Смежные права работают практически так же как и авторские но называются иначе почему

Обновлено: 16.06.2024

В современном мире при упоминании понятия авторских прав подразумеваются смежные права. Что это такое? Давайте разбираться!

Для обывателя тема сложная, но при желании в ней можно разобраться, если вникнуть в суть. По статье 1303 российского ГК к смежным с авторскими правами относятся:

  • Результат фонограммы, исполненный голосом того или иного лица.
  • Эфирные трансляции по радио и телевидению.
  • Разрешение на содержание информационных баз.
  • Права на литературные произведения, учёные работы, достояния искусства, обнародованные первый раз.

К объектам смежных прав относятся по статье 1304 того же Закона:

  • Выступления артистов, режиссёрские постановки, выражаемые в форме, которая предусматривает просмотр и распространение их посредством техники.
  • Фонограммы.
  • Трансляция программ в эфирном времени по радиовещанию и телевидению, разработанных непосредственно предприятием или по его заказу за счёт спонсорских денег.
  • Информационные базы в области охраны от незаконного распространения и несанкционированного использования их фрагментов несколько раз.
  • Научные труды, разработки в сфере искусства, литературные работы после их перевода в достояние общественности.

Смежные права могут проявляться у певцов, производителей фонограмм, телевизионных каналов, радиостанций, публикаторов, разработчиков баз данных. Также они бывают у произведений, которые до определённого момента не стали достоянием общественности. При возникновении спорных моментов допускается обращение в суд для разрешения спорных ситуаций. Смежные права развиваются при чётком соблюдении правомерных авторских прав. Необходимо научиться разграничивать эти два понятия во избежание проблем с законодательством, действующим сейчас. Следите за актуальными новостями в области юриспруденции или обратитесь к профессионалам за консультацией.

Предположим, что композитор доверил исполнение своего шедевра третьему лицу, предварительно подписав с ним лицензионное соглашение. Тогда смежные права на исполнение единицы творческой деятельности возникают у этого исполнителя.

Для грамотного регулирования перечисленных в предыдущих абзацах объектов смежных прав в российском Гражданском кодексе существует отдельный параграф. Поговорим о самых важных аспектах каждого из них.

Исполнительное право. Второй параграф гл. 71 Исполнителем считается человек, чьим мастерством создавалось исполнение. К таким гражданам относятся актёры, певцы, музыканты, а также лица, играющие роль. Артист декламирует стихотворение, поёт, играет на пианино, всячески участвует в исполнении номера. К таким людям также можно причислить режиссёра спектакля и дирижёра.

Бывает, что исполнитель не один, а целая группа. Как быть в таком случае? Тогда исполнение согласно упомянутому закону считаются совместным исполнением. Каждому участнику коллектива принадлежат права, регламентированные статьёй 1315 российского ГК. Что относится к таким правам? Это право на исполнение в исключительном порядке, право авторства, право на псевдоним, право на обязательную защиту исполнения. Права исполнителя признают независимо от наличия авторских прав на творчески труд.

Предположим, существует гипотетическое музыкальное сочинение, записанное исполнителем с соблюдением норм действующего законодательства. Он исполнил песню, которая в скором времени превратилась в достояние общественности. В таком случае ориентируясь на третий пункт статьи 1315 свода гражданских прав становится понятно, что исполнитель не теряет прав на произведение. Перефразируя на доступный язык: исполнение представляет собой то, как исполнена песня или сыгран спектакль. При каждом новом использовании композиции получается новое исполнение.

Права фонограммы изложены в третьем параграфе.

Права на звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи, содержащиеся на определённом носителе, возникают у изготовителя. Им является лицо, инициирующее пилотную запись звуков исполнения.

Какие права принадлежат ему?

Преобладающее право на фонограмму, возможность записать собственное имя на диске (пластинке, дискете), право защитить объект от искажения, сделать фонограмму доступной для слушателей и зрителей. Фонограммой считается звукозапись, в рамках которой находится исполнение.

В статье 1326 идёт речь об использовании упомянутых выше материалов в коммерческих целях. Потому общедоступное исполнение фонограммы, обнародованной с целью обогащения, трансляция её в эфир или по кабельной сети допустимы без разрешения правообладателя и держателя исключительного права на записанное в ней исполнение. Однако перечисленные действия подразумевают выплату вознаграждения обладателю такого права.

Сбор прибыли находится в компетенции службы, регламентирующей управление авторскими правами на коллективной основе. Во Всемирную организацию интеллектуальной собственности можно обращаться для урегулирования вопросов исполнительских и авторских прав. Если собственник заведения общественного питания использует в своём здании композиции, перешедшие в категорию общественного достояния, следует быть готовым к негативным последствиям в правовом поле. Отличный выход из сложившейся ситуации применяют управляющие больших торговых центров и элитных ресторанов. Они приглашают музыкальные группы, чтобы специально для конкретной организации записать композиции с классической музыкой. В результате можно отлично сэкономить, не нарушив закон. Второй вариант предусматривает взятие в штат музыканта. Его можно посадить за пианино, вручить ноты, с помощью которых он будет живьём исполнять произведения, что перешли в народное достояние. В этом случае ВОИС не придерётся, потому платить ничего не понадобится.

Некоторые правовые нюансы вещания изложены в четвёртом параграфе того же кодекса Предприятием эфирного или кабельного вещания считается юридическое лицо, которое проводит эфирную трансляцию.

Пятый параграф рассказывает о правах изготовителя информационных баз

Лицо, изготовившее базу данных, может быть индивидуальным предпринимателем или компанией (юридическим лицом). В процессе работы происходит сбор данных, их анализ, мониторинг, оптимизация.

Изготовителю принадлежит исключительное право производителя такой базы, а также возможность указывать на образцах собственное имя или торговую марку.

Стоит разграничить термины "изготовитель базы данных" и "автор базы данных".

Изготовитель обычно несёт значительные материальные затраты при работе с продуктом. Он обладает исключительными правовыми рычагами, чтобы при необходимости извлекать из объекта материалы с дальнейшим использованием. Положения пятого параграфа российского ГК не оставляют составителя без охраны продукта как составной части произведения с использованием положений относительно авторских прав. Период действия такого права для изготовителя возобновляются при каждом последующем её обновлении.

Шестой параграф. Право публикатора Публикатором считается физическое или юридическое лицо, обнародовавшее на правовых основаниях произведение, которое ранее не публиковалось. Такое произведение могло не находиться под охраной закона "Об авторском праве". Публикатору в таком случае принадлежат следующие права:

  • Исключительное право на обнародованный объект интеллектуальной или творческой собственности.
  • Личное неимущественное право отобразить собственное имя в процессе использовании произведения.

Во время обнародования публикатор обязан учитывать волю автора. При несоблюдении упомянутого условия смежные права не развиваются. В случае нарушения публикатором личных неимущественных авторских прав, действие его исключительного права аннулируется в судебном порядке.

Давайте рассмотрим ситуацию. Предположим, при плановом осмотре экспозиции в исторических апартаментах одного из известных писателей представители коллектива музея нашли тайник. В нём было письмо писателя и рукопись одного из его творческих работ. В письме он попросил друзей опубликовать работу. Однако получилось, что рукопись была надёжно запрятана, а позже и вовсе позабыта. Потому данное произведение не было опубликовано, оставаясь лежать в недрах тайника в течение ста лет. В таком случае сотрудники музея принимают решение о его публикации. Права публикатора приобретает музей.

Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

9 Субъекты смежных прав

Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории:

исполнитель — в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер;

производитель фонограмм — физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре;

организация эфирного вещания — организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-);

организация кабельного вещания — организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом — через кабель, проводную сеть и др.

10 Объекты смежных прав

Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе:

исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений,

постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств);

передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

41. Договоры о передаче смежных прав.

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.




Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения.

Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.

Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.

Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.

Сме́жные права́ — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

На законодательном уровне смежные права впервые были регламентированы Законом об авторском праве Австрии в 1936 году (статьи 66-80) [1] .

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что звукозаписи могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.

Содержание

Субъекты смежных прав

2 vinyl records + 1 CD.jpg


Субъектами смежных прав по российскому законодательству являются следующие категории правообладателей:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных; .

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач [3] .

Смежные права на совместное исполнение



Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей [4] (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Доходы от совместного использования совместного исполнения распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Международная охрана смежных прав

В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их.

Защита смежных прав

Что касается обеспечения защиты прав, то средства судебной защиты от случаев нарушения смежных прав, как правило, аналогичны средствам, которыми располагают обладатели авторского права — это:

  • охранительные или временные меры; средства защиты; санкции;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Идея смежных прав привлекла внимание и как способ защиты устного культурного наследия многих развивающихся стран, которое является частью их фольклора, поскольку именно исполнители часто знакомят широкую аудиторию с этим фольклорным наследием. Предоставляя охрану смежным правам, развивающиеся страны могут тем самым также предоставить охраны обширному, древнему и бесценному культурному наследию, являющемуся метафорой их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущностью, которая разделяет культуры соседствующих стран и народов всего мира.

Срок действия смежных прав

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

  • состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;
  • была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;
  • состоялась вещательная передача.

Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания — в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС, нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4):

По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Знак правовой охраны смежных прав


Соответствующий символ Юникода имеет номер U+2117 ( ℗ , SOUND RECORDING COPYRIGHT ).

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.


Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право – возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам – исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные – права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

4.​ Изготовитель базы данных - юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор - гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны - для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

-на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

-в случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя - 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого - в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций – в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных - в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

6.Личные неимущественные права - авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Творческая деятельность сама по себе достаточно отдалена от юриспруденции и не опосредуется какими-либо формально определенными правилами поведения. Однако результаты подобной деятельности, в свою очередь, уже нуждаются в соответствующей юридической защите, на которую направлена относительно самостоятельная подотрасль гражданского права – авторское право.

Определение рассматриваемой сферы правового регулирования в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Авторское право – совокупность обязательных гражданско-правовых предписаний, регулятивное воздействие которых направлено на упорядочение отношений по признанию авторства и охране научных и литературных произведений, а также произведений искусства, и установлению режима их использования, регламентации правового статуса авторов произведений и иных правообладателей, и т. д.

Из анализа содержания приведенного определения можно сделать вывод о том, что авторское право выступает весьма сложной и многогранной сферой правового регулирования, основные направления деятельности которой опосредуются выполняемыми авторским правом функциями. В этой связи, для целей проведения наиболее полного анализа авторского права, представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике его функций, в числе основных из которых выступают:

  1. Функция признания авторства и охраны произведений. Рассматриваемая подотрасль гражданского права призвана устанавливать охрану произведений науки, литературы и искусства с момента их создания;
  2. Установление режима использования произведений – то есть упорядочение вопросов о том, кто и на каких условиях управомочен использовать произведение, находящиеся под охраной авторского права. Так, в частности, только обладателю авторского права принадлежит исключительное право на использование произведение, в то время как все иные третьи лица управомочиваются на использование произведения только с согласия обладателя исключительных авторских прав;
  3. Наделение авторов произведений личными имущественными и неимущественными правами, а также их защита.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды авторских прав

Как было отмечено выше, по свойству экономического содержания авторские права могут подразделяться на личные неимущественные и имущественные, притом, что последние могут в силу закона, договора, или иного законного основания, принадлежать любым субъектам авторского права.

В свою очередь, неимущественные права могут принадлежать исключительно авторам соответствующих произведений, независимо от имущественных прав, и, более того, сохраняются даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Переходя к более подробной характеристике видов авторских прав, следует обратить внимание, что к числу неимущественных авторских прав, в соответствии с действующим законодательством относятся:

  • Право авторства – ключевое неимущественное право, содержание которого состоит в основанной на факте создания произведения возможности лица признаваться его автором (создателем);
  • Право на имя – возможность автора использовать (разрешать использовать) произведение под собственным подлинным именем, либо без такового – под псевдонимом или анонимно;
  • Право на обнародование – законодательно гарантируемое правомочие автора обнародовать самостоятельно или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Притом, что никто кроме автора не вправе осуществлять действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения;
  • Право на защиту репутации автора – право защищать произведение от любого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя соответствующего произведения.

Говоря о конкретных видах личных имущественных авторских прав, следует отметить, что к числу таковых относятся:

  1. Право на использование произведения в любой форме и любым способом;
  2. Право на воспроизведение – то есть изготовление одного и более экземпляров данного объекта авторских прав;
  3. Право на распространение, которое может быть реализовано различными способами, однако наиболее распространенными из них выступает продажа экземпляров произведения или его сдача в прокат;
  4. Право на импорт, то есть ввоз из иностранных государств экземпляров произведений для целей распространения последних;
  5. Право на публичный показ и публичное исполнение, передачу в эфир, перевод, переработку;

Понятие и общая характеристика смежных прав

Наряду с авторским правом, обеспечению юридической защиты интересов правообладателей некоторых объектов интеллектуальной деятельности, призвана совокупность законодательно установленных смежных прав.

Более того, анализ действующего законодательства в соответствующей сфере позволяет сделать вывод о том, что смежные права как институт гражданского права призваны выполнять те же функции, что и авторское право, однако в отношении особой категории объектов.

Так, в числе объектов смежных прав, как отличительном признаке соответствующей категории, в настоящее время выделяют:

Подводя итог проведенному исследованию содержания, признаков и особенностей авторских и смежных прав, следует сделать вывод о том, что соответствующие начала правового статуса авторов (а равно иных правообладателей), играют большую роль в обеспечении их прав, а также имущественных и неимущественных законных интересов, поскольку предоставляются действительную юридическую защиту в обозначенной сфере.

Читайте также: