Специалисты высшего уровня квалификации это какие профессии

Обновлено: 19.05.2024

Профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, описывают требования к условиям труда, к уровню профессиональных компетенций, а также к профессиональному образованию для соответствия работника занимаемой должности. Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций и обязательны к применению руководителями организаций. Важно помнить, что несоответствие работника профстандарту — это нарушение, которое может обернуться для работодателя серьезными неприятностями такими, как признание трудовых договоров недействительными, отказы ФСС в возмещении выплат по больничному, наказание за несоблюдение лицензионных требований (практика по упомянутым случаям уже имеется) и т.п. Для обеспечения соответствия сотрудников занимаемым должностям работодатель может проводить аттестации, в том числе с привлечением независимой комиссии; организовывать своевременное обучение с целью повышения квалификации персонала; тестировать кандидатов на вакантные должности.

Московская бизнес-школа предлагает дополнительное образование и переподготовку, соответствующие требованиям профессионального стандарта, что позволяет вам приобрести профессиональные компетенции, необходимые для специалиста (уровень 6), топ-менеджера или руководителя организации (уровень 7), руководителя высшего звена (уровень 8).

Для чего нужны уровни и что они значат?

Каждый уровень квалификации подразумевает четыре критерия (показателя), а именно:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний;
  • основные пути достижения квалификации (необходимый уровень образования).

Шестой уровень. Подразумевает самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и работы подчиненных по достижению поставленной цели; обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений; ответственность за выполнение работ на уровне подразделения или организации.

Характер умений для шестого уровня: разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.

Характер знаний для шестого уровня: применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных; самостоятельный поиск и оценка профессиональной информации.

Итог: шестой уровень — уровень специалиста, для него необходимо иметь либо среднее специальное образование, либо образование бакалавра, эффективно самостоятельно работать, управлять группой сотрудников, уметь внедрять, а также улучшать технологические или методологические решения.

Мы предлагаем профессиональную переподготовку согласно 6 уровня по следующим направлениям:

  • управление персоналом (специалист по управлению персоналом; менеджер по персоналу; инспектор по кадрам; специалист кадровой службы);
  • маркетинг (маркетолог; специалист/аналитик по маркетингу; менеджер по рекламе; менеджер по связям с общественностью);
  • корпоративное управление (специалист по корпоративному управлению);
  • бизнес-аналитика (бизнес-аналитик);
  • процессное управление (специалист по процессному управлению; процессный аналитик; специалист по регламентации бизнес-процессов);
  • управление рисками (специалист по управлению рисками);
  • стратегическое и тактическое планирование и организация производств (специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства);
  • финансовая служба (специалист финансовой службы);
  • инвестиционные проекты (специалист по работе с инвестиционными проектами);
  • продажи (менеджер по продажам);
  • логистика (специалист по логистике);
  • психология и коммуникации (корпоративный психолог).

Седьмой уровень. Уровень руководителя организации или подразделения. Предполагается умение определять стратегию, управлять процессами и деятельностью, в том числе инновационной, принимать решения на уровне организации или крупных подразделений. Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений.

Для седьмого уровня необходимо уметь организовывать и развивать профессиональную деятельность с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных, а также самостоятельно разрабатывать новые методы и технологии.

Характер знаний предполагает понимание методологических основ профессиональной деятельности; создание новых знаний прикладного характера в определенной области; определение источников и поиск информации, необходимой для развития профессиональной деятельности или организации.

Для седьмого уровня необходимо высшее образование по программе магистратуры или специалитета и практический опыт работы.

Итог: седьмой уровень — уровень высшего руководства крупных подразделений или организаций, для которого необходим навык не только управления, но и стратегического планирования. Это обуславливает и более высокие требования к образованию — магистратура или специалитет.

Перечислим категории и названия программ, предлагаемых нами для 7 уровня:

  • управление персоналом (директор по персоналу; специалист по управлению персоналом; заместитель генерального директора по персоналу; руководитель отдела кадров);
  • маркетинг (маркетолог; начальник отдела маркетинга; начальник отдела сбыта; начальник отдела по связям с общественностью);
  • корпоративное управление (специалист по корпоративному управлению);
  • бизнес-аналитика (бизнес-аналитик);
  • процессное управление (специалист по процессному управлению; процессный архитектор; процессный методолог);
  • управление рисками (специалист по управлению рисками);
  • стратегическое и тактическое планирование и организация производств (специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства);
  • финансовая служба (специалист финансовой службы);
  • инвестиционные проекты (специалист по работе с инвестиционными проектами);
  • продажи (менеджер по продажам);
  • логистика (специалист по логистике);
  • психология и коммуникации (корпоративный психолог).

Восьмой уровень. Уровень руководителя высшего звена — это квалификация руководителя крупной организации, концерна, корпорации, отрасли. Предполагается умение определять стратегию, управлять процессами и деятельностью (в том числе инновационной) на уровне предприятий или отрасли и ответственность за результаты деятельности крупной организации или отрасли.

Специалисту данного уровня необходимо уметь решать задачи исследовательского и проектного характера, нацеленные на повышение эффективности производственных процессов. От данного специалиста ожидается создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера, а также оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности.

Требуемое образование: магистратура или специалитет, а также программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Приветствуются дополнительные профессиональные программы. Необходим практический опыт.

Итог: восьмой квалификационный уровень определяет квалификацию для высших руководящих должностей в крупных предприятиях и организациях. Предполагается не только высшее образование по программам магистратуры и специалитета, но и окончание аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Московская бизнес-школа предлагает вам следующие направления по 8 квалификационному уровню:

  • маркетинг (директор департамента по маркетингу; директор департамента по сбыту; директор департамента по продажам);
  • управление рисками (руководитель/генеральный директор организации, директор по рискам, руководитель направления (блока) по рискам (внутреннему контролю, аудиту));
  • продажи (директор по продажам, коммерческий директор).

Таким образом, профессиональный стандарт определил обобщенные трудовые функции, характерные для каждого уровня. Для определения уровня каждого сотрудника работодателю будет необходимо просто проанализировать его реальную трудовую функцию и сопоставить ее с обобщенными трудовыми функциями, предусмотренными в профессиональном стандарте. Если у работника не хватает стажа, образования или опыта работы, то работодателю придется решать эту проблему путем перевода сотрудника на другую должность либо организацией его дополнительного обучения или повышения квалификации.

author

Выбрать профессиональные стандарты

Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела

С уважением, команда Moscow Business School

Вы можете пройти обучение на практических бизнес-семинарах Moscow Business School, если хотите сменить сферу деятельности или укрепить свои позиции на текущем месте.


Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.

Кем и как могут разрабатываться профстандарты

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.

Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.

Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Сфера применения уровней профстандартов

Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.

Уровни квалификации очерчивают круг требований:

  • к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
  • квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.

Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов

Данные по квалификационным уровням

Что требуется для достижения уровня квалификации

Должностные полномочия и ответственность

Выполнение заданий под руководством.

Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд)

Элементарные или базовые специальные

Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса.

Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач.

Выполнение стандартных поручений.

Выбор подхода к выполнению задания из инструкций.

Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий

Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев.

Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий.

Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения.

Решение стандартных практических задач.

Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте.

Корректировка действий с учетом условий их осуществления

Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике.

Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года

Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации.

Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников.

Ответственность за себя и своих подчиненных

Умение решать различные практические задачи.

Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний.

Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий

Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий.

Способность к самостоятельной обработке информации

Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.

Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации.

Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений.

Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений.

Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения

Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования.

Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации.

Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации

Использование технологических или методических профзнаний.

Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию

Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров.

Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих.

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели.

Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями.

Ответственность за подразделение или предприятие в целом

Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений

Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера.

Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации

Получение высшего образования.

Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена.

Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности.

Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений

Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера.

Разработка новых подходов, методик, технологий

Понимание методологических основ профдеятельности.

Разработка новых практических решений в определенной сфере.

Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности

Получение высшего образования (специалитет или магистратура).

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений.

Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей

Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов

Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера.

Подбор и анализ информации для развития деятельности

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Программы высшего образования (магистратура или специалитет).

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Получение практических навыков

Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера.

Особый вклад в определенную сферу деятельности.

Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях

Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности

Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления

Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.

Обучение по дополнительным профпрограммам.

Получение практических навыков

Итоги

Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: