Статистика школьников которые не могут выбрать профессию

Обновлено: 18.05.2024

Не страшно свернуть не туда — страшно вовремя не спохватиться и проработать всю жизнь на нелюбимой работе. Как не пополнить печальные цифры статистики и стать уверенным востребованным профессионалом? О поиске нового пути и способах скорректировать свое будущее рассказывает психолог-профориентолог Мария Косинец.

Профориентация VS самоопределение

Для начала научимся различать понятия. Самоопределение помогает человеку четко понять, чего он хочет от жизни в целом. А профориентация заставляет смотреть вовне, задуматься о поиске подходящего дела.

Несмотря на обилие профориентационных курсов и практик, статистика все еще не радует: из 10 первокурсников переводятся на другую специальность, в другой вуз или просто отчисляются целых пять человек, то есть ровно половина!

До выбора университета мало кто старается найти для себя подходящий путь. Многие подают документы для подстраховки на те направления, которые не интересны — просто подходит ЕГЭ.

А из той половины, которая осталась учиться, еще трое-четверо просто не работают по специальности. В итоге из 10 студентов всего один или два идут работать в выбранном направлении. Но и тут остается вопрос — счастлив ли человек на этой работе, осознанно ли он подошел к выбору специальности?

Кто и когда выбирает? Все и всегда!

Спектр специальностей, о которых знает подросток, чаще всего очень ограничен: ребята знают, кем работают родители, они видят своих учителей в школе, возможно, знают о профессиях еще нескольких близких родственников. Огромный мир профессий для среднего школьника замыкается на 5-10 специальностях. А ведь наименований на профессиональном рынке тысячи!

Мир профессий междисциплинарен. Он лишь отчасти связан со школьными предметами.

Осознанно выбирая профессию, в идеале каждый должен четко представлять себе все ее плюсы и минусы. И, конечно, соглашаться на все небольшие минусы, при условии, что плюсы значительно перевешивают интерес к работе в целом.

Профориентация — это то, что происходит с нами всю жизнь, при каждом новом опыте.

Почти каждый из нас выбирает будущее, не очень четко себе представляя, из чего конкретно оно будет состоять. И это нормально! Но все-таки при выборе профессии нужно ориентироваться не только на саму специальность, но и на собственные интересы. Не получится, например, стать водителем автобуса, если тебе близок образ жизни фрилансера.

Сделать выбор даже в бытовых вещах порой не так просто: что съесть на завтрак — кашу или омлет? Что уж говорить о выборе профессии. Всегда важно четко структурировать для самого себя, что дает та или иная профессия.

Зачем вообще выбирать? Поговорим о целях

Кульминация школьной жизни — сдача ЕГЭ, поэтому большинство школьников озабочены тем, чтобы закрыть разовую задачу. Ребята не смотрят на перспективы, не выстраивают профессиональную траекторию. Да и просто выбор профессии может никак не соотноситься с жизненными целями.

На первых порах важно сформировать цель и желание.

Любой взрослый, который встречается на жизненном пути подростка — это носитель жизненного опыта. Когда родителям помимо денег профессия приносит еще и удовольствие, ребенок, естественно, считывает эту концепцию. А если мама и папа приходят домой изможденные и усталые, ненавидят свое начальство и рабочую рутину, то и дети будут относиться к работе так же — ради заработка будут всю жизнь терпеть невыносимую должность и неприятных коллег.

Для любого взрослого выбор профессии — это без преувеличения выбор жизненного пути.

Путь к профессии

С чего начинается выбор? Рефлексия родом из детства

В детстве мы можем выбирать специальности как одежду в магазине. Врачом быть хочу, а учителем не хочу! О, а вот быть поваром — это тоже интересно! Ну уж нет, водителем я работать точно не буду.

Дети смотрят на взрослых и примеряют на себя их профессии. И тут на выбор школьников мы можем повлиять по-разному. Уставший и немотивированный учитель будет вызывать жалость и вряд ли вдохновит ребенка стать педагогом, а восторженный бариста в интерьере красивого кафе наоборот сможет воодушевить школьника.

Этапы: школа, вуз, работа

Поступление в вуз с другом за компанию — поворот не туда. Счастье друга — не твое.

Профильные классы есть в большинстве школ, поэтому ребята уже с 5 класса начинают выбирать будущую профессию. А это значит, что количество непрофильных предметов начнет сокращаться, будет сужаться круг изучаемых дисциплин. Оно и понятно, это вроде бы логично, но все же в момент выбора профильного класса нужно быть максимально осознанным — чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Наверстать химию, если вдруг захочется потом, будет очень сложно, если выбираешь социально-экономический уклон.

Цель профориентации — определить для себя ту специальность, профессионалом которой ты хочешь быть. Поэтому после выбора профиля стоит определиться с конкретным направлением, расписать работу по всем критериям.

Следующий этап — выбор направлений подготовки. При этом надо учитывать, что обучаясь на одном и том же направлении подготовки, можно работать в разных областях. Психолог, например, может вести индивидуальные консультации, а может работать с группами, в школе, в клинике, в каком-то центре, онлайн или вести прием на дому.

Пока не можешь определить, кем хочется быть, тебе сложно с должной мотивацией учиться в школе и готовиться к ЕГЭ.

Даже когда нужно выбрать профиль в университете, многие не справляются. Часть студентов в полном смысле слова отсеиваются, когда проходят практику. Они начинают понимать, что им вообще неинтересно. Но давайте относиться ко всему позитивно. Студенческая практика — хороший стимул, чтобы скорректировать свой путь.

Кто-то работает всю жизнь на одном месте, а кто-то часто меняет работу и понимает, что его представления об идеале далеки от тех мест, где приходится строить карьеру. Чтобы лишний раз не фрустрировать на профессиональную тему, важно вовремя скорректировать собственные цели.

  • первый — я не хочу этим заниматься;
  • второй — я хочу заниматься другим делом.


Как помочь с выбором профессии? Советы взрослым

  1. С самого детства закладывайте положительные установки относительно мира профессий.
  2. Делитесь опытом.
  3. Задавайте вопросы и помогайте с их решением. Не принимайте решения за детей!

Как сделать осознанный выбор будущего? Конкретные шаги

1. Знать и понимать, из чего выбирать. Читать, смотреть, пробовать!

Чем шире представления о профессиональных сферах, тем легче сделать выбор. В интернете можно найти подборки с подробными описаниями множества профессий. Если пока не определились, чем хотите заниматься, полистайте их. Изучите 3-4 источника, чтобы наиболее полно представлять себе все нюансы работы. Относитесь к любой информации критически.

2. Видеть перспективы. Развиваться в разных областях, получать прикладные навыки, пробовать много и часто

Не страшно свернуть не туда. Страшно вовремя не спохватиться и проработать всю жизнь на нелюбимой работе. Уж лучше, поверьте, на первом курсе перевестись в другой вуз, чем понять свою ошибку уже на третьем, когда поменять направление станет намного сложнее.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Почему выпускники не работают по специальности

Эксперт считает, это происходит потому, что ни сам ребенок, ни его семья на этапе профессионального выбора не могут принять верные решения.

Ошибки, которые совершают взрослые и дети:

Это проигрышные стратегии, которые в итоге или заставят будущего молодого специалиста вообще уйти из профессии, или всю жизнь заниматься нелюбимым делом.

Как правильно выбирать профессию

Для того, чтобы не запутывать ребенка навязанными ожиданиями и помочь ему найти любимое дело, Евгений Виноградов рекомендует родителям придерживаться нескольких шагов.

1. Расширить кругозор ребенка

Поговорить с ребенком и выяснить, о каких профессиях он имеет представление. Иногда дети знают только специальности родных и самые очевидные — типа учителя, врача, пожарного, полицейского. Задача — выяснить хотя бы названия и примерную суть профессий, которых нет в ближайшем окружении.

2. Протестировать профессию

Некоторые занятия подходят далеко не всем. Поэтому безопаснее, если ребенок попробует себя в азах специальности до того, как подаст на нее документы в вуз. Идеальный вариант — попасть на профпробы. Например, прийти на предприятие и поработать на производстве. Еще вариант: посмотреть, как работают родители, и сделать что-нибудь для них.

Если протестировать профессию на практике не получается, есть возможность примерить ее виртуально, ответив на следующие вопросы:

  • какие задачи выполняет конкретный специалист?
  • с кем взаимодействует: кто его клиент и работодатель, какие задания дают ему и какие — он?
  • какие инструменты использует в работе?
  • какими навыками владеет: чему конкретно надо научиться, чтобы стать таким профессионалом?
  • как выглядит его рабочий день (в подробностях)?
  • какую проблему он решает: каковы его профессиональные цели и какими вопросами он занимается?

Бывает, что профессия — совсем новая, информации о ней немного, и не исключено, что на нее пока не учат в колледжах и вузах. В этом случае изучить ее помогут курсы и кружки. Например, такие платформы, как TED, Coursera, edX, дают хорошее представление о недавно появившихся специальностях и переменах в мире профессий, а в кружках и секциях теорию применяют на практике.

Что говорят дети

Чтобы будущие выпускники не оказались в похожей ситуации, 15-летний предприниматель советует родителям:

  • Развивать детей.
    Сам Дмитрий посещал различные кружки с раннего детства и до 12 лет. Это хорошим плацдарм, чтобы стать разносторонним человеком и получить гибкие навыки (soft skills), которые сейчас востребованы и полезны.
  • Не вмешиваться в выбор.
    В то время, когда школьник выбирает будущую профессию, взрослым важно не переусердствовать, не давить и не убеждать чрезмерно. Иначе это или спровоцирует бунт, или запутает ребенка.
  • Пересмотреть взгляд на высшее образование.
    Сейчас многие молодые люди зарабатывают уже с 14-15 лет, иногда получая больше взрослых. Их взгляд на высшее образование отличается от мнения родителей, и это нормально. Ребенку необходимо самому решать, чем он хочет заниматься в дальнейшем и где учиться.
  • Шире смотреть на мир профессий.
    Не стоит бояться, если ребенок планирует заниматься творчеством или блогингом. Напротив, предложите ему попробовать. Подросток поймет, что это не так легко, как кажется на первый взгляд, а кроме того, освоит практические навыки. Например, азы SMM.

На что ориентироваться в будущем

К более широкому взгляду на рынок труда призывает и Евгений Виноградов. Сейчас мир работы меняется быстро, а жизненный цикл профессии становится меньше, чем цикл профессионала. В молодости вы получаете профессию, но она может исчезнуть еще до того, как вы выйдете на пенсию.

Однако на рынке труда открываются новые технологические сферы и появляются новые профессии. В ближайшие годы, отмечает Виноградов, перспективными направлениями станут:

Правильно выбирать профессии с прицелом на будущее: те, что будут актуальны и через несколько лет. Если ученик в девятом классе — добавить два года на окончание школы, а потом в среднем пять — на колледж или вуз.

С одной стороны, сегодня выбирать специальность и будущую профессию стало немного проще - существуют программы профориентирования, а на школьников не давит ответственность выбора специальности на всю жизнь - сейчас считается нормальным менять сферу деятельности через каждые 10-15 лет и осваивать новые профессии.

С другой стороны, мало кто из ребят школьного возраста с уверенностью готов сказать, кем он хочет работать хотя бы в ближайшие годы, а большинство переживает проблему выбора, даже получая профессиональное образование. Молодые люди часто не имеют представления о реальной трудовой деятельности и разочаровываются в своих ожиданиях. С какими еще проблемами сталкиваются ученики средних школ и можно ли их избежать?

1. Неосознанная некомпетентность

Старшеклассники относятся к работе как к обязанности. Раз ее нельзя избежать, то пусть она хотя бы не слишком тяготит. Современные школьники не считают карьеру той сферой, где они могут реализовать свои личностные качества.

2. Вера в то, что в интернете можно заработать, не прилагая усилий

Представители поколения детей, родившихся после 1995 года (условное поколение Z) часто хотят быть инфлюенсерами в социальных сетях, делая публикации о своей жизни и взглядах. Такое занятие позволяет зарабатывать рекламой в своих аккаунтах. Для такой работы, как правило, не нужны развитые профессиональные навыки и личное общение с командой единомышленников.

Примером служит самый успешный на YouTube блогер PewDiePie (Феликс Чельберг), который из-за миллионного заработка в интернете бросил учебу.

3. Низкая информированность

Современные дети получают в школе мало информации о профессиях, однако, согласно результатам исследования ВШЭ, живо интересуются работой близких и знакомых. Мало кому все равно, кем быть. Почти у всех есть явные пристрастия.

Немногие школы предлагают ученикам внеклассные активности кроме предметных олимпиад. Чтобы стать участником детского театра, хора, спортивной секции, требуется поискать кружки и студии где-нибудь еще, а для этого нужны осознанное решение ребенка или помощь родителей. В опросе меньше половины школьников говорят, что посещают кружки, связанные с профессиями и творчеством.

Большинство уже определились, куда хотят поступить после школы, и знают, по каким предметам для этого нужно готовиться. Но ребята до сих пор не сдавали отчетности по производственной практике и мало кто из них знает, как выглядит обычный день на будущей работе.

Значительная часть признает, что новые идеи и проекты могут увести их сторону от прежних. Это значит, что они не уверены в своем выборе и признают, что интересная информация о другой профессии может заставить их изменить решение.

4. Агентность, или подверженность влиянию среды

Дети становятся заложниками представлений родителей и ближайшего окружения о правильном выборе профессии и получении высшего образования. Все сталкивались с ситуацией, когда мама знает лучше, на кого пойти учиться, папа уверен, что настоящий мужчина только тот, что служил в армии, а друзья зовут в свое училище - ведь одному как-то страшно.

Средняя школа дает необходимые в жизни знания, но не формирует представления о профессиях. Даже победитель международной олимпиады не всегда представляет, как он будет зарабатывать на жизнь.

Более половины детей в той или иной степени готовы довериться близким людям при выборе места учебы или работы. Подавляющее большинство уверены, что семья и друзья помогут им с поиском работы. Однако современные школьники не могут полностью положиться на опыт своих родителей, ведь люди старшего поколения получали образование, строили карьеру и семью в других условиях.

Сегодня к получению высшего образования стремятся около половины школьников. Многие девятиклассники пробовали работать, но в возрасте 15-18 лет тяжело попробовать все, чего хотелось бы. Да и полученный опыт вряд ли поможет сформировать представление о желаемых компетенциях и осознанно выбрать профессию.

5. Необходимость выйти на работу или отсутствие денег для получения желаемой профессии

Многие уже в школе поняли, кем хотят работать. Но что делать, если получить специальность, о которой мечтаешь, невозможно в существующих обстоятельствах? Кому-то мешают недостаточно высокие оценки, кто-то вынужден работать уже после девятого класса. Не у всех есть возможность оплатить учебу. Такие выпускники стараются попасть в колледж, где можно совмещать работу и занятия.

Чтобы желание исполнилось, нужно как можно больше трудиться и узнавать. Профориентационные практики расширят кругозор и поменяют взгляд на вещи, которые раньше казались сами собой разумеющимися. Одни поймут, что путь к высшему образованию лежит не только через золотую медаль в одиннадцатом классе. Другие откажутся от этой идеи, потому что получить интересную работу можно и после колледжа.

Часто школьники рассматривают диплом как пропуск к жизненным благам. Сегодня это не так. Не все выпускники вузов могут самостоятельно найти место, а учреждения среднего профессионального образования, напротив, часто сотрудничают с предприятиями, помогая быстро найти работу.

Кроме того, многие профессиональные области развиваются стремительно, и возможно, специальности мечты еще не существуют, но через 3-5 лет она появится. Поэтому важно постоянно учиться, развиваться и следить за актуальной повесткой. Готовых рецептов профессионального успеха не существует, для каждого он свой.

Как стать счастливчиком и выбрать профессию правильно? На основе опыта работы со старшеклассниками мы составили список типичных проблем, с которыми сталкиваются эти взрослые дети. К сожалению, их далеко не всегда решают профориентационные службы в школе (которые, будем честны, даже не везде есть).

Каждый второй подросток приходит к нам, имея в голове такую или сходную идею фикс. Но на самом ли деле душа лежит именно к предпринимательству?

Чаще всего за такой фразой стоят ограниченные представления о том, как можно получить хороший заработок.

Еще одна проблема – незнание, какие профессии бывают, помимо экономиста, журналиста, учителя и юриста. И то не всегда сведения подростков соответствуют реальности.

Следствие: результаты теста недостоверны – школьник не знает, из чего вообще он может выбирать – работа не соответствует ожиданиям – человек идет работать не по специальности.

Решение. У ребенка должна быть достоверная информация о том, чем вообще занимаются люди разных профессий на работе. Рынок труда претерпевает колоссальные изменения, появляются новые специальности, часто на стыке разных наук. Профессии будущего становятся реальностью, и школьная профориентация часто не успевает в ногу со временем.

Что делать? Обязательно знакомить будущих выпускников с миром современных профессий.

Необходимо рушить устаревшие стереотипы: пишет тексты не только журналист, общается с людьми не только психолог, зарабатывает не только предприниматель!

Первый шаг в профориентации – актуальная информация о рынке труда и современных профессиях. В идеале родителям совместно со школьниками нужно учиться анализировать рынок труда: какие профессии уходят, какие появляются, какие тенденции возникают, что востребовано сейчас, а что будет нужно через 5-10 лет.

Это вторая по распространенности проблема, с которой к нам обращаются.

Вроде как подросток уже придумал себе несколько вариантов, но окончательно принять решение не может. Или бывает так, что ребенок уже выбрал направление, а родители считают, что его таланты стоит применить в другой сфере.

Решение. Ребенка нужно учить техникам принятия решения. Выбор профессии – лишь одна из разновидностей жизненных выборов.

Техники принятия решения формально не имеют отношения к профориентации, и редко школьная служба психологов считает необходимым обучать школьников этому навыку.

А механизм-то один и тот же, что и в случае с кафе, просто критериев больше.

Важное условие для принятия верного решения – наличие достоверных сведений о рынке труда и умение структурировать представления о себе и своих особенностях (что является отдельной задачей для профконсультанта).

Как правило, растерянных подростков профориентируют на основе их желаний и представлений (благо быстрых тестов с моментальными результатами предостаточно).

Да и особенности характера играют немалую роль. А им консультанты уделяют не так много внимания.

Решение. Нужно тщательно проанализировать интересы, склонности и способности школьника. А потом найти пересечения с потребностями рынка труда.

Именно в их пересечении и находится гармония.

Последние два элемента – в чистом виде работа профориентатора, ведь именно его задача —

предоставить школьнику нужную информацию.

Первые два еще более амбициозная задача: помочь старшекласснику разложить по полочкам свои интересы, особенности и способности. Причем касательно способностей – желательны объективные данные, а не самооценка.

Последний шаг – совместно сопоставлять все четыре области и подобрать варианты профессий, которые под эти условия подойдут.

Самый животрепещущий вопрос для выпускников – поступление. Что скрывается за этим словом? Эту информацию, как правило, приходится выцеплять подросткам (а чаще родителям) у тех, кто уже прошел испытание и стал обладателем заветной зачетной книжки.

Или с разнообразных сайтов, посвященных среднему и высшему образованию. Или с сайтов вузов.

И поступление превращается в кромешный стресс.

Но разве не школа должна стать централизованным поставщиком такой важной и актуальной информации?

Решение. Необходимо дать старшеклассникам и их родителям информацию о ЕГЭ и особенностях поступления в ссузы и вузы.

Предупрежден – значит вооружен. Именно так имеет смысл относиться к поступлению – повысить определенность этого важного, но нервного события.

Вот примерные вопросы, на которые заранее должны найти ответы подростки и их родители, чтобы победить страх и неуверенность:

• Как устроено сейчас обучение в вузе?

• Как заполнить заявление?

• Сколько каких фотографий и справок надо?

• Что должно быть в портфолио и что оно вообще дает?

• Как составить портфолио?

• Как происходит формирование рейтингов абитуриентов?

Подросток мечется в панике, родители в растерянности. Поступление через год.

Профориентация не заканчивается на моменте выбора профессии. Планирование поступления – это отдельная работа. Какой первый шаг сделать? Когда начать? По каким предметам усиленно готовиться? Все это надо распланировать. Грубо говоря, соломку подстелить сразу.

Нужно не просто узнать о, допустим, университете, а зайти на сайт такой-то, съездить на день открытых дверей тогда-то, разведать три образовательные программы, на которые собираешься подавать документы, спросить студентов, пообщаться с преподавателями, попить компота в столовой… Да-да, компот – всему голова. Можно прочувствовать атмосферу, понять, хочешь сюда или нет. Впрочем, перечень действий для каждого свой.

Главное – заземлить стремления старшеклассника на уровень конкретных действий.

Подведем итог. Форма профориентации может быть абсолютно любой: тренинги, лекции, семинары, деловые игры, индивидуальная работа, диагностика. Каждый педагог или школьный психолог назубок знает активные и интерактивные методы обучения (ну или должен знать).

Однако только при опоре на спины трех китов – проверенная актуальная информация, качественный анализ интересов и способностей старшеклассника и грамотное планирование – профориентационная работа будет эффективной.

Читайте также: