Справка о проведении работы по профилактике буллинга
Обновлено: 04.05.2024
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно результатам исследования, проведенного специалистами Высшей школы экономики, с этой проблемой столкнулись 35% учеников по всему миру. В России этот показатель составил 27,5%.
По данным ВОЗ в наших школах регулярному насилию, не менее чем 2-3 раза в месяц, подвергаются от 12 до 24% подростков от 11 до15 лет, а 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц сами становятся буллерами.
Сегодня данная проблема является одной из самых актуальных, потому что опыт столкновения с травлей негативно влияет на поведение и мироощущение всех участников. “Мы все либо буллеры, либо жертвы, либо наблюдатели", - говорит Р. Гросс, член Комитета школьного здравоохранения при Американской психиатрической ассоциации.
Проблема: в нашем лицее есть учащиеся, которые не комфортно чувствуют себя в классе.
Объект исследования: явление буллинга
Цель исследования:
Разработать и провести профилактические мероприятия по данной проблеме.
Проанализировать полученные результаты.
Провести информационно-просветительскую работу с классными коллективами .
Гипотеза: в каждом школьном классе присутствует риск возникновения буллинга.
Методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, опрос, статистический (математический) метод, творческий, метод ИКТ
Практическая значимость
Полученные результаты данного исследования могут быть использованы при информировании классных руководителей, родителей и преподавателей, а также для проведения профилактической работы по предотвращению и
предупреждению школьного буллинга.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I . ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Глава 1. Что такое буллинг и его основные формы
В 1993 году психолог Д.Ольвеус из Норвегии опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.
продолжительный повторяющийся характер буллинга;
дисбаланс сил (ассиметрия)—с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой —пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
возникновение буллинг-структуры—социальной системы, включающей преследователей, их жертв и наблюдателей.
никогда не прекращается сам по себе, и всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Буллинг может принимать различные формы.
Традиционно различают два вида буллинга: прямой и косвенный.
1. В случае прямой травли преследователи дерутся, обзываются, дразнят, принуждают, отбирают личные вещи или деньги, портят личные вещи или результаты труда.
2. В случае косвенного преследования речь идет о распространении слухов и сплетен, сочинении анекдотов, бойкоте, манипулировании дружбой.
первая форма моббинга- физическая травля. Как правило, преследователи используют следующие виды физического воздействия: тычки, удары руками, ногами, захваты и др. В других источниках эта форма называется физическим буллингом.
вторая форма моббинга - вербальное воздействие. Обычно это негативные высказывания о жертве (издевки). Наибольший эффект производит высмеивающий комментарий. Эта форма травли упоминается в других источниках как вербальный (словесный) буллинг.
третья форма моббинга - это изоляция. В классическом варианте человека вытесняют из группы против его воли. Эта форма называется социальным буллингом.
булли (обидчики). Для них характерно агрессивное поведение. Их основная цель – достижение высокого статуса в группе, получение материальных ценностей от жертвы, услуг.
жертвы. Это объекты насильственных действий булли.
свидетели (наблюдатели). Свидетель наблюдает за инцидентами буллинга, знает о его существовании в ученической группе и не предпринимает никаких действий для предотвращения издевательств над жертвой насилия.
Вот описание этих участников.
"Преследователи" (инициаторы, подстрекатели, хулиганы).
Для них характерны авторитарность, импульсивность, вспыльчивость, высокая самооценка и высокий уровень притязаний. У них есть потребность в доминировании, чувствительность к критике, безразличие к чувствам других, неспособность к сопереживанию.
активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
является результатом соответствующего семейного воспитания);
эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в
Существует 2 типа жертв: покорные и агрессивные (Петросянц В.Р., 2011).
Покорные жертвы, как правило, испытывают трудности в общении. Они характеризуются самоотрицанием, зависимостью, слабостью, низкой самооценкой и низким уровнем притязаний. Они считают себя глупыми, непривлекательными и стараются находиться в обществе учителей, а не сверстников.
Агрессивные жертвы легко раздражаются и впадают в состояние гнева, легко поддаются на провокации. Такие жертвы склонны проявлять насилие по отношению к более младшим и слабым сверстникам.
У всех жертв есть одна общая черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, которые очень чувствительны и показывают свою "слабость" (страх, обиду или гнев). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, порождая желаемое чувство превосходства.
Данная категория участников буллинга характеризуется низким социометрическим статусом в группе сверстников, средней самооценкой и средним уровнем притязаний. Одновременная зависимость от булли и авторитарность по отношению к другим членам буллинг-структуры создают у них внутренний дискомфорт, и, возможно, внутриличностный конфликт. Для них характерно стремление помочь и подражать "обидчику". Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.
Для них характерны высокая самооценка, чувство справедливости, доброта, высокие коэффициенты удовлетворенности общением, уважение к собственному и чужому достоинству, высокие моральные устои и уверенность в себе. Они не боятся буллей и действуют в соответствии со своей точкой зрения, отстаивая ее перед другими. Если они вступают в конфронтацию с хулиганом, то у них есть все шансы не проиграть в этом противоборстве.
Они наименее зависимы, не вмешиваются в конфликты, просто смотрят со стороны. Это не всегда хорошо, так как "нейтральные участники" - это те самые зрители, для которых разыгрывается спектакль "травля". Во многом именно их бездействие провоцирует буллинг.
Глава 3. Последствия буллинга
В течение длительного времени проводились исследования, которые показывают вред здоровью, наносимый буллингом всем участникам процесса.
Дети, осуществляющие травлю, привыкают к безнаказанности и чаще, чем их сверстники, демонстрируют девиантное поведение (драки, кражи, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, употребление психоактивных веществ).
Дети, над которыми издеваются, чаще страдают от тревоги и депрессии, апатии, головных болей и энуреза, проявляют снижение успеваемости, у них формируется представление о том, что мир полон опасностей и они не в состоянии повлиять на происходящее.
Так называемые провоцирующие жертвы, дети, которые ведут себя агрессивно и одновременно подвергаются агрессии со стороны других детей, показывают наиболее высокий риск по суицидам и другому аутоагрессивному поведению.
II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Оценка риска буллинга
1.1. Характеристика выборки и методики исследования
Данный опросник включает четыре шкалы:
Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Баллы суммируются, сумма баллов делится на количество участников опроса. Итоговый показатель сравнивается со средним значением по методике (см.
таблицу 1 (Приложение 1.).
1.2. Результаты исследования
Рассмотрим полученные результаты в таблице 2 (Приложение 2).
Оценка по шкалам-предикторам.
Согласно данной методике можно предположить, что в данных классных коллективах не очень комфортная психологическая атмосфера, высокий уровень тревожности, что связано с низким качеством взаимоотношений и соблюдением правил общения.
Оценка по шкалам-антипредикторам.
Высокие показатели по шкале благополучия отмечаются у учащихся
обладают высоким уровнем сплоченности, низким уровнем эгоцентрических
ценностей у учащихся, отсутствием антисоциальной групповой
Рассмотрим, как различаются оценки атмосферы в классе учащимися разного пола. Данные представлены в таблице 3 ( Приложение 3).
Оценка по шкалам-предикторам.
В 10 классе девочки по шкале разобщенности оценили свой класс значительно выше, чем девочки и мальчики других классов. Мы это можем объяснить тем, что девочек в классе очень мало (8 дев. из 31чел.) и при формировании 10 класса часть девочек пришла из другого класса.
Оценка по шкалам-антипредикторам.
По шкале благополучия данные разделились по классам поровну. В 6 -ти классах выше оценили класс мальчики, в 6 классах- девочки.
Глава 2. Информационно-просветительская работа с классными коллективами
Цель: привлечь внимание и довести информацию до учащихся по данной проблеме; изменить поведенческую модель общества.
Читайте также:
- Курсовая работа пенсия по потере кормильца условия и порядок назначения
- Системы и средства диспетчерского управления что это за профессия
- Есть ли работа в узбекистане во время коронавируса
- Как правильно представляться после отпуска
- Можно ли делать патент для работы в другом регионе если рвп на ленобласть