Сотрудник полиции имеет право на профессиональную подготовку переподготовку повышение

Обновлено: 18.05.2024

ПРИКАЗ МВД РФ ОТ 10.07.91 N 110 (РЕД. ОТ 26.07.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

2. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Работники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальный курс обучения - первоначальную подготовку.

2.2. Первоначальная подготовка проводится последовательно в три этапа.

2.2.1. Обучение по месту службы.

2.2.2. Курсовое обучение в учебных заведениях МВД России и в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

Работники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности старшего и высшего начальствующего состава, осваивают специфику работы самостоятельно и путем стажировки, с последующим обучением в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

2.2.3. Стажировка в занимаемой должности по месту службы.

2.3. Обучение по месту службы осуществляется со дня назначения работника на должность и до его направления на курсовое обучение. Оно проводится с помощью наставника по индивидуальному плану, разрабатываемому непосредственным начальником, и под его контролем. Начальник службы, подразделения, учреждения внутренних дел обязан:

2.3.1. Представить принятого работника личному составу, объявить приказ о назначении наставника.

2.3.2. Утвердить индивидуальный план обучения, который разрабатывается на основании программы МВД России, с учетом уровня образования и должностных обязанностей работника.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.3.3. Провести инструктаж наставника и обеспечить ему возможность осуществления обязанностей в соответствии с Положением о наставничестве в органах внутренних дел.

2.3.4. Разъяснить работнику и наставнику условия и порядок обучения, их права и обязанности в этот период.

2.3.5. Создать работнику необходимые условия для учебы, обеспечить его нормативными актами и учебной литературой, позволяющими в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные индивидуальным планом обучения.

2.3.6. Изучать в ходе обучения деловые и моральные качества работника, проводить с ним собеседования по изученным вопросам.

2.3.7. Осуществлять систематический контроль за ходом обучения и работой наставника.

2.3.8. Утвердить отчет работника и наставника по итогам обучения, результаты которого отразить в разделе 1 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки.

2.4. Курсовое обучение осуществляется:

2.4.1. Среднего начальствующего состава - в учебных заведениях или учебных центрах, располагающими необходимой материальной базой и квалифицированным преподавательским составом, а также возможностью создать учебную группу в количестве не менее 15 человек из одной должностной категории. Организуется Службой по работе с личным составом МВД России по заявкам МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ, ОУМТиВС, учебных заведений и научно - исследовательских учреждений МВД России или самостоятельно министерствами и управлениями внутренних дел.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.4.2. Рядового и младшего начальствующего состава - в учебных центрах. Организуется МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ или Службой по работе с личным составом МВД России по заявкам перечисленных органов внутренних дел при условии невозможности создать учебную группу не менее 15 человек из одной должностной категории.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.5. Продолжительность курсового обучения устанавливается от одного месяца до одного года. Конкретный срок и содержание курсового обучения для каждой категории работников определяются учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми Службой по работе с личным составом МВД России совместно с заинтересованными службами МВД России, которые утверждаются руководством МВД России.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.6. Перечень учебных заведений и учебных центров, осуществляющих курсовое обучение, категорий обучаемых, их количество, а также конкретные сроки проведения учебных сборов определяются ежегодным планом, утверждаемым МВД России.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

План разрабатывается Службой по работе с личным составом МВД России на основе представленных к 1 июня года, предшествующего планируемому, заявок служб МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ, ОУМТиВС, учебных заведений и научно - исследовательских учреждений МВД России. Выполнение плана осуществляется по разнарядкам МВД России, направляемым Службой по работе с личным составом МВД России в органы внутренних дел.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

Службы МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ, ОУМТиВС, учебные заведения и научно - исследовательские учреждения МВД России на основании разнарядок МВД России составляют пофамильные списки работников, подлежащих направлению на курсовое обучение, и доводят их до сведения руководителей соответствующих служб, подразделений и учреждений внутренних дел и кандидатов на учебу. Одновременно в подчиненных учебных центрах разрабатывается план - график курсового обучения работников (не предусмотренных разнарядкой МВД России) по форме согласно Приложению 5.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.7. В сроки, определяемые разнарядкой МВД России и план - графиком, но не позднее 6 месяцев со дня приема на службу, работники направляются на курсовое обучение в учебные заведения и учебные центры, куда одновременно высылаются Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки (с заполненными анкетными данными и разделом 1).

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.8. Непосредственные начальники обязаны проверять внешний вид, экипировку и проводить инструктаж направляемых на учебу работников о поведении в пути следования и в процессе обучения.

2.9. Работники, прибывшие на учебу, проходят индивидуальное собеседование. Оно проводится командно - преподавательским составом учебного заведения и учебного центра в объеме первого этапа обучения по месту службы, о чем делается запись в разделе 2 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки.

Учебные заведения и учебные центры после каждого набора слушателей анализируют качество обучения по месту службы, выявляют пробелы в знаниях и принимают меры к их ликвидации в ходе курсового обучения, а также на основе обобщенных данных вносят предложения в службы, подразделения и учреждения внутренних дел по улучшению качества обучения работников на первом этапе.

2.10. По окончании курсового обучения слушатели сдают зачеты и экзамены. Результаты курсового обучения и предложения по дальнейшему использованию выпускников отражаются в разделе 2 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки, после чего оно направляется по месту стажировки работника.

Во время стажировки работникам разрешается выдача табельного оружия.

2.11. Слушателям, не сдавшим выпускных экзаменов по какому-либо предмету, продлевается курсовое обучение на срок до 10 дней для подготовки и пересдачи. При получении повторно неудовлетворительных оценок с работниками расторгается контракт на дальнейшую службу в органах внутренних дел.

2.12. Стажировка в занимаемой должности организуется по месту службы работника по окончании курсового обучения. Она проводится в течение одного месяца по индивидуальному плану с помощью наставника и под руководством непосредственного начальника. Руководители службы, подразделения, учреждения внутренних дел обязаны:

2.12.1. Утвердить индивидуальный план стажировки, который разрабатывается непосредственным начальником на основании программы МВД России, с учетом рекомендаций учебного заведения, учебного центра, отраженных в Свидетельстве о прохождении первоначальной подготовки.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.12.2. Ознакомить работника с функциональными обязанностями и участком работы, который ему необходимо освоить в ходе стажировки.

2.12.3. Разъяснить работнику и наставнику условия и порядок прохождения стажировки, их права и обязанности в этот период.

2.12.4. Создать работнику необходимые условия для изучения нормативных актов, учебной литературы, предоставить ему возможность ознакомиться со спецификой работы других служб и подразделений.

2.12.5. Осуществлять систематический контроль за ходом стажировки и работой наставника.

2.12.6. Утвердить отчет работника и наставника по результатам стажировки.

2.13. Подразделения профессиональной подготовки, учебные заведения и учебные центры контролируют организацию стажировки и оказывают необходимую методическую и практическую помощь в ее проведении на местах.

2.14. По окончании стажировки руководители службы, подразделения, учреждения внутренних дел на основании результатов обучения по месту службы, курсового обучения и стажировки принимают решение о допуске работника к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, о чем делается запись в разделе 3 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки, которое хранится в его личном деле.

2.15. В период обучения по месту службы и курсового обучения запрещается выдавать работникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно - служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.

2.16. Лица, принятые на должности рядового младшего и среднего начальствующего состава, которые служили в оперативных, моторизованных и конвойных подразделениях внутренних войск или офицерами в Советской Армии и знают работу отдельных служб, подразделений и учреждений внутренних дел, первоначальную подготовку не проходят. С ними организуется переподготовка.

2.17. С работниками, которые по уважительным причинам (болезнь близких родственников, тяжелые семейные обстоятельства, препятствующие им выезд за пределы места проживания на длительный срок), обучающимися на вечерних и заочных факультетах и отделениях в учебных заведениях, а также в случае отсутствия учебных сборов разрешается проводить курсовое обучение индивидуально - групповым методом (по очно - заочной форме) под руководством подразделений профессиональной подготовки и учебных центров продолжительностью не менее двух месяцев.

Разрешение на индивидуально - групповое обучение работников в каждом конкретном случае дает министр, начальник управления внутренних дел, учебного заведения, научно - исследовательского учреждения МВД России по мотивированному рапорту начальников служб, подразделений и учреждений внутренних дел. Они обязаны совместно с подразделениями профессиональной подготовки определять этот метод обучения в момент приема работника на службу в органы внутренних дел.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

Работники, обученные индивидуально - групповым методом, считаются прошедшими первоначальную подготовку, если они приобрели знания в объеме программы курсового обучения, сдали экзамен в учебном центре и прошли стажировку по месту службы.

Рапорта об обучении индивидуально - групповым методом приобщаются к Свидетельствам о прохождении первоначальной подготовки работников.

Для успешного выполнения оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, совершенствования профессиональной подготовленности сотрудники органов внутренних дел должны повышать свою квалификацию. Для этого они направляются в учреждения дополнительного профессионального образования. В этой статье рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на повышение квалификации.

Порядок организации повышения квалификации

Согласно п. 47 Приказа МВД России N 860 повышение квалификации проводится в целях непрерывного пополнения и обновления профессиональных знаний сотрудников, приобретения новых умений и навыков по занимаемой должности (специальности).

Повышение квалификации организуется:

а) Департаментом кадрового обеспечения МВД (ДКО МВД) для сотрудников подразделений центрального аппарата МВД; подразделений, непосредственно подчиненных МВД; главных управлений МВД по федеральным округам; аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ; управлений и отделов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях (ОВДРО); управлений материально-технического снабжения (УМТС), образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД, руководящего состава горрайлинорганов (от начальника отделения, ему равных и выше); а также для сотрудников отдельных должностных категорий на основе ежегодного плана МВД на базе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД, других образовательных учреждений по заявкам органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;

б) кадровыми подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС:

  • для лиц среднего и старшего начальствующего состава горрайлинорганов внутренних дел - на базе имеющихся в регионе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД по согласованию с их руководством, а также на базе других образовательных учреждений;
  • для лиц рядового и младшего начальствующего состава горрайлинорганов внутренних дел - в процессе оперативно-служебной деятельности.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей служебной деятельности сотрудников.

Внеочередное повышение квалификации по конкретной должности (специальности) может осуществляться при назначении на вышестоящую должность (от начальника отделения, ему равных и выше) в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД, других государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, реализующих соответствующие образовательные программы, имеющих лицензии и государственную аккредитацию.

Согласно п. 51 Приказа МВД России N 860 ежегодным планом МВД, ежегодными планами повышения квалификации МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС определяются перечень образовательных учреждений МВД, категорий обучаемых, их количество, а также конкретные сроки (даты) обучения.

Конкретный срок и содержание обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, которые разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательными учреждениями МВД самостоятельно, на основе примерных программ. Учебные программы дополнительного профессионального образования (ДПО) должны быть согласованы с органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности.

Примерные программы разрабатываются Центром обеспечения кадровой работы МВД (ЦОКР МВД), согласовываются с заинтересованными департаментами МВД и утверждаются руководством ДКО МВД.

Кадровыми подразделениями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по каждой должностной категории сотрудников устанавливается потребность в повышении квалификации (п. 53 Приказа МВД России N 860), которая определяется исходя из штатной численности по каждой категории сотрудников по состоянию на конец года без учета:

  • среднего некомплекта личного состава за последние два-три года;
  • обучающихся в образовательных учреждениях МВД;
  • лиц со стажем работы в занимаемой должности менее трех лет;
  • лиц, подлежащих увольнению из органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в планируемый период;
  • женщин, находящихся в отпусках (по беременности и родам, уходу за ребенком) или имеющих детей в возрасте до трех лет.

Годовая потребность определяется путем деления общей потребности на периодичность повышения квалификации, то есть на пять лет.

Заявки, согласованные с финансовыми подразделениями соответствующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, составляемые в соответствии с ежегодной потребностью в повышении квалификации кадров, в установленном порядке представляются в ДКО МВД к 1 марта года, предшествующего планируемому.

Органы (подразделения, учреждения) внутренних дел на основе плана МВД составляют пофамильные списки сотрудников, направляемых на обучение, доводят их до сведения соответствующих руководителей и кандидатов на учебу.

В соответствии с п. 3.5 Приказа МВД России N 1038 повышение квалификации сотрудников и их переподготовка осуществляются в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования МВД:

  • институтах повышения квалификации, их филиалах;
  • школах усовершенствования;
  • на факультетах (курсах) повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам оперативно-служебной деятельности сотрудников;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

По окончании сборов повышения квалификации сотрудники проходят итоговую аттестацию. Сотрудникам, успешно завершившим курс обучения, выдается документ государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Бухгалтерский учет расходов на повышение квалификации

В состав расходов на повышение квалификации входят расходы на оплату услуг учреждения дополнительного образования и, если оно находится в другом городе, командировочные расходы.

По окончании обучения сотрудник представляет в учреждение акт об оказанных услугах, в котором должны содержаться наименование программы обучения и сумма в рублях за этот период.

Если сотруднику выдавался аванс на командировочные расходы, помимо акта, в финчасть представляется еще утвержденный в установленном порядке авансовый отчет.

Рассмотрим на примере, каким образом в учете отражаются расходы на повышение квалификации работников.

Пример. Учреждение МВД заключило договор с образовательным учреждением дополнительного образования, находящимся в другом городе, на обучение сотрудника по программе повышения квалификации объемом 72 часа (с 13.07 по 27.07.2009) с отрывом от службы. Стоимость услуг по договору - 30 000 руб. Образовательное учреждение повышения квалификации имеет лицензию на оказание данного вида услуг. Произведена предоплата за счет бюджетных средств в размере 100%. Выданы под отчет на командировочные расходы, в том числе:

  • проезд - 7500 руб. (подстатья 222 КОСГУ);
  • проживание в гостинице, 13 суток - 7150 руб. (подстатья 226 КОСГУ);
  • суточные - 1500 руб. (подстатья 212 КОСГУ).

В финансовую часть учреждения представлены акт об оказанных услугах в соответствии с условиями заключенного договора, авансовый отчет о произведенных расходах (расходы произведены в полном объеме) и копия удостоверения об успешном окончании курсов повышения квалификации.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Выплаты сотруднику, направленному на повышение квалификации

Согласно п. 37 Приказа МВД России N 750 сотрудникам, временно убывающим с сохранением штатной должности на курсы повышения квалификации в образовательные учреждения начального профессионального образования (учебные центры, другие образовательные учреждения данного уровня), дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации и их филиалы, школы усовершенствования), на факультеты и курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел при образовательных учреждениях, за время обучения, а также за время пути к месту учебы и обратно выплачивается денежное довольствие, получаемое по основной штатной должности с учетом коэффициентов, надбавок и доплат.

Приказ МВД России от 30.09.1999 N 750 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел".

Принятие расходов на повышение квалификации при расчете налога на прибыль

Поскольку учреждения МВД могут осуществлять приносящую доход деятельность, при направлении сотрудников на курсы повышения квалификации за счет этих средств следует учитывать особенности признания расходов по повышению квалификации в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ учреждения вправе отнести эти затраты к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, при соблюдении условий, перечисленных в п. 3 ст. 264 НК РФ, а именно:

а) наличие договора на оказание образовательных услуг, заключенного между работодателем и организацией, осуществляющей обучение работника;

б) организация, оказывающая образовательные услуги, должна иметь государственную аккредитацию и соответствующую лицензию. В случае направления работника для обучения в иностранную образовательную организацию последняя должна иметь соответствующий статус;

в) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.

С 01.01.2009 учреждения вправе также уменьшить налоговую базу на расходы по повышению квалификации физического лица, заключившего с учреждением договор, в рамках которого предусмотрена его обязанность не позднее трех месяцев после окончания обучения, оплаченного учреждением, заключить с ним трудовой договор и отработать у него не менее одного года.

Расходы по повышению квалификации следует учитывать в составе внереализационных расходов в следующих случаях:

  • если трудовой договор между указанным физическим лицом и учреждением был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Учреждение обязано учесть расходы, учтенные ранее при исчислении налоговой базы, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором прекратил действие данный трудовой договор;
  • если трудовой договор физического лица с учреждением не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы включаются в доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора;

г) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию труда подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

Кроме того, согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ при исчислении налога на прибыль учитываются также командировочные расходы, понесенные работником при направлении его на курсы повышения квалификации в государственное образовательное учреждение повышения квалификации, находящееся в другом городе.

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1 - 2. В комментируемой статье регламентирована профессиональная подготовка сотрудников полиции. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, уточнены организация профессиональной подготовки сотрудников полиции, правовой статус слушателей и преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также условия привлечения курсантов и слушателей к участию в мероприятиях по охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан и к исполнению других обязанностей полиции.

В то же время Общественной палатой РФ отмечалось, что данная статья содержательно мало отличается от ст. 21 Закона 1991 г. о милиции, что не соответствует изменениям в остальных частях законопроекта (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980).

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что граждане РФ, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку. При этом полномочие по определению порядка прохождения такой подготовки федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Ранее же в ч. 1 ст. 21 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось, что лица, принимаемые на службу в милицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку.

В части 2 комментируемой статьи установлено, что профессиональная подготовка кадров для службы в полиции осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. В статье 21 Закона 1991 г. о милиции ранее указывалось (ч. 2 в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), что профессиональные кадры сотрудников милиции готовят образовательные учреждения профессионального образования (средние специальные и высшие учебные заведения) системы МВД России, которые создаются в соответствии с решениями Правительства РФ, а также иные образовательные учреждения профессионального образования.

Как указано в ч.

1 ст. 7 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами МВД России осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку.

В части 2 указанной статьи предусмотрено, что организация и содержание профессиональной подготовки определяются МВД России. Соответствующими актами являются Инструкция по применению Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, содержащая раздел III "Профессиональная подготовка сотрудников", а также Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. N 490.

В пункте 3 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определено, что система профессиональной подготовки кадров МВД России включает в себя:

раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, образовательные учреждения МВД России);

подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);

повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;

послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

Часть 3 комментируемой статьи определяет правовой статус курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов, руководящего и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также адъюнктов и докторантов научно-исследовательских учреждений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД. Согласно данной норме указанные лица считаются проходящими службу в полиции. Аналогичное правило содержалось ранее в ч. 4 ст. 21 Закона 1991 г. о милиции. При этом указывалось, что речь идет о лицах, занимающих должности в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым Министром внутренних дел РФ.

В части 4 комментируемой статьи содержится нововведение, регламентирующее участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, адъюнктов и докторантов научно-исследовательских учреждений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на полицию. Так, установлено, что указанная деятельность является частью профессиональной подготовки данных лиц и должна предусматриваться в соответствующих образовательных программах.

При этом предусмотрено, что курсанты, слушатели, не достигшие возраста 18 лет, к участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются. Данное правило закреплено соответственно норме ч. 1 ст. 35 комментируемого Закона, устанавливающей, что на службу в полицию имеют право поступать граждане РФ не моложе 18 лет (см. комментарий к указанной статье).

5. В части 5 комментируемой статьи установлено, что гражданин РФ или сотрудник полиции, поступающие в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России обязан заключить контракт о прохождении службы в полиции после окончания этого образовательного учреждения на срок не менее пяти лет.

Данная норма закреплена по аналогии с положениями п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" , предусматривающими обязательность заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Соответствующее регулирование содержится в ч. 6 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, устанавливающей, что для лиц, поступивших в учебные заведения МВД России, другие учебные заведения с оплатой обучения МВД России, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Представляется очевидным, что отказ от заключения контракта о прохождении службы в полиции после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является основанием для отказа в зачислении в данное образовательное учреждение.

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возмещение средств федерального бюджета, затраченных на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России для граждан РФ:

отчисленных из такого образовательного учреждения за недисциплинированность и неуспеваемость;

отказавшихся выполнять условия контракта о прохождении службы в полиции после окончания такого образовательного учреждения;

окончивших такое образовательное учреждение и уволенных со службы в полиции до окончания срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции, по основаниям, установленным п. п. 1, 10 - 13, 15, 16, 21 и 22 ч. 1 ст. 40 комментируемого Закона, а именно:

несоответствие замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации;

грубое нарушение служебной дисциплины;

совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции;

осуждение за преступление;

неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у сотрудника полиции дисциплинарного взыскания, примененного в письменной форме;

представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также представление подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника полиции требованиям законодательства РФ в части, касающейся условий замещения соответствующих должностей, в период прохождения службы в полиции;

отказ от выполнения служебных обязанностей в случаях, предусмотренных ч.

прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.

Полномочия по установлению размера возмещаемых средств и порядка его исчисления федеральный законодатель делегировал Правительству РФ.

Норма ч. 6 комментируемой статьи является нововведением и закреплена она по аналогии с положением п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ ), согласно которому граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" п. 1, подпунктами "в" и "д" п. 2 ст. 51 названного Закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Там же указано, что порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования" .

2. Первоначальная подготовка в органах внутренних дел и обучение по образовательным программам сотрудников органов внутренних дел.

3. Профессиональная служебная и физическая подготовка в органах внутренних дел.

4. Присвоение квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел.

Понятие и система профессиональной подготовки

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими личностными качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.

Понятием профессиональной подготовки является процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД Российской Федерации как определенная социально-правовая категория представляет собой обусловленную потребностями государства многоуровневую систему многопрофильного непрерывного обучения действующих сотрудников органов внутренних дел, осуществляемого как в образовательных и научно-исследовательских учреждениях различного типа и вида, так и непосредственно на местах службы. Она интегрируется в единую общероссийскую систему профессиональной подготовки кадров а также последовательное формирование, поддержание и повышение профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел и охватывает весь период службы сотрудников.

Правовой основой, регламентирующей профессиональную подготовку в органах внутренних дел, является следующий перечень нормативных правовых актов:

1.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О полиции";

2. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании"

4.Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов";

5.Приказ МВД РФ от 29.06.2009 N 490 (ред. от 30.06.2011) "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации";

Целью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.[1]

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным.

Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников являются:

1. подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности;

2. изучение Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

3. недопущение правового нигилизма среди сотрудников;

4. совершенствование правовых знаний, повышение общей правовой культуры руководителей и сотрудников;

5. обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, формирование у них достаточного объема правовых знаний, обеспечивающих успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

6. совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

7. формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;

8. обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;

9. выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации;

10. поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, а также поддержание у них постоянной готовности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

11. формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;

12. совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.[2]

1) первоначальную подготовку, предусматривающую приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) обучение в соответствии с федеральным законом по образовательным программам:

а) среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища);

б) среднего профессионального образования;

в) высшего профессионального образования;

г) послевузовского профессионального образования;

д) дополнительного профессионального образования;

3) профессиональной служебной и физической подготовки.

Участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, являются частью их профессиональной подготовки и предусматриваются в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты и слушатели, не достигшие возраста 18 лет.

Характерными особенностями профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел являются:

1. правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел;

2. наличие властных полномочий;

3. постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц;

4. широкая коммуникативность;

5. дефицит времени и наличие перегрузок в работе сотрудника;

6. познавательный характер деятельности.

Правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел - одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами. Эта особенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.[3]

Другой особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью - одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.

Важной особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.

Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Коммуникативность сотрудника - черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

Отличительной чертой коммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.[4]

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Промедление всегда ведет к неудаче.

С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь "аварийным ситуациям", является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.

Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условиях конфликтной ситуации, воздействие различного рода стрессфакторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности.

Ну и конечно профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построение различных версий, составление планов осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующие основные элементы:

4. коммуникативную деятельность.

Познавательная деятельность. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.

Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Конструктивная деятельность -это мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.

Организаторская деятельность имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.[5]

Деятельность предъявляет к сотруднику множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.

В первую очередь к ним относят:

1. профессионально-психологическую ориентированность его личности;

2. психологическую устойчивость;

3. развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску;

4. хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;

5. способность оказывать воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;

6. ролевые умения, способность к перевоплощению;

7. развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;

8. профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;

9. быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств.

Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Читайте также: