Сценарист профессия что сдавать

Обновлено: 30.04.2024

Сценарий — это основа сюжета фильма, сериала, игры, рекламного ролика. В нем прописывается история, диалоги персонажей, характер и многое другое. Чтобы получить логически правильный и интересный сюжет, работает коллектив профессионалов. В статье я расскажу о профессии сценарист.

Сценарист: кто это и чем занимается

Сценарист — это автор особого литературного произведения, а именно сценария. Сценарий требуется везде где есть сюжет: кинофильмы, театральные представления, мультипликация, рекламные ролики и т. д. В некоторых случаях сценарист берет за основу идею какого-то художественного произведения, в других работает под ТЗ. Все зависит оттого, о каком именно сценарии мы говорим. Либо это экранизация романа или же короткий сюжет рекламного ролика.

В любом случае, общий принцип работы над сценарием примерно одинаков:

  • проработка и адаптация идеи
  • построение структуры сценария
  • описание действующих лиц, событий, сюжетных поворотов
  • разделение сюжета на сцены
  • написание диалогов, ремарок и т.д.

И да, все это применимо не только к кино и театру. Реклама, игровая индустрия, мероприятия, вебинары и конференции — везде востребованы услуги сценаристов. Как же получить эту интересную творческую профессию?

Сценарист: кто это и чем занимается

Что должен знать и уметь сценарист

На первый взгляд очевидно — уметь писать. Но давайте посмотрим шире. Современный сценарист должен:

  • исследовать и отбирать факты, проводить первичный анализ сюжетов;
  • уметь создавать структуру историй;
  • писать сценарии для разных форматов;
  • кратко и по существу описывать ключевые точки сюжета;
  • создавать истории персонажей и развивать их при помощи диалогов;
  • уметь применять приёмы для усиления динамики и драматизма;
  • презентовать проекты для привлечения финансирования.

Что должен знать и уметь сценарист

Личные качества

У писателя-сценариста должны быть развиты следующие качества:

  • наблюдательность;
  • способность концентрироваться;
  • аналитическое мышление;
  • внимательность;
  • воображение;
  • усидчивость;
  • креативность.

Рекомендуем обратить внимание на специализированный курс: Профессия сценарист

В работе сценариста есть положительные моменты, а также негативные аспекты.

  • творческая работа;
  • востребованность;
  • взаимодействие с интересными людьми.
  • ненормированный рабочий день;
  • профессиональное выгорание.

Зарплата сценариста в Москве и по России

Зарплата по Москве

Зарплата по регионам

Вакансия в игровой индустрии

Для любителей Youtube тоже найдётся занятие по душе. Здесь зарплата немного выше, от 40 тыс. руб. Можно начать работать без опыта.

Вакансия для сценаристов для ютуба

Пример вакансии для сценариста нетворческого направления. От 50 тыс. руб.

вакансии для сценариста нетворческого направления

Вакансии с гонораром от 100 тыс. руб. предлагаются специалисту, который способен работать с персоналом — отбирать, нанимать, обучать специалистов, следить за их работой.

Вакансии с гонораром от 100 тыс. руб

Сценарист может брать несколько заказов одновременно, что позволяет ему не ограничивать себя в заработке.

Как стать сценаристом

Итак, вы решили, что хотите быть сценаристом. Прежде всего, оцените свое стремление с точки зрения временных, финансовых и идейных затрат. Если вы нацелены на карьеру киносценариста, вероятно, вам следует подумать о высшем образовании по профилю. Если вы видите себя в игровой индустрии, рекламном или пиар-направлении — рекомендую профильные курсы.

Почему именно курсы:

  • всего за несколько месяцев вы освоите востребованную профессию и наработаете портфолио для презентации будущим заказчикам и работодателям;
  • поддержка и обратная связь от преподавателей гарантирует тщательную проработку ошибок;
  • вы защитите дипломный проект и получите диплом, подтверждающий вашу квалификацию;
  • вы будете иметь возможность найти работу или стажировку уже во время обучения.

Словом, преимущества очевидны.

Если у вас остались вопросы по профессии сценарист, как им стать или какой путь нужно пройти, чтобы начать зарабатывать на сценариях — задавайте их в комментариях. Мы обязательно ответим!

Кто такие шоураннеры, зачем вам агент и к кому бежать с готовым сценарием



Сей­час я ра­бо­таю с ани­ма­ци­он­ны­ми и веб-се­ри­а­ла­ми. В ани­ма­ции цены на­чи­на­ют­ся от 50 000 руб­лей за 7-10-ми­нут­ную се­рию, в веб-про­ек­тах от 15 000 руб­лей за пя­ти­ми­нут­ную се­рию.

Я не ра­бо­таю без офи­ци­аль­но­го со­гла­ше­ния даже с дру­зья­ми, но сам рос­сий­ский до­го­вор меж­ду про­дю­се­ром и сце­на­ри­стом мо­жет лечь в ос­но­ву пси­хо­ло­ги­че­ско­го трил­ле­ра

У вас за­би­ра­ют все пра­ва, вы долж­ны всё и всем, вам не долж­ны ни­че­го, кро­ме сум­мы де­нег, раз­би­той на сто ку­соч­ков, ко­то­рые бу­дут вы­пла­чи­вать год и, воз­мож­но, ваше имя даже не по­явит­ся в тит­рах. Это про­бле­ма за­ко­но­да­тель­ства, из ко­то­рой вы­те­ка­ет про­бле­ма от­но­ше­ния к ав­то­рам. По­ме­ня­ет­ся за­кон — по­ме­ня­ет­ся от­но­ше­ние и, я уве­ре­на, ка­че­ствен­но воз­рас­тет ко­ли­че­ство хо­ро­ших сце­на­ри­ев.

Что­бы се­го­дняш­ним на­чи­на­ю­щим (и не толь­ко) сце­на­ри­стам было чуть про­ще ра­бо­тать в ин­ду­стрии, я за­да­ла во­про­сы про фак­ти­че­ские, а не твор­че­ские ас­пек­ты про­фес­сии несколь­ким уже опыт­ным ав­то­рам.

Где учить­ся на сце­на­ри­ста в Рос­сии? (И нуж­но ли во­об­ще это де­лать?)

Я окон­чи­ла фил­фак, у меня нет про­филь­но­го ки­но­об­ра­зо­ва­ния, но если бы я сей­час хо­те­ла его по­лу­чить, по­шла бы в шко­лу до­ку­мен­таль­но­го кино Ма­ри­ны Раз­беж­ки­ной или Мос­ков­скую шко­лу кино.

Что­бы пи­сать сце­на­рии, нуж­на тео­ре­ти­че­ская база и опыт. В иде­а­ле дело не долж­но огра­ни­чи­вать­ся несколь­ки­ми го­да­ми в ки­но­шко­ле, есть смысл по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию на про­тя­же­нии всей ка­рье­ры. Сто­ит ли для это­го по­сту­пать куда-то? Не факт. По­сту­пать нуж­но, что­бы по­зна­ко­мить­ся с дру­ги­ми сту­ден­та­ми, по­тен­ци­аль­ны­ми бу­ду­щи­ми со­ав­то­ра­ми, за­каз­чи­ка­ми и еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми.

На­учить пи­сать сце­на­рии невоз­мож­но, это­му мож­но толь­ко на­учить­ся. На соб­ствен­ном опы­те. При этом тео­ре­ти­че­ская база, ко­неч­но, не по­ме­ша­ет. Ее мож­но по­лу­чить как из спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ры, так и в ки­но­шко­лах, ко­то­рых сей­час до­воль­но мно­го. Глав­ное — смот­реть мно­го филь­мов и се­ри­а­лов, ста­рых и но­вых. При пра­виль­ной, ана­ли­ти­че­ской оп­ти­ке про­смот­ра это очень по­мо­га­ет. На­смот­рен­ность — необ­хо­ди­мое усло­вие для овла­де­ния про­фес­си­ей.


Как пе­ре­стать пи­сать в стол и на­чать про­да­вать свои сце­на­рии?

Лена Ва­ни­на

Если вы на­чи­на­ю­щий ав­тор, са­мое пра­виль­ное ре­ше­ние — не про­бо­вать сра­зу про­дать за­яв­ку за огром­ные день­ги или ждать, ко­гда про­дю­се­ры ку­пят у вас идею. На­пи­ши­те сце­на­рий це­ли­ком. Да, сна­ча­ла в стол. Зато так про­дю­сер сра­зу ви­дит, с чем вы при­шли, и даже если у вас до это­го не было ни­ка­ких ра­бот, но сце­на­рий кру­той, его ку­пят. Или ку­пят идею, а по­том от­да­дут ее кому-то из сво­их ав­то­ров. На­пи­сать хо­ро­ший сце­на­рий слож­но, ско­рее все­го, при­дет­ся его пе­ре­пи­сы­вать мно­го раз, что, кста­ти, ни­че­го пло­хо­го не озна­ча­ет, это нор­маль­но.

Фи­липп Ко­ня­шов

Нуж­но пи­сать то, что мо­жет за­ин­те­ре­со­вать за­каз­чи­ков, ис­кать на них вы­хо­ды, за­во­дить зна­ком­ства. Мож­но про­сто от­пра­вить имейл на ад­рес ка­ко­го-ни­будь про­дакш­на. Про­дю­се­ры дей­стви­тель­но ждут, что в один пре­крас­ный день им при­дет пи­лот но­вой се­ри­аль­ной бом­бы.

Ан­тон Ток­то­нов

Мож­но участ­во­вать в пит­чин­гах, уро­вень ко­то­рых у нас в стране по­сте­пен­но рас­тет; рас­сы­лать пись­ма на сту­дии, ре­дак­то­рам и про­дю­се­рам; на­ла­жи­вать лич­ные кон­так­ты или де­ле­ги­ро­вать это аген­там (этот ин­сти­тут у нас, к со­жа­ле­нию, не очень раз­вит). В этом во­про­се хо­ро­шо ра­бо­та­ют как раз шко­лы, ко­то­рые по­мо­га­ют ав­то­рам и сту­ди­ям на­хо­дить друг дру­га.

Ро­ман Кан­тор

Если сце­на­рий уже на­пи­сан, его мож­но пред­ста­вить на раз­ных пит­чин­гах и сце­нар­ных кон­кур­сах. Еще один спо­соб: кон­так­ти­ро­вать с про­дю­се­ра­ми, ре­дак­то­ра­ми сту­дий. От­прав­лять на об­щую сту­дий­ную по­чту сце­на­рий — са­мый ба­зо­вый спо­соб, но я бы все-таки по­пы­тал­ся най­ти лю­дей, ко­то­рые зна­ют тех, кто мо­жет по­со­ве­то­вать ваш сце­на­рий. Для это­го надо по­ка­зы­вать его то­ва­ри­щам, дру­зьям, свя­зан­ным с ин­ду­стри­ей.

Ка­кая сред­няя зар­пла­та сце­на­ри­ста с Рос­сии?

Люба Муль­мен­ко

Два ос­нов­ных фак­то­ра, ко­то­рые вли­я­ют на го­но­рар: филь­мо­гра­фия (то есть ре­пу­та­ция) ав­то­ра и бюд­жет кар­ти­ны. Я пишу в ос­нов­ном сце­на­рии пол­но­мет­раж­ных ав­тор­ских филь­мов, и це­но­вой раз­бег тут очень боль­шой. В раз­ное вре­мя на раз­ных про­ек­тах я по­лу­ча­ла за сце­на­рий и 200 ты­сяч руб­лей, и два мил­ли­о­на. Я могу со­гла­сить­ся ра­бо­тать за чет­верть сво­ей нор­маль­ной став­ки, если мне очень нра­вит­ся ре­жис­сер и если я по­ни­маю, что де­нег на кино объ­ек­тив­но мало.

Ан­тон Ток­то­нов

Еди­ных стан­дарт­ных ста­вок для рын­ка нет. Фак­то­ров, вли­я­ю­щих на це­но­об­ра­зо­ва­ние, очень мно­го. Ба­зо­во, по мо­е­му опы­ту, сто­и­мость сце­на­рия для ча­со­вых днев­ных шоу— при­мер­но от 100 ты­сяч за се­рию, для ча­со­вых ве­чер­них — от 200 ты­сяч, для пол­но­мет­раж­но­го кино — от 500 ты­сяч руб­лей. Это ниж­ние гра­ни­цы, а верх­них по­чти не су­ще­ству­ет. На про­ек­тах, ко­то­рые де­ла­ем мы, став­ки в сред­нем выше.

Лена Ва­ни­на

Точ­но от­ве­тить на этот во­прос до­воль­но слож­но. Мож­но по­лу­чить за пол­ный метр семь мил­ли­о­нов руб­лей, мож­но два, а мож­но 600 ты­сяч. То же са­мое с се­ри­а­ла­ми. За­ви­сит это от кучи фак­то­ров: от ва­ше­го име­ни, от про­дю­се­ров, от бюд­же­та про­ек­та.


Ну­жен ли сце­на­ри­сту в Рос­сии агент и где его ис­кать?

Ан­тон Ток­то­нов

От­ве­чу на этот во­прос как глав­ный ре­дак­тор сту­дии — че­ло­век, ко­то­рый смот­рит на ки­но­про­цесс с дру­гой сто­ро­ны бар­ри­кад: к со­жа­ле­нию, агент ну­жен сце­на­ри­сту в Рос­сии се­го­дня толь­ко для ре­ше­ния со­пут­ству­ю­щих за­дач — бух­гал­тер­ских, юри­ди­че­ских и т. п. При­ме­ров твор­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия аген­та и сце­на­ри­ста я, увы, не знаю, но хо­те­лось бы, что­бы они были, что­бы аген­ты под­ска­зы­ва­ли ав­то­рам, что пи­сать, а сту­ди­ям — кто из сце­на­ри­стов ну­жен под их за­да­чи.

Лена Ва­ни­на

По-хо­ро­ше­му, каж­до­му сце­на­ри­сту ну­жен агент: он лег­ко ска­жет за­каз­чи­ку то, что слож­но вам, бу­дет бить­ся за день­ги или ваши усло­вия, пока вы ду­ма­е­те толь­ко про твор­че­ство, бу­дет ис­кать вам про­ек­ты и под­хо­дя­щие за­ка­зы. В Рос­сии хо­ро­ших сце­нар­ных аген­тов очень мало. Чаще все­го они при­креп­ле­ны к ка­ким-то боль­шим сту­ди­ям и несут вам за­ка­зы толь­ко от­ту­да, со­от­вет­ствен­но, они ду­ма­ют од­но­вре­мен­но и про ваши ин­те­ре­сы, и про ин­те­ре­сы сту­дии. В ито­ге ча­сто не очень по­нят­но, за что вы пла­ти­те два­дцать про­цен­тов от сво­е­го го­но­ра­ра. В то же вре­мя, если вы на­чи­на­ю­щий ав­тор, най­ти аген­та — непло­хое ре­ше­ние: в от­ли­чие от вас, он уже со все­ми зна­ком и мо­жет ре­шить, как луч­ше по­сту­пить с ва­ши­ми иде­я­ми, кому их мож­но про­дать или хотя бы по­ка­зать. Са­мое боль­шое сце­нар­ное агент­ство в Рос­сии — Star­Dust. Я с ними со­труд­ни­ча­ла, все было до­воль­но мило, но по­том я ушла — все про­ек­ты, ко­то­ры­ми я за­ни­ма­юсь, при­хо­дят ко мне на­пря­мую.

Ро­ман Кан­тор

Агент ну­жен на­чи­на­ю­щим сце­на­ри­стам, ко­то­рые не зна­ют, кому по­ка­зать свой сце­на­рий. Да, его услу­ги сто­ят око­ло 15-20%, но при про­чих рав­ных — это хо­ро­ший ва­ри­ант.

Из­ме­ни­лось ли от­но­ше­ние к сце­на­ри­стам в Рос­сии?

Фи­липп Ко­ня­шов

Ка­жет­ся, сей­час сце­на­ри­стов на­ча­ли чу­точ­ку боль­ше ува­жать, воз­мож­но из-за по­пу­ляр­но­сти се­ри­а­лов, в ко­то­рых ве­ду­щую роль иг­ра­ют сце­на­ри­сты-шо­уран­не­ры. Мне ка­жет­ся, что невни­ма­ние и неува­же­ние воз­ни­ка­ют из-за раз­об­щен­но­сти це­хов. В боль­шин­стве слу­ча­ев сце­на­рист, за­кон­чив ра­бо­ту над сце­на­ри­ем, от­поч­ко­вы­ва­ет­ся от про­ек­та и не участ­ву­ет в съем­ках и в пост-про­дакшне. Есть ис­клю­че­ния, но, как пра­ви­ло, в та­ких слу­ча­ях сце­на­ри­сты вы­сту­па­ют еще и кре­а­тив­ны­ми-про­дю­се­ра­ми или ре­жис­се­ра­ми.

Ан­тон Ток­то­нов

Есть ощу­ще­ние, что сце­на­ри­сты в Рос­сии ста­но­вят­ся бо­лее зна­чи­мы­ми фи­гу­ра­ми, но я бы пока не ска­зал, что они вы­шли на пе­ред­ний план. Звезд­ные ав­то­ры по­лу­ча­ют непло­хие день­ги, с ними под­пи­сы­ва­ют экс­клю­зив­ные кон­трак­ты, но, на­при­мер, ин­сти­ту­та шо­уран­не­ров, как в Гол­ли­ву­де, у нас пока нет.

Ро­ман Кан­тор

То, что сце­на­ри­сты на­ча­ли вы­хо­дить на пер­вый план — до­сти­же­ние са­мих сце­на­ри­стов, ко­то­рые пы­та­ют­ся сфор­ми­ро­вать ба­зо­вое пред­став­ле­ние об эти­ке и со­об­ще­стве. Все смот­рят на За­пад и ви­дят, как там ме­ня­ет­ся это от­но­ше­ние, в первую оче­редь на те­ле­ви­де­нии и плат­фор­мах. Все уже зна­ют про шо­уран­не­ров и по­ни­ма­ют, что у них боль­ший вес, чем у ре­жис­се­ра. В Рос­сии та­кое встре­ча­ет­ся крайне ред­ко, но на те­ле­ви­де­нии есть шанс для из­ме­не­ния ста­ту­са сце­на­ри­ста, это от­кры­тая тер­ри­то­рия.

Дол­жен ли со­вре­мен­ный сце­на­рист сам себя ак­тив­но про­да­вать и про­дви­гать?

Фи­липп Ко­ня­шов

Сце­на­рист дол­жен уметь го­во­рить: до­воль­но ча­сто ему при­хо­дит­ся убеж­дать в сво­ей право­те со­ав­то­ров, ре­дак­то­ров, про­дю­се­ров. Не все­гда до­ста­точ­но на­пи­сать хо­ро­шую сце­ну, ино­гда нуж­но объ­яс­нить окру­жа­ю­щим, что она зна­чит, и по­че­му нуж­на имен­но эта сце­на, а не ка­кая-ни­будь дру­гая. Уме­ние про­да­вать себя, про­дви­гать, со­зда­вать бренд из соб­ствен­но­го име­ни тоже важ­но, но все это не за­ме­нит ма­стер­ство ки­но­дра­ма­тур­га. Если вста­ет во­прос — час пи­сать сце­на­рий или час пи­сать пост в фейс­бу­ке, ко­то­рый оха­рак­те­ри­зу­ет вас как ма­сти­то­го сце­нар­но­го гуру, то луч­ше вы­брать пер­вое.

Лена Ва­ни­на

Если сце­на­рист та­лант­ли­вый, то мо­жет быть ин­тро­вер­том, экс­тра­вер­том, — кем угод­но. Кру­то, ко­гда ра­бо­ты го­во­рят сами за себя. Дру­гое дело, что сей­час все чаще про­хо­дят сце­нар­ные пит­чин­ги, где нуж­но уметь ярко по­дать и про­дать свою идею и сце­на­рий. В це­лом, нуж­но про­сто по­нять, как пре­вра­тить свою сла­бость в силу: не мо­же­те раз­го­ва­ри­вать, ко­гда люди во­круг, — по­зо­ви­те дет­ский хор, пусть он про­по­ет вашу сце­ну. Шучу, но нет.

работа сценариста над сюжетом

Чем сценарист отличается от писателя?

Принято считать, сценаристы необходимы лишь при разработке сценариев к фильмам, но на самом деле профиль применения данных специалистов значительно шире:

игровое и документальное кино;

культурно-массовые мероприятия и концертные шоу-программы;

ток-шоу и реалити-шоу;

Очень часто сценаристов путают с писателями, хотя в действительности работа у них разная. Писатель по крайней мере не зависит от других этапов съемочного процесса, ему не нужно думать, как те или иные действия будут воплощены на экране, согласовывать сюжет, прорабатывать отдельные сцены и диалоги. Кроме того, сценарий - это определенное жанровое произведение, которое строится по определенной схеме.

Сценарист же крайне плотно работает с режиссером, оператором-постановщиком и всей остальной съемочной бригадой. Бывает, что сценарий приходится перерабатывать и даже переписывать с нуля прямо на ходу, если картина, к примеру, не укладывается в бюджет.

При этом весьма часто сценаристы оказываются в тени режиссеров, их имена не слишком известны широкой публике. Но именно от труда сценариста во многом зависит конечное качество фильма. В истории Голливуда немало примеров, когда сценарные провалы ставили крест на всей постановке, несмотря на качественную игру актеров, бюджеты и мастерские съемки.

Впрочем, сценаристы довольно часто совмещают основную работу с режиссурой, продюсированием и даже актерской карьерой. Более того, сейчас куда больше спроса на универсальных специалистов – чем меньше участников процесса, тем меньше творческих разногласий и меньше издержки на производство.

В связи с этим сценаристы, которые занимаются исключительно сочинительством, становятся все большей редкостью. Представители данной профессии все активнее проникают в различные сферы реализации проекта, чтобы иметь возможность оказывать влияние на процесс.

обязанности сценариста, сценарист фильма

Источник фото pch.vector/freepik

Обязанности сценариста

В целом сценарист отвечает за начальный этап реализации проекта:

проведение необходимых исследований, сбор информации;

Кроме того, сценарист может быть задействован и при работе над рекламной кампанией проекта. Он может писать сценарии к видеороликам, анонсы и пресс-релизы, перенимая на себя таким образом некоторые обязанности специалиста по пиару и продвижению.

Требования к профессии сценарист

Главным требованием для сценариста является, конечно, умение писать и создавать сюжеты. Иными словами, писательский талант. Профессионал своего дела должен уметь прорабатывать детали, личностей персонажей, а также диалоги. Конечная цель – сделать так, чтобы зритель поверил в реальность происходящего.

От хорошего сценариста требуется умение работать с большими объемами информации, анализировать ситуации, максимально погружаться в тему. Если фильм о средневековье – максимально продумывать поведение персонажей той эпохи, если картина о врачах – живые диалоги медиков, а не просто набор заученных медицинских терминов.

Где может работать сценарист

Как уже упоминалось ранее, сценарист работает не только в кино. Подобные навыки необходимы:

в рекламных и пиар-агентствах;

в индустрии компьютерных игр.

При этом необходимо отметить, что чаще всего сценаристы фильмов или телесериалов – это фрилансеры, которые либо получают заказы от студий, либо сами занимаются поиском компаний для сотрудничества.

чем занимается сценарист

Источник фото stories/freepik

Где выучиться профессии сценариста?

Театральные училища, институты кинематографии, а также литературные вузы предлагают возможность освоить профессию сценариста.

Правда, ни в одном вузе не учат литературному таланту – там можно лишь получить определенный набор знаний, научиться определенным методикам создания сценариев, принципам создания хороших сценариев.

У многих сценаристов и вовсе нет профильного образования. Поэтому вопрос о том, учиться или не учиться, достаточно спорный и каждый должен решать его самостоятельно.

Качества хорошего сценариста

Для того, чтобы работать сценаристом необходимо обладать следующими качествами:

богатая фантазия и развитое воображение;

интерес ко многим областям человеческой жизни;

любознательность и желание изучать что-то новое;

умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

трудолюбие и работоспособность.

Сколько зарабатывают сценаристы

Подсчитать средний заработок сценаристов довольно затруднительно. Большая их часть работает по контрактной схеме, то есть является фрилансерами. А если речь идет о контактах с продюсерскими компаниями, то зарплаты сотрудников предпочитают не афишировать.

Также надо понимать, что зарплата и востребованность сценариста полностью зависит от успешности его прошлых проектов.

Плюсы и минусы профессии сценарист

К положительным аспектам профессии следует отнести следующее:

при фрилансе возможность самостоятельно определять степень загруженности и рабочий график;


Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова находится в Москве и является пределом мечтаний для тех, кто хочет связать свою судьбу с миром кино. Здесь готовят специалистов для двух сфер: кино и телевидение. За время существования ВГИК выпустил немало мэтров кинематографа: Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Эльдара Рязанова, Андрея Кончаловского и многих других. Давайте разберемся, как же получить возможность поступить в заветный институт.

Средне-специальное образование

Во ВГИКе можно получить не только высшее образование, но и средне-специальное. Поэтому, если школьник закончил 9 классов и твердо решил посвятить себя кинематографу, он может попытаться поступить в колледж ВГИКа.

Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК

Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК

Колледж был основан в 2004 году. Он активно взаимодействует с институтом, перенимая многие вузовские традиции и правила. Здесь преподают ведущие специалисты, педагоги и аспиранты вуза. Преподаватели ценят индивидуальность каждого студента, дают им возможность развиваться и экспериментировать. Особое внимание в колледже уделяют проведению учебной практики, во время которой студенты получают первый опыт применения своих умений.

Специальности

На данный момент в колледже готовят специалистов в области живописи. Студенты могут выбрать себе одну из представленных профессий:

  • Преподаватель живописи. Деятельность этого специалиста включает в себя: развитие образного мышления в учениках; формирование навыков в изобразительном искусстве; обучение работе с красками, тушью, пастелью; ознакомление с историей мировой культуры.
  • Художник-живописец — деятель искусства, владеющий навыками работы с красками. Этих специалистов обучают не только теории цвета, построению композиции и истории живописи, но и стараются развить их собственное восприятие реальности и научить выражать себя через полотна.
  • Художник-педагог — специалист, совмещающий творческую и педагогическую деятельность. Он развивает художественные способности своих учеников и занимается эстетическим воспитанием их личности.

Правила приема

Поступление на творческую специальность подразумевает наличие у абитуриентов художественных способностей. Для их выявления колледж организует вступительные испытания, которые проходят в 2 тура:

  1. Творческий экзамен
  • Практическое задание по рисунку. Во время испытания абитуриента попросят карандашом нарисовать натюрморт. Задание выполняется в течение 4 часов в мастерской колледжа.
  • Практическое задание по композиции. Абитуриенту нужно будет создать композиционное решение на заданную тему. Основой будет являться короткое литературное произведение. Работа должна быть выполнена карандашом за 5 часов в условиях мастерской.

2.1 Просмотр портфолио. Абитуриент должен предоставить:

  • 7 работ по рисунку;
  • 7 живописных работ;
  • 5 работ по композиции в цвете или графике;
  • раскадровку литературного произведения (8 — 16 кадров с разработкой персонажей);
  • наброски людей и животных, выполненных с натуры.

2.2. Собеседование. Приемная комиссия попробует выявить общие культурные знания абитуриента в области изобразительного искусства, кинематографа, литературы.

На основании вступительных испытаний и успеваемости комиссия составляет ранжированный список абитуриентов, рекомендованных к зачислению.

Необходимые документы

Для подачи заявления на поступление абитуриент должен представить следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность (с ксерокопией).
  2. Документ об образовании (с ксерокопией).
  3. 4 фотографии размером 3*4.

К моменту зачисления потребуются дополнительные документы:

  1. Оригинал документа об образовании, который останется на кафедре.
  2. Медицинская справка по форме № 086-у.
  3. Ксерокопия медицинского полиса; военный билет или приписное свидетельство (при наличии).

Порядок действий

Прием документов начинается не позже 20 июня. К этому времени позаботьтесь о том, чтобы у вас были готовы документы и выполнены все работы для портфолио. Прием документов проводится до 10 августа. Дни и часы проведения вступительных экзаменов вам сообщат при приеме документов. После 10 августа начинайте следить за сайтом колледжа, там вывешиваются результаты вступительных испытаний и списки поступивших . В конце августа нужно успеть предоставить оригиналы документов, необходимых для зачисления.

Высшее образование

ВУЗ

Высшее образование ВГИКа подразумевает более обширный выбор специальностей. Срок обучения студента зависит от выбранного факультета:

  • режиссерский факультет — 5 лет;
  • актерский факультет — 4 года;
  • художественный факультет — 6 лет;
  • операторский факультет — 5 лет;
  • факультет анимации и мультимедиа — 5 лет;
  • сценарно-киноведческий факультет: кафедра драматургии кино — 4 года, кафедра киноведения — 5 лет;
  • продюсерский факультет — 5 лет.

Подготовка к поступлению

ВГИК — это престижное учебное заведение. Многие абитуриенты мечтают учиться именно здесь, поэтому поступающих ждет высокая конкуренция. Для того чтобы исполнить свою мечту, готовиться нужно заранее. Учеников, которые не отдаются искусству с головой, здесь не жалуют. Преподаватели хотят, чтобы их будущие студенты стали первоклассными специалистами и мэтрами мира кино. Для того чтобы достичь таких высот необходимо много работать, вращаться в сфере кино и постоянно развиваться. Начать нужно уже с подготовки к поступлению.

Подготовительные курсы

Для того чтобы увеличить шансы на поступление, стоит задуматься о подготовительных курсах. Они помогут абитуриенту освоиться в стенах вуза, узнать о предстоящих испытаниях, больше разузнать об обучении и самое главное — начать свой путь в мире искусства. Во ВГИКе организованы собственные курсы профориентации. На этих занятиях ученикам рассказывают о специфике их будущей профессии, преподают основы и помогают понять насколько им подходит данная профессия.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Конечно, курсы сыграют свою роль в подготовке абитуриента, но самостоятельная работа имеет намного большее значение. Своим образованием и развитием эстетического вкуса нужно заниматься ежедневно. Чтобы освоить творческую профессию недостаточно теоретических знаний, для этого нужно иметь талант. Его невозможно создать искусственно, но его можно выявить благодаря неустанному развитию и погружению в мир искусства.

Как может абитуриент самостоятельно подготовиться к поступлению в институт кинематографии? Ему стоит уделять время таким занятиям:

  • Чтение книг. Миры кино и литературы пересекаются. Творческая личность должна быть начитанной и образованной.
  • Тренировка памяти. Для вас это в любом случае актуально. Кем бы вы ни стали: актером, которому придется запоминать сотни страниц текста, или киноведом, который должен помнить названия фильмов, имена персонажей. Отличная память будет для вас бонусом.
  • Изучение истории искусства. Комиссия может проверить ваши знания в области культуры. Изучайте основы искусства заранее: смотрите фильмы о художниках, читайте книги, слушайте лекции.
  • Просмотр фильмов. Поступая во ВГИК даже на живописца, вы обязаны ориентироваться в кинематографе. Смотрите классику кино. Впоследствии преподаватели будут удивлены вашей осведомленности.
  • Самостоятельная практика. Рисуйте, если вы будущий живописец. Попробуйте снять свой первый фильм, если хотите стать оператором. Упражняйтесь в актерском мастерстве, если планируете играть в кино. Даже если пока не создадите шедевр, начнете раскрываться и формироваться, как творец.

Какие предметы нужно сдавать на ЕГЭ

ЕГЭ

Для поступления во ВГИК необходимо сдать ЕГЭ по русскому и литературе. Помните, что на обоих экзаменах нужно будет написать сочинение. Готовьтесь к этому заданию особенно тщательно. Оно принесет наибольшее количество баллов.

Проходной балл на бюджет

Ваши баллы за ЕГЭ должны соответствовать запросам вуза. В 2020 году требования к минимальным баллам по русскому языку и литературе соответственно таковы:

  • актерское искусство: 56 и 45;
  • режиссура кино и телевидения: 65 и 50;
  • звукорежиссура аудиовизульных искусств: 56 и 45;
  • живопись: 56 и 45;
  • графика: 56 и 45;
  • кинооператорство: 56 и 45;
  • киноведение: 65 и 50;
  • драматургия: 65 и 50;
  • продюсерство: 56 и 45.

Какие еще нужны испытания

Но даже самых высоких оценок за ЕГЭ недостаточно. С каждым абитуриентом будет устроено собеседование. Комиссия задаст вопросы о вашей биографии, знаниях в области культуры и о подготовке к обучению. Кроме того, на каждом факультете устраиваются творческие экзамены. В большинстве случаев именно они играют самую важную роль при поступлении. В зависимости от факультета вступительные экзамены будут отличаться.

Актерский факультет

Актеры

Прежде чем абитуриента допустят к вступительным испытаниям, как и в любом театральном вузе, ему необходимо пройти 3 отборочных прослушивания. Во время прослушиваний даются задания с чтением литературных произведений наизусть, проверкой вокальных и пластических данных потенциального студента. После успешного прохождения всех трех туров абитуриент допускается к вступительным экзаменам, где его ждут:

  1. Творческое и профессиональное испытание, в которое входит:
  • чтение наизусть стихотворения, басни, прозы. Нужно подготовить несколько произведений разных жанров, чтобы комиссия могла ощутить многогранность вашего таланта;
  • исполнение сценического этюда;
  • исполнение песни на свой выбор.
  1. Также будущего актера ждет собеседование с членами комиссии, где его попросят рассказать о себе и проверят знания в области кинематографа. Старайтесь быть раскрепощенным и обаятельным - во время разговора комиссия внимательно следит за манерой говорить.

Художественный

Художники

Для допуска к вступительным экзаменам необходимо представить в приемную комиссию работы:

  • по живописи и рисунку;
  • по композиции.

Всем, кто допуск получил предстоит пройти три тура экзаменов:

  1. Творческое испытание. Абитуриент должен выполнить 2 задания в мастерской. На выполнения каждого дано по 6 часов. Экзаменуемый должен будет выбрать одну из 3-х тем, соответствующую его интересам, и раскрыть ее содержание в образной форме.
  2. Профессиональное испытание.

2.1. Экзаменуемый должен выполнить два задания по живописи:

  • натюрморт. На его выполнение дано 10 часов (2 дня по 5 часов);
  • поясной портрет с руками. На его выполнение дано 12 часов (2 дня по 6 часов).

2.2. Абитуриент должен выполнить 2 задания по рисунку в мастерской:

  • голова натурщика. На выполнение дано 6 часов;
  • обнаженная модель. На выполнение дано 10 часов.
  1. Собеседование с комиссией. Здесь от абитуриента потребуют широкий запас знаний об истории искусства, художниках, стилях и направлениях живописи.

Операторский

Операторы

Предварительно абитуриента попросят предоставить творческий комплект из 30 фоторабот в разных жанрах: натюрморт, портрет, пейзаж, репортаж. После предоставления документов и портфолио абитуриент должен осуществить съемку в павильоне вуза, в которую должны входить:

  • гипсовый бюст;
  • натюрморт;
  • портрет;
  • жанровый сюжет;
  • портрет с естественным освещением;
  • тематический фоторепортаж.

И только после этого комиссия может подтвердить допуск потенциального студента к вступительным заданиям, которые включают:

  1. Творческое испытание. Здесь комиссия выявляет самых перспективных студентов. Вы будете обсуждать ваше портфолио.
  2. Профессиональное испытание проходит по экзаменационным билетам. Будут проверяться знания абитуриента по основам фотосъемки и фототехники.
  3. Собеседование, которое продолжит разговор о фотографии. Также темами собеседования станут история кино и искусства.

Анимация и мультимедиа

Анимация

Подавая документы, абитуриенты должны предоставить кинематографическую версию короткого литературного произведения. Работу нужно оформить в виде таблицы и прописать возможное звуковое решение. Объем работы не должен превышать 25 страниц. Помимо этого абитуриент должен приложить анкету, где в свободной форме расскажет о своих творческих достижениях, и поделится мыслями о выбранной специальности.

Далее потенциальных студентов ждут несколько этапов проверок:

  1. Творческое испытание:
  • письменная работа, включающая работу с литературным произведением. Абитуриенту будет предложен литературный текст, из которого предстоит создать концепцию экранного воплощения. Экзаменуемый должен представить пространство для воплощения, звуковое сопровождение, попытаться воплотить в текст атмосферу его концепции. Работа должна быть выполнена в стенах вуза в течение 5 часов;
  • письменное задание, включающее анализ фильма. Будущий студент должен раскрыть замысел просмотренного фильма. Ему предстоит проанализировать звуковое сопровождение, дать ему технические и художественные характеристики.

2. Профессиональное испытание:

  • оценка общейтехнической грамотности. На этом этапе будут проверяться знания абитуриента о современных системах звукопередачи в кино;
  • техническое тестирование. Этот экзамен проводится в устной форме. Будет проверена чувствительность слуха абитуриента.

3. Собеседование. В рамках собеседования будут проверены знания студенты об истории культуры и кинематографа, проведено тестирование музыкального слуха.

Сценарно-киноведческий

Будущие сценаристы и киноведы должны предоставить несколько письменных работ:

  1. Рецензию на фильм.
  2. Отзыв на книгу о кино или на киноведческую статью.
  3. Теоретическую статью о фильме.
  4. Тематический обзор кинорепертуара.

Общий объем работ должен быть не меньше 15 страниц.

После этого абитуриент проходит вступительные испытания:

  1. Творческое испытание. Написание рецензии на фильм, выбранный комиссией.
  2. Профессиональное испытание. Написание письменной работы по киноискусству. Абитуриенту будет предложено несколько тем. В своем тексте он должен раскрыть выбранную тему, показав знания о киноискусстве.
  3. Собеседование, в ходе которого проверяются знания абитуриента о мире киноискусства.

Продюсерский

Продюсеры

Поступающих на продюсерский факультет ждет несколько заданий:

  1. Профессиональное испытание проводится по экзаменационным билетам. Вопросы связаны со знанием обязанностей продюсера, его роли в мире кино, а также проверяются общие культурологические знания.
  2. Творческое испытание подразумевает анализ выбранного комиссией фильма с точки зрения его рентабельности на рынке кино. Нужно придумать рекламную кампанию для фильма, методы его продвижения и проанализировать его потенциал.

Режиссерский

Режиссеры

Студент должен предоставить краткую биографию, сочинение о случае из жизни и 5 своих лучших фотокадров.

На вступительных экзаменах абитуриента ждут:

  1. Собеседование для определения общего культурного уровня.
  2. Творческое испытание, включающее написание письменной работы на одну из тем.
  3. Профессиональное испытание, во время которого абитуриента попросят исполнить ряд творческих заданий, например, выразительно прочесть отрывок литературного произведения.

Необходимые документы

Будущему студенту нужно будет предоставить ряд документов для допуска к вступительным испытаниям, а при зачислении добавить оригиналы:

  1. Документ, удостоверяющий личность, с ксерокопией.
  2. Копию аттестата об образовании (при зачислении предоставляется оригинал).
  3. 2 фотографии размеров 3*4 (при зачислении еще 4 фотографии).
  4. Медицинскую справку №086-у (при зачислении).
  5. Военный билет (при зачислении).
  6. Копия ИНН (при зачислении).
  7. Копия СНИЛС (при зачислении).

Расписание вступительных экзаменов

В 2022 году на сайте вуза размещено объявление о переносе вступительных испытаний в связи с распространением короновирусной инфекции. Информация о переносах сроков собеседований, консультаций и приема творческих работ пока не известна. О новых сроках будет сообщено на сайте.

Филиалы ВГИКа

Поступить во ВГИК можно не только в Москве, но и в Сергиево-Посаде, Ростове-на-Дону и Иркутске. В филиалах представлено меньше специальностей. Тем не менее, обучение в филиалах ВГИКа считается престижным. В них можно получить как средне-специальное, так и высшее образование.

В погоне за мечтой стать известным актером или режиссером, студент может забыть о своевременном выполнении задания или написании работы. Не беда! Команда Феникс.Хелп выручит вас и поможет сдать все задания в срок, а вы сможете не отвлекаться от творческого процесса.

Читайте также: