Системы и средства диспетчерского управления что это за профессия

Обновлено: 23.05.2024

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение надежного функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) в пределах полномочий, установленных обязательными требованиями

Отнесение к видам экономической деятельности:

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Регулирование частоты электрического тока

Регулирование перетоков активной мощности

Регулирование напряжения в электрической сети номинальным напряжением 110 кВ и выше

Поддержание резерва активной мощности

Производство переключений в электроустановках

Принятие решения о разрешении вывода в ремонт и ввода в работу линий электропередачи, оборудования и устройств, выполняемое непосредственно перед началом переключений

Предотвращение развития нарушения нормального режима электрической части энергосистемы

Ликвидация нарушения нормального режима электрической части энергосистемы

Создание наиболее надежной послеаварийной схемы электрических соединений объектов электроэнергетики

Разработка программ переключений в электроустановках

Рассмотрение диспетчерских заявок на изменение эксплуатационного состояния и (или) технологического режима работы объектов диспетчеризации

Мониторинг оперативной информации об авариях и нештатных ситуациях в энергосистеме

Оперативное руководство действиями

Организация и контроль работы подчиненного диспетчерского персонала

диспетчерского персонала
диспетчерского центра во время дежурства

Руководство ликвидацией нарушения нормального режима электрической части энергосистемы

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2021, N 1, ст.73).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Управление электроэнергетическим режимом работы энергосистемы

Заимствовано из оригинала

Требования к образованию и обучению

Высшее образование (профильное)

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное
профессиональное образование по программам профессиональной
переподготовки, реализуемым на базе образовательных программ по
профильным направлениям, специальностям

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года практической работы в области электроэнергетики при наличии профильного высшего образования, высшего непрофильного образования и дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки, реализуемым на базе образовательных программ по профильным направлениям, специальностям

Не менее пятнадцати лет работы в области электроэнергетики, из них не менее пяти лет на должности диспетчера (старшего диспетчера) диспетчерского центра при наличии непрофильного высшего образования

Особые условия допуска к работе

Прохождение аттестации лицами, осуществляющими профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, в аттестационной комиссии, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять аттестацию

Наличие V группы по электробезопасности

Прохождение подготовки по новой должности в диспетчерском центре:
для диспетчера - не менее шести месяцев для работников, не имеющих опыта практической работы в диспетчерских центрах, и не менее трех месяцев для работников, имеющих опыт практической работы в диспетчерских центрах;

для старшего диспетчера - не менее двух месяцев

Получение допуска к самостоятельной работе после прохождения обязательных форм работы с диспетчерским персоналом

Для старшего диспетчера при наличии профильного высшего образования стаж работы диспетчером субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не менее двух лет, из них не менее одного года в соответствующем диспетчерском центре

3.3 система диспетчерского управления; СДУ: Упорядоченная совокупность правил, организационных структур, ресурсов и информационно-навигационного обеспечения, реализующая дистанционное управление процессами перевозок и эксплуатации транспортных средств.

Смотри также родственные термины:

3.5 система диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов планирования, контроля, регулирования региональных перевозок нефтепродуктов.

3.17 система диспетчерского управления транспортными средствами: Совокупность программно-технических средств, обеспечивающих диспетчерское управление транспортными средствами.

3.1 система диспетчерского управления транспортом: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения безопасности их применения.

3.14 система диспетчерского управления транспортом по вывозу твердых бытовых отходов: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения безопасности их применения на предприятиях, предоставляющих услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

3.1 система диспетчерского управления транспортом по уборке улиц: Автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения безопасности их применения на предприятиях, предоставляющих услуги по уборке улиц.

Полезное

Смотреть что такое "система диспетчерского управления" в других словарях:

система диспетчерского управления — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN dispatch control system … Справочник технического переводчика

система диспетчерского управления — dispečerinio valdymo sistema statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. dispatch control system vok. Lastverteilersystem, n rus. система диспетчерского управления, f pranc. système de commande central, m; système de dispatching central, m;… … Automatikos terminų žodynas

система (диспетчерского) управления генерацией — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN energy management systemJEMS … Справочник технического переводчика

система диспетчерского управления (энергопотреблением) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN dispatch control systemDCS … Справочник технического переводчика

система диспетчерского управления в энергетике — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN energy control systemECS … Справочник технического переводчика

система диспетчерского управления на ТЭС или АЭС — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN plant supervisory control system … Справочник технического переводчика

система диспетчерского управления транспортом — 3.1 система диспетчерского управления транспортом: Информационно телекоммуникационная система, предназначенная для информационно навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

система диспетчерского управления транспортом по вывозу твердых бытовых отходов — 3.14 система диспетчерского управления транспортом по вывозу твердых бытовых отходов: Информационно телекоммуникационная система, предназначенная для информационно навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

система диспетчерского управления транспортом по уборке улиц — 3.1 система диспетчерского управления транспортом по уборке улиц: Автоматизированная информационно телекоммуникационная система, предназначенная для информационно навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

система диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов — 3.5 система диспетчерского управления перевозками нефтепродуктов: Информационно телекоммуникационная система, предназначенная для информационно навигационного обеспечения процессов планирования, контроля, регулирования региональных перевозок… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Многие считают профессию диспетчера незначительной, а роль такого специалиста неважной. Но такие сотрудники работают и востребованы в службах такси и аэропортах, на вокзалах и в других местах. Предположить, что их упразднили, значит быть готовыми к хаосу самого высокого уровня. Так, кто же такой диспетчер и в чем его функциональные обязанности?

Диспетчер: обязанности, возможное место работы и требования к специалисту

Должностные обязанности

Диспетчер, как известно, координирует и регулирует действия работников, которые заняты в различных службах, в транспортной отрасли, в сфере производства и прочих служб и учреждений. Должностные обязанности во многом зависят от специализации учреждения и места работы. Диспетчеры следят и контролируют:

  • движение поездов, морских судов и самолетов;
  • ход технологического процесса;
  • передвижение такси.

Чтобы выполнять свои должностные обязанности, диспетчеры должны быть оснащенными различными техническими средствами. В одной ситуации бывает достаточно телефона, на другой требуется специальное оборудование или вычислительная аппаратура. Часто такие специалист ведут документацию и журналы.

Для того чтобы работать диспетчером, нужно иметь образование среднего уровня — диплом вуза в этом случае не обязателен.

Какие черты характера и навыки нужны диспетчеру

Чтобы работать диспетчером, специалист должен обладать такими чертами характера и следующими профессиональными навыками, как:

  • грамотная речь (в отдельных случаях требуется знания иностранных языков);
  • приятный тембр голос;
  • отменная память;
  • молниеносная реакция на информацию и ее изменения;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • организаторские способности;
  • доброжелательность.

Возможные места работы

Диспетчеры работают на различных предприятиях. Это может быть:

  • служба МЧС, пожарная, скорая помощь;
  • ж/д транспорт;
  • грузовые и пассажирские перевозки;
  • авиа — и водный транспорт;
  • производственные предприятия;
  • учебные заведения.

Специфика работы, возможность карьерного роста, зарплата

Специализация в работе диспетчера зависит от типа организации. Например, диспетчер МЧС, полиции, скорой помощи, пожарной охраны принимает вызовы и оперативно на них реагирует — передает указания профессионалам. А такой же специалист на производстве должен отвечать за закупку оборудования и материалов, следить за общим ходом процессов на предприятии. В службе такси диспетчер общается с потенциальными клиентами и координирует действия водителей.

Диспетчер: обязанности, возможное место работы и требования к специалисту

Работа на этой должности в некоторых отраслях требует специальных знаний. Их дают на курсах. Больших перспектив карьерного роста в этой профессии нет. Самое большее — можно стать начальником диспетчерского отдела. Для этого нужно будет пройти курсы повышения квалификации, переподготовки и зарекомендовать себя ответственным и добросовестным специалистом.

Зарплата диспетчера невысокая. По Москве и области диспетчеры получают по 30–50 тыс. рублей в месяц, а по российским регионам — 15-45 тыс. рублей.

Кто и как может стать профессионалом

Эта профессия подходит любому человеку — здесь нет гендерных ограничений и предпочтений, возрастного барьера. Важно, чтобы человек имел соответствующие умения и навыки, был ответственным и собранным. Обычно на такие должности устраиваются молодые люди, начинающие свою трудовую деятельность, студенты, ищущие подработку, пенсионеры. Это объясняется невысоким уровнем заработной платы и отсутствием перспектив карьерного роста.

Диспетчер — распространенная специальность, не требующая высшего образования и поэтому такие вакансии остаются свободными недолго. Чтобы стать диспетчером достаточно прослушать инструктаж и пройти небольшую стажировку на месте при кураторстве опытного специалиста.

Если это диспетчер в морском порту, на ж/д вокзале, в авиации или транспортной компании, в производственной сфере или в экстренных службах, требуется профильное обучение, которое получают в техникумах и колледжах.

Требования к диспетчеру

Человек, который претендует на должность диспетчера, должен обладать следующими качествами:

  • абстрактным мышлением;
  • четким соблюдением инструкций и нормативов, установленных правил;
  • ответственностью;
  • внимательностью;
  • отменным знанием компьютерной и офисной техники.

Иногда от специалиста требуются знания технических устройств.

Работа диспетчером не просто ответственная — от специалиста иногда зависит безопасность и жизнь людей. Все прекрасно помнят, как в 2002 году над Боденским озером из-за ошибки диспетчера Питера Нильсена разбился пассажирский самолет, унесший жизни людей. Через 4 года его из чувства мести убил Виталий Калоев, потерявший в этой авиакатастрофе всю свою семью.

Диспетчер: обязанности, возможное место работы и требования к специалисту

SONY DSC

Работа диспетчером — это отличный старт для молодых людей, когда они тренируют многие навыки, и чудесный вариант подработки для людей пенсионного возраста.

Профстандарт: Диспетчер аварийно-диспетчерской службы

Информация о профстандарте устарела. Подробности читайте в статье по ссылке.

Продолжая разговор о безопасности лифтов, сегодня мы предлагаем обсудить профстандарт для диспетчера аварийно-спасательной службы (далее - диспетчер АДС), утверждённый Приказом Минтруда России № 1120н от 25.12.2014.

Диспетчер аварийно-диспетчерской службы

Специалист, первым узнающий об аварийных ситуациях и различных неисправностях инженерно-технического оборудования от собственников жилых помещений и организаций, должен уметь быстро реагировать и чётко передавать информацию в аварийные службы, а также контролировать, на должном ли уровне проводятся работы по устранению неполадок. От слаженности его действий зависит, например, как много времени человек проведёт в заблокированной кабине лифта.

Основная цель деятельности диспетчера АДС - следить за обеспечением безопасного функционирования инженерно-технического оборудования зданий и сооружений.

Профстандарт определяет две степени профессионального мастерства для такого специалиста: 4 и 5-й уровни квалификации. Кандидат должен пройти профессиональное обучение (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих) (4 квалификационный уровень) или иметь среднее профессиональное образование (программа подготовки специалистов среднего звена) (5 уровень квалификации).

  • прохождение обязательных медицинских осмотров (предварительного при поступлении на работу и периодических) и внеочередных медицинских обследований (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
  • наличие не ниже II группы по электробезопасности (Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 24.07.2013 № 328н).

Трудовые функции

  • контроль работы лифтов и инженерного оборудования (4 уровень квалификации);
  • управление диспетчерской службой по контролю работы лифтов и инженерного оборудования (5 уровень квалификации).
  • мониторинг работы лифтов, инженерного оборудования и оборудования диспетчерского контроля;
  • приём заявок о неисправности лифтов и инженерного оборудования;
  • организация и проверка выполнения работ по устранению неисправностей вышеперечисленного оборудования, включая оборудование системы диспетчерского контроля.
  • организация и контроль деятельности диспетчерской службы;
  • организация совместных действий с оперативными и экстренными службами, органами местного самоуправления и исполнительной власти при возникновении аварийных ситуаций:
  • организация подготовки проверки и подтверждения квалификации диспетчеров.
  • контролировать сигналы о работе инженерного оборудования, поступающие на диспетчерский пульт;
  • следить за исправностью оборудования системы диспетчерского контроля;
  • управлять работой инженерного оборудования с диспетчерского пульта;
  • передавать с диспетчерского пульта информацию в соответствии с алгоритмами функционирования системы диспетчерского контроля;
  • вести учёт выдачи и возврата ключей от помещений, где размещено оборудование лифтов, технических и иных служебных помещений;
  • вести учёт выявленных неисправностей лифтов, инженерного оборудования, оборудования системы диспетчерского контроля;
  • вести приём и учёт заявок о неисправностях разного рода, поступающих от граждан и организаций;
  • инструктировать граждан, обращающихся в диспетчерскую службу, о правилах поведения в кабине остановившегося лифта, а также о действиях в аварийных ситуациях;
  • обеспечивать запись переговоров с абонентами;
  • выдавать задания персоналу диспетчерской службы на выполнение работ по устранению неисправностей разного рода;
  • своевременно оповещать соответствующие аварийные службы, органы местного самоуправления и исполнительной власти, диспетчерские службы об аварийных ситуациях и несчастных случаях, при необходимости вызывать скорую медицинскую помощь;
  • осуществлять контроль за устранением персоналом аварийной службы неисправностей разного рода, за эвакуацией пассажиров из кабины остановившегося лифта;
  • координировать действия персонала диспетчерской службы и экстренных служб;
  • фиксировать время простоя лифтов и инженерного оборудования.
  • руководить работой диспетчерской службы;
  • формировать график работы диспетчеров;
  • обеспечивать диспетчеров нормативной и технической документацией, методическими и расходными материалами;
  • согласовывать график работы сотрудников подрядных организаций при диспетчерской службе;
  • готовить предложения о мерах поощрения и взыскания сотрудников диспетчерской службы;
  • проводить мониторинг и контроль рассмотрения и выполнения поступивших заявок, рассмотрения жалоб на работу службы диспетчерского контроля;
  • осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей подчинёнными;
  • следить за соблюдением персоналом производственных инструкций, правил по охране труда;
  • информировать руководство подрядных организаций и центральной диспетчерской службы о результатах анализа и фактах ненадлежащего качества предоставления услуг;
  • осуществлять контроль за соблюдением сроков выполнения технического обслуживания оборудования системы диспетчерского контроля;
  • обеспечивать совместные действия соответствующих организаций и аварийных служб при аварийных ситуациях;
  • привлекать в нужных случаях персонал диспетчерской службы для оказания содействия оперативным и экстренным службам;
  • фиксировать время передачи информации соответствующим организациям о произошедшем несчастном случае;
  • организовывать первичную профессиональную подготовку для новых сотрудников;
  • осуществлять контроль за сроками действия квалификационных удостоверений;
  • проводить периодические проверки профессиональной компетенции подчинённого персонала и вести документацию по факту данных проверок.

Требования к специальности

  • вовремя обрабатывать и передавать информацию, поступающую у нему на диспетчерский пульт;
  • пользоваться программным обеспечением системы диспетчерского контроля;
  • уметь пользоваться дополнительным оборудованием диспетчерского пульта и средствами оргтехники;
  • вести документационный учёт выявленных неисправностей;
  • проводить переговоры с гражданами, находящимися в стрессовой ситуации;
  • документально оформлять приём и учёт поступающих заявок;
  • направлять деятельность персонала диспетчерской службы по устранению неисправностей и аварийных ситуаций;
  • оперативно передавать и получать информацию по различным каналам связи;
  • вести учёт пуска в работу и времени простоя лифтов и инженерного оборудования.
  • пользоваться в своей работе эксплуатационной, нормативной и технической документацией, положением о диспетчерской службе;
  • планировать деятельность коллектива и проводить организационные мероприятия по работе с персоналом;
  • вести отчётную документацию по периодической проверке профессиональной компетенции подчинённого персонала.

Необходимые знания

  • назначение, параметры работы, приёмы управления с диспетчерского пульта и принцип функционирования системы диспетчерского контроля;
  • возможности программного обеспечения системы диспетчерского контроля, приёмы работы в программе;
  • назначение и расшифровка сигналов и показаний приборов, приходящих на диспетчерский пульт;
  • должностная инструкция диспетчера и положение о диспетчерской службе;
  • состав оборудования диспетчерского пульта, методы приёма заявок и записи переговоров;
  • порядок приёма и учёта заявок о неисправностях в работе лифтов и инженерного оборудования;
  • действия диспетчера при возникновении чрезвычайных ситуаций при эксплуатации лифтов и инженерного оборудования;
  • правила поведения в кабине остановившегося лифта, а также действия в аварийных ситуациях;
  • основы психологии.
  • принцип работы системы диспетчерского контроля, эксплуатируемой диспетчерской службой;
  • возможности программного обеспечения системы диспетчерского контроля;
  • порядок приёма и контроля выполнения заявок о неисправности лифтов и другого инженерного оборудования;
  • положение о диспетчерской службе, эксплуатирующей конкретный тип системы диспетчерского контроля, обязанности, права и ответственность диспетчера и старшего диспетчера;
  • должностная инструкция диспетчера и старшего диспетчера;;
  • основы организации труда и управления персоналом;
  • правила ведения отчётной документации;
  • сроки действия квалификационных удостоверений;
  • правила функционирования кадровой службы организации, учебных центров;
  • порядок оформления документации на проведение подготовки или проверки профессиональной компетенции сотрудников.

Помимо соблюдения ПП РФ № 416 и ПП РФ № 1090, сервис позволяет перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат, упростить работу с обращениями жителей и третьих лиц, интегрирован с IP-телефонией и ГИС ЖКХ, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В качестве бонуса управляющие компании получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.

Читайте также: