволяющих достоверно установить индивидуальный размер заработной платы за тот или иной период работы у данного работодателя (лицевые счета, платежно-расчетные ведомости и т.д.).

1. Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

2. В страховой стаж, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления страховой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

3. Размер доли страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СД = (СДс / СПКк + ИПКi) x СПК,

где СД - размер доли страховой пенсии по старости;

СДс - размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по состоянию на 31 декабря 2014 года;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента, предусмотренная частью 10 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ИПКi - величина индивидуального пенсионного коэффициента, определенного по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов, поступивших за период со дня назначения пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" до дня, с которого устанавливается доля страховой пенсии по старости;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается доля страховой пенсии по старости.

4. Размер доли страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью. Указанный перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года по формуле:

СД = СДп + ИПКi x СПК,

где СД - размер доли страховой пенсии по старости;

СДп - установленный размер доли страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;

ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, учтенный по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет, определяемый по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера указанной доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера доли страховой пенсии по старости.

5. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете доли страховой пенсии по старости учитывается в размере:

1) 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

2) 1,875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

6. К доле страховой пенсии по старости, предусмотренной настоящей статьей, применяются правила перерасчета (корректировки), а также порядок назначения (включая сроки назначения), выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии по старости, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 - 17 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В настоящее время основной закон, регулирующий обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, – Закон № 273‑ФЗ[1]. Его ст. 47 установлены права и свободы педагогических работников и гарантии реализации этих прав и свобод. В соответствии с пп. 5 п. 5 указанной статьи они имеют право на получение досрочно педагогической пенсии по старости согласно законодательству РФ. В статье подробно рассмотрим порядок назначения досрочно педагогической пенсии.

Однако в ст. 30 Закона № 400‑ФЗ названы категории работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии. В частности, это касается педагогических работников. Итак, согласно пп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Отметим, что при назначении досрочно педагогической пенсии работники должны не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в учреждениях). Это следует из ч. 2 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ.

Там же сказано, что списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Кроме этого, ст. 30 Законом № 400‑ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона:

  • засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (ч. 3);
  • могут исчисляться с применением правил исчисления, преду­смотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

А также определено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п. 19 – 21 ч. 1 данной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5).

Педагоги пенсия.

Имеют ли право на досрочную пенсию педагогические работники,

если наименование должности изменилось?

педагоги пенсия

Поскольку наименования некоторых должностей за последнее время изменились, для того, чтобы сотрудники, которые работали или работают в должностях, не поименованных в Списке, могли также воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию, были разработаны нормативные документы, которые предусматривают тождественное наименование должности:

Педагоги пенсия.

Имеют ли право на досрочную пенсию педагогические работники,

если наименование учреждения со временем изменилось?

Чтобы в этом разобраться, необходимо воспользоваться тождественными наименованиями, которые утверждены следующими нормативными документами:

б) приказами Минздравсоцразвития:

Из приведенных нормативных документов следует, что педагогические работники при изменении наименования учреждения имеют право на получение досрочно педагогической пенсии, если эти наименования тождественны наименованиям, предусмотренным Списком. Это подтверждается судебной практикой: см. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10.06.2014 № 33‑4736/2014.

Досрочно педагогическая пенсия:

порядок исчисления стажа для назначения.

Согласно п. 3 Правил № 781 в стаж засчитываются в порядке, предусмотренном данными правилами, периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, в том числе:

  • периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000, на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо
    от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за исключением случаев, определенных Правилами № 781;
  • периоды работы, выполнявшиеся с 01.09.2000, засчитываются при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами № 781.

Расскажем о нюансах включения в стаж некоторых периодов:

7) периоды работы в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитываются в стаж за период до 01.01.1992;

8) периоды работы в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа засчитываются в стаж за период до 01.11.1999;

11) периоды работы в должностях Списка в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), гимназия, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат), школа-интернат, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, техникум, колледж, училище, лицей;

12) период с 01.11.1999 в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет;

13) работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами № 781.

  • получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска (п. 5);
  • перевода работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года. Такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9);
  • испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это время включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник (п. 10);
  • начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (п. 11);
  • перевода в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов. Эта работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Также в стаж засчитываются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (п. 12);
  • оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 14).

Несмотря на Постановление № 516, на практике возникают споры с сотрудниками ПФР о включении указанных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Например, в Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 21.04.2015 № 33‑1645/2015 суд отметил, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебные отпуска подлежат включению в специальный стаж истицы, поскольку являлись периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы. В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 26.02.2015 № 33‑1639/2015 арбитры включили в специальный стаж период службы по призыву.

Периоды, которые не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии, перечислены в п. 9 Постановления № 516. Это периоды, когда сотрудник был отстранен от работы по причинам из числа следующих:

  • появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором (кроме случая, названного в абз. 2 п. 12 Постановления № 516);
  • по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
  • произошел простой (как по вине работодателя, так и по вине работника);
  • в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В заключение еще раз отметим, что право на досрочную пенсию имеют педагогические работники, у которых величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет не менее 30 и которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом при назначении досрочной пенсии данная категория работников должна не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в определенных учреждениях).

Читайте также: