Контрольная работа теория государства и права как наука

Обновлено: 10.05.2024

В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский филиал (г. Томск)

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

студентка группы123 з

  1. В настоящее время существует несколько концепций происхожде ния государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практическ и подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

Договорная теория происхождения государства.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Сторонники других концепций происхождения общества и государства, как правило, относятся к ней критически, находят в ней существенные изъяны. И это вполне естественно, так как любая существовавшая и существующая теория происхождения государства представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка. Познать закономерности общественного развития, возникновения и функционирования государства — задача, как подтверждает история, чрезвычайно сложная. Ее решение возможно на основе одновременной интеграции и дифференциации научных усилий различных школ и направлений, занимающихся вопросами происхождения государства и права.

Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Союз Советских Социалистических Республик был образован также на основе договора между республиками.

Таким образом, элементы договорной теории имеют под собой реальную историческую почву.

  1. Какой признак влияет на классификацию республик (на президентскую и парламентскую) ? Что характерно для того или иного вида республик?

Республика — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Известны различные классификации республик. Главный критерий различия — кому, каким социальным слоям и политическим силам выборы обеспечивают власть.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: а) парламентскую, б) президентскую и в)смешанную парламентско- президентскую. Главный признак подобного деления — кто же реально влияет на исполнительную власть. Исполнительная власть концентрирует фактическую мощь страны, ибо осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка. Она осуществляется непрерывно, опирается на конкретные территорию, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимное принуждение.

Именно в силу огромного влияния на жизнь общества, исполнительная власть во всех формах республик имеет статус подзаконной, т. е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью. Она выступает как вторичная власть, что означает:

а) правительство в своем составе (кабинет министров, Совет Министров или по- другому названный руководящий орган исполнительной власти), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства — президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии;

Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента с конституционно-правовой точки зрения. Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства осуществляется только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом; как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций; в результате оно контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями.

Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение такая форма республики получила затем в Латинской Америке (Бразилии, Мексике, Уругвае и в других странах).

Отличительные признаки президентской республики:

• президент одновременно является главой государства и главой правительства, отсутствует дуализм исполнительной власти;

• парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия;

3. Произведите сравнение и установите соотношение между внешними и внутренними функциями государства с постоянными и временными функциями государства. Результаты оформите в виде таблицы

Соотносятся очень редко, т.к. экономическая, экологическая, культурная функции не постоянны и являются частью жизни общества.

Дополняют друг друга, т.к. Они затрагивают в основном жизнь общества и направлены на улучшение социальных условий.

Соотносятся очень тесно, т.к. оборона страны, сотрудничество с други государствами задействованы постоянно

Читайте также: