Справка что работает по совместительству образец

Обновлено: 16.05.2024

Совместительство — выполнение работником в свободное от основной работы время на условиях другого трудового договора оплачиваемой работы у того же нанимателя (внутреннее совместительство) или у другого (других) (внешнее совместительство). Рассмотрим, какие действия необходимо совершить при приеме на работу внутреннего или внешнего совместителя.

Получаем необходимые документы

При приеме на работу наниматель обязан потребовать документы, необходимые в соответствии с законодательством для заключения трудового договора .

Вместе с тем состав необходимых документов при приеме на работу на условиях совместительства зависит от того, какой совместитель трудоустраивается — внутренний или внешний.

Если гражданина принимают на работу на условиях внутреннего совместительства, то все необходимые документы для заключения трудового договора, как правило, у нанимателя уже имеются. Ведь работник предъявлял их при устройстве на основную работу.

При приеме на работу по внешнему совместительству работник обязан предъявить :

— документ, удостоверяющий личность, например паспорт;

— документ об образовании или документ об обучении (при приеме на работу, требующую специальных знаний);

— справку о характере и условиях труда по основному месту работы (при приеме на тяжелую работу или работу с вредными и (или) опасными условиями труда).

Приведенный перечень документов исчерпывающий. Однако согласно законодательству при заключении трудового договора (в том числе по совместительству) гражданин обязан предъявить и такие документы, как :

— ИПРИ (для инвалидов);

— медсправка о состоянии здоровья.

Кроме того, наниматель вправе затребовать характеристику с предыдущих мест работы совместителя .

Внимание!
Трудовую книжку совместителю предъявлять не нужно. Также не требуется представлять и проверять документы воинского учета. Ведь он ведется по месту основной работы . Согласие нанимателя по месту основной работы для работы по совместительству по общему правилу также не нужно .

Напомним, что заявление о приеме на работу не отнесено к документам, которые необходимы при трудоустройстве . Однако его написание совместителем противоречить законодательству не будет. К тому же таким образом он письменно подтвердит свое желание вступить в трудовые отношения на условиях совместительства с данным нанимателем.

Заключаем трудовой договор

С совместителем, как и с основным работником, нужно заключить трудовой договор в письменной форме. Трудовой договор необходимо составить в двух экземплярах:
один — для нанимателя, второй — для совместителя. Каждая из сторон должна его подписать .

Содержание и условия трудового договора стороны определяют по своему соглашению. При этом должны быть соблюдены требования, предусмотренные ТК . Законодательством закреплен перечень сведений и условий, которые в обязательном порядке необходимо прописать в трудовом договоре. Если с совместителем заключается контракт, то в него понадобится включить дополнительные сведения.

Помимо предусмотренных по общему правилу условий трудовой договор с совместителем должен содержать сведения:

— о том, что работа является совместительством ;

— работе с неполным рабочим временем . Напомним, что при приеме на работу по совместительству наниматель обязан установить неполное рабочее время . При этом по общему правилу продолжительность рабочего времени, устанавливаемого совместителям, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени . Таким образом, совместитель может работать не более 20 часов в неделю при полной норме и не более 17,5 часа — при сокращенной;

— режиме труда и отдыха, т.к. в отношении совместителя он будет отличаться от общих правил, установленных у нанимателя .

Совместителю можно установить предварительное испытание. Причем не важно, является совместитель внутренним или внешним. Данное условие обязательно нужно включить в трудовой договор. В противном случае будет считаться, что работник принят на работу без предварительного испытания. И не имеет значения, что при этом условие о предварительном испытании будет прописано в приказе о приеме на работу. Это обусловлено тем, что при трудоустройстве трудовой договор является первичным документом .

Подсказка
При заключении трудового договора с совместителем нельзя забывать об ограничениях работы по совместительству . Например, законодательство запрещает принимать на работу по совместительству несовершеннолетних.

Ознакомляем работника с ЛПА и проводим вводный инструктаж по охране труда

Принимая на работу совместителя, наниматель обязан в том числе :

— разъяснить работнику его права и обязанности;

— ознакомить под подпись с порученной работой, условиями и оплатой труда;

— ознакомить под подпись с ЛПА, действующими в организации и непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (колдоговором, ПВТР, должностной (рабочей) инструкцией, инструкцией по охране труда и т.д.). Если совместитель внутренний, с некоторыми из этих документов он может быть уже ознакомлен. Второй раз ознакомлять его с ними, на наш взгляд, не обязательно.

При приеме на работу работника, в том числе совместителя, наниматель обязан провести с ним вводный инструктаж по охране труда .

На заметку
До начала работы с принятым на работу совместителем также необходимо провести первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте .

Издаем приказ о приеме на работу и ознакомляем с ним работника

В приказе о приеме на работу необходимо прописать, что работник принимается на работу по совместительству.

После оформления приказа с ним под подпись необходимо ознакомить работника, принятого на работу по совместительству . Сделать это можно как в самом приказе, так и в листе ознакомления, который обычно составляют, если ознакомить с приказом нужно нескольких работников.

Совершаем иные кадровые действия

Помимо перечисленных наниматель совершает еще ряд действий, а именно:

1) формирует личное дело работника (при необходимости). Напомним, что личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, госслужащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством .

Так, при приеме на работу внешнего совместителя личное дело на него заводится в общем порядке. Что касается принимаемого на работу внутреннего совместителя, то в данном случае возможно два варианта развития событий в зависимости от того, сформировано на него личное дело как на основного работника или нет:

— нанимателем сформировано личное дело. Заводить еще одно личное дело уже как на совместителя в этом случае, на наш взгляд, не нужно. Ведь ведение двух и более личных дел одним и тем же нанимателем на одного и того же работника действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, полагаем, в данном случае документы по совместительству можно подшить в личное дело, сформированное по основной работе;

— личное дело не сформировано. Это возможно, к примеру, если по месту основной работы работник работает по рабочей профессии. При приеме такого работника на работу по совместительству (например, в качестве специалиста) личное дело на него завести нужно;

2) вносит при наличии желания внутреннего совместителя в его трудовую книжку запись о работе по совместительству .

Внимание!
Запись в трудовую книжку о работе по совместительству работнику, работающему на условиях внешнего совместительства, вносит наниматель по месту его основной работы . Для этого работник должен представить ему документ, подтверждающий работу по внешнему совместительству. Им может быть справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по внешнему совместительству .

Форма, в которой совместитель должен выразить свое желание внести в трудовую книжку запись о работе по совместительству, законодательством не закреплена. Следовательно, оно может быть как устным, так и письменным. Последний вариант предпочтительнее;

3) заводит личную карточку (если они ведутся в организации);

4) заполняет и подает форму ПУ-2, содержащую сведения о приеме на работу совместителя. Напомним, что с 01.07.2019 форма ПУ-2 подается по новым правилам и в новом виде. Теперь в ней нужно отражать сведения о приеме на работу не только по внешнему совместительству, но и по внутреннему.

Подать форму ПУ-2 необходимо не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором совместитель принят на работу . К примеру, он принят на работу в сентябре, форму ПУ-2 на него надо представить не позднее 10 октября.

Внимание!
Если по состоянию на 01.07.2019 в организации работают внутренние совместители, принятые на работу по внутреннему совместительству до 01.07.2019, то по ним не позднее 10.10.2019 необходимо представить форму ПУ-2 за III квартал 2019 года. Для этого в форме ПУ-2 понадобится заполнить только раздел 3, в котором помимо кода должности нужно указать:
— дату приема на работу — 01.07.2019;
фактические дату и номер приказа о приеме на работу на условиях внутреннего совместительства (например, 02.04.2018 N 33-к).
Если работники были приняты на работу по внутреннему совместительству и уволены с нее до 01.07.2019, то форму ПУ-2 за III квартал 2019 года по таким совместителям подавать не нужно.

Пример

Ситуация 1. В организации трудится работник. С 01.02.2019 он принят на работу на условиях внутреннего совместительства (приказ от 01.02.2019 N 16-к). По состоянию на 01.07.2019 продолжает работать и как основной работник, и как внутренний совместитель. За III квартал 2019 года в форме ПУ-2 в разделе 3 следует отразить следующую информацию:

Разделы 1 и 2 формы ПУ-2 в данном случае не заполняются.

Ситуация 2. В организации трудится работник. С 08.07.2019 он принят на работу на условиях внутреннего совместительства (приказ от 08.07.2019 N 29-к). Продолжает работать и как основной работник, и как внутренний совместитель. За III квартал 2019 года в форме ПУ-2 в разделе 3 следует отразить следующую информацию:

Разделы 1 и 2 формы ПУ-2 в данном случае не заполняются. В разделе 3 формы ПУ-2 указываются фактические дата приема на работу, дата и номер приказа о приеме на работу.

Ситуация 3. В организацию с 08.07.2019 (приказ о приеме на работу от 08.07.2019 N 29-к) на должность бухгалтера принят работник на условиях внешнего совместительства с заключением контракта. Форма ПУ-2 за III квартал 2019 года по данному работнику заполняется следующим образом:

Сведения о приеме на работу Сведения об увольнении с работы
дата приема на работу дата приказа N приказа код работы по совместительству дата увольнения с работы код основания увольнения с работы дата приказа N приказа
08.07.2019 08.07.2019 29-к 1

Раздел 3 не заполняется.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Работа по совместительству – явление, встречающееся сплошь и рядом. Желание подзаработать, особенно если на основном месте зарплата не слишком большая, естественно для каждого человека. И если для наемного работника все просто и понятно: нашел вторую работу, пришел отбор и приступил к выполнению возлагаемых функций, то для кадрового отдела возникает вопрос: как оформить совместителя.

Совместительство: основные моменты

Начнем с того, что совместительство бывает двух видов: внешнее и внутреннее. Внешнее – это когда, сотрудник не работает в организации, а приходит в качестве совместителя извне. При внутреннем совмещении для выполнения задач привлекается сотрудник, состоящий в штате компании.

Вопрос: Можно ли оформить работу по внешнему совместительству с работницей во время отпуска по уходу за ребенком для сохранения ее права на получение пособия?
Посмотреть ответ

Для внутреннего и внешнего совмещения важно, чтобы соблюдался ряд условий. В частности, официальность и регулярность работы, достойная заработная плата и время, свободное от основной деятельности. При этом, каждый сотрудник вправе выполнять столько дополнительных обязанностей, сколько может осилить физически – в данном случае никаких ограничений закон не предусматривает.

Основная разница между внутренними и внешними совместителями заключается в оформлении документов при приеме на вторую работу.

Вопрос: Работодатель предлагает работнику временно выполнять работу по вакантной должности в организации, до момента приема на работу соответствующего работника. Имеет ли работник право на получение оклада по замещаемой должности? В каком порядке работник должен быть оформлен (совместительство, увеличение объема работ)?
Посмотреть ответ

Внутреннее совмещение: суть

Особенность внутреннего совмещения заключается в том, что сотрудник может совмещать работу, находясь на одной и той же должности. Такая практика распространена, например, среди учителей и преподавателей, когда часть занятий они ведут один предмет, а часть – другой. Чаще всего внутреннее совмещение происходит по желанию работников, которое начальство охотно поддерживает: принимать на должность уже хорошо знакомого человека намного выгоднее и продуктивнее, нежели постороннего.

Вопрос: Можно ли оформить работника по совместительству у того же работодателя на временные работы (до 2 месяцев)? Как правильно потом указать в приказе об увольнении, что расторгается только один срочный трудовой договор и продолжает действовать основной?
Посмотреть ответ

Оформление документов при внутреннем совмещении

Для того, чтобы грамотно оформить внутреннего совместителя, необходимо, чтобы с сотрудником был подписан трудовой договор. Но сначала нужно, чтобы работник написал заявление на совмещение. При этом никаких дополнительных документов предъявлять уже не нужно – копии паспорта, СНИЛС, ИНН, свидетельство об образовании и т.д. уже хранятся в кадровом отделе организации. Единственное, что стоит учесть – если предполагается оформлять внутреннее совместительство по другой специализации, то от работника потребуется предоставить документы, ее подтверждающие.

Вопрос: В АО осуществлен перевод внешнего совместителя в основные работники путем оформления соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору. Может ли АО сдать отчет по форме СЗВ-ТД досрочно, то есть на следующий рабочий день после даты оформления перевода?
Посмотреть ответ

Подписанный сторонами трудовой договор является основанием для издания соответствующего приказа руководством организации, в котором обязательно должно содержаться число приема на работу в качестве внутреннего совместителя, а также упоминание о трудовом договоре.

Если сотрудник выразит желание, то в его трудовой книжке, кадровый специалист предприятия обязан сделать запись о совмещении.

Пример записи о внутреннем совместительстве в трудовой книжке

Итак, подводим итог. Для оформления внутреннего совмещения нужно предпринять несколько шагов.

Оформление внешнего совместительства

Как внутренние, так и внешние совместители в обязательном порядке должны быть оформлены официально. В отличие от внутреннего совместительства, перечень документов для внешних совместителей более внушителен, и сама процедура несколько сложнее.

Список документов включает в себя следующие позиции:

  • паспорт или какой-либо иной удостоверяющий личность документ;
  • свидетельство об образовании;
  • документ, подтверждающий квалификацию (если работа, требует специальных знаний и умений); ; ;
  • справку об особенностях труда по основному месту работы (ели работа по совместительству подразумевает исполнение обязанностей во вредных и опасных условиях).

Важно! При приеме внешнего совместителя, отдел кадров не имеет права требовать у него трудовую книжку, поскольку она хранится на постоянном месте работы, но заверенную копию ее для подтверждения стажа попросить можно.

После того, как все документы предоставлены, и соискатель на совместительство написал соответствующее заявление, между организацией и совместителем заключается трудовой договор. По основным пунктам договор этот ничем не должен отличаться от стандартного договора, принятого в организации, за исключением срока действия (срочный или бессрочный).

Если договор срочный, то он либо расторгается после выполнения всех установленных по нему функций после определенного срока либо пролонгируется. В случае бессрочного договора, как сотрудник, так и работодатель имеет право расторгнуть его в любое удобное для себя время в одностороннем порядке (но обязательно заранее уведомив о намерении вторую сторону).

После выпуска и подписания всех документов, сотрудник по совместительству обязательно должен быть под роспись ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, принятыми на предприятии, а также всеми другими важными нормативными локальными актами, касающимися его деятельности.

Ему также должен быть присвоен табельный номер, в соответствии с хронологией и порядком, установленным в организации.

Внимание! Если совместитель изъявил желание, чтобы сведения о работе по совместительству были прописаны в его трудовой книжке, ему необходимо обратиться для этого по основному месту работы – сотрудники кадрового отдела по просьбе совместителя обязаны внести об этом запись в его трудовую книжку.

Пример записи о внешнем совместительстве в трудовой книжке

Кто не может работать по совместительству

Хотя российское законодательство и дает относительную свободу в плане совместительства, в нем также четко прописаны категории работников, которых нельзя принимать в качестве совместителей. К ним относятся:

  • граждане, не достигшие совершеннолетия;
  • люди, претендующие на выполнение работ по совместительству, связанных с вредными и опасными условиями труда, если их основное место работы обладает теми же характеристиками;
  • судьи, прокуроры, сотрудники полиции (за исключением преподавания, творческой и научной деятельности);
  • некоторые другие работники, подробный список которых приведен в Трудовом кодексе РФ.

Если по незнанию законов кадровик предприятия все же примет в качестве совместителя лицо, которому законом запрещено работать по совмещению, то он обязан в короткий срок уволить его на основании нарушения правил трудового договора, исключающих продолжение трудовой деятельности.

Читайте также: