Работа учителем каково это

Обновлено: 27.04.2024

Средний возраст учителя в России, по данным на 2021 год, составляет 45-47 лет. Несмотря на старания Минпросвещения — ведомство обновляет программы в педвузах, обещает освободить педагогов от бумажной работы и повысить зарплату — молодежь все еще не торопится идти в педагоги. Решение молодых специалистов, которые задерживаются в школе после окончания профильных вузов, вызывает у многих смешанные чувства: от глубокого уважения до сочувствия.

Хеда М., 25 лет, учитель математики, Чеченская Республика

Стаж работы: 4 года

Учебная нагрузка: 31 час в неделю

В первый день учебы на одной из пар преподаватель вызвал меня к доске. После моего ответа он сказал, что я объясняю, как учитель со стажем работы 10 лет. Так постепенно я укрепилась в решении стать педагогом.

Сразу после окончания вуза работать в школу я не пошла: боялась, что не справлюсь со своей задачей — учить детей.

Поработав несколько лет в отделе труда и соцобеспечения, я все же решилась попробовать себя в качестве учителя. Сказала себе, что, если работа не пойдет, всегда можно уволиться. Меня очень поддержали родные.

Четыре года назад моя жизнь стала невероятно веселой и интересной. Коллеги встретили меня тепло, объясняли разные аспекты работы. Почти сразу я поняла, что с выбором профессии не ошиблась. Я люблю работать с детьми: увлекать их своими предметом, быть для них наставником.

Что касается ожиданий от работы… скажем так: я надеялась, что все ученики будут все понимать с первого раза и каждый станет отличником по моему предмету. Оказалось, что донести знания до каждого ребенка гораздо труднее, чем я думала. Мне еще трудиться и трудиться, чтобы найти подход к каждому из учеников.

Второй непростой момент: количество бумажной работы. В первый год в школе я уходила домой не раньше восьми вечера именно из-за отчетности.

Заполнение документов занимает больше половины нашего рабочего времени.

Если бы эту часть сократили, то на подготовку к урокам оставалось бы гораздо больше сил и времени.

Третий важный момент — отношения родителей к педагогам. Хотелось бы, чтобы родители не думали, что мы, педагоги, ничему не учим ребят: для нас каждый урок – это не просто 45 минут рутины. Мы выкладываемся по максимуму, чтобы все дети вынесли что-то с занятия.

Приятно, когда к твоему труду относятся с уважением. Также хотелось бы, чтобы семья была больше вовлечена в школьные дела своего ребенка, знала, чем ученик живет и дышит.

Рита (имя изменено по просьбе автора), 29 лет, учитель иностранного языка, Москва

Стаж работы: 3 года

Учебная нагрузка: 19 часов в неделю

В связи с этим я переживала, что не смогу найти общий язык с подростками, что они не будут воспринимать всерьез учителя, который выглядит как они. Но я ошибалась. С 90% всех моих учеников мы в отличных отношениях. Другие 10%, как показывает практика, имеют проблемы со всеми предметами и со всеми учителями и находятся на грани отчисления из-за неуспеваемости.

Поэтому я бы изменила изначальное восприятие педагога как человека с непоколебимым авторитетом.

Я бы ввела ежегодное анкетирование среди детей, где они могут оценить действия и работу своих педагогов (начиная от готовности к урокам, заканчивая психологическим давлением на учеников).

А для учителей с низким рейтингом по результатам этого опроса я бы учредила специальные профилактические комиссии, которые могли бы скорректировать их действия.

Если бы учителя знали, что школьники будут их оценивать в конце года, то их отношение к работе сильно поменялось бы и ребята смогли бы получать знания в более комфортной психоэмоциональной среде у более компетентных учителей.

Виолетта, 26 лет, учитель английского языка, Петропавловск-Камчатский

Стаж работы: 4 года

Учебная нагрузка: 28 часов в неделю

По окончании университета я сразу устроилась на работу в школу.

Когда я окунулась во время практики в школе в работу, мне понравилось преподавать, но полного осознания, что моя профессия значит, на тот момент не было. Спустя какое-то время я осознала, какое большое дело мы, учителя, делаем, как значима наша работа.

Первый год работы у меня была нагрузка 32 часа в неделю — это гораздо больше обычной ставки в 18 часов. Было тяжело, особенно первое время, пока вливаешься. Помню, как поначалу приходила домой после работы, садилась на диван и просто молчала: не было сил ни двигаться, ни говорить.

Дальше стало проще, я привыкла. Плюс, когда я наработала материал, подготовка к уроку стала занимать меньше времени: презентации, раздаточный материал и все остальное было уже под рукой.

Сейчас моя нагрузка — 28 часов. После нового года опять будет за 30. И это не может устраивать. Привык ты или нет, но работать столько часов — это тяжело.

Хотелось бы, чтобы ученики были послушные, усердные. У всех детей свои особенности, к каждому искать подход бывает трудно. Мотивация у ребят зачастую отсутствует не то что в изучении английского языка, а в принципе в обучении.

Быть учителем в школе – это как кататься на американских горках: интересно, местами страшно и периодически не знаешь, чего ожидать.

Дарья, 23 года, учитель математики в частной школе, Волгоград

Стаж работы: 5 лет

Учебная нагрузка: 18 часов в неделю

Всю подростковую жизнь я говорила, что не буду поступать ни в мед, ни в пед, но так получилось, что я училась на педагога, а сейчас работаю учителем. И очень довольна этим. Пойти на учителя мне посоветовала сестра, которая сказала, что там пригодится моя активная жизненная позиция и творческий подход. Совет был в самую точку. Я поняла это во время вожатской практики в лагере. Меня притягивала открытость, искренность детей, мне было интересно общаться с ребятами.

В том же году я прошла отбор в образовательный центр Maximum на преподавателя по подготовке старшеклассников к ЕГЭ и поступлению в вуз.

Так я начала работать в дополнительном образовании и утвердилась, что преподавание — моя среда.

На четвертом курсе обучения в бакалавриате меня позвали работать учителем в частную школу в нашем городе: сначала я вела дополнительные занятия по математике и финансовой грамотности, после окончания бакалавриата вышла на ставку 18 часов в неделю. Кстати, работодатель оплатил мне полугодовые курсы по переподготовке на учителя математики (изначально я училась на преподавателя экономики).

Что касается ожиданий относительно работы, то мне казалось, что она не будет отнимать столько времени. Изначально я думала, что учитель приходит в класс, дает урок, а потом сразу идет домой.

На то, чтобы подготовить уроки на неделю вперед, у меня уходит воскресенье с 8 утра до 19 вечера.

Жаловаться не на что, работа любимая, просто изначально было немного другое представление о нагрузке. Мне повезло, что я преподаю в школе, где педагогу можно расти и развиваться: здесь готовы поддержать любую идею, лишь бы я выдавала максимальный результат. Также у меня достойная зарплата.

По словам коллег из госшкол, их оклад нереально низкий, развиваться там трудно, поэтому у учителей нет никакой мотивации выкладываться на 100%. Даже сами педагоги приравнивают свою работу к оказанию услуги: выдам детям информацию пропорциональном тому, сколько мне заплатили. Школьники не видят, что их учитель старается. Это моя маленькая боль. Хотелось бы, чтобы дети в любой школе получали хорошее образование, а труд учителей оплачивался, как полагается.

Олеся, 24 года, учитель по медиаграмотности и основам деловой журналистики, драматургии текста и сторителлингу, Москва

Стаж работы в школе: меньше года

Общий преподавательский стаж: шесть лет

Учебная нагрузка: 18 часов в месяц

В нашем городе в пед поступают ребята с достаточно низкими баллами, поэтому не хотелось ассоциировать себя с этим местом.

Поэтом я поступила на журфак МГУ и уехала в Москву. Почти сразу возник вопрос с подработкой, и я, недолго думая, занялась репетиторством. Я хорошо сдала ЕГЭ по литературе, поэтому выбор пал на этот предмет. Параллельно читала разные книги по педагогике и психологии.

Постепенно я начала развиваться в сфере дополнительного образования. Преподавала в школе при Центре педагогического мастерства, в Школе журналистики им. Мезенцева в Центральном доме журналиста, в медиашколе журфака МГУ.

В государственной школе я начала работать только в этом году.

Московские школы стали привлекать к работе практиков, и меня позвали преподавать старшеклассникам журналистику. Что касается ожиданий… я понимала, что это общеобразовательная школа, и, хотя в эти классы был отбор по профилям, это не та мотивированная аудитория, с которой я сталкиваюсь в дополнительном образовании. Поэтому я заранее готовилась быть построже, соблюдать субординацию. Опасалась, что не смогу успокоить класс.

К счастью, эти ожидания не оправдались. Найти язык со старшеклассниками оказалось проще, чем я себе представляла.

Я готовилась к бюрократической нагрузке: отмечанию посещаемости, заполнению журналов. Бумажная работа не была для меня новостью, но радости от этого я не испытывала. Учителя, завучи оказались приятными людьми, обеспечили мне довольно комфортную среду для работы.

Конкретно в этой школе меня все устраивает. Когда я сравниваю с той школой, в которой училась я, мне кажется, что это очень даже неплохой вариант.

Если брать не отдельно взятую школу, а всю систему образования, то тут есть над чем поработать. Формат преподавания в школах, который сейчас существует, мне кажется неактуальным.

Мне показалось, что большая свобода в обучении и более персонализированный подход помогли бы нашей системе образования измениться в лучшую сторону.

Что я имею в виду? Я веду предмет, который требует творческих способностей, а дети привыкли, что многое нужно сделать по шаблону. В какой-то момент мне приходится им говорить: "В ЕГЭ вы делаете так-то и так-то, а здесь нужно принципиально другое". Детям безумно тяжело, с одной стороны, следовать четким критериям, чтобы сдавать экзамены, с другой — выходить за рамки правил, проявлять креативное мышление. Если бы подход к системе образования удалось бы изменить, такой бы проблемы у нас не было.

Не идите в школу, если не готовы много работать, постоянно быть в поиске новых идей и чувствовать ответственность за своих учеников! Собрали истории молодых учителей: как они решились на эту работу, несмотря на все страшилки и предрассудки, какие вызовы перед ним ставила школа, и как они с ними справлялись. Так стоит ли работать учителем?

Стоит ли работать учителем?

Нам чуть больше 20 лет, мы выпускаемся из педагогического университета, только-только защитили выпускные работы и сдали все экзамены. Перед каждой стоит главный вопрос: что делать с дипломом учителя русского языка и литературы?

Самый очевидный ответ — идти работать в школу, конечно! И хотя этот путь кажется предельно простым, у каждого из молодых учителей — своя, личная история.

Оля: случайно влюбилась в школу и теперь не хочет уходить

Долгое время я была уверена, что школа — это место, которое было создано исключительно, чтобы издеваться над детьми, родителями и учителями; что ученикам ничего не будет интересно, что я не смогу в школе заработать себе на жизнь и вообще это самая ужасная работа в мире. Думаю, что в моем случае все решила практика, куда я пришла в качестве учителя русского языка. Провела несколько уроков и поняла что это интересно: искать какие-то новые формы подачи материала, работать с детьми, и вообще все не так страшно.

Как пережить первые недели в школе

Когда я шла работать, то себя настраивала, что может произойти все что угодно, и на все, что будет происходить, я тоже могу не так адекватно реагировать.

Все может произойти, потому что это школа, а я молодой педагог!

Вероятно, вот такие ожидания в итоге спасли меня от чрезмерного стресса, потому что действительно первые недели были очень сложными. Мне очень часто срывали уроки, и я действительно не всегда адекватно реагировала. Не могу сказать, что сейчас у меня нет никаких проблем. С дисциплиной они остаются, но тем не менее, стало намного проще, и дети сейчас уже стали смотреть на меня совершенно по-другому. Думаю, они поняли, что их проверки я потихонечку все-таки прохожу, что все-таки я настоящий учитель. Надеюсь, дальше все будет только лучше.

О планах на будущее

Реальный план для меня сейчас и самая самая большая цель, самое важное и в целом достижимое — это выжить. Не сбежать из школы, сохранить свое ментальное и физическое здоровье и не выгорать окончательно, а лучше не выгореть вообще. То есть найти какой-то баланс между жизнью и работой, чтобы не потерять желание работать в принципе.

А вот идеальный план — про совершенствование своих профессиональных навыков. Мне бы, конечно, хотелось научиться, несмотря на все сложности, выкраивать время на составление действительно интересных уроков. Я стала замечать, как часто мне стали приходить в голову какие-то идеи, методические плюшки, хотя, конечно, времени на их реализацию вообще не всегда хватает.

Саша: вернулась преподавать в школу, в которой училась, и считает свою работу престижной

Я планировала пойти работать в школу уже после окончания университета, но перед началом выпускного курса, летом, моя классная руководительница предложила мне пойти на такую маленькую-маленькую ставочку. Сначала это было часов пятнадцать, потом уже восемнадцать. Я помню, как было тяжело на четвертом курсе и учиться, и работать, но потом я влилась, и все стало хорошо.

Испугаться учеников и напугать их самой

Первые уроки прошли нормально, учитывая, что я пришла работать в школу в 21 год, и мне сразу дали два девятых класса. Я жутко боялась идти к ним, потому что вдруг они начнут надо мной издеваться, никто не будет слушать, я же молодой учитель. Но в итоге все прошло хорошо, я их успела даже немножко напугать, и они меня слушались, были хорошие отношения на протяжении всего учебного года.

Вообще, в начале с любым классом был ступор: что с ними делать, что говорить? А еще я помню, что мне показалось, что сорок минут пролетают безумно быстро, по сравнению с парами в университете.

О признании учителя

Работать, естественно, было тяжело, но у меня не было сожалений о том, чем я занимаюсь. Наоборот, я радовалась, это было чувство, что я взрослый человек, у меня вот такая ответственная престижная работа.

Я считаю свою профессию престижной, хотя понимаю, что в обществе работа учителя уже давно обесценилось.

Сейчас у меня 6-8 классы и классное руководство, и мне очень это нравится. Хочу подтянуть свой класс и самой участвовать в педагогических конкурсах. У меня уже есть выпускники, которые поступили в колледжи и рассказывают своим преподавателям обо мне, хвалят наши уроки и говорят, что я дала им много знаний, это очень приятно слышать.

Алина: пришла в школу, вдохновившись примером своих учителей, и чувствует всю ответственность этой профессии

Я устроилась в школу после практики, одна из учителей-кураторов пригласила меня на работу. Думаю, что руководство и другие, более опытные учителя не оценивают молодого педагога как полноценного сотрудника. Ты им кажешься молодой, ничего не знающей, и к этому нужно привыкнуть. Конечно, они все тоже проходили этот этап, и всем было тяжело, но почему-то в своем возрасте об этом забывают. В самом начале были моменты, когда меня просто не расценивали как специалиста, и нужно было показать свою компетентность, это все было тяжело.

Как проходили первые уроки

Первые уроки проходили тревожно. Они до сих пор продолжают проходить тревожно, потому что у тебя нет опыта, и ты боишься что-то не так сказать и боишься, что тебя не поймут, и ты не дашь ученикам знания. Я до сих пор часто об этом думаю: что-то могла бы объяснить лучше, где-то нужно было вести себя по-другому. Конечно, я могла бы приложить больше усилий, но это не всегда получается. Не хочется чересчур много тратить своего времени и здоровья, особенно когда за это платят небольшие деньги.

Сейчас я продолжаю работать, взяла классное руководство. Конечно, когда ты берешь эту нагрузку на себя, сразу немного по-другому смотришь на профессию учителя: это уже другой новый этап, трудоемкий, но в нем есть плюсы, учишься понимать детей, людей. Но я считаю, чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти много этапов, это все-таки не один и не два года.

Каким не должен быть учитель

До сих пор у меня сомнения, правильно ли я делаю и могу ли я этим заниматься, насколько я компетентна, чтобы обучить кого-то, дать хотя бы основные знания, подготовить к ЕГЭ и способствовать развитию жизни ребенка. Это, конечно, очень ответственно. И вообще к этой профессии нужно относиться ответственно.

Если учитель все время жалуется и халатно относится к работе, лучше вообще уйти из школы.

Настя: решила продолжать учительскую династию, и получает удовольствие от работы, несмотря на усталость

Школа для меня — это вопрос, на самом деле, риторический. Дело в том, что мои родители — учителя по образованию, и поэтому с самого детства я видела в тетради уроки, учебники, все это очень вдохновляло. Помню, что еще с самого детства мама даже брала меня к себе на урок, я видела, как она преподает, и потом под впечатлением приходила домой, рассаживала мягкие игрушки, вела у них занятия. Поэтому, когда стал выбор о вопрос профессии, я поняла, что хочу продолжить то, чем занимаются родители.

Начало работы: ожидания и реальность

Начала работать с 5 курса, чтобы получить опыт уже во время обучения. Руководство отнеслось ко мне положительно, несмотря на то, что я отпрашивалась на экзамены и зачеты. Думаю, что первые уроки прошли хорошо, так как уже был минимальный опыт: я помогала маме, пробовала себя в роли репетитора.

Но это все далось нелегко.

После трудового дня, даже четыре-пять уроков, кажется, будто ты разгрузил вагон.

У тебя такая физическая усталость, какой ты сам от себя не ожидал, поэтому впечатление у меня одно — работать учителем сложно. Эта профессия трудная, и это большой труд, который должен быть оценен по достоинству. Уже две недели я работаю в новой школе, и мне очень нравится. Думаю, что продолжу этим заниматься и дальше.

Катя: поговорила с коллегами и уверена, что учителя — это сверхлюди

Я работаю в школе уже четвертый год: до этого училась в вузе, а параллельно вела дополнительные занятия для олимпиадников и отстающих, помогала ученикам делать домашние задания. Теперь я настоящий учитель и полноценная часть педагогического коллектива.

Руководство школы дало мне возможность преподавать только литературу, без русского языка, я веду уроки в средней и старшей школе. Это дает возможность посмотреть на учебную программу с разных сторон и точек зрения, работать с детьми разного возраста и уровня мотивации.

С чем сталкивается каждый молодой учитель

Трудности, с которыми я сталкивалась в первые дни работы, схожи с тем, что переживали мои одногруппники — уже коллеги-учителя. Все мы чувствуем примерно одно и то же: радость от общения с учениками и продуктивной работы на уроке, тревогу и разочарованность, когда не все планы удается реализовать, или дети ведут себя не так, как мы ожидаем. Все мы надеемся, что наши старания окупятся, а ошибки станут профессиональным опытом.

Когда приходишь на работу в школу, думаешь: ну вот сейчас я буду делать все правильно. Но с течением времени оказывается, что не бывает идеального урока, нет идеального учителя и также не существует идеального класса.

На мой взгляд, главное, что важно для молодого педагога в школе — сохранять свою индивидуальность, учиться принимать множество факторов, которые нельзя изменить, и работать над тем, что можно улучшить.

Так стоит ли работать учителем?

Кому точно не стоит работать учителем — тем, кто не готов меняться, учиться новому. Здесь будет плохо тем, кто хочет просто заученно выдавать материал, не обращая внимание на то, что происходит вокруг, ни к чему не стремится.

Стоит работать учителем тем, кто готов общаться с учениками и пытаться понять их, видеть в них личностей. Любовь к своему предмету, стремление передать детям полезные знания и навыки, запас спокойствия и терпения — с этими качествами учитель сможет пройти даже через самый трудный класс.

Я захотела написать вам в рубрику, прочитав письмо про школу. У меня двое детей школьного возраста. Вроде справляемся, получается, чтобы они учились тихо и мирно на неплохие оценки. Но и у нас в школе бывают маразмы. Но я не об этом.
Я со своих еще школьных лет помню школу, как очень тяжелое место. У нас часто в классе было очень шумно. Вечно помню разных преподавателей орущими. Это не один какой-то отдельный учитель. Они орали все, регулярно.

Одна из школьных учительниц жида в нашем доме. Помню, как она вечно шла из школы со большой сумкой, в которую пихала стопки тетрадей. Потом помню, как всю жизнь видела ее через окно. Мы в южной республике жили, и она всегда сидела возле этого открытого окна, проверяла эти тетрадки. Каждый день до ночи. Когда у нас были каникулы, она тоже вечно ходила в эту школу. Не знаю, что они там делали - то ремонт, то еще что-то. Но у них не было тех самых каникул в три месяца.

Работа тяжелая. Постоянно работаешь с детьми, из которых большая часть ничего не хочет. Вечно потом еще после уроков встречаешься с мамами двоечников, кого-то позоришь на дурацких собраниях. Постоянно борешься с детьми за забытые дневники и затрепанные тетрадки. Орешь, опять же. В школе в этой всегда царила бедность. У нас ни на что не собирали. Но было как у вас описано - протухшие тряпки, железные ведры, столетние швабры, старые дощатые полы. Парты-развалюхи, доски, на которых ничего уже не видно.

В такой обстановке она проработала всю жизнь. Тяжело проработала. Жила бедно. На пенсии вообще обеднела. Вот зачем это? Что такого прекрасного в этой профессии, что многие идут на это добровольно. Прямо говорят "хочу учителем в школу". Зачем? Неужели еще не поняли, что это - одна из самых ужасных профессий на свете?
Ну ладно, знаете, есть профессии, где все трудно и страшно, но там хоть платят. А тут и не платят же! Уважаемая профессия? По факту их все ненавидят всю жизнь. Тяжелая, абсолютно неблагодарная работа. Почему?

Здравствуйте!
Я с вами согласна в том, что работа очень и очень тяжелая. И я слышала мнение, что вообще-то нужно организовывать систему образования так, чтобы никто не работал с детьми более 10 лет подряд. После этого нужно делать длинный перерыв, прежде чем вернуться еще на 10 лет. Но к этому многие уже пришли, а реализовать это - по-моему нигде не получилось пока. Мама моя работала преподавателем как раз 10 лет. И она выгорела до такой степени, что все это преподавание и детей просто видеть уже не могла. При том, что она очень любила и свою работу, и детей. После этого она на 20 лет ушла на совсем другую работу - худредом детского журнала. И только через 10 лет к ней начала возвращаться охота заниматься с детьми. И потом она больше никогда не преподавала вот так - чтобы через нее каждый день проходило много очень полных классов, один за другим.

Но во-первых - эта работа может доставлять удовольствие. При всех трудностях. Некоторые люди любят работать с детьми, и любят преподавать. Поэтому им тяжело, конечно, но нельзя сказать, что их работа - это прямо сплошной какой-то ад Многим в целом их работа нравится, им нравится разбираться в каком-то предмете, интересоваться им, и все время придумывать, как бы его преподать так, чтобы было интересно и знания усваивались. Такие преподаватели есть.

Насчет бедности - да, платят там негусто, насколько я знаю. Но я также знаю преподавателей, которые совсем не бедствовали. Например была у нас знакомая - очень хороший учитель русского языка. Так от нее частные ученики не вылезали. Они ходили к ней домой за частными уроками - особенно в старших классах - подтягивать оценки. Желающих было ну очень много. И у нее росла дочь, которая уверенно хотела стать такой же учительницей, как мама, и стала. И была очень довольна. Пошла по тому же пути. Т.е. они обе нашли способ жить и работать в э той профессии совсем не бедно, и явно не без удовольствия.

Ну и потом есть люди, которые выбирают профессии из романтических соображений. По принципу "да, трудно, да, неприятно и не очень богато - но дело хорошее, и кто-то должен его делать". Есть врачи, которые могли бы работать в богатых странах пластическими хирургами, и заколачивать кучи денег, но они работают в бедных странах, в больницах, где всего не хватает. И все это "одни слезы". Потому что там тоже очень нужны врачи. И многим не понятно, зачем они на это идут - это же тяжело, "неблагодарный труд", денег они там не зарабатывают почти, и.т.д. Но у них - миссия. И они не считают свой труд неблагодарным.

У моей мамы в каждом практически классе был хоть один ребенок, который был "непростой". То кто-то плакал и домой хотел, то сосредоточиться не мог, и другим очень мешал, то моторика у кого-то подводила, и ребенок постоянно все ронял, опрокидывал и.т.д. Некоторые были агрессивными и ссорились со всеми, провоцировали конфликты. Или просто ни в чем участвовать не хотелось. И я помню, какой у мамы всегда был праздник, если к такому ребенку удавалось найти подход. И именно эти дети потом маму часто вспоминали с любовью, уже будучи взрослыми. Так что в труде учителя тоже есть такая романтическая миссия. Образование - это ведь на самом деле великая вещь. Очень важная и нужная. И научить детей учиться, хотеть знаний и находить их - это один из самых важных навыков на всю жизнь. Вы не допускаете, что кому-то нравится участвовать в этом процессе? :-)

В общем, мне кажется, что нет плохих профессий. Есть очень непростые. И есть такие, где по умолчанию людям в общей массе платят слишком мало и плохо, хотя должны были бы найтись деньги, чтобы им было проще выполнять свою миссию. Но в каждом каком-то деле есть что-то, что кому-то нравится, в чем можно самореализоваться. Спросите кого-то, кто в этой профессии счастлив.

Задумываетесь о том, чтобы связать свою жизнь с музыкой? Мы составили подборку зарубежных университетов, где можно получить музыкальное образование в абсолютно разных сферах.

Профессия учителя — одна из самых ответственных, потому что все специальности зависят именно от нее. Будь то врач, президент или кинозвезда: каждый начинал свое образование в школе. В этой статье мы подробно расскажем про профессию учителя

Изучение языков с UniPage

Специалисты UniPage помогут определиться с направлением обучения и поступить в зарубежный вуз. Мы учитываем ваши интересы, личные качества и востребованность профессии.

Профессия Учитель — Факты

  • Бакалавриат — 4 года
  • Магистратура — 2-2,5 года
  • PhD — 4-5 лет
  • Бакалавриат — 25,000 USD
  • Магистратура — 20,000 USD
  • Бакалавриат — 2,718 USD
  • Магистратура — 2,038 USD
  • Заслуженный учитель РФ
  • Народный учитель РФ
  • Учитель года России

Кто такой учитель?

Тот, кто решил посвятить свою жизнь работе с детьми и выбрал профессию учителя, должен быть готов к нелегкому пути. Во-первых, работа является одной из самых сложных [1] , во-вторых, в России и многих других странах СНГ труд учителя низко оплачивается на государственном уровне . Однако для настоящих педагогов моральное удовлетворение и радость от общения с детьми и подростками стоят того.

Зарплата учителя в России и за рубежом

Страна / регионМин. зарплата/годСр.зарплата/годВоспитатель в дет.садуПреподаватель англ. языка (ESL)Директор школы
Москва4,077 USD 6,523 USD 3,506 USD 6,523 USD 5,898 USD
Регионы РФ3,261 USD 5,707 USD 3,343 USD 5,707 USD 5,452 USD
США36,500 USD 74,400 USD 56,850 USD 45,801 USD 108,125 USD
Великобритания33,692 USD 73,291 USD 32,780 USD 42,381 USD 65,951 USD
Австралия26,552 USD 54,116 USD 48,181 USD 53,435 USD 93,344 USD
Канада38,000 USD 73,113 USD 34,256 USD 30,431 USD 74,967 USD
Германия16,131 USD 34,906 USD 31,081 USD 27,112 USD 74,695 USD
Франция20,447 USD 39,312 USD 32,083 USD 22,028 USD 78,687 USD
Южная Корея20,018 USD 41,704 USD 20,009 USD 21,540 USD 47,195 USD
Гонконг223200 HKD466000 HKD241262 HKD258585 HKD537622 HKD

Данные, указанные в таблице, приблизительны.

Преимущества профессии учителя

  • Значимаяработа. Взращивание молодых умов — само по себе благодарное дело. А интеллектуальная связь между учеником и наставником приносит чувства удовлетворения и собственной значимости. Особенно приятно видеть плоды своего труда, когда ученик понимает объяснение темы или урока и не делает ошибок.
  • Большое влияние. Профессия преподавателя чрезвычайно важна. Часто именно благодаря любимому учителю будущие взрослые выбирают свою профессию. Педагог не только преподает материал, но и воспитывает и вдохновляет ребенка. Поэтому от преподавательского состава во многом зависит, вырастет ли человек уверенным в себе и открытым или закомплексованным и зажатым.
  • Уважение и признание учеников. Учитель проводит с учениками 180 дней в течение учебного года и становится одним из главных авторитетов в жизни учащихся. Многие взрослые с теплом вспоминают своих любимых учителей и часто поддерживает с ними связь спустя долгие годы. Видеть уважение, любовь и доверие в глазах детей — одна из самых больших наград за тяжелый труд.
  • Длинный отпуск. Учителя наслаждаются официальным отпуском, который длится целых 56 дней. И в отличие от других профессий, им не приходится спорить с коллегами о том, когда же состоится их долгожданный отдых на море — отпуск у педагогов всегда выпадает на лето. В школе между четвертями также бывают каникулы, в которые учителя пусть и ходят на работу, но имеют возможность отдохнуть от ежедневных уроков.
  • Возможность заработка. Знания стоят дорого. Поэтому в частных школах и лицеях у учителей высокая зарплата. В свободное от работы время учителя могут подрабатывать репетиторством и получать дополнительный заработок.
  • Многозадачность. Насыщенность трудовых будней во многом зависит от самого учителя, так как работа с детьми подразумевает походы в театры и музеи, вылазки на природу, организацию школьных мероприятий и концертов. Учителя также проводят родительские собрания, посещают конференции и семинары по повышению квалификации и обмену опытом. Во время олимпиад педагоги сопровождают своих подопечных в поездках в другие города, тогда как для тренеров или хореографов командировки по соревнованиям — неотъемлемая часть жизни. Такая разнообразная деятельность помогает преподавателю в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и организационные таланты.

Недостатки профессии учителя

Педагогические специализации

Педагогические специализации, как правило, не сильно отличаются в российских и зарубежных вузах. Основными являются дошкольное/начальное/среднее/старшее образование, специальное образование и дефектология. Для обучения на среднем/старшем образовании, необходимо выбрать профильный предмет, который будущий учитель будет преподавать. Например, математику, литературу, историю, географию, иностранный язык, физику, биологию и т. д. Обучиться на профессора в вузе можно после получения степени PhD и опыта работы. Однако существуют программы (например, магистратуры), которые готовят преподавателей для разных возрастов, в том числе и для взрослых.

При выборе специальности следует ориентироваться по тому, что больше всего нравится. При этом стоит учитывать недостатки того или иного предмета. К примеру, учителя русского языка и литературы должны проверять кипы тетрадей с рукописными текстами, на что уходит много свободного времени.

Если душа лежит к творчеству, то можно стать преподавателем ИЗО Изобразительное искусство , музыки или хореографии, если же к спорту — учителем физкультуры. Важно не ставить престижность специализации во главу угла. Стать отличным педагогом более вероятно, если вы будете любить свой предмет и передавать эту любовь детям, чем если просто выберете популярный предмет.

Как стать учителем?

Чтобы стать учителем, иметь образование, желательно высшее, обязательно. Нередко случается так, что хорошими учителями, которые горят своим делом, становятся люди без специального образования. А получившие его наоборот выгорают и уходят из профессии в первые годы работы [4] . Если первое образование не педагогическое, то всегда можно пройти дополнительные курсы или получить второе образование.

Среднее специальное образование учителя

Получить среднее специальное образование учителя в России можно в колледжах. Как правило, они предлагают такие программы, как дошкольное образование, преподавание в начальных классах, специальное дошкольное образование, педагогика дополнительного образования. Для поступления необходимо пройти конкурс аттестатов, иногда дополнительно сдать вступительные испытания (например, для будущих педагогов хореографии, изобразительного искусства, физкультуры). После окончания выпускники могут продолжить образование на 1 курсе бакалавриата или трудоустроиться.

Зарубежные колледжи, например в США или Австралии, подразумевают получение степени ассоциата или бакалавра. Муниципальные колледжи в США предлагают программы дошкольного, начального, педагогического образования, английского языка как иностранного (ESL) и др. Для тех, кто уже получил высшее образование, некоторые колледжи, например McLennan Community College, предлагают программы сертификата для будущих учителей. Чтобы поступить, необходимо знать английский язык на высоком уровне и сдать два экзамена — SAT и IELTS/TOEFL. В Австралии колледжи называются TAFE. Они предлагают сертификаты в области профессионального обучения, специального дошкольного образования и т.д. После окончания учебы можно продолжить образование в университете или пойти работать.

Высшее образование учителя

Вузы России предлагают педагогическое образование по следующим программам: дошкольное/начальное/среднее/высшее образование, дошкольной психологии, профильные программы (биология, химия, информатика, география, математика, физкультура и т.д.) дефектология, специальное образование. Аналогичные специальности можно найти в зарубежных университетах. Практику студенты, как правило, проходят в государственных и частных школах, гимназиях, лицеях.

Существуют различные способы получения высшего образования:

  • Получить педагогическое образование по определенному предмету на бакалавриате/специалитете (обычно 4/6 лет соответственно);
  • Закончить бакалавриат по любой специальности и поступить в магистратуру на педагогический факультет;
  • Закончить бакалавриат и магистратуру по любой специальности (включая педагогику) и поступить в аспирантуру, чтобы стать преподавателем/профессором в вузе.

За рубежом стать преподавателем в школе можно также через специальный бакалавриат или магистратуру. Получив PhD по любой специальности (кроме педагогики), есть возможность начать академическую карьеру и преподавать в вузе. Так вы тоже попадете в профессию учителя. PhD по педагогике (EdD), в свою очередь, открывает доступ к управленческим позициям в сфере образования.

Требования для поступления на педагогику

Поступление в вузы разнится в зависимости от страны и программы. Обычно требуются:

  • Диплом о среднем образовании для бакалавриатаили степень бакалавра/магистра для магистратуры/PhD (в некоторых вузах есть отдельные требования к оценкам по определенным предметам);
  • В России:
    • Результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильному предмету. Каждый вуз самостоятельно устанавливает пороговые баллы;
    • Вступительное испытание на некоторые специальности или внутренние экзамены при наличии среднего профессионального образования;
    • Индивидуальные достижения (участие в олимпиадах, отличные оценки).
    • Аттестат с переводом на иностранный язык;
    • Результаты вступительных экзаменов (например, SAT / ACT, GRE / GMAT в США)
    • Сертификат о знании английского языка (TOEFL/IELTS и другие);
    • Мотивационное письмо;
    • Рекомендательные письма;
    • Интервью, резюме и др.

    Лучшие вузы педагогики России

    Педагогические программы лучших зарубежных вузов 2020

    № Предметного рейтинга QS 2020 года УниверситетБакалавриат / годСтрана
    1University College London26,471 USD Великобритания
    2Harvard University49,653 USD США
    3Stanford University18,491 USD США
    4University of Oxford 35,934-50,351 USD Великобритания
    5University of Toronto44,492 USD Канада
    6University of Cambridge29,836 USD Великобритания
    7University of Hong Kong171000 HKDГонконг
    8UC Berkeley 44,008 USD США
    9University of British Columbia41,318 USD Канада
    10Columbia University58,920 USD США

    Все данные необходимо уточнять в вузах.

    Какие качества нужны учителю?

    Профессия учителя вечна. Для ребенка учитель — важный человек в жизни. Его обязанность — вырастить уверенного в себе и психологически здорового взрослого. Чтобы успешно выполнить эту миссию, педагог должен искренне любить детей и иметь высокие моральные качества (честность, тактичность, эмпатия).

    В процессе работы для учителя незаменимы терпение и самообладание, ведь нередко приходится иметь дело с непоседливой ребятней и объяснять материал по несколько раз. В такие моменты на помощь приходит креативность — творческий подход облегчает понимание сложных тем у детей и вызывает интерес к учебе. Помните: пробубнить материал себе под нос может каждый, а вот найти подход к ребенку получится только у хорошего педагога.

    Учитель — это лидер и образец для подражания. Для поддержания порядка в классе ему обязательно иметь развитые организационные навыки и лидерский потенциал. Также желательно демонстрировать те качества, которые вы хотите воспитывать в детях, например ответственность и дисциплинированность. Наконец, важно выстраивать со своими подопечными доверительные отношения, но при этом сохранять умеренную строгость, так как чересчур мягкий характер зачастую вызывает у школьников неуважение.

    Где работают учителя?

    Учителя работают в государственных или частных детских садах, начальных и средних школах, а также в высших учебных заведениях. Если же вы работаете в творческой сфере, то можно устроиться в хореографические училища, изобразительные студии, музыкальные школы.

    Многие учителя трудятся в течение учебного года, обычно с понедельника по пятницу. В свободное от уроков время педагоги проверяют домашнюю работу, подготавливают планы уроков. Отпуск у школьных преподавателей проходит в летнее время. Школьные системы также подразумевают перерывы между четвертями. Летом учителя могут проходить курсы или повышение квалификации.

    Некоторые преподаватели предпочитают работу дома — онлайн или оффлайн. В первом случае они устраиваются в онлайн школы, во втором — работают репетиторами. В обоих вариантах можно преподавать языки, готовить к ЕГЭ или просто подтягивать знания учеников по своему предмету. Большую популярность набирают онлайн-курсы (MOOCs Massive open online course ). При желании можно создать свои и продавать их на онлайн-платформах — знания от профессионалов всегда будет цениться.

    Также преподаватели могут найти работу в корпоративном обучении, то есть обучать сотрудников компаний определенным навыкам или передавать им знания. Возможности в области преподавания безграничны, покуда люди будут стремиться к просвещению.

    Известные учителя

    Антон Семёнович Макаренко — всемирно известный воспитатель, педагог. Он был самым влиятельным теоретиком образования в Советском Союзе. Начиная как преподаватель русского языка, рисования и черчения в 1905 году, Макаренко дорос до директора училища. Затем в 1920 году он возглавил колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Преподаватель писал статьи, доклады и книги на тему педагогики и организации воспитания. Макаренко создал педагогическую систему, которая повлияла на мировую и отечественную педагогику.


    Мария Монтессори — выдающийся педагог-гуманист, ученый и врач из Италии. Монтессори разработала уникальную и действенную педагогическую систему свободного воспитания, которая названа в честь создательницы. Она стремилась исключить какое-либо давление при воспитании и верила в природу ребенка. С 1909 года, еще при жизни Монтессори, открылись курсы по Монтессори-педагогике и многие преподаватели съехались к автору из разных стран. Система Монтессори до сих пор используется во многих государственных и частных школах по всему миру. Педагог также принимала участие в борьбе за права женщин.

    Хайме Эскаланте

    Помощь в поступлении за границу с UniPage

    Специалисты UniPage помогут определиться с направлением обучения. Мы учитываем ваши интересы, личные качества, востребованность профессии и подберем вузы, которые предлагают качественное образование именно по вашей специальности.

    Читайте также: