Сообщат ли на работу об уголовном деле

Обновлено: 28.04.2024


В ситуации, когда на вас завели уголовное дело, необходимо как можно скорее обратиться к грамотному адвокату по уголовным делам. Он сможет оказать квалифицированную юридическую помощь в сложившейся ситуации. Но в любом случае вам необходимо знать свои права.

Для получения подробной информации посетите мой сайт по защите по уголовным делам

В случае если на Вас завели уголовное дело, необходимо помнить, что задержать Вас могут до получения судебных санкций на срок до 48 часов. В течение этого времени следствие может оказывать на Вас давление. Самая лучшая тактика поведения в данном случае – это отказ от дачи показаний без присутствия адвоката, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Единственные сведения, которые вы можете сообщать — это сведения, необходимые для установления личности.

Если Ваши права нарушаются, вы можете потребовать зафиксировать этот факт в протоколе. Вам обязаны предоставить информацию о причине вашего задержания и дать возможность связаться по телефону с родственниками. Стоит помнить, что близких родственников следователь должен уведомить в течение 12 часов с момента Вашего задержания, согласно ст.96 УПК.

Очень часто следствие оказывает на подсудимого психологическое давление, что является не правомерным. В таких случаях вы должны собственноручно указать эти угрозы в конце протокола. Вообще нужно быть внимательным ко всем проводимым следственным действиям и записям следователя в протоколе допроса. Допрашиваемый человек в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом может внести в протокол любые поправки и замечания по поводу процедуры допроса, необходимо активно пользоваться этими правами.

Освободить задержанного по подозрению в совершении преступления обязаны, если:

1. Во время задержания были нарушены требования статьи 91 УПК РФ, которая гласит, что следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления, либо при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. Не подтвердились подозрения, что задержанный совершил преступление.

3. Нет оснований заключать подозреваемого под стражу.

Подозреваемого должны освободить немедленно, если по истечении 2-х суток с момента задержания в отношении него не была избрана такая мера, как заключение под стражу, или если суд не продлил срок задержания.

Человеку без юридического образования крайне трудно разобраться во всех этих тонкостях самостоятельно. Когда узнаешь, что на тебя заведено уголовное дело, легко растеряться или запаниковать. Поэтому необходимо сразу же обратиться к адвокату, либо самостоятельно, либо через родственников. При выборе адвоката советуем отдать предпочтение хорошему платному адвокату по уголовным делам. Опытный адвокат тут же включится в работу и поможет решить Ваши проблемы.

Если в отношении Вас возбудили уголовное дело — звоните нам по тел в Самаре 271-73-71 (круглосуточно). Срочный выезд адвоката на следственные действия в течение 30 минут.

Адвокат в уголовном деле:

Процессуальные вопросы уголовного права:

Уголовные дела частного обвинения:

Назначение наказания, УДО, освобождение от наказания:

Отдельные категории уголовных дел:

Обзор, обобщение судебной практики по уголовным делам:

Всего комментариев: 1

Вообще меня задержали неправомерно на месте ДТП, да еще абсолютно со всеми нарушениями! Отпустили только после вмешательства моего адвоката Батирова Георгия Роиновича, хорошо что его номер всегда с собой есть! Так бы еще неизвестно сколько держали в камере и допрашивали. Какая у нас полиция это всем печально известно.

Оставить комментарий Отменить ответ


Прочерк в пункте о наличии судимости как повод для увольнения с муниципальной службы

В июне 2017 г. Наталия Егорова (после вступления в брак в августе 2018 г. изменившая фамилию на Малышева) обратилась в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о приеме на должность начальника отдела строительства и ЖКХ управления экономики. Согласно требованию ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе РФ ею также была представлена заполненная и подписанная анкета, в которой в пункте о наличии судимости соискательница поставила прочерк.

Решением конкурсной комиссии Егорова была признана победителем конкурса на замещение вакантной должности и с 26 июня 2017 г. приступила к работе, а спустя 5 месяцев назначена на должность первого зам. главы администрации – начальника управления экономики, строительства и ЖКХ.

В феврале того же года распоряжением администрации района Наталия Егорова была освобождена от должности, а трудовой договор с ней расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе (в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой). Предшествовавшая увольнению служебная проверка показала, что, поставив прочерк в анкете, заполненной при поступлении на службу, соискательница тем самым не указала на наличие судимости – то есть фактически предоставила заведомо недостоверные сведения.

Наталия Егорова обратилась в суд с иском к районной администрации о выдаче копий документов, связанных с работой, признании распоряжения об увольнении незаконным и восстановлении в должности, а также взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. При этом они критически отнеслись к доводам истицы об отсутствии умысла представить заведомо недостоверные сведения при поступлении на муниципальную службу – так, истица поясняла, что первоначально указала в анкете сведения о судимости, но, после того как глава администрации разъяснил, что она вправе не заполнять данный пункт по причине указания в самом тексте анкеты на необходимость его заполнения только при поступлении на государственную гражданскую службу, переписала анкету.

Также суды признали не имеющим правового значения тот факт, что на момент поступления на муниципальную службу и заполнения анкеты судимость с истицы была снята, а деяние, за которое она была осуждена, – декриминализовано. По мнению судов, основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя служит сам факт представления гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений – независимо от того, могли ли они повлиять на возможность принятия на муниципальную службу или стать основанием для отказа в заключении трудового договора.

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Верховным Судом Республики Марий Эл, судья республиканского ВС со ссылкой на п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе указал, что лицо, претендующее на замещение должности муниципального служащего, обязано сообщать о себе достоверные сведения, в том числе касающиеся судимости. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.

Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.

КС указал, что единство ограничений и обязательств для государственных и муниципальных служащих не предполагает полного тождества

Рассмотрев материалы жалобы, КС указал, что, поскольку п. 1 оспариваемой нормы в данном деле непосредственно не применялся, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Касательно п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе Конституционный Суд со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции отметил, что специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий их права, а также ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми гарантиями и преимуществами. В силу этого введение особых правил поступления и прохождения государственной (муниципальной) службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение прав, закрепленных Конституцией (постановления от 30 июня 2011 г. № 14-П, от 21 марта 2013 г. № 6-П, от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 30 октября 2014 г. № 26-П, от 8 декабря 2015 г. № 31-П, от 29 ноября 2016 г. № 26-П; определения от 1 декабря 1999 г. № 219-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О и др.).

Вместе с тем, добавил КС, устанавливая такие ограничения и запреты и определяя правовые последствия их несоблюдения лицами, поступающими на соответствующую службу, а также государственными и муниципальными служащими, федеральный законодатель должен следовать и предписаниям ч. 2 ст. 54 Конституции, согласно которой юридическая ответственность может наступать только за деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Данное требование, указал Суд, распространяется не только на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к ответственности за их совершение, но и на предполагающие наступление для таких граждан любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Так, для муниципальных служащих указанные последствия могут наступать лишь в случае нарушения законодательных предписаний, адресованных непосредственно им.

Также КС отметил, что, утверждая единую форму анкеты, представляемой при поступлении как на государственную гражданскую службу, так и на муниципальную, Правительство РФ руководствовалось принципом взаимосвязи данных видов службы, а при определении объема сведений, требуемых при заполнении анкеты, оно исходило из обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу и ее прохождения. В частности, поступлению на госслужбу (равно как и ее прохождению) препятствует наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Исходя из этого, в пункт анкеты и был включен соответствующий вопрос.

Вместе с тем, отмечается в постановлении, в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также муниципальных служащих аналогичное ограничение Законом о муниципальной службе не предусмотрено.

На этом основании, а также учитывая, что установленное оспариваемой нормой единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной службы не предполагает их полного тождества, а значит – автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с госслужбой ограничения, как наличие неснятой или непогашенной судимости, – сведения о ее наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию на муниципальную службу.

Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявительницы, КС признал подлежащими пересмотру.

Эксперты прокомментировали выводы КС

Об этом он заявил в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с судьями Конституционного Суда РФ, приуроченной ко Дню Конституции

Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.

​​Отстранение от работы при возбуждении уголовного дела подразумевает собой проведение работодателем определенной последовательности действий. При этом, чтобы такое решение было правомочным, руководителю предприятия нужно действовать в строго определенной последовательности.

Отстранение от должности – что это такое?

Отстранение от должности

Иногда работодатели путают понятия отстранения и освобождения от должности, а ведь они имеют абсолютно разную специфику:

  • освобождение – применяется работодателем, например, в случае сдачи работником крови или выполнения важных государственных, общественных дел, при этом за самим сотрудником сохраняется его должность и размер заработка (т. е. на время освобождения зарплата платится);
  • отстранение – по сути, это недопуск сотрудника к работе по инициативе работодателя (при уголовном расследовании – по инициативе судебных органов).

Причем на время отстранения оплата труда сохраняется за ним только в случае, если имеются в виду ситуации, когда в отстранении сам сотрудник не виновен. В противном случае за ним не сохраняется заработок.

Возможные причины для отстранения

За работодателем закреплено право отстранять своих подопечных от их обязанностей в строго определенных случаях. Полный их список приведен в ст. 76 ТК РФ. В частности, обстоятельства могут быть следующими:

  1. нарушение трудовой дисциплины (пребывание на работе в нетрезвом виде);
  2. непрохождение обязательного обучения, переобучения или проверки навыков по охране труда;
  3. выявление противопоказаний к работе.

Конкретно самовольное отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела работодателем законом не предусматривается. Что это значит? Что если в отношении служащего возбуждено уголовное дело, работодатель без прошений и ходатайств иных органов отстранить работника не может. Такая позиция вполне логична, ведь до момента вынесения приговора судом подследственный считается невиновным. Поэтому и оснований у работодателя на внедрение таких мер нет.

Условия для отстранения

Получается, сам работодатель отстранить работника, на которого заведено уголовное дело, не может. Если он составит соответствующий приказ и лишит сотрудника заработка просто по своему усмотрению, то последний в судебном порядке сможет не только восстановиться в должности, но и получить заработную плату за весь период незаконного отстранения. Возможны и компенсации.

Особые обстоятельства

Особые обстоятельства при отстранении от должности

Занятие отдельных должностей накладывает на сотрудников дополнительные требования и ограничения. В частности, они касаются педагогических работников. Т.к. такие люди постоянно контактируют и взаимодействуют с детьми, отсутствие судимости у них является одним из требований. А как быть руководителю, если ему становится известно, что одного из учителей привлекают к уголовной ответственности?

В общем порядке для отстранения от должности требуется получение решения суда. Однако в отношении педагогических работников действуют особые условия (ст. 331.1 ТК РФ). Согласно им, отстранить от должности учителя руководитель может даже при возбуждении уголовного дела, не имея на руках решения суда. В этом случае достаточно наличия сведений от правоохранительных органов об уголовном преследовании работника. Правда, такая процедура возможна при совершении определенного рода преступлений, а именно преступлений против:

  • жизни и здоровья;
  • свободы, чести и достоинства;
  • половой неприкосновенности и свободы;
  • здоровья и общественной нравственности.

Полный их список приведен в абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ. В остальных случаях применение упрощенной процедуры не предусматривается.

Порядок действий

Допустим, работодателю стало известно, что в отношении его подопечного возбуждено уголовное дело. Что в таком случае ему нужно делать? Если не брать во внимание преступлений, совершаемых педагогами и позволяющих производить упрощенную процедуру отстранения, то действовать следует таким образом:

  1. Дождаться получения решения суда. Причем такое отстранение от должности носит временный характер. Постановление выносится судьей не позднее 2 дней с момента получения соответствующего ходатайства от следователя или дознавателя. После оно обязательно отправляется в письменной форме по месту работы (п. 3 ст. 114 УПК РФ). В документе указывается характер преступления, сведения об обвиняемом, позволяющие идентифицировать его среди работников предприятия.
  2. Издать приказ об отстранении. В нем указываются сведения о сотруднике, основания для отстранения и время (согласно длительности нахождения под следствием).

Кстати, вместо заработка обвиняемый получает ежемесячное пособие (п. 6 ст. 114 УПК РФ). Сроки и особенности его назначения прописаны в п. 31 Постановления Правительства РФ № 1240 от 1 декабря 2012 года.

Что делать после вынесения решения?

Работодатель может быть растерян и в том случае, если в отношении отстраненного сотрудника была принято решение по уголовному делу. Ведь вне зависимости от исхода необходимо оформить все правильно. Вариантов тут всего 2: сотрудника оправдали либо обвинили. И дальнейшие действия в этих случаях будут разными.

Решение по уголовному делу

Что делать работодателю?

Создается новый приказ об отмене отстранения. Сотрудник приступает к выполнению своих обязанностей. За предшествующие периоды зарплату от работодателя он не получает, т.к. ему выплачивалось иное пособие от финансовой службы.

Создается приказ об увольнении сотрудника. Причем последний рабочий день будет днем вынесения окончательного приговора.

Работодатель обязан произвести все причитающиеся выплаты: компенсацию за неиспользованный отпуск, премии и иные начисления, которые не были выплачены. За время нахождения под стражей ничего выплачивать не нужно.

Также следует внести информацию о расторжении трудовых отношений в трудовую книжку. В этом случае нужно ссылаться на п. 4 ст. 83 ТК РФ. Причиной будет осуждение человека на основании судебного приговора.

Важно соблюсти все формальности, чтобы в последствии у бывшего сотрудника не было оснований для обращения и получения компенсации от работодателя в судебном порядке. Это позволит избежать финансовых затрат и психологических переживаний.


О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях

Вопрос

Наш сотрудник принес повестку на допрос в качестве подозреваемого. Мы должны его отпустить в связи с гос. обязанностями. Но смущает, что он выступает в качестве подозреваемого. У нас возникают сомнения, должны ли мы его освобождать от работы?

Ответ

Да, должны освободить от работы.

Явка работника в качестве подозреваемого является исполнением им одного из видов государственных обязанностей.

В табеле учета рабочего времени этот день отметьте буквенным кодом "Г" (невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству) либо цифровым кодом "23".

Обоснование

Вызов гражданина в его рабочее время в государственный орган является уважительной причиной невыхода на работу.

Лицо, которое вызвали на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки (ч. 3 ст. 188 УПК РФ).

При этом работодатель должен сохранить за сотрудником его место работы (должность) на время исполнения им государственной обязанности (ч. 1 ст. 170 ТК РФ). Основание - повестка либо уведомление из соответствующей инстанции.

Работодателю необходимо составить приказ в произвольной форме, для чего нужны документы - основания, т.е. судебная повестка. На основании повестки работодатель издает приказ об освобождении от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей. Заявление сотрудника может быть, но это в данном случае необязательный документ.

В силу ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. На основании изданного ранее приказа об освобождении от работы в связи с исполнением работником государственных или общественных обязанностей делаются отметки в табеле учета рабочего времени.

Невыходы на время исполнения государственных обязанностей в табеле отмечаются буквенным кодом "Г" либо цифровым "23" (Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты").

Извлечение из: Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: Работник - подсудимый по уголовному делу представил судебную повестку с отметкой о времени начала процесса (когда он закончится - пока неизвестно). Как заполнить табель учета рабочего времени и оплатить это время?

Ответ: Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственной обязанности - в частности, в случае вызова в суд в качестве подсудимого по уголовному делу. При этом сохранение среднего заработка за работником в указанном случае трудовым законодательством не предусмотрено.

Невыходы на время исполнения работником государственных обязанностей в табеле учета рабочего времени отмечаются буквенным кодом "Г" либо цифровым кодом "23".

Обоснование: Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, явка в судебное заседание по вызову суда участника уголовного судопроизводства, в том числе подсудимого, - установленная государством обязанность.

В силу ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом сохранение среднего заработка за работником в указанных случаях трудовым законодательством не предусмотрено.

Соответствующая компенсация подлежит выплате работнику за счет государства в размерах и в порядке, предусмотренных федеральными законами (в рассматриваемом случае основания возникновения права на реабилитацию, включающего в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах, установлены в ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" невыходы на время исполнения работником государственных обязанностей в табеле учета рабочего времени отмечаются буквенным кодом "Г" либо цифровым кодом "23".

Р.А. Исмаилов, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 03.04.2015


О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях

Читайте также: