Сотрудник написал заявление об отказе от бумажной трудовой книжки какие ваши действия

Обновлено: 07.07.2024

Переход на электронные трудовые книжки - процесс, который в значительной мере оптимизирует расходы работодателя, позволяет перевести процессы, связанные с обработкой данных и предоставлением сведений о работнике, в дистанционный формат.

Что актуально не только для крупных компаний, где процесс кадрового обслуживания сосредоточен в Центрах, но, и для работодателей с небольшой численностью сотрудников, так как, позволяет снизить расходы, связанные с хранением и передачей данных.

Тем не менее, очень часто, приходится сталкиваться с отказом работников от перехода в электронный формат.

В связи с чем, даже при наличии небольшого процента отказа, усилия работодателя, связанные с оптимизацией оборота бумажных трудовых книжек могут быть сведены к нулю. Так как, ведение даже одной бумажной трудовой книжки должно быть обусловлено соблюдением условий о хранении, ведении, обороте и выдаче. Следовательно, необходимость в обеспечении закрытого хранения (как правило, в несгораемом сейфе), регистрации приёма-передачи (книга учёта), назначении лица, ответственного за оборот трудовых книжек, пересылка в адрес работника при увольнении - останутся.

Не забываем, при этом, о возможности утери бумажной трудовой книжки - что редко, но, случается. И по вине безответственных работников, и, вследствие внешних факторов - реорганизации, переезда организации, структурных изменений.

Следствие возможной утери - необходимость восстановления данных, излишне трудозатраты специалистов, расходы на запросы в другие организации, недовольство работников.

Приведу возможные возражения, которые могут минимизировать отказы работников и перейти к электронному формату в рамках всей компании.

Возражение 1: трудовая книжка продолжает храниться у работника, сведения о предыдущей трудовой деятельности остаются в трудовой книжке.

Возражение 2: в любое время работник имеет право запросить заверенные сведения о предыдущей и текущей трудовой деятельности у работодателя или в ПФ РФ, и, при необходимости, вложить их в свою трудовую книжку или предоставить по месту требования в распечатанном виде. Таким образом, отсутствуют риски, связанные с возможной утерей сведений в электронном формате.

Возражение 3: при наличии электронной трудовой книжки у работника есть возможность для передачи данных о трудовой деятельности в электронном формате, без необходимости предоставления заверенной копии трудовой книжки.

Возражение 4: электронная трудовая книжка оформлена в едином формате, позволяет видеть и оценивать свою трудовую деятельность в печатном структурированном виде.

Возражение 5: мы все живём в эпоху цифровизации и оптимизации процессов. Поэтому, отказываться от возможности работы со своими данными в электронном формате - непростительное упущение.

Тем более, что, бумажная трудовая книжка остаётся на хранении у работника. А данные в неё есть возможность прикладывать ежегодно (или чаще), в печатном формате, по запросу работника.

Возражение 6: бумажные трудовые книжки подвержены воздействию внешних факторов, со временем, в процессе эксплуатации, данные в них выгорают и затираются. При хранении данных в электронном виде всегда есть возможность к обновлению информации в виде заверенных распечатанных данных.

Возражение 7: (особенно актуально при приеме новых сотрудников, подавших в установленные сроки заявление о сохранении бумажной трудовой книжки на предыдущем месте работы): в компании приняты единые стандарты документооборота, в том числе, связанные с переходом на электронные трудовые книжки. При учёте того, что, каждый лояльный компании сотрудник должен соответствовать её стратегическим требованиям, соответствующим законодательству и экономически обусловленным - для вновь принятых сотрудников указанное возражение имеет первоочередное значение.

Описанные выше возражения возможно разместить в электронной рассылке на работников компании, корпоративном портале. Возобновлять рассылки периодически - до полного замещения бумажных трудовых книжек электронными.

Кроме того, возражения должны использоваться специалистами по кадровому делопроизводству в ежедневной работе с каждым сотрудником. Оформление процесса перехода на электронные трудовые книжки, внесение трудовой деятельности в учётные системы, анализ процесса перехода - находится в их ведении.

Так как сам процесс оптимизации расходов работодателя на бумажный документооборот обусловлен необходимостью стопроцентного перехода на электронные трудовые книжки - возможна разработка KPI, регулирующих оплату работы специалистов по кадровому делопроизводству.

Информацию о действующем в компании электронном документообороте, правилах работы и оформлении перехода на электронные трудовые книжки возможно, и, скорее необходимо внести в Правила внутреннего трудового распорядка - именно в них содержатся все основные требования, которые должны быть обязательны к соблюдению работниками.


С 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка – новый формат хорошо знакомого всем работающим гражданам документа. В связи с этим в Отделение ПФР по Ростовской области поступают вопросы от жителей нашей области: сохранится ли привычная бумажная версия документа, появится ли новый вид отчетности в Пенсионный фонд для работодателей, есть ли гарантии, что все оцифрованные данные будут надежно защищены.

  1. Можно ли будет сохранить бумажную трудовую книжку?

Да, можно. Для этого будет необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной. Если работник не подаст никакого заявления до 31 декабря 2020 года, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

  1. В каком случае нельзя будет сохранить бумажную трудовую книжку?

Если сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года. У таких работников данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

  1. В течение какого периода работодателю будет необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд?

С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности граждан работодатели должны будут представлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа (если в истекшем месяце происходили кадровые изменения).

С 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, который является основанием для приема на работу или увольнения.

  1. Чем защищены базы данных ПФР? Какие гарантии, что данные будут защищены?

Информационная система ПФР аттестована как система учёта и обработки персональных данных высокого уровня и соответствует всем требованиям в области защиты информации. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.

  1. Как работодатель будет направлять сведения о трудовой деятельности сотрудников в ПФР?

Аналогично другой отчетности в ПФР по электронным каналам связи.

  1. Как можно будет получить сведения из электронной трудовой книжки?

Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на Портале госуслуг.

Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку:

  • работодателю (по последнему месту работы);
  • в территориальном органе Пенсионного фонда России;
  • в многофункциональном центре (МФЦ).
  1. В отличие от бумажной версии, какая еще информация будет содержаться в электронной трудовой книжке?

По составу данных обе книжки идентичны.

  1. Как можно будет предъявлять электронную трудовую книжку при устройстве на работу?

Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью.

  1. При увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?

При увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде. В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.

  1. Можно ли вернуться к бумажной трудовой книжке, если ранее написано заявление о выборе электронного варианта?

Если подано заявление о выборе электронной формы внесения сведений о трудовой деятельности, то бумажная трудовая книжка выдаётся работнику на руки, далее информация предоставляется только в электронном виде. Возврат к ведению трудовой книжки на бумаге в этом случае не предусмотрен.

С 2020 года начался переход к электронным трудовым книжкам. При переходе к ЭТК могут возникать сложности как у работников, так и у работодателей. В этой статье мы собрали ответы ведомств на самые распространённые вопросы.


С какой даты вводятся электронные трудовые книжки на территории Российской Федерации?

Какие сведения вносятся в электронную трудовую книжку?

При этом информация, содержащаяся в сведениях, в основном повторяет информацию, содержащуюся в трудовой книжке.

В трудовую книжку в бумажной форме сведения о награждении вносятся, а в ЭТК — нет. Почему?

Что должен сделать работодатель в связи с введением электронной трудовой книжки?

  • принять или изменить локальные нормативные акты с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
  • подготовить и обсудить с уполномоченными представителями работников изменения в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ;
  • обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР;
  • до 31 октября 2020 года включительно уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.

Нужно ли рассылать уведомление о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде внешним совместителям, если трудовые книжки на них ведут на основной работе? Необходимо ли от них получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек, если книжки ведутся в основной организации?

Уведомления о переходе на электронные трудовые книжки с подписью работника об ознакомлении нужно хранить в личных делах? Подшивать ли их к делу при увольнении сотрудника? Хранить ли их в отдельных папках?

Разъясните порядок действий работодателя с заявлениями о выборе способа ведения трудовой книжки. После выдачи трудовой книжки на руки работнику заявление о выборе ЭТК вкладывается в трудовую книжку или хранится у работодателя, которому подано заявление? Какой срок и порядок хранения такого заявления? Где хранится заявление о выборе бумажной трудовой книжки? Если оно остается у прежнего работодателя, то как новый работодатель узнает о том, что работник уже сделал выбор о продолжении ведения бумажной трудовой книжки и дату этого заявления, ведь в данном случае СТД-Р работник не предоставляет?

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения утверждён Приказом Росархива от 20.12.2019 № 23. В настоящее время заявления о выборе способа ведения трудовой книжки в этот перечень не внесены. Вероятно, работодателю следует определить срок хранения указанных заявлений самостоятельно — не менее 5 лет.

Что делать, если работник в отпуске или на больничном и поэтому не успевает обратиться к работодателю с заявлением о сохранении бумажной трудовой книжки?

Если работник не подаст до 31 декабря 2020 года заявление о выборе формата трудовой книжки и не подпадёт под категорию лиц, имеющих право написать заявление в любое время (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ), означает ли это, что он в дальнейшем не сможет отказаться от ведения бумажной трудовой книжки?

В случае если работник до 31.12.2020 не подал работодателю заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о предоставлении сведений о трудовой деятельности, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьёй 66 ТК РФ.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ прямо предусмотрено, что для работника, воспользовавшегося своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 11.02.2020 № 14-2/В-141

Если работник решил перейти на электронную трудовую книжку и подал соответствующее заявление, может ли он впоследствии вернуться к бумажной версии?

Вправе ли работник отозвать такое заявление в срок до 31 декабря 2020 года? Или выбор в пользу ЭТК уже нельзя изменить, даже несмотря на установленный в законе срок?

В какие сроки нужно выдать работнику бумажную трудовую книжку, если он выбрал ЭТК?

В случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности для выдачи трудовой книжки допустимо применение части 1 статьи 62 ТК РФ, согласно которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 ТК РФ.

Какую запись нужно сделать в бумажной трудовой книжке при её выдаче работнику при переходе работника на ЭТК?

Кроме того, для целей инвентаризации рекомендуем издать приказ о прекращении ведения и хранения трудовой книжки и о выдаче её работнику. Реквизиты этого приказа в трудовой книжке указывать не нужно.

Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что подано заявление о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде?

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Документом, подтверждающим выдачу трудовой книжки на руки, является заявление работника.

При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьёй 66.1 Трудового кодекса.

В трудовой книжке записи осуществляются в следующем порядке:

Заявление о выбранном способе подается работником только после выдачи работодателем уведомления.

Источник: Письма Минтруда России от 12.02.2020 № 14-2/В-150, от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-267

Как отразить в журнале учёта трудовых книжек и вкладышей в них выдачу бумажной трудовой книжки работнику на руки, если он пожелал перейти на электронную трудовую книжку?

Нужно ли заводить новый журнал учёта выдачи трудовых книжек для выдачи СТД-Р? Каким документом работодатель должен подтверждать выдачу СТД-Р работнику?

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по внутреннему совместительству?

Как работнику получить сведения из своей электронной трудовой книжки?

В какой срок работник имеет право получить у работодателя сведения ЭТК за период работы у данного работодателя?

Что делать, если работодатель указал неправильную информацию в электронной трудовой книжке?

До какого года работник имеет право на сохранение бумажной трудовой книжки?

Если работник не подал заявление, сохраняется ли за ним право пользоваться трудовой книжкой при смене работы? Вправе ли новый работодатель отказать в ведении трудовой книжки?

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

При этом работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Источник: Письмо Минтруда РФ от 10.02.2020 г. № 14-2/В-136

Как оформлять трудовые книжки работникам, которые устраиваются впервые?

В том случае если работник, проработавший у работодателя свыше пяти дней, не сделает такой выбор, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку в порядке ст. 66 ТК РФ.

Должен ли работодатель вносить в электронную трудовую книжку сведения о работе по совместительству?

При приёме на работу работодателю нужно предъявлять трудовую книжку в бумажном виде или только в электронном виде? Ведь работодатель освобождается от ответственности за её ведение и хранение.

Если на работника велась ЭТК, то что он должен предъявить новому работодателю при устройстве на новую работу?

Я бы хотела, чтобы на новом рабочем месте у меня уже велась электронная трудовая. Должна ли я предоставлять на новую работу старую трудовую в бумажном виде?

В соответствии со ст. 66 ТК РФ работодатель ведёт трудовые книжки на сотрудников, проработавших свыше 5 дней. Нужно ли вносить информацию в ЭТК на сотрудника, который проработал 2 дня и уволился? Ведь получается, что в бумажную трудовую мы не вносим информацию об этом?

Если работник решил сохранить бумажную трудовую, а потом поменял работу, нужно ли ему писать новому работодателю ещё одно заявление о сохранении трудовой книжки?

Что делать с книгой учёта движения бумажных трудовых книжек и вкладышей в них после перехода всех сотрудников на ЭТК?

Порядок оформления прекращения ведения книги учёта законом не регламентирован. По мнению ведомства, для корректного оформления прекращения ведения книги учёта лицу, ответственному за учёт и хранение трудовых книжек, необходимо выполнить следующее:

  • сделать отметку о прекращении её ведения (проставив на обложке дату первой записи (начало) и дату последней записи (окончание) с указанием срока и места хранения книги);
  • сделать итоговую заверительную надпись на последнем заполненном листе книги (всего записей на … листах), которую сопроводить штампом отдела кадров (при наличии). В архиве организации книга учёта должна храниться в течение 50/75 лет.

Работник выбрал бумажную версию трудовой книжки. Он увольняется. Обязан ли работодатель выдать СТД-Р такому работнику? Или СТД-Р выдаётся только при увольнении работнику, который отказался от бумажной трудовой и перешёл на электронную?

После сокращения для выплаты пособия за второй и последующий месяцы бывший работник предоставлял трудовую книжку без записи о трудоустройстве. Как бывший работник, в связи с переходом на ЭТК, будет подтверждать свой статус безработного, если он может устроиться на работу без записи в трудовой книжке, оформив её электронно?

Увольняемому в связи с сокращением работнику работодатель должен выплатить:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия);
  • средний заработок за третий месяц при представлении работником справки из службы занятости, подтверждающей, что он в течение двух недель после увольнения обратился туда и не был трудоустроен.

Для получения сохранённого среднего заработка (выходного пособия за второй месяц) требуется подтверждение, что вы не трудоустроены. В этом случае вы должны представить работодателю соответствующее письменно оформленное заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве.

В случае представления решения службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц у работодателя возникает обязанность выплатить вам этот заработок. Выплата среднего заработка за третий месяц производится только при условии, что вы встали на учёт в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения.

В случае отказа работника от ведения трудовой книжки в бумажном формате в данном случае работник должен представить сведения о трудовой деятельности.

Об электронных трудовых книжках

Что представляет собой электронная трудовая книжка?

Электронная трудовая книжка будет представлять собой совокупность сведений о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в числе которых сведения о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении с указанием основания прекращения трудового договора.

Как будет наполняться база Пенсионного фонда сведениями о трудовой деятельности работников?

Во-вторых, актуальные сведения о трудовой деятельности работников в ПФР обязан будет представлять работодатель.

Что именно будет входить в обязанности работодателя в 2020 г.?

В срок до 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, работодатель должен подать в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности тех работников, которые в течение отчетного месяца были:

а) переведены на другую постоянную работу;

б) приняты на работу;

г) написали заявление о переходе на электронную трудовую книжку или заявление на продолжение ведения бумажной трудовой книжки.

Приведенные обстоятельства называются кадровыми мероприятиями.

В этом же постановлении содержится порядок заполнения формы.

Таким образом, в сведениях нужно будет отразить не только то кадровое мероприятие, которое стало поводом для подачи формы, но и последнее кадровое мероприятие, произведенное в вашей организации в отношении работника до 1 января 2020 г. Отражать мероприятия, которые произошли на предшествующем месте работы сотрудника, не нужно.

(Пенсионный фонд привел примеры заполнения формы СЗВ-ТД для разных ситуаций.)

В каком виде форма СЗВ-ТД должна быть подана в Пенсионный фонд?

Если в штате работодателя числятся менее 25 человек, форму СЗВ-ТД в ПФР можно подать в бумажном виде. Больше 25 человек – только электронно.

В 2021 г. обязанности работодателя по подаче формы СЗВ-ТД изменятся?

Да, в следующем году обязанности работодателя изменятся. Уведомлять ПФР о приеме на работу и увольнении придется не позднее следующего рабочего дня после дня издания приказа.

Уведомлять о переводах и подаче заявления о выборе формата ведения трудовой книжки так же нужно будет до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Как будет осуществлен переход работников на электронные трудовые книжки?

Работодатель в срок до 30 июня 2020 г. обязан письменно уведомить каждого работника о праве сделать выбор, подав одно из двух заявлений – о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или переходе на электронный формат.

Образец уведомления о переходе на электронные трудовые книжки

Настоящим уведомляем Вас о том, что внесены изменения в трудовое законодательство, связанные с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Для этого Вам необходимо в срок до 31 декабря 2020 г. подать работодателю одно из двух письменных заявлений:

  • о продолжении ведения трудовой книжки в порядке ст. 66 ТК РФ;
  • о согласии на предоставление сведений о трудовой деятельности в порядке ст. 66.1. ТК РФ.

Одно из указанных заявлений должно быть представлено по адресу_____________.

Отметка о получении уведомления работником с датой, подписью, расшифровкой

Одно из указанных заявлений работник должен подать работодателю до 31 декабря 2020 г. В противном случае продолжаем вести бумажную трудовую книжку.

Работник, выбравший ведение бумажной книжки, в любой момент может передумать и написать заявление о переходе на электронный формат. А вот обратный переход невозможен.

Как быть тем, кто в 2020 г. не работал, но сохранял место работы, и тем, кто не был трудоустроен, а потому не подавал заявление?

За пределами 31 декабря 2020 г. подать заявление могут:

  • работники, которые не исполняли трудовые обязанности, но за ними сохранялось место работы (декретницы, сотрудники на больничном и т.д.);
  • лица, имеющие стаж работы, но на 31 декабря 2020 г. не состоявшие с кем-либо в трудовых отношениях.

Таким образом, у каждого работника, имеющего трудовой стаж до 31 декабря 2019 г., будет возможность выразить свое волеизъявление путем подачи заявления.

Что следует сделать при принятии в 2020 г. работника, впервые устраивающегося на работу?

Ему нужно предложить написать одно из двух заявлений. Если он выберет для себя бумажную трудовую книжку, ее нужно будет оформить. Разумеется, при приеме на работу такого работника нужно не забыть сдать в Пенсионный фонд форму СЗВ-ТД.

Иной порядок начнет действовать с 2021 г.: начинающие трудовую деятельность работники смогут рассчитывать только на электронную трудовую книжку.

Если работник выбрал электронный формат, что делать с трудовой книжкой?

Работнику, подавшему заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ (т.е. выбравшему электронный формат), трудовую книжку следует выдать на руки. Работодатель освобождается от ответственности за ее ведение и хранение (п. 3 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ). При выдаче трудовой книжки в нее вносится порядковая запись о подаче работником указанного заявления.

Запись о выдаче на руки книжки следует произвести в журнале ведения и хранения трудовых книжек. Также работник должен будет поставить подпись в личной карточке.

Если трудовая книжка передана работнику, что следует выдать ему при увольнении?

Ждать согласия на отправку Сведений по почте не нужно.

Работник, не получивший Сведения, вправе обратиться за ними к работодателю путем подачи заявления. В этом случае они должны быть ему выданы в течение трех рабочих дней указанным в заявлении способом – в бумажном или электронном виде.

Следует отметить, что Трудовой кодекс разрешает работодателям обмениваться Сведениями с работниками в электронном виде, равно как и работнику – подавать электронные заявления. Но это должно быть отражено в локальных нормативных актах работодателя.

Что именно выдаем работнику на руки? Форма выдачи Сведений разработана Минтрудом (форма СТД-Р), но пока не утверждена приказом (несмотря на то что работодатели уже месяц как должны выдавать такие Сведения работникам на руки).

Можно ли заключить трудовой договор, если вместо трудовой книжки работник принес Сведения о трудовой деятельности, выданные работодателем по последнему месту работы? Как проверить, нужно ли будет вести бумажную трудовую книжку?

С 1 января 2020 г. при заключении трудового договора работник предоставляет трудовую книжку и (или) Сведения о трудовой деятельности за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые.

При приеме работника на работу проверяем, есть ли в Сведениях о трудовой деятельности отметка о том, что работник отказался от бумажной книжки:

Если книжку работник не предоставил, по его письменному заявлению оформляем новую трудовую книжку в привычном порядке.

Как работодателю получить сведения о стаже работы сотрудника, если в момент трудоустройства он предоставил только Сведения о трудовой деятельности, которыми охватывается небольшой временной период?

Работодатель обязан при увольнении работника выдавать Сведения о трудовой деятельности только за тот период, в который работник трудился у него (ст. 84.1 ТК РФ). Поэтому человек может прийти к новому работодателю для трудоустройства, не имея на руках бумажной трудовой книжки (в случае отказа от нее) и со Сведениями, которые охватывают небольшой период работы.

В этом случае у работодателя, заключившего трудовой договор, возникнут проблемы:

  • при расчете больничного;
  • при решении вопросов о том, является ли работник бывшим государственным или муниципальным служащим и нужно ли уведомлять о конфликте интересов;
  • при намерении получить подтверждение опыта работника (как в момент приема, так и в ходе выполнения трудовых обязанностей, например, при проведении процедуры сокращения численности работников).

Региональный Пенсионный фонд в этом случае советует просить предоставить трудовую книжку. Но ведь она выдана работнику на руки и может не сохраниться к моменту трудоустройства. Более удачным видится другой вариант: можно предложить работнику обратиться в Пенсионный фонд через МФЦ или Портал госуслуг с запросом о предоставлении сведений обо всей трудовой деятельности, а затем передать их работодателю.

Читайте также: