Должностные обязанности научного сотрудника музея

Обновлено: 20.05.2024

кто работает в музее

Экскурсоводы

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Ирина Пахомова, главный хранитель Музея К.Г. Паустовского


Хранитель всегда был, есть и остается экспертом по вверенной ему коллекции. Это сотрудник, отвечающий и за физическую сохранность музейных предметов коллекции, и за изучение предметов. Хранитель — это тот, кто всегда должен находиться со своей коллекцией, должен не только хорошо владеть знаниями по ее профилю, но и разбираться в смежных областях.

Любовь к музейному делу мне привила работа в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина. Студенткой я трудилась там экскурсоводом, с большим удовольствием рассказывала посетителям о жизни и творчестве поэта. После этого опыта решила, что хочу работать в музее. Как филолог, я искала учреждение по своему профилю и нашла уютный музей писателя Константина Паустовского. В фондах я начала работать в качестве младшего научного сотрудника, помощника в экскурсионном отделе. История моего прихода к Паустовскому — скорее личная: Паустовский, как и Есенин, непосредственно связан с моими родными местами.

Музейные предметы часто преподносят сюрпризы. В наши фонды однажды поступил аппарат, предназначение которого мы поначалу не очень понимали. Долго не могли разобраться, консультировались с коллегами, изучали специальную литературу. Спустя некоторое время выяснилось, что это аппарат для просмотра слайдов и негативов на стекле, принадлежавший известному фотографу Виктору Молчанову (1910–2003), в советское время работавшему в Литературном музее и снимавшему встречи писателей. Он изобрел новый жанр, который назвал фоторассказом. Несколько фоторассказов Молчанова, посвященных жизни Паустовского, хранится и в нашем собрании.

В работе хранителя очень много монотонной, однообразной деятельности. Главное — не потерять интерес, не закоснеть, не выгореть. Я для себя нашла рецепт: необходимо все время учиться, совершенствоваться, узнавать новое, посещать музеи, смотреть и примечать. Многие годы я училась и до сих пор учусь этому трудному искусству.

Смотрители

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Научный сотрудник музея Культура исскуство и кино Должности cпециалистов

На основе указанного функционала, характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям, навыкам и квалификации составляется должностная инструкция научный сотрудник музея, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу по указанной профессии.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев; порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций; законодательство в сфере авторских и смежных прав; правила описания музейных предметов; порядок организации экспертизы культурных ценностей и музейных предметов; требования к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование; порядок ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации; современное состояние науки в избранной области научной деятельности; порядок планирования, осуществления и оформления научно-исследовательских работ; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Главный научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет.

Старший научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет либо высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет.

Научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет.

Младший научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года.

Научные сотрудники

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Кто работает в музее: список профессий

Любой музей, помимо социальных и образовательных, выполняет еще целый ряд функций, начиная от сохранения исторических и культурных артефактов и, заканчивая научными и изыскательскими функциями.

Поэтому работа в музее – это многогранная деятельность, которая включает в себя такие специальности или содержит довольно обширный список профессий с наиболее важными направлениями работы:

  • историков;
  • антропологов;
  • педагогов;
  • социологов;
  • реставраторов;
  • маркетологов;
  • медиаторов;
  • специалистов мультимедиа;
  • экскурсоводов;
  • кураторов виртуальных экспозиций.

Отдельного разговора требуют профессии в музее-заповеднике, который кроме охранительных и восстановительных функций, выполняет и научные функции изучения и обновления, как исторических, так и природных ландшафтов.

Как правило, музейные профессии получают на искусствоведческих или на исторических факультетах, как гуманитарных, так и педагогических университетов, где изучаются предметы культурных особенностей разных регионов и эпох.

Помимо этого, уже в самом музее каждый сотрудник этого заведения может иметь отдельную узкую или широкую специализацию изучения определенных исторических периодов, событий, объектов либо на изучении той или иной исторической личности.

Крупные музеи, обычно нуждаются в наиболее востребованных специалистах со знанием иностранных языков, а также в сотрудниках, имеющих научные степени. Что, во-первых, повышает туристическую привлекательность и, во-вторых, научную ценность таких музеев.

Другие специальности

Среди сотрудников музеев есть электрики, бухгалтеры, механики и другие сотрудники

Как и в любой другой сфере, в музее работают люди многих профессий. Далеко не все из них занимаются наукой и искусством, среди них есть электрики, бухгалтеры, механики, маркетологи, служба безопасности и административные служащие. Здесь они занимаются тем же, чем занимались бы в любом другом месте.

Должностные обязанности

Осуществляет научно-исследовательские работы в соответствии с целями, задачами и предметом деятельности музея согласно утвержденным в установленном порядке планам научно-исследовательских работ; изучает музейные предметы. Разрабатывает планы научного комплектования музейных фондов, научные концепции развития музея, концепции экспозиций и выставок.
Осуществляет подготовку публикаций о музейных предметах, закрепленных за музеем. Принимает участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, исследованиях, научных экспедициях, в том числе археологических. Ведет лекционную работу, проводит занятия и дает консультации по тематике проводимых исследований экскурсоводам музея. Готовит ответы на запросы посетителей музея и средств массовой информации. Составляет планы проведения научной деятельности, отчитывается об их исполнении.

Кто такой музейный работник

Для них разработаны данные рекомендации.

Музейный работник. Секреты профессии

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея — очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Требования к квалификации

Главный научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет. Старший научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет либо высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет. Научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет. Младший научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года.
Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Общие положения

1.1. Младший научный сотрудник музея относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Младший научный сотрудник музея назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность младшего научного сотрудника музея принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года.

1.4. Младший научный сотрудник музея должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев;

— порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

— законодательство в сфере авторских и смежных прав;

— правила описания музейных предметов;

— порядок организации экспертизы культурных ценностей и музейных предметов;

— требования к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование;

— порядок ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации;

— современное состояние науки в избранной области научной деятельности;

— порядок планирования, осуществления и оформления научно-исследовательских работ;

— нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила санитарной, личной гигиены;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Читайте также: