Сценарист профессия что сдавать
Обновлено: 30.04.2024
Сценарий — это основа сюжета фильма, сериала, игры, рекламного ролика. В нем прописывается история, диалоги персонажей, характер и многое другое. Чтобы получить логически правильный и интересный сюжет, работает коллектив профессионалов. В статье я расскажу о профессии сценарист.
Сценарист: кто это и чем занимается
Сценарист — это автор особого литературного произведения, а именно сценария. Сценарий требуется везде где есть сюжет: кинофильмы, театральные представления, мультипликация, рекламные ролики и т. д. В некоторых случаях сценарист берет за основу идею какого-то художественного произведения, в других работает под ТЗ. Все зависит оттого, о каком именно сценарии мы говорим. Либо это экранизация романа или же короткий сюжет рекламного ролика.
В любом случае, общий принцип работы над сценарием примерно одинаков:
- проработка и адаптация идеи
- построение структуры сценария
- описание действующих лиц, событий, сюжетных поворотов
- разделение сюжета на сцены
- написание диалогов, ремарок и т.д.
И да, все это применимо не только к кино и театру. Реклама, игровая индустрия, мероприятия, вебинары и конференции — везде востребованы услуги сценаристов. Как же получить эту интересную творческую профессию?
Что должен знать и уметь сценарист
На первый взгляд очевидно — уметь писать. Но давайте посмотрим шире. Современный сценарист должен:
- исследовать и отбирать факты, проводить первичный анализ сюжетов;
- уметь создавать структуру историй;
- писать сценарии для разных форматов;
- кратко и по существу описывать ключевые точки сюжета;
- создавать истории персонажей и развивать их при помощи диалогов;
- уметь применять приёмы для усиления динамики и драматизма;
- презентовать проекты для привлечения финансирования.
Личные качества
У писателя-сценариста должны быть развиты следующие качества:
- наблюдательность;
- способность концентрироваться;
- аналитическое мышление;
- внимательность;
- воображение;
- усидчивость;
- креативность.
Рекомендуем обратить внимание на специализированный курс: Профессия сценарист
В работе сценариста есть положительные моменты, а также негативные аспекты.
- творческая работа;
- востребованность;
- взаимодействие с интересными людьми.
- ненормированный рабочий день;
- профессиональное выгорание.
Зарплата сценариста в Москве и по России
Для любителей Youtube тоже найдётся занятие по душе. Здесь зарплата немного выше, от 40 тыс. руб. Можно начать работать без опыта.
Пример вакансии для сценариста нетворческого направления. От 50 тыс. руб.
Вакансии с гонораром от 100 тыс. руб. предлагаются специалисту, который способен работать с персоналом — отбирать, нанимать, обучать специалистов, следить за их работой.
Сценарист может брать несколько заказов одновременно, что позволяет ему не ограничивать себя в заработке.
Как стать сценаристом
Итак, вы решили, что хотите быть сценаристом. Прежде всего, оцените свое стремление с точки зрения временных, финансовых и идейных затрат. Если вы нацелены на карьеру киносценариста, вероятно, вам следует подумать о высшем образовании по профилю. Если вы видите себя в игровой индустрии, рекламном или пиар-направлении — рекомендую профильные курсы.
Почему именно курсы:
- всего за несколько месяцев вы освоите востребованную профессию и наработаете портфолио для презентации будущим заказчикам и работодателям;
- поддержка и обратная связь от преподавателей гарантирует тщательную проработку ошибок;
- вы защитите дипломный проект и получите диплом, подтверждающий вашу квалификацию;
- вы будете иметь возможность найти работу или стажировку уже во время обучения.
Словом, преимущества очевидны.
Если у вас остались вопросы по профессии сценарист, как им стать или какой путь нужно пройти, чтобы начать зарабатывать на сценариях — задавайте их в комментариях. Мы обязательно ответим!
Кто такие шоураннеры, зачем вам агент и к кому бежать с готовым сценарием
Сейчас я работаю с анимационными и веб-сериалами. В анимации цены начинаются от 50 000 рублей за 7-10-минутную серию, в веб-проектах от 15 000 рублей за пятиминутную серию.
Я не работаю без официального соглашения даже с друзьями, но сам российский договор между продюсером и сценаристом может лечь в основу психологического триллера
У вас забирают все права, вы должны всё и всем, вам не должны ничего, кроме суммы денег, разбитой на сто кусочков, которые будут выплачивать год и, возможно, ваше имя даже не появится в титрах. Это проблема законодательства, из которой вытекает проблема отношения к авторам. Поменяется закон — поменяется отношение и, я уверена, качественно возрастет количество хороших сценариев.
Чтобы сегодняшним начинающим (и не только) сценаристам было чуть проще работать в индустрии, я задала вопросы про фактические, а не творческие аспекты профессии нескольким уже опытным авторам.
Где учиться на сценариста в России? (И нужно ли вообще это делать?)
Я окончила филфак, у меня нет профильного кинообразования, но если бы я сейчас хотела его получить, пошла бы в школу документального кино Марины Разбежкиной или Московскую школу кино.
Чтобы писать сценарии, нужна теоретическая база и опыт. В идеале дело не должно ограничиваться несколькими годами в киношколе, есть смысл повышать квалификацию на протяжении всей карьеры. Стоит ли для этого поступать куда-то? Не факт. Поступать нужно, чтобы познакомиться с другими студентами, потенциальными будущими соавторами, заказчиками и единомышленниками.
Научить писать сценарии невозможно, этому можно только научиться. На собственном опыте. При этом теоретическая база, конечно, не помешает. Ее можно получить как из специальной литературы, так и в киношколах, которых сейчас довольно много. Главное — смотреть много фильмов и сериалов, старых и новых. При правильной, аналитической оптике просмотра это очень помогает. Насмотренность — необходимое условие для овладения профессией.
Как перестать писать в стол и начать продавать свои сценарии?
Лена Ванина
Если вы начинающий автор, самое правильное решение — не пробовать сразу продать заявку за огромные деньги или ждать, когда продюсеры купят у вас идею. Напишите сценарий целиком. Да, сначала в стол. Зато так продюсер сразу видит, с чем вы пришли, и даже если у вас до этого не было никаких работ, но сценарий крутой, его купят. Или купят идею, а потом отдадут ее кому-то из своих авторов. Написать хороший сценарий сложно, скорее всего, придется его переписывать много раз, что, кстати, ничего плохого не означает, это нормально.
Филипп Коняшов
Нужно писать то, что может заинтересовать заказчиков, искать на них выходы, заводить знакомства. Можно просто отправить имейл на адрес какого-нибудь продакшна. Продюсеры действительно ждут, что в один прекрасный день им придет пилот новой сериальной бомбы.
Антон Токтонов
Можно участвовать в питчингах, уровень которых у нас в стране постепенно растет; рассылать письма на студии, редакторам и продюсерам; налаживать личные контакты или делегировать это агентам (этот институт у нас, к сожалению, не очень развит). В этом вопросе хорошо работают как раз школы, которые помогают авторам и студиям находить друг друга.
Роман Кантор
Если сценарий уже написан, его можно представить на разных питчингах и сценарных конкурсах. Еще один способ: контактировать с продюсерами, редакторами студий. Отправлять на общую студийную почту сценарий — самый базовый способ, но я бы все-таки попытался найти людей, которые знают тех, кто может посоветовать ваш сценарий. Для этого надо показывать его товарищам, друзьям, связанным с индустрией.
Какая средняя зарплата сценариста с России?
Люба Мульменко
Два основных фактора, которые влияют на гонорар: фильмография (то есть репутация) автора и бюджет картины. Я пишу в основном сценарии полнометражных авторских фильмов, и ценовой разбег тут очень большой. В разное время на разных проектах я получала за сценарий и 200 тысяч рублей, и два миллиона. Я могу согласиться работать за четверть своей нормальной ставки, если мне очень нравится режиссер и если я понимаю, что денег на кино объективно мало.
Антон Токтонов
Единых стандартных ставок для рынка нет. Факторов, влияющих на ценообразование, очень много. Базово, по моему опыту, стоимость сценария для часовых дневных шоу— примерно от 100 тысяч за серию, для часовых вечерних — от 200 тысяч, для полнометражного кино — от 500 тысяч рублей. Это нижние границы, а верхних почти не существует. На проектах, которые делаем мы, ставки в среднем выше.
Лена Ванина
Точно ответить на этот вопрос довольно сложно. Можно получить за полный метр семь миллионов рублей, можно два, а можно 600 тысяч. То же самое с сериалами. Зависит это от кучи факторов: от вашего имени, от продюсеров, от бюджета проекта.
Нужен ли сценаристу в России агент и где его искать?
Антон Токтонов
Отвечу на этот вопрос как главный редактор студии — человек, который смотрит на кинопроцесс с другой стороны баррикад: к сожалению, агент нужен сценаристу в России сегодня только для решения сопутствующих задач — бухгалтерских, юридических и т. п. Примеров творческого взаимодействия агента и сценариста я, увы, не знаю, но хотелось бы, чтобы они были, чтобы агенты подсказывали авторам, что писать, а студиям — кто из сценаристов нужен под их задачи.
Лена Ванина
По-хорошему, каждому сценаристу нужен агент: он легко скажет заказчику то, что сложно вам, будет биться за деньги или ваши условия, пока вы думаете только про творчество, будет искать вам проекты и подходящие заказы. В России хороших сценарных агентов очень мало. Чаще всего они прикреплены к каким-то большим студиям и несут вам заказы только оттуда, соответственно, они думают одновременно и про ваши интересы, и про интересы студии. В итоге часто не очень понятно, за что вы платите двадцать процентов от своего гонорара. В то же время, если вы начинающий автор, найти агента — неплохое решение: в отличие от вас, он уже со всеми знаком и может решить, как лучше поступить с вашими идеями, кому их можно продать или хотя бы показать. Самое большое сценарное агентство в России — StarDust. Я с ними сотрудничала, все было довольно мило, но потом я ушла — все проекты, которыми я занимаюсь, приходят ко мне напрямую.
Роман Кантор
Агент нужен начинающим сценаристам, которые не знают, кому показать свой сценарий. Да, его услуги стоят около 15-20%, но при прочих равных — это хороший вариант.
Изменилось ли отношение к сценаристам в России?
Филипп Коняшов
Кажется, сейчас сценаристов начали чуточку больше уважать, возможно из-за популярности сериалов, в которых ведущую роль играют сценаристы-шоураннеры. Мне кажется, что невнимание и неуважение возникают из-за разобщенности цехов. В большинстве случаев сценарист, закончив работу над сценарием, отпочковывается от проекта и не участвует в съемках и в пост-продакшне. Есть исключения, но, как правило, в таких случаях сценаристы выступают еще и креативными-продюсерами или режиссерами.
Антон Токтонов
Есть ощущение, что сценаристы в России становятся более значимыми фигурами, но я бы пока не сказал, что они вышли на передний план. Звездные авторы получают неплохие деньги, с ними подписывают эксклюзивные контракты, но, например, института шоураннеров, как в Голливуде, у нас пока нет.
Роман Кантор
То, что сценаристы начали выходить на первый план — достижение самих сценаристов, которые пытаются сформировать базовое представление об этике и сообществе. Все смотрят на Запад и видят, как там меняется это отношение, в первую очередь на телевидении и платформах. Все уже знают про шоураннеров и понимают, что у них больший вес, чем у режиссера. В России такое встречается крайне редко, но на телевидении есть шанс для изменения статуса сценариста, это открытая территория.
Должен ли современный сценарист сам себя активно продавать и продвигать?
Филипп Коняшов
Сценарист должен уметь говорить: довольно часто ему приходится убеждать в своей правоте соавторов, редакторов, продюсеров. Не всегда достаточно написать хорошую сцену, иногда нужно объяснить окружающим, что она значит, и почему нужна именно эта сцена, а не какая-нибудь другая. Умение продавать себя, продвигать, создавать бренд из собственного имени тоже важно, но все это не заменит мастерство кинодраматурга. Если встает вопрос — час писать сценарий или час писать пост в фейсбуке, который охарактеризует вас как маститого сценарного гуру, то лучше выбрать первое.
Лена Ванина
Если сценарист талантливый, то может быть интровертом, экстравертом, — кем угодно. Круто, когда работы говорят сами за себя. Другое дело, что сейчас все чаще проходят сценарные питчинги, где нужно уметь ярко подать и продать свою идею и сценарий. В целом, нужно просто понять, как превратить свою слабость в силу: не можете разговаривать, когда люди вокруг, — позовите детский хор, пусть он пропоет вашу сцену. Шучу, но нет.
Чем сценарист отличается от писателя?
Принято считать, сценаристы необходимы лишь при разработке сценариев к фильмам, но на самом деле профиль применения данных специалистов значительно шире:
игровое и документальное кино;
культурно-массовые мероприятия и концертные шоу-программы;
ток-шоу и реалити-шоу;
Очень часто сценаристов путают с писателями, хотя в действительности работа у них разная. Писатель по крайней мере не зависит от других этапов съемочного процесса, ему не нужно думать, как те или иные действия будут воплощены на экране, согласовывать сюжет, прорабатывать отдельные сцены и диалоги. Кроме того, сценарий - это определенное жанровое произведение, которое строится по определенной схеме.
Сценарист же крайне плотно работает с режиссером, оператором-постановщиком и всей остальной съемочной бригадой. Бывает, что сценарий приходится перерабатывать и даже переписывать с нуля прямо на ходу, если картина, к примеру, не укладывается в бюджет.
При этом весьма часто сценаристы оказываются в тени режиссеров, их имена не слишком известны широкой публике. Но именно от труда сценариста во многом зависит конечное качество фильма. В истории Голливуда немало примеров, когда сценарные провалы ставили крест на всей постановке, несмотря на качественную игру актеров, бюджеты и мастерские съемки.
Впрочем, сценаристы довольно часто совмещают основную работу с режиссурой, продюсированием и даже актерской карьерой. Более того, сейчас куда больше спроса на универсальных специалистов – чем меньше участников процесса, тем меньше творческих разногласий и меньше издержки на производство.
В связи с этим сценаристы, которые занимаются исключительно сочинительством, становятся все большей редкостью. Представители данной профессии все активнее проникают в различные сферы реализации проекта, чтобы иметь возможность оказывать влияние на процесс.
Источник фото pch.vector/freepik
Обязанности сценариста
В целом сценарист отвечает за начальный этап реализации проекта:
проведение необходимых исследований, сбор информации;
Кроме того, сценарист может быть задействован и при работе над рекламной кампанией проекта. Он может писать сценарии к видеороликам, анонсы и пресс-релизы, перенимая на себя таким образом некоторые обязанности специалиста по пиару и продвижению.
Требования к профессии сценарист
Главным требованием для сценариста является, конечно, умение писать и создавать сюжеты. Иными словами, писательский талант. Профессионал своего дела должен уметь прорабатывать детали, личностей персонажей, а также диалоги. Конечная цель – сделать так, чтобы зритель поверил в реальность происходящего.
От хорошего сценариста требуется умение работать с большими объемами информации, анализировать ситуации, максимально погружаться в тему. Если фильм о средневековье – максимально продумывать поведение персонажей той эпохи, если картина о врачах – живые диалоги медиков, а не просто набор заученных медицинских терминов.
Где может работать сценарист
Как уже упоминалось ранее, сценарист работает не только в кино. Подобные навыки необходимы:
в рекламных и пиар-агентствах;
в индустрии компьютерных игр.
При этом необходимо отметить, что чаще всего сценаристы фильмов или телесериалов – это фрилансеры, которые либо получают заказы от студий, либо сами занимаются поиском компаний для сотрудничества.
Источник фото stories/freepik
Где выучиться профессии сценариста?
Театральные училища, институты кинематографии, а также литературные вузы предлагают возможность освоить профессию сценариста.
Правда, ни в одном вузе не учат литературному таланту – там можно лишь получить определенный набор знаний, научиться определенным методикам создания сценариев, принципам создания хороших сценариев.
У многих сценаристов и вовсе нет профильного образования. Поэтому вопрос о том, учиться или не учиться, достаточно спорный и каждый должен решать его самостоятельно.
Качества хорошего сценариста
Для того, чтобы работать сценаристом необходимо обладать следующими качествами:
богатая фантазия и развитое воображение;
интерес ко многим областям человеческой жизни;
любознательность и желание изучать что-то новое;
умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
трудолюбие и работоспособность.
Сколько зарабатывают сценаристы
Подсчитать средний заработок сценаристов довольно затруднительно. Большая их часть работает по контрактной схеме, то есть является фрилансерами. А если речь идет о контактах с продюсерскими компаниями, то зарплаты сотрудников предпочитают не афишировать.
Также надо понимать, что зарплата и востребованность сценариста полностью зависит от успешности его прошлых проектов.
Плюсы и минусы профессии сценарист
К положительным аспектам профессии следует отнести следующее:
при фрилансе возможность самостоятельно определять степень загруженности и рабочий график;
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова находится в Москве и является пределом мечтаний для тех, кто хочет связать свою судьбу с миром кино. Здесь готовят специалистов для двух сфер: кино и телевидение. За время существования ВГИК выпустил немало мэтров кинематографа: Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Эльдара Рязанова, Андрея Кончаловского и многих других. Давайте разберемся, как же получить возможность поступить в заветный институт.
Средне-специальное образование
Во ВГИКе можно получить не только высшее образование, но и средне-специальное. Поэтому, если школьник закончил 9 классов и твердо решил посвятить себя кинематографу, он может попытаться поступить в колледж ВГИКа.
Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК
Колледж был основан в 2004 году. Он активно взаимодействует с институтом, перенимая многие вузовские традиции и правила. Здесь преподают ведущие специалисты, педагоги и аспиранты вуза. Преподаватели ценят индивидуальность каждого студента, дают им возможность развиваться и экспериментировать. Особое внимание в колледже уделяют проведению учебной практики, во время которой студенты получают первый опыт применения своих умений.
Специальности
На данный момент в колледже готовят специалистов в области живописи. Студенты могут выбрать себе одну из представленных профессий:
- Преподаватель живописи. Деятельность этого специалиста включает в себя: развитие образного мышления в учениках; формирование навыков в изобразительном искусстве; обучение работе с красками, тушью, пастелью; ознакомление с историей мировой культуры.
- Художник-живописец — деятель искусства, владеющий навыками работы с красками. Этих специалистов обучают не только теории цвета, построению композиции и истории живописи, но и стараются развить их собственное восприятие реальности и научить выражать себя через полотна.
- Художник-педагог — специалист, совмещающий творческую и педагогическую деятельность. Он развивает художественные способности своих учеников и занимается эстетическим воспитанием их личности.
Правила приема
Поступление на творческую специальность подразумевает наличие у абитуриентов художественных способностей. Для их выявления колледж организует вступительные испытания, которые проходят в 2 тура:
- Творческий экзамен
- Практическое задание по рисунку. Во время испытания абитуриента попросят карандашом нарисовать натюрморт. Задание выполняется в течение 4 часов в мастерской колледжа.
- Практическое задание по композиции. Абитуриенту нужно будет создать композиционное решение на заданную тему. Основой будет являться короткое литературное произведение. Работа должна быть выполнена карандашом за 5 часов в условиях мастерской.
2.1 Просмотр портфолио. Абитуриент должен предоставить:
- 7 работ по рисунку;
- 7 живописных работ;
- 5 работ по композиции в цвете или графике;
- раскадровку литературного произведения (8 — 16 кадров с разработкой персонажей);
- наброски людей и животных, выполненных с натуры.
2.2. Собеседование. Приемная комиссия попробует выявить общие культурные знания абитуриента в области изобразительного искусства, кинематографа, литературы.
На основании вступительных испытаний и успеваемости комиссия составляет ранжированный список абитуриентов, рекомендованных к зачислению.
Необходимые документы
Для подачи заявления на поступление абитуриент должен представить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность (с ксерокопией).
- Документ об образовании (с ксерокопией).
- 4 фотографии размером 3*4.
К моменту зачисления потребуются дополнительные документы:
- Оригинал документа об образовании, который останется на кафедре.
- Медицинская справка по форме № 086-у.
- Ксерокопия медицинского полиса; военный билет или приписное свидетельство (при наличии).
Порядок действий
Прием документов начинается не позже 20 июня. К этому времени позаботьтесь о том, чтобы у вас были готовы документы и выполнены все работы для портфолио. Прием документов проводится до 10 августа. Дни и часы проведения вступительных экзаменов вам сообщат при приеме документов. После 10 августа начинайте следить за сайтом колледжа, там вывешиваются результаты вступительных испытаний и списки поступивших . В конце августа нужно успеть предоставить оригиналы документов, необходимых для зачисления.
Высшее образование
Высшее образование ВГИКа подразумевает более обширный выбор специальностей. Срок обучения студента зависит от выбранного факультета:
- режиссерский факультет — 5 лет;
- актерский факультет — 4 года;
- художественный факультет — 6 лет;
- операторский факультет — 5 лет;
- факультет анимации и мультимедиа — 5 лет;
- сценарно-киноведческий факультет: кафедра драматургии кино — 4 года, кафедра киноведения — 5 лет;
- продюсерский факультет — 5 лет.
Подготовка к поступлению
ВГИК — это престижное учебное заведение. Многие абитуриенты мечтают учиться именно здесь, поэтому поступающих ждет высокая конкуренция. Для того чтобы исполнить свою мечту, готовиться нужно заранее. Учеников, которые не отдаются искусству с головой, здесь не жалуют. Преподаватели хотят, чтобы их будущие студенты стали первоклассными специалистами и мэтрами мира кино. Для того чтобы достичь таких высот необходимо много работать, вращаться в сфере кино и постоянно развиваться. Начать нужно уже с подготовки к поступлению.
Подготовительные курсы
Для того чтобы увеличить шансы на поступление, стоит задуматься о подготовительных курсах. Они помогут абитуриенту освоиться в стенах вуза, узнать о предстоящих испытаниях, больше разузнать об обучении и самое главное — начать свой путь в мире искусства. Во ВГИКе организованы собственные курсы профориентации. На этих занятиях ученикам рассказывают о специфике их будущей профессии, преподают основы и помогают понять насколько им подходит данная профессия.
Самостоятельная работа
Конечно, курсы сыграют свою роль в подготовке абитуриента, но самостоятельная работа имеет намного большее значение. Своим образованием и развитием эстетического вкуса нужно заниматься ежедневно. Чтобы освоить творческую профессию недостаточно теоретических знаний, для этого нужно иметь талант. Его невозможно создать искусственно, но его можно выявить благодаря неустанному развитию и погружению в мир искусства.
Как может абитуриент самостоятельно подготовиться к поступлению в институт кинематографии? Ему стоит уделять время таким занятиям:
- Чтение книг. Миры кино и литературы пересекаются. Творческая личность должна быть начитанной и образованной.
- Тренировка памяти. Для вас это в любом случае актуально. Кем бы вы ни стали: актером, которому придется запоминать сотни страниц текста, или киноведом, который должен помнить названия фильмов, имена персонажей. Отличная память будет для вас бонусом.
- Изучение истории искусства. Комиссия может проверить ваши знания в области культуры. Изучайте основы искусства заранее: смотрите фильмы о художниках, читайте книги, слушайте лекции.
- Просмотр фильмов. Поступая во ВГИК даже на живописца, вы обязаны ориентироваться в кинематографе. Смотрите классику кино. Впоследствии преподаватели будут удивлены вашей осведомленности.
- Самостоятельная практика. Рисуйте, если вы будущий живописец. Попробуйте снять свой первый фильм, если хотите стать оператором. Упражняйтесь в актерском мастерстве, если планируете играть в кино. Даже если пока не создадите шедевр, начнете раскрываться и формироваться, как творец.
Какие предметы нужно сдавать на ЕГЭ
Для поступления во ВГИК необходимо сдать ЕГЭ по русскому и литературе. Помните, что на обоих экзаменах нужно будет написать сочинение. Готовьтесь к этому заданию особенно тщательно. Оно принесет наибольшее количество баллов.
Проходной балл на бюджет
Ваши баллы за ЕГЭ должны соответствовать запросам вуза. В 2020 году требования к минимальным баллам по русскому языку и литературе соответственно таковы:
- актерское искусство: 56 и 45;
- режиссура кино и телевидения: 65 и 50;
- звукорежиссура аудиовизульных искусств: 56 и 45;
- живопись: 56 и 45;
- графика: 56 и 45;
- кинооператорство: 56 и 45;
- киноведение: 65 и 50;
- драматургия: 65 и 50;
- продюсерство: 56 и 45.
Какие еще нужны испытания
Но даже самых высоких оценок за ЕГЭ недостаточно. С каждым абитуриентом будет устроено собеседование. Комиссия задаст вопросы о вашей биографии, знаниях в области культуры и о подготовке к обучению. Кроме того, на каждом факультете устраиваются творческие экзамены. В большинстве случаев именно они играют самую важную роль при поступлении. В зависимости от факультета вступительные экзамены будут отличаться.
Актерский факультет
Прежде чем абитуриента допустят к вступительным испытаниям, как и в любом театральном вузе, ему необходимо пройти 3 отборочных прослушивания. Во время прослушиваний даются задания с чтением литературных произведений наизусть, проверкой вокальных и пластических данных потенциального студента. После успешного прохождения всех трех туров абитуриент допускается к вступительным экзаменам, где его ждут:
- Творческое и профессиональное испытание, в которое входит:
- чтение наизусть стихотворения, басни, прозы. Нужно подготовить несколько произведений разных жанров, чтобы комиссия могла ощутить многогранность вашего таланта;
- исполнение сценического этюда;
- исполнение песни на свой выбор.
- Также будущего актера ждет собеседование с членами комиссии, где его попросят рассказать о себе и проверят знания в области кинематографа. Старайтесь быть раскрепощенным и обаятельным - во время разговора комиссия внимательно следит за манерой говорить.
Художественный
Для допуска к вступительным экзаменам необходимо представить в приемную комиссию работы:
- по живописи и рисунку;
- по композиции.
Всем, кто допуск получил предстоит пройти три тура экзаменов:
- Творческое испытание. Абитуриент должен выполнить 2 задания в мастерской. На выполнения каждого дано по 6 часов. Экзаменуемый должен будет выбрать одну из 3-х тем, соответствующую его интересам, и раскрыть ее содержание в образной форме.
- Профессиональное испытание.
2.1. Экзаменуемый должен выполнить два задания по живописи:
- натюрморт. На его выполнение дано 10 часов (2 дня по 5 часов);
- поясной портрет с руками. На его выполнение дано 12 часов (2 дня по 6 часов).
2.2. Абитуриент должен выполнить 2 задания по рисунку в мастерской:
- голова натурщика. На выполнение дано 6 часов;
- обнаженная модель. На выполнение дано 10 часов.
- Собеседование с комиссией. Здесь от абитуриента потребуют широкий запас знаний об истории искусства, художниках, стилях и направлениях живописи.
Операторский
Предварительно абитуриента попросят предоставить творческий комплект из 30 фоторабот в разных жанрах: натюрморт, портрет, пейзаж, репортаж. После предоставления документов и портфолио абитуриент должен осуществить съемку в павильоне вуза, в которую должны входить:
- гипсовый бюст;
- натюрморт;
- портрет;
- жанровый сюжет;
- портрет с естественным освещением;
- тематический фоторепортаж.
И только после этого комиссия может подтвердить допуск потенциального студента к вступительным заданиям, которые включают:
- Творческое испытание. Здесь комиссия выявляет самых перспективных студентов. Вы будете обсуждать ваше портфолио.
- Профессиональное испытание проходит по экзаменационным билетам. Будут проверяться знания абитуриента по основам фотосъемки и фототехники.
- Собеседование, которое продолжит разговор о фотографии. Также темами собеседования станут история кино и искусства.
Анимация и мультимедиа
Подавая документы, абитуриенты должны предоставить кинематографическую версию короткого литературного произведения. Работу нужно оформить в виде таблицы и прописать возможное звуковое решение. Объем работы не должен превышать 25 страниц. Помимо этого абитуриент должен приложить анкету, где в свободной форме расскажет о своих творческих достижениях, и поделится мыслями о выбранной специальности.
Далее потенциальных студентов ждут несколько этапов проверок:
- Творческое испытание:
- письменная работа, включающая работу с литературным произведением. Абитуриенту будет предложен литературный текст, из которого предстоит создать концепцию экранного воплощения. Экзаменуемый должен представить пространство для воплощения, звуковое сопровождение, попытаться воплотить в текст атмосферу его концепции. Работа должна быть выполнена в стенах вуза в течение 5 часов;
- письменное задание, включающее анализ фильма. Будущий студент должен раскрыть замысел просмотренного фильма. Ему предстоит проанализировать звуковое сопровождение, дать ему технические и художественные характеристики.
2. Профессиональное испытание:
- оценка общейтехнической грамотности. На этом этапе будут проверяться знания абитуриента о современных системах звукопередачи в кино;
- техническое тестирование. Этот экзамен проводится в устной форме. Будет проверена чувствительность слуха абитуриента.
3. Собеседование. В рамках собеседования будут проверены знания студенты об истории культуры и кинематографа, проведено тестирование музыкального слуха.
Сценарно-киноведческий
Будущие сценаристы и киноведы должны предоставить несколько письменных работ:
- Рецензию на фильм.
- Отзыв на книгу о кино или на киноведческую статью.
- Теоретическую статью о фильме.
- Тематический обзор кинорепертуара.
Общий объем работ должен быть не меньше 15 страниц.
После этого абитуриент проходит вступительные испытания:
- Творческое испытание. Написание рецензии на фильм, выбранный комиссией.
- Профессиональное испытание. Написание письменной работы по киноискусству. Абитуриенту будет предложено несколько тем. В своем тексте он должен раскрыть выбранную тему, показав знания о киноискусстве.
- Собеседование, в ходе которого проверяются знания абитуриента о мире киноискусства.
Продюсерский
Поступающих на продюсерский факультет ждет несколько заданий:
- Профессиональное испытание проводится по экзаменационным билетам. Вопросы связаны со знанием обязанностей продюсера, его роли в мире кино, а также проверяются общие культурологические знания.
- Творческое испытание подразумевает анализ выбранного комиссией фильма с точки зрения его рентабельности на рынке кино. Нужно придумать рекламную кампанию для фильма, методы его продвижения и проанализировать его потенциал.
Режиссерский
Студент должен предоставить краткую биографию, сочинение о случае из жизни и 5 своих лучших фотокадров.
На вступительных экзаменах абитуриента ждут:
- Собеседование для определения общего культурного уровня.
- Творческое испытание, включающее написание письменной работы на одну из тем.
- Профессиональное испытание, во время которого абитуриента попросят исполнить ряд творческих заданий, например, выразительно прочесть отрывок литературного произведения.
Необходимые документы
Будущему студенту нужно будет предоставить ряд документов для допуска к вступительным испытаниям, а при зачислении добавить оригиналы:
- Документ, удостоверяющий личность, с ксерокопией.
- Копию аттестата об образовании (при зачислении предоставляется оригинал).
- 2 фотографии размеров 3*4 (при зачислении еще 4 фотографии).
- Медицинскую справку №086-у (при зачислении).
- Военный билет (при зачислении).
- Копия ИНН (при зачислении).
- Копия СНИЛС (при зачислении).
Расписание вступительных экзаменов
В 2022 году на сайте вуза размещено объявление о переносе вступительных испытаний в связи с распространением короновирусной инфекции. Информация о переносах сроков собеседований, консультаций и приема творческих работ пока не известна. О новых сроках будет сообщено на сайте.
Филиалы ВГИКа
Поступить во ВГИК можно не только в Москве, но и в Сергиево-Посаде, Ростове-на-Дону и Иркутске. В филиалах представлено меньше специальностей. Тем не менее, обучение в филиалах ВГИКа считается престижным. В них можно получить как средне-специальное, так и высшее образование.
В погоне за мечтой стать известным актером или режиссером, студент может забыть о своевременном выполнении задания или написании работы. Не беда! Команда Феникс.Хелп выручит вас и поможет сдать все задания в срок, а вы сможете не отвлекаться от творческого процесса.
Читайте также:
- Люди этой профессии часто говорят в час по чайной ложке что это за профессия
- Сведения об организации имеющей право на проведение работ с оружием патронами
- Как дождаться парня из отпуска
- Какие профессии имеют право на досрочную пенсию по новому закону в россии
- Должностные обязанности научного сотрудника музея