Зачем поздравлять сотрудников с днем рождения

Обновлено: 03.05.2024

Праздник к нам приходит… чаще всего в рабочее время, и нам приходится встречать наш "личный новый год" в окружении коллег. Стоит ли делать их частью торжества и устраивать масштабное или локальное отмечание дня рождения в офисе? В разных коллективах на этот вопрос ответят по-разному.

Первый и важнейший фактор, который стоит учитывать, решая этот вопрос – писаные и неписаные правила компании. В каких-то фирмах со строгим регламентом работы считают, что офис – это не место для веселья, и игнорируют любые праздники. Где-то сотрудники просто настолько заняты во время рабочего дня, что не примут даже невинное предложение пойти попить чай с тортиком. Зато в других коллективах, напротив, коллеги припомнят вам, что вы "зажали дату". В больших компаниях именинников часто поздравляют крупными и мелкими партиями – раз в месяц. Те, кто родился в январе вставай, вставай, вставай…

Если вы работаете в компании давно, выяснить, как здесь принято отмечать день рождения, не составляет труда – просто наблюдайте за коллегами-именинниками. Если же вы устроились буквально на днях, а личный праздник неумолимо приближается, стоит провести разведку и выяснить у старших коллег, какие правила царят в коллективе. В любом случае, новичку не стоит закатывать грандиозный праздник: начальство вполне может решить, что шумную пирушку новоиспеченный сотрудник еще не заслужил.

Когда позиция руководства и остальных сотрудников стала ясна, основывайтесь на собственных желаниях. В конце концов, это ваш день рождения, и решать, отмечать его или нет, только вам.

Отмечаем!

День рождения в офисе – это всегда возможность в неформальной обстановке пообщаться с коллегами, подружиться с ними, праздники позитивно сказываются на отношениях внутри коллектива.


Полезные советы

  • Для того, чтобы не вызвать недовольство начальства и не сорвать работу компании, планируйте праздник на нерабочее время. Скромные посиделки с чаем можно организовать во время обеденного перерыва. Если вы хотите устроить грандиозный фуршет со спиртными напитками – только после работы. Если в офисе царят строгие правила, лучше перенести празднование в ближайшее кафе. Если вы не готовы платить за всех, это нужно обговорить с коллегами заранее.
  • Праздник сюрпризом устраивать не стоит – вполне может получиться, что днем ваши коллеги будут слишком заняты работой, а вечером разбегутся по своим делам, и придется вам отмечать день рождения в одиночестве. Так что заранее предупредите всех о ваших планах на этот день/вечер.
  • Обычное меню фуршета – хлеб, нарезка, фрукты и сладкое. Купите соки и газировку, алкоголь приносите только в том случае, когда вы совершенно уверенны, что это уместно в данном коллективе. Если вы хорошо готовите, здорово будет поразить коллег собственной выпечкой. Только будьте аккуратны, чтобы не получилась ситуация как в спектакле "День радио", когда вся радиостанция отравилась испорченными пирожками от секретарши.
  • Не забудьте салфетки и одноразовую посуду, так проще будет убрать следы торжества. Чистый офис после праздника – это целиком и полностью ваша ответственность.
  • Численность гостей зависит от размеров компании. Если в вашей фирме работает всего 5-10 человек, пригласить надо всех. Если это большая корпорация – стоит ограничиться своим отделом, либо комнатой, в которой вы сидите, либо теми людьми, с которыми вас связывают рабочие отношения.
  • Острый вопрос – стоит ли приглашать начальство. Скорее да, чем нет. Вам в любом случае надо предупредить руководителя о том, что планируете отметить день рождения, спросить разрешения и заодно пригласить. Совершенно не факт, что начальник после этого придет на праздник. Субординация все же.
  • Даже если отмечание переросло в дружеские посиделки с алкоголем, не спешите вести разговоры на личные темы или обсуждать начальство. Все-таки вы находись в компании коллег, а не близких друзей. Есть шанс, что все сказанное будет использовано против вас. Лучше разговаривайте на рабочие вопросы, вспоминайте забавные ситуации, обсуждайте отвлеченные темы: спорт, политика, искусство. Можете также подготовить несколько игр для праздника вроде "Мафии", "Крокодила" и тому подобных.

Не отмечаем

Существует масса причин, по которым вам может не хотеться отмечать день рождения. Может быть, вы неловко чувствуете себя в компании коллег и хотите избежать натянутой ситуации и формальных поздравлений. Возможно, вы не любите смешивать работу и веселье. Или вас вечером ожидает грандиозное романтическое свидание, и вы не хотите заранее "расплескать веселье". В любом случае, собственного праздника легко избежать.

Полезные советы

  • Лучший выход в такой ситуации – взять отгул на свой день рождения, чтобы грандиозно отметить его с любимым человеком, семьей или друзьями. Или лучше даже на два дня, включая день после. Конечно, если есть такая возможность.
  • Если в компании никто не следит за днями рождениями коллег, просто не акцентируйте внимание на своем празднике – есть шанс, что никто его благополучно не заметит.
  • А если праздничные даты отслеживаются, можете заранее между делом сообщить коллегам, что не отмечаете свой день рождения, чтобы у них не было лишних ожиданий. Стандартная формулировка – зачем праздновать день, приближающий меня к старости. Можно придумать слезливую историю, как вас бросил молодой человек именно в ваш день рождения. Впрочем, лучше всего ничего не придумывать – не отмечаете и все, это только ваше дело.
  • Помните школу? В день рождения дети всегда приносили пакет с конфетами и угощали одноклассников. Таким образом можно и сейчас избежать празднования дня рождения и никого не обидеть. Купите заранее конфет, тортик или фрукты, подготовьте угощение и положите на кухонный стол и сообщите коллегам по общей рассылке, что на кухне их ждут угощения. После этого спокойно продолжайте работать, а все желающие пусть отмечают ваш день рождения самостоятельно.
  • Если в компании принято дарить подарки всем именинникам, это совершенно не значит, что вы непременно должны организовать праздник в обмен на презент.

А вы любите отмечать день рождения в офисе? Как вам кажется, это уместно? Расскажите свои истории.

В этой статье мы расскажем о том, как правильно поздравлять своих сотрудников и коллег.


Этикет поздравлений — неотъемлемая часть современной корпоративной культуры , которая требует соблюдения норм корпоративного общения и правил этикета. Поздравление сотрудников в праздничный день или письмо коллегам с хорошими пожеланиями является признаком хорошего тона. Всегда имеется много поводов для поздравления: дни рождения, юбилеи, государственные и профессиональные праздники. Все эти события нуждаются не только в подарках, но и в правильно оформленном поздравлении. А главное – в соблюдении границ и умении правильно обращаться ко всем в компании: от директора, до обслуживающего персонала.

Общие правила поздравлений

Написать или сказать красивое и лаконичное поздравление — довольно сложная задача. Всегда очень важно правильно подобрать слова и стиль поздравления. Сегодня многие пользуются готовыми шаблонами для поздравлений, но это приводит к тому, что человек получает одно и то же письмо от разных адресатов, что обесценивает его. Чтобы этого избежать, стоит следовать несложным правилам этикета поздравлений.

Этикет поздравлений в компании во многом зависит от типа управления и корпоративной культуры. Если у вас дружный коллектив, где все общаются неформально, то излишне официальное поздравление будет неуместным и вызовет недоумение. Поэтому самое главное, что нужно помнить — ориентируйтесь на свою компанию!

Что делать, если стиль общения у вас в компании формальный? Поздравить коллегу или руководителя гораздо сложнее, чем более близких людей. Если знать основные правила и структуру поздравления, то задача сразу станет проще. Ниже приведены главные правила деловых поздравлений:

  1. Однозначность. Все, что вы скажете или напишите должно быть тщательно продумано и взвешено. Независимо от того предназначается поздравление директору или рядовому сотруднику, ни одно слово не должно быть понято неправильно.
  2. Краткость. Текст поздравления не должен быть слишком длинным и переполненным похвалой и пожеланиями. Гораздо лучше будет воспринято простое и лаконичное поздравление.

Если вы поздравляете сотрудника или руководителя с днем рождения, стоит избегать уточнения возраста именинника. Это поможет избежать недоразумений и неловкостей, особенно если праздник отмечает женщина.


Структура деловых поздравлений

Все деловые поздравления имеют похожую структуру. Независимо от того личные они, письменные или в форме телефонного разговора:

  1. Вступительные слова (обращение).
  2. Текст поздравления.
  3. Заключающие слова.

Если поздравление более неформальное, то структура может быть любой. Но и поздравление коллеге, с которым вы хорошо общаетесь, обычно строится похожим образом.

Обращение

Общепринятая форма вежливости подразумевает, что любое поздравление начинается с обращения. Обращение должно соответствовать тому, в каких отношениях вы с адресатом.

Также можно начинать с личного обращения по имени:

  • Игорь Алексеевич… – универсальное обращение, подойдет как для менеджера, так и рядового сотрудника.
  • Екатерина… – неформально для сотрудников.
  • Мишаня… – для близкого коллеги.

Если вы поздравляете клиентов или бизнес-партнеров, то стоит выбирать максимально официальный стиль, но не стоит излишне усердствовать и использовать обращение “Господин”, “Высокоуважаемый” и т.д. Такие обращения уместны только для деловой переписки с высокопоставленными лицами или чиновниками.

Текст поздравления

Во-первых, в тексте следует использовать максимально простые, но искренние фразы. Во-вторых, всеми способами постарайтесь избежать клише и общих оборотов, не забывайте о том, что даже деловое поздравление должно быть персонализированным.

Пожелания составляют в соответствии с возрастом адресата, пола, семейного положения, его хобби и тому подобное. Если вы знаете человека лично, можно вспомнить его положительные личностные качества, достижения в профессиональной сфере. Если это сотрудник вашей фирмы, то упомяните пользу, которую он принес для нее. Речевые обороты могут быть такими:

  • Примите наши искренние поздравления по случаю.
  • От всего сердца поздравляем с…
  • Поздравляю вас с успешным завершением…
  • Поздравляем вас с днем рождения, желаем успехов.
  • Праздничного настроения, успехов, осуществления заветных желаний.
  • Желаем, чтобы реализовались все ваши стремления и начинания.
  • Пусть Новый год будет таким же успешным.
  • Желаем вашей компании дальнейшего процветания и успехов.
  • Поздравляем с назначением на новую должность…
  • Спасибо за бесценный опыт сотрудничества с вашей компанией.

Для текста делового поздравления имеет большее значение не количество слов, а их качество, поэтому следует постараться и подобрать слова максимально емко и персонализировано.

Заключительная часть

В личном поздравлении и поздравлении по телефону заключительная часть обычно не имеет такого значения, как в письме. Чаще всего разговор заканчивается вежливым прощанием:

  • Всего доброго…
  • До свидания…
  • Еще раз поздравляю…
  • Всех благ…
  • Увидимся…

Для писем используются формулировки формальнее:

  • С уважением…
  • С искренним уважением…
  • С уважением и наилучшими пожеланиями…
  • С пожеланием успехов…
  • С искренними поздравлениями…

В электронном письме обязательно укажите тему письма, чтоб оно выделялось в почте. Не стоит использовать открытки и анимацию, если адресат не ваш друг. Также не следует писать “Вы” с большой буквы, если получатель не высокопоставленное лицо. Во всех остальных случаях употребление местоимения с большой буквы является нарушением правил грамматики.


Этикет поздравления по телефону

Поздравление по телефону требует деликатности. В нем используется все та же структура, только более расширенная:

  1. Поздороваться и представиться.
  2. Спросить удобно ли собеседнику сейчас говорить.
  3. Поздравить.
  4. Спросить как дела, если это близкий коллега, или про проект, если бизнес-партнер.
  5. Пожелать хорошо провести время.
  6. Попрощаться.

В телефонном разговоре следует говорить четко, громко и понятно. Используйте фразы вежливости, если это руководитель или бизнес-партер и разговорную речь, если близкий коллега. Речевой этикет для поздравлений очень важен, поэтому постарайтесь не ошибаться в словах и найти место, где внешний шум не будет мешать. Если это звонок через мессенджер, требующий интернет-подключения, убедитесь, что у вас стабильная сеть с высокой скоростью соединения.


Зачем нужен этикет поздравлений

Даже если в вашей компании неформальное общение и обращение “Уважаемый” вызывает у вас улыбку, не стоит забывать, что ваша компания – это не только сотрудники. Ваши партнеры и постоянные клиенты тоже часть организации, а в разговоре с ними следует соблюдать дистанцию и придерживаться правил этикета поздравлений


Den


Смотря, как поздравлять.
Одно дело - просто устно поздравить.
Другое - напиваться с каждым. Во втором случае получается панибратство, которое в данном случае неуместно.


Lena


В свое время, когда я работала еще в госучреждении, руководство каждому сотруднику вручало поздравительную открытку с днем рождения (от профсоюза, от комитетов партийных и комсомольских, от администрации со всеми подписями). Мелочь? - Знак внимания.

Полностью солидарен с Дэном. Устное поздравление должно быть. А вот отмечать - это уже на усмотрение самого начальника.

P.S. Сегодня как раз у одной нашей сотрудницы ДР :)

НАдо обязательно поздравлять, это очень приятно. А еще хорошо бы подарочек какой-нибудь вручить, или хотя бы букетик подарить.


Sgt. Pepper


Если ты жадина, то можешь и не дарить подарочки. Думаю, что твои подчиненные от тебя не в восторге. Но внимание приятно в любом случае.


Sgt. Pepper


А при чем тут - "жадина"? Что, начальник должен дарить из своего кармана подарки подчиненным 30 раз в году?
И еще. Подчиненные вовсе и должны быть в восторге от начальника. Он для других целей существует, а не подчиненных развлекать. За "восторгами" можно в цирк сходить.


Sgt. Pepper


Тебя никто не вынуждает и не заставляет подарки дарить. Ты знаешь: еще можно денежки с коллектива собрать, а еще можно кассу такую специальную завести? Не знал? ДАрю идейку.


Скрепка


Правильно говоришь!
Когда был коллектив маленький, вопросов не возникало, скинулись, поздравили, отметили. А теперь с зплаты скидывается каждый (! даже начальник) сотрудник в общую кассу, и подарок и цветы каждому именнику обеспечены. Только вот "культмассовый сектор" нужно правильно подобрать :)


ILA



Sgt. Pepper


Тоже мне - открытие. Да так все и делают. При чем тут начальник? Это называется не "поздравить" а "организовать поздравление". Не начальник же будет этим заниматься!


Freken_Snork


Секретарь есть?
Вызываешь к себе и говоришь "Уважаемая, составьте пожалуйста списочек дней рождения наших сотрудников, повесьте у себя над рабочим местом, и, пожалуйста, за три дня до праздничной даты, напоминайте мне".
Допустим женщин в компании 36. В среднем по три дня рождения на месяц. Дарить можно одну розу. Сколько во Владимире стоит роза? 100 рублей? Итого 300 рублей за месяц. (по десятке с каждого сотрудника, либо вычетом 300 рублей из-зарплаты у начальника, при условии, что начальник - это хозяин конторы и зарплата его превышает зарплату среднего сотрудника хотя бы раза в два).
Жадничать не надо.


goat


Я думаю что все зависит от начальника, а вообще от его помошника по социальным вопросам. Я считаю что маленький фуршетик по случаю 8 марта или Нового года никому не повредит, главное чтобы все было цевильно и красиво и не походило на массовую попойку. А насчет дней рождений. так можно например раз в 3 месяца устраивать опять же фуршетик, где будут поздравляться все именинники, и кстити не обязательно это делать начальнику, они вообще как правила на такие мероприятния редко ходят, хотя все зависит от его личности, какой он начальник.


Den


Смотря, как поздравлять.
Одно дело - просто устно поздравить.
Другое - напиваться с каждым. Во втором случае получается панибратство, которое в данном случае неуместно.


Lena


В свое время, когда я работала еще в госучреждении, руководство каждому сотруднику вручало поздравительную открытку с днем рождения (от профсоюза, от комитетов партийных и комсомольских, от администрации со всеми подписями). Мелочь? - Знак внимания.

Полностью солидарен с Дэном. Устное поздравление должно быть. А вот отмечать - это уже на усмотрение самого начальника.

P.S. Сегодня как раз у одной нашей сотрудницы ДР :)

НАдо обязательно поздравлять, это очень приятно. А еще хорошо бы подарочек какой-нибудь вручить, или хотя бы букетик подарить.


Sgt. Pepper


Если ты жадина, то можешь и не дарить подарочки. Думаю, что твои подчиненные от тебя не в восторге. Но внимание приятно в любом случае.


Sgt. Pepper


А при чем тут - "жадина"? Что, начальник должен дарить из своего кармана подарки подчиненным 30 раз в году?
И еще. Подчиненные вовсе и должны быть в восторге от начальника. Он для других целей существует, а не подчиненных развлекать. За "восторгами" можно в цирк сходить.


Sgt. Pepper


Тебя никто не вынуждает и не заставляет подарки дарить. Ты знаешь: еще можно денежки с коллектива собрать, а еще можно кассу такую специальную завести? Не знал? ДАрю идейку.


Скрепка


Правильно говоришь!
Когда был коллектив маленький, вопросов не возникало, скинулись, поздравили, отметили. А теперь с зплаты скидывается каждый (! даже начальник) сотрудник в общую кассу, и подарок и цветы каждому именнику обеспечены. Только вот "культмассовый сектор" нужно правильно подобрать :)


ILA



Sgt. Pepper


Тоже мне - открытие. Да так все и делают. При чем тут начальник? Это называется не "поздравить" а "организовать поздравление". Не начальник же будет этим заниматься!


Freken_Snork


Секретарь есть?
Вызываешь к себе и говоришь "Уважаемая, составьте пожалуйста списочек дней рождения наших сотрудников, повесьте у себя над рабочим местом, и, пожалуйста, за три дня до праздничной даты, напоминайте мне".
Допустим женщин в компании 36. В среднем по три дня рождения на месяц. Дарить можно одну розу. Сколько во Владимире стоит роза? 100 рублей? Итого 300 рублей за месяц. (по десятке с каждого сотрудника, либо вычетом 300 рублей из-зарплаты у начальника, при условии, что начальник - это хозяин конторы и зарплата его превышает зарплату среднего сотрудника хотя бы раза в два).
Жадничать не надо.


goat


Я думаю что все зависит от начальника, а вообще от его помошника по социальным вопросам. Я считаю что маленький фуршетик по случаю 8 марта или Нового года никому не повредит, главное чтобы все было цевильно и красиво и не походило на массовую попойку. А насчет дней рождений. так можно например раз в 3 месяца устраивать опять же фуршетик, где будут поздравляться все именинники, и кстити не обязательно это делать начальнику, они вообще как правила на такие мероприятния редко ходят, хотя все зависит от его личности, какой он начальник.

Читайте также: