Сотрудник полиции при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории

Обновлено: 04.05.2024

Практика проверки телефонов граждан полицией была введена где то с 2017 года. Многие боятся, что их заберут в одел и не отказывают в требовании полиции, хотя на мой взгляд подобные требования абсолютно не укладываются в рамки закона.

В большинстве случаев это делается якобы с целью, проверки телефона на наличие запрещенных мессенджеров и информации о готовящихся преступлениях. Ссылаются при этом на закон "о полиции".

Однако как говорит Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. No 3-ФЗ "О полиции", статья 13, в которой указывается на право сотрудника полиции проверять документы (при наличии подозрения в совершении преступления либо повода к возбуждению дела в административном порядке) и досматривать граждан и их личные вещи при проходе на территории, где проводятся публичные или массовые мероприятия.

Кто имеет право проводить.

Перечень лиц, которые наделены правом применять данную процедуру наряду с прочими мерами обеспечения, приведен в ст. 27.2 и ст. 27.3 КоАП. Это должностные лица правоохранительных структур и государственных органов, которые осуществляют надзор за исполнением законодательства, а именно:

-сотрудники полиции;-служащие Росгвардии;-военные автоинспекторы;

-сотрудники службы исполнения наказаний;

-служащие экологического, лесного, природного, рыболовного надзора.

Разумеется, большинство из них имеют право проводить досмотр только в определенных ситуациях. Например, судебные приставы применяют его к гражданам, которые находятся в здании суда. Военные автоинспекторы могут досматривать только военнослужащих, нарушивших ПДД.

Какие действия следует предпринять для пресечения незаконного досмотра.

По закону сотрудники полиции имеют право проверять документы, но так как мобильные телефоны к документам не относятся, то для их проверки должно быть дополнительное основание.

Мобильный телефон – персональная вещь, в которой хранятся личные контакты, фотографии, записки, файлы. Пока вы не нарушили закон, никто не имеет права в принудительном порядке просматривать вашу конфиденциальную информацию иначе как по решению суда. Мобильный телефон не документ, удостоверяющий личность. Хотя порой при отсутствии документов полицейские просят показать мобильные телефону, дабы проверить IMEI-номера аппаратов, а затем по базе устанавливают личность гражданина и не находиться ли данный телефон в розыске в связи с его кражей. Любой из Нас вправе отказаться показывать свой сотовый даже в такой ситуации. Если же Вы сами добровольно предоставляете свой телефон, то нарушением это уже не является.

Поскольку нормы закона, обязывающей граждан наряду с документами, удостоверяющими личность предъявить на проверку мобильный телефон, не существует, проверяемый сам вправе решить – предъявлять его сотруднику полиции или нет. Причем если проверяющий попросит разблокировать телефон для просмотра его содержимого, то он должен составить протокол осмотра, предварительно огласив, что он хочет там увидеть.

Исследовать мобильный телефон сотрудник полиции самовольно и "лазить" по всем приложениям не имеет права!

Если же сотрудник полиции требует предоставить мобильный телефон для проверки следует:

• попросить сотрудника полиции или Росгвардии представиться, а также узнать его подразделение (целесообразно записать эти данные);

• узнать данные начальника подразделения (должность, фамилию, имя и отчество);

• потребовать объяснения причины проверки телефона (ее тоже следует зафиксировать);

• снять происходящее на видео.

Отказ гражданина в предъявлении мобильного телефона сотруднику полиции.

Когда при отказе гражданина предъявить телефон сотруднику полиции и требуют проехать с ними, то необходимо уточнить номер и адрес отделения полиции, затем –позвонить родственникам, чтобы они приехали или прислали в отделение представителя для присутствия в момент досмотра.

Согласно закону "О Полиции" сотрудники полиции обязаны оформить протокол об административном задержании в порядке предусмотренном ст. 27.3 КоАП, который впоследствии можно будет оспорить в суде. Касаемо досмотра личных вещей в отделении полиции, то он должен быть зафиксирован в протоколе осмотра – в частности, при проверке телефона сотрудник полиции должен отмечать, какие страницы просматривает, какие сведения он получил, с какой целью он его досматривал.

Досмотр вещей при физическом лице должно производиться с использованием фото и киносъемки, видеозаписи, а также использовать другие виды фиксации вещественных доказательств. Поскольку должностное лицо не всегда владеет этими способами, для их применения допускается присутствие специалиста. В некоторых случаях использование видеозаписи необходимо, например, когда процедуру производят без участия понятых или гражданин сопротивляется досмотру либо, пытается скрыть вещественные доказательства.

В случае если сотрудник полиции отказывается составлять протокол, гражданин может привлечь прохожих (понятых), зафиксировать действия сотрудника на камеру мобильного телефона.

В большинстве случаев требований проверки мобильных телефонов полиция и Росгвардия превышают свои полномочия, играют на боязни людей перед ними, незнании своих прав, нарушая конституционное право граждан на тайну переписки, которое может быть ограничено только судом.

Досматривать гражданина и осматривать его личные вещи сотрудники полиции вправе только в связи с проверками по конкретным уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Когда сотрудник полиции угрожает тем, что в случае неповиновения Вас заберут в отдел полиции – стоит соглашаться, сопротивление сотруднику полиции оказывать не нужно. Если вы законопослушный человек и скрывать вам нечего, то лучше с сотрудником полиции не спорить.

Полностью законным со стороны гражданина подвергнувшегося досмотру полицией, будет отказаться давать силовикам пароль от мобильного телефона или вводить его в их присутствии.

Что делать, если правила досмотра нарушены?

В первую очередь нужно помнить о том, что отказываться или сопротивляться нельзя, это расценят, как неподчинение должностному лицу. Нужно потребовать присутствия адвоката, родственника или позвонить в правозащитную организацию.

Если при досмотре нет понятых или не ведется видеосъемка, полицейский отказывается подождать адвоката, протокол составлен с нарушениями, все это необходимо зафиксировать в документе. При отказе от подписи гражданин теряет возможность отразить в нем свое мнение. Поэтому протокол следует внимательно прочитать и около каждой записи, с которой не согласен, сделать соответствующую пометку.

г) не обязан уведомлять.

а) заявителям на основании письменных обращений;

б) заявителям на основании личных обращений;

в) вышестоящим должностным лицам полиции, уполномоченным осуществлять ведомственный контроль;

г) прокурорам, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями осуществляют надзор за исполнением полицией законов в каждом случае поступления таких заявлений.

21. В какой срок полиция обязана прибывать на место происшествия:

б) как можно в самый короткий срок;

22. На полицию возлагается обязанность:

а) оказывать доврачебную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

б) оказывать медицинскую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

г) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

23. На полицию возлагается обязанность:

а) организовывать в соответствии с законодательством Российской Федерации спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации поддерживать организаторов спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

в) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимую правовую и иную помощь организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

24. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

а) принять меры к задержанию и доставить в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

б) принудительно провести осмотр с использованием технических средств;

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

25. В обязанности полиции не входит розыск:

а) лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

б) лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу;




в) несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) лиц, пропавших без вести.

26. На полицию возлагается обязанность:

а) осуществлять розыск лиц без определенного места жительства, либо уклоняющихся от регистрации по месту временного пребывания;

б) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания не связанного с лишением свободы;

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

г) осуществлять розыск пропавших животных.

27. Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

а) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима;

б) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

в) оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

а) да, в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации;

в) нет, это несвойственная для полиции функция;

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России.

29. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан:

а) по предъявлении служебного удостоверения.

в) по предъявлении предписания и служебного удостоверения.

30. К правам полиции не относится:

а) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом

б) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

г) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

Ткаченко Владимир Васильевич - кандидат экономических наук, преподаватель кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина.

Никулин Алексей Иванович - старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина.

В статье рассматриваются правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции Российской Федерации. На основании проведенного анализа нормативных правовых актов делается вывод о недостаточной гарантии личной безопасности сотрудников полиции при проведении наружного досмотра доставляемых в территориальные органы МВД России физических лиц. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, дающие право сотрудникам полиции проводить наружный досмотр, и нет регламента его проведения. Предлагается закрепить правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра доставляемых лиц в п. 13 ст. 13 Федерального закона "О полиции".

Ключевые слова: доставление физических лиц, наружный досмотр, личный досмотр, личная безопасность сотрудника полиции.

Legal grounds for external inspection by police officer

V.V. Tkachenko, A.I. Nikulin

The article examines the legal grounds for conducting an external inspection by policeman of the Russian Federation. On the basis of the carried-out analysis of regulations, the conclusion about an insufficient guarantee of personal security of the police officers, when carrying out external inspection brought to territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of natural persons is drawn. In the legislation of the Russian Federation there are no precepts of law granting the right to policeman to carry out external inspection, and there are no regulations of his carrying out. Authors of article suggest to enshrine legal grounds of carrying out by policeman of external inspection of the brought persons in paragraph 13 of article 13 of the Federal law "About Police".

Key words: conveyance of natural persons, external inspection, personal inspection, personal safety of a policeman.

Основное назначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан (и неграждан) Российской Федерации, а также противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти и т.д.

Исполняя свое прямое назначение по основным направлениям деятельности, сотрудники полиции пресекают преступления и административные правонарушения, обеспечивая правопорядок в общественных местах.

Основной объем работы по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности принадлежит патрульно-постовой службе полиции. Высокая общественная значимость деятельности вышеназванной службы полиции определяет необходимость приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, государства и общества от преступных посягательств [6].

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам полиции предоставлены права, перечень которых закреплен в ст. 13 ФЗ "О полиции", в том числе предоставляется право доставлять физических лиц в служебное помещение территориального органа МВД России, осуществлять их принудительное препровождение [5]. Правовые основания доставления и порядок применения данной меры достаточно детально регламентированы ФЗ "О полиции" и законодательством об административных правонарушениях.

При осуществлении доставления сотрудники полиции нередко сталкиваются с оказанием противодействия, которое выражается не только в пассивном неповиновении законным требованиям сотрудникам полиции, но и в активном воспрепятствовании осуществления законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности общества.

В последнее время участились случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов, в том числе и с применением предметов, используемых в качестве оружия. В практике известны случаи, когда правонарушители подчиняются требованиям сотрудников полиции и прекращают противоправное поведение, но при доставлении в отдел полиции нападают на полицейских, используют для нападения всевозможные предметы и создают реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников ОВД.

В настоящее время существует проблема неоднозначного толкования таких понятий, как "наружный досмотр" и "наружный осмотр", а также отсутствия законодательного закрепления права сотрудников полиции проводить наружный досмотр (осмотр) физических лиц перед их доставлением в территориальный орган МВД России.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показал отсутствие среди широкого круга полномочий полиции норм права, направленных на обеспечение личной безопасности самих сотрудников полиции при проведении наружного досмотра физических лиц.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ "О полиции" в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения полицейские имеют право в порядке ст. 27.7 КоАП РФ осуществлять личный досмотр физических лиц в присутствии двух понятых. Личный досмотр является мерой административного обеспечения, цель которого обнаружить орудия или предметы совершения административного правонарушения, впоследствии приобщаемые к делу в качестве доказательств.

В исключительных случаях, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо может иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр (досмотр вещей, находящихся при физическом лице) может быть осуществлен без понятых [4].

Но эти действия проводятся в целях обнаружения орудий совершения административного правонарушения или даже уголовного преступления. В Федеральном законе "О полиции" нет положений о проведении наружного досмотра как о мере личной безопасности сотрудников полиции.

В соответствии с п. 18 ст. 13 ФЗ "О полиции" сотрудники полиции имеют право осуществлять "в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру - не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места" [5]. В таком случае у граждан есть право выбора: подвергаться личному осмотру или нет, но тогда будет отсутствовать право прохода в конкретное общественное место. И граждане подвергаются личному осмотру добровольно, а ведь они не совершали никаких правонарушений.

Обеспечивая безопасность и антитеррористическую защищенность зданий ОВД, сотрудники полиции имеют право "требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах, осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей" [5]. И в таких случаях граждане, не совершившие правонарушения, также добровольно подвергаются личному досмотру и (или) осмотру.

Изъятие опасных предметов, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра и которые могут быть использованы доставляемым физическим лицом для нападения на сотрудников полиции, в законодательстве никак не урегулировано.

В п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции говорится о проведении досмотра как о мере, направленной на обеспечение безопасности сотрудников полиции: ". в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются" [2].

Это положение закреплено в ведомственном приказе МВД России, который регламентирует деятельность сотрудников полиции, но граждане зачастую не знают, да и не обязаны знать, содержание ведомственных приказов правоохранительных органов.

Однако и для сотрудников полиции данное положение представляется размытым. В Уставе ППСП само определение понятия наружного досмотра отсутствует, а также не прописаны условия его проведения. Сотрудникам полиции предлагается проводить наружный досмотр путем похлопывания, прощупывания элементов одежды физических лиц. Но в ходе такого наружного досмотра, во-первых, не всегда возможно обнаружить предметы, которые могут быть использованы досматриваемым лицом в качестве оружия, а во-вторых, часто возникают вопросы со стороны досматриваемых лиц по поводу законности и обоснованности действий сотрудников полиции. Гражданам незнакомо само понятие "наружный досмотр", они понимают его как "личный досмотр" и требуют соблюдения законности со стороны сотрудников полиции, обязательного присутствия понятых и составления протокола. Зачастую и сами сотрудники полиции путаются в понятиях "наружный досмотр", "наружный осмотр", "личный досмотр", "личный обыск". Не совсем понятен порядок проведения наружного досмотра физического лица, при котором будут обнаружены предметы, подлежащие изъятию.

Вызывает сомнение правомерность положения Устава ППСП о немедленном изъятии оружия и предметов при проведении досмотра без понятых: ". обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются" [2].

В п. 4 ст. 27.7 КоАП РФ есть упоминание об исключительных случаях проведения личного досмотра без понятых: ". при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых" [4]. Не совсем ясна процедура приобщения к материалам дела оружия, которое изымается при наружном досмотре. Ни в одном нормативном правовом акте не регламентирована процедура перехода наружного досмотра в личный досмотр.

Также непонятна процедура оформления веществ, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра, которые на первый взгляд не являются запрещенными, но впоследствии таковыми могут оказаться, например: обнаружение вещества растительного происхождения зеленого цвета, которое впоследствии эксперт может признать наркотическим средством.

Какие пути решения можно предпринять? С.В. Белов и М.Ю. Водяная (Омская академия МВД России) предлагают законодательно закрепить право сотрудников полиции на проведение наружного досмотра, проводимого в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, без понятых, дополнив ч. 1 ст. 13 ФЗ "О полиции" п. 15.1 следующего содержания: ". осуществлять наружный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей, при наличии оснований для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение, в медицинские организации, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, обнаружения и изъятия предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда окружающим или себе" [1].

На наш взгляд, дополнение в ч. 1 ст. 13 в такой формулировке дает широкое поле деятельности для злоупотреблений при изъятии предметов, поскольку непонятно, каким образом оформлять изъятые предметы и как потом приобщать эти предметы к делу об административном правонарушении или к уголовному делу.

А.В. Равнюшкин (Крымский филиал Краснодарского университета МВД РФ) предлагает внести изменения в ст. 24 ФЗ "О полиции", изложив ее в следующей редакции: "В целях личной безопасности и безопасности окружающих сотрудник полиции имеет право осуществить наружный досмотр задерживаемого им лица. Наружный досмотр - мера принуждения, связанная с обеспечением безопасности окружающих лиц и сотрудника полиции, уполномоченного на осуществление доставления, административного задержания, личного досмотра, а также задержания лица, совершившего преступление, проводимых, соответственно, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, выражающаяся в наружном обследовании одежды и вещей без нарушения их конструктивной целостности, а в случае необходимости - с применением специальных технических средств" [8].

Мы полагаем, что внесение изменений в ст. 24 ФЗ "О полиции" менее целесообразно, поскольку в данной статье прописаны гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, а мы рассматриваем правовые основания наружного досмотра физического лица. Также А.В. Равнюшкин предлагает внести дополнения в п. 266 Устава ППСП, изложив его в следующей редакции: "Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления, доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра. Наружный досмотр осуществляется на основании статьи 24 Федерального закона "О полиции" [8].

По нашему мнению, необходимо дополнить п. 13 ст. 13 Федерального закона "О полиции", изложив его в следующей редакции: ". доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона; перед доставлением проводить наружный досмотр граждан в целях обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. При обнаружении орудий совершения либо предметов правонарушения (опасных веществ) проводить изъятие обнаруженного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)".

Кроме того, мы предлагаем закрепить понятие наружного досмотра, дополнив п. 266 Устава ППСП следующим: ". наружный досмотр является мерой принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и обеспечения защищенности объектов ОВД, при доставлении физических лиц в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение. Изъятие обнаруженного проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)".

Внесение этих дополнений закрепит в ФЗ "О полиции" правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра, даст четкое определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его проведения. Изменения помогут сотрудникам полиции повысить уровень личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, избежать неоднозначного трактования понятия наружного досмотра, что в результате положительно скажется на доверии граждан к полиции.

Список литературы

  1. Белов С.В., Водяная М.Ю. Наружный досмотр как мера личной безопасности сотрудника полиции // Актуальные проблемы административной деятельности полиции: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2015. С. 338 - 343.
  2. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 // Бюл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. 07.07.2008. N 27.
  3. Дубровин А.К. Наружный досмотр как норма материального права // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Сб. материалов 20-й междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т МВД России, 2015. С. 112 - 115.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1. Ст. 1.
  5. О полиции: Федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ // СЗ РФ. 14.02.2011. N 7. Ст. 900.
  6. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: Учеб. / Под ред. В.В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 463 с.
  7. Поезжалов В.Б., Черненко И.Н., Газизова О.В. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка: Учеб.-метод. пособие. М.: ДГСК МВД России, 2016. 96 с.
  8. Равнюшкин А.В. Наружный досмотр как мера личной безопасности сотрудника полиции // Юрид. наука и правоохранит. практика. 2017. N 3(41). С. 137 - 141.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Представляю к вашему вниманию короткий список рассматриваемых поправок к Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" с маленькой иллюстрацией в конце статьи.

пункт 2 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

проверять документы , удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пункт 2 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" поправка:

требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; принимать меры по идентификации указанных лиц, проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

новый пункт З(1) часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" поправка:

пункт 10 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

пункт 10 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" поправка:

проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

пункт 16 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

пункт 16 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" поправка:

осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

пункт 25 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан , осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

пункт 25 часть 1 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" поправка:

обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) личный осмотр граждан , осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

Осмотр и досмотр не взаимосвязаны, отказ от осмотра не может являться основанием для досмотра. А поскольку осмотр является добровольной процедурой, то никакие санкции в отношении лица, отказавшегося от его прохождения, не могут быть применены. При этом законом четко не оговорена процедура проведения осмотра, что влечет достаточно широкое толкование данного действия сотрудниками полиции (естественно, в сторону увеличения своих полномочий). Поэтому любые требования сотрудников полиции вывернуть карманы или открыть багажник автомобиля можно трактовать, как попытку проведения процедуры досмотра, и требовать составления соответствующего протокола и соблюдения процедуры. (из открытых источников)

Осмотр и досмотр не взаимосвязаны, отказ от осмотра не может являться основанием для досмотра. А поскольку осмотр является добровольной процедурой, то никакие санкции в отношении лица, отказавшегося от его прохождения, не могут быть применены. При этом законом четко не оговорена процедура проведения осмотра, что влечет достаточно широкое толкование данного действия сотрудниками полиции (естественно, в сторону увеличения своих полномочий). Поэтому любые требования сотрудников полиции вывернуть карманы или открыть багажник автомобиля можно трактовать, как попытку проведения процедуры досмотра, и требовать составления соответствующего протокола и соблюдения процедуры. (из открытых источников)

часть 2 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

часть 2 статья 13 Права полиции ФЗ "О полиции" поправка:

Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел

часть 15 статья 14 Задержание "О полиции" действующая на 27.05.2020:

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

часть 15 статья 14 Задержание ФЗ "О полиции" поправка:

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается либо по объективным причинам не может подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

часть 16 статья 14 Задержание ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

часть 16 статья 14 Задержание ФЗ "О полиции" поправкой:

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

пункт 2 часть 3 статья 15 Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

пункт 2 часть 3 статья 15 Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории ФЗ "О полиции" поправка:

для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

часть 6 статья 15 Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

часть 6 статья 15 Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории ФЗ "О полиции" поправка:

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

часть 7 статья 15 Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

часть 7 статья 15 П роникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории ФЗ "О полиции" поправка:

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления

новая статья 15(1) Вскрытие транспортного средства ФЗ "О полиции" поправка:

1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

2. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, когда промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

3.0 вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.

5. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если данная мера применялась по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.";

часть 2 статья 16 Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов ФЗ "О полиции" действующая на 27.05.2020:

Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

часть 2 статья 16 Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов ФЗ "О полиции" поправка

Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего:

новый пункт 6 часть 2 статья 16 Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов ФЗ "О полиции" поправка

при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076, 5125; 2019, N 14, ст. 1461; N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 42, ст. 5802; N 49, ст. 6963; N 52, ст. 7805; 2020, N 6, ст. 591; 2021, N 1, ст. 4, 57; N 9, ст. 1469; N 15, ст. 2447; N 18, ст. 3060; N 24, ст. 4188) следующие изменения:

а) в части 3 слова "обязан пресекать" заменить словом "пресекает";

б) части 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.";

в) дополнить частью 5.1 следующего содержания:

"5.1. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.";

г) в части 7 слова "обязана обеспечить" заменить словом "обеспечивает";

2) в части 2 статьи 7 слова "связан решениями" заменить словами "зависим от решений";

а) в части 3 слова "обязана в пределах своих полномочий принять" заменить словами "в пределах своих полномочий принимает";

б) в части 5 слово "проводит" заменить словами "организует и проводит", слова "указанного мониторинга" заменить словами "указанных мониторингов";

4) в части 1 статьи 11 слова "обязана использовать" заменить словом "использует";

5) в части 1 статьи 12:

а) пункт 4 дополнить словами "по направлениям деятельности полиции";

б) пункт 9 после слов "руководителя следственного органа," дополнить словом "дознавателя,";

в) в пункте 11 слово "пресекать" заменить словами "выявлять и пресекать";

г) пункт 18 изложить в следующей редакции:

д) пункт 19 после слов "оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии" дополнить словами "в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации";

в пункте 2 слова "проверять документы" заменить словами "требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы", после слов "федеральным законом" дополнить словами ", принимать меры по идентификации указанных лиц";

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

в пункте 6 слова "и заслоны," заменить словами "заслоны, обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов,";

пункт 8 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

в пункте 16 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации", слова "при наличии данных о том" заменить словами ", если имеются основания полагать", после слов "радиоактивные вещества," дополнить словами "а также скрывают предметы хищения,";

в пункте 25 слова "осмотр граждан" заменить словами "личный осмотр граждан";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.";

а) пункт 5 части 2 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

б) часть 4 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

в) часть 6 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

г) часть 15 после слова "отказывается" дополнить словами "либо по объективным причинам не может";

д) в части 16 слова "подвергаются осмотру" заменить словами "подвергаются личному осмотру";

а) в наименовании слова "Вхождение (проникновение)" заменить словом "Проникновение";

б) в части 2 слово "входить" заменить словом "проникать";

в) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:

"2) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;";

в абзаце первом слова "вхождение (проникновение)" заменить словом "проникновение";

в пункте 3 слова "вхождением (проникновением)" заменить словом "проникновением";

в пункте 4 слова "вхождения (проникновения)" заменить словом "проникновения";

д) часть 6 после слова "информируются" дополнить словами "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел,";

е) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.";

9) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

"Статья 15.1. Вскрытие транспортного средства

1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан;

2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

4) для пресечения преступления;

5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

8) для установления обстоятельств несчастного случая.

2. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

3. О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.";

а) в наименовании слова "участков местности" заменить словом "территорий";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего:";

дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;

7) при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.";

в) в части 3 слова "участков местности" заменить словом "территорий";

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).";

д) в части 5 слова "частях 2 - 4" заменить словами "части 2";

11) пункт 6 части 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"6) о лицах, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации применен акт о помиловании или акт об амнистии;";

12) в части 2 статьи 23 слова "оружием и" заменить словами "оружием или";

13) пункт 2 части 2 статьи 25 после слов "государственным органам" дополнить словом "(органам)";

14) часть 1 статьи 27 признать утратившей силу;

а) части 1 и 2 признать утратившими силу;

б) в пункте 3 части 3 слова "использовать в случаях" заменить словами "останавливать транспортные средства, использовать в случаях";

16) в части 2 статьи 30 слова "или прямому начальнику" заменить словами "и другому прямому начальнику";

17) статью 41 признать утратившей силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Читайте также: